6. Наконец, он говорит: ибо катятся святые камни, а не «ибо солдаты сражаются». Ведь суть камни и основания, на которых мы воздвигаемся, будучи утвержденными, согласно Павлу, на основаниях апостолов, 2032 которые – камни святые, выставленные на всеобщее поругание, – катятся . Итак, Он и здесь запрещает размышлять, что следует отвечать перед судилищами, 2033 будучи Тем, Который внушил Валааму, о чем тот не думал, и даже противоположное тому, о чем тот думал; 2034 и Моисею, ссылающемуся на косноязычие, пообещал уста, . 2035 И саму мудрость, которой никто не в силах противиться, явил через Исаию: Этот будет говорить: Я – Божий, – и 2036 воскликнет: Во имя Иакова, – и другой запишется во имя Израиля. 2037 7. Ибо что мудрее и неопровержимее простого и открытого исповедования во имя мученика, 2038 «становящегося сильнее с Богом» 2039 (так переводится имя Израиль)? И неудивительно, если Тот удерживал от предварительного обдумывания, Кто и Сам получил от Отца дар своевременной проповеди: Господь дает Мне язык учения, 2040 когда Я должен произносить слово, 2041 – если только Маркион не вводит Христа, не подвластного Отцу. 8. Мне нет нужды вновь показывать и преследования со стороны близких, и предвещенное хуление за имя, разумеется, из-за ненависти 2042 . Но терпением, – говорит, – вы спасете самих себя, 2043 – о каковом , надо думать, псалом: Терпение праведников не погибнет до конца; 2044 ибо и в другом месте: Славна смерть праведных, 2045 – без сомнения, из-за терпения; ибо и Захария: Венец же будет тем, которые претерпели. 2046 9. Но чтобы ты не дерзал доказывать, что апостолы были мучимы иудеями как глашатаи иного бога, вспомни, что также пророки, претерпевшие то же самое от иудеев, были, тем не менее, апостолами не другого бога, а Творца. Но, указав после этого на время разорения, когда Иерусалим начнет окружаться войсками, 2047 Он перечисляет уже знамения последнего конца: чудеса луны, солнца и звезд и на земле бедствия народов, 2048 пораженных как бы шумом бушующего моря в ожидании нависших над миром несчастий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Повторяю еще раз мою глубокую благодарность за Ваше сочувственное отношение к моему труду, который надеюсь продолжать безостановочно и окончить к будущей осени. Живой личный интерес в деле, составляющем мою давнишнюю заветную мечту, да будет для Комиссии главным ручательством за мое усердие и аккуратность. Истинно преданный и благодарный Вам А. Павлов 10 января 1877 года 6 Высокопочитаемый Афанасий Федорович, Посылаю Вам, через университетскую канцелярию, еще часть моего оригинала, именно 3–11. Теперь уже не опасаюсь быть застигнутым врасплох корректурой, которая, впрочем, не грозит мне своею поспешностью, по крайней мере, до сих пор я не имел с нею дела. А. Ф. Лавров, 2037 мой коллега по науке, которого я, конечно, не замедлил уведомить о начале дела, столь близкого нашему сердцу, настаивает на необходимости принять в издание все греческие акты по делам русской церкви, изданные Миклошичем и Мюллером (Acta patriarchatus C/politani). Я нахожу, что это противоречило бы принятому правилу – избегать всяких перепечаток, хотя мысль иметь в одной книге полное, по возможности, собрание древнейших памятников нашего канонического права и для меня имеет великую прелесть. Если Вы найдете нужным сделать такое дополнение к программе издания, то, при докладе о том Комиссии, предложите вопрос: присоединять ли русский перевод к тексту тех грамот, которые неизвестны в старом славянском переводе? Я не отказываюсь ни от какой работы над делом, которое, надеюсь, будет полезно не одним канонистам и немалое число лет. Соблазняет меня мысль – как можно ближе подвинуть свое издание к Вашему, посвященному памятникам синодального периода. Впрочем, если захватить все время, обнимаемое первым томом Актов Экспедиции и Комиссии, то промежуток между мной и Вами не будет уж слишком велик и труден для перехода историку русского церковного права. Александр Ильич 2038 обещался мне поискать в складах Комиссии упомянутый том тех и других Актов (с соответствующими «Дополнениями»), который совершенно необходим мне при настоящей работе и которым на короткое время снабдил меня Н. С. Тихонравов. 2039 Я был бы вполне доволен, если бы мне предоставлена была возможность беспрепятственно пользоваться этим пособием до окончания моего дела, но только – с правом делать на полях приписки и заметки карандашом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2026 В 554 г. такая же катастрофа поразила Константинополь и Никомедию 2027 и столицу охватил при этом такой ужас, что в последующее годы в годовщину этого великого бедствия весь город толпился в церквах, молясь о божественном милосердии. 2028 В декабре 557 г. это бедствие повторилось еще ужаснее: «немногого не доставало, говорит Агафий, чтобы вся Византия была разрушена». 2029 В течение многих дней повторные толчки колебали почву; толпа, теснясь в церквах, считала, что наступил конец мира 2030 , и потребовалось много времени для успокоения обезумевшего населения, постоянно воображавшего, что под его ногами колеблется земля. 2031 В знак траура император в течение тридцати дней не надевал своей диадемы 2032 , но этим нельзя было ограничиться: нужно было восстанавливать разрушенное 2033 и помогать жертвам, а через несколько месяцев, в 558 г., чума в свою очередь опустошила столицу 2034 , и таким образом на протяжении шести месяцев ее постигли два бедствия. Само собой понятно, что все это стоило очень дорого. 2035 Истощенное излишеством расходов, государственное казначейство еще сильнее обременялось долгами и потребность в финансовых средствах со дня на день чувствовалась все сильнее. «Никогда государство, пишет Юстиниан в 552 г., не испытывало такой нужды в деньгах, как в настоящее время». 2036 Чтобы достать их, увеличивались меры строгости, но несмотря на приказания государя, налоги, тяжесть которых постоянно усиливалась, поступали с величайшим трудом. В 559 г. значительные суммы не могли поступить, так как агенты казначейства не могли добиться их уплаты. 2037 Сверх того, жадность должностных лиц, бессовестно эксплуатировавших провинции, постоянно увеличивала без всякой выгоды для государства нищету населения. Администрации предоставлена была полная свобода; воровали открыто, говорит Агафий 2038 , и бессовестное лихоимство губернаторов задерживало по дороге большую часть доходов казны. Правосудие было возмутительно медленно и продажно 2039 ; притеснение провинций – постоянное и позорное и неурядица в управлении дошла до такой степени, что в 556 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

История также учит, что Константин и Констанций, которые первые сделали попытки разрушать храмы, жестоко поплатились за это: один несчастием своей семьи, другой поражениями от персов 2036 . Наконец, если всюду, – говорит Ливаний, – должно сохранять города, что тем более храмы за свою красоту, чем города. Мы считаем за ужасное отрубить руку человека, а глаза городов уничтожаем спокойно… Итак, храмы, как достояния царей, имеют право претендовать на протекцию последних 2037 . А если так, то не постыдно ли войску воевать против каменных строений? 2038 В заключение Ливаний умоляет Феодосия наказать или умерить ревностных, кто под видом религии ничего не знает другого, как разрушать храмы, и за что император даже делает их своими друзьями, хотя за это их следовало бы лишить должностей 2039 . Несмотря на все это, речь, написанная по всем правилам риторического искусства, не произвела желанного действия на императора 2040 и на христианское общество. Ливаний просто не понял, что христианское государство не может держаться иной политики к язычеству: разница могла быть только в выборе способов практического осуществления политики, а не в изменении самого содержания ее. Tillemont, наоборот, даже допускает, что безосновательные (?) речи Ливания могли только обидеть Феодосия, а особенно оскорбление монахов, этих верных сынов Церкви, и та похвала, с какою Ливаний отзывался об Юлиане 2041 . Какое впечатление произвела речь на Феодосия, это остается, да наверное и всегда будет оставаться, тайною для истории. Одно можно сказать, что Ливаний глубоко ошибался, если надеялся своею реляциею оказать услуги язычеству: скорее она могла принести ему вред. Говорить в христианском государстве о каких-то правах языческого культа на законное его существование, это значило игнорировать самое государство, его основные задачи, с чем власть едва ли могла примириться. Итак, эпоха великих крестовых походов против языческих храмов, речь Ливания, на которую правительство не сочло нужным прямо ответить, ясно показывают, что вопрос о внешних условиях языческого культа был уже решен и покончен в самом широком смысле: ничто языческое – ни храм, ни статуя – не имеют права на существование.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2027 См. для сего письма его к А. В. Горскому и особенно от 5 мая 1843 года в Приб. к Твор. св. Отцев за 1884 г. 588–593. 2029 Для краткости мы приводим здесь лишь самое мнение комитета, а в своем представлении митрополиту комитет приводил, в общих чертах и упомянутые выше постановления св. Синода и Духовно-учебн. управления. Это именно пункт 2-й предположения Духовно-учебного управления. 2033 Последнего из поименованных здесь, как «главнейших» Отцов, св. И. Златоустого, взялась переводить С.-Петербургская Духовная Академия. 2037 Дела Ценз. Комитета 1847 г. 3. Сравн. выставленное редакционным комитетом Моск. Дух. Академии побуждение (назидательность и уважение в народе к творениям св. Ефрема) к занятию переводом творений св. Ефрема Сирина в журналах сего комитета за 1847 г. Заседание 20 мая 1847 г. Второе изд. «Цветов» вышло в Москве, в 1851 г. 2038 Сравн. напр. журн. ред. комит. за 1854 г. от 30 апреля; представление того же комитета митр. Филарету от 1857 г. и от 1858 г. 2 сент. и др. 2042 Это именно те самые слова, которые в приведенном письме митр. Филарета названы речами о Провидении. 2046 П. С. занимался обыкновенно полулежа на диване в своем кабинете в казенном доме, что за садом монастырским, и от этого весь его стан покосился на один бок. Кабинет этот очень хорошо знаком старожилам Академии (ныне в квартире секретаря Совета и Правления Академии). 2047 См. С. К. Смирнова: П. С. Делицын, стр. 6 и П. С. Казанского в Прав. Обозр. 1883, II, 521. Вставая с 5 ч. утра, П. С. все утреннее время до обеда, когда не было у него лекций, посвящал переводной части Творений, а часто (если кто-либо не приходил к нему, или если какое-либо другое занятие не отвлекало его) ею занимался и вечером, после обеда и кратковременного отдыха. 2048 Даже за несколько дней до кончины своей, когда ему запрещено было заниматься умственными работами, он с заботливостью относился к этому делу, спрашивал приходивших навешать его наставников Академии, у которых на руках были переводы святоотеческих творений, готовы ли их доли перевода, и несмотря на запрещения врачей, в отсутствии сыновей, удерживавших его от занятий во время его предсмертной болезни, исправлял некоторые части перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Учреждения прод. снабжения – 4625 чел. Учреждения обозно-вещевого снабжения – 2038 чел. Политпросветучреждения – 3469 чел. Артсклады, полигоны и мастерские – 14147 чел. АВТ склады и мастерские – 6965 чел. Склады топокарт – 261 чел. Склады снабжения горючим – 1463 чел. Органы военных сообщений, питательные пункты и рабочие части – 5000 чел. Всего – 86198 чел. Общая численность Красной Армии Общая численность Красной Армии после проведения указанных выше мероприятий составит 3212666 человек. Учитывая, что 30000 человек курсантов военно-учебных заведений будут содержаться за счет некомплекта начсостава без увеличения общей численности, численность Красной Армии прошу утвердить – 3182666 человек. Резерв – 17334 чел. Итого – 3200000 чел. Наличный состав Красной Армии на 1 мая, исключая произведенное увольнение запасных, составляет – 3886329 чел. Таким образом, в настоящее время в Красной Армии состоит сверх предлагаемой численности – 686329 чел. Для доведения Армии до установленной штатной численности в мае прошу разрешить уволить в запас следующие контингенты: а) личный состав частей и учреждений, переводимых на штаты мирного времени, и частей, сформированных во время войны в ЛВС, КОВО, БОВО, КалВО, ОдВО, ХВО, МВО, ОрВО, ПРИВО, УрВО, СибВО, СКВО, за исключением частей, перебрасываемых в ЗакВО – 173464 чел. б) весь призванный из запаса рядовой состав, выписываемый из госпиталей и батальонов выздоравливающих – 70000 чел. в) призванный из запаса переменный состав запасных частей – 140000 чел. г) оставшийся в излишке приписной состав стрелковых дивизий, переводимых на штаты мирного времени – 302865 чел. Всего – 686329 чел. В дальнейшем намечается увольнение оставшегося переменного состава с заменой его военнообязанными 2-й категории 1912–1919 годы рождения производить после уточнения возрастного состава и распределения его по частям, о чем будет представлен доклад дополнительно. Прошу утвердить предлагаемые мероприятия и численность Красной Армии. Народный комиссар обороны СССР

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Все эти качества есть высшие достоинства умной природы человека, несущей на себе, по преимуществу, образ Бога. В этой духовной составляющей главную роль играет ум 2026 , «по тому уже, что создан по образу Прекрасного» 2027 , т. е. Творца. Ум прямо называется Святителем «самой лучшей стороной естества человеческого» и самой «лучшей частью в нашей природе» 2028 . Плоть, по сравнению с умом, «есть нечто грубое и твердое», и последний, конечно же, «оказывается более способным к соединению с Богом». «Плоть есть орудие воли» 2029 , приспособленное к стремлению разума и направляемое к тому, к чему побуждает движущее ее начало. Воля почти отождествляется с умом, описываемая как его свойство 2030 . Ум несет на себе подобие Бога и в том, что как Бог пребывает во всем мире, так и ум человека «по необъяснимому закону срастворения, без предпочтительности соприкасается с каждым членом» нашего тела» 2031 . В главе 8 сочинения Об устроении человека Святитель выделяет еще третью составляющую человеческой природы, подразделяя духовную природу на душу и собственно ум и ссылаясь на слова апостола Павла в Послании к Фессалоникийцам 2032 . По «естественному виду души» человек питается. «С растительной силою соединена чувствительная, по природе своей занимающая середину между умопредставляемой и вещественной сущностями, в такой мере грубейшая первой, в какой она чище последней. Потом с тем, что есть тонкого и светоносного в естестве 2033 чувствующем, совершается некое освоение и срастворение умопредставляемой сущности, чтобы человек составлен был из этих трех естеств» 2034 . В главе 5 того же сочинения отмечены «чистота, бесстрастие, блаженство, отчуждение от всего худого» 2035 – качества, которые принадлежали человеку при первом его сотворении. Свойственные же настоящей человеческой жизни «несообразности» 2036 не служат достаточным доказательством того, что человек «никогда не был в добром состоянии» 2037 . Изначально человек, «укрепленный Божиим благословением, велик был по достоинству, потому что поставлен был царствовать над землей и над всем, что на ней; имел прекрасный вид, потому что соделался образом красоты первообразной; бесстрастен был по естеству, потому что был подобием Бесстрастного; исполнен же дерзновения, лицом к лицу наслаждаясь самым богоявлением» 2038 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Вы не ошиблись, сказав приятный отзыв о Н.И. Решет­никове. Он – симпатичный и благородный человек. Он – будучи сам очень богатым, делает только добрые дела. Территория имуществ недвижимых в России ему известна всесторонне, как Вам или мне содержание какой-либо вы­ученной книги. Уверяю, что отношение к Вашему делу у Г. Решетникова утверждено не на наживе. Надеюсь, что не будете метать в меня искрами гнева за то, что я замедлил свидание с О. Серапионом. Оно для него безнужно, а между тем влечет от уединения, от привычного метода жизни. Если что-либо нужно будет, то, разумеется, я не явлюсь проспавшим условный час. Большое письмо написал Вам, среди недосуга и хлопот невеселого характера. Христос с Вами ныне и присно! Благодарный слуга Ваш Протоиерей Валентин. Москва. 4 Февр. 1897 XLVI 2038 † Досточтимая Екатерина Михаиловна! Имел счастие получить Ваши строчки. Грустны они. В неясном изложении их, узнал лишь одно, что внешние обстоятельства Вас не веселят. Вы все еще не можете —516— привыкнуть к тому, что ничто внешнее не имеет в себе устойчивости. Внешнее Вам менее, нежели тысячи других людей, нужно... Внутренний же Ваш мир совсем был хорош: и светлый ум, и доброе сердце, и сильное воображение. Во внутренней области нужно было бы побольше воли... Она, да и то только мне кажется, гнется под давлением напора ветра. И за физическое здоровье Ваше я не прихожу в отчаяние. Болезнь Ваша преходяща как зима в году. С весной снимет с своего лица суровый вид и холодную одежду. Желал бы лично свидетельствовать Вам глубокое, не­изменное уважение, но, поверьте, недосуг мой ненасытно ест все время, дарованное Провидением Вашему верному слуге протоиерею В. Амф-ву. Прошу передать поклон мой досточтимому О. Серапиону, которому кланяется из Шенкурска Веселовский. Я получил от него письмо, но не знаю его имени и отчества. Письмо его касается выписки книги моего авторства 2039 . XLVII Это письмо Протоиерея В. Амфитеатрова к о. Серапиону, тогда иеромонаху и помощнику смотрителя Перервивского Духовного училища, вероятно, уничтожено о.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Теперь мы должны обратиться к вопросу о том, как Леонтий понимает соотношение между Божеством и человечеством в Воплощении. Разбирает ли он вопрос о том, как человеческая природа Христа функционирует в качестве человеческой природы? Или какую роль играют человеческая воля и разум Иисуса? По существу, этим проблемам Леонтий не уделяет большого внимания, но есть одно используемое им слово, а именно νυπστατος «воипостасный», на которое неоднократно ссылались как на ключевое для христологии Леонтия, считая его важнейшим вкладом в понимание отношения между Божеством и человечеством во Христе. « Леонтий Византийский и учение о воипостасном» – такова одна из обязательных тем в истории христологии. К рассмотрению этого понятия мы теперь и обратимся. Раздел III. Леонтий Византийский и понятие воипостасное νυπστατον «воипостасное» Ассоциация имени Леонтия с термином «воипостасное» стало общим местом в работах по истории христологии или истории по- стхалкидонской эпохи. Часто можно встретить утверждения, что именно с этим понятием связан «важнейший вклад Леонтия в христологию» 2036 или что понятие νυπστατος «воипостасный» является «центральным у Леонтия Византийского » 2037 . После этого исследователь, который штудирует первоисточники, – а именно во многих случаях 2038 несколько дефектные тексты в издании Миня, – приходит в некоторое удивление, обнаружив, что там вообще нет такого существительного, как νυποστασα «воипостасность», что прилагательное νυπστατος «воипостасный» встречается только три раза 2039 , а выражение ποστηναι ν τ Λγω «ипостасно существовать в Слове» – всего один раз 2040 . Нашей целью в этой части будет анализ значения термина νυπστατος «воипостасный» и близких выражений; исследование их употребления в сочинениях Леонтия и рассмотрение интерпретации христологии Леонтия, получившей известность как «учение об воипостасности». Начнем мы с вопроса об употреблении термина νυπστατος «воипостасный» в раннехристианских текстах. Однако необходимо сделать два предварительных замечания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

К этому воззрению присоединяются и Кёлер 2038 , Кейл 2039 , Гитциг 2040 и др. И новейшие лексикографы усвояют только два значения: α) местное – «от» (ср. Быт.36:6 ; Исх.14:19 ; 1Цар.18:11 ; Ис.63:12 ; Нав.2:10 и др.) и β) причинное 2041 . Последний случай очевидно имеем мы и здесь. Но русский язык не может, не нарушая требований стилистики, позволить выражения – «страх по причине грозы», «благоговение ради Бога» и т. п. Во всех этих случаях у нас употребляется предлог «пред». Гл. 3, ст. 15 Κα νν μες μακαρζομεν λλοτρους, κα νοικοδομονται πντες ποιοντες νομα κα ντστησαν τ Θε κα σθησαν. «И теперь мы считаем счастливыми гордых, и хорошо устраивают себя делающие беззаконие: хотя они и искушают Бога, но остаются целы.» § 164. . Наречие почти все комментаторы признают здесь выражающим следствие иди вывод («итак», «поэтому», «следовательно» и т. п.). Но ссылки на аналогичное будто бы словоупотребление пророка в 1:9 и 2:1 2042 – малоубедительны, потому что там без труда может быть принято и темпоральное значение. Лучше ссылки на Быт.11:6; 20:7; 27:8; 45:8 ; Пс.2:10 ; 1Цар.27:1 . 2043 Но и русское «теперь» вполне годится кроме обозначения времени также и для обозначения следствия. Поэтому мы не видим достаточного основания заменять его союзом «поэтому» (как в русском Венском издании) 2044 . По своему логическому значению, это «теперь» указывает вывод из данных ст. 14. По вопросу о том, кого разуметь под «гордыми», мнение расходятся так же, как и по вопросу о значении во 2:17; это, конечно, вполне естественно, в виду сходства тем четвертой и шестой речи пророка Малахии 2053 . Генгстенберг считает их язычниками. Основанием для него служит предполагаемая связь этой речи с пятой речью. Там пророк от имени Иеговы говорил: «испытайте Меня, не открою ли Я для вас окна небесные» и пр. (ст. 10); здесь, в ст. 15, противники пророка отвечают: «вот они () испытывают Бога и остаются благополучны»; – зачем еще нам испытывать, не будет ли Бог благоволить к нам за исполнение закона, когда люди не исполняющие его достаточно испытывают безнаказанность? да и мы (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010