77 Об Иринее см. Duncler. Des heiliges Irinäus Christologie. Gottingen. 1843. Kunze. Die Gotteslehre des Irenaeus. Leipzig. 1891. Klebba. Antropologie des hl. Irinaus. Munster. 1894. Harnack. Lehrbuch d. Dogmengeschichte, I, 507–590. Loofs. Leitfaden zur Studien d. Dogmengeschichte. 3 Aufl. Halle., 1893; ss. 90–97. 81 Haer. II, 13. 4. Migne, gr. s. t. VII, c. 744. В этих определениях Иринея можно подметить стремление заменить Платоно-филоновское понятие о Боге, лежавшее в основе апологетического богословия стоическим. 85 Haer. ibid., и дальше: «чем будет различаться Слово Божие или лучше Сам Бог, который есть это Слово, от слова человеческого, если оно имеет один и тот же ход и порядок происхождения (ordinationem et emissionem generationis)? ср. II, 28, 6. 91 «Не только прежде Адама, но и прежде всего творения Слово, пребывающее в Отце, прославляло Его». Haer., IV, 14. 1. Migne, ibid., p. 1010. 95 Haer. III, 8, 2. nec quidem ex his, quae constituta sunt et in subjectione sunt, comparabjtur Verbo Dei, per quem facta sunt Omnia (Migne, ibid., p. 867. Ср. II, 28. 2; 25. 3; IV, 7. 4. 96 Это уже видно из обычных для Иринея выражений: Logos id est Filius Dei (Слово, т. е. Сын Божий. Примеры уже указаны, но их можно увеличить). 97 Haer. III, 8. 3: altera antem sunt, quae constituta, ab ea, qui constituit et ea, quae facta sunt, ab eo, qui tecit (Migne, ibid., p. 868; Migne, ibid., p. 1050), cp. III, 16. 6; II, 8. 103 Haer. II, 13. 8: Dei Verbum, immo magis ipse Deus, cum sit Ver-bum (Migne, ibid., p. 747; ср. II, 17. 7). 109 Плоть создана по подобию Божию (quae est plasmata secundum imagininem dei). Migne, ibid., p. 1137. Оригинальность учения Иринея о человеке, существенно отразившаяся на учении о следствиях воплощения, заключается в том, что в составе совершеннего человека он различает только два главных фактора: плоть и дух. Что же касается до души, то она не имеет самостоятельного значения: «дух спасает и образует, а средняя между ними, т. е. душа, иногда когда следуете духу, возвышается над ним, иногда же угождая плоти, нисходит в земные поколения (Haer. V, 9. 1. Migne, ibid., p. 1144).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Значительное внимание проблематике З. уделял Климент Александрийский (II-III вв.), обращение к-рого к теме З. было вызвано прежде всего полемикой с гностиками. Климент утверждал, что Бог создал только благо ( Clem. Alex. Paed. I 63) и никоим образом не есть творец З. Согласно Клименту, грех как источник З. проявляется в действии (νργεια), а не в сущности (οσα), а потому не является Божиим творением ( Idem. Strom. IV 13. 94). З. входит в мир как следствие греха, поскольку после грехопадения Бог попустил существование в сотворенном Им мире такого З., как нужда (Ibid. VII 9. 65), бесчестие (Ibidem), болезнь (Ibid. II 7. 34), смерть (Ibid. II 19. 98). Грехопадение сказалось и на общем состоянии вселенной. Распространились засухи (Ibid. VII 3. 28), голод, наводнения (Ibid. VII 3. 29). Но самое главное изменение произошло в человеке. В нем появилась склонность к греху, так что грех стал родовым признаком человеческой природы ( Idem. Paed. III. 93). При этом Климент видел и положительное значение распространения нек-рых видов З. Согласно Клименту, З. в природе есть фактор равновесия, попущенный Творцом и проявляющийся в сочетании противоположностей - тепла и холода, сухого и мокрого, приобретения и лишения, жизни и смерти ( Idem. Strom. III 6. 55; ср.: Ibid. II 8. 39; IV 6. 40; I 13. 57); только в таком мире человек вынужден сделать выбор между добром и З. (Ibid. VI 6. 48). З., понимаемое как обозначение для не зависящих от человека и нежелательных для него обстоятельств, имеет воспитательное значение, поскольку жизненные беды часто служат средством к спасению: «Бедность и болезни часто посылаются как предупреждения, наказания за прошлое или в качестве заботы о будущем» (Ibid. VII 12. 81). Определение З. как отсутствия или лишенности блага для Климента означает указание на отсутствие Бога или удаление от Бога, являющегося Высшим Благом: «Куда Господь обращается своим лицом, там мир и радость; а откуда отвращается, туда начинает прокрадываться зло. Бог же не хочет зреть на зло (τ κακ), потому что Он благ. Если же Он откуда-либо отвращает свое лицо, то делает это из-за людского неверия (δι τν πισταν), и там развивается зло (κακα)» ( Idem. Paed. I. 8). В вопросе о происхождении З. Климент полагал, что принятие христианской идеи творения мира из ничего опровергает аргумент о предсуществовании «злой» материи и ее совечности Творцу.

http://pravenc.ru/text/199913.html

2203 PL. Т. 11. Col. 1098, 1099, 1100, 1101, 1102 passim. Нужно, впрочем, заметить, что последние рассуждения издателями не считаются принадлежащими Оптату. См. Col. 1097C- 1098А Carolus Ziwsa в своем издании опускает их совсем. 2204 De schism. donat. II, 9: «Dixisti enim, quod, si sacerdos in peccato sit, solae possint dotes operari». CSEL 26. P. 45. 2210 Ibid. V, 1: «Aqua sola et vera ilia est, quae non de loco, non de persona sed de trinitate condita est». P. 120, 20–22. 2211 Ibid. V, 2: «Dicilis enim trinitatem pro nihilo haberi, ubi non interfuerit vestra praesentia». P. 122, 3–4. 2214 Ibid. V, 4. P. 126–127. Cfr.: V, 7. P. 133 sqq.; V, 3: «Nos docuimus caeleste munus unicuique credenti a trinitate conferri, non ab homine». P. 122, 22–23. 2218 Так читает этот стих один Оптат: «Ministri ejus, in quem credidistis». Некоторые латинские кодексы читают: «Ministri ejus cui».– Tischendorf. Novum Testamentum graece 8 , II. P. 471. Греческий текст имеет несколько другой смысл: «Δικονοι, δι’ ν πιστεσατε». 2219 De schism. donat V, 7. Р. 133–137 passim. И заключение: «Vides ergo iam, frater Parmeniane, ex tribus speciebus supra memoratis illam primo tripartitam esse inmotam, invictam et inmutabilem, operantis vero temporariam esse personam». P. 137, 4–7. 2222 Ibid. II, 9: «Hujus sanctae ecclesiae est constituta persona et hanc esse catholicam, quae sit in toto orbe terrarum diffusa, cujus membra et nos inter alios sumus, cujus dotes apud illam ubique sunt». P. 45, 17–20. 2223 Ibid. II, 5: «Quos constat ita sibi connexas et individuas esse, ut intellegatur unam ab altera separari non posse». P. 42, 11–12. 2225 Ibid. II, 1: «Ecclesia una est, cujus sanctitas de sacramentis colligitur, non de superbia personarum ponderatur: ergo hanc unam columbam et dilectam sponsam suam Christus appellat». P. 32, 9–10. Ср. замечания Α. Harnack’a: Optatus. RE 3. Bd. 14. S. 415; Dogmengeschichte 4 , III. S. 45. 2229 Ibid. I, 10: «Paeniteat te talibus hominibus (sc. haereticis) etiam schismaticos adjunxisse... et non attendisti. inter schismaticos et haereticos quam sit magna distantia». P. 13, 14 sqq.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

199. Русская религиозная эстетика XX века о смысле искусства//Stimme der Orthodoxie (=Festschrift fur Fairy von Lilienfeld). – Berlin, 1997. – N 3. – S. 182–184. 200. О студии Милорада Лазича «Естетика Дoмehmujahobux жumuja»//Предисловие к книге: Милорад М. Лазич. Естетика Дoмehmujahobux жumuja. – Подгорица, 1997. – С. 5–9. 201. Das Kunstverstandnis der russischen religiosen Asthetik im 20. Jahrhundert//Stimme der Orthodoxie. – Berlin. 1997. – N 4. – S. 38–40. 202. Эстетический смысл софиологии о. Сергия Булгакова //Введение в храм. – М., 1997. – С. 649–657. 203. The Aesthetic Aspect of Sophiology in Russian Culture at the Turn of the Twentieth Century//Cultural Discontinuity and Recostruction: The Byzantino-Slav heritage and the creation of a Russian national literature in the nineteenth century. – Slavica Norvegica IX. – Oslo. 1997. – P. 46–62. 204. Абстрактное искусство//Культурология. XX век. Словарь. – Спб, 1997. – С. 8–9. 205. Авангард//Там же. – С. 11–15. 206. Концептуализм (в соавторстве с Л.С.Бычковой)//Там же. С. 196–199. 207. Модернизм//Там же. С. 290–291. 208. Психологизмот и илузионизмот во византиската уметност//Пелагонитиса. Списание за православна вера, култура, образование и уметност. – Битола, 1997. – 3/4. – С. 82–90 (македонский язык). 209. Peлuruйjcko-ecmemuчka свест у Pycnju XIX и XX века//Богословлье. – Београд, 1997. – 1–2. – С. 5–17. 210. Non-classical aesthetics as rhizome. «Kornewishche» as non-classical aesthetics//KornewiSHCHe. A Book of Non-Classical Aesthetics – Moscow, 1998. – P. 7–13. 211. «KornewiSHCHe». POST-adaequational avant-scriptum//Ibid. – P. 13–20. 212. The art of our century//Ibid. – P. 49 – 164. 213. The Lexicon of Non-classical Aesthetics and Artistic Culture: The concept of the Project//Ibid. – P. 165 – 167. 214. Kandinsky//Ibid. – P. 185 – 187. 215. POST –//Ibid. – P. 194–196. 216. POST-adaequations//Ibid. – P.197 – 198. 217. Surrealisme//Ibid. – P. 220 – 222. 218. Suprematisme//Ibid. – P. 233 – 247. 219. Неклассическая эстетика как корневище. «КорневиЩе» как неклассическая эстетика//КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. – М., 1998. – С. 7–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из жизнеописания преп. Антония св. Афанасий извлекает наставления для монахов (Ibid. предислов., 16–43:94), апологию христианства против язычников (Ibid. 72–80:94). Он противопоставляет авторитет отшельника арианству (Ibid. 60, 82:89) и его примером старается побороть свойственные начальному монашеству противо-иерархические тенденции. (Ibid. 67. Эта глава приобретает все своё значение в сопоставлении с посланием к Драконтию, из которого видно, что представители первоначального монашества смотрели на епископство сверху вниз). В этих дидактических частях труда естественно выступает вперёд личность автора, и не легко бывает отделить в них действительно происшедшее от внушённого тенденцией. Это обстоятельство, понижая ценность Жизни Антония, как источника для истории монашества, возвышает значение этого труда для наших целей, для характеристики миросозерцания св. Афанасия. 1028 См. интересную книгу К. Holl’я Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. Leipzig 1898. S. 141–143. 1053 Ibid. 8–9. Μ. 26, с. 853–857. Р. п. III, 186–188. 23. Μ. 26, с: 877. Р. п. III, 198. 39. Μ. 26, с. 877. Р. п. III, 198. 39. Μ. 26, 881–884. Р. п. III, 210–211. 1067 Ibid. 13. Μ. 26, с. 864. Р. п. III, 191. Ср. ibid. 35. Μ. 26, с. 893. Р. п. III, 204–208. Ibid. 41. Μ. 26, с. 904. Р. в. Щ. 212–213. 1088 Воззрение это часто встречается в аскетической литературе. Вот два примера. В коптском житии преп. Макария, демоны говорят: „если мы потерпим его (т. е. преп. Макария) здесь, к нему присоединится множество иноков, и пустыня более не будет принадлежать нам. Они будут преследовать нас бичом своих молитв. Идите, напугаем его: может быть нам удастся изгнать его“. (Е. Amélineau. Histoire des monastères de la Basse – Egypte. Annales du Musée Guimet. T. 25. Paris 1894. p. 81). При Лукие Макарии Египетский и Александрийский были сосланы на один остров, где между жителями не было ни одного христианина. При их прибытии обитавшие там демоны пришли в страх и смущение и устами одержимой дочери жреца кричали: „зачем пришли вы и отсюда выгонять нас“? (Socrat. Hist. Eccles, lib. IV, с. 24. Migne S. gr. t. LXXII. c. 524–525. Рус. пер. СПб. 1850 стр. 362). Эта мысль гораздо яснее выражена в другой версии этого же рассказа. Бл. Феодорит в Церковной Истории говорит: „демон, пользуясь языком девицы, как орудием, говорил: о это могущество ваше, служители Христовы! Отовсюду изгоняли вы нас, – из городов и сёл, с гор и холмов, и даже из необитаемой никем пустыни. Живя на этом островке, мы надеялись избежать ваших стрел. Гонители сослали вас сюда не для того, чтобы причинить вам скорбь, а для того, чтобы вашей силой изгнать отсюда нас. Мы уходим и с этого островка“… Кн. IV, 21. Рус. пер. стр. 272–273. Ср. К. Holl. Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum. Eine Studie zu Symeon dem Neuen Theologen. S. 142. Anmerk. 1109

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

De Trinitate XI, 33, PL 10, 421). 2383 Caeterum Christum Dominum Spiritum prophetia loquitur [...Впрочем, пророчество называет Господа Христа Духом] (Hilarius Pictaviensis. De Trinitate XI, 17, PL 10, 411). In natura Dei... Christus Spiritus fuerit [В Божией природе… был Христос Дух] (Ibid. VIII, 46, PL 10, 271). Quaeris quomodo secundum Spiritum natus sit Filius [Ты спрашиваешь, каким образом в Духе был рожден Бог Сын] (Ibid. III, 19, PL 10, 87). Meminerint tamen, secundum Evangelia et prophetas, et Christum spiritum et Deum spiritum [Однако они вспомнили, что по Евангелиям и пророчествам и Сын – Дух, и Отец – Дух] (Ibid. VIII, 48, PL 10, 272). Sed haec inania corporalium rerum exempla spernentes, Deum de Deo, et Spiritum de Spiritu, virtutibus suis potius, quam terrenis conditionibus aestimernus [Но, презрев пустые образчики вещей телесных, мы судам, что Бог от Бога и Дух от Духа, и так происходит больше по божественной силе, нежели по телесному творению] (Ibid. IX, 69, PL 10, 336). Non cadit autem in Verbum Deum moeror, neque in Spiritum lacrymae [He применимо понятие печали к Богу Слову, ни слезы к Духу] (Ibid X, 55, PL 10, 387). Servus enim non erat, cum esset secundum Spiritum Deus Dei filius [Ибо Он не был рабом, так как был по Духу – Бог и Сын Бога] (Ibid. XI, 13, PL 10, 408). 2384 Ejusdem periculi res est, Christum Jesum vel Spiritum Sanctum, vel carnem nostri corporis denegare [Такого же рода опасность отрицать Христа Иисуса, или Дух Божий, или плоть в Нем нашего тела] (Ibid. IX, 3, PL 10, 282). Coelestis ergo est secundus Adam: et idcirco coelestis, quia Verbum саго factum est ex Spiritu scilicet et Deo homo natus [Поэтому Сын второй и небесный Адам, а небесный потому, что Слово стало плотью, то есть из Духа и Бога рожден был человек] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 122, 3, PL 9, 669). Christum ad deitatis spiritum retulit, David ad corporis carnem [...Отнеся Христа к Духу божественности, а Давида к телесной плоти] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 131, 17, PL 9, 738).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

249 Этим именем обозначалось у Греков всякая продолговатая узкая фигура. Здесь обыкновенно находились тела умерших до их погребения. 251 «Лаодик. Соб». правил. 15. « Συνταγμα» Ραλλη και Ποτλη. Том. III, стр. 484: Иоанн. «Опыт. курса церков. законов.» Том. I, стр. 431.. 252 Сократ «Hislor. Eccles». Lib. VI, cap 5. Curs Complet; Palrolog. ser, Graec. Tom. LXVII, col. 673 в русск. пер. СПб. 1851 г., стр. 456. 253 Августин «De fide et operibus». С. VI, n. 9. Curs. Complet. Patrolog. ser. Latin. Tom. XL, col. 202. 254 Кирилл Иерусалимский. «Catech. 1», n. VI. Curs. Complet. Patrolog. ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 377. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер, M. 1855 г., стр. 23. 255 Кирилл Иерусамский. «Praefat. n. 9 и 10, Curs. Complet. Patrolog. Ibid. col. 347–352. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. ibid. стр. 12–13. 257 «Constitut. Apostol.». Lib. VIII, Cap XI. Curs. Complet. Pamrolog. ser. Graec. Tom. I, col. 1089. «Апост. Постановл.» в русск. пер, стр. 267. 260 «Русск. Историч. Библиотек.» Том. VI. ч. I СПб. 1880 г. стр. 26. отв. 10, ср. Ibid., стр. 33, отв. 40. 261 Тертуллиан, «De poenitent». Cap. VI. Curs. Complet. Patrolog,– ser. Latin. Tom. I, col. 1239. В русск. пер. Корнеева, ч. II. Спб. 1847 г., стр. 91. 262 Тертуллиан, Ibidem. Cap. VII. Curs. Complet. Patrolog, ibid. col. 1240. В русск, пер. ibid., стр. 92. 263 «Constitut. Apostol», Lib. III, с. XVIII. Curs; Complet. Patrolog. ser. Grace. Tom, l, col. 800 «Апост. Постановл.» в русск. пер стр. 117–118. 264 Августин, Serm. CCXVI, Cap. VI. Curs. Complet. Paorolog. ser. Latin. Tom. XXXVIII, col. 1080. 269 Иустин «Apologia I». Cap. LXI. Curs. Complet. Patrolog ser. Grace. Tom. VI, col. 420. Ср. «Памятник. древн. христианск; письмен». Том. II, стр. 101. 270 Тертуллиан. «De poenitent». cap. VI. Curs. Complet. Patrolog.. ser. Latin, Tom. 1, col. 1239; от, русск. пер. Корнеева, ч. II, СПб. 1847 г. стр. 91. Ср. Его же «De baptism.» cap. ХХ, ibid col. 122, в русск. пер. ibid., стр.; 27. 271 Григорий Назианз. «Oral, in sancl. Baptism» Curs. Complet. Patrolog. ser.. Grace. Tom. XXXVI col. 397. Ср. в русск. пер. «Твор. св. Отцов». Том. III, М. 1844 г. стр. 304.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

16. «Rolling Stone», 19. Marz 1970. 17. Pierre Granini: «Es ist gefahrlich, die Geister zu ver-wirren. Das magische Weltbild der Can», veroffent-licht in: «J. Gulden, K. Humann: «Rock Session I», a.a.O. Глава пятая 1. «Time», 15. August 1975. 2. Jacob Aranza, a.a.O. 3. «Waco Tribune-Herald», 28. Februar 1982. 4. John Rockwell, a.a.O. 5. «Circus», 16. August 1976. 6. ibid. 30. April 1981. 7. ibid. 22. Juni 1978. 8. «Rolling Stone», 25. Marz 1976. 9. ibid. 7. April 1977. 10. Bob Larson: «Rock», a.a.O. 11. Zwei weitere Versionen lauten: «Kids In Satanic Servi-ce» und «Knights In Satanic Service». 12. «Hit Parader», Herbst 1982. 13. Richard Kriese, a.a.O. Глава шестая 1. Т. Kneif: «Rock in den 70ern», a.a.O. 2. ibid. 3. «MetalHammer»4/1984. 4. ibid. 2/1984. 5. ibid. 1/1984. 6. «Desaster» Nr. 6/7, Juli 1984. 7. ibid. Nr. 1/2, Februar 1984. 8. «Diagnosen» 10/1983, Eineandere Version lautet: AC/DC=«Antichrist/Devil Cooperation». 9. Hans-Jurgen Trabert in: COGO, Nr. 27, Juli/August 1980. 10. «Metal Hammer» 4/1984. Глава седьмая 1. John Rockwell, a.a.O. 2. «Rolling Stone», 26. Oktober 1972. 3. «Life», 3. Oktober 1969. Глава восьмая 1. Werner F. Bonin: «Lexikon der Parapsychologie und ihrer Grenzgebiete», Scherz-Verlag, Bern und Mun-chen 1976. 2. Dave Hunt: «The Psychic War», unveroffentlichtes Manuskript, zitiert bei: Samuel Pfeifer: «Gesundheit um jeden Preis?», Brunnen Verlag, Basel 1980. 3. Werner F. Bonin a.a.O. 4. Gerhard Bergmann: «…und es gibt doch ein Jenseits», Schriftenmissionsverlag Gladbeck, 3. Aufl. 1976. 5. Siegener Zeitung vom 29. Marz 1982. 6. Joost A. M. Meerloo: «Rhythmus und Ekstase», Forum-Verlag, Wien 1959. 7. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. 8. Encyclopaedia Britannica, Vol. 7, 1965. 9. «Rock & Schwarze Magie» Teil I, a.a.O. 10. Larson: «The Day Music Died», a.a.O. Глава девятая 1. Friedrich W. Doucet: «Geschichte der Geheimwissen-schaften», Wilhelm Heyne Verlag, Munchen 1982. 2. Helge Stadelmann, a.a.O. 3. Os Guinness, a.a.O. 4. Richard Kriese, a.a.O.

http://sueverie.net/nam-nuzhna-tolko-tvo...

Cassian. Collat. 13. 12; ср.: Evagr. Keph. Gnost. I 39), и это природное благо, вложенное в нее при творении, сохранилось в ней и после грехопадения ( Ioan. Cassian. Collat. 13. 9). Поэтому не следует полагать, будто человеческая природа способна только к злу (Ibid. 13. 12). Т. о., если в соответствии с учением блж. Августина волю к добру у человека можно назвать мертвой, то согласно учению И. К. Р.- только больной (см.: Chadwick. 1968. P. 123-126). Согласно И. К. Р., начало спасения человека происходит от призывания Божия (Domini vocatione, inspiratione Domini), на к-рое он откликается ( Ioan. Cassian. Collat. 3. 10). При этом начало благой воли (initium bonae voluntatis - Ibid. 13. 11; ср.: 13. 8, 11) может принадлежать как Богу (в этом случае т. зр. И. К. Р. совпадает с учением блж. Августина), так и самому человеку. По словам И. К. Р., «не только дела, но и благие помыслы берут начало от Бога, Который внушает нам начала св. воли и дает силу и возможность исполнения того, что мы правильно желаем» (Ibid. 13. 3; см. также: De inst. coenob. XII 4-18; Collat. 3. 10-19; 4. 5; 5. 14-15; 7. 8; De incarn. Chr. II 5). При этом Бог может внушать благую волю или непосредственно Сам, или через какого-то человека, или через жизненные обстоятельства (Collat. 13. 3). Однако начало благой воли может принадлежать и самим людям. Это положение И. К. Р. резко расходится с мнением блж. Августина, но соответствует традиц. учению вост. богословов (Ibid. 13. 8-9, 11; ср.: Ioan. Chrysost. Ad Demetr. 1. 9//PG. 47. Col. 408). По словам И. К. Р., «когда Бог замечает в людях начало благого желания, Он тотчас усиливает его и побуждает [человека] к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил или что взошло благодаря усилиям» человека ( Ioan. Cassian. Collat. 13. 8, 11). Заметив в человеке хоть «малую искру благой воли» (bonae voluntatis quantulamcumque scintillam), Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует, чтобы она обратилась в пламя (Ibid. 13. 7). Когда Он видит, что люди хотят склониться к добру, то идет навстречу, направляет и укрепляет их; если же Он замечает, что люди не хотят добра или охладели к нему, то дает их сердцам спасительные советы, благодаря к-рым добрая воля в них или восстанавливается или образуется (Ibid.

http://pravenc.ru/text/471291.html

P. 33; Preuschen E. Zeitschrift für die neutestam. Wissenschaft. 1910. S. 136– 137; Esser G. Die Bussschriften Tertullians... S. 12, Anm. 1. 1506 Ibid. C. 3: «Si enim, inquiunt, aliqua paenitentia caret venia, jam nec in totum agenda tibi est. Nihil enim agendum est frustra». CSEL, 20, 1. P. 224, 21–23. 1507 Ibid. C. 3: «Hujus quoque paenitentiae fructum, id est veniam, in sua potestate usurpaverunt». P. 224, 27–28. 1508 Ibid. C. 3: «Quantum autem ad nos, qui solum dominum meminimus delicta concedere». P. 224, 29–225, 2. 1509 Ibidem, 3: «Non frustra agetur... et si pacem hic non metit, apud dominum seminat. Necamittit, sed praeparat fructum». CSEL, 20, 1. P. 225, 2, 9–11. 1511 Ibid. C. 6: «Non corpus Christi, non membra Christi, non templum dei vocabatur, cum veniam moechiae consequcbatur». CSEL, 20, 1. P. 230, 13–14. 1512 Ibid. C. 1: «Sed hoc in ecclesia legitur, et in ecclesia pronuntiatur, et virgo est. Absit a sponsa Christi taie praeconium! Ilia, quae vera est, quae pudica, quae sancta, carebit etiam aurium macula». CSEL, 20, 1. P. 220, 10–13. 1515 De pudic., 7: «Ovis proprie Christianus et grex domini ecclesiae populus et pastor bonus Christus et ideo Christianus in ove intelligendus, qui ab ecclesiae grege erraverit». CSEL, 20, 1. P. 231, 6–8. 1516 De patien. C. 12. CSEL, 47. P. 19, 3 sqq; De poenit. C. 8. PL T. 1; col. 1242B-1243A. Различие в истолковании притчей в «De pudic.» и «De poenit.» наглядно представлено у Adhémar d’Alès. См.: Tertullien et Calliste. – Revue d’histoire ecclésiastique. 1912. P. 229. 1518 Ibid. C. 7: «Moechum vero et fomicatorem quis non mortuum statim admisso pronuntiavit? Quo ore mortuum restisues in gregem ex parabolae ejus auctoritate, quae non mortuum pecus revocat?» P. 233, 4–7. 1520 Ibid. C. 8: «Quos enim populos in duobus filiis collocant, Iudaicum majorem, Christianum minorem». CSEL, 20, 1. P. 234, 9–10. 1521 Такое толкование притчи вкладывает в уста Каллиста Тертуллиан . См.: De pudic. C. 9: «Christianus est qui acceptam a Deo Patre substantiam utique baptismatis, utique Spiritus sancti et exinde spei aetemae longe evagatus a patre prodigit ethnice vivens, si exutus bonis mentis etiam principi saeculi servitium suum tradidit et ab eo porcis alendis, immundis scilicet spiritibus curandis praepositus resipuit ad patrem reverti...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010