βλανα, Nasenschleim: TzetzHist VI 325; VIII 190.– βλννα LS, LSSup. βλαισπους krummbeinig: CorpGloss.– LS (s.v. βλαιτνους), Stam. βλακευμς, Schlaffheit: ThStudCatM 95 (p.679).– Vgl. βλκευμα LS, L, DGE; βλκευσις, βλακισμς KumN. βλακς weichlich, lässig: χνν τ βλακν κνημα SymSerm 17. βλακν, τ τρυφερν Greg.Cor. 556 (Schaefer). βλακφθαλμος mit trägem Blick: νρ StephAlex 30,30. βλαντον s. βλαττον βλαρα, = ση ErmAnecd 171 cap.5. βλαρς inconditus, insulsus, vanus; βλαρομαι insulsor CorpGloss. βλαστριον, τ junger Pflanzentrieb: BlemMed 61.63.– LS, Duc + App I, Kr (-ρι). βλαστηφρος Keime tragend, fruchtbringend: ποταμο Dmit II 29. προφητικ χρις ReussLuk An 20,12.– KumN, Stam; s. βλαστοφ. βλαστς, Sproß: πονηρ VDonat 22,399. βλαστοκουρσθρεπτος τ -ον δπνουν ον PoesSal 163 III 8. βλαστολογητς, das Entfernen der jungen Triebe: MeyerHu 139,13=Dmit I 254.– LS -γω. βλαστμορφος sproßartig: φυτν KonstRhodLegr 57,726. βλαστοτομομαι an den Trieben beschnitten werden: μπελος ThStudCatM 104 (p.761). βλαστοτρφος Triebe nährend: Miller: Jo.Chrys., cod. Coisl. 294,100r. βλαστοφορω als Sproß tragen: τος σωζομνους AstSoph 119,11. βλαστοφορα, Tragen von Sprossen, Nachkommenschaft: λογικ ThStudEp 18,11. βλαστοφρος Pflanzentriebe (Schößlinge) bringend: JoGeo 348,27.– KumN, Stam; s. βλαστηφ. βλασφημακτος mit Schmähungen „gewürzt“ (versehen) ? TzetzAr I 73,12 (cf. βλησκουντος?). βλασφμημα, τ Schmähung: AbuQurra Th. Abuc., PG 97, 1488C. 14890. AnHier I 469,20 (Niceph. Patr.). βλασφημολγος Schmähungen redend, Lästerer: ρειος Leont VIII 269. βλατνος aus Seide, seiden: τυλοπροσκφαλα AIv 47,28.69 (a.1098). γχερια βλατνια TestBoil 24,125. βλατταρισμς, blateratio CorpGloss. βλαττνδυτος mit einem Einband aus Seide: TheodGramm 138,1. βλαττικς des Purpurs, des Purpurfärbens: - πιστμη Neoph 152. βλαττον, τ (lat. blatta) (purpurgefärbter) Seidenstoff: ρχν το βλαττου LaurCorp II 642 (а.642/3). SceauxSeyrig nr. 76 (s.VIII). EpBib 4,3; 8,1; 9,6. DaphCor 4,63. DeAdmΙmp 6,8. DeCerV I 9,10. KonstPorphMil С 300. -ν VJoXen 88. id. TypGregPak 123,1727–8. id. AufDrach 97,15.– LS, Soph, Kr, Duc 206, Car, TLG, Kleis, ODB, DiethDok 72f., KonstPorphMil p.205–7; βλττιος DGE.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

истор. библиот.», II, 290, 102 (расходн. книга м-ря 1585–86 г.; подписали игумен Георгий, быв. игум. Симеон и быв. духовный игум. Иоасаф). 671. Борисоглебский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Дмитрове, Московской губ. Основан в 1388 г. кн. Дмитровским Юрием Владимировичем Долгоруковым, от которого получил грамоту на вотчины и угодья. Об украшении храма, в м-ре заботился особенно патр. Никон, по просьбе которого в 1652 – 64 год. м-рь и приписан к архиер. дому. Указом 1682 г. приписан к Заиконоспасскому м-рю для содержания Академии. “Ист. Росс. Иер.», III, 415; Ратшин, 231; Проценко, “М-ри в России», 13; “Опис. монаст.», 1817 г., 15; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., 205; Калайдович, “Ист. и топограф. опис. монаст. св чуд. Николая, что на Пешноше», 48; “Город. посел.», т. VI, 330; Бакмейстер, “Топограф. извест.», 1771 г., 29; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); “Прибавл. к Церковн. ведом.», 1888 г., 20, 543 (500-летие Борисоглеб. м-ря в г. Дмитрове); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 202, 21; “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Временник Общ. ист. и древн.», 1852 г., XIII, 33, 39, 40, 59, 61 (Расход. книга 1652 г. митр. Новгор. Никона); 1856 г., смесь, 19, 20 (Сотная выпись гор. Дмитрова в 1624 г.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1859 г., II, смесь, 23 (Семинария в Троиц. Данилове м-ре; с 1785 – 88 г. ректором был игум. Никандр, а на содержание семинарии давалось с 1214 душ 30 руб.); 1860 г., III, Отд. 1, 143 (в 1744 г. имел 1214 душ. крест.); 1874 г., I, смесь, 193 (архим. Платон Березин 1822 – 28 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива старых дел», 345 (в 1700 г. имел крестьян 156 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 222 (дело 1721 г. об еписк. Игнатие, который перевел сюда игум. Никол. Угреш. м-ря); II, ч. 2, 405 (в вотчине м-ря значится 1722 г. село Веретеи); VI, 1726 г., 60 (прошение крестьян м-ря о неспрашивании с них излишних сборов); VII, 1727 г., 215 (архим. Мельхиседек переведен в Воскресн. Истрин. м-рь, а архим. Киприан этого м-ря определен на его место); VIII, 1728 т., прилож., XII (список вещей отобранн. от м-ря архиеп. Новгород. Федосием); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1773 г., II, 211 (в 1682 г. приписан к Заиконоспасс. м-рю для содерж. Академии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 11 , С. 26 опубликовано: 10 января 2011г. ГЕОРГИЙ архиеп. Болгарский (ок. 878). Единственное датированное известие о Г. находится в письме папы Римского Иоанна VIII болг. кн. Борису от 16 апр. 878 г. (PG. 126. Col. 758; Laurent . 1965. Т. 5.2. N 1491), в к-ром понтифик обвиняет Г. в том, что он обманом присвоил себе сан архиепископа и поставил евнуха Сергия епископом в Белград. Также имя Г. указано на неск. моливдовулах IX-X вв. Лит.: Златарски В. История на Българската държава през средните векове. София, 1927, 1994р. Т. 1. Ч. 2. С. 215-217; Тотев Т. Два новооткрити оловни печата на бълг. архиепископ//Плиска-Преслав. София, 1979. Т. 1. С. 198-199; Андреев Й. , Лазаров И. , Павлов П. Кой кой е в средновековна България. София, 1997. С. 68. Рубрики: Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь. Епископат Ключевые слова: Архиепископы Болгарской Православной Церкви Георгий, архиепископ Болгарский (ок. 878) См.также: ВАСИЛИЙ I († кон. 1233 - нач. 1234), архиеп. Тырновский ГРИГОРИЙ (XIV в.), архиеп. Охридский (II) ГРИГОРИЙ архиеп. Охридский (III) (60-70-е гг. XIV в.) ГРИГОРИЙ архиеп. Охридский (IV) (1590) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/164241.html

   Что касается исторического авторитета первой книги Маккавейской, то его высоко ценят все исследователи. Автор цитирует очень много официальных письменных памятников. Таковых памятников, дословно им приводимых, 13: 1) письмо израильтян к Иуде Маккавею (1Мак.5:10—13); 2) письмо римлян к Иуде (1Мак.8:22—28); 3) письмо царя Александра к Ионафану (1Мак.10:17—20); 4) письмо царя Димитрия к нему же (1Мак.10:25—45); 5) письмо царя Димитрия 2-го к нему же и Ласфену (1Мак.11:30—37); 6) письмо Антиоха Младшего к Ионафану (1Мак.1:57); 7) письмо Ионафана к спартанцам (1Мак.12:6—18); 8) письмо спартанского царя Арея к первосвященнику Онии (1Мак.12:20—23); 9) письмо Димитрия 2-го к Симону (1Мак.13:36—40); 10) письмо спартанцев к Симону (1Мак.14:20—23); 11) письмо царя Антиоха к Симону (1Мак.15:2—9); 12) письмо римского консула Левкия к Птоломею (1Мак.15:18—21); и 13) летопись первосвященства Иоанна Гиркана (1Мак.16:24). Это множество письменных памятников, обычно приводимых дословно, заставляет думать, что автор был исторически очень осторожен в своем повествовании. Новое критическое исследование цитируемых автором «писем» заставляет относиться к ним с надлежащим доверием. Их форма показывает подлинность, а естественные отступления могли произойти от двоякого их перевода: с греческого и латинского (письма спартанцев и римлян) на арамейский (язык Маккавейской книги), а потом снова с арамейского на греческий, язык нынешнего перевода книги. Заметна у автора точность в описании событий, например тщательное вычисление войск сражавшихся (1Мак.15:13), павших на войне (1Мак.4:34; 7:32; 11:47); сокровищ и даров (15:31); вооружение слонов (6:37); описание местностей (1Мак.7:45); тщательная хронология по эре Селевкидов. Писатель рассматриваемой книги имеет также себе близкого по времени жизни к описываемой им эпохе ученого тогдашнего историка Иосифа Флавия, пользующегося очень часто его книгой в описании событий Маккавейского периода (Древн. XII и XIII кн.). Как исторический достоверный памятник первую Маккавейскую книгу цитируют: Киприан (1Мак.2­­ Testim. III, 4, 15, 54), Ипполит (1Мак.2­­ Толк. на Дан.9:24), Ориген (Сот. Ер. ad Rom. VIII ­­ 1Мак.2:24), Августин (De doctr. christ. II, 8. De civit. Dei. XVIII, 36, 45), Феодорит (Толк. на Дан.8:10; 11:25); Ефрем Сирин (Толк. на Дан.8 гл.); Амвросий Медиоланский (Epist. 40 ­­ 1Мак.1:7; De offlc. 40 ­­ 2:38, 41; 6:43—46; 9:4—10) и другие христианские писатели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

A. Mutzenbecher. Turnhout, 1962. P. 34-39. (CCSL; 23)). Еще неск. проповедей, включенных в т. н. сборники Псевдо-Максима, приписывают Тавринскому еп. Максиму II (2-я пол. V в.; см.: É taix R. Trois nouveaux sermons à restituer à la collection du Pseudo-Maxime//RBén. 1987. T. 97. P. 28-41). В них подчеркивается повсеместное празднование памяти К., святой восхваляется как истинный пастырь и мудрый учитель, принявший венец мученика ( Maximus Taurinensis. Hom. 80//PL. 57. Col. 425-428). В др. проповеди упоминается, что в тот же день празднуется память св. Корнелия ( Idem. Serm. 74//Ibid. Col. 683-684), остальные гомилии содержат в основном риторические похвалы К. ( Idem. Serm. 75, 76, 78//Ibid. Col. 683-692). Среди творений св. Петра Хрисолога также есть Слово на день памяти К., но его авторство остается под сомнением ( Petr. Chrysolog. Serm. 129//PL. 52. Col. 555-556). Св. Эннодий , еп. Тицинский (Павийский) (514-521), посвятил К. краткий гимн ( Ennodius. Carm. I 12//MGH. AA. T. 7. P. 251). В указе Аталариха, остгот. кор. Италии (527), говорилось о праздновании памяти К. в обл. Лукания (Базиликата); в этот день устраивалась ярмарка ( Cassiodorus. Variae. VIII 33//MGH. AA. T. 12. P. 261-262). Папа Римский Григорий I Великий в письме 592 г. упоминал, что с праздника К. начинались штормы на Средиземном м. ( Greg. Magn. Reg. epist. II 51). Прокопий Кесарийский писал, что африканцы именовали праздник святого и совпадавшие с ним морские бури «Киприаны» (Κυπριαν - Procop. Bella. III 20. 12; 21. 18). Изображение К. в составе процессии мучеников имеется среди мозаик базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (VI в.). Также К. был представлен на мозаиках V-VI вв. в куполе и в конхе апсиды церкви в сел. Сан-Приско близ Санта-Мария-Капуа-Ветере (утрачены в XVIII в.; см.: Garrucci R. Storia della arte cristiana nei primi otto secoli della chiesa. Prato, 1877. T. 4. P. 64-65; M ü ntz E. Notes sur les mosaïques chrétiennes de l " Italie. 9//RA. Sér. 3. 1891. Vol. 17. P. 72-79; Mackie G.

http://pravenc.ru/text/1684710.html

8/V-1885 г. возведён в сан иеромонаха. В 1888 г. – инспектор Холмской духовной семинарии. В 1890 г. – ректор Самарской духовной семинарии. В том же году возведён в сан архимандрита. В 1893 г. – ректор Тифлисской духовной семинарии. Хиротонисан 11/VII или 23/VIII-1898 г. во еп. Острожского, вик. Воронежской епархии. В 1899 г. за свой труд «Прорицатель Валаам» в книге «Чисел» гл. XXII–XXV (СПб., 1899) получил степень магистра богословия. С 1902 г. – еп. Полоцкий и Витебский. Год возведения в сан архиепископа неизвестен. С 1911 г. – архиеп. Иркутский и Верхолинский. В 1915 г. уволен на покой. В 1922 г. архиеп. Костромской и Галичский. 16/II-1922 г. уклонился в обновленческий раскол. 16/VII-1922 г. подписал конкордат троих – Евдоким (Мещерский), митр. Сергий (Страгородский) и он Серафим (Мещеряков). По Кат-Ес в 1922 г. митр. Могилевский, а затем Минский и Белорусский. В 1924 г. принёс покаяние и принят Патр. Тихоном в сущем сане (архиепископ). За период 1925–1927 гг. сведений нет. По Кат-Ам в 1927 г. – архиеп. Тамбовский. 1928 г. – архиеп. Ставропольский. 19/IV-1932 г. возведен в сан митрополита. В 1933 г. уволен на покой. Год смерти неизвестен. Духовный писатель. ТРУДЫ: Отзывы и мнения об отношениях к бывшему Патр. Тихону// Церковное обновление. 1924. 19–20. С. 82. ЛИТЕРАТУРА: Церковное обновление. 1925. 3. С. 24. Сибирская Церковь . 1922. 2. С. 1, 3. Kai-AM 295. Кат-ЕС 1. С. 11, п/п 57. См. Мануил. 6.60–62. [Кат-ГУБ. С. 990.] [Левитин. С. 54, 56, 122, 127, 280.] Родился 18/III-1860 г. в с. Хлыстовка Пензенской губернии в крестьянской семье. В 1881 г. окончил Пензенскую классическую гимназию, в 1885 г. Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 13/Х-1884 г. пострижен в монашество, а 28/Х-1884 г. возведён в сан иеродиакона. Рукоположен во иеромонаха 08/III-1885 г. С 1885 г. –смотритель Холмского духовного училища. В 1888 г. назначен инспектором Холмской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1893 г. назначен ректором Тифлисской духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Женитьба VI 11, 29, 54, 72 Животные, живые существа I 4; II 16, 17; III 15, 74; VII 85; VIII 13, 20, 23, 28, 30; IX 79, 80 Жизнь I 35, 36, 55, 87, 120; III 44; VII 87–89, 106, 130 Заблуждение (hamartma) II 95 Звезды II 9; VII 145; VIII 14; IX 23, 34; X 112–115 Звук (phn) II 17; III 107; VII 43, 44, 55–57, 62 Законы I 11; III 86, 92, 103; VI 38, 72; X 152, 153 Закономерности (logoi) VIII 29 30 Здоровье III 78, 80, 105; VI 28, 31; VII 90, 91, 102–106, 109, 128; IX 82 Здравомыслие (sphrosyn) III 80, 90, 91; VI 103; VII 90, 92 102 Зевс-разум VII 88, 135, 147 Землетрясение II 9; VII 153; X 105 Зло, дурное (cacon) II 31, 95, 98 Знак IX 90, 96 Знаки пифагорейские (symbola) VIII 17 Знание (gnm, gnsis, epign-sis) II 95, 121; IX 1, 5; X 123, 124; (epistm) II 31, 115, 121; III 13, 63, 69; VII 37, 54, 93, 98; (mathsis, mathma) VI 11; IX 14, 90, 100. Ср. Наука Знатность, благородство (eyge-neia) II 31; III 78, 88, 89; VI 10, 96, 105; VII 102, 106, 107 Идея (idea) III 12, 13, 15, 64, 67, 76, 77; (eidos) III 13, 14 Изменение (metabol, allotri-sis) III 64; VII 85 Индукция (epagg) III 47, 53, 54 Искусство, ремесло (techn) III 100 Истечение (aporrhoia, rheysis, rheyma) X 46, 48, 52 Истина (altheia) II 15; III 39, 40, 53, 65; V 28; VII 42, 47, 54, 62, 120; IX 14, 22, 70, 72, 76, 84, 92, 94–95 Исходное предложение, аксиома (axima) II 112, 135; IV 33; VII 43 Канон VII 41, 42 Каноника X 29, 30 Качество, качественность (poion) I 21; III 9, 10, 24; VII 58, 137, 138; IX 72, 86 Киники I 17–19; II 47; VI 2, 13, 19, 103–105; VII 121 Киренаики I 17–19; II 85, 86, 92 Количество (poson) III 9, 10; IX 86 Кометы II 9; VII 133, 152; X111 Конец III 98 Конечная цель см. Цель Красноречие III 93, 94; VI 47 Красота (callos) II 33, 100; III 12, 13, 80; IV 48; V 18; VI 9, 96; VII 59, 100–102, 106, 127, 130 Критерий I 21; V 29; VII 41, 42, 49, 54; IX 22, 90, 91, 94, 95, 106, 107; X 27, 30, 31, 34, 38, 52, 116, 147 Лад, гармония (harmonia) III 69; VIII 29, 33, 85 Логика II 92; V 28; VI 103; VII 39–41, 48, 83, 160

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Луна I 4, 24; II 1, 8; III 74; VI 28; VII 132, 133, 145, 146, 152; VIII 27, 77, 83; IX 10, 30, 33, 34, 44; X 90, 92–96 Любовь (ers, philia) V 31; VI 11, 86; VII 113, 130; IX 82 Маги I 1, 2, 6, 9; III 7; VIII 3; IX 61 Математика VI 28 Мегарики I 17–19; II 106, 113 Мера, мерило (metron) I 93; IX 51, 92, 93 Механика VIII 83 Мир, мироздание (cosmos) I 18, 27, 35; III 70, 71, 73, 74, 76; VI 53; VII 132, 133, 137– 139, 140–144, 148, 149, 1 55; VIII 25, 48, 84, 85, 89; IX 7, 8, 19, 29–31, 33, 44, 57; X 45, 73, 74; 88–90 Мифы у Платона III 80 Мнение, мнимое (doxa, docoynta, doxazomena) II 99; III 51–52, 55, 69; VI 22; VII 121; VIII 85; IX 7, 8, 11, 22, 24, 44, 45, 57, 92, 93; X 28, 33, 37, 38, 81, 90, 144, 146, 147, 149 Мнения см. Суждения Мудрец II 82, 91, 95, 96, 98, 99, 144; IV 34; V 30, 31, 90; VI 11, 12, 37, 56, 65, 72, 105; VII 47, 48, 116–119, 121– 125, 129–131, 157, 160, 162, 165; IX 20, 68; X 117–121 Мудрецы I 12, 13, 22, 28–30, 34,40, 73, 82, 99, 106, 122; III 12, 78 Мудрость (sophia) I 28, 30, 35, 88, 120; II 15, 18, 37, 46, 58, 73, 78, 93, 124; III 16, 17, 43, 63; IV 2; V 40; VI 10; VII 189 Молния II 9; VII 153; X 101– 104 Мужество (andreia) III 80, 90, 91; IV 50; VII 91, 92, 102; VI38 Музыка III 88; IV 10, 53; VI 27, 72, 104 Мысль, мышление (dianoia) IV 13; VII 49–51, 56, 61; IX 70; X 50, 63, 78, 144–145; (nosis) VII 49, 51, 53; IX 93; X 33, 48, 61 Наблюдение, рассмотрение, объяснение (theria) X 59, 62, 86, 95, 98, 112–114, 128 Надлежащее (cathcon) VII 25, 84, 88, 93, 107–110, 124, 129, 171 Наслаждение (hdon) I 92, 97; II 66, 75, 86–90, 92–94, 96–98; III 90; VI 3, 71; VII 37, 85–87, 93, 102, 103, 110, 114, 117, 149, 166, 189; VIII 88; IX 45, 79; X 11, 34, 121а, 128–129, 131, 136, 137, 142, 149 Наука (epistm) III 84; V 22; VII 46, 47, 165; (theria) V 58; VII 45; (logos) V 41, 64, 74. Ср. Знание Науки (mathmata) IV 2, 13, 36; V 17, 18, 32; VI 7 Наукознание (epistmosyn) IV 18 Начало см. Первоначало Небесные явления 1 4, 11, 23; VI 39; VIII 89; X 85–88, 97, 117

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Дионисий Халкедонский II 106. Дионисий, «Критика» I 38. Дионисий VI 43. Дионисий VIII 47. Дионисиодор II 42. Диоскурид, «Записки» I 63. Диотим X 3. Дурид I 22, 74, 82, 89; II 19; «О живописи» I 38; «Времена» I 119. Еванф Милетский I 29. Евбул, «Продажа Диогена» VI 30. Евбулид II 41; «О Диогене» VI 20. Евдем Родосский I 9; «История астрономии» I 23. Евдокс Книдский, «Объезд Земли» I 8, 29; VIII 90; IX 83. Евдром VII 39, 40; «Начала этики» VII 40. Евмел, «История» V 6. Евполид, «Льстецы» IX 50; «Невоеннообязанные» III 7. Еврипид, «Андромеда» IV 29; «Беллерофонт» IV 26; «Иксион» IX 55; «Ликимний» III 63; «Паламед» II 44; «Фаэтон» II 10; «Электра» VII 172, ср. I 56; II 33, 78; III 6; IV 35, 51; V 3; VI 36, 55, 98, 104; VII 22, 179, 182; IX 60, 71. Евтифрон I 107. Евфант, «История» II 141. Евфорион III 37. Зевксид, «Двоякие рассуждения» IX 106. Зенодот VII 30. Зенон Китийский VII 8–9, 84, 110, 120, 127, 148, 149, 150, 157; VIII 48; «Государство» VII 121, 129, 131; «Изречения» VI 91; «О страстях» VII110; «О сущности» VII 134; «О целокупности» VII 136, 142, 143, 145, 153; «О человеческой природе» VII 87; «Об учении» VII 39, 40. Зенон Тарсийский VII 41, 84. Зенон Элейский IX 72. Зоил из Перги VI 37. Идоменей II 19, 60; III 36; «О сократиках» II 20. Иероним Родосский I 27; II 26; VIII21, 57, 58; IX 16, 112; «О воздержании от суждений» II 105; «Разрозненные заметки» I 26; II 14. Ион Хиосский I 120; II 23; «Триады» VIII 8. Исидор Пергамский VII 34. Истр Александрийский II 59. Каллий, «Пленники» II 18. Каллимах I 80; II 111; IX 17, 23; «Таблицы» VIII 86; «Ямбы» I 23, 25, 28 и сл. Карнеад X 26. Кассий VII 32, 34. Кеней IV 2. Керкид Мегалопольский (или Критский), «Мелиямбы» VI 76 и сл. Клеанф VII 41, 84, 89, 91, 92, 127, 128, 139, 142, 157; «О деньгах» VII 14; «О наслаждении» VII 87; «Об атомах» VII134. Клеарх из Сол I 30, 81; «О воспитании» I 9; «Похвальное слово Платону» III 2. Клеобул I 89, 90, 91, 93. Клеомен, «Педагогик» VI 75. Клеон III 61. Клитарх I 6. Клитомах, «О школах» II 92.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

886 V, 5; V, 16; V, 18; VI, 19; VI. 32; VII, 9; VII, 54; VIII, 1; X, 33; X, 38; XI, 1; XI, 12 и 16. 887 II, 2, 13, 17; III, 6, 8, 11. 12, 13; IV, 1, 2, 7, 12, 16, 38, 46; V, 9, 10, 39, 32; VI, 12, 30; VII, 2, 8, 22; VIII 13, 40; IX, 13, 25, 29, 32, 41; X, 2, 11; XI, 5, 16; XII, 22 и друг. 888 Смотр, эти места о покорности судьбе: II, 2–3. 5. 12. 16; III, 2. 4. 6. 8. 9. 16; IV, 1. 6. 11. 12. 23. 25. 31. 33. 34. 48. 51; V, 1. 3. 5. 8. 27. 29; VI, 39. 40. 41. 44. 49; VII. 11. 31. 52. 54. 57. 66. 67; VIII, 1–2. 5. 7. 17. 23. 34. 43. 45; IX, 3. 6. 28–29. 39; X, 2. 8. II. 14–15. 28. 35; XI, 20 и мног. друг. 889 Ср. V, 23, 24, 33; VI. 10. 14. 15–16. 24. 32. 41, 45. 46. 47. 52; VII, 6. 10. 16. 19. 21. 23. 25. 28. 31. 35. 44– 46. 49–51. 56. 68; VIII, 2. 4. 5. 6. 15. 18. 21. 24. 25. 31. 33. 37; IX, 1. 2. 7. 13. 14. 19. 21. 24. 28. 29. 30. 32. 33. 36. 37. 39. 40; X, 1. 3. 5. 7. 11. 14. 17. 18. 25. 27. 31, 36; XI, 3. 6. 34; XII, 3. 7. 12–13. 14. 23 и мног. друг. 890 Кроме приведенных мест, об эвдемонистическом характере проповедуемой Марком Аврелием апатии смотр. еще III, 6; VI, 23. 24. 26; V; 34; VI, 44; VII, 57. 60. 74; VIII, 1. 10; IX, 2. 3. 26; X, 6. 20; XI, 34 и многие другие. 891 О любви людей между собою, вытекающей из сознания единства природы всех людей, единства их происхождения и их назначения, М. Аврелий говорит в II, 1; III, 9; IV, 3, 24, 29; V, 16, 20; VI, 7, 14, 39, 48; VII, 5, 13, 55; VIII, 2, 7, 12, 34, 59; IX, 6, 9, 32; X, 2; XI, 1 и мн. друг. О прощении обид своим врагам, которым-де не следует мстить, а лучше позаботиться об их исправлении, Марк Аврелий говорит в II, 7, 9, 16, 1, 13; V, 22; VI, 20; VII, 12, 26, 29, 32; IX, 27, 42; X, 4; XI, 8 и друг.; но тут сказывается также и эгоизм М. Аврелия, так как обычным аргументом того, почему должно прощать обиды и оскорбления, наносимые нам нашими врагами, у М. Аврелия, как и у других стоиков, является соображение, что враги нам повредить не могут, a скорее вредят самим себе. О благотворительности, милосердии, о жизни для блага общества, а не только для личного – М. Аврелий говорит, наприм., в следующих местах своих «Размышлений»: II, 17; III, 4; IV, 37; V, 5. 6. 36; VI, 14; VIl, 43, 54; VIII, 7. 12. 26; IX, 11. 32; XI, 21; XII, 20 и мн. друг.; но, как мы уже сказали, М. Аврелию нетрудно было говорить о благотворительности, так как тому, чем он готов был делиться со своим ближним, он не придавал решительно никакого значения или, по крайней мере, стремился к этому. Кроме всего этого, у М. Аврелия мы встречаем общие всем стоикам рассуждения о дружбе, о любви родителей к детям и детей к родителям и т. п.; но все эти рассуждения должно понимать под углом зрения основного принципа М. Аврелия – его учения об апатии, почему он, проповедуя, напр., любовь к детям, в то же время предостерегает от чрезмерности этой любви, чтобы как-нибудь не огорчиться в случае потери ребенка.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Chalenko/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010