И стояли рабы и служители: они разожгли уголья, потому что было холодно, и грелись. А с ними и Петр стоял и грелся. Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Ответил ему Иисус: Я все открыто сказал миру; Я всегда учил в синагогах и в храме, где все Иудеи собираются, и тайно не говорил ничего. Почему ты Меня спрашиваешь? Спроси слышавших, что Я говорил им. Они знают, что сказал Я. Когда же Он сказал это, один из служителей, стоявший по близости, ударил Иисуса в лицо и сказал: так-то отвечаешь Ты первосвященнику? Ответил ему Иисус: если Я плохо сказал, свидетельствуй о том, что плохо. Если хорошо, почему ты Меня бьешь? Тогда послал Его Анна связанным к Каиафе, первосвященнику. А Симон Петр все стоял и грелся. Сказали тогда ему: и ты не из учеников ли Его? Он отрекся и сказал: нет. Говорит один из рабов первосвященника, родственник того, кому Петр отсек ухо: не я ли тебя видел в саду с Ним? Тогда снова отрекся Петр, и тотчас пропел петух. Итак, ведут Иисуса от Каиафы в преторию. Было утро, и сами они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но есть пасху.    Ин 18:1–28 И по окончании чтения поем: Слава долготерпению Твоему, Господи! По Евангелии же поем антифон 4. Антифон 4, глас 5 Глас 5: Днесь Иуда оставляет Учителя,/и приемлет диавола,/ослепляется страстию сребролюбия,/отпадает Света омраченный:/како бо можаше зрети,/Светило продавый на тридесятих сребреницех?/Но нам возсия Страдавый за мир./К Немуже возопиим:/пострадавый и сострадавый человеком,/Господи, слава Тебе. В сей день Иуда покидает Учителя/и принимает в себя диавола,/ослепляется страстью сребролюбия/и, объятый мраком, лишается света;/ибо как мог видеть/продавший Светило за тридцать сребреников?/Но нам воссиял Пострадавший за мip,/Которому мы возгласим:/“Пострадавший и людям сострадавший/Господи, слава Тебе!”  (2) Днесь Иуда притворяет богочестие,/и отчуждается дарования,/сый ученик бывает предатель:/во обычном лобзании лесть покрывает,/и предпочитает Владычния любве,/несмысленно работати сребролюбию,/наставник быв соборища беззаконнаго:/мы же имуще спасение Христа,/Того прославим.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Многого подобного этому есть в Святом Евангелии, что кажется противоречивым, но в действительности согласуется друг с другом. И в писаниях апостолов можно найти такие же мнимые противоречия. Первоверховный апостол Петр говорит: “Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему”(Деян. 10, 34–35.). Также великий апостол Павел говорит похожее: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”(Рим. 2, 10.) Многие удивляются противоречию между словами и жизнью апостолов: почему апостолы, которые сами отступили от иудейской веры и разоблачили эллинскую, устроили христианскую Церковь и показали пример истинно христианской жизни, претерпели многие страдания и лишения без счета, а в конце и кровь свою пролили и души свои положили за то, чтобы привести иудеев и эллинов к Христу, чтобы упразднить иудейскую веру и язычество, — почему они говорят: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”, — и: “Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!”? Если это истинно, то почему божественный Петр говорит: “Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись”(Деян. 4, 11–12.), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа? “О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его”(Деян. 10, 43.). А в другом месте апостол Петр говорит будто бы противоположное этому: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”. Как примирить и согласовать эти слова? Сначала апостол сказал: “Нет ни в ком ином спасения”, — и: “Нет другого имени под небом… которым надлежало бы нам спастись”, — а после: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему”. Если “во всяком народе боящийся Бога… приятен Ему”, то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, — но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: “Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам”(Ср.: Мф. 28, 19–20.)? И еще сказал Господь Иисус Христос: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет”(Мк. 16, 16.). Запомни слова Господа: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет”. Господь учит апостолов не только крестить, но и соблюдать все, что Он повелел им. И еще Господь говорит: “Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие”(Ин. 3, 5.). Почему, в таком случае, “во всяком народе боящийся Бога приятен Ему”? Ни у каких народов нет рождения от воды и Духа, но у иудеев — обрезание, у язычников — обеты идолам; почему же “во всяком народе боящийся Бога приятен Ему”?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Не говорите плохо о Церкви, ведь она основана на краеугольном камне — Христе. Но тогда же, за восемь дней до Преображения, Петр, заслуживший такую великую похвалу за свою правую веру, слышит и отповедь от Христа. Ибо Спаситель начинает проповедовать о страстях Своих, о страданиях, которые Ему предстояло перенести в Иерусалиме, и говорит: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20: 18–19). Петр, очень любивший Спасителя, попытался остановить Его, чтобы Он не пошел на распятие: «Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф. 16, 22)! Пощади Себя, Господи! Не ходи в Иерусалим! Оставайся здесь, не умирай!» Тогда Спаситель поворачивается к Петру и говорит ему гневно: отойди от Меня, сатана! ибо ты думаешь не о том, что Божие, а что человеческое (ср.: Мф. 16, 23). И называет Петра сатаной, ибо слово «сатана» означает «противник», ведь он противился Христу, чтобы таким образом не исполнился план спасения рода человеческого, чтобы Он не пошел на смерть. В этом смысле Он называет его сатаной. То есть говорит: «Ты останавливаешь Меня, чтобы Я не пошел на смерть? Но если Я не пойду на смерть, не спасется род Адамов, страдающий в аду вот уже 5508 лет. Если Я не пойду на Голгофу, чтобы пострадать до смерти, и смерти Крестной, то весь род человеческий не может быть спасен. А Я ведь для того и пришел в мир, чтобы пролить кровь Свою за род человеческий по любви, которой люблю его. Ты хочешь, чтобы Я остался на Фаворе? А на Голгофу кто пойдет? Если Я, Петр, останусь на Фаворе и не понесу Креста на Голгофу, то как же исполнится пророчество Исаии, который говорит: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания (Ис. 50: 6)? Если Я, Петр, останусь на Фаворе, то как исполнится Писание, которое говорит: нет в Нем ни вида, ни величия, Муж скорбей и изведавший болезни, и ранами Его мы исцелились (Ис. 52: 2, 3, 5).

http://pravoslavie.ru/52801.html

Сообразно с поводом и целью послания, содержание его составляют: увещания к святой жизни, сообразной с величием дела искупления и высокого призвания христианского ( 1Петр.1:1–12; 1:13–2:10 ); правила поведения среди язычников ( 1Петр.2:11–4:19 ); увещания, относящиеся к церковно-общественной жизни христиан, готовых подвергнуться гонению ( 1Петр.2:11 – 4:1–19 ) и наконец некоторые особенные наставления пресвитерам ( 1Петр.5:1–5 ) и всем вообще членам Церкви ( 1Петр.5:6–11 ). Изображая величие христианства и счастье быть призванным в него, Апостол Петр говорит, что избрание это совершается по предведению Бога Отца, при освящении от Духа и через окропление Кровью Иисуса Христа ( 1Петр.1:1–2 ); что Бог возродил нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, готовому открыться в последнее время (3–5). Далее он говорит, что к сему спасению относились предсказания пророков, и что в тайну спасения не могли проникнуть Ангелы (10–12). Воссылая за все это хвалу Богу (3), Апостол Петр приглашает христиан радоваться их великому счастью, несмотря на скорби от искушений, так как испытанная вера может привести их к большей чести и славе в явление Иисуса Христа (6–7), и потом заключает: «темже, возлюблении, совершенне уповайте на приносимую вам благодать откровением Иисус Христовым» (13), и затем увещает пребывать в святости, как прилично христианам, детям Святого Небесного Отца и Судии (17), искупленным Кровью Христовой и возрожденным словом живого Бога, глагол Которого пребывает во веки (23–25). Во 2-й главе Апостол Петр также изображает высоту христианского звания и потом призывает к достойному прохождению его. Назвав христиан новорожденными от Бога младенцами, которым следует возрастать через потребное питание, Апостол говорит, что они, соединяясь со Христом, как живым камнем, который сделался главою угла, устрояют из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Петр.2:2–8 ), и потом продолжает: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» ( 1Петр.2:9–10 ). Выводя отсюда заключение, он взывает: «возлюбленные! прошу вас удаляться от плотских похотей и провожать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога» (11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Мы видим, что Божественная благодать не действует в человеке насильственно, против воли его, и что нам нужно, со своей стороны, всячески трудиться над нашим спасением. Но тогда и речи нет о предопределении безраздельном (или абсолютном). Говоря о предопределении Божием (см.: Рим. 8:29 и близкие по смыслу места: Лк. 10:20; Деян.2:23; Еф.1:9, 11; Кол. 1:26), Писание везде подразумевает предведение Божие о жизни и делах человека, от которых зависит его спасение или осуждение. Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу , – говорит апостол. – Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего… А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил (Рим. 8:28–30). Нам открыто, что на Последнем суде каждый будет судим соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10; см. также: Мф. 7:21; 16:27; 20:16; 25:24–46; Ин. 3:36; 6:47, 54; 1 Петр. 1:10; Рим. 2:6–11; 8:17; 1 Кор. 3:8; 2 Тим. 2:20). Священное Писание подтверждает это учение и косвенно. Так, в нем часто повторяется, что Бог хочет не смерти, но спасения грешника (см.: Иез. 18:23; 33:11; 2 Петр. 3:9; Рим. 3:29–30; 1 Кор. 8:6; Еф. 4:6;  1 Тим. 2:4), что все люди призваны к спасению (см.: Мф. 28:19; 1 Петр. 3:9; Рим. 10:18; 2 Кор. 5:15;  1 Тим. 2:6 и др.) и что Бог умножил благодать Свою, дабы она безмерно превзошла грех, открывая всем путь к спасению (см.: Ин. 3:16; Рим. 5:15). А о том, что Церковь всегда держалась такого учения о предопределении, читаем у святых отцов: – Священномученик Ириней Лионский († 202): «Бог, наперед знающий все, приготовил для тех и других приличные жилища: тем, которые ищут света нетления и к нему прибегают, Он милостиво дарует желаемый ими» – Святитель Иоанн Златоуст († 407): «Не за добрые только дела бывает это (избрание), но по любви (к нам), и не по одной любви, но и за нашу добродетель. Если бы достаточно было одной любви, тогда все должны были бы быть спасены; если же, с другой стороны, достаточно нашей добродетели, то излишне было бы явление Его (Сына Божия) в мире и все домостроительство

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Ветхозаветные обетования Израилю переходят на Церковь Христову, призванную из язычников ( 1Петр 2. 9–10 ). См. комментарий блж. Феофилакта на 1Петр 2. 9–10 Соотношение царственного священства всех христиан и пастырского служения в Церкви. Апостол Петр обращает свой призыв (2. 4–10 и след.) ко всем христианам. Но отдельно он говорит о священниках-пастырях, которые должны подавать пример стаду, руководить верными; остальные должны оказывать им послушание ( 1Петр 5. 1–5 ) О сошествии Господа во ад (3. 18–20; 4. 6) Кому проповедовал Спаситель в аду (3. 19–20)? Плоды благовестия в аду (4. 6)? (См. приложение 5) Смысл страданий по 1 Петр (1.6–11; 2. 19–24; 3. 13–19; 4. 1–3,12–19) Польза от страданий (=искушений) – возрастание в вере (1.6–11) ...Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота ( 1Петр 1.7 ) Терпение несправедливых скорбей, по примеру Самого Христа – признак стояния христианина в благодати (2. 19–24; 3. 16–19; 4. 12–14) Ибо это благодать, если кто по совести ради Бога переносит скорби, страдая несправедливо ( 1Петр 2. 19 ) – перевод еп. Кассиана Скорби – лекарство от страстей (4. 1–3) Страдающий плотью перестает грешить ( 1Петр 4. 1 ) Блаженство гонимых за само имя «христианин» (3. 13–17; 4. 15–19) Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас ( 1Петр 4. 14 ) Отношение христиан к властям (2.13 – 3. 7) 1. Иерархия в человеческом обществе – это Божественное установление (2. 13) а) иерархия в государстве (2. 13–17) б) господа и рабы (2. 18–20) в) иерархическое устройство семьи (3. 1–7) 2. Лояльность к власти и семейные добродетели – апология христиан среди языческого мира. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей (2. 15) жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (3. 1–2) И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго ? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь (3. 13–14) Стихи для узнавания 1 Петр

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

   Плоть хочет славы, чести, богатства в ми­ре этом искать, но дух все это презирает и только к одним вечным благам стремится, и прочее. Так, «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти».    Христианину, как обновленному, не по плоти, но по духу должно жить и плоть духу покорять по апостольскому увещанию: «По­ступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» (Гал 5:16). А это значит «рас­пять плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24), «попечения о плоти не превращать в похо­ти» (Рим 13:14), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр 2:11), «ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4), не позволять греху над собою царствовать (Рим 6:12), «жить для Христа, умершего за нас и воскресшего» (2 Кор 5:15).    Возлюбленные христиане! Осмотримся, ведем ли мы эту внутреннюю борьбу, нахо­димся ли мы в этом спасительном подвиге, ходим ли в обновлении жизни, противимся ли склонностям и похотям плотским, не поз­воляем ли греху царствовать и обладать нами? Ибо только те Христовы, «которые распяли плоть со страстями и похотями» (Гал 5:24). Что пользы называться христианином, но не быть христианином? Истинного христианина по­казывает не имя христианское, а подвиг про­тив плоти и всякого греха. Не все, что плоть требует, позволять ей должно. Требует пищи, требует питья, требует одежды, требует упоко­ения и прочего, что ей нужно — дадим, но когда хочет того, что воле Божией и закону Его противно, — не попустим ей, дабы не только по имени, но и по сути быть христиа­нами. Аминь. Слово седьмое. О бедствии христианина, беззаконно живущего после святого Крещения     «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи».(2 Петр 2:22)     «С ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи».    Невозможно довольно описать и оплакать бедственное состояние того христианина, ко­торый после святого Крещения вдался в без­законные дела и беззаконно живет. Всего того блаженства лишается, которое при крещении Божией благодатью сподобился было, и само­вольно ввергает себя в то самое бедствие, от которого избавился было, но даже и в еще большее бедствие попадает. Ибо познал было истину, но в ней не захотел жить; познал Бога, но не захотел Его почитать; познал путь, веду­щий к вечному блаженству, но по нему не за­хотел идти; обещал Богу служить, но в этом солгал Ему; «омылся, освятился, оправдался», но всего этого лишился; стал чадом Божиим, но это преславное благородство потерял; сделал­ся наследником вечной жизни и царствия, но наследие это погубил. Поэтому апостол гово­рит о таковых: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Богородскому Елисею, викарию Корсунской епархии в кафедральном соборном храме Христа Спасителя Города Москвы 26 ноября 2006 г. 26 ноября 2006 г. 16:13 Преосвященный епископ Елисей! По молитвам Церкви, возложением святительских рук, тайнодейственно снизошла на главу твою Божественная сила «Немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», почила, и отныне будет жить, и действовать в тебе. Благодатью Всесвятого Духа ты отныне приобщен к сонму архиереев Церкви Христовой, и призван продолжить апостольское сеяние слова Божия и освящение верных благодатью спасительных Таинств. «Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых» (1 Петр. 1,3) да сподобит тебя свято и непорочно совершать свое пастыреводительство, управляя паствой «не принужденно, но охотно и богоугодно» (1 Петр.5,2), проливая Божественный свет вечной Истины на верных чад церковных дабы они прославляли Отца Небесного (Мф.5,16). К тебе, вступающему на крестный жертвенный путь епископского служения, обращаю Наше слово назидания и благих пожеланий. Ты соделался сопричастником власти, которую Господь даровал Своим учеником, и, как и они, ты должен «представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2 Тим.2,15). Внешнее положение епископов менялось во времени. Но неизменным остается данное нам Богом «служение примирения» (2 Кор.5, 18). Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим и превозноситься над другими. Мы призваны пасти «Божие стадо ... непринужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» (1 Петр 5,2-3). Апостол Павел говорит: «Сокровище сие, — то есть епископскую благодать, — мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4.7). Апостол указывает нам не только на немощь нашего человеческого естества, на наше духовное несовершенство, но и на внешнее положение, на готовность, по примеру Христа, «уничижить» себя до готовности отдать жизнь свою ради спасения мира.

http://patriarchia.ru/db/text/163637.htm...

   Простите, матери, стоит моя работа — здесь, помолитесь за меня — там...) Зде чтем в четверток пятыя седмицы Житие преподобныя, вторую статию.    Иосиф Флавий. Иудейские древности. 5, 10, 3. Т. 1. С. 259.     «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься»:    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 405. С. 487.    Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 333.     «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий»:    Быт.19:14—23 (см. выше прим. 700 к Песни 2).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XL, 6, 404. С. 486—487.    Ксанфопулы, 73; 98/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 491, 456.    Исаак Сирин. Беседа 30, 3, 13.    Ксанфопулы, 93/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 486.    Григории Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 224, 228; Он же. О безмолвии, 5/Там же. С. 236; Ксанфопулы. 94/Там же. С. 487.    Нил Синаит. Разные главы. С. 367.    Петр Дамаскин, II, 8/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 200.    «Безчинна суть вся бесовская» (Петр Дамаскин, I/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 168).    Евагрий. От трезвенных глав, 5/Добротолюбие славянское. Т. 1. С. 523.    О Авве Филимоне/Добротолюбие славянское. Т. 2. С. 584; Петр Дамаскин, I/Там же. С. 95, 108 — со ссылкой на святого Максима; Ксанфопулы, 15/Там же. Т. 1. С. 375; Григорий Синаит. Главы о безмолвии и о дву образех, 7; 11/Там же. С. 224, 228.    Макарий Египетский, 62, 1; 1, 10, 2; Исаак Сирин, Слово 14. С. 59. Ср.: «Если же для милостыни пожелаешь больше заняться делом, то знай, что молитва в чине своем выше милостыни, а если ради телесных потребностей, то, если ты не ненасытен, к удовлетворению нужд твоих достаточно с тебя и того, чем наделяет тебя Бог» (Исаак Сирин. Слово 30. С. 138—139; ср.: Антоний Великий, 88/Добротолюбие славянское. Т. 1, 28). Если же монах не может, трудясь, отвлечься от излишних попечений, то лучше ему передать попечение о себе тем, кто на это уполномочен, как сделал это, например, авва Филимон, «попечение о себе предавше строителю Лавры» (О Авве Филимоне/Там же. Т. 2. С. 581), а лучше всего — возложить его на Господа (Петр Дамаскин, II, 5/Там же. С. 189).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Слово Божие называет, вслед за краеугольным камнем Христом, также и святых апостолов «основаниями», т. е. камнями, лежащими в основании Церкви. Изображая в Апокалипсисе вышний град Иерусалим, тайновидец Иоанн пишет: «стена града имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати апостолов Агнца » ( Откр.21:14 ). Подобно тому, как «светом» именуется в Писании не только истина («ходим во свете», истине ( 1Ин.1:7 )), но и ее Источник («Бог есть свет» ( 1Ин.1:5 )), а за Ним – и апостолы – носители истины («вы – свет мира» ( Мф.5:14 )); – так равно и основаниями Церкви называются не только вера, и не только ее Источник Христос, но и апостолы – носители веры . «Вы...», – пишет апостол, – «утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе» ( Еф.2:20–21 ). Господь наименовал «камнем» апостола Симона-Петра, и это имя осталось за апостолом как собственное: Кифа, или Петр. (О двойных именах у апостолов – примеч. 10-е). Петр – первый по действию и первый в сонме апостольском, по церковному именованию – первоверховный. Проповедью его первого открывается в день Пятидесятницы всемирная проповедь апостолов. Он, далее, открывает принятие язычников в Церковь крещением Корнилия сотника. Но будучи первым, апостол Петр в том же ряду Двенадцати. Спаситель ко всем двенадцати обращается, говоря: «Вы соль земли» ( Мф.5:13 ). – «Вы свет мира» ( Мф.5:14 ) – .«Сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Мф.19:28 ). – На всех апостолов ниспослал Духа Святого. – Всем им сказал: «Вы во Мне, и Я в вас» ( Ин.14:20 ). – «Вы друзья Мои» ( Ин.15:14 ). – Всех их назвал братьями Своими. Обо всех изрек молясь: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» ( Ин.17:22 ). У апостолов нет мысли, что один из них есть «князь» апостолов или Церкви: «кто Павел? кто Аполлос? они только служители» ( 1Кор.3:5 )... «И в знаменитейших чем либо, какими бы они ни были когда либо, для меня (пишет ап. Павел) нет ничего особенного: Бог не взирает на лицо человека» ( Гал.2:6 ) 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010