Отдельные голоса против VII вселенского собора в галльской церкви слышались до конца IX и даже до X в. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН   Курсивом обозначены страницы предыдущего III тома лекций, прямым шрифтом — страницы настоящего IV тома.   Абу Юсуф 191. Августин бл. 47. 81–3. 94. 95. 97. 102. 108. 130. 132. 141. 163. 174. 188. 203. 204. 269. 271. 272–3. 277-8. 199. 215. 269. 294. 393. 398. Август имп. 214. 256. Авдишо (Ebedjesu) 177. Авит имп. 185. Авксентий медиол. 74. 75. 76. 260. Авраамий диакон 165–6. Авраам католикос 446. Аврелиан арльский 425. Аврелиан имп. 46. Аврелий карфаг. 108. 270-1. Аврелит Симмах 53. 93. Агапит. I папа 140. 167. 309. 382. 383. Агапий еп. 226. Агафон папа 309. 291. 490. 493. 495. 199. Агафон чтец 159. Агобард 585. Адриан I папа 311. 518. 544–7. 530. 581. 582. 585. Адриан II папа 499–500. Азелл пресв. римск. 270. Аймерих антиох. 501. Акакий верийский 149. 169. 193. 194. 196. 199. 222. 223. 224. 225. Акакий кесар. 243. 64. 73. 74. 78. 80. 81. 85. 557. Акакий конст. 159. 184. 203. 300–2. 304. 311–2. 322 —331. 359. 363. 373. Акакий мелитинский 214. 227-8. 232. 322. Акепсим нодвижник 173. Акилан вивлский 237. Аларих 92. Александр авильский 427. Александр алекс. 22. 158. 188. 233. 2. 7. 8-10. 11. 13. 16–22. 25. 27. 29. 32. 45. 59. Александр антиох. 149. 212. 274. 280. 330. 119. 174. Александр архим. мон. Марона 503 Александр иерапольский 176. 225. 226. Александр иерус. 243. Александр команский 180. Александр конст. 19. 24. Александр Север 177. Александр фессал. 262. 20. 22. 47. Александр (имя русских импер.) 564. Алексий Мосиле 575–6. 579. Алкуин 313. Алипий тагастский 201. Али бну-Ахмад Муджибу-д-даулат 190. 192. Амантий 360. Амвросий медиол. 30. 73. 74-80. 91. 93. 97. 124. 125. 138. 141 148. 174. 187. 216. 225. 260. 276. 277. 110. 117. 224. 235. 269. Amélineau 281. Amelli 259. 264. Аммиан Маркеллин 109. 181. Аммоний 161–2. Аммон 239–240 . Амфилохий икон. 104. 526. Амфилохий сидский 238. 285. 299. 317. 327. Анастасий алекс. 449. Анастасий антиох. 310. 434. 551.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

317 РГИА. Ф. 797. Оп. 3. Ед. хр. 11 666. Л. 5–15. 318 РГИА. Ф. 797. Оп. 13. Ед. хр. 32 152. 319 РГИА. Ф. 796. Оп. 120. Ед. хр. 705. Л. 113–115 об. 320   Серафим (Чичагов) .Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1996. С. 181–182. 321 Там же. С. 207, 463–464. 322 Там же. С. 219–220. 323 Там же. С. 464. 324 Там же. С. 278. 325 Там же. С. 464–465. 326 Там же. С. 277, 465. 327 Там же. С. 465. 328 Там же. С. 277, 464. 329 Там же. С. 212–213. 330 Там же. 331 Там же. С. 278. 332 Там же. С. 318. 333 Там же. С. 278. 334 Там же. 335 Там же. 336 Там же. 337 Там же. С. 279. 338 Там же. 339 Там же. 340 Там же. С. 464–465. 341 Там же. С. 208–209, 280, 461–463. 342   Сидоров А. И.Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М, 1998. С. 67–69. 343 Там же. С. 70–76. 344 Там же. С. 78–79. 345 Там же. С. 125. 346 Там же. С. 390. 347   Серафим (Чичагов) .Указ. соч. 348 Там же. С. 318, 454, 613. 349   Бобровников В. Г.Благотворительность и призрение в России. Волгоград, 2000. С. 7. 350   Постернак А. В.Очерки по истории общин сестер милосердия. М., 2001. 351   Зырянов П. Н.Указ. соч. М., 1999. 352 Благотворительная Россия. История государственной, общественной и частной благотворительности в России. СПб., 1901. С. 87. 353 Там же. С. 89–94. 354 Там же. С. 96. 355 1ПСЗ. Т. IV. 356 1 ПСЗ. Т. IV. 357   Щапов Я. Н.Благотворительность в дореволюционной России: национальный опыт и вклад в цивилизацию//Россия в XX в. Историки мира спорят. М., 1994. С. 85–86. 358 ПСПиР. Т. 4. СПб., 1876. 359 Там же. 360 1ПСЗ. Т/V. Указ 3 мая 1720 г. о посылке неспособных офицеров, урядников и рядовых за неимением пропитания в монастыри и богадельни, куда пожелают. ПСПиР. Изд. 2. СПб., 1879. Т. 1. 361 ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 362 ПСПиР. Т. 10. 3379. 363 ОДДАС. Т. 22. Стб. 1076–1078. 364 ПСПиР. Т. 4. СПб., 1876. 365 ПСПиР. Т. 4. СПб., 1876. 366 ОДДАС. Т. 8. СПб., 1891. 367 ОДДАС. Т. 11. СПб., 1903. В деле дьякона Иоакима Быкова имеется сведение о том, что он воспитывался у родной тетки игуменьи Архангельского женского монастыря, где затем до 1724 г. он служил дьяконом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

SealsDO I 18,36 (s.X). id. SBS 5 (1.998) 52 (s.XI). κουμερκριος Bas В 1203,18.– LSSup, L, TLG, PHI, Soph, Duc, AvotinsNov, AmantMel, ODB 1141, PLP; Kr -ρης. κομμρκιον, τ (lat. commercium) Warensteuer, Handelszoll: Bas А 1558,11; 2329,17. DeAdmImp 46,45. Zepos I 257sq. (a.972–5). κωμερκν Theoph I 469,30 (v.l. κουμρκιν). κομρκιον Cusa 360 (а.1116). κουμρκιον DeCer I 697,2.4. id. HalkImp 22 с. 12. κουμρκιν KugNot 87. κουμρκια Handel: Mansi XXII 1056A (a.1225).– LSSup, L, Daris, Soph, TLG, Kr, Duc + App I, Car, Somav, AndrArch, ODB 1141, DöReg II 8.363 u. III S.163. κομμικιον, τ Gummi: Alchim 339,19. κομμδι(ν), τ Gummi: DelAn I 443,4.8; II 325,6; 325,22; 334,23. κομδιον Herod I 354,5. Alchim 327,21.23. SynesFeb 238. DelAn II 311, 13; 364,1.0; 366,3. κμιδι BZ 2 (1893) 578.– LS (κομμδιον), Tgl, TLG, Duc, Stam, commidi MlatWöb. κομμισσριος (lat. commissarius) eine Verfallklausel enthaltend: ρος ArmHex Г 3,42. id. Bas А 1832,2 app.; id. 1901,12; τπος В 1186,27; κομισ. τπος В 2541,29.– (Кг -ριος). κομμιτεω (lat. committo) in Erfüllung gehen (in Wirkung treten) lassen: FontMin VI 49,45. SubGron IV 75,19. Bas В 46,11; 48,15; κομμιττ. 391,8; id. 618,26; κομιτ. 618,24; id. 1011,14. κομμητ. FontMin VIII 314,103.– TriantLex. κμμοδα, τ (lat. commodum) Bestechungsgelder: HagNik I 69,5; 78,12; 84,13; 85,20. κμοδα Entschädigung: δσις π σεισμο παρεχομνη Suda κ 2006.– (GianKypr). κομμοδριος, (lat. commodator) Darleiher: Bas В 3208,34; 3270,10. κομ. В 229,19; 753, 23; 3270,4. κομμοδατριος, (lat. commodator) Darleiher: Bas В 617,1.– S. κομοδτωρ. κομμοδτος (lat. commodatus) geliehen: πλος Bas В 3349,16. -η PselPoem 8,127. τ -ον Leihe, Darlehen: Bas В 192,1; 601,6; 3270,20. FontMin VI 48,41; VIII 27,1.7. κομοδτον Bas В 481,33; В 482,11. id, EclBas 87,24. Zepos IV 389 ξγ». κομδατον В 1502,3. κομουδτον KonstFried 41,26 (v.l. κομοδ.).– LexPsel κομοδτι, (κομοδτος Kr, GianKypr). κομμδιον, τ Bestechungsgeld: (pl.) HagNik I 85,26; 88,12 (κομ. v.l).– Daris, LSSup, PHI (auch κομδιν), (TLG).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВНОМИЙ [греч. Ενμιος], епископ Веррии Фракийской (кон. IV в.). Защитник тринитарных взглядов Аполлинария , еп. Лаодикии Сирийской. С именем Е. связаны 2 фрагмента из послания к некоему Зосиме. Они сохранились в позднейшей патристической компиляции «Учение отцов о воплощении Слова» (Doctrina Patrum. P. 309, 312). Судя по фрагментам, время жизни и деятельности Е.- 70-80-е гг. IV в. Сторонник Аполлинария, Е. считает, что Иисус Христос, «воплощенный из простого, стал составным» (σαρκωθες, λλ ξ πλο ϒϒονε σνθετος), а «не двухприродным» (ο ϒϒονε διφυς) и «у Него как у Единого одна природа, одно желание и одно действие» (μαν ατο δ σαφς ς νς τν τε φσιν κα τν θλησιν κα τν νρϒειαν). Своими оппонентами Е. называл отцов каппадокийцев (κατ τν τν Καππαδοκν), начавших развивать учение о двух природах во Христе. Сложно сказать, какое влияние могли иметь взгляды Е. на последующую христологию . Несомненно, близкие к его взглядам выражения можно найти у монофизитских и даже более поздних монофелитских авторов. Однако собственно имя Е. ни у кого из позднейших авторов, кроме составителя «Учения отцов о воплощении Слова» (VI в.), не обнаружено. Ист.: Lietzmann H. Apollinarius von Laodicea und seine Schule. Tüb., 1904. Bd. 1. S. 153, 276-277; Doctrina Patrum de incarnatione Verbi/Ed. F. Diekamp. Münster, 1907. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства

http://pravenc.ru/text/187232.html

293 λθ δ´ ξ A= σης βασιλες μγας, αετς αθων, ς π σαν σκεπσει γααν πεζος τε και πποις, πντα δ συγκψει κα πντα κακν ςαπλσει Oracula sibyllina, rec. Rzach. P. 80. 295 Κα ττ π’ ελοιο θε ς πμψει βασιλα Ος πασαν γααν πασει πολμοιο κακοο δς πασαν γααν πασει πολμοιο κακοο Τος μν ρα κτε νας, τος δ’ δρκια πιστ τελσσας Οδ γ τας δαις βουλας τα δε πα ντα ποι σει A= λλα θεο μεγα λοιο πιθ σας δ γμασιν σθλος. Νας δ α μεγλοιο Θεο περκαλλε πλοτ Βεβριθς, χρυσ τε κα ργρ δ τε κσµ πορφυρ Oracula sibyllina, rec. Rzach. P. 82. 297 Bleek. Ueber Alter und Zusammenhang der ältesten sibyllinischen Orakel. – Theolog. Zeitschrift von Schleiermacher u. Lücke. 1. Heft, S. 120; II. Heft, S. 172. 298 Gfrörer. Philo, II. Theil, S. 121 ff. – Zündel. Kritische Untersuchungen über die abfassungszeit des Buches Daniel. S. 141. 305 Bleek. Ueber Alter u. Zusammenhang d. ält. sibyll. Orakell.-Theol. Zeitschrift.II. Heft. S. 222–223. 308 Lücke. Einleitung in die Offenbarung Johannes. S. 32. – De-Wette. Lehrbuch der historisch-kritischen Einleitung in d. kanon. u. apokr. Bücher d. A. T. S. 500. 312 Изображение кифары на древнейших и позднейших ассирийских памятниках значительно разнится между собою. – Vigouroux F. Die Bibel und die neueren Entdeckungen in Palästina, in Aegypten und in Assyrien. . Übers v. I. Ibach. IV. B. S. 406–407. 315 Berosus. Fragm. hist. graec. ed. Müller, II, 504. – Zündel. Krit. Unters. üb. d. Abf. d. B. D. S. 6. 320 Diog. II, 2. Agathemerus, Geogr. Inf. 1. Zeller. Die Philosophie der Griechen. I. Theil. 3. Aufl. Leipzig. 1869. S. 180 327 Bertholdt (Daniel. S. 29–33), Griesinger (Neue Ansicht der Aufsätze im Buche Daniel. S. 45), Lengerke (Das Buch Daniel. S. LXV- LXXII, 25– 26), De-Wette (Lehrbuch d. histor.-krit. Einleitung in d. kanon. u. apokr. Bücher d. A. T. S. 497) и др. 360 Библиотека творений св. отцов и учителей церкви западных. Книга 21. Твор. бл. Иеронима, ч. 12. Стр. 1. 386 Библиотека твор. св. отцов и учителей церкви западных. Кн. 21. Твор. бл. Иеровима, ч. 12. Стр. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

668 Злат . Слово пр. игр и зрелищ. 669 Васил. В . Пис. 63 (207) к неокес. клир. 670 Ennodius , Vita Epiph. Binterim , Denkw. 360. 671 Руфин , Церк. ист. II, 33 (Migne , Patrol. s. 1. t. 21). 672 Никиф. Калист , Церк. ист. XIV, 3. 673 Марк Д . Жизнь Порф. III, 19—20 ( Migne , Patrol. s. gr. t. 65). 674 Сидон. Апол . кн. 5, пис. 17 ( Migne , Patrol. s. 1. t. 68.). 675 Созомен , Церк. ист. I, 16. 676 Бл. Августин , О граде Б. XXII, 8. 677 Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 678 S. Ephraemi . Opera gr.-lat., ed. Asscmani , Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 679 См. выше стр. 146—147. 680 Злат . Бес 6, о покаянии. 681 Иерон . Пис. 50 (103) к Павле. 682 Сокр . Церк. ист. VII, 22. 683 Иерон . Пис. к Марцелле, 17 (44). 684 Август . Бес. на пс. 138. 685 См. выше стр. 161. 686 Злат . На 1 Кор. бес. 36. 687 Август . Изъясн. на пс. 91. 688 Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 689 Соб. Лаодик. пр. 15. 690 Кассиан , Об уст кинов. II, 8. 691 II, 5 692 II, 11 693 Amalarius , De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.— католической мессе tractus – стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 694 Злат . Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали ( πηχσαντες ) к 2 или 3 псалмам»... В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает ( ποψαλλειν ) стих «сей день Господень». 695 Церк. истории: Сокр . II, 12. Созом . III, 6. Бл. Феод . II, 13. 696 Созом . V, 19. Бл. Феод . III, 6. 697 Бл. Август . Изъясн. на пс. 138. 698 Злат . На 1 Кор. бес. 36. 699 Амвр . Об обязан. III, 13. 700 Бл. Август . Испов. X, 34. 701 Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69:2). Слава Отцу ... (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий – певец или хор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

85.  Иоанн Златоуст. Слово пр. игр и зрелищ. 86.  Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир. 87.  Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360. 88.  Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21). 89.  Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3. 90.  Марк Д. Жизнь Порф. III, 19–20 ( Migne, Patrol. s. gr. t. 65). 91.  Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 ( Migne, Patrol. s. 1. t. 68.). 92.  Созомен, Церк. ист. I, 16. 93.  Блж. Августин, О граде Б. XXII, 8. 94. Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии. 95.  S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101. 96. См. выше стр. 146–147. 97.  Иоанн Златоуст. Бес 6, о покаянии. 98.  Иероним. Пис. 50 (103) к Павле. 99.  Сократ. Церк. ист. VII, 22. 100.  Иероним. Пис. к Марцелле, 17 (44). 101.  Августин. Бес. на пс. 138. 102. См. выше стр. 147–148. 103.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 104.  Августин. Изъясн. на пс. 91. 105.  Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327. 106. Соб. Лаодик. Пр. 15. 107.  Кассиан. Об уст кинов. II, 8. 108.  Кассиан. II, 5 109.  Кассиан. II, 11 110.  Amalarius, De divino officio III, 12 ( Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.- католической мессе tractus — стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа. 111.  Иоанн Златоуст. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам…» В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψλλειν) стих «сей день Господень». 112. Церк. истории: Сокр. II, 12. Созомен. III, 6. Блж. Феод. II, 13. 113.  Созомен. V, 19. Блж. Феод. III, 6. 114.  Блж. Августин. Изъясн. на пс. 138. 115.  Иоанн Златоуст. На 1 Кор. бес. 36. 116.  Амвросий. Об обязан. III, 13. 117.  Блж. Августин. Испов. X, 34. 118. Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50, 16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69, 2). Слава Отцу… (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий — певец или хор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

    Злат. Слово пр. игр и зрелищ.     Васил. В. Пис. 63 (207) к неокес. клир.     Ennodius, Vita Epiph. Binterim, Denkw. 360.     Руфин, Церк. ист. II, 33 (Migne, Patrol. s. 1. t. 21).     Никиф. Калист, Церк. ист. XIV, 3.     Марк Д. Жизнь Порф. III, 19—20 (Migne, Patrol. s. gr. t. 65).     Сидон. Апол. кн. 5, пис. 17 (Migne, Patrol. s. 1. t. 68.).     Созомен, Церк. ист. I, 16.     Бл. Августин, О граде Б. XXII, 8.    Как будет показано при объяснении II гл. Типикона, где будет дан и исторический очерк чина литии.     S. Ephraemi. Opera gr.-lat., ed. Asscmani, Bibl. orient, t. III, p. 577. Филарет арх. Ист. обз. песноп. 101.    См. выше стр. 146—147.     Злат. Бес 6, о покаянии.     Иерон. Пис. 50 (103) к Павле.     Сокр. Церк. ист. VII, 22.     Иерон. Пис. к Марцелле, 17 (44).     Август. Бес. на пс. 138.    См. выше стр. 161.     Злат. На 1 Кор. бес. 36.     Август. Изъясн. на пс. 91.     Binterim Die vorz. Denkwürd d. Chr.-kath. Kirche, IV, 327.    Соб. Лаодик. пр. 15.     Кассиан, Об уст кинов. II, 8.    II, 5    II, 11     Amalarius, De divino officio III, 12 (Migne Patrol., s, t. t. 99). Ныне в р.— католической мессе tractus – стих псалма, поемый в посты вместо аллилуиа.     Злат. Бес. на пс. 17. Ср. в бес. 11 на Мф.: «если вы подпевали (πηχσαντες) к 2 или 3 псалмам»... В бес. на пс. 17 Злат. говорит, что народ обыкновенно подпевает (ποψαλλειν) стих «сей день Господень».    Церк. истории: Сокр. II, 12. Созом. III, 6. Бл. Феод. II, 13.     Созом. V, 19. Бл. Феод. III, 6.     Бл. Август. Изъясн. на пс. 138.     Злат. На 1 Кор. бес. 36.     Амвр. Об обязан. III, 13.     Бл. Август. Испов. X, 34.    Пример респонсория на р.-кат. богослужении: на утрени по обычном начале, произносимом тайно, «говорится громко стих (versiculum): Господи устне мои отверзеши. Респонсорий: И уста моя возвестят хвалу Твою (Пс. 50:16). Стих: Боже в помощь вонми. Респонсорий: Господи помощи ми потщися (Пс. 69:2). Слава Отцу ... (Breviarium, 2). Стих произносит священник, респонсорий – певец или хор.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Церкви от Миланского эдикта (313 г. ) до разделения Церквей (1054 г. ). Епископат ГРИГОРИЙ (275/80 - ок. 374), еп. Назианза (старший), отец свт. Григория Богослова, свт. (пам. греч. 1 янв.) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ЕВДОКСИЙ († 370/1), еп. Германикийский (после 327-357), Антиохийский (358 - 359), К-польский (360 - 370/1), один из ересиархов арианства ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ЕВСЕВИЙ [Евсевий Памфил] (258-265 - † 339/40), еп. Кесарии Палестинской, церковный историк и писатель, богослов, апологет, толкователь Свящ. Писания ЕПАФРОДИТ (V в.), еп. Тамасский, участник Вселенского IV Собора (451), подписавший его определения, свт. (без пам.)

http://pravenc.ru/rubrics/121298_3.html

313 Ср. например, Fischer 2001:155: полагает, что глава делится на группы 1–3, 4–17 и 18–23, причём центральная часть, в свою очередь, устроена концентрически, так и Bush 1996, Gow 1992, Nielsen 1997, ibidem, только Bush относит полустих 17b к третьему отрезку. 315 Fischer 2001:205: она делит центральную часть по времени: до полуночи (6–7), по полуночи (8–13) и на рассвете (14–15), ещё один вариант тоже хиастической структуры 3 гл. см. Radday 1981:74. 323 О хиазме и параллелизме в библейской поэзии см. основополагающую работу Berlin 1983 и отечественную работу Десницкий 2007 с новейшей библиографией вопроса. 327 Его точку зрения разделяют, например: Fischer 2001:37, Bush 1996:52, Sakenfeld 1999:11, Campbell: 30, Nielsen 1997:31. 339 «Поэтическими словами» мы называем далее слова, которые постоянно встречаются в таких, несомненно, поэтических книгах, как Псалтирь, Плач Иеремии, Песнь Песней, в пророческих оракулах или в поэтических отрывках, прямо в тексте поименованных «песнями», таких как Песнь Моисея ( Втор.31:30–32:43 ) или Песнь Деборы ( Суд.5:1–31 ). 340 См., например, Fischer 2001:34–36, которая на этом основании отказывает КР в историчности; а также Cohn 1980:52–74. 341 Шифман 1993: текст 44, перевод 63, комментарий 152; в текстах Телль-Амарнской переписки 286, 36 также упомянут иерусалимский правитель Ильмильку. 353 См. также Пс.36:9 («насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их») и 65:11 («напояешь борозды её, уравниваешь глыбы её, размягчаешь её каплями дождя, благословляешь произрастания её»), где для описания насыщения влагой людей или земли использован тот же глагол. 360 Ср. намёк на переименование в 21а: «Полной ушла я, Опустелой воротил меня Господь», что семантически отвечает противопоставлению Руфи-Полной Чаши и Орфы-Донышка. 361 Исх.15:23–25 : «Пришли в Мерру – и не могли пить воды в Мерре, ибо она была горька, почему и наречено тому [месту] имя: Мерра. И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? [Моисей] возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. Там [Бог] дал [народу] устав и закон и там испытывал его».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010