А чтобы вы поняли, что я сказал, приведу слова псалма. Вот они: «Боже, суд Твой дай царю, и правду Твою сыну царскому, чтобы Он судил народ Твой с правдою и бедных Твоих с рассуждением. Пусть горы примут мир для народа и холмы правду. Он будет судить бедных народа и спасет сынов людей неимущих и смирит клеветника, и пребудет вместе с солнцем и прежде луны в роды родов. Он войдет, как дождь на руно и как капля, капающая на землю. Во время дней Его воссияет правда и обилие мира, пока не отнимется луна. И будет Он господствовать от моря до моря и от рек до концов вселенной. Пред Ним припадут Ефиопы и враги Его будут лизать землю. Цари Фарсийские и острова принесут дары, цари Аравийские и Савские принесут дары и все цари земные поклонятся Ему, и все народы будут служить Ему, ибо Он освободил бедного от сильного, и неимущего, у которого не было помощника. Он пощадил бедного и неимущего, и спасет души бедных; Он избавит души их от лихоимства и неправды, и имя Его будет драгоценно перед ними. И будет жить и дастся Ему от золота Аравии; и будут постоянно молиться за Него, весь день будут благословлять Его. Будет опора на земле, превознесется на высотах гор; на Ливан (возрастут) плоды Его и процветут среди города, как трава земная. Имя Его будет благословенно во веки, прежде солнца существует имя Его. И все племена земные благословятся через Него; все народы возвеличат Его, Благословен Господь, Бог Израилев, Который один творит дивное, и благословенно имя славы Его в век и в век века; и вся земля, наполнится славою Его. Да будет, да будет» 305 . В конце этого псалма, который привел я, написано: «кончились песен Давида, сына Иессеева». Знаю, Соломон был славный и великий царь, и при нем построен так называемый храм иерусалимский, но ясно, что ничего из сказанного в псалме не исполнилось на нем. Ибо, все цари не поклонялись ему, царство его не простиралось до краев земли, и враги не падали перед ним и не лизали земли. Но я осмеливаюсь привести то, что написано в книге царств об его деяниях, а именно: он в угождение своей жене идолопоклонствовал в Сидоне 306 , чего не делают те из язычников которые через Иисуса распятого познали Творца всего Бога, но скорее готовы претерпеть всякое мучение и наказание до последнего издыхания, нежели поклониться идолам или есть идоложертвенное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Быт. 20 :10. И сказал Авимелех Аврааму: с какою мыслью ты это сделал? Быт. 20 :11. И сказал Авраам: я подумал, что совершенно нет на месте сем благочестия и меня убьють из за жены моей. Быт. 20 :12. Ибо она по истине сестра мне по отцу, а не по матери, и стала моею женою. Быт. 20 :13. Когда Бог вывел меня из дома отца моего, я сказал ей: сию правду 297 окажи мне: во всякое место, куда мы придем, говори о мне: «он брат мне». Быт. 20 :14. И взял Авимелех тысячу дидрахм (серебра) 298 , и овец, и тельцов, и рабов, и рабынь, и отдал Аврааму, и возвратил ему Сарру, жену его. Быт. 20 :15. И сказал Авимелех Аврааму: вот земля моя пред тобою, где тебе угодно, селись. Быт. 20 :16. И Сарре сказал: вот я дал тысячу дидрахм брату твоему: они будут тебе, в почтение 299 лицу твоему, и всем, которые с тобою: совершенно ты права 300 . Быт. 20 :17. И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и оне начали рождать. Ибо совершенно заключил Господь со вне всякое чрево 301 в доме Авимелеха, из за Сарры, жены Авраама. Глава 21 Быт. 21 :1. И Господь посетил Сарру, как сказал, и сделал Господь Сарре, как говорил. Быт. 21 :2. И Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости, во время, о котором сказал ему Господь. Быт. 21 :3. И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак. Быт. 21 :4. И обрезал Авраам Исаака в восьмой день, как заповедал ему Бог. Быт. 21 :5. Авраам же был ста лет, когда родился 302 у него Исаак, сын его. Быт. 21 :6. И сказала Сарра: смех 303 мне сделал Господь 304 , ибо кто услышит, обрадуется со мною. Быт. 21 :7. И сказала: кто скажет Аврааму, что Сарра кормит молоком ребенка, ибо я родила сына в моей старости? Быт. 21 :8. Отрок вырос и был отнят от груди, и сделал Авраам большой пир в тот день, в который был отнят от груди Исаак, сын его. Быт. 21 :9. И увидела Сарра сына Египтянки Агари, который был (сыном) Аврааму, что он играет 305 с Исааком, сыном ея, Быт. 21 :10. И сказала Аврааму: выгони рабу сию и сына ея, ибо не наследует сын рабы сей с сыном моим, Исааком 306 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

В дальнейшем, однако, настраивали народ против учивших там апостолов пришедшие туда из Иконии и Антиохии иудеи, и они именно убедили народ отстать от них и возбудили народ против них (19–20). 300 Здесь следовало бы вспомнить и о мессианских прозрениях в Сивиллинах и у Вергилия, если бы можно было признать достаточную аутентичность первых и конкретность вторых. 305 Справедливо замечает Swete: In the personal life of the Lord as it is revealed in His Ministry, the Holy Spirit is seen to inspire every movements of thought and will (Sweete, 1, c. 59) 306 Позволительно здесь в качестве аналогии привести пример преп. Серафима, который, всегда будучи духоносец, явил Мотовилову как бы свое преображение в Духе Св., показал ему Его ощутительно. 309 В этом смысле данное место совершенно подобно синоптической криптограмме о Духе Св. Мф. 18, 20 : «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их». Здесь посреди ν μσ, без сомнения, указует на Св. Духа, Который есть соединяющая сила Церкви. 311 Что означает это κατ θεν? Обычный перевод, и истолкование. передает это как «по воле Божией»; следов., по воле Бога – Отца. В таком случае общая мысль, здесь выраженная, состоит в том. что Дух Св., как открывающая ипостась, исполняет волю Отца в Своих предстательствах. Но эта же мысль может быть выражена и непосредственно: сам Дух Св. «как Бог», «соответственно Своему Божеству». 312 В прощальной беседе мы имеем два ряда текстов относительно ниспослания Духа Св. С одной стороны: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14,16 ); «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во Имя Мое» (26). С другой же стороны: «если пойду, то пошлю Его (Утешителя) к вам» ( Ин. 16, 7 ); «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (15, 26). Оба они соединяются в той мысли, что Дух Св. посылается Сыном или во Имя Его, но Сын при этом творит волю Отца, который «дает» или «посылает» Духа Св. от Сына. 314 Знаменательно то, что в Деян. 1, 2 и о воскресшем Христе, даже о дне Вознесения, говорится: «до того дня, в который Он вознесся, дав Духом Святым попечение апостолам, которых Он избрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В первые времена Церкви, Святой Дух проявлялся в сообщении даров Своих верующим. Симон волхв, увидев это, пожелал иметь дар сообщать Его возложением рук и принес Апостолам деньги, говоря: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Святого Духа». Но Петр ответил: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в нем части и жребия; ибо сердце твое не право пред Богом. Итак покайся в этом грехе твоем и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего; ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды " … Симон устрашился и в боязни быть пораженным, как Анания, показав вид раскаяния, сказал: «помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Симон не обратился. Человек этот имевший незавидную участь дать имя свое святотатственной купле, которую называют симонией, видел в Апостолах только волхвов, более искусных нежели он сам, а христианство считал только средством усовершенствовать искусство свое, приобрести новые познания и узнать новые тайны. Еврей по рождению своему, и посвященный в некоторые догматы христианства, а также в философию восточную и Платонову, Симон пытался составить религию, в которой он сам занимал бы то место, которое видел что приписывали Иисусу в религии христианской; а потому, как утверждает св. Ириней, был он отцом всех ересей. 302 Из его-то системы, по сказанию того же отца Церкви, все гностики почерпали свои нечестивые учения. 303 На возвратном пути своем в Иерусалим, Петр и Иоанн проповедовали Евангелие во многих селениях самарийских. 304 Диакон Филипп вразумляет евнуха и крестит его В то время Ангел Господень 305 явился диакону Филиппу и сказал: «встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пустынна». 306 Филипп немедленно встал и пошел. Он встретил мужа Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии царицы ефиопской, хранителя всех сокровищ её, приезжавшего в Иерусалим для поклонения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В пятом положении: и запечатаны были видение и пророк, говорится о прекращении пророчествования о Христе. Все ветхозаветные пророки, кончая Иоанном Крестителем, предсказывали главным образом о Мессии и Его царстве. Иисус Христос и есть этот Мессия, о котором они предсказывали. С пришествием Его и на Нём их пророчества исполнились. Дар пророчества, конечно, не прекратился и после пришествия Христа ( 1Кор. 12:28–29 ), и Сам Христос был пророк, сильный в деле и слове ( Лк. 24:19 ). Но прекратилось пророчествование о Христе, потому что об осуществившемся и прошедшем пророчествовать не нужно и не возможно. Говоря точнее, прекратилось ветхозаветное пророчествование, касающееся первого пришествия Христа, ибо сам Ветхий Завет перестал существовать с явлением Христа и с наступлением Нового Завета; ветхозаветные пророчества о явлении Христа исполнились, и новые пророчества о Христе стали не возможны, пророчествование о Нём запечатано. „Положен будет конец всем пророчествам”, говорит Феодорит; потому что конец закона Христос, к праведности всякого верующего ( Рим. 10:4 ), и пророчественная благодать отступит, наконец, от народа Иудейского. Если бы Владыка Христос, пришедши, не пострадал и не сотворил того, что предсказали пророки, то не обнаружилась бы истина пророков. Поэтому исполняет и как бы запечатлевает и подтверждает предречённое пророками, совершая и претерпевая ими проречённое” 304 . „Христос приидет, – изъясняет это место Ефрем Сирин , – и страданием Своим исполнит все предречения пророков” 305 . Шестое и последнее положение: и помазан был Святый Святых, не указывает ни на освящение жертвенника, восстановленного Зоровавелем и Иисусом ( 1Ездр. 3:2–6 ), ни на освящение Зоровавелева храма, ни на освящение жертвенника, вновь построенного после гонения Антиохова ( 1Мак. 1:54 ), так как при этих случаях помазания елеем не было, о нём не упоминается: в этом изречении говорится о помазании Мессии. „Кто же этот Святый святых? – спрашивает Феодорит. Он есть Владыка Христос, Который предвозвещает устами Исаии (61:1): Дух Господень на Мне; ибо помазал Меня Господь ( Лк. 4:18 ), и о Котором свидетельствует Давид, что возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазан елеем радости более соучастников Его ( Пс. 44:8 ); свидетельствует же и блаженный Пётр, верховный из Апостолов, говоря: Иисуса, Который из Назарета, помазал Его Бог Духом Святым и силой, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним ( Деян. 10:38 )” 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Ведь апостол продолжает и прибавляет следующее: Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:9 ). Здесь совершенно ясно показано, что это говорится не только по смирению, но и по истине. Ведь апостол мог бы сказать: Если говорим, что не имеем греха, себя возносим и смирения нет в нас, но сказав обманываем самих себя, и истины нет в нас, он ясно показал: тот, кто говорит, что в нем нет греха, не говорит истины, но лжет. (Карфаг. 120–124, 126, 127) Толкование Взгляды пелагиан в чем-то совпадали со взглядами мессалиан [ 305 ] (и те и другие начало спасения полагали главным образом не в Божественной благодати, а в человеческой силе). Мессалиане в своем зломудрии считали, что Святой Дух, приходя к человеку чувственным и видимым образом, освобождает его от страстей, так что человеку уже не нужно соблюдать постов или совершать другие богоугодные подвиги. Так и пелагиане, рассуждая точно так же, говорили, что святые произносят слова Иоанна «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и не говорим истины» не потому, что так оно и есть (ведь освободившись с помощью Святого Духа от страстей, впредь святые уже безгрешны и согрешить не могут), но исключительно из смирения. Поэтому настоящее правило предает анафеме говорящих так, поскольку они превратно толкуют это изречение. Ведь сам Иоанн дальше говорит, что если мы исповедуем наши грехи, то верен и праведен Господь, Который простит наши грехи и очистит нас от всякой неправды. Из этих слов явствует, что святые произносят это выражение не из смирения, а по истине. В самом деле, апостол мог сказать: «Если мы говорим, что не имеем греха, то возносимся и нет в нас смирения». А не говоря этого, он показывает, что утверждающий, будто мы не имеем греха, не говорит истины, но лжет 306 . Правило 126 (115) Угодно было: всякому, кто скажет, что святые в молитве Господней говорят прости нам долги наши ( Мф.6:12 ) не за себя, поскольку им уже не нужно это прошение, но за других, грешников из их народа, и что никто из святых не говорит прости мне долги мои, но говорит прости нам долги наши, так чтобы было понятно, что праведник просит скорее за других, чем за себя самого, – да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Возражение 1. Кажется, что Христу не надлежало являться ученикам «в ином образе». В самом деле, ничто не может поистине являться иным, чем оно есть. Но у Христа был только один образ. Поэтому если Он являлся в ином [образе], то это явление было не истинным, а ложным. Но это невозможно, поскольку, по словам Августина, «если бы в Нем была ложь, то Он не был бы Истиной, однако Христос есть Истина» 305 . Следовательно, похоже, что Христу не надлежало являться ученикам «в ином образе». Возражение 2. Далее, нечто может явиться в ином образе, чем у него есть, только тогда, когда зрение наблюдателей введено в заблуждение. Но подобный обман чувств обусловливается магическими искусствами, которые не приличествуют Христу, согласно сказанному [в Писании]: «Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор. 6, 15 ). Следовательно, похоже, что Христу не приличествовало являться в ином образе. Возражение 3. Далее, подобно тому как наша вера удостоверяется Священным Писанием, точно так же ученики удостоверились в своей вере в Воскресение явившимся к ним Христом. Затем, как пишет Августин в своем письме к Иерониму, если бы в Священном Писании обнаружилась хотя бы одна неправда, то пострадал бы авторитет всего Священного Писания. Поэтому если бы Христос хотя бы раз явился ученикам не в том образе, в котором они Его знали, то все, что случилось после Воскресения, стало бы менее значимым, каковая мысль представляется недопустимой. Следовательно, Ему не приличествовало являться в ином образе. Этому противоречат следующие слова [Писания]: «После сего явился в ином образе двум из них по дороге, когда они шли в селение» ( Мк. 16, 12 ). Отвечаю: как уже было сказано (1), воскресению Христа надлежало быть явленным людям так, как бывает явлено все божественное. Но божественное является людям по-разному согласно различию их расположенности. Действительно, обладающие хорошо расположенными умами схватывают божественное поистине, в то время как те, умы которых расположены хуже, схватывают его с некоторой долей сомнения или заблуждения, поскольку, как сказано, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» ( 1Кор. 2, 14 ). Поэтому после Своего воскресения Христос явился в Своем собственном образе тем, кто был хорошо расположен к вере, и в ином образе тем, кто, похоже, уже охладевал к своей вере, поскольку они говорили: «Мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» ( Лк. 24, 21 ). В связи с этим Григорий пишет, что «Он явил им Себя в таком теле, каким они видели его в уме; ведь коль скоро сердца их еще были удержаны в вере, Он удержал и их глаза» 306 , то есть сделал так, что они не узнали Его.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вспомним также учение о Духе мужей апостольских, где в антропологическом аспекте говорится о сопричастности плоти и духа, которые человек должен сохранять чистыми 304 . В этом смысле можно рассматривать Ин. 6как противоположение Духа делам плоти, которые сами по себе не чисты и не ведут к спасению. На это также могут указывать параллели А-А и В-В» хиазма Ин. 6:59–66 , где сказано о соблазнении неверующих, поскольку не только неверие иудеев, искавших опоры лишь в законе и предании старцев, но и отступление многих учеников, вкусивших хлеб и насытившихся, обусловлено одним – упованием на внешнее законничество и ожиданием Мессии как земного царя ( Ин. 6:15 ). Возможно, именно это отступление связано с переломом, наступившим в ходе Беседы. Переломный момент Беседы, когда Господь от Хлеба и воды переходит к Плоти и Крови ( Ин. 6:51 ), свидетельствует о переломе в евангельской истории, отраженном у синоптиков, когда внешне спокойный Галилейский период заканчивается и начинается путь на Страсти, неуклонно приближающий тот Час, о котором говорил Господь на браке в Кане. Далее евангельский конфликт Духа и дел плоти 305 усугубляется и последующие беседы Господа, имеющие антиномический характер, встречают все возрастающую глухую вражду иудеев. В контексте нашего исследования особо остановимся на эпизоде Ин. 7:37–39 , который можно представить в структуре несколько большего хиазма, включающего также стих Ин. 7 (причину такого включения объясним позднее 306 ). А: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. В: Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. С: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: В»: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. А: Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк. Приводя синодальный текст, мы сохраняем его пунктуацию, однако существуют различные экзегетические традиции в толковании Ин. 7:38 , что может привести к различной расстановке знаков препинания. Следуя традиционной пунктуации, мы читаем о том, что у верующего из чрева потекут реки воды живой, – это соответствует так называемой «восточной интерпретации» ( Ориген , свт. Афанасий) 307 : Εν τις διψ ρχσθω προς με κα πιντω. πιστεων ες μ, καθς επεν γραφ, ποταμο κ τς κοιλας ατο ρεσουσιν δατος ζντος.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Выражение «креститься во имя Иисуса Христа» напоминает сходные выражения в Деян. 2:38 («да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа»), 8:16 («а только были они крещены во имя Господа Иисуса»), 19:5 («крестились во имя Господа Иисуса»), 22:16 («крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса»), а также в Рим. 6:3 («крестившиеся во Христа Иисуса») и Гал. 3:27 («во Христа крестившиеся»). Из этих формулировок ученые нередко делают вывод, что в раннехристианской Церкви крещение совершалось во имя Иисуса Христа (или во имя Господа Иисуса) и лишь на более позднем этапе – в связи с развитием тринитарного учения – появилась формула «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», отраженная в Евангелии от Матфея ( Мф. 28:19 ). Автором этой формулы, считают ученые, придерживающиеся такого мнения, является не Иисус Христос, а Матфей, заимствовавший ее из литургической практики своей общины 303 . Одни исследователи полагают, что крещение во имя Отца и Сына и Святого Духа существовало в сирийской Церкви, к которой принадлежал Матфей 304 . Другие, напротив, считают, что в словах из Евангелия от Матфея не следует видеть крещальную формулу: они лишь описывают то, что совершалось в крещении 305 . Между тем тринитарная формула зафиксирована во всех известных памятниках, отражающих крещальную практику древней Церкви 306 . Рукописная традиция Евангелия от Матфея, в свою очередь, не дает никаких оснований для предположения о том, что тринитарная формула была кем-то добавлена к первоначальному тексту: она содержится во всех известных рукописях этого Евангелия. Есть веские основания считать, что с самого начала бытия Церкви крещение совершалось, по заповеди Иисуса, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Что же касается упоминаний о крещении «во имя Господа Иисуса» в Деяниях, то их-то как раз совсем не обязательно интерпретировать в смысле крещальной формулы: это выражение может означать вступление в число учеников Христа через принятие заповеданного Им крещения. Несколько дней, которые Петр пробыл у Корнилия, были посвящены послекрещальной катехизации. Судя по рассказу Луки, предкрещальная катехизация была в данном случае весьма краткой, и Петру необходимо было остаться в доме Корнилия, чтобы более подробно рассказать о Христе и преподать всем крестившимся основы Его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Глава 47 (1) «Сойди и сядь на прах 305 , «Дева, дочь Вавилона! «Сядь на земле, лишенная трона, «Дочь халдеев 306 ! «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Юною и нежною. (2) «Возьми жернова «И мели муку 307 ; «Сними покрывало твое 308 , «Подбери подол 309 , «Открой голень, «Переходи через реки 310 . (3) «Откроется нагота твоя, «И будет видно бесчестие твое; «Мщение совершу Я, «И не допущу, чтобы кто противодействовал. (4) О, Искупитель наш!... Иегова воинств – имя Его, Святый Израилев 311 ! (5) «Сиди молча, «И удались в темноту, «Дочь халдеев; «Ибо перестанешь быть, как называют тебя, «Госпожою царств. (6) «Я раздражён был против народа Моего, «Оставил на поругание наследие Мое, «И предал их в руку твою; «Ты же не оказала им милосердия, «На старике ты отягощала иго свое до чрезмерности 312 . (7) «И говорила ты: «Вечно буду госпожою» 313 ! «А не приняла этого к сердцу своему, «Не представляла что будет после сего. (8) «Ну, теперь выслушай сие, изнеженная, «Живущая беззаботно: «Ты говоришь в сердце своём: «Я, – и нет мне подобной 314 , «Не буду сидеть вдовою, «Не буду знать сиротства». (9) «Но придут они к тебе, «То и другое – внезапно, в один день, «Сиротство и вдовство, «Полною мерою придут они на тебя, «Не смотря на множество чародейств твоих, «На большую силу волшебников твоих 315 . (10) «И надеешься ты на злодейство свое 316 , «Говоришь: «никто не видит меня». «Мудрость твоя и знание твое – «Они сбивают тебя с пути; «И говоришь ты в сердце своём: «Я, – и нет «мне подобной». (11) «Но придёт на тебя бедствие, «Ты не завидишь зари его; «И спадёт на тебя горесть, – «Ты не сможешь отвратить ее; «И придёт на тебя внезапно погибель, «Которой ты не предвидела.. (12) «Стань же с волшебниками твоими «И со множеством чародейств твоих, «В которых упражнялась ты от юности своей; «Может быть, успеешь пособить себе, «Может быть, страх наведешь.... (13) «Ты загружена множеством советников своих; Пусть же станут и спасут тебя «Наблюдающие небо 317 , «Созерцающие звезды 318 , «Прорицающие в новолунии 319 ,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010