1112. Бибиков М. В. Подведение итогов [Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия» (Москва, 20–22 июня 2000 г.)]//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 325–327. 1114. Мефодий (Немцов), митр. Астанайский и Алма-Атинский. Заключительное слово [на Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]/Мефодий, митр. Воронежский и Липецкий//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 328–329. 1115. Осипов Ю. С. Приветственное выступление президента РАН акад. Ю. С. Осипова [на Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 9–11. То же: 1116. Осипов Ю. С. Приветственное выступление президента РАН акад. Ю. С. Осипова [на Междунар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 7–9. 1117. Приветствия, направленные в адрес конференции [«Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 301–309. 1118. Садовничий В. А. Поздравительное приветствие Московского государственного университета Святейшему патриарху Московскому и всея Руси Алексию II [на Между-нар. конф. «Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 25. 1119. Типикин А. П. Приветствие Министерства культуры Российской Федерации участникам конференции [»Христианство на пороге нового тысячелетия». Москва, 20–22 июня 2000 г.]//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 14–15. Фонд митрополита Макария 1120. Карпов С. П. О работе Экспертного совета [Фонда митр. Макария] по присуждению премий памяти митр. Макария в 1999 г.//ИВ. 1999. Вып. 3–4. С. 16–26. 1121. Щапов Я. Н. Макариевские премии в дореволюционной России и их возрождение в 1994–1997 гг.//ИВ. 1999. Вып. 3–4. С. 5–15. См. также 1090. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Tractatus de Inuentione sanctorum Patriarcharum» (1136; перевод) сохранился в 2 списках 2-й пол. XIII в. Автор описывает интерьер приблизительно так же, как и Зевульф и игум. Даниил, хотя гробницы называет пирамидами и отмечает, что пещера Авраама находилась под полом М. В трактате рассказывается, что в июне 1119 г. один каноник, спасаясь от жары, зашел в храм М. и лег на пол рядом с гробницей Исаака. Он почувствовал дуновение, исходящее из щели между каменными плитами. Каноник предположил, что внизу есть пещера или цистерна, и с помощью отвеса измерил глубину помещения. Через 3 дня начались работы по ее открытию; под облицовочными плитами обнаружили вход в пещеру. Одо спустился вниз, но не нашел дальнейшего лаза, Арнульф исследовал облицовку зап. стены, за к-рой был обнаружен проход. Далее сообщается, что 25 июня каноники нашли там «круглую (!) базилику», в к-рой могло разместиться до 30 чел.»; в самой постройке Арнульф обнаружил только землю, как ему казалось, пропитанную кровью; в ходе раскопок он открыл кости (Иакова), в др. пещере - кости Авраама и Исаака, к-рые были обозначены подписями. 27 июля монахи спустились в «базилику», они заметили надпись на каменном блоке и, раскопав землю в этом месте, обнаружили 15 урн с костями, к-рые приняли за кости «сынов Израилевых». 6 окт. каноники без участия патриарха Иерусалимского Вармунда подняли кости патриархов, совершили крестный ход вокруг строения и показали останки людям. Открытие пещер крестоносцами упоминается и мусульм. авторами. В 1113 г. персид. путешественник Али Гератский (Али ибн Бакр аль-Харави) сообщал, что часть пещеры Авраама обвалилась и «франки сделали вход в нее». Они «открыли могилы с телами Авраама, Исаака и Иакова», «их саваны уже истлели, распались на куски и лежали рядом со стеной… Тогда король, после пожертвования новых саванов, закрыл их снова…» (имеется в виду кор. Балдуин II ). Тот же путешественник встретил в Вифлееме рыцаря по имени Биран (Балиан), к-рый помнил, как он 13-летним мальчиком вместе с отцом входил в пещеру.

http://pravenc.ru/text/2562726.html

А. к. и Эдесское графство, находившиеся на севере владений крестоносцев, были наиболее уязвимы для ударов мусульман и с первых лет XII в. подвергались постоянным нападениям эмиров Халеба, Хамы и Мосула. После поражения при Харране (1104) крестоносцы перешли к обороне уже занятых территорий и занялись строительством и укреплением многочисленных пограничных крепостей. В 1-й пол. XII в. военные действия велись очень интенсивно и сопровождались постоянными грабежами территорий с обеих сторон. Тем не менее почти ежегодные вторжения эмиров (Мавдуда, Бурсука, Гази и др.) не приводили к к.-л. серьезным результатам: из рук в руки переходили лишь пограничные замки. Сами мусульм. правители зачастую были заняты вооруженной борьбой друг с другом, а в полевых сражениях рыцари, как правило, одерживали над ними победу. Но постоянная война постепенно истощала силы крестоносцев. После крупного успеха в битве при Телль-Даните (1115) Антиохийский кн. Рожер Салернский приобрел у мусульман славу непобедимого воителя, однако уже в 1119 г. его войско было разгромлено при Дарб-Сармаде и сам Рожер погиб. С нач. 20-х гг. XII в. А. к. нуждалось в постоянной военной поддержке более сильного Иерусалимского королевства, а в нек-рые периоды управлялось иерусалимскими королями. В 1130 г. в бою с мусульманами в Киликии погиб еще один правитель А. к., Боэмунд II, и эмир Мосула Зенги впервые дошел до самой Антиохии и разграбил окрестности. С 30-х гг. XII в. начинаются безвозвратные потери крепостей и территорий А. к. В 1144 г. эмиром Зенги была взята Эдесса, а вскоре его преемник Нур ад-Дин впервые сумел объединить все владения мусульман в Сирии, Палестине и В. Месопотамии. В 1149 г. Антиохийский кн. Раймонд из Пуатье погиб в сражении, а его войско было окружено и разгромлено. Победитель, эмир Нур ад-Дин, совершил поход через территорию А. к. и демонстративно искупался в море в знак победы над христианами. К нач. 50-х гг. все владения А. к. к востоку от р. Оронт были утрачены. Хотя военное превосходство мусульман становилось все более ощутимым, с 50-х гг. XII в. в Сев. Сирии установилось относительное затишье. Ресурсы сторон были исчерпаны в многолетней борьбе 1-й пол. XII в., и, кроме того, у христиан появился могущественный союзник - визант. имп. Мануил, к-рый установил дружественные отношения с Иерусалимским королевством. Тем не менее слабость А. к. проявлялась даже в относительно мелких столкновениях. Так, в 1164 г. кн. Боэмунд III был захвачен мусульманами и год провел в плену.

http://pravenc.ru/text/115778.html

Боярский сын Ив. Никит. Беклемишев-Берсень состоял в великокняжеской свите при Иване III (в жильцах), в 1490 г. встречал близ Москвы цесарского посла (Забелин, Ист. г.Москвы, стр. 619), в 1492 г. ездил послом в Польшу (Сборн. Им. Рус. Ист. общ. т. XXXV, 60–68), в 1492–1494 находился в приставах при разных послах (ib., 74, 108, 117–136; 1511 г., 495), в 1495 г. – в свите Ивана III ездил в Новгород (Лихачев, Разряд. дьяки, 172), в 1502 и 1503 гг. был послан в Крым (во второй раз, будучи ограблен, возвратился с поля, Сборн. XXI, 434–443, 455–465, 526, 537), в мае 1514 г. встречал посла султ. Селима I Камала перед дверьми набережной палаты в «больших» (Лихачев, 58) и участвовал (летом) в походе с вел. князем под Смоленск, где своими замечаниями навлек на себя неудовольствие вел. князя (дело М.Грека), участвовал, как полагают, и в Думе вел. князя (Лихачев., 173, также «Ответ суровому критику»); Федор Жареный – крестовый дьяк вел. князя (Типогр. летоп., 381). Кн. Ив. (Юр.) Токмаков и Ив. Дан. Сабуров, вероятно, будущие воеводы под Нарвой (Карамз., X, 64), Василий Тучков (см. выше), А.Холмский подписался на поручной грам. (1527) за побег кн. М.Л.Глинского, в числе других, в 5000 р. (Собр. госуд. грам., I, 428, 429), Юрий Тютин в списках не значится, но очевидно его сын Хозяин Юрьевич Тютин был царским казначеем при Иване IV (Ак. Арх. экспед., I, 175, 218, 262, 278, 292–293; Акты историч., I, 251–253, 258, 260, 266; Дополн. к акт. 79, 132, 138, 157, 170. Сборн. . Общ. LIX, по указателю). По указанию Курбского, Тютины «грецкого рода», Хоз. Тютин, казначей царский, «зело богатый», казнен со своей семьей при Иване Грозном (Сказания, 106, и пр. 158). Что же касается Юрия Тютина, то не был ли это тот вельможа Юрий Дмитриевич, к которому твер. еп. Нил писал послание «об артосе», прибывший в свите ц. Софии (Псков. лет., IV, 244) и который был «того же роду» с еп. Нилом. «Вероятно, тем же вопросам был вызван, и М.Грек, писавший об артусе и панагии» (Соч., III, слова xiii-xiv). Ю.Тютин мог интересоваться восточными обычаями (ср. Хр. Чтен. 1909, II, 1115–1119).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг. Средневековая базилика Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119). Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Вид на центральную апсиду базилики сщмч. Климента Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.). Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Мозаика в конхе центральной апсиды базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг. Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско. Христос Пантократор. Фрагмент мозаики предалтарной арки базилики сщмч. Климента. Ок. 1120–1125 гг.

http://pravenc.ru/text/1841417.html

История Л. после VI в. в наст. время не поддается убедительной реконструкции. Археологические раскопки, которые активно ведутся на месте города в последние годы, пока не зафиксировали к.-л. существенной строительной активности в Л. после VII в. На территории города не найдено монет, выпущенных позже правления визант. имп. Фоки (602-610). Предполагается, что древняя Л. была полностью или почти полностью покинута жителями в VII-VIII вв. Расположенный в районе речных долин, легкодоступный для врагов и сравнительно слабо защищенный город в это время неоднократно подвергался нападениям персов и арабов, которые грабили М. Азию, передвигаясь по хорошо известным торговым путям. Кроме того, Л. продолжала страдать от землетрясений. Археологи обнаружили следы сейсмических разрушений построек VII-VIII вв., к-рые уже не были восстановлены. В XII-XIII вв. Л. несколько раз упоминается в источниках как военная крепость. Скорее всего в это время среди византийцев ее название употреблялось уже для обозначения цитадели, расположенной в 10 км южнее Л., из которой позднее вырос совр. г. Денизли. Так, в 1119 г. Л. была отвоевана византийским имп. Иоанном II Комнином у сельджуков. При имп. Мануиле I (1143-1180) крепость ремонтировалась. В 1206-1230 гг. она входила в состав владений визант. магната Мануила Маврозома, но позднее окончательно перешла во владение сельджукских мусульм. правителей. Однако по византийским источникам известно, что церковная митрополия Л. продолжала существовать без значительных перерывов до сер. XV в. Большинство упомянутых в них иерархов, вероятно, постоянно проживали в К-поле и были титулярными митрополитами Л. О присутствии их в Л. в средние века ничего не известно. Памятники христианской архитектуры В Л. раскрыто археологами ок. 10 христианских храмов различной конструкции и назначения. Все они были выстроены в течение довольно краткого периода, V-VI вв., и использовались преимущественно лишь до VII в. Посвящения храмов неизвестны. «Лаодикийская» базилика Руины «лаодикийской базилики»

http://pravenc.ru/text/2463113.html

Избранный после смерти Геласия II папа Каллист II подтвердил на Соборе в Реймсе (29/30 окт. 1119) наложенные ранее на Г. прещения. При поддержке норманнских правителей Сицилии Каллисту II удалось заставить императора признать себя папой, что вынудило Г. бежать в Сутри. В апр. 1121 г. норманнские войска под командованием кард. Иоанна Кремонского захватили Сутри, откуда антипапа был доставлен в Рим. Его подвергли унижениям, посадив верхом на верблюда спиной вперед. По приказу папы Каллиста II Г. заключили в аббатство Ла Тринита делла Кава. Латеранский III Собор (1123) объявил недействительными все совершенные Г. назначения. Впосл. Г. был переведен в мон-рь Сан-Джермано близ Монте-Кассино, в 1125 папа Гонорий II отправил его в замок Фумоне под Алатри. В 1137 г. Г. вновь заключили в аббатство Ла Тринита делла Кава, где, вероятно, он скончался; точная дата смерти Г. неизвестна. Сохранилось неск. посланий и постановлений Г., а также документы, относящиеся к периоду его деятельности в Испании. Сведения о деятельности Г. в Риме после избрания папой содержатся в сочинениях его противников, из к-рых наиболее значительными являются Жития пап Пасхалия II, Геласия II, Каллиста II в Liber Pontificalis и в «Annales romani». Ист.: LP. Vol. 2. P. 304, 315, 323, 347-348, 376-377; Vol. 3. P. 162-163, 169; Jaffé . RPR. Т . 1. P. 821-822; Т . 2. P. 715; Vita Mauritii Burdini archiepiscopi Bracarensis/Ed. É. Baluze//Miscellanea novo ordine digesta/Ed. J. D. Mansi. Lucca, 1761. T. 1. P. 137-148. Лит.: Saraiva S . Luiz Fr . de, card . Successão dos bispos de Coïmbra desde o anno de 1080 até o fim do sec. XII// i dem . Obras completas. Lisboa, 1872. T. 1. P. 114-133; Erdmann C . Mauritius Burdinus (Gregor VIII)//QFIAB. 1927. Bd. 19. S. 205-261; Schreiner K . Gregor VIII. nackt auf einem Esel: Entehrende Entblösung und schandbares Reiten im Spiegel einer Miniatur der «Sächsischen Weltchronik»//Ecclesia et regnum: Beitr. zur Geschichte von Kirche, Recht und Staat im Mittelalter: FS für F.-J. Schmale zu seinem 65. Geburtstag/Hrsg. D. Berg, H.-W. Goetz. Bochum, 1989. S. 155-202.

http://pravenc.ru/text/166759.html

Documenta conciliorum Galliae. PL. 84. Col. 237–302. Epiphanius Constantiensis in Cypro episcopus. Adversus haereses (Panarion). PG. 41–42. Eunomii Apologia. PG. 30. Col. 835–870. Eusebius Pamphilus. De Ecclesiastica theologia. PG. 24. Col. 827–1048. Eusebius Pamphilus. Historia ecclesiastica. PG. 20. Col. 45–904. Eusebius Pamphilus. Oratio Eusebii de laudibus Constantini in ejus tricennalibus habita. PG. 20. Col. 1315–1439. Expositio Euangelii secundum Lucam. CCPL. 87. Turnhout, 1982. P. 199–225. Fragmenta theologica. CCSL. 87. Turnhout, 1982. P. 229–265; PL. 13. Col. 593–630. Gennadius Massiliensis. De scriptoribus ecclesiasticis. PL. 58. Col. 1059–1120. Gregorius Nazianzenus (Theologus). Orationes. PG. 36; SC. 250. P. 2008; 358. P. 1990. Gregorius Nyssenus. Vita Macrinae. PG. 46. Col. 949–999. Hieronymus. De viris illustribus. PL. 23. Col. 181–206. Hieronymus. Dialogus adversus Luciferianos. PL. 23. Col. 153–182. Hilarius Pictaviensis. Contra Constantium imperatorem Liber Unus. PL. 10. Col. 577–606; SC. 334. P. 1987. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta historica. PL. 10. Col. 619–723. Hilarius Pictaviensis. Liber de Synodis sev de Fide Orientalium. PL. 10. Col. 479–546. (Hilarius Pictaviensis.) S. Hilarii episcopi Pictaviensis Opera. Pars quarta, Tractatus mysteriorum, Collectanea Antiariana Parisina (fragmenta historica) cum appendice (Liber I ad Constantium), Liber ad Constantium imperatorem (LIber II ad Constantium), Hymni, Fragmenta minora, Spuria. Ed. A. Feder. CSEL. 65. Vindobonae, 1916. Hydatius. Chronica. MGH A. A. T. XI. Berlin, 1898. Vol. II. P. 1–36. Irenaeus. Contra haereses libri quinque. PG. 7a. Col. 433–1118; 7b. Col. 1119–1225. Ioannes Chrysostomus. Epistulae. PG. 52. Ignatius Antiochenus. Epistulae genuinae. PG. 5. Col. 624–729. Innocentius I, papa. Epistulae et decreta. PL. 20. Col. 463–612. Iordanes. Getica. MGH. A. A. Berlin, 1882. T. V. Pars 1. Julien l’Empereur. Oeuvres complètes. Vol. I. 2. P. 1924. Marcellinus Comes. Chronicon. MGH. A. A T. XI. Berlin, 1894. Vol. II. P. 37–108.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

В конце 90-х годов храм передали Церкви, и в нем началась реставрация. 4 ноября 2001 года здесь отслужили первое за долгие годы Богослужение. Е. М. Литвинова. " Крым: православные святыни. Путеводитель " Среди возрождённых ныне храмов краевого центра особое место занимает небольшая, старейшая в Симферополе церковь во имя святых Константина и Елены. После присоединения Крыма к России самая старая часть города Ак-Мечеть была занята русскими войсками. Командир полка Б. А. Тищев в доме, купленнном у татарина за 50 рублей, устроил полковую церковь во имя равноапостольных Константина и Елены. После ухода войск из города дом некоторое время пустовал. В 1786 году правитель Таврической области В. В. Каховский распорядился сделать иконостас, и в первом православном храме Симферополя вновь началось Богослужение. Именно в этой церкви молилась императрица Екатерина II, прибыв в Симферополь проездом из Бахчисарая в Карасубазар (нынешний Белогорск) 26 мая 1787 года. По её распоряжению в 1794 году были присланы из Санкт-Петербурга серебро, церковная утварь и ризница. Прошло более десяти лет после приезда императрицы в Крым, а православные жители нашего города всё ещё ходили в маленькую церковь, по исповедной росписи которой значилось 1119 прихожан. Только в 1805 году приступили к строительству нового храма. Через год деревянная Петропавловская церковь была освящена, а церковь свв. Константина и Елены вошла в усадебный комплекс известного генерала В. П. Попова как домовая церковь. Под храм был приспособлен одноэтажный дом, к которому примыкала колокольня с притвором, оформленная элементами русско-византийского стиля. Последним владельцем симферопольской усадьбы был Юрий Васильевич Попов - сын генерал-майора В. П. Попова и правнук видного политического и государственного деятеля, секретаря кабинета Екатерины II, сенатора (1797-1799) В. С. Попова, оказавшего большое влияние на политику России конца XVIII-XIX вв. Ю. В. Попов реконструировал все усадебные постройки, в том числе и домовую церковь, которая была освящена 14 июля 1887 года. После реконструкции облик Константино-Еленинской церкви изменился. Была построена новая колокольня. Цельный, отлично сгармонированный в пропорциях объём пристроенной колокольни чётко делится на два яруса: довольно тяжеловесный, укрупнённых форм - нижний, и лёгкий, " прозрачный " , устремлённый ввысь - верхний. Колокольня соответствовала архитектурному направлению, преобладавшему во второй половине XIX века, когда храмы часто сооружались с богатым кокошниковым верхом, характерным для русских церквей XVII столетия. Такие храмы имели порталы, сложные наличники окон, нарядные пилястры. Всё это должно было работать на главную идею храма - ощущение лёгкости, устремлённости вверх. Колокольня домовой церкви равноапостольных Константина и Елены воплотила в себе в миниатюре вышеописанный приём оформления, столь популярный в православном зодчестве второй половины XIX века.

http://sobory.ru/article/?object=08803

27 мая 2005 г. Синод ГПЦ причислил Д. и сщмч. Евфимия (Шервашидзе) к лику святых. Ист.: Потто В. А. Утверждение рус. владычества на Кавказе. Тифлис, 1904. Т. 3. С. 506; Какабадзе С. Церковные док-ты Зап. Грузии. Тифлис, 1921. Т. 2. С. 114, 145, 165 (на груз. яз.); Дадиани Н. Жизнь грузин/Ред., коммент., словарь: Ш. Бурджанадзе. Тбилиси, 1962. С. 206-207 (на груз. яз.); ПГП. Т. 3. С. 1105, 1119. Лит.: Иоселиани П. Жизнь Георгия XIII. Тифлис, 1936. С. 15-18 (на груз. яз.); Киквидзе А. История Грузии (XIX в.). Тбилиси, 1954. С. 111-112 (на груз. яз.); Ломинадзе Т. Мат-лы к хронологии истории Зап. Грузии XVII-XVIII вв.//Мат-лы по истории Грузии и Кавказа. Тбилиси, 1954. Вып. 31. С. 138, 139, 143 (на груз. яз.); Соселия О. Н. Очерки из истории социально-политической истории Зап. Грузии феодальной эпохи. Тбилиси, 1981; Коридзе Т. Досифей (Церетели)//Груз. католикосы-патриархи. Тбилиси, 2000. С. 171-172 (на груз. яз.); Ткешелашвили Л. Священномученики Грузии Досифей и Евфимий, 1820 г. Тбилиси, 2005. С. 6-37 (на груз. яз.). Т. В. Коридзе Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ (Шервашидзе) (1746 - 1822), митр. Гелатский (Гаенатский) Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (1776/78-1820), политический деятель, сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 21 апр.) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) ГРИГОРИЙ (Перадзе Григол Романозович; Иверийский; 1899 -1942, концлагерь Освенцим, Польша), архим., сщмч. Грузинской и Польской Церквей (пам. груз. 23 нояб.) ДОСИФЕЙ ТБИЛЕЛИ сщмч. Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 12 сент.), митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата ГПЦ († 1795) ЕВДЕМОН I (Диасамидзе), католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. 4 окт.) КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)

http://pravenc.ru/text/180311.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010