Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Christians, activists remember slain Pakistani minister 7 марта 2012 18:47 – 1 января 1970 03:00 События Christians and human rights activists paid tribute on the 3-4 March weekend to Shahbaz Bhatti, former minister for religious minority affairs in Pakistan " s federal cabinet, who was assassinated a year ago. Churches across Pakistan held special prayers in remembrance of Bhatti who was ambushed in his car and sprayed with bullets on 2 March in Islamabad, and secular groups such as Citizens for Democracy organized candlelight vigils and public observances in several cities. The 42-year old federal minister, who was Catholic, became a target for Islamic fundamentalists after he criticized Pakistan " s blasphemy law, which carries harsh penalties for insulting Islam or the Prophet Muhammad. Bhatti also in 2010 initiated a clemency petition for Aasia Bibi, a Christian woman who has been sentenced to death on blasphemy charges. " Every church in Pakistan remembered him with special prayers. How can they forget him? " Father Emmanuel Yousaf Mani, director of the National Commission for Justice and Peace (NCJP) of the Roman Catholic church, told ENInews from Lahore. At the Catholic cathedral in Lahore, Church of Pakistan bishop Alexander John Mallick joined Catholic bishop Sebastian Shaw of Lahore in an ecumenical prayer service on 3 March, attended by hundreds of Christians to remember the " sacrifice " of Bhatti. " Everyone wants him to be declared as a saint, " replied Mani when asked for reaction to reports that some Christians are gathering support for Bhatti " s canonization. Meanwhile, the All Pakistan Minorities Alliance (APMA), founded by Bhatti, in a statement hailed the mid-term election to Pakistan " s Senate that was held on 2 March. For the first time, four members of religious minorities were elected to the 100-member Senate -- two Hindus, one Christian and a Sikh. " Call it providence or coincidence, we are very happy that the election took place on his death anniversary. He had been campaigning for it even before he became a minister (in 2008), " Michelle Chaudhry, APMA spokesperson, told ENInews.

http://bogoslov.ru/event/2478204

Первым письменным упоминанием об И. П. принято считать запись Оттона Фрайзингенского в «Chronica sive Historia de duabus civitatibus» (Хроника, или История о двух градах). Под 1145 г. хронист пересказывает услышанную в Риме от еп. сир. г. Габала Гуго († 1146/47) историю о христ. правителе дальних земель Востока: «...некий Иоанн, который за Персией и Арменией далеко на Востоке живет как царь и священник (rex et sacerdos) и является, как и народ его, христианином, но несторианином, начал войну против царей Мидии и Персии, братьев, прозываемых Самиардами, и разорил столицу их царства Экбатану. Означенные цари с войском персов, мидийцев и ассирийцев устремились навстречу ему и бились три дня, предпочитая смерть бегству. Пресвитер Иоанн - именно так принято его называть - в конце концов сумел обратить персов в бегство и стал победителем в жесточайшем сражении. Говорят, что после этой победы означенный Иоанн направился на помощь Иерусалимской Церкви, готовый к битве, но, когда пришел к [реке] Тигр, из-за отсутствия корабля не смог переправиться и повернул на север, где, как он знал, эта река в зимнее время покрывается льдом. Там несколько лет он прождал стужи, но мало что обрел из-за температуры воздуха, по причине непривычной погоды утратив многих из войска, и был вынужден вернуться обратно. Полагают, что он действительно принадлежит к древнему роду, из которого происходили волхвы, что упомянуты в Евангелии, и правит теми же народами, наслаждаясь такой славой и изобилием, что, как говорят, не использует иного скипетра, кроме смарагдового» ( Ottonis episcopi Frisingensis Chronica. VII 33). Как предполагают исследователи, христ. правитель, упомянутый Оттоном Фрайзингенским, может быть соотнесен с реальным историческим лицом - с Елюем Даши, киданьским полководцем, покинувшим родину из-за экспансии тунгусских племен чжурчжэней ( Nowell. 1953; Richard. 1957). В 1-й трети XII в. Елюй Даши создал гос-во кара-киданей (кара-китаев) Зап. Ляо, став его 1-м гурханом (1124-1143). Получив конфуцианское воспитание, он, очевидно, терпимо относился к различным вероисповеданиям; известно, что среди его подданных было много несториан. В битве в Катаванской степи (сент. 1141) Елюй Даши нанес поражение армии сельджукского султана Ахмада Санджара (1118-1157). Подтверждая эту гипотезу, Ч. Бекингем интерпретировал встречающийся в нек-рых рукописях «Хроники...» Оттона Фрайзингенского вариант «Saniardos» (вместо «Samiardos», Самиарды) как указание на подданных Санджара (Prester John. 1996. P. 1-22).

http://pravenc.ru/text/471457.html

К. выступает здесь одним из противников проповеди апостолов. Образ К. лишен конкретных черт. Лит.: Dodd Ch. H. The Prophecy of Caiaphas: John 11. 47-53//Neotestamentica et Patristica. Leiden, 1962. P. 134-143; Evans C. A. In What Sense «Blasphemy»?: Jesus before Caiaphas in Mark 14:61-64// Idem. Jesus and His Contemporaries: Comparative Studies. Leiden, 1995. P. 407-434; VanderKam J. C. From Joshua to Caiaphas: High Priests after the Exile. Minneapolis, 2004; Reinhartz A. «Rewritten Gospel»: The Case of Caiaphas the High Priest//NTS. 2009. Vol. 55. N 2. P. 160-178. М. Г. Калинин Археологические свидетельства В 1990 г., во время проведения строительных работ, на юж. окраине Иерусалима была обнаружена высеченная в скальной породе гробница, характерная для захоронений I в. по Р. Х.: с погребальной камерой размером 2,60×3,45 м и 4 небольшими нишами для размещения оссуариев (костниц). Здесь найдены 6 целых оссуариев, частично сдвинутых со своих мест, и множество обломков костных ящиков, разбросанных в беспорядке. Кроме этого в погребальной камере археологи нашли много керамической посуды I в. по Р. Х., характерной для иудейских захоронений эпохи (кухонные горшки, масляные светильники, бутылочки для благовоний), большей частью разбитой, и стеклянную бутылочку для благовоний. По всей видимости, гробница была разграблена еще в древности: среди керамических находок зарегистрировано несколько византийских типов. Оссуарий Мириам. 70–135 гг. Оссуарий Мириам. 70–135 гг. Нек-рые оссуарии украшены рельефами со стилизованными изображениями колонн, с зигзагообразным орнаментом и розеттами в круге. Часть костниц надписана беглым курсивным письмом, на древнееврейском или арамейском. На оссуарии, декорированном особенно сложным рельефом, дважды (на длинной и короткой сторонах костного ящика) нацарапано имя погребенного:       (Иосеф бар Каиафа). Надписи на др. оссуариях несомненно указывают на принадлежность погребенных к одному семейству:  ,      (Мириам, дочь Симеона),  (мир). В общей сложности в гробнице обнаружены останки 63 чел.

http://pravenc.ru/text/1319886.html

В притче из Книги Еноха (1 Енох. 89. 20-27) египтяне и израильтяне представлены в образе волков и овец. Книга Юбилеев приписывает злому ангелу Мастеме замысел уничтожить евреев руками фараона и волхвов (Юб. 48. 2, 12-15). Согласно Книге Юбилеев, И. произошел спустя примерно 2410 лет от сотворения мира (47. 1; 48. 1; 49. 1). Евреи шли к морю с 15-го по 21-й день месяца нисана, и этот период соответствовал неделе пресных хлебов (49. 1); с 15-го по 18-й день Мастема был пленен и Израиль имел время для отдыха после перехода через море (48. 15). В «Откровении Варуха» упоминается о манне, которая хранится в небесной сокровищнице и вновь будет излита на землю в мессианские времена (2 Вар. 19. 8). Исследователи сопоставляли этот текст с откровением Спасителя о хлебе жизни в Ин 6 ( Gartner B. John 6 and the Jewish Passover. Lund, 1959. P. 19). В апокрифической иудейской лит-ре поэтический пересказ событий И. содержится в оракулах сивилл (Sib. 3. 248-257). Книга Исход в сочинениях языческих авторов Сведения об И. евреев из Египта в эллинистической лит-ре появляются не ранее III в. до Р. Х. По большей части эти сочинения были созданы с полемическими целями и представляют собой искаженное евр. предание. Гекатей Абдерский (III в. до Р. Х.) сообщал, что когда в Египте много людей умерло от эпидемии некой болезни, то власти, увидев в этом знамение божественного гнева, изгнали из страны всех чужеземцев, в т. ч. и евреев. Тогда Моисей, превосходящий мужеством и мудростью др. евреев, увел их в свою страну (см.: Diodor. Sic. Bibliotheca. XL 3. 1-3). Далее Гекатей рассказывает об особенностях Моисеева законодательства и о том, что он, «будучи сам изгнанником, узаконил нелюдимый и замкнутый образ жизни», отличавший евреев от остальных народов (Ibid. XL 3. 4). У Страбона Моисей представлен в качестве егип. жреца, к-рый покинул страну, поскольку отвергал почитание божества в образе животного. После того как он изложил свое учение, множество разумных людей последовало за ним в «Иерусалимы», и он учредил для них законы ( Strabo. Geogr. XVI 2. 35-36).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

118. Палеонтологи спорят о скорости эволюции, о различных ее примерах. Но никто из них — по крайней мере во всеуслышание — не сомневается в самом факте эволюции. Их доказательства эволюции вообще не зависят от летописи окаменелостей. Некоторые палеонтологи полагают, что животные развивались постепенно, через бесконечное количество промежуточных состояний, от одной формы к другой. Другие считают, что изучение окаменелостей не дает подтверждения таким постепенным изменениям. На самом деле, полагают они, произошло вот что: одни виды животных выжили, практически не изменившись во времени, другие же вымерли или изменились очень резко, перейдя в другую форму (формы). Таким образом, вместо теории постепенных изменений они выдвигают идею «прерывистого равновесия». Идет спор о конкретных исторических примерах эволюции; однако посторонние, прислушиваясь к этому спору, делают вывод, что предмет обсуждения — истинность эволюции: происходила ли она [sic] вообще?. Это ужасная ошибка; в основе ее, по моему мнению, лежит ложная идея того, что окаменелости заключают в себе значительную часть доказательств эволюции.. На самом же деле эволюция доказывается совершенно отдельным набором аргументов, и нынешние палеонтологические дебаты вовсе не направлены на то, чтобы развенчать подтверждающие эволюцию свидетельства. Марк Ридли (Mark Ridley), зоолог, Оксфордский университет. Who doubts evolution? New Scientist, voL90, 25 June 1981, p.830. Насколько же важны для эволюциониста исследования окаменелостей? В 1960 году… 119. Хотя сравнительное изучение ныне существующих животных и растений может дать весьма убедительные свидетельства, только окаменелости являются единственным историческим документальным доказательством в пользу того, что жизнь развивалась от более простых форм ко все более и более сложным. Др. Карл О.Данбар (Carl O.Dunbar), геология, почетный профессор палеонтологии и стратиграфии, Йельский университет; бывший редактор «American Journal of Science». В кн.: Historical Geology, John Wiley and Sons, Inc., New York, I960, p.47.

http://azbyka.ru/uchenye-o-teorii-evolyu...

40 Sibley, Mulford. Life After Death? Minneapolis: Dillon Press, 1975. 41 Swedenborg, Emmanuel. Compendium of the Theological and Spiritual Writings of Emmanuel Swedenborg. London: The Swedenborg Society, 1954. 42 Swihart, Phillip. The Edge of Death. Downers Grove, III: Inter Varsity Press, 1978. 43 Varughese, K. V. Life After Death, Makerbag, Cuttack, India: Ebenezer Publizhers. 44 Watson, Lyall. The Romeo Error: A Meditation on Life and Death. London: Coronet Books, 1976. 45 Welch, Thomas. Oregon’s Amazing Miracle. Dallas: Christ for the Nations, Inc., 1976. 46 Weldon, John and Zola Levitt. Is There Life after Death? Irvine Calif.: Harvest House, 1977. 47 Wheeler, David. R. Journey to the Other Side. New York: Ace Books, 1977. 48 Wilkerson, Ralph. Beyond and Back: Those Who Died and Lived to Tell It. Anaheim, Calif.: Melodyhand Productions, 1977. 49 Zodhiates, Spiros. Life after Death? Richfield, N. J.: AMG Publishers, 1977. Примечания Аноксия — состояние, возникающее при недостаточном снабжении организма кислородом или при нарушении его усвоения в процессе биологического окисления. (Прим. перев.) Тренажер — установка, имитирующая важнейшие элементы какого-либо вида деятельности. (Прим. перев.) Электрокардиограмма (сокращенно ЭКГ) — кривая, отражающая изменения во времени разности потенциалов электрического ноля сердца при его сокращениях. (Прим. перев.) Мерцательная аритмия — прекращение выполнения предсердиями насосных функций с полной нерегулярностью интервалов между сердечными сокращениями и силой сокращений желудочков сердца. (Прим. перев.) Электрокардиостимулятор (сокращенно ЭКС) — аппарат для искусственного ритмичного возбуждения деятельности сердца генерируемыми электроимпульсами. (Прим. перев.) Полная блокада сердца — полная утрата способности всех проводящих отделов миокарда (стенки сердца, образованные сократительными мышечными волокнами) проводить возбуждение. (Прим. перев.) Катетеризация — введение катетера в кровеносный или лимфатический сосуд с диагностической или лечебной целью. Катетер — инструмент трубкообразной формы, предназначенный для введения лекарственных средств и рентгеноконтрастных веществ в кровеносные и лимфатические сосуды, а также для извлечения их содержимого с диагностической или лечебной целью. (Прим. перев.)

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

Остается лишь пожелать, чтобы Херинг высказался более ясно: воскресший и живой Христос есть принцип, норма, центр и цель нравственного мышления, суждения и поведения. Брайан Джонстон обращает внимание на то, что о воскресении Христа Херинг практически молчит 249 . Гимн в Послании Колоссянам 1 понимает Христа не только как центр творения, но и как центр нового творения, начатого Его воскресением. Нравственное богословие, верное видению этого гимна, не говоря уж о посланиях Павла к Римлянам, 1 Коринфянам и др., должно снова и снова возвращаться к вопросу: чего хочет от нас воскресший Иисус? Как мы должны мыслить, решать, поступать? Разумеется, ответить на этот вопрос не всегда легко. Однако если мы не будем его задавать, можем ли мы надеяться сохранить своей нравственной жизни ту верность живому Иисусу, которой Он от нас ждет? Описывая этику, основанную на воскресении, Джонстон предполагает, что она может привести к тринитарной морали истинного мира и единства в отношения, а не «мира», созданного насилием 250 . О том, как идут рука об руку мораль, ориентированная на воскресение, и мораль, ориентированная на Троицу, следовало бы написать отдельную книгу. Однако предположение Джонстона обращает наше внимание еще на один случай примечательного молчания современной христианской этики – молчания о Троице, центральном предмете веры христиан, открывающемся в событиях Пасхи и Пятидесятницы. Но прежде чем развивать этику на основе веры в Троицу, христианским моралистам стоит задуматься над предложением Джонстона о «тройственной роли», которую должны играть в христианской этике «повествования о воскресении и вытекающее из них учение»: «Во-первых, они должны формировать наши этические представления; во-вторых, предлагать новое и ясное восприятие жизни, которое сделает возможной христианскую критику культуры; и, в-третьих, дать принципы истинно христианского понимания добродетели» 251 . 179 Blaise Pascal, Pensees, trans. A.J. Krailsheimer (London: Penguin Books, 1966), 424. [См. рус. пер.: Блез Паскаль, Мысли, Малые сочинения. Письма, ACT, 2003, с. 47–364. – Прим. ред.] 180 Второй закон можно выразить понятием «энтропии», которая представляет собой степень беспорядочности или случайности в составляющих любой замкнутой системы. Энтропия в изолированной системе может только возрастать, но не уменьшаться. 182 См. John Polkinghome, The God of Hope and the End of the World (New Haven, CT: Yale University Press, 2002), 74–76, 113–116. 183 Pierre Teilhard de Chardin, Science and Christ, trans. Rene Hague (New York: Harper & Row, 1968), 27, 35, 63–64, 75–76. 185 См. Christopher F. Mooney, Teilhard de Chardin and the Mystery of Christ (London: Collins, 1966), 120,135; и Robert Faricy, All Things in Christ: Teilhard de Chardin’s Spirituality (London: Collins, 1981), 13–31. 186 A. Peacocke, Creation and the World of Science (Oxford, UK: Clarendon Press, 1979), 353; курсив мой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vera...

Но, тем не менее, уйти от факта, что человек изначально создан не как животное, а как существо творческое и «цивилизующееся», все равно не удастся. Негативная оценка культурного компонента человеческой природы есть только его оценка, но не отмена. Все в человеке, включая его сексуальность, имеет смысл не только биологический, но и социально-коммуникативный, цивилизационно-творческий и религиозный. Православному богословию еще предстоит выработать аргументированную позицию по вопросу о «естественности» человека, в особенности в контексте диалога с наукой, культурой и современным обществом. Во всяком случае ясно, что для Православной Церкви запрет актуализации сексуальности вне контекста брака — не промежуточная цивилизационная норма архаического общества, а фундаментальная изначальная норма, определяющая саму структуру и суть человеческого бытия. Все функции человеческого бытия определяются его вечным религиозным предназначением. И в этом смысле сексуальность, хотя, безусловно, не редуцируемая к животности, но будучи связанной с тайной межличностного общения и творения новой жизни, всегда должна оставаться объектом религиозной регламентации. 46. Ioan. Damasc . De fide Orth. 11.13. 47. См. об этом в В reck John . The Sacred gift of Life. Orthodox Christianity and Bioethics, New York: SVSPress. 1998. P. 89: «Большинство православных специалистов по этике не согласятся с тем, что тесная связь между униативным и прокреативными аспектами полового акта исключает всякое использование контрацептивов, при условии, что они — неабортивны и что существуют серьезные причины для временного воздержания от беременности». 48. «Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом. Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственною отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова Апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1 Кор.

http://azbyka.ru/semya/problematika-pola...

47 На богословском уровне см. международную дискуссию ученых в: The Old Testament and Christian Faith: A Theological Discussion, ed. B.W.Anderson (New York: Harper&Row, 1963), и недавнюю: Paul J.Achtemeier and Elizabeth Achtemeier, The Old Testament Roots of the Faith (Peabody: Hendrickson, 1994). Ha экзегетическом уровне см. среди прочего: E.Earle Eliis, Prophesy and Hermeneutic in Early Christianity (Grand Rapids: Baker Books, 1993). 48 О святоотеческом понимании Писания см. главу 4. Всеобъемлющий σκοπς Писания – Христос, согласно как отцам церкви, так и позднейшим реформаторам Лютеру и Кальвину. См. Brevard S.Childs, Biblical Theology of the Old and New Testaments (Minneapolis: Fortress, 1993), pp.44 и 49. 50 Само собой разумеется, что религиозная община, хранящая Писание как свое священное сокровище, является высшим авторитетом в истолковании Библии как слова Божьего, обращенного к Его народу. Вне контекста религиозной общины Библия превращается в историческое сочинение, книгу, содержащую описания различных переживаний, верований и обычаев древности; именно так относится к Библии большинство современных исследователей, что мы увидим в следующих главах. 51 Г.Флоровский , «Откровение и истолкование», в первом томе собрания работ: Bіble, Church, Tradition: An Eastern Orthodox View, pp.17–36. Эта статья впервые напечатана в Biblical Authority for Today, eds. A.Richardson and W.Schweitzer, pp.163–180. 52 См. R.C.Hill, «St.John Chrysostom and the Incarnation of the Word in Scripture», CTR 14 (1, 1980), pp.34–38. 53 Блестящим примером динамичного взгляда на боговдохновенность является рассуждение Григория Нисского о библейском языке творения как о функциональном, приспособленном к человеческим возможностям и обстоятельствам. Для него «нелепо и богохульно» думать, что Бог, творя мир, в самом деле произносил какие-то слова (спрашивается, кому и на каком языке). Григорий утверждает, что Бог не говорил ни по-еврейски, ни на каком-либо другом языке, общаясь с такими людьми, как Моисей и пророки. Напротив, Бог сообщал Свою волю «чистому разуму этих святых, согласно мере благодати, которой они были причастниками». Они, в свою очередь, сообщали волю Бога на своем собственном языке и в формах, соответствующих даже «ребячеству тех, кому было даровано познание Бога». См. его работу «Вторая книга ответов Евномию», в пер. M.Day, в сборнике Nisene and Post-Nicene Fathers. Vol.5, Gregory of Nissa: Dogmatic Treatises, etc. (Grand Rapids: Eerdmans, n.d.), pp. 276. Этой ссылкой я обязан Питеру Чемберасу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

(См. также Lubenow, Bones of Contention, стр. 247–288, и Мильтон, стр. 53–56.) -Ред. 117 том же пишет и B.M. Элассер из университета Мэриленд: «Как хорошо известно, порядок геологического напластования полностью определяется окаменелостями; таким образом, геологический метод предполагает наличие в этих перио­дах живых существ с постепенно возрастающей сложностью» (Encyclopedia Britannica (1973), том 7, стр. 850). Дж. Е. ОРуорк в Американском журнале науки (январь 1976 г., стр. 53) утверж­дает: «Образованный непрофессионал давно заподозрил в использовании каменной породы для определения возраста окаменелостей и окаменелостей для определения возраста каменной породы рассуждение по кругу. Геолог никогда не утруждал себя поиском достойного ответа на это, считая, что всякие объяснения излишни, до тех пор пока работа приносит результаты. Это проявление твердоголового прагматиз­ма». – Ред. 118 Непгу М. Morris, Scientific Creationism, стр. 162. Причины, по которым радиоуг­леродное датирование отвечает определенной точности в рамках 3 000 лет назад (но никак не более объяснены на стр. 164–67. См. также John D. Morris, The Young Earth, стр. 64–67. – Ред. 119 Радиоизотопные методы не могут применяться ни к органическим остаткам, ни к осадочным породам, содержащим органические остатки, но только к вулкани­ческим породам, которые могут залегать либо выше, либо ниже пластов, несущих органические остатки. – Ред. 120 Такое предположение едва ли возможно. «Аргон-40 является очень распрос­траненным изотопом в атмосфере и в каменных породах земной коры. В реальности аргон является двенадцатым по счету наиболее часто встречающимся химическим элементом на земле, и более чем 99 процентов его как раз составляет аргон-40. Невозможно ни физическим, ни химическим способом определить, является ли данный образец аргона-40 остатком радиоактивного распада, либо он существовал уже в наличии в каменных породах при их образовании» (Milton, стр. 47). Наличие аргона-40 в калийных минералах во время их образования наглядно демонстриру­ется обилием поразительных ошибочных данных, которые выявляет калийно-аргонный метод по отношению к каменным породам недавней формации, возраст которых известен (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010