6 )  содержание православного собеседника 1884 июль      (742) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого   (253–277). – Типы духовенства в русской художественной литературе за последнее 12-летие. А. Попова .    (278–331). – К вопросу о пессимизме. (Жизнь стоит ли того, чтобы ее жить?). А. Волкова   (332–371). 7 )  содержание православного собеседника 1884 август      (864) – Настоящее положение и современная деятельность православной духовной миссии в Китае. И. Н. А.    (373–390).          (866–883) – Раскол донатистов. Н. Кутепова. (391–453).                    (884–946) – Объявление.              (947) 8 )  содержание православного собеседника 1884 сентябрь      (950) – Раскол донатистов.  Н. Кутепова   (3–33). – Отношения древнего иудейства к греческой образованности. В. Плотникова    (34–62). -История молебного пения при начатии учения отроков. И. Ильминского .   (63–102). – Еще несколько слов о настоящем положении и современной деятельности православной духовной миссии в Китае.  И.Н.А .    (103–108). 9 )  содержание православного собеседника 1884 октябрь      (1060) – Записки Василия Лужинского архиепископа полоцкого    (109–142).              (1062–1095) – примечания к евангелию от Матфея. А. Некрасова     (143–159).                  (1096–1112) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (160–191).      (1113–1144) – Объявления                (1145) 10) содержание православного собеседника 1884 ноябрь  (1146) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова    (193–219).      (1148–1174) – Св. Ефрем Сирин . Выдержки из библиографического труда. С. Терновского (220–242).              (1175–1197) – Соломон вне-библейский. Я. Богородского    (243–271).                (1198–1226) – Объявления  (I-XVII).                  (1227–1243) 11) содержание православного собеседника 1884 декабрь  (1244) – История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. В. Плотникова     (273–299).             (1246–1272)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соч.: Египетские иудеи//ХЧ. 1870. Ч. 2. 7. С. 121-163; 9. С. 398-461 (отд. отт.: СПб., 1870); Критический обзор последнего периода германской философии//ХЧ. 1873. Ч. 1. 1. С. 70-132; 2. С. 240-308; 3. С. 525-557; 4. С. 658-737; Ч. 2. 5. С. 71-114; 6. С. 210-258 (отд. изд: СПб., 1873); Обзор философских учений. СПб., 1874. Литогр.; К вопросу о позитивизме//ПО. 1875. Т. 3. 10. С. 345-375 (отд. отт.: [М.], 1875); Аполлоний Тианский//ЖМНП. 1876. Ч. 188. 11. Отд. 2. С. 30-98; Явление и действительность//ПО. 1878. Т. 1. 4. С. 659-704; Борьба против силлогизма в новой философии//ПО. 1880. Т. 1. 2. С. 272-309 (отд. отт.: М., 1880); Классификация выводов. СПб., 1880; История древней философии: Лекции. СПб., 1882-1883. Литогр.; История философии: Лекции. СПб., 1884-1885. Литогр.; Логика: Лекции. СПб., 1884-1885. Литогр.; Лекции по психологии. СПб., 1886-1887. Литогр.; Учебники логики М. М. Троицкого//ЖМНП. 1889. Ч. 263. 6. Отд. 2. С. 453-492; Бесконечное Анаксимандра//Там же. 1890. Ч. 268. Отд. 2. 4. С. 314-378; Ч. 269. 5. С. 74-119; 6. С. 223-263 (отд. отт.: СПб., 1890); Лекции по истории древней философии. СПб., 1893. Литогр.; [Рец. на кн.:] Идеализм и реализм: Ист.-крит. обозрение П. Линицкого. Х., 1888//ХЧ. 1892. Ч. 2. N 11/12. С. 645-677 (отд. отт.: СПб., 1892); Об истинах самоочевидных//ЖМНП. 1893. Ч. 285. 2. Отд. 2. С. 295-354; Ч. 286. 4. С. 450-498; Ч. 288. 8. С. 431-516 (отд. отт. СПб., 1893. Вып. 1); По поводу ст. проф. А. И. Введенского «О Канте действительном и воображаемом»//ВФиП. 1895. Кн. 26. С. 20-46; Кн. 27. С. 242-273; Кн. 28. С. 314-360; По поводу полемики проф. Введенского против моей книги «Об истинах самоочевидных»//ЖМНП. 1896. Ч. 303. 1. Отд. 2. С. 243-290; Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях//ЖМНП. 1897. Ч. 309. 2. Отд. 2. С. 292-340 (отд. отт. СПб., 1897); [Рец. на кн.:] Козловский Ф. Учебник логики. К., 1894. Ч. 1-2//ЖМНП. 1897. Ч. 311. 6. Отд. 2. С. 469-479; Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных. Пг., 1914; Избр. труды рус. логиков XIX в.: Сб./Сост., послесл.: Н. И. Кондаков. М., 1956. С. 3-177.

http://pravenc.ru/text/1681045.html

Ист.: CPL, N 988-989; BHL, N 5087-5090; ActaSS. Iul. T. 7. P. 51-82; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 117-124; T. 7. P. 284-302, 827-835; Sidon. Apol. Ep. IV 17; VI 1, 4, 9; VII 13; VIII 15; IX 11; Const. Lugd. Vit. Germ. 12-18; Greg. Turon. Glor. conf. 66; Collection des principaux cartulaires du diocèse de Troyes/Éd. Ch. Lalore. P., 1875. T. 1: Cartulaire de l " abbaye de Saint-Loup de Troyes. Лит.: Defer E. Vie des saints du diocèse de Troyes et histoire de leur culte jusqu " à nos jours. Troyes, 1865. P. 90-106; Duchesne. Fastes. T. 2. P. 453-454; MartHieron. Comment. P. 402-404; MartRom. Comment. P. 311-313; Roserot de Melin J. Le diocèse de Troyes des origines à nos jours. Troyes, 1957; Griffe É . La Gaule chrétienne à l " époque romaine. P., 19662. T. 2. Р. 301-306; Viard P. Lupo, vescovo di Troyes//BiblSS. Vol. 8. Col. 390-391; Ewig E. Bemerkungen zur Vita des Bischofs Lupus von Troyes//Geschichtsschreibung und geistiges Leben im Mittelalter: FS f. H. Löwe z. 65. Geburtstag/Hrsg. K. Hauck, H. Mordek. Köln, 1978. S. 14-26; Mathisen R. W. Hilarius, Germanus, and Lupus: The Aristocratic Background of the Chelidonius Affair//Phoenix. Toronto, 1979. Vol. 33. N 2. P. 160-169; idem. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in Fifth-Century Gaul. Wash., 1989. P. 78-83, 89-90, 95, 97, 101-102, 125, 135, 139, 156, 191-192, 254, 281; Heinzelmann M. Gallische Prosopographie, 260-527//Francia. Münch., 1982/1983. Bd. 10. S. 597, 641-642, 670, 715; Cr é t é -Protin I. Église et vie chrétienne dans le diocèse de Troyes du IVe au IXe siècle. Villeneuve d " Ascq, 2002. P. 125-183, 200-205, 326-332. Д. В. Зайцев, А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ЕВСЕВИЙ († 371), еп. г. Верцеллы (ныне Верчелли, Италия), церковный деятель и богослов, боролся с арианской ересью, свт. (пам. зап. 15 дек.) ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ († 636), еп. Гиспальский, лат. церковный писатель, богослов, энциклопедист; католич. св. (пам. 4 апр.) КЕНТИГЕРН († 612 или 614?), св. (пам. зап. 13 янв.), еп., почитается как основатель еп-ства Глазго (Шотландия)

http://pravenc.ru/text/2110896.html

В 2002 г. тот же текст сочинения «Жизнь схимонаха Феодора» был опубликован в составе приложения к IV тому «Полного собрания творений святителя Игнатия Брянчанинова» [ 451 ] по материалам рукописного фонда П. П. Яковлева из состава Российской государственной библиотеки [ 452 ]. К сожалению, составители не только не учли, но даже и не упомянули о других сохранившихся вариантах жизнеописания. Между тем опубликованный текст представляет поздний, значительно отредактированный вариант, лишенный первоначальной свежести и яркой образности. Раннюю редакцию жизнеописания удалось нам найти в рукописных фондах Оптиной Пустыни, хранящихся в Российской государственной библиотеке. Это практически тождественного содержания две рукописные тетради [ 453 ], в первой сделана приписка: «Из келлий иеросхимонаха Нифонта [ 454 ], 12 марта 1860 г. во второй тетради также сделаны пометы об источниках: «Жизнь и подвиги схимонаха Феодора. Описаны св. Е. Остр…ским. 1833. Орел» (л. 1–23 об.) и позднейшая запись карандашом над текстом жития «Составленное архим. Сергеевой Пустыни Игнатием Брянчаниновым (впоследствии епископом Ставропольским, учеником старца Феодора» (л. 24–37). Отрывок ранней редакции (всего 8 листов) сохранился также в собрании Оптиной Пустыни. Это рукописный список, написанный в период с 1857 по 1861 г., с рукописи «находящейся у г-жи Ав Т Лесниковой [ 455 ], живущей на гостинице Тихон пустыни, сочиненное (по словам ея) архимандритом Сергиевой Пустыни о. Игнатием Брянчаниновым, ныне епископом Ставропольским». В 1839 г. отдельным изданием вышла «Жизнь схимонаха Феодора», составленная монахом Оптиной Пустыни Порфирием (Григоровым) [ 456 ]. В 1845 г. Л. А. Кавелин подготовил публикацию жизнеописания о. Феодора в журнале «Маяк».   Варвара Каширина (Пс. 3. 6) Приятно и полезно воспоминание о прошедшем: время, рассекая цепи пристрастий, обнажает мрачность приманчивого зла, обнажает красоту беспритворной добродетели. Столетия — самая вечность, благоговеет пред великими людьми, их деяния, самые имена светятся в памяти нашей, как великолепные светила на своде небесном. События предков соделываются наставниками потомства на обширном поприще жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Подобное предположение объяснялось бы тем существенным обстоятельством, что именно в фигуре Моисея, изводящего воду из камня, древнехристианская символика издавна воплощала прообраз Христа и его откровения, но она подтверждается и другими данными 8 . В самом деле эта библейская сцена еще теснее примкнута к символическим изображениям таинства крещения (со времен Иеронима (на пс. 48) и Августнина) и в дрсвнехристианском искусстве не только изображает собою Новый Закон и крещение, как путь к его усвоению, но и в своих мотивах сливается с представлением главных событий Нового Зовета. А именно: на одном замечательном саркофаге 9 в сцене крещения Иисуса Иоан Креститель набирает воду, текущую из скалы, в чашу и льет потом на голову Спасителя; еще больше символизма заключается в апокрефической сцене Благовещения, где Ангел является Деве, набирающей воды, текущей из скалы 10 . На древнехрестианских саркофагах, в связи с переходом через Чермное море (эта последняя сцена и сама символизует крещение); на стеклянных донышках сосудов, извлеченных из Римских катакомб; наконец на Фресках этих катакомб и проч., -всюду чудо изведения Моисеем воды воспроизводило символически для верующих идею чудесного откровения и путь его восприятия через крещение. Наконец, мы можем проследить появление этого символического образа и ему подобных на памятниках, относившихся к самому обряду Крещения. Именно, наша Керченская патера должна относиться по самому своему типу к сосудам крещальным: это назначение указывается ее фигурою и аналогиею с другими памятниками. Патера эта в виде плоского выпуклого блюдечка, не будучи снабжена ни ручками, ни ножкою, ни подставкою, не могла, очевидно, употребляться в литургических обрядах, агапах и т. п.: напротив она принадлежит явно к тому роду сосудов 11 , которые исключительно назначаются для черпания и возливания. Затем мы знаем несколько таких же чаш древнехристеанского периода, на которых представлены сюжеты или эмблемы, относящайся к Крещению. Так, в Кирхерианском музее в Риме находится замечательная бронзовая патера, украшенная аллегорическими сюжетами, относящимися к Крещению 12 . Далее, вполне к нашему типу подходят: любопытная стеклянная патера из Подгорицы (античной Долей в Далмациц близ Скутари) покрытая мелкими грубыми псунками древнем типе и между прочим, содержащая изображение Моисея (с именем Ап. Петра), изводящего воду, но не из скалы, а из дерева (древо жизни), рядом с воскрешением Лазаря 13 . Замечательный Фрагмент стеклянной плоской же, и без донышка, патеры, недавно найденный в Риме около терм Диклециана, представляет изображение крещения новообращенной девочки, которая символически названа в надписи Albana 14 . Наконец, наиболее веское доказательство крещального назначения подобных патер находим в известной мозаике купола Равеннского православного баптистерия (между 449 и 453 годами), в которой Креститель возливает на голову погруженного Христа воду из подобной же патеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

10 Weingarten в Sybels histor. Zeitschr. Bd. 45. S. 453 сожалеет, что Holzmann (поскольку он придает значение прообразу синагоги) еще не освободился от «иудейско-христианской закваски». 11 Языческое союзное собрание наряду с другими обозначениями (как to koinon, synodos, syllogos) носит также название «синагога» (synagoge), ср., напр., Терскую надпись (II или III в. до P. X.) у Cauer " a. Delectus Inscriptionum Graecarum. P. 77 ss. (Corpus Inscr. Graec. Nr. 2448). 12 Cp.: Schiirer (ниже, прим. 11). S. 522 ff. – Уже Holzmann (Pastoralbr. S. 194–195) поставил на вид, что противоречие между этими Двумя воззрениями вовсе не так остро, как полагают. Вопрос только в том, имел ли строй греко-римских союзов прямое или же «косвенное, через посредство синагоги»), влияние на христианскую общину (Holz- г. S. 187). 13 Ср. теперь в особенности Schiirer. Gesch. des jiid. Volkes im Zeitalter Jesu Christi. 2 Aufl. 1886. S. 356 ff., 513 ff. Еще раньше Schiirer не раз высказывался против связи христианского общинного устройства с устройством иудейским. Ср.: Schiirer. Die Gemeindeverf. der Juden in Rom in der. Kaiserzeit. 1879. О том же: Schiirer в Theol. LZ. 1879. S. 542–546; 1880. S. 487–488. Согласны с Schiirer «ом Kiihl. Gemeindeordnung. 1885. S. 114 ff.; Weizsäcker. Apost. ZA. 1886. S. 566. Только благодаря Schiirer »у стало действительно известно как устройство иудейские общин в Палестине, так и синагогальное устройство иудейского рассеяния. Этого обстоятельства было достаточно, чтобы устранить мысль о заимствовании христианского общинного устройства от иудейства. Все характерные особенности иудейского устройства (правящий совет, герусия с архонтами во главе, архисинагог как руководитель богослужебного собрания) не находят соответствияˆв христианской общине. Иного мнения в настоящее время Löning (выше, прим. 8). Единственное доказательство, приводимое Löning " ом в пользу заимствования пресвитеров от иудейского устройства, это его взгляд на посвящение, ср. ниже, § 7. Согласно Friedberg " у Kirchenrect. § 5. Arm. 21), «верно только то, что учреждение пресвитериев могло в частностях носить иудейский отпечаток», вообще же иудейское устройство, во всяком случае, не имеет значения для происхождения пресвитериев. Возражал Löning у также Harnack в Theol. LZ. 18 §9. S. 423.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/tser...

Приказание высшего начальника, без сомнения, было исполнено мною в точности. 7-го ч. получил я телеграмму с извещением, что преосвященный Вятский Агафангел едет в Москву и просит выслать за ним на станцию железной дороги к 7½ утра 8-го ч. экипаж. Преосвященный остановился у меня в семинарии и пробыл несколько суток. 12-го ч. писал мне ректор Вифанской семинарии архим. Игнатий: «На днях поступила ко мне рукопись, присланная в цензуру: – Октябрьская Минея XI в., изданная г. Гезеном. В предисловии восписуется похвала вашему просвещенному участию в сем деле и радушию вашему всегдашнему. Прошу усердно вас уведомить меня, чем главным образом отличается сия древняя Минея от современной месячной Минеи. Из предисловия видно, что вам сей предмет довольно близко знаком. Читаю я теперь, когда освобождаюсь от древних более необходимых занятий, Новозаветную св. историю свящ. Гр. Быстрицкого 452 , и признаюсь, – читаю с удовольствием. А Ветхозаветная история, им составленная, по определению комитета, поручена цензору Филарету Александровичу Сергиевскому. 453 г. Урусов 454 6-го марта прибыл в Кострому, употребив на путешествие гуда из Казани целую педелю. В Казани он слушал не одну лекцию, и особенно восхищался лекциями Щапова. 455 Вообще семинарии, обозренные им, произвели на него не дурное впечатление. Вероятно, на следующей неделе у нас будет. Испрашивая ваших св. молитв, и взаимно вознося о вас постоянные, хотя и недостойные моления к престолу Всевышнего, имею честь быть с братскою любовью и преданностью архимандр. Игнатий. P.S. Ответ в консисторию по делу пенсии покойного свящ. Иакова Ильича 456 послал от нас еще вчера». Священник Иоакиманской церкви Иаков Ильич Владыкин, о пенсии коего упоминается в письме ко мне о. Игнатия, – был, как известно уже из предъидущего, моим наставником во Владимирской семинарии и моим покровителем, и советником, когда я вступал в академию. Вследствие продолжительной болезни (рак в желудке), он скончался на первой неделе великого поста (в понедельник, 14-го февраля), в Университетской клинике, оставив в наследство своей жене и двум дочерям четыре рубля. По долгу уважения к почившему наставнику и по чувству сострадания к его осиротелой семье, я обратился к известной благотворительнице, графине Анне Георгиевне Толстой с усердною просьбою о помощи несчастному семейству. Благодетельная графиня тогда же прислала мне для этого семейства в единовременное пособие 100 рублей, и за тем назначит ежемесячную пенсию по 15-ти рублей. В среду 16-го числа я совершил отпевание над усопшим иереем Иаковом в приходской церкви св. Иоакима и Анны, что за Москвой-рекой; прихожане, ценившие достоинства покойного их пастыря и сочувствовавшие бедственному положению его осиротелого семейства, устроили на свой счет приличное погребение.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

апостола Павла, также и на все соборные послания и Апокалипсис, составленные Академией Наук переводчиком Андреем Богдановым“, изд. 2-е, М. 1821. К рязряду конкорданций можно отнести также новейшие труды П. А. Гильдебрандта (составленные по славянскому тексту): „Справочный и объяснительный Словарь к Новому Завету“. Шесть книг, С.-Петербург, 1882, и „Словарь к Псалтири“, С.-Петербург, 1898. В самое недавнее время редакцией журнала „Странник“ издана самая полная и обстоятельная русская конкорданция под заглавием: „Симфония на Ветхий и Новый Завет“, С.-Петербург, 1898. Она составлена по русскому синодскому переводу Библии и представляет подробный и точный алфавитный указатель слов и текстов на все канонические книги св. Писания; неканонических книг она не захватывает. Пр. пер.]. 386 Некоторые сведения об этих переводах на русском языке можно читать у А. Ладинского, „Древнейшие переводы св. Писания Ветхого Завета“, Дух. Бес., 1872, 28, стр. 17–26; в анонимной статье: „Краткие сведения о древних переводах ветхозаветной Библии“, Чтен. в Общ. Люб. Дух. Просв., 1878, II, стр. 758–762, и в труде проф. П. А. Юнгерова , „Введение в свящ. ветх. книги“, стр. 412–423. Пр. пер. 387 Св. Иринея, Adv. haer., III, 21, n° 1, t. VII, col. 946. Евсевия, Hist.eccl; V, 8, t. XX, col. 452; Demonst. Ev., VIII, 1, t. XXII, col. 579. Бл. Иеронима, Epist. LVII ad Pammachium, n° 11, t. XXII, col. 578; De viris illustr., LIV, t. XXIII, col. 665. См. Dictionnaire de la Bible, t. 1, col. 811–812. 390 В генизе Каирской Шехтером. Cm. J. C. Burkitt, Fragments of the Boohs of Kings according to the translation of Aquila, in-4°, Кэмбридж, 1897. Эти фрагменты составляют III Цар. XX (XXI), 7–17; XXIII, 12–27. 391 Бл. Иеронима, Epist. XXVIII, 2, ad Marcellum, t. XXII, col. 433; Ep. XXXVI ad Damasum, col. 453 sq. См. Монфокона, Praelim. in Hexapla Origenis, V, 4, 5, p. 49; Hody, De Bibliorum textibus originalibus, p. 570–578. 392 Бл. Иеронима, De opt. gen. interpret., Ep. LVII ad Pamm., 11, t. XXII, col. 578. Акила перевел следующим образом первый стих книги Бытия: ν χεφαλαω εχτισεν Θεδς σν τν ορανν κα σν την γην. Частица σν, которая употреблена здесь вопреки всем правилам греческого языка, служит для перевода еврейского eth, обозначая, что небо и земля стоят в винительном падеже. Акила переводит еврейские выражения: lemor чрез τω λγειν, limruhoc чрез εις π μαχρϑεν, tesciang meod sciana чрез ενναχσια τος, Быт.5:5 , chiteruni чрез διεδηματσαντ με, Пс.22 393 Св. Иринея, Adv. haer., III, 21, t. VII, col. 946; бл. Иеронима, De viris illustr., LIV, t. XXIII, col. 665; Comment, in Habac., III, t. XXV, col. 1326. Св. Епифаний, De pond, et mens., XVII, t. XLIII, col. 264, говорит, что это был Маркионит из Понта, изучивший еврейский язык и переведший Библию во времена императора Коммода. Дата, которую он ему приписывает, слишком поздняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

В рукописи разметка листов нескольких видов: по тетрадям, по страницам и по листам; буквами кириллической азбуки и арабскими цифрами; карандашом и чернилами. Наиболее полной является полистная нумерация, выполненная ризничим архимандритом Саввой в верхних углах листов, чернилами, арабскими цифрами (1–547). К ней даны отсылки в настоящем издании. Савва проставил номера листов поверх другой фолиации XLX в., сделанной ранее карандашом. До л. 212 обе нумерации совпадают. Далее начинаются расхождения: за л. 212 следует, согласно карандашной фолиации, л. 214, помеченный Саввой как л. 213. Следующее несоответствие возникло из-за вставной тетради в 8°, первый лист которой пронумерован чернилами как л. 248, карандашом – как л. 249; второй лист обозначен чернилами как л. 249, карандашом – как л. 250; далее до конца тетради идет только фолиация чернилами. За тетрадью в 8° следует, согласно Савве, л. 256, пронумерованный карандашом как л. 249. Разница в нумерации в 7 листов сохраняется до л. 275. Фолиация, нанесенная карандашом, не учитывает также пустых листов. Так, пропущен л. 276, не занятый текстом, он помечен только чернилами и соответственно, начиная с л. 277, разница в нумерации составляет уже 8 листов и сохраняется до л. 302 включительно. Листы 303 и 304, пустые, имеют только чернильную фолиацию: с л. 305 разница в нумерации составляет уже 10 листов. Л. 308. пустой, не имеет карандашной фолиации, а л. 309 помечен карандашом как л. 298: расхождение увеличилось до 11 листов. Л. 326 пропущен карандашной фолиацией, по-видимому, по ошибке, и л. 327 обозначен карандашом как л. 315: разрыв в нумерации в 12 листов сохраняется до л. 429, помеченного карандашом как л. 417. Л. 430, пустой, не имеет карандашной фолиации, и с л. 431 разница, составляющая 13 листов, сохраняется до л. 465. Далее л. 466–469 пустые, не имеют карандашной фолиации, в результате разница в нумерации достигает 17 листов: л. 470 пронумерован карандашом как л. 453. Данное расхождение удерживается до конца рукописи: последний лист с текстом стихов, помеченный Саввой как л. 547, соответствует л. 530 карандашной фолиации.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНГО [Демократическая Республика Конго; франц. Congo; République Democratique du Congo], гос-во в Центр. Африке. На западе имеет выход к Атлантическому океану (длина береговой линии 37 км). Граничит на севере с Центральноафриканской Республикой и Суданом, на востоке с Угандой, Руандой, Бурунди и Танзанией, на юге с Замбией и Анголой, на западе с Республикой Конго. Территория - 2344,8 тыс. кв. км. Столица - Киншаса (свыше 12 млн чел., по данным на 2014). Крупные города: Лубумбаши (1,786 млн чел.), Мбужи-Майи (1,681 млн чел.), Колвези (453 тыс. чел.) и др. Административно-территориальное деление: 11 провинций (Бандунду, Восточная, Вост. Касаи, Зап. Касаи, Катанга, Киншаса, Маниема, Н. Конго, Сев. Киву, Экваториальная, Юж. Киву). Согласно Конституции 2005 г., планируется проведение административной реформы, в результате которой число провинций увеличится до 26. К.- член ООН (1960), АС (1963; до 2002 ОАЕ), МВФ (1963), МБРР (1963), ВТО (1997). География Центральная и зап. части территории располагаются в пределах замкнутой внутриматериковой впадины р. Конго и окружающих ее краевых поднятий. С юга на север, а ниже г. Кисангани с востока на запад всю территорию страны пересекает р. Конго (в верхнем течении - Луалаба). В среднем течении р. Конго распространены древние озерно-аллювиальные равнины (300-380 м), четко дифференцированные по высоте. Краевые части впадины занимают столовые плато высотой 500-600 м; в юж. части страны их высота превышает 1200 м. На западе впадину р. Конго от узкой полосы прибрежной низменности Атлантического океана отделяют горы Майомбе и Хрустальные горы, повышающиеся с севера на юг. Прорезая их, р. Конго образует серию водопадов Ливингстона. В юго-вост. части К. расположены блоковые и складчато-блоковые горы Митумба, песчаниковые плато Кунделунгу и Маника, разделенные широкими тектоническими впадинами. Наиболее возвышенным и расчлененным рельефом отличается восточная окраина страны, охватывающая краевую зону Восточно-Африканского плоскогорья. Вдоль восточной границы страны протягивается Восточно-Африканская рифтовая система, краевые части к-рой представлены горными массивами высотой 2-3 тыс. м (горы Митумба, Угома); наибольшей высоты достигает горстовый массив Рувензори (5109 м - пик Маргерита, высшая точка К.). Территория К. лежит в пределах экваториального и субэкваториального климатических поясов. Речная сеть страны очень густая и многоводная. Свыше 9/10 территории страны принадлежит бассейну р. Конго; на востоке - незначительная часть территории относится к бассейну р. Нил. Крупнейшие реки: Конго и ее правые (Луфира, Лувуа, Арувими, Итимбири, Монгала, Убанги) и левые (Ломами, Лулонга, Руки, Ква) притоки. На востоке, частично в пределах страны, расположены крупные озера: Альберт, Эдуард, Киву, Танганьика, Мверу.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010