Lassus J. L’église cruciforme d’Antioche-Kaoussie//Antioch on the Orontes/R. Stillwell (ed.). Vol. II. Princeton, 1938. P. 5–44. 2094       Lagrange M.-J., Vincent L.-H. La mosaïque géographique de Mâdaba//Revue Biblique. 1897. 6. P. 165–184. 2095       Crowfoot J.W. Churches at Jerash. A Preliminary Report of the Joint Yale-British Expeditions to Jerash 1928–1930. L., 1931 (Supplementary Papers, 3); Idem. Early Churches in Palestine. L., 1941 (Schweich Lecture in Biblical Archaeology, 193). 2097       Mader E. La basilica costantiniana di Mamre preso Hebron//Rivista di Archeologia Cristiana. 1929. 6. P. 256–312. 2098       Отчет: Sailer S.J. The Memorial of Moses on Mount Nebo. Jerusalem, 1941 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio maior, 1); итоговая монография: Sailer S. J., Bagatti B. The Town of Nebo (Khirbet El-Mukhayyat): With a Brief Survey of Other Christian Monuments of Transjordan. Jerusalem, 1949 (Studium Biblicum Franciscanum. Collectio maior, 7). 2099       После Первой мировой войны Британия получила от Лиги наций мандат на управление Месопотамией, Иорданией и Палестиной, Франция – на управление Сирией и Ливаном. 2100       Kraeling С.Н. The Christian Building. New Haven, 1967 (The Excavations at Dura Europos, Final Report. VIII, part II). 2101       Kraeling C.H. The Synagogue. New Haven, 1956 (The Excavations at Dura Europos, Final Report. VIII, part I). 2102       Rostovtzev M. The Art of Dura Europos. Oxf., 1938. Живопись баптистерия была перевезена в Йельский университет, живопись синагоги – в музей Дамаска, за исключением нескольких фрагментов росписи потолка, которые получил Лувр. 2103       Beyer H.W., Lietzmann H. Jüdischer Denkmäler: Die jüdische Katakombe der Villa Torlonia in Rom. B.; Lpz., 1930. 2106       Kaufmann C.M. Ein altchristliche Pompey in der libyschen Wüste: die Necropolis der «Grossen Oase». Mainz, 1902. 2107       Romanelli P. La basilica cristiana nell Africa settentrionale Italiana//Atti IV. I. Roma, 1940. P. 245–289.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172. Tachiaos A., Επιδρσει? του συχασμου eis την κκλη–σιαστκν πολιτικν εν " Ρωσα 1328–1406. Thessaloniki, 1962. 173. Tachiaos Α., μητροπολτη? " Ρωσα? Κυπριαν? Τσαμπλκ " , Επιστημονικ π?τηρι? θεολογικ? Σχολ? VI. pp. 163–241. Thessaloniki, 1961. 174. Talbot A. — M., ed., tr., commentary, The Correspondence of Athanasius I, Patriarch of Constantinople. (CFHB, VII), Dumbarton Oaks Texts, III, Washington, D. C., 175. Theiner A., Vetera Monumenta histórica Hungarian! sacram illustrantia. Rome, 1859–1860, I. 176. Theiner A., Vetera Monumenta Poloniae et Lithuaniae…!, Rome, 1860. 177. Tinnefeid F., Byzantinisch–Russische Kirchenpolitik im 14. Jahrhundert. BZ, 67, 1974. 178. Trapp E., Prosopographisches Lexicon der Palaiologenzeit, Wien, 1976. 179. Triantafillis C., υλλογ ελληνικν ανΕκδτων, I, pp. 1–46. Venice, 1874. 180. Turdeanu E., La littérature bulgare du XlVe siècle et sa diffusion dans les pays roumains, Paris, 1947. 181. Underwood P., éd., The Kariye Djami, Princeton, N. J., 1975. 182. Vacalopoulos A. E., Origins of the Greek Nation. The Byzantine Period, 1204–1461. New–Brunswick, N. J., 1970. 183. Vasiliev A. A., Was Old Russia a Wassal State of Byzantium? (Speculum, VII, 1932). 184. Vasmer M., Ein russisch–byzantinisches Gesprächsbuch, Leipzig, 1922. 185. Vernadsky G. Α., History of Russia, II. Kievan Russia. New–Haven, 1948. 186. Vernadsky G. A., History of Russia, III. The Mongols in Russia. New–Haven, 1953. 187. Vlasto A. P., The Entry of the Slavs into Christendom, An introduction to the Medieval History of the Slavs. Cambridge, 1970. 188. Weiss G. Joannes Kantakuzenus, Wiesbaden, 1969. 189. Wojciechowski Z., L " Etat polonais au Moyen–Age, Paris, 1949. 190. Zachariae a Lingenthal, Jus graecoromanum, 7 vol., Leipzig, 1856–1884. 191. Zbornik radova Vizantološkog instituta, Belgrad, 1952. 192. uek J., Kormchaya Kniga. Studies on the Chief Code of Russian Canon Law. (Orientalin Christiana Analecta, 168), Rome, 1964. 193. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической Экспедицией императорской Академии наук. I. СПб., 1836.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

182. Патристические истоки средневекового символизма//Mamepiaлu до Miжhapoдhoi haykoboi kohфepehцii: Семантика образу в kyльmypi cepeдhьobiчhoi Европи: Cxiд – Зaxiд. – Kuib, 1996. – С. 7–8. 183. Der Platz des Asthetischen in der Kultur//Stimme der Orthodoxie. Festschrift Konrad Onasch. – Berlin, 1996. – 3. – S. 50–52. 184. Казимир Малевич//Русское подвижничество. – М., 1996. – С. 399 – 415. 185. Estetiniai rusiskos sofiologijos aspektai//SIAURES ATENAI. – Vilnius, 1996. – N 46 (340). – P. 1, 11. 186. Bizantija (Viktoras Byckovas atsako i Simonos Skaisgirytes klausimus)//SIAURES ATENAI. – Vilnius, 1996. – N 46 (340). – P. 3, 11. 187. Введение//Художественно-эстетическая культура Древней Руси. – М., 1996. – С. 7–11. 188. Глава 1. Эстетическое сознание Древней Руси//Там же. Книга первая. – С. 15–45. 189. Глава 1. Постсредневековые реминисценции//Там же. Книга вторая. – С. 303–312. 190. Глава 3. Юрий Крижанич//Там же. – С. 328–336. 191. Глава 4. Николай Милеску Спафарий//Там же. – С. 337–344. 192. Глава 5. «Урядник сокольничья пути»//Там же. – С. 345–351. 193. Глава 6. Теория живописи//Там же. – С. 352–357. 194. Марица Прешич. ПОСТ-адеквации (фрагмент), (русский, сербский и английский текст – пер. О.Бычкова). – Марица. Альбом. – Београд, 1996. – (без нумерации стр.) 195. Религиозно-эстетическое сознание в России XIX-XX веков. Пролегомены к Тексту о современном этапе поисков духовного в искусстве//Вопросы искусствознания. – М., 1997. – Х(1/97). – С. 317–340. 196. Apie kulturu estetiskuma, ikonas ir postmodemuji mena. Su profesorium, Rusijos MA akademiku Viktoru BYEKOVU kalbasi Simona SKAISGIRITE-MAKSELIENE. – KULTUROS BARAI. – Vilnius, 1997. – N 4 (388). – P. 45–50. 197. Russian Aesthetics of the Early Twentieth Century on the Essence of Art//Celebrating Creativity. Essays in honout of Jostein Burtnes. Ed. by K.A.Grimstad and I.Lunde. – Bergen, 1997. – P. 325–336. 198. In Search of the Spiritual Foundations of Art: The Artistic Culture of the Avangarde//Spectrum. Studies in the History of Culture. – Vilnius, 1997. – Vol. 1. – P.173–215 (transl. by O.Bychkov).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

F. The Sources for the Early History of Ireland. N. Y., 1929. Vol. 1: Ecclesiastical. P. 203-204; Wilson J. The Reliability of Jonas//Mélanges Colombaniens: Actes du Congrès Intern. de Luxeuil, 20-23 juil. 1950. P., P. 81-86; Leclercq J. Un recueil d " hagiographie colombanienne//AnBoll. 1955. T. 73. P. 193-196; idem. L " univers religieux de saint Colomban et de Jonas de Bobbio//RAM. 1966. Vol. 42. P. 15-31; Prete S. La «Vita S. Columbani» di Ionas e il suo «Prologus»//Rivista di storia della Chiesa in Italia. R., 1968. Vol. 22. P. 94-111; Roques G. La langue de Jonas de Bobbio, auteur latin du VIIe siècle//Travaux du Centre de Philologie et le Littératures Romanes. Strasbourg, 1971. T. 9. P. 7-52; Löfstedt B. Bemerkungen zur Sprache des Jonas von Bobbio//Arctos. N. S. Helsinki, 1974. Vol. 8. P. 79-95; Dolbeau F. Un plagiat anonyme de la «Vita S. Columbani»//Archivum Bobiense. 1981. Vol. 3. P. 59-64; Riché P. Columbanus, His Followers, and the Merovingian Church//Columbanus and Merovingian Monasticism/Ed. H. B. Clarke, M. Brennan. Oxf., 1981. P. 59-72; Wood I. N. The «Vita Columbani» and Merovingian Hagiography//Peritia. Turnhout, 1982. Vol. 1. P. 63-80; idem. The Merovingian Kingdoms, 450-751. L.; N. Y., 1994. P. 184-189, 191-197; idem. Jonas, the Merovingians, and Pope Honorius: Diplomata and the Vita Columbani//After Rome " s Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History/Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 99-120; Berschin W. Biographie und Epochenstil im lateinischen Mittelalter. Stuttg., 1988. Bd. 2; Pagani I. Ionas-Ionatus: A proposito della biografia di Giona di Bobbio//Studi Medievali. Ser. 3. Torino, 1988. Vol. 29. P. 45-85; Vogüé A., de. En lisant Jonas de Bobbio: Notes sur la Vie de Saint Colomban//Studia Monastica. Barcelona, 1988. Vol. 30. P. 63-103; Brunhölzl F. Histoire de la littérature latine du Moyen Âge. Louvain-la-Neuve, 1990. Vol. 1. Pt. 1. P. 184-186; Rohr C. Hagiographie als historische Quelle: Ereignisgeschichte und Wunderberichte in die «Vita Columbani» des Ionas von Bobbio//MIÖG.

http://pravenc.ru/text/578294.html

Coleman, Cloyne. Cork, 1882; Olden T. On Some Ancient Remains at Kilmaclenine//Proc. of the Royal Irish Academy. Ser. 2. Dublin, 1879/1888. Vol. 2. P. 119-128; idem. Colman of Cloyne, Saint//Dictionary of National Biography/Ed. L. Stephen. L.; N. Y., 1887. Vol. 11. P. 386-387; Coleman J. St. Colman of Cloyne//J. of the Cork Hist. and Archaeol. Society. Ser. 2. Cork, 1910. Vol. 16. N 87. P. 132-142; Bergin O. Unpublished Irish Poems I: The Patron Saint of the O " Dalys//Studies: An Irish Quarterly Review. Dublin, 1918. Vol. 7. N 25. P. 97-99; Thurneysen R. Colmán mac Lénéni und Senchán Torpéist//Zschr. f. celtische Philologie. Halle, 1933. Bd. 19. S. 193-209; Hull V. Conall Corc and the Corco Luigde//Publications of the Modern Language Association of America. Baltimore, 1947. Vol. 62. P. 887-909; idem. On Conall Corc and the Corco Luigde//Zschr. f. celtische Philologie. 1959. Bd. 27. S. 64-74; Carney J. Three Old Irish Accentual Poems//Ériu. 1971. Vol. 22. P. 23-80; Galloway P. The Cathedrals of Ireland. Belfast, 1992. P. 52-56; Gwynn A. The Irish Church in the 11th and 12th Centuries/Ed. G. O " Brien. Dublin, 1992. P. 133, 184, 224, 234-236, 315; Ó Corr á in D. Creating the Past: The Early Irish Genealogical Tradition//Peritia. 1998. Vol. 12. P. 177-208; Mac Cana P. Praise Poetry in Ireland before the Normans//Ériu. 2004. Vol. 54. P. 11-40; MacCotter P. Colmán of Cloyne: A Study. Dublin, 2004; idem. A History of the Medieval Diocese of Cloyne. Blackrock, 2013; A New History of Ireland. Oxf., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland/Ed. D. Ó Cróinín. P. 361, 454, 485, 497, 600, 956; Ireland C. The Poets Cædmon and Colmán mac Lénéni: The Anglo-Saxon Layman and the Irish Professional//Heroic Poets and Poetic Heroes in Celtic Tradition: A FS for Patrick K. Ford/Ed. J. F. Nagy, L. E. Jones. Dublin, 2005. P. 172-182; Busse P. E. Colmán mac Lénéni//Celtic Culture: A Historical Encyclopedia/Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 2. P. 467. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.) ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая) ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля)

http://pravenc.ru/text/1841766.html

Кратковременное правление Андроника I, поставившего при вступлении на престол себе целью защитить земледельческий класс, крестьян, 199 против всемогущего произвола крупных собственников и освободить государство от иностранного, именно западно-латинского засилья, резко отличается от характера правления всех других Комнинов, и уже благодаря этому одному заслуживает внимательного и строго научного исследования. В некоторых отношениях, особенно в сфере социальных вопросов и интересов, время Андроника I, еще далеко не разъясненное, представляет собой благодарную тему для дальнейших разысканий. 183 Μιχαλ Ακομιντου του Χωνιτου τα σωζμενα. Ed. S. Lampros, vol. I. Athenae, 1879, p. 157. См. также: Ф. И. Успенский. Последние Комнины. Начало реакции. – ВВ, т. 25, 1927–1928, с. 20. 184 L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire et de Geographie ecclesiastiques, vol. II, col. 1780. 186 Ф. И. Успенский. Там же, с. 15. Успенский говорит не о статуе, а о картине, вероятно – мозаике. См.: Nicetas Choniates. Historia, Bonn ed., p. 432. 187 Ф. И. Успенский. Там же, с. 19; Михаил Акоминат. Сочинения в издании С. Ламброса (полное описание в прим. 1 на стр 79. – Науч. ред.), с. 142. 190 Annales Colonienses Maximi s. a. 1185, in: Pertz. Monumenta Germaniae Historica Scriptores, Bd. XVII, S. 791. 191 F. Cognasso. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio... pp. 294–295 (82–83): L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire... vol. II, col. 1781. 192 Andrae Danduli Chronicon, ed. Muratori, Rerum italicarum scriptores, XII, 309 (s. a. 1182). См. также: H. F. Brown. The Venetians and the Venetian Quarter in Constantinople to the Close of the Twelfth Century. Journal of Hellenic Studies, vol. XL, 1920, p. 86. 193 F. Cognasso. Partiti politici e lotte dinastiche in Bizanzio... pp. 298–299 (86–87); L. Bréhier. Andronic (Comnène). – Dictionnaire d " histoire et de ia geographie ecclesiastiques, vol. II, col. 1781. 194 Benedicti Abbatis Gesta regis Henrici Secundi, ed. W. Stubbs, vol. I, London, 1867 (Rerum britannicarum medii aevi scriptores, vol. 49), p. 257: «construxerat ecclesiam quandam nobilem in civitate Constantinopolis, et earn honore et redditibus multis ditaverat, et clericos Latinos in ea instituit secundum consuetudinem Latinorum, quae usque hodie dicitur Latina». («Построил одну известную церковь в городе Константинополе. Он обогатил ее почетом и многими доходами и в ней учредил латинских священников согласно обычаю латинян. Церковь до сих пор называется латинской». – Науч. ред.). См. тот же рассказ в Chronica Rogeri de Houedene, ed. W. Stubbs, vol. II (Rerum britannicarum medii aevi scriptores, vol. 51). London, 1869, p. 205.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

176. Philonenko M. Le testament de Job et les Thérapeutes «Semitica», 1958, vol. VIII, s. 41–53. 177. Poznanski S. Philon dans I ancienne littérature judéo-arabe, REJ, 1905, vol. 50, s. 10–31. 178. Bo Reicke, Remarques sur I Histoire de la forme (Formgeschichte) de textes de Qumran, «Le manuscrits de la Mer Morte», Colloque de Strasbourg, 1955; Paris, 1957, s. 37–44. 179. Reitzenstein R. Poimandres, Leipzig, 1904. 180. Renan E. Histoire du Peuple d Israel, vol. V, Paris, 1893. 181. Renan E. (рец. на): Moines et Sibylles dans I antiquité Judéo-grecque par F. Delaunay, Paris, 1874; JS, 1874, s. 798–807. 182. Schönfeld H. G. Zum Begriff «Therapeutai» bei Philo von Alexandrien, RQ, 1961, t .3, 10, fasc. 2, s. 219–240. 183. Schürer E. Geschichte des Jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, II-III³, Leipzig, 1898. 184. Schürer E. (рец. на): von P. E. Lucius. Die Therapeuten und ihre Stellung in der Geschichte der Askese, Strassbourg, 1879; ThLZ, 1880. Sp. 111 and sled. 185. Scott-Moncrieff P. D. Paganisme and Christianity in Egypt, Cambridge, 1913. 186. Segal J. B. The Hebrew Passover, Oxford, 1963. 187. Sethe R. (рец. на): U. Wilcken. Zu den κτοχοι des Serapeums .Abdruck aus den Götting gelehrten Anzeiger, Berlin, 1914, 7, s. 385–411. 188. Simon M. Les sectes juives au temps de Jésus Paris 1960. 189. Steckoll S. H. The Qumran Sect in Relation to the Temple of Leontopolis, RQ, 1967, t. 6, 21, fasc. 1, s. 55–69. 190. Strugnell J. The Angelic Liturgy at Qumran 4Q Serek-Sîrôt Olat Haššabbât, SVT, 1960, vol. VII, s. 318–345. 191. Strugnell J. Flavius Josephus and тне Essenes: Antiquities, XVIII, 18–22, JBL, 1958, vol .77, pt. 2, s. 106–115. 192. Strugnell J. Notes and Queries on the Ben Sira Scroll from Masada, «Eretz Israel», Jerusalem, 1969, vol. 9, s. 109–119. 193. Szyszman S. (рец. на): N. Wieder. The Judaean Scrolls and Karasme, RHR, 1965, t. CLXVIII, 451, fasc. 1, s. 72–73. 194. Talmon S. The Calendar Reckoning of the Sect from the Judaean Desert, «Scripta Hierosolymitana», 1958, vol. IV, s. 162–199.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obshhina...

St. Cyprian and Moissac: A 13th-Cent. Sequence//Traditio. N. Y., 1963. Т. 19. P. 147-166; Gordini G. D. Cipriano//BiblSS. Vol. 3. Col. 1260-1274; Reekmans L. La tombe du Pape Corneille et sa région cémétériale. Vat., 1964; Ruysschaert J. La commémoration de Cyprien et de Corneille in Callisti//RHE. 1966. Vol. 61. P. 455-484; Dufour J. La bibliothèque et le scriptorium de Moissac. Gen.; P., 1972. P. 6-7, 32; Duval N. Études d " architecture chrétienne nord-africaine//Melanges de l " École française de Rome. 1972. Vol. 84. P. 1071-1172; idem. L " État actuel des recherches archéologiques sur Carthage chrétienne//Antiquité Tardive. P., 1997. Vol. 5. P. 309-350; Klauser T. Das römische Capitulare Evangeliorum. Münster, 1972r; Lanata G. Gli Atti dei Martiri come documenti processuali. Mil., 1973. P. 184-193, 242-247; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de la basilique dite de Sainte-Monique à Carthage. R., 1975; Garc í a R. D. San Cipriano y el Donatismo en la polémica antidonatista de San Agustín: Estudio histórico-patrístico//Teología: Revista de la Facultad de Teología de la Pontificia Univ. Católica Argentina. 1976. T. 13. N 27/28. P. 5-49; Brisac C. Iconographie pseudo-légendaire des fondateurs de l " Église de Lyon et les reliques carolingiennes//Les Martyrs de Lyon (177): [Actes du colloque international de Lyon, 1977]. P., 1978. P. 299-310; Saxer V. Morts, martyrs, reliques en Afrique chrétienne aux premiers siècles. P., 1980; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982. 2 vol.; K ü hn N. Die Reichsabtei Kornelimünster im Mittelalter. Aachen, 1982; Aronen J. Indebtedness to Passio Perpetuae in Pontius " Vita Cypriani//VChr. 1984. Vol. 38. P. 67-76; Maier J.-L. Le dossier du donatisme. B., 1987-1989. 2 t.; Del é ani S. Présence de Cyprien dans les oeuvres de Jérôme sur la virginité//Jérôme entre l " Occident et l " Orient: Actes du Colloque de Chantilly (sept. 1968)/Éd. Y.-M. Duval. P., 1988. P. 61-82; De abdij van Sint-Cornelius en Sint-Cyprianus.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

178 . Idem. Latin Trinitarian Theology//The Cambridge Companion to the Trinity/Ed. P. C. Phan. Cambridge, 2011. P. 70–84. 179 . Barth K. Kirchliche Dogmatik. Band I/1. Zürich, 1932 (англ. пер.: Church Dogmatics. Vol. I. Part 1. The Doctrine of the Word of God. Edinburgh, 1975). 180 . Behr J. The Formation of Christian Theology. Vol. 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y., 2001. 181 . Idem. The Formation of Christian Theology. Vol. 2. The Nicene Faith. Crestwood, N.Y., 2004. 182 . Beierwaltes W. Platonismus in Christentum. (Philosophische Abhandlngen, 74). Frankfurt am Main, 1998. 183 . Bell D. The Tripartite Soul and the Image of God in the Latin Tradition//Recherches de theologie ancienne et medievale 47 (1980). P. 16–52. 184 . Idem. Esse, Vivere, Intellegere: The Noetic Triad and the Image of God//Recherches de theologie ancienne et medievale 52 (1985). P. 5–43. 185 . Bethune-Baker J. An Introduction to the Early History of Christian Doctrine to the Time of the Council of Chalcedon. London, 1903. 186 . Bobrinsky B. The Mystery of the Trinity: Trinitarian Experience in the Biblical and Patristic Experience. Crestwood, N.Y., 1999 (рус. пер.: Бобринской Б., протопресв. Тайна Пресвятой Троицы. М., 2005). 187 . Bourassa F. Questions de theologie trinitaire. Roma, 1970. 188 . Bradshaw D. Aristotle East and West. Cambridge, 2004. 189 . Brown D. The Divine Trinity. London, 1985. 190 . Carpenter M. A synopsis of the development of trinitarian thought from the first century Church Fathers to the second century apologists//Trinity Journal 26/2 (2005). P. 293–319. 191 . Coakley S. Introduction: Disputed Questions in Patristic Trinitarianism//Harvard Theological Review 100 (2007). P. 125–140. 192 . Coffey D. Deus Trinitas: The Doctrine of the Triune God. Oxford, N.Y., 1999. 193 . Cross R. Two Models of the Trinity?//The Heythrop Journal 43 (2002). P. 275–294. 194 . Del Colle R The Triune God//Cambridge Companion to Christian Doctrine/Ed. C. E. Gunton. N. Y., 1997. P. 121–140. 195 . Bigg Ch. Christian Platonists of Alexandria. Oxford, 1913.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

184 Κρατε δ ο ν ν τος πρ λ γου ερημνοις πολλ κα ωννου το Καρπαθ ου ς πιγραφν ατο τ πον ματι δ δωσι " Πρς τος π τς νδ ας προτρψαντας μοναχος παρακλητικ ς». Ρ´ δ κα ο τος κεφαλα οις περαιο ατ (P. 163b Bekker; vol. 3 1962 , p. 101 Henry; PG 103, 672D-673A). 187 Деяние 18, подписи: ωννης λ Θεο π σκοπος τς Καρπαθ ων ν σου ρ σας πγραψα (АСО II, 2, 2, р. 796: 19, cf. 894: 7 Riedinger; Mansi 11, 653 E, cf. 693 E; рус. пер. на с. 230 и 247). 188 А далеко не во всех рукописях, как утверждает автор статьи в «Православной богословской энциклопедии». Четырнадцать рукописей из 82-х, учтённых М. Дидье (Disdier 1932, 291–293), называющие Иоанна епископом, перечислены у Дидье на с. 287. По утверждению М. Дидье, одна из рукописей современна Фотию. 189 Первые сомнения относительно епископского сана Иоанна Карпафийского были высказаны уже Фабрицием (Fabricius J. A. Bibliotheca graeca… Vol. 10. 4Hamburgi, 1807. P. 739; cf.: Vol. 11. 5Hamburgi, 1808. P. 173). Однако учёный, несмотря на очевидные рукописные свидетельства, считает Иоанна автором XIII века (!). 190 Орфографические колебания в надписаниях рукописей и варианты греческого топонима могут свидетельствовать, однако, в пользу епархии на острове Крит. 192 Возможна, однако, и другая точка зрения, высказанная В. М. Лурье в дискуссии (о которой пойдёт речь ниже) о датировке Слова к монахам и географической локализации Индии: «Азиатская Индия для V в. ещё более сомнительна, чем для VII (в VII там, по крайней мере, появилось много несториан и монофизитов, сбежавших из Ирана от арабов) 193 Правда, одно обстоятельство кажется косвенно свидетельствующим в пользу возможных контактов Иоанна Карпафийского с арабами: известно о существовании древнего перевода первой сотницы только на одном языке – и именно арабском (автора обозначают согласные Qrbs). 194 Из наиболее доступной литературы на русском языке см., напр.: Иоанн Мейендорф , прот. Единство империи и разделение христиан//Он же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 86, ср. с. 91 (об арабской христианской литературе и исламских завоеваниях).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010