А. восходят к 3 протографам (подробное описание рукописной традиции см.: St ä hlin. 1905. S. XVI-XLV; ср.: Idem. 1934. S. 41-42; Cosaert. 2008. P. 13-14). Для «Увещевания к язычникам» и «Педагога» протографом является «кодекс Арефы» - хранящаяся в Национальной б-ке Франции греч. рукопись X в. (Paris. gr. 451), созданная по заказу Арефы , архиеп. Кесарии Каппадокийской, писцом Вааном. Помимо 2 произведений К. А., открывающих рукопись (Ibid. Fol. 1-154), она содержит неск. сочинений раннехрист. апологетов и еп. Евсевия Кесарийского. На полях рукописи имеются краткие схолии; по мнению Штелина, часть из них принадлежит Ваану, а часть - архиеп. Арефе (текст опубл.: Clem. Alex. Werke. 19723. Bd. 1. S. 293-340; анализ содержания см.: St ä hlin. 1897). В рукописи отсутствуют неск. десятков листов, в т. ч. листы, содержавшие большую часть 1-й кн. «Педагога» ( Clem. Alex. Paed. I 1. 1. 1 - I 12. 96. 1) и помещенные после этого сочинения 2 гимна; этот недостаток восполняется по 2 не зависящим друг от друга рукописям (Mutin. gr. 126 (в др. системах нумерации: III. D. 7; α. S. 5. 9) и Laurent. Plut. 5. 24), к-рые были списаны с протографа до утраты листов. Для соч. «Строматы» и примыкающих к нему произведений протографом является хранящаяся в б-ке Лауренциана (Флоренция) рукопись XI в. (Laurent. Plut. 5. 3); 1-й лист рукописи был утрачен, вслед. чего известный ныне текст «Стромат» начинается с обрывка приводимой К. А. цитаты из соч. «Пастырь» раннехрист. писателя Ермы (II в.). Список с этой рукописи (выполнен уже после утраты 1-го листа; XVI в.) хранится в Национальной б-ке Франции (Paris. Suppl. gr. 250). Протограф для соч. «Кто из богатых спасется?» представлен в рукописи XII в. из б-ки Эскориала (Scorial. gr. 552. Fol. 326v-345 (в др. системе нумерации: Ω-III-19)); к ней восходит текст, содержащийся в рукописи из б-ки Ватикана (Vat. gr. 623), к-рая использовалась издателями этого сочинения до нач. XX в. Косвенная традиция (т. е. цитаты из сочинений К. А., сохранившиеся в произведениях др.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

В основе литературной формы «Педагога» также лежит классическая риторическая речь, однако вслед. значительного объема сочинения и многочисленных вставок-экскурсов речевая форма размывается и усложняется, теряя строгую структуру. Оставаясь беседой со слушателями, «Педагог» вместе с тем сближается по способу организации материала с античными философскими трактатами, посвященными последовательному раскрытию некой темы. В тексте «Педагога» заметны резкие переходы и смысловые разрывы между нек-рыми тематическими разделами, а также стилистическая неровность, проявляющаяся в совмещении правильной и цветистой риторической речи с сухим философским рассуждением и сложной аллегорической экзегезой. Это позволяет предполагать, что К. А. объединил в этом сочинении материалы цикла катехизических речей, произнесенных им в разное время, вероятно, опираясь на собственные заметки или записи слушателей; при этом окончательная лит. обработка была менее тщательной, чем в «Увещевании к язычникам» (ср.: Brackett. 1986. P. 135-159, 179-183). Климент Александрийский. «Педагог». Рукопись. XI в. (Laurent. Plut. 5.24. Fol. 2r) Климент Александрийский. «Педагог». Рукопись. XI в. (Laurent. Plut. 5.24. Fol. 2r) О содержательном и тематическом преемстве по отношению к «Увещеванию к язычникам» свидетельствует открывающее «Педагог» упоминание о «прекрасном увещевании», к-рое достигло своей цели, т. е. привело язычников к вере: «Уже положено основание истины для нас, дети; [положен] неразрушимый основный камень гностического познания для святого храма великого Бога, прекрасное увещевание (προτροπ καλ), [произведшее] стремление к вечной жизни, благодаря рассудительному послушанию утвержденное в разумной почве» ( Clem. Alex. Paed. I 1. 1. 1). В ряде докритических изданий (в т. ч. в PG) эти слова ошибочно считались завершением «Увещевания к язычникам» и помещались после этого сочинения (см.: PG. 8. Col. 245-246; ср. рус. пер.: Увещание к эллинам. 1888. Стб. 180; по этой причине в рус. изданиях «Педагога» эта фраза отсутствует).

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Ларше ( Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 51) соотносит события апостасии, описанной в данном письме, с событиями Александрийской унии 633 г. и считает, что Петр и Софроний находились в это время в Александрии, противодействуя унии (см.: Maximus Conf. Opusc. 12). Однако, по мнению Янковяка и Бута, в письме содержатся неск. выражений, недостаточно подходящих указанному контексту. Кроме того, М. И. в письме ничего не говорит о моноэнергистской унии, заключенной Александрийским патриархом Киром. Т. о., либо он еще не знал о ней, либо письмо написано до ее заключения. Янковяк и Бут полагают, что письмо является реакцией М. И. на униональную политику имп. Ираклия, но написано до заключения унии в Александрии. 12. Письмо 23, «пресвитеру Стефану» (Ep. 23; CPG, N 7699/23; PG. 91. Col. 605-608; рус. пер.: Письма. 2015. С. 257), написано, возможно, в 628/9 г. ( Sherwood. 1952. P. 33. N 30; ср.: Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 46) или ок. 632 или 642 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 19), короткое письмо, посвященное темам разлуки и духовной любви. В нек-рых рукописях название письма: «пресвитеру и игумену Стефану» (Laurent. Plut. 57. 7). К тому же Стефану обращены письма 22, 40 и B. Через Стефана М. И. обращается ко всем отцам, подвизавшимся в мон-ре, где Стефан, вероятно, был игуменом, прося не забывать его, «свое чадо» ( Maximus Conf. Ep. 23//PG. 91. Col. 608), однако не ясно, был ли М. И. членом этого монашеского сообщества, или же это обычное в монашеской среде выражение смирения и фигура речи. По мнению Шервуда и Ларше ( Sherwood. 1952; Larchet. Introd.//Lettres. 1998), Стефан был игуменом Хрисопольского мон-ря, но из текста письма это не очевидно. 13. Письмо 40, «тому же» (т. е. Стефану, пресвитеру и игумену; Ep. 40; CPG, N 7699/40; PG. 91. Col. 633-636; частично переиздано Б. Маркесинисом: Janssens. 2002. P. XXIV; рус. пер.: Письма. 2015. С. 274), написано в 630-634 гг. ( Sherwood. 1952. P. 34. N 34; ср.: 634 - Larchet. Introd.//Lettres. 1998. P. 47; ок. 634? - Jankowiak, Booth. 2015. N 20), сохранилось только в 1 рукописи (Laurent. Plut. 57. 7. Fol. 2Г, где предшествует письму В). Адресат тот же, что и у писем 22, 23 и B (у Комбефиса ошибочно указан Фалассий - PG. 91. Col. 633). Текст, улучшенный Маркесинисом, показывает, что М. И. выражает сомнение, подходит ли он для исполнения дела, о к-ром его просит Стефан, лучше, чем авва Фома. По мнению Янковяка и Бута, в конечном счете к М. И. обратился Фома, после чего были написаны «Трудности к Фоме».

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Практика мелизматического О. отразилась в ряде теоретических трактатов, важнейшим из которых является Ватиканский трактат Vat. Ottob. lat. 3025, датируемый 1-й пол. XIII в. (возможно, это копия источника XII в.). О. стали называть новый вид многоголосия, в к-ром над протяженными тонами богослужебного напева развертывается мелизматика сочиненного голоса. При этом за видом многоголосия, в к-ром голоса движутся в более или менее строгом режиме «нота-против-ноты», закрепляется термин дискант . Пример 4. Органум «Viderunt omnes» Перотина (начало) в рукописи: Laurent. Plut. 29.1 Пример 4. Органум «Viderunt omnes» Перотина (начало) в рукописи: Laurent. Plut. 29.1 В парижской Нотр-Дам школе (ок. 1150 - ок. 1250) сформировалась самая сложная разновидность О.- метризованная. Корпус песнопений этого муз. направления содержится в «Большой книге органума», составление которой приписывается Леонину (2-я пол. XII в.), однако она сохранилась в более поздних рукописях, значительно отличающихся друг от друга по муз. содержанию. Одной из общих тенденций в них является внедрение модальной ритмики. Ритмические модусы утвердились в сочинениях представителя следующего поколения школы Нотр-Дам, Перотина. Принципы модальной ритмики и ее нотации были впервые изложены Иоанном де Гарландиа в трактате «О мензуральной музыке» (ок. 2-й четв.- сер. XIII в.). Перотину принадлежат первые в истории жанра 3- и 4-голосные О. В нижнем голосе, теноре , помещен богослужебный напев. Верхние, сочиненные, голоса располагаются примерно в одном диапазоне, поэтому они часто перекрещиваются, их регистровая дифференциация только намечена. Каждый из верхних голосов координируется по вертикали с тенором. О. Перотина - это протяженные муз. композиции, складывающиеся из частей с монодийным звучанием богослужебного напева и из частей с его полифонической обработкой. В многоголосных частях форма организуется с помощью чередования разделов на протянутых, силлабически подтекстованных тонах в теноре (эти разделы берут начало в О.) и разделов на распеве в теноре (их происхождение - из дисканта).

http://pravenc.ru/text/2581479.html

XII в. и был связан с собором Нотр-Дам в Париже: о Леониусе сохранилось 14 упоминаний в финансовых документах собора ( Wright. 1986). В документе 1179 г. Леониус назван магистром искусств и каноником парижской ц. Сен-Бенуа,- одной из 4 коллегиальных церквей Парижа, подчиненных собору (Description historique. 1763. P. 335); на тот момент он занимал эту должность уже довольно длительное время. К 1187 г. Леонин стал также каноником августинского аббатства Сен-Виктор в Париже. С 1192 г. он фигурировал в документах собора Нотр-Дам как пресвитер; место, где стоит подпись Леонина, свидетельствует о достаточно высоком положении, занимаемом им в должностной иерархии собора. В 2 документах 1193 г. используется уменьшительная форма имени - Leoninus, к-рая в тот период указывала на близкое знакомство с человеком, а также на его почтенный возраст. Наименование «магистр Леонин» встречается только в 2 вышеназванных документах и у Анонима IV (у последнего - наряду с Leo). Имя Леонин последний раз появляется в документах 1201 г.: вероятно, он умер в этом году или немногим позже. В некрологах собора Нотр-Дам и аббатства Сен-Виктор указаны разные даты смерти: 24 марта и 26 дек. соответственно (без года). Леонин был известен и как автор неск. поэтических сочинений, в т. ч. обширной поэмы «Священная история от сотворения мира» и 4 писем в стихах, адресованных Римским папам Адриану IV и Александру III. Пример 2. Фрагмент органума «Descendit de caelis» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v) Пример 2. Фрагмент органума «Descendit de caelis» (Laurent. Plut. 29.1. Fol. 14–15v) Аноним IV замечает, что «Большая книга органума» «использовалась вплоть до времени великого Перотина, который ее сократил и сочинил множество прекрасных клаузул или puncta, будучи самым лучшим дискантистом (т. е. сочинителем многоголосной мензуральной музыки.- М. Г.), лучшим, чем Леонин» ( Anonymous IV. 1967. S. 46; понятие punctum, букв.- «точка», «кусочек», в подобном значении нигде, кроме как у Анонима IV, не встречается).

http://pravenc.ru/text/2577975.html

Baroc. 5, XIV в. Fol. 205v - 207v. Древний лат. перевод трактата (судя по изяществу языка, не позднее VI в.) сохранился в 2 средневек. рукописях (Brux. 10615-729, XII в.; Laurent. Plut. XXII dextr. cod. 1, XIII в.) и их поздних копиях. Во флорентийской рукописи текст сочинения следует непосредственно за трактатом Евагрия «О восьми духах злобы». Имеются 2 арм. перевода трактата (VI-VII и XII вв.), изданные в качестве приложения к «Житиям св. отцов» ( Саркисян Н. 1855. С. 674-676). Арабская версия сочинения сохранилась в 2 поздних рукописях: Charfet. 381, 1589 г. Fol. 254, и Cair. Copt. Patr. Theol. 376, 1896 г. Fol. 166. Судя по особенностям языка, арабский перевод был сделан с сирийского ( Géhin . 2006. P. 96-98). 5. «Алфавитные главы» (Κεφλαια ψυχωφελ περ διαφρων γνωμν κα ρετν κατ λφβητον; Capita alphabetica animae utilia; CPG, N 6082; изд.: Getov. 2014). Коллекция 24 глав, расположенных по алфавиту, каждая из которых представляет собой собрание кратких изречений (не более 5) в стиле глав Евагрия Понтийского. Дословных совпадений с подлинными сочинениями Н. А. и Евагрия не обнаружено, вопрос об авторстве Н. А. остается открытым. Слав. перевод «Алфавитных глав», к-рый представляет их как анонимные, сохранился в рукописи серб. происхождения Ath. Chil. 382(453), XIII-XIV вв. Fol. 64c - 66d ( Милтенова. 2009; Eadem (Miltenova). 2013). 6. «Алфавитные стихи к новоначальному монаху» (Το ββ Νελου στχοι κατλφβητον πρς ρχριον μοναχν; Versus alphabetici ad novitium monachum; нач.: Αρχν γαθν τν ξενιτεαν ποιο; изд.: Γεδεν Μ. Θαντασας παγνια μοναχικς//Εκκλησιαστικ λθεια. 1916. Τ. 36. Σ. 35-36). Это алфавитная коллекция 24 кратких изречений (с акростихом в виде греч. алфавита) одинакового размера, обращенных к новоначальному монаху. Содержится примерно в 40 греческих рукописях (древнейшая - XII в.- Laurent. Plut. 09. 18. Fol. 311-317; поздние рукописи - богослужебные - Требники и Евхологии). В поздних богослужебных рукописях и печатных каталогах адресат стихов иногда ошибочно интерпретируется как имя собственное: Архарий монах (Πρς Αρχριον μοναχν; Versus ad Archarium monachum) или Тирон монах (Stichoi ad Tironem monachum; от греч.

http://pravenc.ru/text/2577633.html

«Териака» Никандра. Миниатюра. 1-я пол. Х в. (Parisin. Suppl. gr. 247. Fol. 47v — 48r) «Териака» Никандра. Миниатюра. 1-я пол. Х в. (Parisin. Suppl. gr. 247. Fol. 47v — 48r) Обращение к классике началось уже во 2-й пол. IX в., вскоре после восшествия на визант. престол императоров Македонской династии, но временем высокого расцвета искусства, и прежде всего книжной миниатюры, стала 1-я пол. X в. Этот период получил название «македонский ренессанс». Его главной фигурой стал меценат и «ученый на троне» имп. Константин VII Багрянородный (913-959), стремившийся сохранить древнее наследие и систематизировать накопленные знания. С имп. Константином связывают создание энциклопедических сборников: 1-й был посвящен военному искусству, 2-й - сельскому хозяйству, 3-й - лечению лошадей. Два последних дошли до нас в рукописях 1-й пол. X в.: Геопоника (Laurent. Plut. LIX, 32) и Гиппиатрика (Berlin. SB. Phill. 1538). Оба кодекса украшены орнаментальными заставками и инициалами, к-рые в берлинской рукописи отличаются необычайным разнообразием и царским великолепием. К этому же периоду относятся сборники сочинений по медицине (Laurent. Plut. LXXIV, 7) с пояснительными изображениями и иллюстрированный трактат о противоядиях от змеиных укусов «Териака» Никандра, автора II в. до Р. Х. (Parisin. Suppl. gr. 247). Среди расположенных на полях текста миниатюр трактата есть целый ряд мифологических и буколических сцен. Колорит, построенный на сочетании охр и голубоватых тонов, идеальные пропорции фигур, свободно движущихся в пространстве, напоминают фрески Помпеи. Царь Давид между аллегориями Премудрости и Пророчества. Миниатюра из Парижской Псалтири. Ок. сер. X в. (Parisin. gr. 139. Fol. 7) Царь Давид между аллегориями Премудрости и Пророчества. Миниатюра из Парижской Псалтири. Ок. сер. X в. (Parisin. gr. 139. Fol. 7) Под влиянием древних образцов была создана ок. сер. X в. одна из самых известных рукописей эпохи македонского ренессанса - Парижская Псалтирь (Parisin. gr. 139). Это древнейшая из дошедших до нас Псалтирей «аристократической» редакции с 14 полностраничными миниатюрами в широких орнаментальных рамах.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Versus in Benedicti laudem//Romanobarbarica. R., 1978. Vol. 3. P. 335-364; Parroni P. Sui «Versus in Benedicti laudem»//Filologia e forme letterarie: Studi offerti a F. della Corte. Urbino, 1987. Vol. 5. P. 279-289; Vog üé . 1991-2008. T. 12. P. 219-222). Стихотворение Марка цитировал самый известный кассинский автор, Павел Диакон, в рассказе об основании мон-ря ( Paul. Diac. Hist. Langobard. I 26). Павел стал монахом в М.-К. в 60-70-х гг. VIII в. и возглавил монастырскую школу. Там он написал «Историю лангобардов» (90-е гг. VIII в.), куда включил пространный стихотворный панегирик св. Бенедикту и гимн с прославлением чудес святого (BHL, N 1105-1106; Paul. Diac. Hist. Langobard. I 26; MGH. Poet. T. 1. P. 36-42; см.: CSLMA.AI. P. 207-208). Сохранились упоминания о гимнографе Киприане; ему приписывается алфавитный гимн в праздник св. Бенедикта «Aureo solis radio perennis» (PL. 89. Col. 1049-1052; 147. Col. 1231-1233; см.: Chronica monasterii Casinensis. I 7; Petr. Diac. De vir. illustr. 7//PL. 173. Col. 1015-1016). В сказании о перенесении мощей св. Бенедикта (BHL, N 1121) упоминается некий Арихис, современник беневентского кн. Сикона (817-832), к-рый собирал сведения о св. Бенедикте, отсутствовавшие в «Диалогах» Григория Великого. Возможно, к IX в. относится творчество диак. Теофания, описавшего в стихах основание Кассинского мон-ря, строительство нижнего мон-ря Спасителя и мон-ря Санта-Мария-ин-Пьюмарола ( Petr. Diac. De vir. illustr. 10//PL. 173. Col. 1019-1020). Сборник трактатов по медицине из мон-ря Монте-Кассино. Ок. 850–900 гг. (Laurent. Plut. 73. 41) Сборник трактатов по медицине из мон-ря Монте-Кассино. Ок. 850–900 гг. (Laurent. Plut. 73. 41) Павел Диакон, преподававший свободные искусства, написал комментарий на лат. грамматику Доната; его ученик Хильдерик также известен как автор грамматического трактата (см.: Lentini A. L " «Ars Hilderici» del codice cassinese 299//Benedictina. R., 1953. Vol. 7. P. 191-217). Трактат по грамматике и «два медицинских кодекса» составил аббат Бертарий; среди его произведений были проповеди, стихотворные панегирики святым и стихи, адресованные друзьям, в т.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

1972). В мон-ре составляли сборники учебных текстов по грамматике, метрике и риторике (Paris. lat. 7530, между 779 и 797; см.: Holtz. 1975; Cassin. 299 (грамматика Хильдерика) и Roma. Casanat. 1086, обе - IX в.). При аббате Бертарии были созданы сборники античных трактатов по медицине (Cassin. 69; Laurent. Plut. 73. 41) и трудов по астрономии и компутистике, приложенных к соч. «О вере в святую и нераздельную Троицу» Алкуина (Cassin. 3). Художественные произведения собраны в рукописи Laurent. Plut. 66. 40 («Повесть о разрушении Трои» Дарета Фригийского, «История Аполлония, царя Тирского» и др.). Из христ. авторов в кассинских рукописях представлены труды Кассиодора («Наставления» - Bamberg. Staatsbibl. Patr. 61), Исидора Севильского («Изречения» - Cassin. 753; «Этимологии» - Cava de " Tirreni. Bibl. dell " Abbazia. 2 (XXIII)), Иулиана Толедского («Антикименон» - Cassin. 187, 2-я пол. IX в.) и Пруденция (поэмы - Cassin. 374, IX в.). Оформление и состав рукописей демонстрируют слабое влияние Каролингского возрождения на М.-К.; несмотря на церковные и политические связи с франкской державой, аббатство находилось в состоянии культурной изоляции ( Leonardi C. La cultura cassinese al tempo di Bertario//Montecassino. 1987. P. 321-323). X - сер. XI в. Монашеская община в изгнании В 883 г., перед нападением сарацин на М.-К., аббат Бертарий отправил бóльшую часть монахов во главе с препозитом Ангеларием в Теано. Благодаря этому монашеская община уцелела; ценности, в т. ч. б-ка и архив аббатства, также были спасены (Chronica monasterii Casinensis. I 44; Chronicon Vulturnense. 1925. Vol. 1. P. 370-371). После гибели Бертария общину монахов возглавил аббат Ангеларий (883-889). Он попытался восстановить нижний мон-рь М.-К. и в авг. 886 г. направил туда монахов во главе с хронистом Эрхемпертом, однако по дороге их ограбили греки, служившие Афанасию II, дуксу-епископу Неаполя ( Erchempertus. Historia Langobardorum Beneventanorum. 61//MGH. Scr. Lang. P. 259). Положение в Юж. Италии оставалось нестабильным: при поддержке правителей Неаполя и Гаэты сарацины обосновались в крепости на горе Гарильяно, между М.-К.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

1 буквами B и L). Та или иная типовая комбинация бревисов и лонг составляет ритмоформулу. При этом 1, 2 и 6-й модусы укладываются в одну перфекцию, 3, 4 и 5-й охватывают сразу две перфекции - по Р. Флотцингеру, последние представляют собой «единицу [ритмического деления] более высокого уровня», а также «длительность более высокого порядка». Как правило, лонга звучит ровно в 2 раза дольше бревиса. Однако для того чтобы формулы укладывались в 3-дольную мензуру, лонга и бревис в нек-рых случаях подвергались увеличению на длительность 1 темпуса, равного 1/3 перфекции и выполнявшего роль счетной доли, как, напр., в 3, 4 и 5-м модусах (соответственно LBB, BBL, LL), называемых модусами сверх мензуры (modi ultra mensuram). Этот процесс «растяжения» нормативной длительности по отношению к бревису в источниках получил название «альтерация» (alteratio, букв.- «изменение»). Соответственно различались бревис правильный и бревис альтерированный: brevis recta и brevis altera (из 1 и 2 темпусов). Лонга из 3 темпусов позднее стала называться совершенной - в отличие от нормативной (из 2 темпусов) или несовершенной (perfecta/imperfectа). Наиболее часто в музыке, записанной в системе М. н., встречаются 1-й и 5-й модусы, реже - 2, 3 и 6-й; 4-й самый редкий. Длинные цепочки модальных ритмоформул непосредственно воспринимаются на слух (напр., в масштабных органумах франц. композитора Перотина (кон. XII - 1-я треть XIII в.)) и создают своеобразный эффект «круговращения» - монотонного движения без агогики и без всякой «драматической» (свойственной, напр., музыке классико-романтической эпохи) ритмической разработки. Клаузула «Virgo» из «Magnus organi». XIII в. (Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11) Клаузула «Virgo» из «Magnus organi». XIII в. (Laurent. Plut. 29. I. Fol. 11) Для обозначения длительностей в М. н. использовались те же графемы, к-рые в квадратной нотации григорианского пения служили для обозначения высоты звуков. Ритмическая интерпретация «звуковысотных» графем квадратной нотации была реализована путем стабильной легко визуализируемой группировки гл.

http://pravenc.ru/text/2563908.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010