После встречи с другими апостолами в Иерусалиме (Деян., гл. 15) Павел отправился в следующее путешествие, на этот раз в сопровождении Силы (ок. 50–52 гг. по Р.Х.).    Они посетили некоторые из ранее основанных церковных общин, попутно привлекли к сотрудничеству Тимофея и начали благовествовать в Европе. В ряде крупных городов, таких, как Филиппы, Фессалоника (оба в северной провинции Македонии) и Коринф, были основаны церкви (Деян. 15:36 18,22). Находясь в Коринфе, апостол написал два послания к фессалоникийцам, которые вследствие жестокого гонения очень нуждались в ободрении и наставлениях.    Третье путешествие (около 53–57 гг. по Р.Х.) снова привело Павла в Галатию, затем он продолжительное время живет в Ефесе (Деян. гл. 19). Во время пребывания там Павел услышал тревожные вести о разделениях, падении нравов и других проблемах, возникших в Коринфской церкви. Письмо, известное как Первое послание к коринфянам, является откликом Павла на эту ситуацию. Возможно также, что Послание к галатам было написано приблизительно в это же время.    Благовествуя в Македонии, он узнал от Тита, что община в Коринфе покаялась. В ответ на это и предваряя свое посещение, апостол написал Второе послание к коринфянам. Прибыв в Коринф, апостол написал Послание к римлянам, которое содержит основополагающее возвещение о спасении. Спустя три месяца апостол отправился обратно в Иудею (Деян. 20:1 21,16).    В Иерусалиме Павла арестовали. Два года провел он в заключении в Кесарии (Деян. 21:27 24,27). После того, как он потребовал суда кесарева, апостол был отправлен в Рим и, по крайней мере, еще два года дожидался приема у императора (Деян. 27:1 28,31). Так называемые «послания из уз» (к ефесянам, филиппийцам, колоссянам и к Филимону) были, вероятно, написаны Павлом в Риме в конце 50-х или начале 60-х гг. Некоторые ученые полагают, что одно или несколько из этих посланий были написаны во время заключения Павла в Кесарии, а может, еще раньше во время его пребывания в Ефесе.    Хотя книга Деяния святых апостолов ничего не сообщает о том, что произошло затем с Павлом в Риме, по всей видимости, он был освобожден. Возможно, Павел проследовал на запад до самой Испании (Рим. 15:24), затем на восток в Ефес и другие города Эгейского региона (1 Тим. 1:3; Тит. 1:5; 3,12). Возможно, в этот период были написаны Первое послание к Тимофею и Послание к Титу. В середине 60-х гг. апостол снова был взят под стражу. Из Рима, незадолго до своей казни, он написал Второе послание к Тимофею (2 Тим. 4:6–18).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец, заповедали им передавать чрез таинственное рукоположение свою божественную власть и иным, нарочито избранным, людям ( 2Тим.2:2 ; Тит.1:5 ), указав и те особенные свойства, коими должны отличаться их преемники ( Тит.3:1–10 , Тим. 1:6 и сл.). В то же время Апостолы запрещали людям, не облеченным законною властью священнодействовать, – восхищать эту власть себе ( Рим.10:15 ; 1Кор. 12:29 ; Евр.5:4–5 ), и всех вообще верующих обязывали и увещевали: повинуйтеся наставником вашим и покоряйтеся; тии бо бдят о душах ваших ( Евр.13:17 ); молим вы, братие, знайте (уважайте) труждающихся у вас и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их ( 1Сол.5:12– 13 ). – Точно так же, как и Апостолы, учили о пастырях и учителях Церкви, и преемники Апостолов, – мужи (ученики) апостольские и св. Отцы. Все они единогласно утверждают, что пастыри Церкви суть истинные преемники Апостолов, и что они только одни прияли от них законную власть и обязанность быть учителями и руководителями верующих, а все верующие должны слушаться гласа их (Введ. в Пр. Богосл. М. м. м. 298 стр.). Итак, братие, вы видите, что Сам Господь установил в Церкви Своей Апостолов и уполномочил их быть учителями, священнослужителями и духовными управителями. Апостолы в свою очередь передали чрез священное рукоположение свои права и обязанности, по воле Спасителя, своим преемникам – пастырям Церкви, а не предоставили их безразлично всем верующим. С тех пор и до сего времени продолжается, и будет продолжаться до скончания века преемственное рукоположение в сане епископов, как непосредственных преемников Апостолов. Чрез это рукоположение изливается на избранных благодать Св. Духа, а посредством их и на всех верующих. – Самая высшая власть в Церкви, по воле Господа ( Матф. 18:17 ) и по примеру Апостолов ( Деян. 15 гл.), принадлежит собранию пастырей по возможности со всей вселенной, или вселенскому собору. Главные части вселенской Церкви подчинены православным патриархам и Святейшему Синоду, например, церковь Константинопольская подлежит ведению Константинопольского патриарха, а церковь Российская – ведению Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

5, 18); здесь не поможет никакой протест или жалобы на свою немощь и на его неисполнимость. Кто с Моисеем и со своим падшим сердцем не может справиться с этой обязанностью, тот да идёт ко Христу и просит Его об обновляющем Духе, дабы чрез Его животворящую благодать и силу исполнилась требуемая Законом праведность (Рим. 8, 4). Сама Кровь Христова и дарованное чрез неё для нас и в нас совершенное примирение с Богом вовсе не прекращает нашу обязанность в отношении святого Божьего закона; но наоборот, эта обязанность приобретает ещё большее основание, подтверждается, преумножается и возвышается. 31. Священное Писание (я уже указывал на это выше) не отзывается с пренебрежением о начатках – пусть не лишённых множества недостатков – отвержения себя и мира сего. О том же, что и в продолжение духовного пути, в состоянии под благодатью, постоянное и действенное отвержение себя и мира всё ещё должно иметь место, Писание говорит много и со всей ясностью. Оно уверяет нас, к примеру, что благодать научает верующих отвергать всякое нечестие и мирские похоти (Тит. 2, 11-12); оно увещевает нас свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех (Евр. 12, 1); оно побуждает нас выйти и отделиться от среды беззаконных и не прикасаться к нечистому (2 Кор. 6, 17); оно призывает нас к распятию себя (Гал. 5, 24), к умиранию (Рим. 6, 8; 2 Тим. 2, 11; Кол. 3, 5) и к очищению от всякой скверны плоти и духа (2 Кор. 7, 1; 1 Ин. 3, 3). Писание требует, чтобы верующие имели попечение о святости (Евр. 12, 14), трудились над своим спасением со страхом и трепетом (Фил. 2, 12), совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7, 1), старались и усердствовали в добром (2 Петр. 1, 5; Евр. 4, 11), трезвились, дабы противостать врагу (1 Петр. 5, 8-9), постоянно бодрствовали в молитве (Кол. 4, 2; 1 Фесс. 5, 6) и были верны даже до смерти (Откр. 2, 10). Эти места Писания сразу приходят мне на ум, вкупе с многими другими изречениями слова Божия, поскольку и вообще Евангелия и апостольские послания исполнены этими и подобными убедительными увещеваниями, обращёнными – я подчёркиваю это! – к тем, которые уже, будучи истинно верующими, пребывают под благодатью.

http://bogoslov.ru/article/5340652

Посему-то в древние времена и ныне истинно благочестивые люди за изъяснением Св. Писания всегда обращаются к поставленным для сего пастырям Церкви ( Деян.8:27–35 ). Девятый член. Церковь есть общество истинно-верующих в Иисуса Христа, установленное Самим Господом Христом ( Мф.16:18 ). Церковь Христова есть хранительница истины ( 1Тим.3:15 ), почему и называется «православной», т.е. право-славящей Господа. Те св. храмы, в которые собирается церковь для молитвы, также называются церквами. Кто отделяет себя от этой святой, соборной и апостольской православной Церкви, и противится ей, тот становится отступником и противником Самого Господа Христа ( Мф.18:17 ; Лк.10:16 ); таковы все отступники и противники св. Церкви, именуемые штундистами, баптистами, молоканами, духоборцами, пашковцами, раскольниками и иные. Обо всех отступниках и противниках св. Церкви, иначе называемых еретиками, – в Слове Божием написано: они отделяются от единства веры ( Иуд.1:17–21 ), от призвавшего благодатью Христовою священника переходят к иному благовествованию вследствие людей, смущающих ( Гал.1:6–8 ), отступают от веры чрез лицемерие лжесловесников ( 1Тим.4:1–3 ); они пустословы и невежды, желающие быть законоучителями (Тим.1:3–7), извращающие апостольские Писания ( 2Пет.3:15–17 ); будучи лукавыми, они принимают вид добрых служителей правды ( 2Кор.2:13–15 ), эти льстивые лжеучители дерзко злословят высших ( 2Пет.2:1–11 ). Их в свое время постигнет суд Божий, какой постиг Корея, Дафана и Авирона. Послушные святой Церкви истинные христиане должны остерегаться всех отступников и еретиков и удаляться от них ( Рим.16:17–18 ), ибо споры с ними могут быть не только бесполезны, но даже вредны ( Тит.3:9–11 ; 1Тим.6:3–5 ). Десятый член. Св. Причащение. На тайной вечере Господь Сам сказал о благословенных Им хлебе и вине: «Сие есть Тело Мое, сия есть Кровь Моя… сие творите в Мое воспоминание» ( Мф.26:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.2:23–29; 10–16 ). Кроме того, Господь сказал: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин.6:51–57 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

26-27, Апостол - Тит 2. 11 - 3. 7, аллилуиарий Пс 28. 3, Евангелие - Мф 3. 13-17 (Ibid. P. 184-186). Продолжительность попразднства точно не определяется, но указаны чтения для субботы и недели по К. Г.: Еф 6. 10-17, Мф 4. 1-11; 2 Тим 1. 6-10, Мф 4. 12-17 (Ibid. P. 188). В византийских монастырских Типиконах IX-XII вв. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., содержащему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, период предпразднства К. Г. начинается 2 янв.: до навечерия (5 янв.) на будничных службах поется отпустительный тропарь предпразднства К. Г. 4-го гласа     на вечерне и утрене стихиры предпразднства соединяются со стихирами рядовых святых, на утрене соединяются каноны предпразднства и рядовых святых, также поются трипеснцы (особые каноны) предпразднства (см.: Пентковский. Типикон. С. 314). Литургийные чтения в субботу и неделю пред К. Г. те же, что и в Типиконе Великой ц. Начиная с навечерия (5 янв.) поются только песнопения праздника (Там же. С. 314-315). 5 янв. в конце 9-го часа дня (т. е. ок. 16.00) служится вечерня: совершается вход с Евангелием, чтение паремий перемежается с пением тропарей (ср. с чином в Типиконе Великой ц.), потом начинается литургия; на литургии прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие те же, что и в Типиконе Великой ц. По заамвонной молитве совершается освящение воды. Если навечерие К. Г. выпадает на субботу или воскресенье (т. е. в дни, когда пост возбраняется), то литургия служится в свое время, а вечерня с чином освящения воды отправляется позже в тот же день (Там же. С. 315-316). Повечерие поется в кельях. На праздничной утрене 6 янв. на «Бог Господь» поется отпустительный тропарь праздника 1-го гласа            по кафизмам - ипакои праздника, поются степенны, читается Евангелие - Мк 1. 9-11, исполняются 2 канона 2-го гласа, по 6-й песни - кондак 6-го гласа         на литургии 6 янв. указания те же, что и в Типиконе Великой ц. (см.: Там же. С. 316-317). На отдание праздника (13 янв.) поется только последование; в период попразднства песнопения праздника соединяются с песнопениями рядовых святых; в субботу и воскресенье по К. Г. чтения те же, что и в Типиконе Великой ц. (см.: Там же. С. 318-320). Чин освящения воды на праздник Богоявления (Николо-Сольбинский мон-рь, Ярославская обл.). Фотография. 2008 г. Чин освящения воды на праздник Богоявления (Николо-Сольбинский мон-рь, Ярославская обл.). Фотография. 2008 г.

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

1 Солецизм — отклонение от норм литературного языка, вызванное чуждым языковым влиянием. — Реф. 2 Ч. Г. Додд (Dodd, 1884–1973) — английский протестантский библеист и богослов, авторитетный исследователь Евангелия от Иоанна. — Реф. 3 Д. Ф. Штраус 1808–1874) — немецкий историк и философ, представитель “отрицательной” библейской критики. 4 Р. Бультман (Bultmann, 1884–1976) — влиятельный немецкий протестантский богослов и экзегет, представитель школы “истории форм”, выдвинувший программу “демифологизации” Нового Завета. — Реф. 5 Пастырские Послания апостола Павла — традиционное название 1–2 Тим и Тит, книг НЗ, содержащих наставления служителям Церкви. — Реф. 6 “Срок, после которого” и (ниже) “срок, прежде которого” (лат.) — термины, обозначающие соответственно наиболее ранний и наиболее поздний возможный срок некоторого исторического события. — Реф. 7 Ч. Г. Додд (Dodd, — авторитетный английский протестантский библеист и богослов. Речь здесь идет об особых совпадениях, к которым Додд привлек внимание в книге The Johannine Epistles (1946 г.): исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин 2:17) — войдет в Царство Небесное… исполняющий волю Отца Моего (Мф 7:21); появление в мире антихристов и лжепророков (1 Ин 4:1; 2:18 и Мф 24:11; 7:15; 24:24); Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен (1 Ин 3:7) — будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5:48, ср. Лк 6:36); чего ни попросим, получим от Него (1 Ин 3:22) — всякий просящий получает (Мф 7:8, ср. Лк 11:10); поступаем в мире сем, как Он (о совершенстве в любви, 1 Ин 4:17) — довольно для ученика, чтобы он был как учитель его (Мф 10:25); иго Мое благо и бремя Мое легко (Мф 11:30) — заповеди Его нетяжки (1 Ин 5:3) и нек. др. — Реф. 8 Герметический корпус — собрание трактатов мистико-гностического характера, восходящих к контаминированному культу Гермеса и египетских божеств, датируется I–III вв. по Р. Х. Заново открытый в Италии в XV в., корпус оказал влияние на философию эпохи Возрождения и на оккультно-теософские учения последующих веков. — Реф.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

3:5 . Ессеи и некоторые другие иудеи связывали деяние Духа Святого с очищением, особенно на основании Иез. 36:25–27 , где Бог очищает Свой народ от скверны идолопоклонства. Поскольку крещение былозавершительным актом обращения в иудаизм в Палестине, оно естественным образом послужило для обращения в веру (см. коммент. к Ин. 3:5 ). 3:6 . Об излитии Духа см. в Иоил. 2 (цитируется в Деян. 2:17 ). 3:7,8. «Оправдан» означает «признан праведным» или «оправдан» перед Судом Божьим; согласно Ветхому Завету и иудаистскому учению, человек может быть признан виновным, а оправдывается только невиновный. Но в Ветхом Завете Бог по закону Своей любви также обещал оправдать Свой народ и объявить его праведным за верность Ему; см. коммент. к Рим. 1:17 . Слово «наследники» отражает ветхозаветный образнаследников Земли обетованной. Этот образ нашел свое естественное развитие в раннем иудаизме как предвестие грядущего Царства Божьего. О «вечной жизни» см. в коммент. к 1:2,3; об «уповании» см. также в коммент. ко 2:13. Для Павла, как и для иудаизма, вечная жизнь должна начаться с момента воскресения мертвых в конце века нынешнего и вначале грядущего. Но для Павла эта надежда уже блеснула в момент воскресения Христа. 3:9–11 Избегайте людей, которые способствуют расколу и распрям Спокойный, не призывающий к мятежу образ жизни некоторых членов церкви, христианской обшины (3:1,2; ср.: Быт. 26:18–22 ), выделяет их среди тех, кто своим неповиновением мешает истинному христианскому свидетельству. 3:9 . Бесконечные родословия и споры относительно предписаний закона (в том числе аргументы иудейских богословов по поводу произношения или озвучивания еврейских слов) в существенной мере отвлекали людей от понимания духовной сути Ветхого Завета (см. коммент к 1:10; 1 Тим. 1:6; 2Тим. 2:14 ). 3:10,11. Термин «еретик» (в других вариантах перевода – «раскольник») не всегда воспринимался негативно; он иногда обозначал разные секты философов, и Иосиф Флавий использовал его для описания различных течений в иудаизме. Но Павел использует его в сугубо отрицательном смысле (как и в Гал. 5:20 ; ср.: 1Кор. 11:19 ) по отношению к тем, кто вносит раскол в ряды верующих. Он, предположительно, относитего к лжеучителям или их ученикам в общине (ср.: Тит. 3с 1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Писания о браке священных лиц (указываются 1Тим.3:2–6 ; Тит.1:5–6 ; 1Кор.7:7–9 ; Лев.21:7, 8, 14, 15 ), а может быть объяснено только из воззрения, какое имели на брак вообще предстоятели церквей в первые времена христианства и после, когда возобладали в церкви строго енкратистические принципы на основании односторонне понятого совета ап. Петра, что нужно оберегать себя от телесных вожделений, обуревающих душу (стр. 11–12, —6—7). 1532 По учению Св. Писания, которое в данном случае соответствует естественному закону, брак – дозволенное установление, от которого не исключены и священники. И на деле видим, что и сами апостолы Христовы чуть не все были женатыми и имели детей (13–14, —7—8). Ап. Павел в 1 посл. к Тим. ( 1Тим.4:1–3 ) говорит о ложных учителях, которые будут возбранять брак. Такие учителя явились в лице гностиков, манихеев и енкратитов (15–20, —9—12). Нигде в Св. Писании не упоминается о каком-бы то ни было различии между первым и вторым браком; не считался противозаконным выход замуж вдовы или женитьба вдового, так как закон первого брака их больше не связывал. Но за всем тем рано стал утверждаться взгляд, что второй брак не дозволен, по крайней мере не согласен с идеалом христианского совершенства (20–23, —13—15). – II. В основанных самими апостолами церквах, в которых хранилось чистое евангельское уче- ние и апостольское предание и которые свободны были от енкратистических идей, в первые три века христианства по вопросу о браке священников господствовала та общая норма, которая в своей основе установлена в Св. Писании и которая отвечала естественному закону о браке. Епископам, священникам и диаконам разрешалось быть женатыми, вступали ли они в брак до рукоположения или после рукоположения, так же как это допускалось и для лиц низшего клира. В случае, если епископ, священник, диакон или другой кто из клира оставался вдовым, ему разрешалось, при его желании, вторично вступать в брак (23–24, —15—16). Первые церковно-законодательные постановления с запрещением жениться лицам священного сана после рукоположения изданы были отдельными поместными церквами в IV веке.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   первый и последний (1, 10. 12. 17. 18; 2, 8; 22, 12. 13), и выражается, что Христос есть князь царей земных (1, 5), царь царем и Господь господем (19, 16).    5) Св. Иуда апостол, изображая еретиков, говорит: привнидоша неции человецы, древле предуставленнии на сие осуждение, нечестивии, Бога нашего благодать прелагающии в скверну, и единаго Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа отметающиися (ст. 4).    6) Св. апостол Павел называет Спасителя в своих посланиях: Богом, явившимся во плоти (1 Тим. 3:16), Господом славы (1 Кор. 2:8), Богом великим (Тит. 2:11—13), Богом благословенным (Рим. 9:4. 5), Сыном Божиим собственным (διον) (Рим. 8:32), иже, во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу (Фил. 2:6); усвояет Ему Божеские свойства: вечность (Евр. 13:8), неизменяемость (- 1, 10—12), всемогущество (Евр. 1:3; Фил. 3:21), и говорит: тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая тем и о нам создашася (Кол. 1:16. 17); той есть прежде всех, и всяческая в нам состоятся (Кол. 1:17; снес. Евр. 1:3).    IV. Вслед за Христом Спасителем и св. Апостолами единодушно учили о Божестве Его и все учители Церкви с самого начала Христианства. Приведем несколько свидетельств:    1) Мужей апостольских.    Св. Игнатий Богоносец в послании к Траллианам пишет: «остерегайтесь таковых (еретиков). И будете вы безопасны от них, если не станете надмеваться и отторгать себя от Бога — Иисуса Христа, и от епископа, и от заповедей апостольских». В послании к ефесским Христианам: «Расторгнут всякий узел неправды; низложено невежество; разорено древнее царство явлением Бога в образе человеческом (Θεο ανθρωπνως) для новой, вечной жизни " … «Все вы до одного, при содействии благодати, соединяетесь во единой вере и во едином И. Христе, по плоти происходящем от рода Давидова, Сыне человеческом и Сыне Божием». В послании к римской Церкви: «Игнатий, называемый и Богоносцем, помилованный благосердием вышнего Бога и И. Христа, единороднаго Сына Его, Церкви возлюбленной, просвещенной волею Того, которому угодно все, что учинено по любви И. Христа, Бога нашего — желаю радоваться высочайшею и непорочною радостию во Иисусе Христе, Боге нашем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26 Апостольское правило, " повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы " . 10 правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6 е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления. Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления " малой церковью " , по выражению св. Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия. Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917:1918 гг. вынес Определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на Апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на каноны (3 прав. Трулл, Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведенных священнослужителей [ 3 ]. Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8 е правило Неокесарийского Собора гласит: " Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно; то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство; то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует; не может касатися служения, ему порученнаго " . В толковании на этот закон Зонара писал: " Так как жена прелюбодейна осквернена, а тот, кто телесно с ней сожительствует, составляет с ней одно тело, то и он участвует в осквернении. Но как может быть дозволено священнослужение оскверненному " . Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более не допустимы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010