Неолит на юго-западе и юге К. (VI-V тыс. до Р. Х.) представлен вариантом кельтеминарской культуры. К этому периоду относится пещерный памятник Караунгур, где были найдены круглодонные сосуды, окрашенные красной краской. На западе, северо-западе и севере обнаружены оставленные рыболовами и охотниками памятники, принадлежащие волго-уральской, орловской, маханджарской, атбасарской и сероглазовской культурам, на востоке найдены следы усть-нарымской культуры. Одиночные могилы обнаружены около стоянки Шидерты-3 - в форме лодки с вогнутым дном, ориентированной вдоль реки, поверх - каменная кладка, костяк вытянут на спине, ступни скрещены, на шее ожерелье из резцов и клыков сайги и бобра; у пос. Железинка найдено частичное трупосожжение. Городище Чирик-Рабат. Фотография. 2010 г. Городище Чирик-Рабат. Фотография. 2010 г. Начало эпохи раннего металла (кон. IV-III тыс. до Р. Х.) на большей части территории К. представлено культурами гребенчатого геометризма (терсекская, ботайская и др.). В Прииртышье распространены памятники шидертинского (каменные вкладышевые орудия с костяной основой, аналогичные прибайкальским) и усть-нарымского типов, в Волго-Уральском междуречье - памятники алтатинского типа прикаспийской культуры и хвалынско-среднестоговской культуры. Появляются начатки животноводства и металлообработки (гипотеза о доместикации лошади населением терсекской и ботайской культур не имеет надежных доказательств). В урало-казах. степях отмечены редкие погребения (Карагаш и др.), которые соотносят с ямной и афанасьевской культурами. Поздний бронзовый век (II - нач. I тыс. до Р. Х.) представлен рядом локальных вариантов и этапов андроновской культуры (общности) и сменившей ее культуры валиковой керамики. В Прииртышье им предшествовали поселения елунинской культуры, а на исходе бронзового века здесь появляются погребальные памятники ирменской культуры. Для Евразийской степной металлургической провинции, куда входили и эти культуры, важную роль играли расположенные на территории К. горно-металлургические центры Уральской (Мугоджары), Казахстанской (Кокшетауский, Баянаульский, Успенско-Каркаралинский, Жезказган-Улытауский, Северо-Бетпак-Далинский, Балхашский) и Саяно-Алтайской (Рудный Алтай) горно-металлургических областей, продукция которых распространялась на огромной территории. На месторождениях К. (Джезказган (Жезказган), Кенказган, Алтынтобе, Спасское, Коунрад и др.) в основном в позднем бронзовом веке было добыто не менее 10 млн т руды и выплавлено не менее 450 тыс. т меди. Начиная с бронзового века появляются петроглифы (нек-рые изображения дополнялись вплоть до средневековья), т. н. моленные камни.

http://pravenc.ru/text/1319864.html

Аккад. версия мифа дает основания трактовать происшедшее иначе: Д.-Таммуз погиб на охоте и именно за ним Иштар (здесь она сестра Д.) спустилась в подземное царство. Эрешкигаль не только не вернула Д., но и пленила богиню, в результате чего земля стала бесплодной, больше не рождались ни люди, ни животные. Встревоженные боги потребовали возвращения Иштар, к-рая вышла на землю с сосудом живой воды, позволившей ей воскресить умершего Д. Культ Д.-Таммуза, вероятно, представлял собой ежегодное оплакивание Д., уходящего в подземный мир в самый жаркий летний месяц (названный в его честь в аккад. календаре, на основе к-рого возник еврейский), когда вся растительность умирала из-за засухи, и соответственно радостное празднование его возвращения, совпадавшего с весенним пробуждением природы и началом нового аграрного сезона. Воссоединение Д. с Инанной как магическое действо, связанное с плодородием и благоденствием страны в целом, воспроизводилось в ритуале священного брака между царем и главной жрицей. Вслед. интенсивного месопотамского влияния (особенно в III-II тыс. до Р. Х.) культ Д. получил распространение в Сиро-Палестинском регионе. Упоминания о некоем Фаммузе есть в Библии (Иез 8. 14), а также в сиро-арам. текстах I тыс. до Р. Х.- I тыс. по Р. Х. Мн. ученые считают миф о Д. родственным известным во всем Средиземноморском регионе мифам о страдающих, умирающих и воскресающих богах, какими были Осирис в Египте, фригийский Аттис, западносемит. Адонай (мой господин), более известный как греч. Адонис . Лит.: Campbell J. The Masks of God: Oriental Mythology. L., 1962; Кгатег S. N. The Sacred Marriage Rites: Aspects of Faith, Myth, and Ritual in Ancient Sumer. Bloomington, 1969; Jacobsen Th. Toward the Image of Tammuz and Other Essays on Mesopotamian History and Culture. Camb., 1970; Афанасьева В. К. Магия в древневосточных обрядах плодородия//Эрмитажные чт. памяти Б. Б. Пиотровского. СПб., 1998. C. A. A. Рубрики: Ключевые слова: ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.

http://pravenc.ru/text/180577.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Руины т. н. нового дворца. Нач. II тыс. до Р. Х. В III-I тыс. до Р. Х. город на р. Евфрат (совр. городище Телль-Харири, мухафаза Дайр-эз-Заур (Дейр-эз-Зор, Вост. Сирия). Согласно археологическим данным, город был основан в нач. III тыс. до Р. Х.; первые упоминания о М. в письменных источниках относятся к XXV в. до Р. Х. В архивах Эблы (XXIV в. до Р. Х.) М. предстает столицей крупного регионального царства, владевшего долиной среднего Евфрата и соперничавшего с Эблой за господство над Сев.-Зап. Сирией. В царствование Саргона Древнего (ок. 2316-2261 гг. до Р. Х.) город попал под власть Аккада , и в течение 3 веков им управляли наместники; вновь он обрел фактическую независимость и значительное влияние в эпоху III династии Ура. В XIX в. до Р. Х. в М., как и во мн. др. царствах Месопотамии, установилась аморейская династия. Ок. 1810-1805 гг. до Р. Х. к власти пришел Яхдун-Лим, в правление к-рого царство боролось против крупных гос-в - Ямхада, Эшнунны и державы Шамши-Адада I. В 1792 г. город был захвачен войсками Шамши-Адада I, и вскоре его сын Ясмах-Адад стал наместником обширной части державы со столицей в М. После смерти Шамши-Адада I в 1775 г. до Р. Х. его держава распалась, и к власти в М. пришел представитель прежней городской династии Зимри-Лим. В его правление территория царства охватывала долину Евфрата от Хита на юге до Эмара на севере, а также долины рек Хабур и Балих. В этноязыковом составе населения царства преобладали т. н. амореи, т. е. неаккадские семитские народы; нек-рую часть населения составляли носители аккад. диалектов. В вассальной зависимости от царя М. находились многочисленные города-гос-ва в области верхнего Хабура и его притоков; кроме того, Зимри-Лим считался верховным предводителем скотоводческого племени сималь, кочевавшего по всей территории В. Месопотамии и составлявшего основу военной мощи царства. После успешного отражения вторжения Эшнунны в 1771 г. до Р. Х. царство М. вошло в число «великих держав» эпохи, к к-рым современники относили также Вавилон, Ларсу, Ямхад, Эшнунну и Элам. Однако война с Эламом в 1765 г. до Р. Х. подорвала ресурсы М., и в 1761 г. до Р. Х. город был захвачен войсками вавилонского царя Хаммурапи. В 1759 г. до Р. Х. был уничтожен пожаром дворец и снесены городские укрепления.

http://pravenc.ru/text/2561990.html

Среди многочисленных мигрантов, постоянно проживающих в ОАЭ, 25% составляют индуисты, 5% - буддисты, 5% - сикхи и бахаиты. Дубай - единственный эмират, где разрешено функционирование сикхской гурдвары (в Джебель-Али), индусского мандира (в Бур-Дубае) и буддийского храма (в Эль-Гархуде). Религиозное законодательство Утверждая гос. статус суннитского ислама и шариат в качестве основы юридической системы страны (95% суннитских имамов содержатся на средства из казны), законы ОАЭ (разд. VII Конституции) и офиц. практика высших лиц (публичные выступления и участие в символических мероприятиях) подчеркивают важность веротерпимости в отношении всех религ. общин, проживающих в пределах федерации, включая те, к-рые не относятся к традиционно «покровительствуемым» мусульманами религиям Писания (иудаизм и христианство). Тем не менее шариатские нормы сохраняют значимость в частно-, семейно- и уголовно-правовой сфере и в регулировании взаимоотношений между мусульм. и немусульм. частями населения: ограничения в форме одежды (хотя и менее строгие, чем в соседних монархиях), запрет на проповедь негос. религий в СМИ, строгие меры наказания за браки мусульманок с немусульманами, смертная казнь за прелюбодеяние и мужеложство, как и за отступничество от ислама, при поощрении к переходу в эту религию новообращенных. История Юж. побережье Персидского зал. между полуостровами Мусандам и Катар человек освоил в VII тыс. до Р. Х. В окрестностях Джебель-Хафит (эмират Абу-Даби) выявлены захоронения неолитических охотников и рыболовов и ранних земледельцев (V-IV тыс. до Р. Х.). Расцвет бронзового века здесь приходится на 2-ю пол. III тыс. до Р. Х.: в многочисленных погребениях на о-ве Умм-эн-Нар (эмират Абу-Даби) обнаружена керамика из долин Инда, Тигра и Евфрата и с юга Иранского нагорья. Широкие торговые связи подготовили возвышение т. н. страны Маган, откуда, согласно памятникам на аккадском языке , в Месопотамию ввозили медь, жемчуг и овощи. Во 2-й пол. II - 1-й пол. I тыс. до Р. Х. прибрежную полосу Магана и простиравшегося к западу от него Дильмуна колонизировали финикийцы. В VI-V вв. до Р. Х. на эту территорию распространялась власть Ахеменидов , а с кон. IV в. до Р. Х. завоевания Александра Великого втянули их в орбиту эллинистической цивилизации.

http://pravenc.ru/text/2578117.html

В кон. II - нач. I тыс. до Р. Х. главенствующее положение на территории Н. о. занимала общность культур текстильной керамики. В раннем железном веке в регионе распространились ананьинская культура в Заволжье и городецкая культура на правобережье Оки и Волги, памятники к-рой в кон. I тыс. до Р. Х. появились на левобережье Волги. В юго-вост. части совр. Н. о. (Ардатовский, Сергачский, Воротынский районы) известны могильники (в основном трупоположения на спине) 1-й пол. I тыс. по Р. Х., культурная принадлежность которых является дискуссионной. Со 2-й пол. I тыс. по Р. Х. на территории Н. о. фиксируются древности 3 родственных народов поволжских финнов - муромы (в приокских районах, датированы не ранее кон. VII в.), мордвы (на юго-востоке региона), черемисов (марийцев; в Заволжье). В их культуре наблюдается много общего; различия проявляются прежде всего в погребальном обряде, обнаруживаются в жен. украшениях, уборе. На границе расселения этносов, на берегах Волги и Оки, происходили наиболее тесные контакты, о чем свидетельствуют материалы могильников - Безводнинского (Кстовский р-н) V - 1-й пол. VIII в., Желтухинского (Городецкий р-н) VI-VII вв. и Подвязьевского (Богородский р-н) сер. IV - 1-й пол. VI в. (наиболее раннее погребение кон. III - сер. IV в. относится к раннему железному веку). По мнению исследователя Подвязьевского могильника Н. Н. Грибова, население, оставившее его, ведет свое происхождение от племен культуры рязаноокских могильников. Первые славяне появились на нижегородском правобережье Оки не ранее XII в. Их расселение, по-видимому, брало свое начало с Муромо-Рязанского княжества и тянулось вниз по Оке. Большинство поселений возникло на свободных местах, но нек-рые данные указывают на процесс древнерус. ассимиляции муромы. В XII - нач. XIII в. земли совр. Н. о. стали ареной борьбы между Ростово-Суздальским княжеством (с 1157 Владимирское великое княжество ) и Волжско-Камской Булгарией. Владимирские князья основали здесь города Городец (сер.- 3-я четв. XII в.; впервые упоминается в 1171) и Н. Новгород (1221), что способствовало притоку слав. населения.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Бывш. рим. жилой квартал, основанный на месте пунического некрополя III-II вв. до Р. Х., образует археологический парк рим. вилл на вост. склоне холма Одеон. Его наиболее представительное здание - «дом птичника», названный так по найденной здесь мозаике с изображением птиц (III в.; частично восстановлен в 1960). На холме расположены остатки одеона III в., наиболее значительного из всех известных в рим. период сооружений для поэтических состязаний, разгромленного вандалами и в визант. период разобранного. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. 2011 г. Руины базилики Дамус-эль-Карита. Фотография. 2011 г. У подножия холма - большой рим. театр (II в.), который неоднократно разрушали и восстанавливали; его сцена почти не сохранилась; среди руин - огромные колонны диаметром 1,5 м, обломки мраморных плит, полуразрушенные мраморные статуи; в мозаичный пол вмонтированы кусочки яшмы, халцедона, хлоритовых сланцев и др. пород, собранных со всего Средиземноморья. Воду в К. с Атласских гор доставлял гигантский акведук из блоков известняка. Его длина 132 км; это наиболее протяженный акведук из всех, известных в античном мире. Высота постройки в местах пересечения больших долин превышает 20 м. Вода (в год до 32 млн л, т. е. 370 л/сек.), наполнявшая огромные цистерны (1-я группа у пригорода Марса, 25 емкостей; 2-я у пригорода Мальга, 40 емкостей), разбиралась горожанами. Акведук использовался почти 2 тыс. лет со времен пунийского К. Он дважды перестраивался римлянами (в 136 г. и в нач. III в.), в 20-х гг. V в. был разрушен, а затем восстановлен вандалами, в 534 г. ремонтировался византийцами, в 698 г.- арабами и в XVI в.- турками. План базилики Майорум План базилики Майорум Из памятников раннехристианской эпохи особое значение имеет Дамус-эль-Карита (испорченное лат. Domus caritatis - Дом милосердия) - крупнейшая в Сев. Африке 9-нефная базилика, в к-рой было более 100 колонн. Ее длина 65 м, ширина 45 м, пролет центрального нефа 13 м; ориентирована с севера на юг. К базилике с востока примыкает полукруглый атриум. В ее апсиде, вероятно, находился 4-колонный темплон. Большой некрополь содержал ок. 6 тыс. погребений (оценка свящ. А. Делаттра), в т. ч. могилы священнослужителей, и тысячи надписей. Тела покойных стремились уберечь от тления, бережно укладывая на слой извести; надгробные тексты полны эсхатологического содержания, уверенности в скором наступлении Страшного Суда и спасении; на саркофагах встречаются изображения на евангельские сюжеты («Добрый Пастырь», «Умножение хлебов» и др.).

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Панорама Нижнего Новгорода. Фотография. 10-е гг. XXI в. Панорама Нижнего Новгорода. Фотография. 10-е гг. XXI в. Начало бронзового века на территории совр. Н. о. связано с расселением скотоводов культурно-исторической общности шнуровой керамики, в к-рую входила фатьяновская культура; памятники ее вост. части (в т. ч. на территории Н. о.) некоторые исследователи выделяют в балановскую культуру. На поселении Васильсурск 1 (Воротынский р-н) были построены деревоземляные укрепления (древнейшие в регионе), вероятно свидетельствующие о противостоянии балановцев местному волосовскому населению; однако позднее, когда территория поселения разрослась, новые укрепления не возводились. На поселениях в низовьях Суры зафиксирован процесс формирования чирковской культуры (2-я пол. II - нач. I тыс. до Р. Х.; согласно др. т. зр., кон. III - нач. II тыс. до Р. Х.; ареал от верховьев Волги на севере до района совр. Казани на юге, от Посурья на западе до бассейна Вятки на востоке), сложившейся в результате взаимодействия местных поздневолосовских и балановских традиций с пришлой кротовской культурой. Немногочисленные памятники чирковской культуры обнаружены также на Оке (территория Павловского р-на). В том же регионе (Вачский и Павловский р-ны) открыты поселения с керамикой абашевской культуры. На левом берегу Волги и правом берегу Оки расположены 2 крупных могильника сейминско-турбинской культуры: Сейминский (Володарский р-н) - один из эпонимных для культуры, известный с 1912 г., и Досчатое (Решенский; Выксунский р-н). Доминирующее положение на территории Н. о. в сер.- 2-й пол. II тыс. до Р. Х. занимала поздняковская культура, названная по древнему поселению близ с. Позднякова (Навашинский р-н), открытому О. Н. Бадером в 1924 г. Формирование культуры прослежено на памятниках Нижегородского Поочья. На территории близ нижнего течения Пьяны и в бассейне нижнего течения Суры зафиксированы немногочисленные поселения срубной культуры. На правом берегу Волги и на р. Ветлуге известны единичные памятники приказанской культуры, ареал которой охватывал в XVI-IX вв. до Р. Х. Ср. Поволжье и Прикамье.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

Древность и средние века. Самые ранние следы обитания человека на полуострове относятся к 4000 г. до Р. Х. Приблизительно в это время в Вост. Аравии сложились неолитические сообщества скотоводов и рыболовов, связанные с южномесопотамской Эль-Обейдской (Убейдской) культурой (VI-IV тыс. до Р. Х.). В К., как и во множестве поселений Персидского зал., обнаружена убейдская керамика, попадавшая в Аравию морским путем, возможно, в обмен на жемчуг. В III тыс. до Р. Х. все прибрежные районы Персидского зал. были вовлечены в единую торговую сеть, протянувшуюся от Месопотамии до Индии. На побережье Аравийского п-ова было найдено большое количество артефактов: импортной керамики, скульптуры, печатей, изделий из лазурита. Бахрейн и прилегающие районы Аравии совр. ученые отождествляют со страной Дильмун, известной из шумеро-аккадских источников как важный торговый партнер Месопотамии, центр транзитной торговли древесиной и медью. После угасания культуры Дильмун ок. сер. II тыс. до Р. Х. следы человеческого присутствия в Вост. Аравии исчезают почти на тысячу лет. В IV в. до Р. Х. в Эль-Хасе, в 90 км от побережья, складывается город-государство Герры (существовал до III в. по Р. Х.), крупный экономический и культурный центр, к к-рому тяготели селения прибрежных районов и ближайших островов. В эти века в Вост. Аравии расселяются араб. племена. В период существования Сасанидской державы (сер. III - сер. VII в.) арав. берег Персидского зал. входил в сферу влияния Сасанидов и вассального им араб. царства Лахмидов. Несториане-сирийцы из Месопотамии, активные участники торговли в Индийском океане, селились на побережье и предположительно контролировали сбыт местного жемчуга. Эти миграции могли быть вызваны неоднократно возникавшими в IV в. гонениями на христиан в Сасанидском гос-ве. К V в. на территории от Кувейта до Омана существовало неск. христ. общин с храмами и мон-рями. Как считается, большинство местных христиан были араб. происхождения, хотя среди монашествующих, возможно, встречались сирийцы и персы. К. наряду с Кувейтом и Эль-Хасой входил в епархию Бет-Катрайе, подчиненную митрополии Рев-Ардашира на иран. берегу Персидского зал. Епископы Бет-Катрайе упоминаются в актах Соборов Церкви Востока между 410 и 676 гг. Данные письменных источников о несторианском присутствии в гос-вах Персидского зал. подтверждаются раскопками кон. XX - нач. XXI в., обнаружившими ряд христ. памятников в Кувейте, ОАЭ и Саудовской Аравии. Два объекта на территории К. идентифицируются как развалины церквей, однако их детального археологического исследования еще не проводилось.

http://pravenc.ru/text/1681365.html

Иевусей («гумно, попираемый») – основатель Сионской крепости. Гергесей – его потомки жили в долине Иордана между Генисаретским озером и Мертвым морем, в угаритских надписях о них упоминается как о сыновьях Гергесея. Как свидетельствуют армянские источники, после завоевания Ханаана Иисусом Навином гергесеи бежали от него за Кавказ и положили начало народам – черкесам, чеченцам и ингушам, чьи обычаи действительно иногда напоминают ханаанские. Вместе с ними бежали, видимо, и хеттеи – прародители кетов и киданей (см. ниже). Аморрей – предок хананеев, жителей Сирии и Северной Месопотамии, известных шумерам как «марту», а аккадцам – как «амуру». Они сначала были кочевниками, но в начале II тыс. до Р. Х. завоевали Вавилон, знаменитый царь Хаммурапи был потомком Аморрея, в имени которого сохранилось название Амурру. От них происходили сыны Енаковы – гиганты (предположительно неандертальцы). Однако некоторые из них жили и среди филистимлян. Мощь этого племени была так велика, что Господь, обличая Израиль, говорит: «А Я истребил перед лицем их Аморрея, которого высота была как высота кедра и который был крепок как дуб; Я истребил плод его вверху и корни его внизу» ( Ам. 2, 9 ). Но вплоть до великих переселений II тыс. до Р.Х. аморреи, а не семиты владели Сирией и Палестиной. Хет – предок хеттеев, живших в южной Палестине, около Хеврона, основателями которого они и были. Некоторые хеттеи вошли в завет с Авраамом и тем самым влились в народ Божий. С ним, возможно, связано и русское название Китая (от «Катей») – племени киданей во Внутренней Монголии, захватывавших эту страну. Вероятно, часть потомков Хета или вместе с гримальдийцами, или после катастроф III тыс. до Р.Х. мигрировали сначала на Кавказ, а затем – к Енисею, после чего часть их поселилась во внутренней Монголии, ассимилировавшись с потомками Иафета. Евей – потомки его населяли города Ебла, Гаваон и Сихем. Этот народ не был истреблен Израилем, ибо вошел с ним в союз. И они составили костяк палестинцев – «арабов», воюющих сейчас против евреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

В культовой практике со времени III династии Ура стали особо выделяться 1-й (шумер. U4-1-KAM; аккад.     букв.- месяц), 7-й (шумер. U4-7-KAM; аккад.  ) и 15-й (шумер. U4-15-KAM; аккад.  ) дни месяца, в к-рые приносились регулярные жертвы. Позже к ним был добавлен 29-й день месяца. Эти дни, очевидно, выделялись на основании лунного цикла: неомения (1-е появление Луны на короткое время после периода новолуния), 1-я четверть, полнолуние и новолуние. Хотя полнолуние в обычных условиях должно было приходиться на 14-й день, закрепление этого смысла за 15-м днем было удобно с практической т. зр., т. к. именно 15-й день является самым близким к середине как в 29-, так и в 30-дневном месяце. Деление месяца на 2 половины имело место и в повседневной жизни. Как показывают хозяйственные документы староассир. периода, термин   имел широкое распространение и использовался для обозначения 1-й половины месяца. В этот период, однако, термин   не применялся для обозначения 2-й половины месяца и тем более любого промежутка в 15 дней. Только к нововавилонскому периоду обе половины месяца получили названия:       - первая половина месяца и     - вторая (букв.- последующая) половина месяца. В староассир. период использовалось исчисление времени 6-дневными неделями (аккад.   букв.- одна пятая). Деление на недели не подчинялось делению на месяцы, а шло параллельно ему, тем самым начало нового месяца могло приходиться на середину недели. Каждая неделя имела свое название. Недели назывались по имени специально назначенного лица («неделя такого-то»), подобно тому как в Ассирии назывались годы, для недель также составлялись свои эпонимальные списки. Названия недель были известны заранее на год вперед. Предполагается, что именно с необходимостью давать названия неделям и связан аккадский термин   обозначавший некую должность или учреждение, специфически связанные с неделей. Месяц Календарь из Урука, Месопотамия. III–II тыс. до Р. Х. (Археологический музей, Стамбул) Календарь из Урука, Месопотамия. III–II тыс. до Р. Х. (Археологический музей, Стамбул)

http://pravenc.ru/text/1319949.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010