272. Chalendar X. de. Le message centrale du Nouveau Testament. Paris, 1966. 273. Chesterton G.K. The Everlasting Man. London, 1927. 274. Cullman O. The Christology of the New Testament. London, 1959. Daniélou J. Approches du Christ. Paris, 1960. 276. Dodd C.H. The Parables of the Kingdom. London, 1965. 277. Dossier Jésus. Ouvrage collectif. Paris, 1977. 278. Dupont J., Georges A., Lessage S., Rigaux B., Seidenstiker Ph. La pauvreté évangelique. Paris, 1971. Guitton J. Jésus. Paris, 1956. 280. Guardini R. Der Herr. 1980. Hunter A. Introducing New Testament Theology. London, 1957. 282. Jeremias J. New Testament Theology, v.1. London, 1971. 283. Jeremias J. The Parables of Jesus. London, 1972. 284. Jeremias J. Abba. Jésus et son Риге. Paris, 1972. 285. Manson T.W. The Teaching of Jesus. Cambridge, 1950. McKenzie J.L. The Power and the Wisdom. New York, 1965. 287. Pepperin N. Rediscovering the Teaching of Jesus. New York, 1965. 288. Sabourin L. The Names and Titles of Jesus. New York, 1967. 2. Нехристианские авторы и представители либеральной теологии 289. Вальтер В. Возникновение христианства и распространение его на Востоке. Пер. с нем. — В кн.: История человечества. Под ред.Г.Гельмонта. Т.4. СПб., 1903. 290. Вейтлинг В. Евангелие бедного грешника. Пер. с нем. СПб., 1907. 291. Гарнак А. Сущность христианства. Пер. с нем. с предисловием Вл.Эрна. М., 1907; другой перевод в кн.: Общая история европейской культуры. Т.5. СПб., 1910. 292. Его же. История догматов. Пер. с нем. — В кн.: Общая история европейской культуры. Т.6. СПб., 1910. 293. Гегель Г. Дух христианства и его судьба. — В кн.: Гегель Г.В.Ф. Философия религии. Пер. с нем. Т.1. М., 1975. 294. Джонсон Х. Христиане и коммунизм. Пер. с англ. М., 1957. 295. Ельяшевич С. Два Завета. М., 1912. 296. Кнопф З. Происхождение и развитие верований в загробную жизнь. Пер. с нем. СПб., 1908. 297. Корниль К., Штэрк В., Фон-Добшитц Е., Трельч Е., Герман В. Христианство в освещении протестантских теологов. Сб.статей. Пер. с нем. СПб., 1914.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1247       Gutierrez G. A Theology of Liberation: History, Politics, Salvation/Trans. and ed. by Caridad Inda and John Eagleson. Maryknoll (NY), 1973; см. также: Idem. Search of the Poor of Jesus Christ/Trans. R.R. Barr. Maryknoll (NY), 1993. 1249       Kappen S. Jesus and Freedom. N.Y., 1977. см. также его: Jesus and Society. Delhi, 2002; Jesus and Culture. Delhi, 2002. 1250       См. также: Moltmann J. Theology of Hope. L., 1967; Cone J. Black Theology and Black Power. N.Y., 1969; Idem. A Black Theology of Liberation. Philadelphia, 1970; Rauschenbusch W. A Theology for the Social Gospel. Louisville, 1997. 1251       Schöpfer H. Theologie der Gesellschaft: Interdisziplinäre Grundlagenbibliographie zur Einführung in die befreiungs- und polittheologische Problematik; 1960–1975. Bern; Frankfurt; Las Vegas, 1975. 1252       См., например: Sociologia de la religion y teologia: estudio bibliografico. Madrid, 1975; Handbuch der deutschen Lateinamerika-Forschung Institutionen, Wissenschaftler und Experten in der BRD und Berlin (West): Neuere Veröffentlichungen/Hrsg. W. Grenz. Hamburg; Bonn, 1980. 1253       Достаточно вспомнить радикальные «мессианские» модели А. Макракиса. Подробнее см.: Καραγεωργοδης Е. Χριστιανισμς και Πολιτικ (κατ τον Απστολο Μακρκη) εκδ. Βρυννιος, 2005. 1254       Χαλκντρου Π. Κοσμς ο Αιτωλς και η συνωμοσα σιωπς εναντον των κοτσαμπσιδων και του πατριαρχεου//Εφ. Ελεθερος. 1961. 3 Σεπτ. 1255       Αγουρδης Σ. Τα χειργραφα της Νεκρς Θαλσσης και η Καιν Διαθκη, 1959; Ο νθρωπος κατ τον γιον Ειρηναον εν αντιθσει προς την περ ανθρπου εικνα των Γνωστικν, 1970; Εισαγωγ εις την Καιν Διαθκη, 1971; Τα Απκρυφα και Ψευδεπγραφα της Παλαις Διαθκης. Α’ τμος. 1974; Β’ τμος. 1985; Ιστορα των Χρνων της Καινς Διαθκης. 1980, 1985; Η Αποκλυψη του Ιωννη, ιστορικ και συγχρονιστικ προσπθεια. 1978, 1990, 1994; Ιστορα της θρησκεας του Ισραλ. 1995; Θεολογα και Επικαιρτητα (μελτες και ρθρα). 1996; Ο Χριστιανισμς ναντι του Ιουδασμο και του Ελληνισμο κατ το Β» αι. μ.Χ. 1997; Θεολογα και κοινωνα σε διλογο. 1999.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он не может абстрагироваться от своих верований и убеждений, но может сознавать свою субъективность и стремиться к объективности, насколько это возможно. А может облекать свою субъективность в наукообразную форму и доказывать ее с помощью специально подобранных и соответствующим образом истолкованных фактов – но тогда это будет уже не наука (потому что она так не работает) и не вера (потому что она в этом не нуждается). Но как сочетать одно с другим гармоничным и разумным образом – огромный и сложный вопрос, в том числе и для меня самого. P.H.R. van Houwelingen, " The Authenticity of 2 Peter: Problems and Possible Solutions, " European Journal of Theology 10, no. 2 (2010): 119–129. Jake H. O’Connell, " The Reliability of the Resurrection Narratives, " European Journal of Theology 10, no. 2 (2010): 141–152. C.H.T. Fletcher-Luis, " A New Explanation of Christological Origins: A Review of the Work of Larry W. Hurtado, " Tyndale Bulletin 60, no. 2 (2009): 161–205. Larry W. Hurtado, One God, One Lord: Early Christian Devotion and Ancient Jewish Monotheism (Philadelphia: Fortress, 1988); Larry W. Hurtado, Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity (Grand Rapids: Eerdmans, 2003); Larry W. Hurtado, How on Earth Did Jesus Become a God? Historical Questions About Earliest Devotion to Jesus (Grand Rapids: Eerdmans, 2005). Изложение этой точки зрения по-русски: С.В. Лёзов, " О непроисхождении христианства из иудаизма, " Библия: литературные и лингвистические исследования 3 (2000): 209–235. Характерно, что автор после публикации этой статьи практически полностью отошел от богословия и библеистики и занимается весьма активно лингвистикой и семитологией. По-русски самые основные сведения изложены в книге: Г.Г. Ястребов, Кем был Иисус из Назарета? (Москва: ЭКСМО, 2008); более развернутый (и более традиционный анализ) см. в: Н.Т. Райт, Иисус и победа Бога (Москва: ББИ, 2004). Это мнение было им высказано в докладе " Третий поиск: кризис критериев аутентичности " на XVII Андреевских чтениях 13 декабря 2012 г. в Москве. Основные сведения см. в: Donald R. Morrison, ed., The Cambridge Companion to Socrates (Cambridge, New York etc.: Cambridge University Press, 2011). Пример ресурса с соответствующими материалами – http://origins.org.ua/index_FF.php. Подробнее см. критику В. Алексеева: Поделиться… СМ.ТАКЖЕ ЩИПКОВ ЛЕКТОРИЙ «КРАПИВЕНСКИЙ, 4» TELEGRAM 28.04.2024 25.04.2024 21.04.2024 14.04.2024 11.04.2024 07.04.2024 31.03.2024 28.03.2024 РУССКАЯ ЭКСПЕРТНАЯ ШКОЛА 30.04.2023 04.08.2022 25.12.2021 04.12.2021 24.11.2021 УНИВЕРСИТЕТ Поделитесь с друзьями

http://religare.ru/2_100123.html

В результате, эти апостолы, один из которых отрекся от Господа, а другой преследовал христиан, получили новые жизненные ориентиры – трансформацию, которая повлекла “последующий героизм и мученичество” (Goulder, «The Baseless Fabric of a Vision,» 48–52. Кстати, Гоулдер утверждает, что ученики, особенно когда речь идет о коллективных видениях, испытали “коллективное заблуждение”, что значительно отличается от субъективных галлюцинаций в том, что они связаны с мисинтерпретацией реальных, физических объектов). Еще один подход, который я бы охарактеризовал как теорию “иллюминаций”, должен быть так же кратко упомянут. Несколько исследователей предпочитают объяснение, которое хотя и близко к гипотезе “галлюцинаций”, однако полностью несводимо к ней. В общем, идея состоит в том, что Петр был первым, кто испытал субъективные переживания или убеждение, что Иисус жив. Позже это передалось другим последователям Иисуса, которые пришли к заключению, что Иисус воскрес. Эти исследователи считают, что мы не можем говорить об исторической природе этого события. То, что на самом деле важно – так это вера первых учеников, а не природа самих явлений (Похожей точки зрения придерживаются Willi Marxsen, Jesus and Easter: Did God Raise the Historical Jesus from the Dead? (Nashville: Abingdon, 1990), 65–74; Willi Marxsen, The Resurrection of Jesus of Nazareth, Margaret Kohl, trans. (Philadelphia: Fortress, 1968), esp. Chapters III-IV; Don Cupitt, Christ and the Hiddenness of God (Philadelphia: Westminster, 1971), 143, 165–167; Thomas Sheehan, The First Coming: How the Kingdom of God became Christianity (New York: Random House, 1986), 95–118; John Shelby Spong, Resurrection: Myth or Reality? (San Francisco: Harper San Francisco, 1994), 255–260; John Shelby Spong, The Easter Moment (San Francisco: Harper and Row, 1987), esp. 39–68.). В этом случае часто отмечается, что эти переживания не были галлюцинациями (Spong, The Easter Moment, 196; Sheehan, 262–263, endnote 38; cf. Marxsen, Jesus and Easter, 71–74.), но многие из наших критических замечаний ниже будут касаться и этого тезиса.

http://azbyka.ru/voskresenie-iisusa-fakt...

87 Andrew Fairbairn, The Philosophy of the Christian Religion (New York: Macmillan, 1902), стр. 336. 88 Смотрите Wilbur M. Smith, The Supernaturalness of Christ: Can We Still Believe in It? (Boston: Wilde, 1941); Grand Rapids: Baker), стр. 115–116; F. F. Bruce, Jesus and Christian Origins Outside the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), стр. 86 и дальше. 89 Случай с Лазарем так сильно поражает нас, что даже французский скептик, Эрнст Ренан, в произведении Vie de Jesus должен был признать, что «нечто» случилось при воскрешении Лазаря, а это было или настоящим чудом, или событием, принятым людьми как чудо. 90 William F. Albright, Recent Discoveries in Biblical Lands (New York: Funk and Wagnalls, 1955), стр. 136. 91 Для полного обсуждения важности термина «Авва» смотрите J. Jeremias, The Central Message of the New Testament (New York: Scribner, 1965), стр. 29 и дальше. 92 Смотрите А. М. Hunter, The Work and Words of Jesus, rev. ed. (Philadelphia: Westminster Press, 1973), стр. 106. 93 Смотрите главу 6-ую в книге C.H.Dodd, The Founder of Christianity (New York) Macmillan, 1970), стр.99 и дальше. 94 Для полного анализа некоторых ссылок в высказываниях Христа на замечательную главу о Мессии, главу 53-ю в книге Исайи, смотрите Vincent Taylor, Jesus and His Sacrifice (New York: Macmillan, 1937), стр. 82–249. 95 Смотрите Martin Dibelius, The Sermon on the Mount (New York: Charles Scribner s Sons, 1940), стр. 37–38. 96 У нас есть свидетельство еврейского историка, Иосифа Флавия, что Иисус умер от евреев и римлян: «Когда по предложению самых главных среди них Пилат приговорил Его к распятию, то те, кто впервые возлюбил Его, не оставили Его». Цитата взята из Josephus, Antiquities, XVIII, стр. 63 и дальше. 99 W. H. Lecky, History of European Morals from Augustus to Charlemagne, 2nd edition (London: Longmans, Green, 1869), II, стр. 88. 100 Leonard Griffith, Barriers to Christian Belief (London: Hodder and Stoughton, 1961), стр. 92. 101 Рамм эффективно пользуется выражением: «если Богу стать человеком...» в книге: «The Varification of Christianity by the Supernatural Character of Its Founder,» Protestant Christian Evidences, стр. 163–183.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/doro...

Согласно этому апокрифическому Евангелию, охранявшие гробницу видели воскресение, а воскресший Христос дал слуге священника льняные одежды. Но ни в одном из канонических Евангелий не засвидетельствован сам момент воскресения. Поэтому сказанное здесь является не дальнейшим расширением других сообщений, а свободным творчеством, основанным на основополагающем утверждении в 1Кор. 15:7 . Евангелие Евреев также противоречит преданию, содержащемуся в Новом Завете, и по другим важным вопросам. Оно пришло из среды христиан из иудеев, отражает их характер и содержит основательный апологетический элемент. Стоит отметить, что гностическое Евангелие Фомы также превозносит Иакова, и именно помещением канонических отрывков в различные контексты. См. Robert M. Grant, The Secret Sayings of Jesus: The Gnostic Gospel of Thomas (Garden City, N. Y.: Doubleday, 1960) 19–37, 128. Ясное сообщение о положении Иакова в раннем христианстве дается в F. F. Bruce, Peter, Stephen, James, and John: Studies in Early Non-Pauline Christianity (Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1979) 86–119. 109 Georges Barrois, Scripture Readings in Orthodox Worship (Crestwood, N. Y.: SVS Press, 1977) 104. 110 A. Monk of the Eastern Church, Jesus: A Dialogue with the Saviour (New York: Desclee, 1963) 174. 111 C.F.D. Moule. “The Post-Resurrection Appearance in the Light of Festival Pilgrimages”, New Testament Studies 4 (1957–1958) 58–61. 112 Реджинальд Фуллер в The Formation of the Resurrection Narratives (New York: Macmillan, 1971), высказывает догадку, что «когда ученики вернулись из Галилеи в Иерусалим после того, как видели Воскресшего, они узнали от Марии Магдалины, что она посетила гробницу и обнаружила ее пустой» (56). Ульрих Вилькенс также развивает эту точку зрения в своем очерке «The Tradition – History of the Resurrection of Jesus» в C.F.D. Moul, ed., The Significance of the Message of the Resurrection for faith in Jesus Christ, Studies in Biblical Theology, 2d series, 8 (London: SCM Press, 1968) 51–76. Тезис Вилькенса заключается в том, что «именно явление воскресшего Иисуса в Галилее вдохновило веру в воскресение… Придя в Иерусалим, община узнала о рассказе женщин об обнаружении ими пустой гробницы» (73–4).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

7432 Ridderbos, John, 361. Boring et a1., Commentary, 288, cites here the principle of like knows like (Aristotle Rhet. A 1371b; see comment on 3:6), arguing that 10is proverbial rather than mystical; but this is unlikely, since this Gospel emphasizes Jesus as the revealer. 7433 In practice some may walk closer to Jesus than others (e.g., 13:23), but the point here is the established covenant relationship, not how believers live it out. All God " s presence and intimacy becomes available at conversion (14:5–7). 7435 Martyn, «Glimpses,» 174, suggesting they were «scattered» from their synagogues by the excommunication effected by the Birkath Ha-minim. 7441 We may discount the relevance of Hansons application here of the restoration of cosmic unity in the gnostic primal man myth (Hanson, Unity, 162). 7442 Clearly the modernist interpretation of the «other sheep» in terms of «religious pluralism» is not the point; as Bailey, «Shepherd Poems,» 17, points out, these sheep belong to, hear, and obey Christ (cf. also comment on 14:6). 7443 Classical usage allows the sense that he was «pledging» his life as a ransom, but Johannine usage favors simply «laying down» (Plummer, Epistles, 84, on 1 John 3:16 ). Hunter, John, 105, thinks John employs these verbs in 10to make more intelligible the significance of 13:4. 7444 Brown, John, 1:399, emphasizing the unity of Jesus» death, resurrection, and exaltation in this Gospe1. 7446 Some Tannaim, such as Ben Azzai, believed that if one died while engaged in fulfilling God " s commandments, this suggested one would inherit paradise ( " Abot R. Nat. 25A)–hence, by implication, the resurrection. But the emphasis on Jesus» special resurrection and special commandment (10:18) exceeds this. 7448 See introduction, p. 191; cf., e.g., " Abot R. Nat. 2A; 2, §13 B; b. c Abod. Zar. 16b-17a, 27b; Justin Dia1. 35. Читать далее Источник: The Gospel of John : a commentary : Volumes 1-2/Craig S. Keener – Massachusetts : Baker Academic, 2003. – 1636 pages.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

87 Rudolf Bultmann, Jesus and the Word, transl. by Louise Pettibone Smith and Erminie Huntress (New York: Scribner’s, 1934), p. 8. 90 John Macquarrie, An Existentialist Theology: A Comparison of Heidegger and Bultmann (New York: Harper and Row, 1965), p. 23. 99 Paul Maier, First Easter: The True and Unfamiliar Story (New York: Harper and Row, 1973), p. 94. 101 Sherwin-White, Roman Society, p. 189. В своем труде Шервин-Уайт рассматривает разные утверждения из Книги Деяний. 103 Более подробную информацию по этим пунктам возражений см.: Sherwin-White, Roman Society, pp. 186–193 and Grant, Jesus: An Historian’s Review, особ.с. 180–184. 105 См. Фредерик Брюс, Документы Нового Завета: достоверны ли они? (Симферополь: Диайпи, 2011), особ. с. 11; John А. Т. Robinson, Can Trust, especially p. 36. 106 Брюс, Документы, с. 11–13; John А.Т. Robinson, Can We Trust, pp. 36–37; Daniel-Rops, Sources, pp. 41–42. 109 Macquarrie, Existentialist Theology, p. 168; Gordon H. Clark, «Bultmann’s Three-Storied Universe» in Christianity Today, ed. by Frank Gaebelein (West-wood: Revell, 1966), pp. 218–219. 110 Carl F. H. Henry, «Cross-Currents in Contemporary Theology,» in Jesus of Nazareth: Saviour and Lord, ed. by Carl F. H. Henry (Grand Rapids: Ee-rdmans, 1966), p. 15; Clark, «Bultmann’s Universe,» pp. 217–218. 111 Avery Dulles, «Jesus of History and Christ of Faith» in Commoweal, Nov. 24, 1967, pp. 225–232. 113 Хорошее обсуждение достоверности Евангелий в целом см.: Craig Blomberg, The Historical Reliability of the Gospels (Downers Grove: Inter Varsity, 1987). Во второй части отдельно рассматриваются современные формы критики. 117 Следует отметить, что другой основной подход к чудесам, упоминавшийся в главе 1,– мифическая стратегия Давида Штрауса – очень схож в этом аспекте с позицией Бультмана, рассмотренной выше. 119 См. Gary R. Habermas, «Skepticism: Hume» in Biblical Errancy: An Analysis of Its Philosophical Roots, ed. by Norman L. Geisler (Grand Rapids: Zondervan, 1981), pp. 23–49. Здесь рассматривается аргумент Юма против веры в чудеса и их связь с законами природы и приводится критика этого аргумента. Также обсуждаются взгляды ряда других ученых, находившихся под влиянием Юма. См. также: Richard Swinburne, The Concept of Miracle (London: Macmillan, 1970).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

66 Martin, Case Against Christianity, p. 43. Справедливости ради следует согласиться с Мартином, что подробное обсуждение выходит далеко за рамки подраздела главы любой книги. 72 См. Климент Римский , Первое послание к коринфянам, 13, 46; Игнатий Антиохийский , Послание к смирнянам, 3. Какого бы взгляда мы ни придерживались относительно источников этих цитат, здесь следует по крайней мере отметить, что Мартин, судя по всему, не подозревает об ошибках в своих утверждениях и о критических возражениях, которые с легкостью можно выдвинуть против его аргументов. 77 F. F. В rue е, Jesus and Christian Origins Outside the New Testament (Grand Rapids: Eerdmans, 1974), pp. 37–41. 78 Drane, Introducing New Testament, p. 138. Кстати, подробно ознакомившись с данным вопросом, Чарлзуорт приходит к выводу, что теперь с уверенностью можно сказать: Иосиф Флавий действительно писал об Иисусе в важнейшем фрагменте «Иудейских древностей» (Jesus Within Judaism, p. 96). 79 Martin, Case Against Christianity, p. 85. Далее он называет этот текст из труда Иосифа Флавия «явно поддельным отрывком» (с. 91). 81 рые отрывки из Талмуда (с. 70, ссылка 44), на что я отвечу просто: эти тексты были написаны гораздо позже, (см. Gary R. Habermas, Ancient Evidence for the Life of Jesus Nashville: Nelson, 1984, 1988., p. 99.) 82 Обе цитаты из: Martin, Case Against Christianity, p. 52. Например, когда Джон М. Аллегро написал довольно эксцентричное сочинение (The Sacred Mushroom and the Cross London: Hodder and 83 Stoughton, 1973.), утверждая, что, скорее всего, Иисус не существовал, оно было встречено резкой критикой, хотя он и признавал, что высказывает лишь предположение. Норман Андерсон пишет, что в Англии против тезиса Аллегро выступили пятнадцать специалистов в области семитских языков и в смежных областях. Они изложили свой протест в письме, которое было опубликовано 26 мая 1970 г. в выпуске «Тайме» (видимо, имеется в виду американское издание). По их мнению, взгляды Аллегро «не были основаны ни на филологических, ни на каких-либо иных свидетельствах, поэтому их нельзя считать научными». Книгу также «встретили резкой критикой множество рецензентов». См. Anderson, Jesus Christ: The Witness of History (Leicester: Inter-Varsity, 1985), p. 15, fn. 2. Джон Робинсон соглашается с этим мнением, упоминая сочинения Аллегро в одном из разделов своей книги под названием «Цинизм глупцов» (John А.Т. Robinson, «The Cynicism of the Foolish»). Робинсон говорит, что если бы подобная аргументация встретилась в других сферах знания, «ее бы высмеяли без особых церемоний». См. Robinson, Can We Trust the New Testament? p. 15. ™ Charlesvorth,/?5W5 Within Judaism, p. 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drevnie...

Евангелия были созданы в среде строгого иудейского монотеизма, где считалось, что человек не может быть Богом. А вот истории об Александре возникли в языческом, политеистическом окружении, где идея обожествления людей считалась приемлемой. Заключение. Попытки свести повествование о Иисусе на уровень греческих мифов о богочеловеках заведомо бесплодны. Различия слишком велики, и если уж что-то одно и оказало здесь влияние на другое, то бесспорно, что христианское повествование о Боге, воплотившемся в человека, появилось раньше. Библиография : В. L. Blackburn, «Miracle Working Theiol Andres in Hellenism (and Hellenic Judaism)». D. Wenhan., Gospel Perspectives, Vol. 6: The Miracles of Jesus. W. Bousset, Kurios Christos. G. Boyd, Jesus under Siege. D. R. Cartlidge, Documents for the Study of the Gospels. O. Cullmann, The Christology of the New Testament. R. Fuller, The Foundation of New Testament Christology. G. Habermas, «Resurrection Claims in Non-Christian Religions», RS 25. R. Nash, Christianity and the Hellenistic World. O. Pfleiderer, The Early Christian Conception of Christ. R. Price, «Is There a Place for Historical Criticism? », статья, представленная на «Christianity Challenges the University: An International Conference of Theists and Atheists», Dallas, Texas, 7–10 February 1985. Suetonius. The Twelve Caesars. M. Wilkins, Jesus under Fire. Yamauchi, E. «Magic or Miracle? Disease, Demons and Exorcisms», D. Wenliam, ed., Gospel Perspectives, Vol. 6: The Miracles of Jesus. Аристотель (ARISTOTLE) Аристотель (384–322 до Р. Х.) имеет для христианской апологетики огромное значение. Он установил основные принципы рассуждения, используемые большинством апологетов (см. логика; первичные принципы; принцип причинности). Многие из великих апологетов, в особенности °Фома Аквинский, целиком опирались на принципы Аристотеля. Родившись в греческой колонии Стагире в семье врача, Аристотель около 367 г. поступил в академию °Платона, где и оставался до смерти Платона в 347 г. Он сделался наставником Александра Македонского (356–323) примерно в 342 г. В ходе завоеваний Александра Македонского идеи Аристотеля, вместе с греческим языком и греческой культурой, распространились по всему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010