215 Сис. De off. I, 6, 18: Omnes enim trahimur ei ducimur ad cognitionis et scientiae cupiditatem. 216 Сис. De off. I, 6, 18: Ex quattuor autem locis, in quos honesti naturam vimque divisimus, primus ille, qui in veri cognitione consistit… 217 Интересно, что св. Амвросий, отдавая добродетели мудрости предпочтение пред другими добродетелями, все же не проводит между нею и остальными тремя той резкой грани, которая замечается у Цицерона (De off. 1, 5, 17; Cp. Orat. part. 22, 76), — мудрость он склонен до некоторой степени поставить наравне с справедливостию, поскольку же мудрость у него отождествляется с любовию к Богу, а справедливость есть только готовая формула для обозначения отношений к людям, зиждущимся на чувстве любви, постольку, любовь к Богу у св. отца, можно сказать, неотделима от любви к ближним. 218 В русской Библии: «Оправдывающий нечестиваго и обвиняющий праведнаго, оба мерзость пред Господом. К чему сокровище в руках глупца?“ У LXX: » Ος δκαιον χρνει τν αδικον , αδικον δε τν δκαιον , ακαθαρτος κα βδελυκτος παρα Θεω . " Ινατδπρξε ματα αφρονι ? Акила и Феодотион: Ενατανταλλαγμα ν χειρανοητο . Последнее чтение находится в согласии и с еврейским текстом, где слову ανταλλαγμα соответствует замен, плата, вознаграждение. Вульгата это слово передаеть чрез divitias во всем остальном согласна с еврейским текстом. 219 Cp. Cic. De off. I, 19, 63. Praeclarum igitur illud Platonis. «Non, — inquit, — solum scientia " … 220 Как мудрость, понимаемая в смысле искания Бога и любви к Нему, занимает у св. Амвросия первое место, так эта же любовь к Богу является началом и второй важнейшей обязанности человека, именно его любви к ближним. — Достойно примечания то, что Цицерон, признавши (I, 43, 153) за членов всемирнаго общества, так сказать, разумных существ, в том месте где он говорит о справедливости, ни словом не обмолвился о богопочтении, хотя у стоиков (Cp. Stob. р. 106) εσβεια составляла часть δικαιοσνη . 221 Cic. De offic. I, 7, 20: De tribus autem reliquis latissime patet ea ratio, qua societas hominum inter ipsos et vitae quasi communitas contin6tur.,. Далее 22: Sed quoniam, ut praeclare scriptum est a Platone, non nobis solum nati sumus ortusque nostri partem patria vindicat, partem amini etc.; I, 17, 57: Sed cum omnia ratione animoque lustraris, omnium societatum nulla est gravior, nulla carior quam ea, quae cum re publica est uni cuique nostrum. Cari sunt parentes, cari liberi, propinqui, familiares, sed omnes omnium caritates patria una complexa est, pro qua quis bonus dubitet mortem oppetere, si ei sit profuturus? Cp. также III, 23, 90: Quid? Si tyrannidem occupare, si patriam prodere conabitur pater, silebitne filius?… Patriae salutem anteponet saluti patris?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2666...

2067 Adv. Ar. III 18.11–19; ср. Adv. Ar. I 49.1–8. По мнению К. Морескини, викториновская «теория двойной диады» предполагает, что «Отец раздваивается в Сыне (говоря языком платоников, это Единое и Едино-многое), а Сын заключает в Себе два момента: один – жизни (Сын), а другой – мышления (Дух)» (Морескини. 2011. С. 467). 2080 См. Adv. Ar. I 19.22–23; 19.43–44; I 27.24–28; I 40.27–28; II 4.19–21; 4.29–31; III 2.12–4.5; 3.3.1–4; 17.14–15; IV 4; 16; Com. Philip. 2.6, PL 8, 1207C; Com. Eph., 1.22, PL 8, 1250D-1251A u др. 2094 Enn. V 4.2; V 1.3. Похожее учение до Плотина встречается у Нумения (см. выше) и Оригена . Последний задолго до Викторина применил этот принцип в тринитарном учении для проведения различия между Отцом и Сыном: Отец – это первая Сила (prima virtus), составляющая основу Божественной жизнедеятельности, а Сын – это происшедшая от нее, подобно испарению, Мощь (vigor) и другая Сила (altera virtus), сама имеющая свою собственную ипостась (Origen. De princ. I 2.9). 2100 Adv. Ar. IV 30.2–6. Этот аргумент встречался нам неоднократно у западных и восточных «никейцев», например, у св. Афанасия (Contra Arian. I 9; I 20; In illud: Omnia mihi trad. 5) или св. Илария (De Trinit. III 23; VIII 49; X 6). 2104 Adv. Ar. I 41.42–50: Quo modo quod sit ipsa dicemus: sive Deum et λ γον dicemus, sive Deum et Dei virtutem et sapientiam, sive quod est esse et vitam, sive quod est esse et intellegere aut intellegentiam, sive esse et vitam et intellegere, sive Patrem et Filium, sive lumen et effulgentiam, sive Deum et characterem, sive Deum et formam et imaginem, sive substantiam et speciem, sicut ibi, non ut hic, sive substantiam et motionem, sive potentiam et actionem, sive silentium et effatum, ipsam substantiam esse confitendum. Cp. Adv. Ar. III 7.28–38. 2111 Plotin. Enn. VI.7.17.13–27; VI 7.21.4–6; Hadot. 1960a. P. 133–137; подробнее см. выше, п. 1.2. 2114 Подобное выражение встречается у Порфирия (Sent. 24.7–8), который утверждает, что бестелесные живые существа суть нерожденные («невозникшие», γνητα), нетленные и нерожденно и нетленно возникшие ( γεν τως κα φθρτως γεγον τα).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

687 Aug. De civ. Dei X.7: De ilia quippe superna civitate, ubi Dei voluntas intelligibilis atque incommutabilis lex est... 688 Aug. De lib. arb. 1.15.31: Recte judicas, dummodo illud inconcussum teneas, quod apertissime jam ratio demonstravit, eos qui temporali legi serviunt, non esse posse ab aeterna liberos; unde omnia quae justa sunt, justeque variantur, exprimi diximus: eos vero qui legi aeternae per bonam voluntatem haerent, temporalis legis non indigere, satis, ut apparet, intelligis (Августин. О свободной воле. 1.15.31: Ты рассудишь правильно, если твердо будешь придерживаться того, что тебе открыто покажет рассудок, а именно, что те, кто служит временному закону, не могут быть свободны от закона вечного, поскольку все справедливое и справедливо меняющееся есть [его] отпечаток. А те, кто по доброй воле следуют вечному закону, очевидно, как ты хорошо понимаешь, не нуждаются во временном законе). 691 Isidori Differ. 1.(172): Inter Delictum et iniustitiam. Delictum quidam leve putaverunt esse peccatum, quasi negligentis derelictum, iniustitiam vero immane aliquod saevumque commissum (Исидор. Дифференции. 1.(172): Между проступком и несправедливостью. Некоторые полагают, что проступок – это легкий грех, как бы небрежность человека беспечного, несправедливость же – некое жуткое и ужасное действие). 702 Io. 1.17: τι νμος δι Μωσως δθη, χρις και λθεια δι’Ιησο Χριστο γνετο. ( Ин.1:17 : ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. – Синодальный пер.). 703 См., например: Ps. Got. 5: odisti Domine omnes qui operantur inquitatem perdes omnes qui loquuntur mendacium; Ps. Got. 6: discedite a me omnes qui operamini inquitatem quoniam exaudivit Dominus vocem iletus mei; Ps. Got. 13: nonne cognoscent omnes qui operantur inquitatem qui devorant plebem meam sicut escam panis; Ps. Got. 35: ibi ceciderunt qui operantur inquitatem expuisi sunt nec potuerunt stare; etc. 704 Ps. Got. 7: convertetur dolor eius in caput eius et in verticem ipsius iniquitas eius descender

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Можно было бы привести немало текстов Мейстера Экхарта, в которых Vivere [Жизнь], ускользающая от производящей и целевой причинности, предстает как первичное действие 400 явленного в Едином Бытия, как «нетварное и несотворимое» состояние всего того, что возвращается к себе в некоем формальном кипении, в своего рода возвратном и круговом движении. В нем все три термина – нерожденное, рожденное и исходящее от двух – соответствуют Трем божественным Лицам 401 , в коих Сущность «переливается» Единым: a se, de se et in se [от себя, из себя и в себя]. Коль скоро Vivum intellectuale [умное Живое], со всеми подразумеваемыми в нем чертами тринитарного богословия, являет Мейстеру Экхарту тот аспект, в котором бытие составляет собственный предмет метафизики 402 , не следует искать у тюрингского мистика четкого различения между естественным богословием и богооткровенными истинами. Та перспектива, в которой Экхарт предпочитает рассматривать бытие, претворит в метафизические утверждения тексты Писания, авторитетные богословские свидетельства sancti et doctores nostri [наших святых и учителей]; но эта же перспектива придаст характер тринитарного богословия умозрениям греческих, иудейских и арабских «философов». Так «языческие учители» станут также свидетелями тайны христианской веры. Определение метафизики, данное Аристотелем, видевшем в ней науку о бытии, поскольку оно – бытие 403 , должно было получить у Мейстера Экхарта богословский скрытый смысл. Он связывается для Экхарта с этим inquantum [поскольку], означающим «возврат бытия к самому себе», sum qui sum, круговое движение умной монады, рождающей монаду и «склоняющей» к самой себе свой пыл или свою любовь. 6. Предмет метафизики В комментарии на книгу Премудрости Мейстер Экхарт дольше задерживается на понятии «бытия как такового», собственном предмете метафизики. Метафизик, как и математик, отмечает Экхарт, в своих определениях того, что есть сущее (ens), никогда не касается производящей и целевой причин. Дело в том, что вещь, взятая в ее чтойности (quantum ad sui»quod quid est»), не зависит ни от какой внешней причинности 404 . Как говорит Авиценна, Res illud quod est non habet ex alio (То, чем является вещь, она имеет не от иного) 405 . Таким образом, метафизик исследует сущностный аспект сущих, независимо от факта их существования, которым они обязаны действию некоторой производящей причины. Существует человек или нет, определение homo est animal [человек есть живое существо] остается истинным, потому что глагол esse выполняет здесь исключительно роль копулы, связки между субъектом и предикатом. Он являет связь терминов, но не предицирует существования субъекту 406 . Иначе обстоит дело, когда интерес обращается на существование вещей, на их ipsum esse [само бытие], которое происходит от некоей внешней производящей причины и в то же время есть цель, по слову книги Премудрости: Creavit enim Deus, ut essent omnia (1:14) 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Таким образом, стремясь отвратить и предостерегая от нововведений в вероучении, преп. Марк оставил яркое богословское наследие, являющееся выражением живого Предания Церкви. И это наследие является важным свидетельством веры Древней Церкви. Библиографический список Источники: 1 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwarz. T. 1: Concilium universale Ephesenum. Vol. 1. Pars 1. Collectio Vaticana 1–32. – Berolinum: Walter de gruyter & Co, 1928. – 128 p. 2 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwarz. T. 1: Concilium universale Ephesenum. Vol. 1. Pars 2. Collectio Vaticana 33–80. – Berolinum: Walter de gruyter & Co, 1927. – 110 p. 3 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwarz. T. 1: Concilium universale Ephesenum. Vol. 1. Pars 3. Collectio Vaticana 81–119. – Berolinum: Walter de gruyter & Co, 1927. – 110 p. 4 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwarz. T. 2: Concilium universale Chalcedonense. Vol. 5. Collectio sangermanensis. – Berolinum: Walter de gruyter & Co, 1936. – 167 p. 5 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. J. Straub. T. 4: Concilium universale Constantinopolitanum. Vol. 1. Concilii actiones VIII. Appendices graecae – indices. – Berolinum: Walter de gruyter & Co, 1971. – 286 p. 6 . Acta Conciliorum Oecumenicorum/Ed. E. Schwarz. T. 4: Concilium universale Constantinopolitanum. Vol. 2. Iohannis Maxenti libelli. Collectio codicis novariensis XXX et al. – Librarii Angentoratensis: Sumptibus Caroli J. Trubner, 1914. – 210. 7 . Apophthegmata Patrum//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 65. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 70–441. 8 . Athanasius Alexandrinus. De incarnatione verbi/Ed. C. Kannengiesser//Sources chrétiennes. Vol. 199. – Paris: Cerf, 1973. – P. 258–468. [TLG. 2035. 002]. 9 . Athanasius Alexandrinus. Epistulae quattuor ad Serapionem//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 26. – Paris: Imprimerie Catholique, 1864. – Col. 529–648. [TLG. 2035. 043]. 10 . Athanasius Alexandrinus. In illud: Omnia mihi tradita sunt//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Ed. J.P. Migne. T. 25b. – Paris: Imprimerie Catholique, n. d. – Col. 208–220.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

756 Печатается по изданию: Попов И. В. Святой Амфилохий, епископ Иконийский//Богословские труды. Сб. 9 (1972). С. 15–79. Сопровождается замечанием: «Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред». 850 Idem. In illud: Pater, si possible est, transeat a me calyx iste (Matth. 26, 39)· Цит. nö Holl К Amphilochius von Ikonium, Tübingen, 1904. S. 91–102. 871 Ibid., epiraphium 99, PG 38, 60: Νννη Φιλτατου; ibid, epitaphium 107, PG 38, 66 – об отце Амфилохия: υα Φιλτατου Γοργονας τε μγαν. 891 Idem. Epistula 161, PG 32, 629: σ φεγοντα ς ατς φ ς, οχ μ ς, λλ τν δι’ ημν προσδοκωμνην κλσιν [ты бежишь не от нас (ты сам согласен с этим), но от нашего прошения...]. 892 Gregorius Nazianzenus. Epistula 63, PG 37, 124–125: τ σα τυραννηθντας π τν κανν φλων. 899 ldem. Epistula 109 ad Eusebium Samosatorum, PG 32, 504–505; epistula 176, 200 ad Amphilochium, PG 32, 654, 733–736; epistula 252 ad Fonticae diocesis episcopos, PG 32, 940. 912 Gregorius Nazianzenus. Epistula 25, PG 46, 1093 sqq. Ср.: Vita Marthae V, 49 и 50//Acta Sanctorum. Brussels, 1643. P. 421, 422. 913 Basilius Magnus. Epistula 161, PG 32, 632. Для выяснения смысла ср. Idem. Epistula 199, PG 32, 717. 938 Theodosius II Imperator. Codex XVI, 5, 11, 12//Codex Tbeodosianus/Ed. P. Krüger, T. Mommsen, P. Meyer: In 3 vols. Berlin, 1905. 944 Idem. Epistula 171, PG 37, 280. Такими же словами он говорит о своем отце (Epistula 58, PG 38, 40). 949 SS. Patrum Amphilochii Iconiensis, Methodii Patarensis et Andreae Cretensis opera omnia/Ed. F. Combefis. Paris, 1644. 952 В XX в. в полном объеме сочинения святителя Амфилохия Иконийского были изданы в Бельгии в 1978 г. исследователем К. Datema в серии Corpus Christianorum. В этом издании творения святителя Амфилохия представлены уже большим числом за счет вновь найденных проповедей. Однако следует заметить, что Datema подверг сомнению подлинность проповеди на преполовение Пятидесятницы, которую К. Holl считал написанной самим святителем Амфилохием. Здесь мы перечислим все подлинные сочинения, которые дошли до нас в полном виде, опираясь на последнее критическое издание: 1) Слово на Рождество Христово; 2) Слово на Сретение Господне; 3) Слово о четверодневном Лазаре; 4) Слово о жене-грешнице, помазавшей Господа миром; 5) Слово на Великую субботу; 6) Слово на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия...; 7) Слово о новокрещеных, или на Пасху; 8) Слово о Закхее; 9) Слово на текст: Не может Сын ничего творить от Себя...; 10) Сочинение против еретиков; 11) Синодальное послание 376 г. против духоборцев. Небольшое число в полном виде сохранившихся сочинений дополняется фрагментами отдельных произведений святителя Амфилохия, а также сочинениями, которые дошли до нас в сирийской рукописной традиции. Они также приводятся в издании 1978 г. Следует заметить, что и подлинность отдельных фрагментов по-разному трактуют Holl и Datema. -Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Вместе с падением человека все пришло в смятение: «земля была проклята, отверзся ад, заключился рай, раздражилось небо» (In illud: Omnia 2). III. Усиление и распространение греха. После грехопадения люди не остановились и продолжали грешить. В погоне за чувственными удовольствиями и материальными благами они превысили всякую меру греха, совершая различные беззакония и злодеяния и став ненасытными во грехах (De incarn. Verbi. 5). Смерть и тление все больше овладевали людьми, воспользовавшись против них Божией угрозой (τν πειλν το Θεο). Смерть стала законом (νμος) человеческого существования, к-рого невозможно было избежать, ибо он был установлен Самим Богом (π Θεο τθεισθαι) по причине преступления (παραβσεως χριν) Адама. После преступления одного грех перешел на всех людей (ες πντας νθρπους φθασεν μαρτα - Or. contr. arian. I 51). Род человеческий растлился (φθερετο), разумный, созданный по образу Божию человек исчезал, и Божие творение погибало (De incarn. Verbi. 6). Однако это не соответствовало изначальному Божию замыслу о человеке. А. В. замечает, что, с одной стороны, Божественный смертный приговор ( περ θαντου νομοθεσα) над согрешившим человеком не мог быть отменен, поскольку Божие определение (λγος) неизменно и это было бы несообразно с истинностью и справедливостью Бога. Но, с др. стороны, не подобало, чтобы сотворенное Богом разумное существо окончательно погибло и под действием тления возвратилось в совершенное небытие, поскольку это было бы несовместимо с благостью Божией, создавшей человека, и с Его изначальным замыслом о человеке. Для изменения бедственного положения человека было недостаточно только покаяния, поскольку, если бы Бог после раскаяния человека отменил Свой приговор, то Он оказался бы неистинным, и в то же время покаяние не смогло бы вывести человека из естественного состояния (π τν κατ φσιν) и победить в нем тление и смерть, но лишь временно прекратило бы совершение грехов (Ibid. 6-7). Необходимо было спасти и воссоздать человека во всей полноте, даровать ему нетление, возвратить благодать богообразности (τν κατ εκνα χριν), обновить падший образ и при этом одновременно выполнить условия справедливого смертного приговора (τ ελογον). Надлежало для этого Самому Богу Слову, по образу Которого изначально был создан человек, принять образ человеческий, Самому Создателю человека воссоздать и обновить (νακτσαι, νανεσαι) в нем Свой образ, Самому Сыну Божию, став Человеком, пострадать за всех (πρ πντων παθεν) и даровать людям бессмертие (Ibid. 7, 13-14). Христология

http://pravenc.ru/text/76946.html

До видимого телесного мира был сотворен мир невидимый - духовные и разумные существа, ангелы, образующие множество чинов (Or. contr. gent. 44; Ep. ad Serap. I 27). По своей природе и силе они намного превосходят человека и стоят ближе к Богу (In illud: Omnia 6), однако все они, по слову апостола, суть служебные духи, к-рые служат нам, «наблюдая за нашими поступками» (Ep. ad Serap. I 11, 14). Будучи бестелесными, ангелы не вездесущи и могут присутствовать только там, куда посылаются. Как и остальные твари, ангелы достигают совершенства через причастие Св. Духу. Произойдя из небытия и существуя вне Божественной сущности, они, как и остальные твари, также подлежат превращениям и изменениям (Ibid. I 26-27). Изначально обладая свободной волей, одна часть ангелов не устояла в своем чине и отпала от причастия Св. Духу, обратилась ко злу и стала демонами (Ibid. I 26). Ниспав с неба, сатана вместе с подчиненными ему демонами, обитающими в воздухе, обольщает людей и препятствует их восхождению на небо (De incarn. Verbi. 25). Видимый мир был сотворен в 6 дней в определенной последовательности, от самых низших форм бытия до самой высшей - человека, причем каждое существо как произошло по своему роду в своей сущности, так и существует и пребывает, поддерживаемое в бытии Словом Божиим (Or. contr. arian. II 19). Весь мир представляет собой единое и гармоничное целое, в к-ром каждая его часть занимает определенное положение и выполняет определенную функцию, но в согласии с остальными, подобно хорошо настроенному муз. инструменту или многоголосому хору, руководитель к-рого - Само Слово Божие (Or. contr. gent. 38, 42-43). Антропология Свт. Афанасий Великий. Роспись Больничной ц. мон-ря Бистрица в Румынии. XVI в. Свт. Афанасий Великий. Роспись Больничной ц. мон-ря Бистрица в Румынии. XVI в. В конце творческого процесса Бог сотворил человека. Он не просто создал людей, как остальных, бессловесных (λογα), животных, но сотворил их по Своему собственному образу (κατ αυτο εκνα), уделив им силу Своего собственного Слова (το δου Λγου), чтобы они, имея в себе как бы нек-рую тень Слова и став разумными (λογικο), могли пребывать в блаженстве и святости (De incarn.

http://pravenc.ru/text/76946.html

20 Списки характерных восклицаний см.: Dürks G. De Seueriano Gabalitano. [Diss.] Kiloniae, 1917. Р. 27–64; Zellinger J. Studien zu Severian von Gabala. S. 70–71; Marx B. Severiana unter den Spuria Chrysostomi bei Montfaucon-Migne//OCP. Vol. 5. 1939. P. 281–367; Voicu S. In illud: Quando ipsi subiciet omnia (CPG 4761), una omelia di Severiano di Gabala?//Rivista di Studi bizantini e neoellenici, N. S. Vol. 17–19 (XXVII-XXIX). Roma, 1980–1982. P. 5–11; Aubineau M. Un traité inédit de christologie de Sévérien de Gabala.P. 49–52, а также р. 152–163 (Index du vocabulaire). 22 Благодаря этой особенности Севериана стало возможным установить примерную последовательность произнесения проповедей: Datema C. Towards a Critical Edition of the Greek Homilies of Severian of Gabala. Р. 109–114. См. также списки, основанные на последовательности библейских чтений: Villadsen H. Det tidlige perikopesystem i Konsantinopel ifølge Severian af Gabala. S. 236, 239–240 (ветхозаветные чтения), 242–244 (новозаветные чтения). 23 В разных гомилиях Севериан упоминает как своих врагов новациан, ариан, последователей Евномия, Фотина, Аполлинария, манихеев. 24 Об антииудейской полемике Севериана см.: Kecskeméti J. Une rhétorique au service de l’antijudaïsme. IVe siècle – VIIe siècle. Paris, 2005, особенно вторую часть книги (L’antijudaïsme de Sévérien de Gabala. Р. 131–192). 25 Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala. S. 40–47; см. также Altendorf H.-D. Untersuchungen zu Severian von Gabala. S. 129–130. 29 Villadsen H. Det tidlige perikopesystem i Konsantinopel ifølge Severian af Gabala. S. 236. В этом датский исследователь уточняет Целлингера, который помещал данную проповедь после 6-го слова «Шестоднева» Севериана, см.: Zellinger J. Die Genesishomilien des Bischofs Severian von Gabala. S. 46. 33 Великие Четьи Минеи, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Ноябрь, дни 13–15. Выпуск 8. СПб., 1899. Ст. 1184–1190 и 1865–1873. 34 Το ν γοις πατρς μν ωννου το Χρυσοστμου τν ερισκομνων τμος Ε//Δι’πιτελεας κα ναλωμτων ρρκου το Σαβιλου κ παλαιν ντιγρφων κδοθες. Etonae, 1611. Р. 648–653.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Sequere sanctum Iacob, qui neque de alienis uitiis quicquam habebat neque suarum uirtutum erat inanis et uacuus, qui erat iustitiae fructu repletus. Sed haec moralia. 23 . Следовательно, никто из врагов не может схватить твою душу, если она прежде не была опустошена. Итак, не страшись тех, которые могут расхитить сокровище золота и серебра. Они ничего не лишают тебя, так как они отнимают то, чего ты не имел; отнимают то, чем ты не мог владеть; отнимают то, что не украшало твою душу, но отягощало; отнимают то, что не обогащало твое сердце, но скорее угнетало. Ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое ( Мф.6:21 ), как ты услышал в сегодняшнем чтении 140 . Многие запирают свое золото на дверные засовы, но и запорам и замкам своим они не доверяют; многие приставляют стражников, но сами обычно больше боятся самих стражников; многие лежат на закопанном золоте 141 – золото их под землей, и сердце их под землей. Вот и ты поостерегись при жизни зарыть свое сердце в землю. И не воров этого золота надо бояться, остерегаться тебе надо того заимодавца, который роется в имуществе твоей души, не скопилась ли каким-то образом у тебя задолженность тяжкого греха. Он сердце твое заключает в землю, душу твою заваливает дерном, каким ты прикрывал золото, он угнетает твой ум процентами и покрывает тяжелым могильным камнем, из-под которого никто не восстает. Последуй святому Иакову, который не имел пороков, свойственных другим, в нем же самом не было недостатка в собственных добродетелях, он был исполнен плодов праведности ( Флп.1:11 ). Но это нравственное толкование.   24 . Illud mysticum, quod uenit ad eum Laban, hoc est dealbatus, quia et satanas transfigurat se in angelum lucis, et coepit ab eo sua requirere. Respondit ei Iacob: Cognosce si quid est tuum apud me, hoc est: nihil tuorum habeo. Quaere, si quid agnoscis uitiorum tuorum et criminum. Nihil mecum abstuli fraudum tuarum dolique consortia ulla non habeo, omnia tua tamquam contagium refugi. Et quaesiuit Laban et nihil suum repperit.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010