Благодарим Тебя, Отче наш , о жизни и знании, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки!.. Благодарим Тебя, Отче святый, о святом имени Твоем, которое Ты вселил в сердца наши, и о знании и вере и бессмертии, которые Ты явил нам чрез Иисуса, Отрока Твоего. Тебе слава во веки! Ты, Владыко Вседержитель, создал все имени Твоего ради, пищу и питие дал людям в наслаждение, чтобы они благодарили Тебя, нам же Ты даровал духовную пищу и питие, и жизнь вечную чрез Отрока Твоего 195 . Наименование «Отрок» в данном тексте, содержащем самую раннюю дошедшую до нас евхаристическую молитву, применяется по отношению к Иисусу с очевидной регулярностью. Между тем «Дидахи» относят к рубежу I и II веков 196 , тогда как книга Деяний была, вероятно, написана несколькими десятилетиями раньше. Это входит в противоречие с представлением о том, что данное наименование является отголоском некоей архаичной, быстро исчезнувшей христологии. Термин «Святой» (γιος) применительно к Иисусу зафиксирован в Евангелии от Луки – в словах ангела, обращенных к Богородице: «посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк. 1:35 ). В Евангелии от Марка бес говорит Иисусу: «Знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий» ( Мк. 1:24 ). В Евангелии от Иоанна Петр обращается к Иисусу со словами: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос – Святый Божий ( γιος το θεο)» ( Ин. 6:67–69 ) 197 . Термин «Святой» применительно к Иисусу встречается и в позднейшей литературе. Так, например, в III веке Иустин Философ говорит об «откровении Иисуса Христа Святого» 198 , а в IV веке Афанасий Александрийский подчеркивает, что Христос – «не просто человек, но Святой святых» 199 . Термин «Праведник» (δκαιος) по отношению к Иисусу встречается в соборных посланиях Иакова, Петра и Иоанна: Вы осудили, убили Праведника ( Иак. 5:6 ); ...Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных ( 1Пет. 3:18 ); Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника ( 1Ин. 2:1 );

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Блаженный Феофилакт толкует: “Дух Святый найдет на Тебя, устрояя утробу Твою плодоносной и созидая плоть для единосущного Слова” 17 . Глагол ‘находить’ употребляется также по отношению к чуду Пятидесятницы (Деян 1:8). Помимо этого Пенни отмечает еще несколько параллелей начала Евангелия с началом Деяний в отношении пневматологических мест (Лк 1:41 — Деян 2:4, Лк 3:16 — Деян 1:5) и на этом материале показывает структурные и тематические связи между ними 18 . Так, святой Предтеча прорекает о Христе: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк 3:16). То же выражение содержится и в Мф 3:11, но у апостола Луки оно обретает значение ясного указания на грядущую Пятидесятницу 19 . Помимо Деян 2:2–4, когда Дух явился в виде огненных языков, это сопоставляется с еще одним местом. По толкованию блаженного Иеронима, Сам “Дух Святой есть огонь, так как при сошествии Своем Он возник в виде огня над каждым из верующих и исполнилось слово Господа: огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся (Лк 12:49)” 20 . Только у апостола Луки огонь выступает образом Духа Святого. Под огнем понимается Сам Дух Святой в Его действии. Имеет смысл вспомнить, что “в Ветхом Завете огонь обычно сопровождает теофанию и в некоторых текстах Сам Бог уподобляется огню (Втор 4:24, 9:3, Ис 33:14)” 21 . Далее описывается схождение Духа Святого на Иисуса на Иордане: и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Лк 3:22). О Богоявлении уже говорилось в предыдущей главе; новым у апостола Луки является то, что нисхождение Духа на Иисуса понимается Евангелистом также как “исполнение” (Лк 4:1). Древнейший список Евангелия от Луки папирус р 45 (III в.) содержит в Лк 10:21 чтение: в тот час возрадовался Иисус в Духе Святом (вместо Синодального духом) и сказал… Это выражение является продолжением мысли об исполнении Иисуса Духом Святым и действии Его в Духе и Духом — ниже подобное мы встретим в Лк 11:20 и Деян 1:2.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Быт. 21:24 И сказал Авраам: я клянусь. Быт. 21:25 И Авраам упрекал Авимелеха за колодезь с водою, который отняли рабы Авимелеховы. Быт. 21:26 Авимелех же сказал [ему]: не знаю, кто это сделал, и ты не сказал мне; я даже и не слыхал о том доныне. Быт. 21:27 И взял Авраам мелкого и крупного скота и дал Авимелеху, и они оба заключили союз. Надо полагать, что Авраам внёс в казну владетеля земли по обычаю за пользование землёю и, исполнив этот обычай, приступил к заключению договора и союза как равный с равным. Выше ( Быт. 21:25 ) он, вероятно, ссылаясь на прежний договор или на обычное право, указывал Авимелеху, что если он, Авраам, не отступает от этого права, то со стороны Авимелеха было нарушение его. Объяснение Авимелеха он счёл достаточным, так как тот не защищал незаконных действий слуг своих. Быт. 21:28 И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. Быт. 21:29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц [ из стада овец], которых ты поставил особо? Быт. 21:30 [Авраам] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. Мы имеем перед собою любопытный памятник укрепления договоров, пока не существовало ещё письменности. Слова, произнесённые хотя при свидетелях, не считаются достаточными: передаваясь из уст в уста и даже передаваясь в другое поколение, смысл их может быть извращён. Надобно укрепить договор действием, которое осталось бы в памяти. Число семь всегда считалось священным; не Авимелех Аврааму, а Авраам Авимелеху даёт семь агниц, как бы покупая навсегда тот колодезь, который он сам выкопал и который по обычному праву ему принадлежал. Принявший дар не мог сказать впоследствии, что он не помнит, чей колодезь, точно так же принятые семь агниц и в потомстве его служили напоминанием, что колодезь не принадлежал Авимелеху, а принадлежал заплатившему за него Аврааму. Быт. 21:31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись Беер-шава – колодезь клятвы. Из Быт. 26:18, 33 видно, что после Авраама колодцы, им выкопанные, были завалены филистимлянами и что Исаак снова отрывал их и давал им прежние имена (м. Филарет). Беер-шава, или Беер-шева, означает колодезь семи, ибо слово шева – семь принималось всегда таинственным священным числом (сравни Геродота III, 3; Гомера «Илиада», XIX, 243). Бир-ес-Себа, селение при колодцах в двадцати часах пути на юг от Хеврона, существовало ещё при блаж. Иерониме. Теперь, говорит Робинсон, видны развалины поселения, носящие это имя, при них находятся два колодца хорошей воды в долине или ложбине, называемой Вади-ес-Себа (Англ. Комм. Библия).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В I Послании к Коринфянам 18:1 Климент пишет: «Бог сказал: „Я нашел мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, елеем вечным помазал его“». Фраза созвучна сказанному в Деян 13:22 : «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все желания Мои». В обоих случаях перед нами сводная цитата из Пс 88:21  («Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем помазал его») и 1Цар 13:14  («Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему»), что может служить дополнительным аргументом в пользу ее заимствования Климентом из Деян. ii.  В Послании Варнавы (ок. 130 по P. X.) имеется 4 цитаты, которые обычно сопоставляют с текстом Деян: a.  5:9 – фраза «когда избрал собственных апостолов, чтобы возвещать евангелие Его» напоминает Деян 1:2 , «причем тот вариант, который содержится в кодексе Безы (D)» 51 ; b.  7:2 – Иисус характеризуется как «судья живых и мертвых», как и в Деян 10:42 ; c.  16:2 – приводится цитата из Ис 66:1  («Небо трон Мне, земля же – подножие ног Моих. Какой дом построите Мне? Или какое место – место покоя Моего?»), как и в Деян 7:49 ; d.  19:8 – «Имей общение с ближним во всем и не называй ничего собственностью» предполагает то общение имуществ, о котором идёт речь в Деян 4:32 52 . iii.  Послание Поликарпа Смирнского к Филиппийцам (135 по P. X.) по числу совпадений с Деян в выражениях и языковых формулах превосходит все сочинения христианских авторов, писавших во II в. a.  В 1:2 автор употребляет редкое выражение: «Которого воскресил Бог , расторгнув узы ада», аналогичное образу, который встречается в Деян 2:24 : «Бог воскресил Его, расторгнув муки смерти» 53 ; b.  В 2:1 используется та же формула, что и в Деян 10:42 : «судья живых и мертвых»; c.  Вводная формула в 2:3 («помня, о чем говорил Господь, поучая») близка к Деян 20:35  («памятовать слова Господа Иисуса»); d.  6:3 – «...пророки, предсказавшие пришествие Господа нашего» – сопоставляется с Деян7:52 : «они убили предвозвестивших пришествие Праведника»;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Ветхозаветные праведники поступали иначе. Авраам сделал большой пир, но не в день рождения Исаака, а когда младенец был отнят от груди ( Быт.21:8 ). Анна, вскормив сына своего Самуила, взяла три тельца, одну ефу муки и мех вина, пришла в дом Господень, и заколола тельца, и «привела отрока к Илию и сказала: …я отдаю его Господу на все дни жизни его, служить Господу. И поклонилась там Господу» ( 1Цар.1:24, 28 ). Праведный Захария отметил рождение Предтечи не пиром, а благодарственной песнью Богу: «Благословен Господь Бог Израилев» ( Лк.1:68–79 ). Наконец, высший образец благоговения в этом явила Сама Пресвятая Дева Мария. Когда пастухи, поклонившись родившемуся Младенцу, рассказывали о явлении им ангела и о слышанном ими небесном гимне, Мария в то время, как «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи, …сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» ( Лк.2:18–19 ). К сказанному о взгляде иудеев на деторождение надо еще добавить, что у евреев более, чем у других народов, было развито сознание врожденной греховности человека, и потому многие из них видели в этом дне начало и вину всех скорбей и страданий человека. Псалмопевец Давид говорил: «Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» ( Пс.50:7 ). Ту же мысль высказывал праведный Иов: «Кто родится чистым от нечистого? Ни один» ( Иов.14:4 ). Взгляд ветхозаветного иудейства на день рождения не мог не отразиться на воззрениях первых христиан, в основном состоявших из диаспоры. Они по обычаю своих благочестивых предков не праздновали дня рождения. Знаменательно, что даже в III веке Ориген увещевает христиан не праздновать день рождения. Ориген ссылается при этом на праведного Иова и пророка Иеремию, которые в сознании своей греховности скорбели о дне своего рождения ( Иов.3:11 ; Иер.20:14 ). Он говорит, что хотя после того, как родился Христос, ни один христианин не может жаловаться подобно Иову, ибо у христиан дети уже в крещении получают отпущение грехов, тем не менее следует избегать суетного языческого обычая, ибо только грешники празднуют день своего рождения, а святые печалятся в этот день, так как по причине первородного греха не может быть в этот день никакой радости 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

г) А если это так, то не будем обращать внимания на тех, которые говорят, что Он родился чрез Марию, а не от Марии, как об этом определенно учите Павел, говоря: ибо когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего, и Он [родился] от жены и подчинился закону, чтобы искупить подзаконных 15 . Ибо он не сказал, что Он был чрез жену, но от жены. д) Но вместе с тем думают, что это был как бы призрак. Ибо то, о чем думают, что оно плоть и что всем людям представляется плотью, когда оно на самом деле не плотского естества, должно считаться не чем иным, как призраком. II. Фрагменты экзегетического содержания 1. На целую главу (Иов. III 16 ) Сравнивая все бедствие на земле и весь труд с блаженным пребыванием в раю, священные пророки и апостолы воздыхают над этим миром. Действительно, относительно нынешних дней божественный Павел учит нас в кратких словах, в которых говорит: дорожи временем, потому что дни лукавы 17 . И о Христе говорит: за грехи наши отдал Самого Себя, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века 18 . И далее говорит: находясь в этой хижине мы воздыхаем 19 . И Давид плачет: горе мне, проживание мое продолжилось 20 . И Иеремия говорит: проклят человек, который принес весть отцу моему: вот у тебя родился сын 21 . Для чего же это я вышел из утробы? Это голос скорбящего и отягченного, не переносящего первого дня бытия. Такова и цель речей Иова, великого борца; ибо он, не будучи в состоянии примирить жизнь настоящую с прежнею, бедность и нужду с жизнью в богатстве, когда у него были в изобилии стада скота и овец, а также с настоящею бездетностью прежнее благочадие, или болезнь с здоровьев, сказал это, хотя на самом деле ему можно было считать благословенными те дни, в которые он получил все, что есть в этом мире, проклятыми же считать только те, в которые он терпел противоположное, даже не такое, какое он испытал [в последнее время]. Ибо каким образом столь великий борец, размысливши с самим собою и о том, как все дни, как настоящие, так и прежние, были для него днями зла, возвратившись к самому началу, проклинает первый день и ночь в которую родился? И да не войдет она в дни года, говорит он, и да не считается в числе месяцев 22 , такого рода дней и годов, каких? И иное также обдумывает, говоря: помыслил я о днях древних и летах вечных 23 , но таких, которые не измеряются подобным временным расстоянием. Ночь та да будет печальною, и даже не войдет в нее веселие и радость 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Chudo...

Глава III . 1) Что же за преимущество быть иудеем, или какова польза от обрезания? 2) Многое всяческим образом. Во-первых же, что им вверены изречения Божии. 3) Ибо что же, если некоторые из них не уверовали? Неужели неверие их опустошит веру Божию? Да не будет. 4) Бог же верен, всякий же человек лжив, как написано: «Да оправдаешься в словах Твоих и победишь, когда судишься» ( Пс. 50:6 ). 5) Если же наша неправда поручается правде Божией, что скажем? Не будет ли Бог неправ, когда изъявляет гнев? 6) (говорю по человеческому рассуждению). Да не будет. Ибо иначе, каким образом Бог будет судить мир сей? 7) Ибо, если истина Божия в моей лжи изобилует к славе Его, за что еще и я судим, словно грешник? 8) И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так говорим)? Коих осуждение праведно. 9) Итак, что же? Превознесем ли их? Никак. Ибо мы уже показали причины, что как иудеи, так и эллины, все под грехом, 10) как написано: «Ибо нет праведного никого; 11) нет разумевающего; нет ищущего Бога. 12) Все уклонились, вместе стали негодны; нет делающего добро, нет даже ни одного» ( Пс. 13:1–3 ). 13) «Открытая гробница – гортань их; языком своим творят прельщение; яд аспидов под устами их» ( Пс.5:10, 139:3 ). 14) «Их уста злословия и горечи полны» ( Пс. 9:28 ). 15) «Быстры ноги их на пролитие крови; 16) сокрушение и несчастие на путях их; 17) и пути мира они не познали» ( Притч. 1:16 ; Ис. 59:7–8 ). 18) «Нет страха Божия пред очами их» ( Пс. 35:2 ). 19) Мы же знаем, что Закон все, что говорит, к состоящим под Законом говорит, да заграждаются всякие уста и да будет весь мир подчинен Богу, 20) ибо от дел Закона «не оправдается пред Ним никакая плоть» ( Пс. 142:2 ). Ибо чрез Закон – познание греха. 21) Ныне же, без Закона, явилась праведность Божия, засвидетельствованная Законом и пророками. 22) Праведность же Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех, кто верует в Него, ибо нет различия, 23) ведь все согрешили и лишены славы Божией. 24) Они оправданы даром, по благодати Его, искуплением, сущим во Христе Иисусе, 25) Которого Бог предложил в [жертву] умилостивления, через веру, в Крови Его, для явления правды Своей посредством отпущения предыдущих грехов, 26) в долготерпении Божием, к явлению правды Его в сие время, чтобы быть Ему праведным и оправдывающим того, кто от веры в Иисуса Христа. 27) Где же прославление твое? Исключено. Каким законом? Дел? Нет, но законом веры. 28) Ибо мы считаем, что человек оправдывается верою, без дел Закона. 29) Бог – иудеев только? Не и язычников ли? Конечно, и язычников, 30) потому что один же Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных чрез веру. 31) Итак, мы разоряем Закон верою? Да не будет; но Закон устанавливаем. Глава IV

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Глава III Дети Божии и дети диавола (1–10). Братская любовь к ближнему и ненависть (11–18). Успокоение сердца в Боге (19–22). Вера и любовь (23–24). 1Ин.3:1 .  Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Установив (в 1Ин.2:29 ) органически тесную связь между праведностью и благодатным рождением христиан от Бога, Апостол теперь далее раскрывает понятие благодатного богосыновства, чтобы яснее оттенить упомянутую связь не только как необходимую по самому понятию рождения от Праведного, но и как нравственно обязательную для облагодетельствованных. Сам всегда имея как бы пред глазами великое дело искупления человечества во Христе, Апостол восторженно предлагает (ст. 1) и читателям благоговейно погружаться в духовное созерцание той недомыслимой любви Отца Небесного к людям (ср. Ин 3:16 ), в силу которой Он в таинстве искупления во Христе даровал всем людям быть и именоваться детьми Божиими. Величие этого божественного дара, обязывающего обладающих им христиан к постоянному совершенствованию, Апостол доказывает от противного – тем, что враждебный Богу мир и потому не ведающий Бога не знает и этого высокого преимущества христиан – их богосыновства: так переродила их любовь и благодать Божия, утвердивши их жизнь на совершенно новых началах, что они сделались чуждыми и непонятными миру. «Вы знаете, что Он (Христос) дал вам право быть и почитаться детьми Божиими. Если же принадлежащие миру не знают сего, т. е. того, что вы дети Божии, сему не удивляйтесь; ибо они не знают и Того, Кто усыновил вас» (блаж. Феофил.). 1Ин.3:2 .  Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. Еще выше и непостижимее для самих чад Божиих будущее блаженство верующих: изображая блаженство праведников в будущем мире, слово Божие представляет его лишь в общих чертах (ср. 1Пет.1:4, 8 ; 2Тим.4:8 и др.), не касаясь самой его сущности. Известно лишь, что условием будущего блаженства является наше уподобление Богу (ср. Мф 5:48 ) в праведности, милосердии, святости и др. совершенствах, и что источником неизреченного блаженства для праведников будет лицезрение Божие, когда они будут зреть Бога не тускло и гадательно, а как бы лицом к лицу ( 1Кор 13:12 ), – «чистые увидят Чистого, праведные – Праведного, ибо подобные пристанут к Подобному» (Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава III Печальное состоянию Коринфской Церкви вследствие возмущения, происшедшего из зависти. Вся слава и широта дана была вам, и исполнилось, что написано: " он ел и пил, разжирел и растолстел, и сделался непокорен возлюбленный " (Втор. 32, 15) А отсюда ревность и зависть, вражда и раздор, гонение и возмущение, война и плен. Таким образом, люди бесчестные восстали против почтенных, бесславные против славных, глупые против разумных, молодые против старших. Поэтому удалились правда и мир, - так как всякий оставил страх Божий, сделался туп в вере Его, не ходит по правилам заповедей Его, и не ведет жизни, достойной Христа, но каждый последовал злым своим похотям, допустив снова беззаконную и нечестивую зависть, чрез которую и смерть вошла в мир (Прем. 2, 24). Широта (υο) у отцов Церкви часто означает радостные состояния сердца. См. Ермы Pastor, mandat. V. I. 3десь, как и в других местах, Климент приводит библейские слова по тексту 70 толковников, впрочем, не с буквальною точностью. Глава IV Много зла произошло от зависти и в древние времена. Ибо так написано: " и было спустя несколько дней, приносил Каин от плодов земли жертву Богу: и также Авель приносил от первородных овец и от туков, их; и призрел Бог на Авеля и на дары Его; на Каина же и на жертвы его не посмотрел. И весьма опечалился Каин. и опало лицо его. И сказал Бог Каину: что ты стал печален, и отчего опало лицо твое? Не согрешил ли ты. если ты хотя правильно принес жертву, по неправильно разделил? Успокойся. К тебе обращение его и ты будешь обладать тем. И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле; и было в то время, как они находились на поле, восстал Каин на Авеля брата своего и убил его " (Быт. 4, 38). Видите, братья, ревность и зависть произвели братоубийство. По причине зависти отец наш Иаков убежал от лица Исава, брата своего (Быт. 27, 41 и сл.). Зависть была причиною, что Иосиф гоним был на смерть и подвергся рабству (Быт. 37). Зависть принудила Моисея бежать от лица фараона, царя египетского, когда услышал он от единоплеменника своего: " кто поставил тебя решителем или судьею над нами? Не хочешь ли убить меня, как убил вчера египтянина? " (Исх. 2, 14). За зависть Аарон и Мариам жили вне стана (Чис. 12, 1415). Зависть Дафана и Авирона живых низвела в ад за то, что они возмутились против Моисея, служителя Божия (Чис. 16, 33). По причине зависти Давид не только подвергся ненависти иноплеменных, но был гоним и от Саула, царя израильского (1 Цар. 18, 8 и сл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

Далее напоминается, что к изготовителям порнографической продукции вполне применимы слова Христа: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской… Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» ( Мф.18:6-7 ), — а также 100е правило Трулльского собора, которым отлучаются от Церкви изготовители «изображений, … растлевающих ум и производящих воспламенения нечистых удовольствий». Таинство любви Эти слова святого Иоанна Златоуста лучше всего передают православное отношение к браку как вечному единению супругов друг с другом в той особой, исключительной любви и близости двоих, в которой они становятся «уже не двое, но одна плоть» ( Мф.19:5 ; Быт.2:24 ). Ибо, как поясняет тот же святитель, «любовь такова, что любящие составляют уже не двоих, а одного человека, чего не может сделать ничто, кроме любви». Христиане всегда признавали брак таинством веры, запечатлевали вступление в супружество молитвою и церковным благословением. Отношения мужа и жены они, по слову Апостола, рассматривали в свете возвышенного образа союза Христа и Церкви. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж: есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:22-25, 31-33 ). «Те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти», — писал в самом начале II века священномученик Игнатий Богоносец (епископы возглавляли тогда каждую церковную общину). Тертуллиан в III веке упоминает о совместном причащении супругов как подтверждении обетов верности. По его словам, брак, «скрепленный Церковью, подтвержденный жертвоприношением [т. е. Евхаристией], запечатлевается благословением и вписывается на небесах ангелами».

http://azbyka.ru/i-sotvoril-bog-muzhchin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010