Когда же умер царь Озия (Азария), то похоронили его на поле царских гробниц, «ибо говорили: он прокаженный. И воцарился Иофам, сын его, вместо него». (4 Цар. 14, 20–21; 15, 3—4; 2 Пар. 26, 5, 7—8, 16, 19, 21, 23) В то же время царь Израильский Иеровоам II, руководимый в своих предприятиях пророком Ионой, вел успешно войну с сириянами. Но счастье, благоприятствующее израильтянам, привело их только к погибели: вместе с богатством и роскошью распространялись между ними и идолопоклонство, и всякое нечестие. Напрасно предупреждал пророк Амос царя и сановников его, и угрожал им гневом Божиим, и возвестил им, что ассирияне явятся скоро орудием Божией кары на них. Вместо послушания человеку Божиему Иеровоам II осудил его на изгнание. Дух пророчества не угас со смертью Елисея. Напротив того, пророческое деятельное служение достигло большего развития. И везде пророки отстаивали веру в Создателя, боролись с развращением нравов или со злоупотреблениями царской власти и, предвидя гибель Израильского и Иудейского царств, возвещали уже о великолепии «нового Иерусалима» и о пришествии в мир Спасителя мира. Вместе с пророками Ионой и Амосом действенно влияли на богоизбранный народ пророки Михей и Осия, но наступало время появиться Исаии, этому «пятому евангелисту», как называют его за верность прозрения им обстоятельств земной жизни имеющего воплотиться Сына Божия Иисуса Христа. По смерти Иеровоама II воцарился сын его Захария «над Израилем в Самарии и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его». О нем сбылось слово Господне, изреченное Ииую, что сыновья его до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом; он был четвертый в роду и последний, так как «составил против него заговор Селлум, сын Иависа, и поразил его пред народом и убил его, и воцарился вместо него». Селлум царствовал в Самарии только один месяц. Против него восстал Менаим, сын Гадия из Фирцы, «и пришел в Самарию, и поразил Селлума, сына Иависова, в Самарии и умертвил его, и воцарился вместо него. И царствовал десять лет в Самарии; и делал неугодное в очах Господних».

http://pravoslavie.ru/2907.html

Кто терпит недостаток в житейском от расточительности или от пьянства, или от праздности, тот недостоин не только пособия, но и церкви Божией... Апост. Постанов. кн. II, гл. 4. Все те, которые от расточительности и распутства приходят в крайнюю нищету, не могут надеяться никакой награды от Бога за нищету сию. Напротив, им надлежит принести раскаяние в расточении и неправильном употреблении своего имения. При всем том православные не должны отчуждать их от своего милосердия. А если они обратятся на путь воздержания, то не лишатся и своей награды. Испов., II, отв. на вопр. 31. Христианский взгляд на бедствия и несчастия. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. – 3-е прошение Молитвы Господней. Чрез сие должно просить Бога, чтобы все, что мы делаем и что с нами случается, происходило не так, как мы того желаем, но, как угодно, Богу... Потому что мы часто погрешаем в наших желаниях, а Бог непогрешительно и без сравнения более, нежели мы сами, желает нам всякого блага и всегда готов оное даровать, если тому не препятствует наше своеволие и упрямство. Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем, тому слава в церкви... ( Еф.3:20–21 ) Кат. стр. 78. ...Чем Бог наказывает нас за грехи наши, как-то: моровые язвы, войны, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к вам (Вас. Вел. бес. 9 о том, что Бог не есть виновник зла), поскольку несчастия сии причиняют нам скорби п страдания, коих мы отвращаемся. По отношению же к Богу не суть зло; ибо заключают в себе силу добра: поскольку Бог, наказывая нас оными, тем возбуждает к добру. Посему если Писание говорит: или будет зло во граде, еже Господь не сотвори ( Ам.3:6 ), то здесь называет злом праведное наказание... Испов., I, отв. на вопр. 26. Ho избави нас от лукавого. 7-е прошение Молитвы Господней. (В этом прошении) просим Бога, чтобы он сохранил нас от всякого зла, именно от греха и всякого постыдного дела, возбуждающего гнев Божий к отмщению. Надлежит знать, что здесь мы просим о избавлении нас и от всех других зол (кроме греха), которые человек с трудом переносить может, каковы суть: голод, язва, войны, пожары и другие подобные. Просим человеколюбие Божие отвратить все сие от нас... Испов., II, отв. на вопр. 25.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим., VIII, 28–39). «Господь да расположит сердце ваше к любви Божьей» (II Фес., III, 5)… «Кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать, как Он поступал» (I Ио., II, 5–6)… Кто любит гордость и похоть мира, «в том нет любви Отчей» (I Ио., II, 15–16). Христианин принадлежит Царству Божиему, Царству любви; он не может одновременно быть преданным «миру сему», который живет не законом любви, а духовным и плотским себялюбием. Христос упрекал фарисеев, что они предаются внешнему благочестию и оставили любовь Божию (Лк., XI,42). Если Христос есть средоточие любви для всего сущего, любовь к Нему имеет особое значение. Для ап. Петра и Павла любовь ко Христу была основой всей жизни. Когда Господь после отречения Петра повторно спрашивал его, любит ли он Его, Апостол «опечалился… и сказал: Господи, Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю тебя» (Ио., XXI, 17). Ап. Павел считает себя навсегда соединенным со Христом. «Все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа!» говорит он (Фил., III, 8). «Кто не любит Господа Иисуса Хри–сти, — анафема!» заключает он послание Коринфянам (XVI, 22). Нелюбовь ко Христу есть отлучение от Его Царства. Только любящий Христа, может быть связан любовью с Отцом (Ио., XIV, 15–24, XVI, 27)… Ап. Иоанн считает лицемерной любовь ко Христу у тех, кто не следует Христу в жизни. Напротив, «если мы поступаем в мире сем, как Он», наша любовь достигает такого совершенства, что делает нас бесстрашными и дерзновенными перед Богом (I Ио., IV, 17–18, V, 1–3). Искренняя любовь открывает нам Бога, как истинную Благость. Страх перед Богом есть плод удаления от Бога. Любовь есть самоотдание, но не всякое самоот–дание есть жертва в точном смысле. Жертвуя, мы лишаемся чего–то; отдавая себя в любви, мы не лишаемся себя, ибо взаимная любовь есть не взаимо–уничтожение, но великое обогащение и приобретение друг друга.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Мало-помалу утратилось самое воспоминание о связи, существовавшей первоначально между именем верховного божества и его прилагательными и эпитетами, и последние превратились в названия новых самостоятельных богов. Следовательно, можно предположить, что такие божества, как, например, Vaticanus, Fabulinus – составляли первоначальные названия Юпитера и употреблялись так: Divus Pater Vaticanus, Divus Pater Fabulinus. С течением времени из различных атрибутов одного и того же бога возникли особые независимые боги. Монотеизм выродился в политеизм (Буасье. Римская религия от Августа до Антонинов. Москва, 1878, стр. 5). 263 См. Waitz. Antropologie der VI, S. 796. Cp. Картфаж. Das Menschengeschlecht, II, 231, 239. 265 Roskoff. Das Religionswesen der rogesten Leipzig, 1880, S. 46. Cp. Waitz, II, S. 342. 266 Max Einleitung in die vergleichende Religionswissenschaft. Strassburg, 1874, S. 168–169. 270 Wilson. Westafrica geogr. und hist. geschildert; aus dem Engl. von Lindau. Leipzig, 1862, S. 153. 273 То же самое подробно доказывает Вутке (Wutke) в своей истории язычества «Geshichte des Heidenthums», стараясь ослабить всякий монотеистический оттенок в представлениях американских дикарей о великом духе. 281 Слово это не было в употреблении до появления сочинения De Brosses: «Du Culte des Dieux F)etisches, ou Parall9ele de l’ancienne religion de l’Egypte avec la religion actuelle de Negritie» 1760. См. у M. «Vorlesungen» 62 и дальше. 282 Pfleiderer. Zur Frage nach dem Anfang der Religion («Jahrb. protest. Theol». 1875. I Th.). Happe. Die Anlage des Menschen zur Religion. 1878 и др. 284 Особенно ясно и обстоятельно этот предмет доказан в вышеупомянутом сочинении Happel’я (стр. 135–140). 285 Подробное доказательство этой мысли всею историею язычества см. во II томе «Апологетики» Эбрарда. Перев. прот. Заркевича. 1880 г. 287 В книге премудрости Соломона в XIII главе происхождение многобожия с внешней стороны объясняется следующим образом: «Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника, – а почитали за богов правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Мы увидим ниже, как Адония, после смерти Давида, надеясь на неопытность молодого царя, просить себе Ависагу в жену, надеясь вероятно на этом браке основать надежды и создать новый заговор для овладения престолом. Между тем наступают последние минуты жизни Давида. После воцарения сына Давид подымается на ложе своем и передает последнюю волю свою старейшинам Израильским, произнося трогательную молитву 330 , в которой он высказывает мысль, руководившую им целую жизнь, и которая и была основанием и причиною его счастья и величия. Одному только Господу, говорил Давид пред собранием старейшин, принадлежит величие и могущество и слава и победа и все, что на небе и на земле. И каждый человек, как весь народ, ничтожны во всех усилиях своих без помощи Божией и могут что-либо совершить лишь по милости Божией. «От Тебя все и от руки Твоей полученное приносим мы Тебе: потому что странники мы пред Тобою и пришельцы!» ( 1Nap. XXIX, 14 – 15 ). Затем Давид остается наедине с Соломоном и завещает ему (3 Ц. II, 1–9) прежде всего верность Господу и повелениям Его. После сего он отдает ему приказания относительно лиц, благотворивших ему и соделавших ему зло. По поводу этого последнего завещания мы напомним, что «благодать и истина» и прощение врагам «Иисусом Христом бысть»; что ветхий завет не представлял собою полноты истины Божией, и что великие вечные истины и заповеди любви и всепрощения внесены в мир Тем, Кто сказал: «любите врагов ваших!» и на месте мучений Своих молился за распинающих Его. «И почил Давид с отцами своими и погребен был в городе Давидовым» (II, 10). После смерти Давида Адония несомненно составляет новый заговор (ср. II, 22), но, храня его в тайне, придумывает сначала хитростью приобрести и узаконить в глазах народа права на престол, когда ему удастся силою восхитить его. Надеясь по всей вероятности на неопытность молодого царя 331 и на непонимание чего он просит у матери царя, Вирсавии, он склоняет последнюю просить за него пред Соломоном, чтобы он отдал ему в жены Ависагу Сунамитянку, жену умершего Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«На Кармиле». В Библии, как отмечают еще Евсевий и блаж. Иероним (Onomasticon, 602), известны две различных горы и местности этого имени: гора Кармил на севере Палестины, в южной части Ассирова колена, где пребывал пророк Илия (ныне Джебел Кармаль; о положении этого Кармила см. в «Толковой Библии», т. II, с. 453). Другой Кармил – местность и город в нагорной части колена Иудина ( Нав.15:55 ), упоминаемая в истории Саула и Давида ( 1Цар.15:12,25:2 ), к юго-востоку от Хеврона; см. «Толковую Библию», т. II, с. 98 и 265. В данном месте ( 2Пар.26:10 ) может быть разумеем только этот последний Кармил, так как северный Кармил, лежавший далеко на севере Израильского царства, не входил в состав Иудейского царства и потому не мог принадлежать к владениям Озии. Некоторые толкователи (Philippson, Kautzsch), впрочем, считают евр. Karmel данного места нарицательным: сады, фруктовые плантации. 2Пар.26:11 .  Было у Озии и войско, выходившее на войну отрядами, по счету в списке их, составленном рукою Иеиела писца и Маасеи надзирателя, под предводительством Ханании, одного из главных сановников царских. 2Пар.26:12 .  Все число глав поколений, из храбрых воинов, было две тысячи шестьсот, 2Пар.26:13 .  и под рукою их военной силы триста семь тысяч пятьсот, вступавших в сражение с воинским мужеством, на помощь царю против неприятеля. Указывается численность воинской силы царя Озии. В числе составителей списков войска, кроме придворного писца Иеиела (о должности придворных писцов, евр.: Соферим, см. комментарии к ( 2Цар.4:3 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 309), упомянут еще некоторый Маасея надзиратель, евр.: шотер, LXX: κριτς, Vulgata: doctor, слав.: «судия». Проф. А.А. Олесницкий видит в Маасее летописца периода царствования Озии: «хотя Маасея и называется здесь именем «шотер», но должность шотеримов, или составителей генеалогий, иногда соединялась при царях с обязанностями дееписателя». («Государственная летопись царей иудейских», «Труды Киевской духовной академии», 1879, 8, с. 427). Правда, летописная функция шотеримов является еще спорной (о ней лишь можно находить неопределенное указание в местах в ( Исх.5:6 и далее; Втор.1:15,20:5 ) и др.), но не может подлежать сомнению, что для тех богатых сведений о царствовании Озии, какими восполняет священный писатель ( 2Пар.26 ), сжатое и общее повествование об Озии (Азарин) 4 книги Царств, необходимо должны были быть материалы современника-летописца, именно из близкой двору сферы, каким и мог Быть Маасея.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Нельзя не видеть в этом «ином» царе будущего сильного врага христианства, который устами своими будет говорить «гордо и богохульно», станет изрекать «хулу на Бога», «хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе», будет «вести войну со святыми и побеждать их», прострет власть свою «над всяким коленом и народом, и языком и племенем» и властью этою будет пользоваться «сорок два месяца» ( Апок. 13:5–7 ; ср. 2Сол. 2:3–10 ). Владычество антихриста кончится судом над ним: враг Господа и святых Его будет лишен «власти губить и истреблять до конца» ( Дан. 7:26 ), сам будет лишен жизни и «тело его будет предано на сожжение» огню ( Дан. 7:11 ; Апок. 19:20 ; 2Сол. 2:8 ), после чего «Сын Человеческий» примет от Отца «власть, славу и царство», с Ним воцарятся «святые Всевышнего» и это новое славное царство будет царством «вечным», которое «не прейдет и не разрушится»; «все народы, племена и языки» будут «служить» Всевышнему Царю и «повиноваться Ему» ( Дан. 7:14, 18, 27 ; Апок. 19:1, 4–7; 21:1 ). 1275 Предполагают будто пророк действительно был в Сузах и здесь имел свое видение (И. Флавий. Древности иудейские. Пер. Самуйлова. Ч. II. Стр. 169. – Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. S. 482. – Kuenen. Histor.-krit. Einleitung in d. Bücher d. A. T. II. T. S. 435 – Cornely, Knabenbauer, de Hummelauer. Cursus scripturae sacrae. P. I. Introd., vol. II, 2. P. 469. – Болотов. «Валтасар и Дарий Мидянин». Христ. Чтение, 1896, сентябрь-октябрь, стр. 317), будто он или временно послан был сюда для исполнения какого-либо поручения (по Бертольду, для собирания податей), или совершенно был удален от двора в правление Набоннида и Валтасара и отправлен правителем сусанской области (Корнели), или, наконец, добровольно выбыл из Вавилона и переселился в Сузы (по взгляду Болотова, ко двору Валтасара, царствовавшего не в Вавилоне, а в Сузах). На самом же деле, пророку в видении только представилось, будто он был в Сузах (как показывает смысл самого текста Дан. 8:2 ), подобно тому, как и пророк Иезекииль только мыслью, а не реально был в Иерусалиме ( Иез. 8:3; 40:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Низвержение Ассура есть только один из моментов Суда Божия, который, несомненно, прострется на все народы мира. Ис.14:28–32 Пророчество о судьбе земли Филистимской. При Ахазе, который был стеснен союзными царями сирийским и израильским, филистимляне свергли с себя иго, которое возложил на них иудейский царь Озия ( 2Пар.26:6 ) и даже сами завладели несколькими иудейскими городами ( 2Пар.28 и сл.). Но затем они потерпели большое поражение от ассирийского царя Тиглат-Пилезера II. Теперь, – говорит Исаия, – филистимляне рады, что этот страшный враг их – умер (в 727 г., почти одновременно с Ахазом), но их радость будет недолговременна. За Тиглат-Пилезером явятся в Филистимлянскую землю его преемники (Салманассар, Саргон, Сеннахирим) и вся земля Филистимская распадется. Ис.14:28 . В год смерти царя Ахаза было такое про­роческое слово: «Пророческое слово» – по евр. massa, т.е. пророчество печального содержания, см. Ис.13:1 . Ис.14:29 . не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который по­ражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. «Жезл» – это не Ахаз, который не мог сам воспротивиться филистимлянам, когда они отняли у него несколько городов, а царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, только что умерший. «Из корня змеиного». Пророк держит здесь образную речь, но образы его очень понятны. «Корень змеиный» – это только что умерший Тиглат-Пилезер II. «Аспид» – вероятно, Саргон, который два раза разбил филистимлян (721 и 720 г.), относительно которых ему было донесено, что они составляли против него заговор с соседними народами (Schrader. Die Keilinschuften и das А. Т. 2 Auf, 1883, с. 398). «Летучий дракон» – это название как нельзя лучше подходит к Сеннахириму, который за непокорство предал казни многих филистимских аристократов и много филистимлян выселил из их страны. Под именем «летучего дракона» (saraph meophel) пророк разумеет, вероятно, крылатую ящерицу, водящуюся в Восточной Индии и Африке. Ис.14:30 . Тогда бедней­шие будут накормлены, и нищие будут по­ко­иться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но допускаемая здесь поправка не имеет опоры в текстуальном предании и естественнее кажется объяснить составление молитвы на основании общего упоминания о ней в Библии, чем тенденциозную корректуру текста – на основании составленной молитвы. Несмотря на неканонический характер, молитва Манассии является выражением горячего религиозного чувства, глубокого покаяния и уничижения, и потому в богослужении Православной церкви употребляется в качестве образца покаянной молитвы (Последование Великого Повечерия). Погребен был (ст. 20) Манассия в саду некоего Уззы, которого некоторые отожествляют с царем Озией (ср. ( 4Цар.21:18 ); «Толковая Библия», т. II, с. 561–562). 2Пар.33:21 .  Двадцати двух лет был Амон, когда воцарился, и два года царствовал в Иерусалиме. 2Пар.33:22 .  И делал неугодное в очах Господних так, как делал Манассия, отец его; и всем истуканам, которых сделал Манассия, отец его, приносил Амон жертвы и служил им. 2Пар.33:23 .  И не смирился пред лицем Господним, как смирился Манассия, отец его; напротив, Амон умножил свои грехи. 2Пар.33:24 .  И составили против него заговор слуги его, и умертвили его в доме его. 2Пар.33:25 .  Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Амона, и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. О царствовании 15-го иудейского царя, сына и преемника Манассии – Амона (по многим кодексам LXX и у И. Флавия: μς), весьма кратковременном и очевидно бессодержательном, 2 Паралипоменон сообщает те же сведения, что и ( 4Цар.21:19–26 ); см. «Толковую Библию», т. II, с. 562–563. 9 Блаженный Феодорит замечает «такую пользу приносит наказание желающим. Ибо чего (Манассия) не имел, царствуя, то приобрел, будучи рабом.». (Quaestiones in II Paralipomenon. Patrologia Graeca . t. LXXX, col. 854, 856) Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 2: Исторические книги. - 1054 с./Вторая книга Паралипоменон. 644-776 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

///Но если сам епископ не имеет чистой совести и лицеприятен, ради неправедной наживы или ради подарков, которые он принял 132 , защищает совершающего нечестие и позволяет. ему оставаться в церкви:///такой епископ позорить свою общину перед Богом и перед людьми, и перед многими из единомышленников, еще нетвердыми в своем (христианском) сознании S 15/L 12//CA II. 11///или перед оглашенными 133 и вместе с собой увлекает в погибель юношей и девственниц. Ибо вследствие наглости нечестивца 134 ,//когда они видят его в своей среде, и сами они становятся сомневающимися в своем сердце, подражают ему, соблазняются и охватываются тою же страстью, и погибают с ним. Но если грешник 135 видит епископа и слуг его свободными от (всякого) упрека 136 и все/стадо чистым, то он не осмелится войти в общину 137 , так как он обвиняется своей совестью. Если бы это и случилось, если бы он, обладая смелостью, нагло вошел в церковь , (то) он будет изобличен и поруган епископом 138 ; и он посмотрит на всех их и ни в ком не найдет порока, ни в епископе, ни в тех, которые с ним, тогда он смутится и в великом стыде тихо удалится, плача и с растерзанной душой; и стадо останется при этом чистым. А дальше, – если он удалился, то он будет раскаиваться в своем грехе, плакать и воздыхать перед Богом 139 , и надеяться. И все стадо, если оно увидит плач и слезы того (человека), будет иметь страх, сознавая и размышляя о том, что всякий согрешающий погибает.///Поэтому, епископ, старайся быть чистым в твоих делах, и познай твое место, что ты поставлен как образ всемогущего Бога и занимаешь место всемогущего S l0/L 12//CA II..12///Бога 140 . Итак, займи твое место в церкви и учи, как имеющий власть судить грешников от лица всемогущего Бога. Ибо к вам, епископам, сказано в Евангелии: «Все, что свяжете на земли, будете связано на небеси» 141 . Глава VI О согрешающих и приносящих покаяние 142 ///Итак, епископ, суди строго, как всемогущий Бог , и тех, которые чувствуют раскаяние, ://: принимай с любовью, как всемогущий Бог, и возбраняй, увещай и научай; ибо также и Господь Бог клятвенно обещал прощение согрешившим. Как Он сказал через Иезекииля: «И ты, человече, скажи дому Израилеву: вы говорите так: преступления наши и грехи наши лежать на нас, и от них мы чахнем, как же можем мы жить? Скажи им: истинно жив Я, говорит Господь Адонаи, не хочу Я смерти грешника, но чтобы грешник обратился от своего нечестивого пути и был спасен. Итак, обратитесь, отстаньте от злых путей своих 143 и не должны вы умереть, вы, от дому Израилева» 144 . Таким образом, здесь Господь дал обращающимся грешникам надежду на то, что в своем раскаянии они найдут свое спасение, дабы они не оставляли надежды, не пребывали в своих грехах, S 16/СА II. 13. 14///и не прибавляли к ним (новых), но чувствовали раскаяние, воздыхали и плакали о своих грехах и обратились бы к Богу от всего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010