И на тех и на других нападают косматые мира... Подобно и в Псалтири: Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твое. Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда (Пс. 73, 18,19). И далее: И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их (Быт. 15, 11). Животные – это символ разных народов, через которые, мимо или посреди которых будут проходить дети Божии (потомки Авраама и особенно христиане последних времен). И Аврам здесь отгоняет хищных птиц. «Хищные птицы» – это «ангелы-хранители» других языческих народов, то есть бесы, которые испугались возвышения семени Авраама, то есть грядущего Христа! Блаженный Августин писал: «Птицы, садящиеся на рассеченные тела, означают не что-либо хорошее, но этих воздушных духов, которые ищут своего рода пищи себе в разделениях между плотскими людьми. То, что Авраам остался с ними (т. е. жил среди них – О.С .), означает, что даже среди этих плотских разделений истинно верные останутся верными до самого конца. И то, что на закате солнца на Авраама напал ужас и страх великий, означает, что в конце века будет великое смятение и горе для верных…» . За каждый народ, равно как и за каждого человека на небе и на земле, идет брань, в которой принимают участие и ангелы, и бесы с диаволом, и Господь. Объяснить, почему одни народы, такие как армяне, обратились ко Христу в III веке, или в IV веке (грузины), или в X веке (мы, русские), а другие народы и до сих пор вне христианства, достаточно сложно. Но очевидным является то, что процессу обращения предшествует духовная война, война сил зла и сил добра, где поле битвы – сердце человека. Авраам, отгоняющий бесов-птиц от своего шатра, – это и символ защитника своего семейного очага от всяких посторонних . О которых и сказано со всей определенностью: Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его (2 Ин. 1, 10, 11). Как пророк, он (Авраам) мог созерцать утопление еврейских младенцев в водах Нила, избиение Вифлеемских младенцев, вавилонское и римское пленение целого народа. И далее мы увидим созерцание им дыма и пламени нацистского холокоста...

http://pravoslavie.ru/104395.html

И Он сошел на Петра, когда он был еще настолько суеверен, что в ответ на это Божественное изречение сказал: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого» ( Деян. 10:14 ). Тогда-то (Дух Святой) и научил его истинному и духовному пониманию Закона о яствах словами: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» ( Деян. 10:15 ). После этого видения «Дух истины» наставил Петра «на всякую истину» ( Иоан. 16:13 ) и научил его многому такому, чего он не мог вместить тогда, когда был с ним Иисус еще во плоти. Впрочем, рассуждать обо всем этом у нас предоставится еще другой случай, когда мы будем вести речь о тех, которые придерживаются буквального понимания Моисеева закона. III. Теперь же мы желаем только показать невежество Цельса, который заставляет своего иудея по адресу своих собственных соотечественников-израильтян, обратившихся к вере в Иисуса, задать такой вопрос: «Да что это вам вздумалось оставить закон ваших отцов?» и т. д. Но каким же образом отпали от закона своих отцов те, которые делают упрек людям, не желающим внимать закону, и которые говорят так: «скажите же мне вы, желающие быть под законом, разве вы не слушаете закона? Ибо написано: Авраам имел двух сынов» ( Галат. 4:21–22 ), и так далее до слов, которые нужно понимать в смысле иносказания 189 . Каким это образом отпали от закона своих отцов те, которые в своих устах постоянно блюдут память о нем и спрашивают: «Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог ? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано» ( 1Кор. 9:8–10 ; ср. Втор. 25:4 ) и так далее. Иудей же у Цельса все это перемешивает, когда как он мог бы иметь более доверия, если бы стал говорить хотя бы так: некоторые из вас оставили прежние свои обычаи потому, что соединяли с ними нравственный и преобразовательный смысл, а некоторые, наоборот, придавая отеческим обычаям духовное изъяснение, – как об этом вы сами разглашаете, – в то же время твердо придерживаются их; некоторые же не желают даже помышлять о духовном изъяснении и довольствуются одним только буквальным смыслом, хотя в то же время признают Иисуса Тем, Которого возвестили пророки, и соблюдают закон Моисея, согласно с отеческими преданиями. Да и откуда в данном отношении могла взяться такая глубина исследования у Цельса, который в дальнейшей своей речи трактует о безбожных сектах, которые с Иисусом совершенно ничего общего не имеют, которые отвергают даже Бытие Творца, и в то же время не знает израильтян, верующих в Иисуса и остающихся вместе с тем почитателями Закона отцов? Он, очевидно, не имел никакого желания исследовать беспристрастно и всесторонне все, что касается данного вопроса, и признать хоть какую-либо крупицу истины, которую он мог бы обрести; напротив, как враг, проникнутый исключительно только желанием разрушать все, что ему приходилось услышать, он представил все свои писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/protiv_...

Не менее замечателен и другой закон, данный Богом чрез Моисея Израильскому народу: каждый невольный убийца, взбежавший на жертвенник и ухватившийся за рог жертвенника, спасал себя этим от смерти, которой в противном случае он мо подвергнуться, по закону мести, от родных убитого им человека. Какой смысл этого закона? Не так ли и мы избавляемся от вечного проклятия и смерти за наш лично невольный прародительский грех кровью распятого на голгофском Кресте Сына Божия? Не служило ли это выражением беспредельной преданности человека неизреченному милосердию Божию? Что именно в таком, мистическом смысле было понимаемо благочестивыми иудеями приведенное постановление ветхозаветного законодательства о рогах спасения, об этом свидетельствуют богодухновенные писатели обоих заветов. «Там (т. е. в Церкви Христовой), – говорит Бог устами Давида ( Пс. 131, 17 ), – возрощу рог Давиду, поставлю светильник Помазаннику Моему». «Рог его (мужа благочестивого, боящегося Бога и крепко любящего заповеди Его) вознесется во славе» ( Nc.III, 9 ). «Господь будет судить концы земли и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего» ( I Цap. 2, 10 ). Захария (отец Иоанна Крестителя) свидетельствовал о наступившем Царствии Божием: «Господь Бог Израилев воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего» ( Лук. 1, 69 ). Достойно внимания и то, что рога жертвенника обыкновенно назывались «рогами спасения» в переносном смысле. Далее. Ветхозаветные кровавые жертвы были возносимы особыми лицами – священниками, главный представитель которых обыкновенно именовался первосвященником. Что первосвященническое служение было прообразом служения обетованного Мессии, – в этом не может быть никакого сомнения. Уже Давид, предвидя славу обещанного Искупителя всего рода человеческого, взывает к Нему: «Ты – священник во век по чину Мелхиседекову» ( Пс. 109, 4 ). Апостол Павел, утверждая, что эти слова, действительно, относятся только к Иисусу Христу, говорит далее: «Он во дни плоти Своей с сильным воплем и со смерти, и услышан был за Свое благоговение: хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию и совершившись сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, быв наречен от Бога первосвященником по чину Мелхиседека» (Евр., 5, 6–10). Срв. тоже Евр. 7, 17 . Св. Апостол Павел, этот великий знаток ветхозаветных писаний, ученик Гамалиила, фарисей из фарисеев, в своем послании к евреям подробно уясняет нам, что ветхозаветное первосвященническое служение было прообразом новозаветного, вечного и непреходящего священства Иисуса Христа. Этому предмету он посвящает всю пятую главу своего послания к евреям; но и в других местах он часто называет Иисуса Христа прямо Первосвященником. Срв. напр. и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Так как Господь обновил нас оставлением грехов, то Он дал нам через это другой образ, и мы имеем, как бы, младенческую душу, как будто Он действительно создал нас вновь; и потому, обиталище нашего сердца, братья мои, есть святой храм Господу. Об обрезании: Гл. IX. Далее (об обрезании) Писание говорит, что Господь обрезал наши уши и сердце. Господь говорит у пророка: по одному слуху о мне повинуются мне ( Пс. 17:45 ). Говорит также: Слушайте, дальние, что сделаю Я; и вы, ближние, познайте могущество Мое ( Ис. 33:13 ); Обрежьте себя для Господа, и снимите крайнюю плоть с сердца вашего ( Иер. 4:4 ) и пр. Итак, (Господь) обрезал уши наши, чтобы мы слушали слово (Его) и не верили только в самих себя; потому что обрезание, на которое они полагались, упразднено. Господь повелел, чтобы обрезание было (обрезанием) не плоти (только); а они преступили (положившись на одну внешность обрезания, как на непременный залог спасения), потому что лукавый ангел обольстил их. Господь говорит им – и здесь я вижу (установление новой) заповеди: не сейте между тернами. Обрежьте себя для Господа ( Иер. 4:3–4 ). И что далее? – обрежьте жестокосердие ваше и выи вашей не ожесточайте ( Иер. 7:26 ). Смотри, вот еще говорит Господь: ибо все эти народы необрезаны, а весь дом Израилев с необрезанным сердцем ( Иер. 9:26 ). Ты скажешь: народ обрезан в запечатление (Завета). Но (обрезываются) и всякий сириянин, и аравитянин, и всякие жрецы идолов, что же: и они принадлежат к их Завету (т. е. к Завету народа иудейского)? Узнайте же, дети любви, обо всем обстоятельно: Авраам, который первый ввел обрезание, обрезывал, ясно предвзирая духом на Иисуса, и, приняв (в откровении) догматы трех букв. Писание говорит: и обрезал Авраам из дому своего мужей ( Быт. 17:27 ) восемнадцать и триста ( Быт. 14:14 ). Какое же в этом дано было ему знание? Заметьте, что прежде сказано: восемнадцать, а потом, спустя некоторый промежуток, (прибавлено): триста. Восемнадцать (по начертанию): – I И – вот тебе Иисус! А, так как крест в форме трехсот должен был получить благодать, то прибавлено: и триста – Т. Таким образом, первыми двумя буквами он предуказывает Иисуса, а одной последней – крест (трехконечный – у святого Климента (Клим. Ал. Strom. I. VI) и, по описаниям Иустина мученика (Dial. Cum. Triph.) и Тертуллиана (Adu. iud; Adu. Marc. I. III.); по описанию же святого Иринея (Adu. haer. I. II.) крест был пятиконечный) 1 . Он (Авраам) знал, что неотъемлемый дар Своего Завета (Господь) положил в нас. Никто не получил от меня столь подлинного изъяснения, но вы – достойны этого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Таковы отношения, существовавшие между Иисусом и Иоанном, по словам св. Матфея. Иоанн узнал в Иисусе Мессию в момент крещения вследствие откровения Божия. Услышав о чудесах, творимых Иисусом, он послал к Нему спросить, Он ли это Тот Мессия, Которого он крестил? Повествование св. Марка более краткое, чем повествование св. Матфея, согласуется с ним вполне, как в сообщении фактов, так и в порядке, в каком они происходили: Крещение Иисуса; удаление в пустыню; взятие под стражу Иоанна вскоре после этого удаления, и возвращение Иисуса в Галилею ( Мк.1:1–14 ). Вот повествование св. Луки: «Когда же … Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» ( Лк.3:21–22 ). Св. Лука также, как и свв. Матфей и Марк, рассказывает об удалении Иисуса в пустыню после крещения, затем возвращение Его в Галилею; далее он упоминает о миссии двух учеников Иоанна, посланных им из темницы с целью узнать, был ли Иисус Тот Мессия, существование Которого было ему открыто ( Лк.7:19 и след.). Евангелист Иоанн передает это же, но одною подробностью больше, чем первые три евангелиста. Он рассказывает, что когда Иисус крестился, то Иоанн узнал Его потому, что Бог еще раньше ему сказал: «на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» ( Ин.1:33 ). Поэтому-то и узнал Его Иоанн. До удаления Иисуса, «Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29 ). Далее рассказывается о том, как он узнал Иисуса, благодаря бывшему ему откровению. В III главе своего Евангелия Иоанн дает еще другую подробность и передает, что после Своей миссии в Галилее, Иисус пришел в Иудею, где и проповедовал; что в это время Иоанн Креститель, еще не заключенный в тюрьму, вновь свидетельствовал Божество Иисуса, повторив еще раз то, что говорил раньше ( Ин.3:25 и след.). Таким образом, по словам всех четырех Евангелистов: 1) Иисус только один раз ходил к Иоанну, чтобы креститься у него; 2) в то время Он еще не проповедовал и не имел учеников; наконец, 3) никаких прямых отношений между ними не существовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

13. Да постыдятся и исчезнут клевещущие на душу мою; да облекутся в стыд и срам ищущие мне злое! 14. Аз же всегда возуповаю на Тя, и приложу на всяку похвалу Твою! 14. Я же всегда буду уповать на Тебя, и приумножу всякую похвалу Твою. 15. Уста моя возвестят правду Твою, весь день спасение твое, яко не познах книжная! 15. Уста мои будут возвещать правду Твою, весь день – спасение Твое, ибо нет у меня знания книжного. 16. Вниду в силе ГОСПОДНИ: ГОСПОДИ, помяну правду Тебе единаго! 16. Войду 55 я в силе Господней: Господи, вспоминать буду правду только Твою! 17. БОЖЕ мой имже научил-мя-еси от юности моея, и доныне возвещу чудеса Твоя, – 17. Боже мой! Чему Ты научил меня от юности моей – и доныне буду возвещать чудеса Твоя, – и далее до старости и престарения. III. 18. И даже до старости и престарения. БОЖЕ мой, не остави мене, Дóндеже возвещу мышцу Твою роду всему грядущему, – 18. Боже мой, не остави меня, доколе возвещу я (силу) мышцы Твоей роду всему грядущему, – 19. Силу Твою, и правду Твою, БОЖЕ! даже до вышних, яже сотворил-ми-еси величия, Боже! кто подобен Тебе?! 19. Силу Твою и правду Твою, Боже, (простирающуюся) даже до вышних, – те величия, которые сделал Ты мне. Боже! Кто подобен Тебе?! 20. Елики явил-ми-еси скорби многи и злы: и, обращься, оживотворил-мя-еси , и от бездн земли возвел-мя-еси ... 20. Сколь многие и злые скорби явил Ты мне, и, обратившись, Ты оживотворил меня и от бездн земли возвел меня… 21. Умножил-еси на мне величествие Твое, и, обращься, утешил-мя-еси , и от бездн земли – паки возвел-мя-еси... 21. Умножил на мне величествие Твое, и, обратившись, утешил меня, и от бездн земли – снова возвел (Ты) меня... 22. Ибо аз исповемся Тебе в людех, ГОСПОДИ, – в сосудех псаломских истину Твою, БОЖЕ: воспою Тебе в гуслех, Святый Израилев!.. 22. Ибо я, исповедуя, прославлю Тебя в людях (в народах), Господи; на орудиях (струнах) псаломских – истину Твою, Боже: воспою Тебя в гуслях, Святый Израилев! 23. Возрадуется устне мои, егда воспою Тебе, и душа моя, юже-еси избавил!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

1430 Святой Иоанн Златоуст представляет при этом Бога так говорящим к Адаму: “какого снисхождения заслуживаешь ты, забывший Мою заповедь и дерзнувший предпочесть словам Моим даяние жены? Ибо хотя и жена дала, но Моя запо­ведь и страх наказания достаточны были для того, чтобы удержать тебя от вку­шения. Или ты не знал, или не ведал? Потому-то, заботясь о вас, Я и предсказал, чтобы вы не подверглись сему, – так что, хотя жена настроила тебя к нарушению заповеди, но и ты не безвиновен. Ты обязан был иметь еще большую веру в Мою заповедь и заботиться не только о том, чтобы самому не вкусить, но чтобы и жене показать величие преступления, ибо ты глава жены и для тебя она создана. А ты извратил порядок, и не только ее не исправил. но и сам пал вместе с ней”. И далее замечает с своей стороны: “Рассмотри и слова мужа: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел ( Быт. 3:12 ). Тут нет никакой необходимости, никакого принуждения, но избрание и свобода: только дала, а не принудила, не заставила” (in Genes. homil. XVII, n. 4. 5). 1432 Блажен. Августин говорит: “кто дерзнет сказать или верить, чтобы Бог не имел силы воспрепятствовать падению ангела, или человека? Но Бог восхотел лучше предоставить это их собственной свободе” (de civit. Dei XIV, 26). И в другом месте, решая тот же вопрос, зачем Бог попустил падение человека, отвечает: “я не могу проникнуть в глубину Его намерений, и сознаюсь, что эти вещи превышают мои силы” (de Genes. ad litt. lib. II). 1434 Apud Phot. Biblioth. cod. CCXXIX, p. 1548. Таже мысль встречается у святого Амвросия (de parad. cap. VIII, n. 41). 1435 Мы уже замечали, что отступать от буквального смысла Моисеева сказания о первобытном состоянии и падении наших прародителей нет никакого основания. А потому ложно мнение енкратитов (apud Clem. Strom. III, 12, 13), манихеев (apud Augnstin. de morib. Manich. c. XIX) и других еретиков последующего времени, будто заповедь Божия Адаму и Еве состояла собственно в запрещении им супружества, и грех их – в поступке против этой заповеди,– когда, напротив, известно, что Бог, как только сотворил первых людей, мужчину и женщину. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт. 1:28 ), и тогда же преподан им закон супружества: оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть ( Быт. 2:24 ). Все это было еще до искушения от змия.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1-2). Роль М., к-рый восстанет, согласно этому пророчеству, в последние времена, остается не вполне ясной для исследователей: М. может рассматриваться как заступник за народ или как совершитель суда, а может совмещать обе эти функции ( Collins. 1993. P. 390). Нек-рые исследователи полагают, что к М. также имеет отношение рассказ о встрече Ветхого днями с Сыном человеческим в 7-й главе Книги прор. Даниила: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится» (Дан 7. 13-14). При этом арам. выражение     (подобный Сыну человеческому), по одной из интерпретаций, впервые предложенной Н. Шмидтом ( Schmidt. 1900), понимается как обозначение М. (подробнее см. в: Hannah. 1999. P. 34-35; об истории толкования этого стиха см.: Collins. 1993. P. 34-35). В иудейской апокалиптике Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Арх. Михаил. Мозаика в ц. Сант-Апполинаре-ин-Классе в Равенне. Ок. 549 г. Самые ранние упоминания М. содержатся в «Книге стражей» (III - нач. II в. до Р. Х.), входящей в состав Еноха первой книги . Сообщается, что вместе с др. ангелами он посмотрел с небес на землю и увидел много крови и все людское нечестие, ставшее следствием соблазна Азазеля. Тогда М. и др. ангелы ходатайствовали перед Богом за человеческий род (1 Енох 9. 1-11). Далее рассказывается о том, что Бог посылает М. др. ангелов на землю для борьбы с нечестием: он должен будет связать согрешивших «на семьдесят поколений... до дня суда» (1 Енох 10. 11-12). Бог поручает М. «истребить сладострастные души и сынов стражей», после чего «стереть беззаконие с лица земли» (1 Енох 10. 15-16). Сообщается также, что «Михаил, один из святых ангелов», помогает избранному народу и другим народам (1 Енох 20. 5-6). Первоначальный смысл текста, сохраненный для этого места во фрагментарном греч.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

1Мак.10:46–47 Ионафан и народ, выслушав эти слова, не поверили им и не приняли их, ибо вспомнили о тех великих бедствиях, которые нанес Димитрий Израильтянам, жестоко притеснив их, и предпочли союз с Александром, ибо он первый сделал им мирные предложения, – и помогали ему в войнах во все дни. Как и следовало ожидать, иудеи отнеслись к обещаниям Димитрия с заслуженным презрением (ст. 5. ср. VII-IX гл.) и остались на стороне Александра. – «Ибо он первый сделал им мирные предложения…» – αρχηγς λγων ειρηνικν, – точнее слав.: «яко сей бысть им началник словес мирных…», т. е. первый (или начальник) не по порядку времени, но – достоинства, авторитетности: «ибо он был преимущественным, более дававшим и более надежным в мирных предложениях». По времени же Димитрий еще раньше Александра обращался к Ионафану с мирными предложениями (ст. 3 и 6). 1Мак.10:48–50 Царь Александр собрал большое войско и ополчился против Димитрия. И вступили два царя в сражение, и войско Димитрия обратилось в бегство; Александр преследовал его, и превозмог, и весьма настойчиво продолжал сражение до самого захождения солнца, – и пал Димитрий в этот день. По Иустин. XXXV, 1, 10 и д. оба царя имели между собою два сражения, из коих в нашей книге, как и у Иос. Фл., упоминается только второе решительное. В первом победа была на стороне Димитрия, точно также и во втором – клонилась было сначала на его сторону, но – по несчастному приключению с царем (увязшим в болоте на своем коне) – кончилась неблагополучно для него, и сам он погиб. – Продолжительность его царствования определяется из сопоставления VII:1 c X:57 – 11 лет, вероятно с лишком, что давало Поливию III, 5, 3 право считать 12 лет. 1Мак.10:51 После того Александр отправил послов к Птоломею, царю Египетскому, с такими словами: Птоломей, царь египетский, упоминаемый здесь, есть Птоломей VI Филометор, царствовавший 180–145 до Р. Х., сначала под регентством своей матери. Имя его дочери называется далее – Клеопатра (57 ст.), родившаяся от брака его с сестрою того же имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

21 Г. Покровский думает оправдать свое мнение тем, что как в кн. Амоса, так и Иоиля упоминается о саранче и землетрясении. Но Амос говорит об опустошении страны саранчой как о бывшем до его времени, тогда как Иоиль – как о современном. В словах же Иоиля: ,,трясется земля, колеблется небо“ содержится не указание на землетрясение, а предсказание о страшных явлениях, предшествующих дню Господню (см. ниже, Толков. 2:10). 23 Zeitschrift f ü r wissenschaftliche Theologie . IX (1866). S . 412 f . XVI (1873). S . 155 f . Х III (1870). S. 442 f. 25 Здесь и далее мы означаем годы не так, как означает их Меркс, а повсюду следуем принятой нами хронологии Бунзена. 27 В 1Ездр.10:8 говорится, что „кто не придет в Иерусалим (на собрание по поводу браков, заключенных с иноплеменницами), на все имение того, по определению начальствующих и старейшин будет положено заклятие, и сам он будет отлучен от общества переселенцев“. По 1Ездр10:14 это собрание заявляет: „пусть наши начальствующие заступят место всего общества, и все в городах наших, которые взяли жен иноплеменных, пусть приходят в назначенные времена и с ними старейшины каждого града и судьи его, доколе не отвратится от нас пылающий гнев Бога нашего за это дело“. 30 Должно заметить, что слово у Иоиля едва ли имеет значение „старейшины“, но, кажется, во всех местах его книги употреблено в смысле: „старцы“, „люди пожилые“. См. Толков. 1:2, 14; 2:16. 33 В книге Судей война с вениамитянами описана в последних главах: 19 21. Но, несомнительно, эта война была в период до судей. Доказательства этого следующие: 1) Из Суд.20:28 , видно, что во время этой войны был в живых первосвященник Финеес, сын и преемник Елеазара, сотрудника Иисуса Навина. Но, конечно, Финеес не мог бы дожить до конца периода судей и, таким образом, нельзя относить войну с вениамитянами к этому времени; 2) Рассказывая о войне с коленом Вениаминовым, писатель книги Судей говорит: „в те дни не было царя у Израиля, – каждый делал то, что было угодно“ ( Суд.21:25 , ср. 19:1). Эти слова могут указывать на период безначалия от времени смерти Иисуса Навина до первого судии Гофониила (1274 –1257 до Р. Х.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010