544 Behm J. Die Handauflegung im Urchristentum. Leipzig, 1911. Эту точку зрения позднее под­держал Коппен (Coppens. L " imposition. P. 162–163) и Гавен (Gavin F. The Jewish Antecedents of the Christian Sacraments. L., 1928), а затем она была утверждена как принципиально правильная Лозе (Lohse E. Die Ordination im Spatjudentum und im Neuven Testatment. B., 1951). 545 Ehrhardt A. The Apostolic Ministry. Edinburgh, 1958. P. 15–19, 21–25. (Scottish Journal of Theology. Occasional Papers; 7); idem. Jewish and Christian Ordination//Journal of Ecclesiastical History. 1954. Vol. 5. P. 125–138. 546 Ferguson E. Jewish and Christian Ordination: Some Observations//Harvard Theological Revue. 1963. Vol. 56. P. 13–19; Idem. Laying on of Hands: Its significance in Ordination//Journal of Theological Studies. 1975. Vol. 26. P. 1–12. 548 См. Mekkattukunnel A. G. The Priestly Blessing of the Risen Christ: An Exegetico–Theological Analysis of Luke 24. 50–53. Oxford, 2001. (Europaische Hochschulschriften. Reihe 23: Theologie; 714). Кроме того, см.: Galtier P. Imposition des mains//Dictionnaire de Theologie Catholique. T. 7. P. 1305; Lohse. Die Ordination. S. 70; Maertens J. T. Un rite de pouvoir: L " imposition des mains//Studies in Religion. 1978. Vol. 7. P. 27. 549 Power D. A Spiritual Theology of Priesthood: The Mystery of Christ and the Mission of the Priest. Edinburgh, 1998. P. 21. 550 «Designations sont d " ailleurs etrangeres au vocabulaire sacerdotal et evoquent d’elles–memes de fonctions communautaires»: Houssiau A. Le Sacerdoce du Christ et de ses Serviteurs selon les peres de l " eglise. Louvain–la–Neuve, 1990. P. 7. 552 Различные протестантские прочтения Священного Писания породили множество протестантских деноминаций, структурно отличающихся друг от друга. 558 См.: Power D. A Spiritual Theology of Priesthood: The Mystery of Christ and the Mission of the Priest. Edinburgh, 1998. P. 18 ff. 559 См.: Spicq C. Longine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux//Aux sources de la tradition chretienne. Melanges offerts a M. Goguel. Neuchatel; P., 1950. P. 261 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

И это действительно так. Если не понять религию в её глубине, если не жить ею, то религия (благочестие) превращается в болезнь, да ещё в болезнь страшную. Настолько страшную, что человек теряет контроль над своими поступками, становится безвольным и бессильным, испытывает беспокойство и стресс, он руководствуется злым духом» (Порфирий Кавсокаливит, прп. Житие и слова. Малоярославец, 2014. С. 165). Там же. P. 98. Полианна – главный персонаж романа «Полианна» американской писательницы Э. Портер, опубликованного в 1913 году. С именем этого персонажа связан т.н. «принцип Полианны» – психологический феномен, согласно которому люди склонны соглашаться в первую очередь с положительными утверждениями, которые относятся к ним же самим. Arterburn S., Felton J. Toxic faith: understanding and overcoming religious addiction. P. 189. Там же. P. 293–312. Pfeifer S. Faith-induced Neurosis: Myth or Reality? Р. 88. См.: Berrios G. E., Bulbena и др. Feelings of guilt in major depression. Conceptual and psychometric aspects//The British Journal of Psychiatry, 1992. Vol. 160, 6. Р. 781–787. Stark R. Psychopathology and religious commitment//Review of Religious Research. 1971. Vol. 12, 5. P. 165. Pfeifer S. Faith-induced Neurosis: Myth or Reality? Р. 88–89. См.: Pfeifer S. Psychopathology and Religious Commitment – A Controlled Study//Psychopathology. 1995. Vol. 28, 2. Р. 70–77. Pfeifer S. Faith-induced Neurosis: Myth or Reality? P. 91. См.: Kroll J., Sheehan W. Religious beliefs and practices among 52 psychiatric inpatients in Minnesota//The American Journal of Psychiatry, 1989. Vol. 146, 1. Р. 67–72. Цит. по: Pfeifer S. Faith-induced Neurosis: Myth or Reality? Р. 91. Pfeifer S. Faith-induced Neurosis: Myth or Reality? Р. 92–93. См.: Meissner W. W. The phenomenology of religious psychopathology//Bulletin of the Menninger Clinic, 1991. Vol. 55, 3. Р. 281–298. См.: Greenberg D. Are religious compulsions religious or compulsive: a phenomenological study//American Journal of Psychotherapy, 1984.

http://azbyka.ru/zdorovie/nevroticheskaj...

309 Perkins J. The Apocryphal Acts of the Apostles and Early Christian Martyrdom//Arethusa. Vol. 18. 1985. P. 211–230; Пантелеев А. Д . Семья и брак в апокрифических Деяниях апостолов//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 1. 2002. С. 263–266. 310 The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. P. xvii; Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum. P. 515. 311 В случае осуждения жены по обвинению в христианстве до расторжения брака муж имел бы право на часть приданого. Жена, подав прошение императору, тем самым поставила своего мужа перед непростым выбором: в случае продолжения процесса все ее имущество возвращалось в ее семью, а если муж хотел бы сохранить контроль над ним, то ему пришлось бы отозвать свое обвинение (Justin, Philosopher and Martyr. Apologies. P. 275). Возможно, муж, осознав, в какой ситуации он оказался, возбудил обвинение против Птолемея, чтобы хоть как-то удовлетворить свою злобу. 312 MacDonald М. Y. Early Christian Woman and Pagan Opinion. The Power of Hysterical Woman. Cambridge, 1996. P. 206–207; Lampe P. From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the first two Centuries. Minneapolis, 2003. P. 237–238. 313 Grant R. М. A Woman of Rome. The Matron in Justin, 2 Apology 2.1–9 11 Church History. Vol. 54. 1985. P. 468. 314 Во многом эти споры являются следствием нерешенной проблемы соотношения двух Апологий Юстина: являются ли они независимыми произведениями или двумя частями единого целого, и если верно второе, то какое именно место в составе Первой апологии занимала Вторая? (Подробнее об этих спорах см.: Keresztes Р. The ‘So-Called’ Second Apology of Justin. P. 858–869; Buck L. P. Justin Martyr’s Apologies. Their Number, Destination, and Form//Journal of Theological Studies. Vol. 54. 2003. P. 45–59; Justin, Philosopher and Martyr. Apologies. P. 21–24.) 316 Buck L. P. The Pagan Husband in Justin, 2 Apology 2.1–20//Journal of Theological Studies. Vol. 53. 2002. P. 541–546. 318 Kleinfeller G. Delator//RE. Bd. IV.2. 1901. S. 2427–2428; Rutledge S. 1) Delatores and the Tradition of Violence in Roman Oratory//American Journal of Philology. Vol. 120. 1999. P. 555–573; 2) Imperial inquisitions: Prosecutors and Informants from Tiberius to Domitian. London, 2001; Shotter D. C. A. The trial of Clutorius Priscus//Greece & Rome. Vol. 16. 1969. P. 14–16; Портнягина И. П. Delatores в Римской империи: судебная практика и общественное отношение//Античный мир: проблемы истории и культуры. СПб., 1998. С. 309–323; Свенцицкая И. С. Доносчик и философ (Римская империя I – начала II в.)//Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 5. М., 2003. С. 77–91.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Goodspeed E. Die ältesten Apologeten. Göttingen, 1914. Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger, G. Ruhbach. Tübingen, 1965. The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. Oxford, 1972. Justin, Philosopher and Martyr. Apologies/Ed. D. Minnis and P. Parvis. New York, 2009. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и примеч. П. Преображенского . М., 1892 [репр.: М., 1995]. Пантелеев А. Д. История римской матроны и ее учителя (lust. Apol. II, 2)//Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Вып. 12. 2013. С. 448–461. Научная литература Barnes Т. D. Pre-Decian Acta Martyrum//Journal of Theological Studies. Vol. 19.1968. P. 509–531. Buck L. P. Justin Martyr’s Apologies. Their Number, Destination, and Form//Journal of Theological Studies. Vol. 54. 2003. P. 45–59. Buck L. P. The Pagan Husband in Justin, 2 Apology 2.1–20//Journal of Theological Studies. Vol. 53. 2002. P. 541–546. Dunderberg I. The School of Valentinus//A Companion to SecondCentury Christian “Heretics”/Ed. A. Maijanen, P. Luomanen. Leiden; Boston, 2005. P. 64–99. Dunderberg I. Early Christian Critics of Martyrdom//The Rise and Expansion of Christianity in the First Three Centuries of the Common Era/Ed. C. K. Rotschild and J. Schröter. Tübingen, 2013. P. 419–440. Grant R. M. A Woman of Rome. The Matron in Justin, 2 Apology 2.1–9//Church History. Vol. 54. 1985. P. 461–472. Keresztes P. The ‘So-Called’ Second Apology of Justin//Latomus. Vol. 24.1965. P. 858–869. Lampe P. From Paul to Valentinus. Christians at Rome in the first two Centuries. Minneapolis, 2003. Liidemann G. Zur Geschichte des ältesten Christemtums in Rome//Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft. Bd. 70. 1979. S. 86–114. MacDonald M. Y. Early Christian woman and pagan opinion. The power of hysterical woman. Cambridge, 1996. Markschies C. Individuality in Some Gnostic Authors: With a few remarks on the interpretation of Ptolemaeus, Epistula ad Floram//Zeitschrift für Antikes Christentum. Vol. 15. 2011. P. 411–430.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сократ Схоластик . Церковная история. М., 1996. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., 1993. Hanson К Р. С. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy 318–381. Edinburg, 1988. Kannengiesser Ch. Alexander and Arius of Alexandriä the last ante-Nicene theologians//Idem., Arius and Athanasius. Two Alexande-ian Theologians. Variorum Reprints, 1991. Kopecek Th. A History of Neo-Arianism. Т. I. The Philadelphia Patristic Foundation, 1979. Simonetti M. Studi sulF Arianesimo. Roma, 1965. Арий Лебедев A. А. Вопрос о происхождении арианства//Оттиск из Богословского вестника. Сергиев Посад, 1916. Сидоров А. И. Арианство в свете современных исследований//Вестник Древней истории. 2, 1982. С. 87–88. Спасский А. История догматических учений в эпоху Вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени). Сергиев Посад, 1914. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого , архиепископа Александрийского. Ч. 1–4. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1902–1903. Arianism: Historical and theological Reassessments. Papers from the Ninth International Conference on Patristic Studies, Oxford, September 5–10,1983/Ed. R. Gregg. The Philadelphia Patristic Foundation, 1985. Haugard P. Arius: Twice a Heretic? Arius and the Human Soul of Jesus Christ//Church History. 29, 1960. Pp. 251–263. Gregg K, Groh D. The Centrality of Soteriology in Early Arianism//Studia Patristica. 15, 1984. Lohr W. Arius Reconsidered (Part 1)//Zeitschrift fiir Antikes Christentum. 9, 2006. Lobr W. Arius Reconsidered (Part 2)//Zeitschrift fiir Antikes Christentum. 10, 2006. huibheid C. Eusebius of Caesarea and the Arian Crisis. Dublin, 1978. Stead C. Was Arius a Neoplatonist?//Studia Patristica. 32, 1997. Stead G. C. The Platonism of Arius//The Journal of Theological Studies. 15, 1964. Pp. 16–31. WestM. L. The Metre of Arius’ «Thalia»//The Journal of Theological Studies. 33, 1982. Wiles M. In Defence of Arius//The Journal of Theological Studies. 13, 1962. Pp. 339–347. Williams К Arius: Heresy and Tradition. London, 1987.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

160 Richardson, J.T. An Oppositional and General Conceptualization of Cult/J.T. Richardson//The Annual Review of the Social Sciences of Religion. – 1978. – Vol. 2. – P. 29–52. 161 Swatos, W.H. Church-Sect and Cult: Bringing Mysticism Back In/W.H. Swatos//Sociological Analysis. – 1981. – Vol. 42:1. – P. 17–26. 163 С. 128; 211; 245. Stark, R. The Future of Religion. Secularization, Revival and Cult Formation/R. Stark, W.S. Bainbridge. – Berkeley: University of California Press, 1985. – 571 p. 165 Casanova, J. Public Religions in the Modern World/J. Casanova. – Chicago and London: The University of Chicago Press, 1994. – 320 p. 166 Dawson, L.L. Creating «Cult» Typologies: Some Strategic Considerations/L.L. Dawson//Journal of Contemporary Religion. – 1997. – Vol. 12. – – P. 363–381. 167 Luckmann, T. The Invisible Religion. The problem of Religion in Modern Society/T. Luckmann. – New York & London: The Macmillan Co., 1967. – 128 p. 168 С. 255. Luckmann, T. The Religious Situation in Europe: the Background to Contemporary Conversions/Т. Luckmann//Social Compass. – 1999. – Vol. 46:3. – P. 251–258. 169 Campbell, C. The Cult, the Cultic Milieu and Secularization/C. Campbell//A Sociological Yearbook of Religion in Britain. – 1972. – Vol. 5. – P. 119–136. 170 С. 386. Campbell, C. Clarifying the cult/C. Campbell//British Journal of Sociology. – 1977. – Vol. 28:3. – P. 375–388. 171 Tiryakian, E.A. Toward the Sociology of Esoteric Culture/E.A. Tiryakian//American Journal of Sociology. – 1972. – Vol. 78:3. – P. 491–512. 172 Lemert, C.C. Defining non-church religion/C.C. Lemert//Review of Religious Research. – 1975. – Vol. 16:3. – P. 186–197. 173 С. 55–62. Jorgensen, D.L. The Esoteric Scene, Cultic Milieu, and Occult Tarot/D.L. Jorgensen. – New York & London: Garland Publishing, 1992. – 269 p. 174 Эзотериология – новый, пока еще не получивший широкого распространения в науке термин. В России попытка введения и обоснования термина предпри­нималась Пахомовым С.В. У «классиков эзотериологии» он не встречается, хотя как Фэвр, так и Ханеграаф используют термин «эзотериолог» в отношении специалистов, работающих в данном направлении, а саму эту дисциплину – «исследованиями западного эзотеризма». В этом отношении термин, придуманный Пахомовым, действительно является весьма удачным. См.: Пахомов, С.В. Контуры эзотериологии: эскиз научной дисциплины об эзотеризме/С.В. Пахомов//Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и мистицизма/отв. ред. С.В. Пахомов. – СПб.: РХГА, 2011. – С. 76–91; C. 23. Western Esotericism and the Science of Religion. Selected Papers Presented at the 17 th Congress of the International Association for the History of Religions, Mexico City 1995. Ed. by A. Faivre & W.J. Hanegraaff. – Leuven: Peeters, 1998. – 309 p.; С. 4; 18. Faivre, A. Access to Western Esoterism/A. Faivre. – New York: State University of New York, 1994. – 369 p.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Странно, конечно, что, при таком отношении к женскому образованию вообще и к моему в частности, отец сделал из меня своего секретаря , не помню с каких лет, но, кажется, когда я еще была в пансионе. Я рассылала повестки и циркуляры, а позже читала корректуру его изданий. Другой его секретарь, магистрант Петербургского университета, никогда не оспаривал у меня первенства. Но хотя я собиралась в Цюрих, тем не менее не уяснила себе вопроса, чему хочу учиться и чем стать? Если в детстве меня всего больше интересовала философия, то в юности привлекало естествоведение. Я по-прежнему любила деревню, и мне хотелось деятельности, где для женщины будет такой же простор, как и для мужчины. А в сельском хозяйстве они равны, и я всего чаще мечтала о том, чтоб стать агрономом. Далека была от меня мысль, что я могу стать кабинетным ученым. В нашем доме мне давно надоели ученые, и та атмосфера, которой я была окружена, казалась мне скучной. Те подробности, о которых мне приходилось постоянно слышать, представлялись мне ненужными. Сути государственных наук я не могла уразуметь, и они оставались мне чуждыми. Когда мать давала мне читать экономистов, то я только удивлялась тому, что такие книги ей нравятся. Отец имел привычку читать мне свои статьи, и я всегда радовалась, когда он кончал. Мне было жаль сказать ему, что это скучно. Мать до тонкости изучила специальность отца — политическую экономию . Она не только читала Адама Смита (он-то и был мне особенно противен), Рошера, Молинари, Лоренца Штейна, но переводила и академические мемуары отца на французский язык. Мать писала по-французски лучше, чем по-русски. Ее писательская деятельность началась с фельетонов в «Journal de St.-Pétersbourg». То были критические очерки русской литературы, блиставшие остроумием и возбуждавшие постоянные нападки «Гражданина» благодаря своему либерализму. Еще замечательнее были ее корреспонденции в «Journal des Débats». Они обращали на себя всеобщее внимание, и автором их считали одно время Анат. Леруа-Больё. Она писала их в течение 10-ти лет и вела одно время этот отдел в «Revue Suisse» и в «Contemporary Review» (по-английски). В «Rivista Europea» (издавал ее Де-Губернатис) были помещены ее статьи о Тургеневе, и в «Nouvelle Revue» — о женских типах в русской литературе. Может быть, лучшее, что написала мать, — статья в «Journal des Economistes» о женском вопросе. Она доказывает, что ошибаются те экономисты, которые считают освобождение женщин социалистической теорией, и что в политической экономии не существует аргумента против свободы женщины.

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

783 См., например: С. 129. Richardson, J.T. New Religious Movements in Europe: Developments and Reactions/Richardson, J.T., Driel B.V.//Anti-Cult Movement in Cross-Cultural Perspective. Ed. by A. Shupe, D.G. Bromley. – New York & London: Garland Publishing, 1994. – P. 129–170. 784 Кантеров, И.Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ)/И.Я. Кантеров. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2007. – 472 с. 786 Например: Григулевич, И.Р. Пророки «новой истины»: очерки о культах и суевериях современного капиталистического мира/И.Р. Григулевич. – М.: Политиздат, 1983. – 303 с.; Коник, В.В. Тайны религиозных миссий/В.В. Коник. – М. : Молодая гвардия, 1980. – 143 с.; Мартиросов, Г.А. «Братья во Христе» без масок/Г.А. Мартиросов. – Минск: Беларусь, 1965. – 72 с.; Привалов, К.Б. Секты: досье страха/К.Б. Привалов. – М.: Политиздат, 1987. – 191 с.; Прокудин, В.П. Рассадник изуверства и мракобесия/В.П. Прокудин. – Минск: Знание, 1962. – 36 с.; Сердобольская, Л.А. Под прикрытием Евангелия/Л.А. Сердобольская, Е.И. Вистунов. – СПб.: Лениздат, 1976. – 143 с.; В.Г. Сектанцтва i яго рэакцыйная сутнасць/В.Г. – Mihck: АН БССР, 1952. – 35 с. и др. 787 Для 21 НРД из выборочной совокупности не была найдена инфор­мация о годе их создания и они не учитывались в данном разделе. В резуль­тате анализ проводился для 120 НРД. 789 Stark, R. Religions in Context: The Response of Non/Mormon Faiths in Utah/R. Stark, R. Finke//Review of Religious Research. – 2004. – Vol. 45:3. – P. 293–298. 790 Rice, T.W. Believe it or not: Religious and Other Paranormal Beliefs in the United States/T.W. Rice//Journal for the Scientific Study of Religion. – 2003. – Vol. 42:1. – P. 95–106. 791 Bainbridge, W S. After the New Age/W S. Bainbridge//Journal for the Scientific Study of Religion. – 2004. – Vol. 43:3. – P. 381–394. 792 Orenstein, A. Religion and Paranormal Belief/A. Orenstein//Journal for the Scientific Study of Religion. – 2002. – Vol. 41:2. – P. 301–311. 793 Kokosalakis, N. The Political Significance of Popular Religion in Greece/N. Kokosal- akis//Archives des sciences sociales des religions. – 1987. – Vol. 64:1. – P. 37–52.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Можно указать на существующие в таком же платном режиме « The Journal of Ecclesiastical History » и Oxford Journals . Интересным явлением, в последнее время активно развивающимся в сети Интернет, стали т.н. «Живые Журналы» (Live Journal), причем они представлены как частными лицами, так и отдельными научными сообществами. На этих форумах можно не только обсудить интересующую тему, но и достать необходимую литературу у других специалистов. Среди личных ЖЖ для исследователя в области Патрологии наиболее интересны журналы А. Г. Дунаева , Г. И. Беневича , Диодора Ларионова , Д. Бирюкова , а также журналы следующих научных сообществ: Христианский Восток , Patrological Projects’ Journal , Читатели Максима Исповедника и др. Для литургиста представляют интерес ЖЖ священника Михаила Желтова и сообщества литургистов Церковный устав во всей его полноте , а для библеистов ЖЖ А. Орлова . Безусловно, приведенный нами список информационных ресурсов представленных на электронных носителях и в сети Интернет не является исчерпывающим, однако даже при его использовании в ходе научной работы по указанным областям знаний студент-гуманитарий или воспитанник Духовной школы сможет существенно расширить свой кругозор и сэкономить драгоценное время. Учитывая отсутствие на постсоветском пространстве укомплектованных специализированных богословских библиотек, использование новейших информационных технологий представляется жизненно необходимым, а применение этих технологий в процессе преподавания не только увеличит степень восприятия материала, но значительно расширит возможности, как преподавателя, так и студента.   Данная статья является частью спецкурса «Источниковедение патрологии», прочитанного автором студентам магистратуры (богословское отделение) Киевской духовной академии и семинарии УПЦ в 2014-15 уч. г. Об этом смотри статью: В. О. в В.Н. – – 2007. – 762 (39). – С. 217-228. См.: Попова С. М. Анализ отечественного и зарубежного опыта развития цифровой инфраструктуры социально-гуманитарных исследований//Genesis: исторические исследования.

http://bogoslov.ru/article/4379737

Ilona N. Rashkow, Hebrew Bible Translation and the Fear of Judaization//Sixteenth Century Journal 21, (1990), Pp. 217-233.. Об этом, равно как и о других эпизодах, связанных с отношением к переводу в еврейской традиции, см. Naomi Seidman, Faithful Renderings: Jewish Christian Difference and the Politics of Translation, Chicago and London, 2006. С этого примера начинается книга о спорах американских протестантов о библейских переводах – Peter J. Thuesen, In Discordance with the Scriptures: American Protestant Battles over Translating the Bible, New York and Oxford, 1999, p.4. William D. Barrick, The Integration of OT Theology with Bible Translation//The Master’s Seminary Journal 12 (2001), 1, pp. 15-31. Carolyn Osiek, Catholic or catholic? Biblical Scolarship at the Center//Journal of Biblical Literature 125 (2006), pp. 5-22. На полях можно заметить, что хотя сам Ж. Астрюк и был католиком, но родился в семье евреев по происхождению и кальвинистов по вероисповеданию. Конфессиональные границы и в те времена вовсе не были непроницаемыми. Теодор Стилианопулос, Новый Завет: православная перспектива. Писание, предание, герменевтика, Москва, 2008. Emil A. Wcela, What is Catholic about a Catholic Translation of the Bible?//The Catholic Biblical Quarterly 71 (2009), pp. 247-263. См. критику этого документа со стороны библейского переводчика – William Mitchell, “Liturgiam authenticam:... Towards a True Liturgy?//The Bible Translator 53 (2002), pp. 343-352. Simon Crisp, Sacrality, Authority and Communality as Essential Criteria for an Orthodox Bible translation//The Messenger 6 (2008), pp. 3-12. Комментарии ( 12): игумен Арсений (Соколов) 16 января 2012г. 06:07 Да, субъективности в интерпретации не избежать. И уж лучше  " осознанная субъективность "  тех, кто остаётся в русле традиции, чем субъективность тех, кто отправился в свободное плаванье. Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 16 января 2012г. 14:24 Подписываюсь, батюшка. Более того, на мой взгляд эта " осознанная субъективность " - единственный вариант, имеющий смысл. Поскольку она учитывает весь опыт традиции.

http://bogoslov.ru/article/2360884

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010