Лит.: Malmol E., del. Mélanges historiques: Bulle donnée en 1182 (1183, avant le 6 septembre?) par le pape Lucius III en faveur de l " abbaye de Brogne ou St. Gérard//Annales de la Société archéologique de Namur. 1872/1873. Vol. 12. P. 495-499; Pighi A. Centenario di Lucio III e Urbano III in Verona. Verona, 1886; Fawtier R. Note sur une bulle inédite du pape Lucius III pour l " abbaye de St. Evre de Toul//Bull. mensuel de la Société d " archéologie lorraine. Nancy, 1906. N 6. P. 137-143; Haller J. Heinrich VI. und die Römische Kirche//MIÖG. 1914. Bd. 35. S. 385-454, 545-669; Gabrielli A. Un conclave a Velletri: Elezione e residenza di Lucio III. Velletri, 1923; Amann E. Lucius III//DTC. 1926. T. 9. Col. 1058-1062; Ramackers J. Eine Kassation von Papstbriefen unter Lucius III.//Hist. Jb. 1935. Bd. 55. S. 547-551; B ü ttner H. Das Privileg Lucius III. von 1182 für das Prämonstratenserstift Rodenkirchen bei Bolanden//Zschr. f. die Geschichte des Oberrheins. Karlsruhe, 1959. Bd. 107. P. 24-39; Dadder H. Eine Urkunde des Papstes Lucius III. (1181-1185) für das Kloster St. Alban in Mainz//Hessisches Jb. für Landesgeschichte. Marburg, 1959. Bd. 9. S. 215-224; Kuttner S. Pope Lucius III and the Bigamous Archbishop of Palermo//Medieval Studies: Presented to A. Gwynn. Dublin, 1961. P. 409-453; Mezey L. L " autenticità di due bolle di Alessandro III e di Lucio III//Annali della Scuola Speciale per Archivisti. Torino, 1971. Vol. 11. P. 64-74; Roger J.-M. Une bulle inédite du pape Lucius III pour l " ordre de l " Hôpital (4 nov. 1183)//Bibliothèque de l " École des Chartes. P., 1974. Vol. 132. P. 97-100; Landau P. Papst Lucius III. und das Mietrecht in Bologna//Proc. of the 4th Intern. Congr. of Medieval Canon Law. Vat., 1976. P. 511-522; Kehr P. F. Papsturkunden in Italien: Reiseberichte zur Italia pontificia. Vat., 1977. Bd. 6. S. 98-102; Petersohn J. Kaiser, Papst und praefectura Urbis zwischen Alexander III. und Innocenz III.//QFIAB. 1980. Bd. 60. S. 157-188; Pfaff V. Sieben Jahre päpstlicher Politik: Die Wirksamkeit der Päpste Lucius III., Urban III., Gregor VIII.//ZSRG.K.

http://pravenc.ru/text/2110926.html

74 Liber gratissimus//MGH, Libelli de lite. Bd. 1. Col. 15–75 (особенно Col. 68 ); Gilchrist J. «Simoniaca haeresis» and the problem of orders from Leo IX to Gratian//Proceedings Second International Congress of Medieval Canon Law. Vatican City, 1965. P. 209–235; cm. более ранний обзор проблемы: Leclercq J. Simoniaca haeresis//Studi Gregoriani 1 (1947). P. 523–530; L’Eglise au pouvoir des laiques, 466–475 (A. Dumas). 77 Blumenthal U. R. The Investiture Controversy. P. 91 (опираясь на древнее каноническое право, Гумберт «выдвигает требование радикальной перестройки отношений между церковью и монархией»). 80 По этой проблеме существует обширная библиография. См. весьма полезное введение: Robinson I. S. Pope Gregory VII: Bibliographical survey//JEH 36 (1985). P. 439–483; Morghen R. Gregorio VII. Torino, 1945; Idem. Il pontificato di Gregorio VII. Rome, 1959. He утратили своего значения работы Телленбаха и Флиша (см. прим. 2 на стр. 29). См. также: Morrison К. F. Tradition and Authority in the Western Church. P. 265–360; The Church in the Age of Feudalism. P. 367–384 (F. Kempf). Cm. также введение к публикации переписки Генриха: Mommsen Τ.Ε., Μorrison Κ. F. Imperial Lives and Letters of the Eleventh Century. New York, 1962. P. 3–51; Vogel J.Gregor VII und Heinrich IV nach Canossa: Zeugnisse ihres Selbstverstandnisses. Berlin, 1983. 82 Morris С. The Papal Monarchy. P. 113; см. также: Goetz W. Zur Personlichkeit Gregors VIII//Romische Quartalschrift 73 (1978). S. 193–216 (исторический портрет папы Григория, частично основанный на его корреспонденции). О времени Григория см. недавнюю глубокую и основательную работу: Schieffer R. Die Entstehung des papstlichen Investiturverbots fur den deutschen Konig. 84 Kampf Н. Canossa als Wende: Ausgewahlte Aufsatze zur neueren Forschung. Darmstadt, 1969. Среди историков нет единодушия относительно того, что в Каноссе папа вернул Генриху статус и члена церкви, и короля; см., в частности: Morrison К. Е. Canossa: а revision//Traditio 18 (1962). P. 121–148; Beumann H. Tribur, Rom und Canossa//Investiturstreit und Reichsverfassung/Fleckenstein J., ed. Sigmaringen, 1973. S. 33–60.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Gesta Karoli Magni imperatoris/Ed. H. F. Haefele//MGH. Script. Rer. Germ. N. S. T. 12. P. 1-93; Divisio regnorum//MGH. Capit. T. 1. P. 126-130; Историки эпохи Каролингов/Отв. ред.: А. И. Сидоров. М., 1999. Лит.: Вязигин А. С. Идеалы «Божьего царства» и монархия Карла Великого. СПб., 1912; Halphen L. Études critiques sur l " histoire de Charlemagne. P., 1921; idem. Charlemagne et l " empire carolingien. P., 1947; Fichtenau H. Das karolingische Imperium: Soziale und geistige Problematik eines Grossreiches. Zürich, 1949; Fleckenstein F. Die Bildungsreform Karls des Grossen als Verwirklichung der Norma Rectitudinis. Freiburg i. Br., 1953; Mohr W. Karl der Grosse, Leo III. und der romische Aufstand von 799//Archivum latinitatis medii aevi. Gen., 1960. Vol. 30. P. 39-98; Mathon G. Carlomagno//BiblSS. Vol. 3. Col. 853-861; Bullough D. A. The Age of Charlemagne. L., 1965; idem. Europae Pater: Charlemagne and his Achievement in the Light of Recent Scholarship//EHR. 1970. Vol. 85. N 334. P. 59-105; Karl der Grosse: Lebenswerk und Nachleben/Hrsg. H. Beumann et al. Düsseldorf, 1966-1967 3. 4 Bde; Folz R. Le souvenir et la légende de Charlemagne dans l " Empire germanique médiéval: Études sur le culte liturgique de Charlemagne dans les églises de l " Empire. Gen., 1973; idem. The Coronation of Charlemagne, 25 Dec. 800. L., 1974; Petersohn J. Die päpstliche Kanonisationsdelegation des 11. und 12. Jh. und die Heiligsprechung Karls des Grossen//Proceedings of the 4th Intern. Congress of Medieval Canon Law (Toronto, 1972). Vat., 1976. P. 163-206; Лебек С. Происхождение франков, V-IX вв./Пер. с франц.: В. Павлов. М., 1993; Collins R. Charlemagne. L., 1998; Dutton P. E. Charlemagne " s Courtier: The Complete Einhard. Peterborough (Ontario), 1998; Nagel H. Karl der Grosse und die theologischen Herausforderungen seiner Zeit: Zur Wechselwirkung zwischen Theologie und Politik im Zeitalter des grossen Frankenherrscherrs. Fr./M., 1998; Левандовский А. П. Карл Великий. М., 1999; Favier J. Charlemagne. P., 1999; Barbero A. Carlo Magno: Un padre dell " Europa. R., 2000; H ä germann D. Karl der Grosse: Herrscher des Abendlandes. B., 2000; Karl der Grosse und das Erbe der Kulturen/Hrsg. F.-R. Erkens. B., 2001; Tischler M. Einharts Vita Karoli: Stud. zur Entstehung, Überlieferung und Rezeption. Hannover, 2001. 2 Bde; Karl der Grosse in der europäischen Literaturen des Mittelalters: Konstruktion eines Mythos/Hrsg. B. Bastert. Tüb., 2004; Charlemagne: Empire and Society/Ed. J. Story. Manchester, 2005; McKitterick R. Charlemagne: The Formation of a European Identity. Camb., 2008; The Legend of Charlemagne in the Middle Ages: Power, Faith and Crusade/Ed. M. Gabriele, J. Stuckey. N. Y., 2008.

http://pravenc.ru/text/Карл Великий.html

Академик Олег Германович Ульянов является действительным членом Iuris Canonici Medii Aevi Consociatio (ICMAC Society for Medieval Canon Law) и Фонда греческих исследований в Москве. Член Экспертного Совета РАЕ (с 11.07.2018 г.), экспертного совета Научного журнала «Международный журнал экспериментального образования». Под эгидой VII Санкт-Петербургского международного культурного форума 15.11.2018 г. состоялась творческая встреча с академиком О.Г. Ульяновым в Санкт-Петербургском доме архитектора. 15 июня 2020 г. 60-летний юбилей русского академика с мировым именем Олега Германовича Ульянова был широко отмечен академическим сообществом России (УЛЬЯНОВ ОЛЕГ ГЕРМАНОВИЧ: К 60-ЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ//СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. М.: Издательство: Издательский дом Академии Естествознания, 2020. С. 182-185). В адрес юбиляра поступили многочисленные поздравительные адреса от действительных членов РАН (И.П. Медведев и др.), президиума РАЕ, научных сообществ и органов государственного управления России, а также из-за рубежа, в т.ч. от Святого престола. Автор более 300 научных, богословских и энциклопедических работ. Публикуется в академическом альманахе РАН «Вестник истории, литературы, искусства», ежегоднике Научного совета РАН «Памятники культуры. Новые открытия», «Большой Российской энциклопедии», «Богословских трудах», «Православной энциклопедии» и целом ряде др. научных и церковных изданий. Авторские курсы византийского и древнерусского искусства, церковной археологии и литургики, канонического права в МДА и др. учебных заведениях РПЦ, а также пресс-конференции и интервью в российских и зарубежных информ-агентствах, публичные лекции на ТВ и радио. Библиография работ автора: Ульянов О.Г. Старшее Каширское городище по данным раскопок В.А. Городцова и на современном этапе исследований. М., 1984. Ульянов О.Г. Коллекция колоколов из собрания ГМЗК. М., 1985 г.//Архив ГМЗК. Оп. 2/н. Д. 87. Ульянов О. Г. Отчет об археологических исследованиях в Рославле в 1987 г.//Архив РИХМ. Ф. 3. Оп. 12.

http://bogoslov.ru/person/616055

Лит.: Bresslau H. Geschichte der Monumenta Germaniae historica. Hannover, 1921; Бузескул В. П. Из истории Monumenta Germaniae Historica//Доклады/АН СССР. Сер. «В». М., 1925. С. 63-66; Knowles M. D. Presidential Address: Great Historical Enterprises III: The Monumenta Germaniae Historica//TRHS. 5th Ser. L., 1960. Vol. 10. P. 129-150; Косминский Е. А. Историография средних веков V в.- сер. XIX в. М., 1963. С. 361-364; Grundmann H. Monumenta Germaniae Historica, 1819-1969. Münch., 1969; Mittelalterliche Textüberlieferungen und ihre kritische Aufarbeitung: Beiträge der Monumenta Germaniae Historica z. 31. Deutschen Historikertag. Münch., 1976; Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевроп. средневековья. М., 1987. С. 61-64; Klein M. Aus den Anfängen der «Monumenta Germaniae Historica»: Karl Georg Dümgé (1772-1845) in Berichten und Selbstzeugnissen//Zschr. f. die Geschichte des Oberrheins. Karlsruhe, 1992. Bd. 140. S. 221-265; Мэртль К. Monumenta Germaniae Historica: Взгляд изнутри/Пер. с нем.: М. А. Бойцов//СВ. 1995. Вып. 58. С. 95-111; Fuhrmann H. «Sind eben alles Menschen gewesen»: Gelehrtenleben im 19. und 20. Jh., dargestellt am Beispiel der Monumenta Germaniae Historica und ihrer Mitarbeiter. Münch., 1996; Quelleneditionen und kein Ende?: Symp. der Monumenta Germaniae Historica und der Hist. Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften, München, 22./23. Mai 1998. Münch., 1999; Schieffer R. Monastisches in den Monumenta Germaniae Historica//Studien und Mitt. zur Geschichte des Benediktinerordens und seiner Zweige. 2007. Bd. 118. S. 31-43; idem. Die Monumenta Germaniae Historica und das Kirchenrecht//Proc. of the 12th Intern. Congress of Medieval Canon Law, Washington, D. C. 1-7 Aug. 2004. Vat., 2008. P. 1097-1104; idem. Memorialquellen in den Monumenta Germaniae Historica//Libri vitae: Gebetsgedenken in der Ges. des Frühen Mittelalters. Köln, 2015. S. 17-32; Canossa und Königsberg: Prussica in den Samml. der Monumenta Germaniae Historica: Eine Ausstellung. Münch., 2012; Журкина А. А. Monumenta Germaniae Historica как феномен археографии//Исторические док-ты и актуальные проблемы археографии, источниковедения, отечественной и всеобщей истории нового и новейшего времени: Сб. тез. докл. участников Третьей междунар. конф. молодых ученых и специалистов «Clio-2013». М., 2013. С. 155-160; Хряков А. В. Monumenta Germaniae Historica и судьба исторической науки в Третьем рейхе//Вестн. Омского ун-та. Сер. «Исторические науки». Омск, 2014. 1(1). С. 98-109; Hartmann W. Über 100 Jahre Edition der karolingischen Konzilien bei den Monumenta Germaniae Historica//DA. 2014. Bd. 70. S. 107-119.

http://pravenc.ru/text/2564140.html

Ок. 1218 г. И. Т. оставил преподавательскую карьеру и уехал из Болоньи в Хальберштадт (вероятно, его родной город). Став каноником коллегиальной ц. Девы Марии, он занимал должности схоластика (1220), настоятеля ц. святых Симеона и Иуды (1223) и декана кафедрального капитула (1235). С 1241 г. настоятель кафедрального собора св. Стефана. Городская традиция приписывает И. Т. участие в строительстве нового готического собора в городе. Если идентификация И. Т. с Иоанном Цемекой верна, то, за исключением упомянутого выше канонического заключения (между 1223 и 1232), его сочинений от этого периода жизни не сохранилось. Соч.: Constitutiones concilii quarti Lateranensis una cum commentariis glossatorum/Ed. A. García y García. Vat., 1981. P. 187-270; Apparatus glossarum in Compilationem tertiam/Ed. K. Pennington. Vat., 1981. Vol. 1; García y García A. Glosas de Juan Teutónico, Vicente Hispano y Dámaso Húngaro a los Arbores Consanguinitatis et Affinitatis//ZSRG.K. 1982. T. 68. P. 153-175; Fransen G. À propos des Questions de Jean le Teutonique//Bull. of Medieval Canon Law. R., 1983. Vol. 13. P. 39-47; Pennington K. A «Consilium» of Johannes Teutonicus//Traditio. 1970. Vol. 26. P. 435-440. Библиогр.: Will E. Decreti Gratiani Incunabula//Studia Gratiana. Mainz, 1959. T. 6. P. 116-280; Adversi A. Saggio di un Catalogo delle edizioni del «Decretum Gratiani» posteriori al sec. XV//Ibid. P. 281-376, 428; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937, 1981r. Vol. 1: Prodromus Corporis Glossarum. P. 93-99. Лит.: Schulte J. F., von. Johannes Teutonicus (Semeca, Zemeke)//Zschr. f. Kirchenrecht. 1881. Bd. 16. S. 107-132; Gillmann F. Die Entstehungszeit der Glossa ordinaria zum Gratianischen Dekret// Idem. Zur Lehre der Scholastik vom Spender der Firmung und des Weihesakraments. Paderborn, 1920. S. 184-220; idem. Wer ist der Verfasser der Compilatio IV?//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1936. Bd. 116. S. 127-157; idem. Hat Johannes Teutonikus zu den Konstitutionen des 4.

http://pravenc.ru/text/471513.html

Соч.: Die Summa des Paucapalea über das Decretum Gratiani /Hrsg. J. F. von Schulte. Giessen, 1890. Aalen, 1965r; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromus Corporis Glossarum. Vat., 1937. S. 12, 14, 16, 18, 29, 35, 46-48, 51, 52, 54, 56; Weigand R. Die Glossen zum Dekret Gratians: Stud. zu den frühen Glossen und Glossenkompositionem. R., 1991. S. 569-571, 717, 778-780, 813, 846, 974. (Studia Gratiana; 25-26). Лит.: Bickell J. W., Hupfeldus H. De Paleis, quae in Gratiani Decreto inveniuntur: De emendanda ratione lexicographiae semiticae commentatio. Marburgi, 1827; Maassen F. Paucapalea: Ein Beitr. z. Literargeschichte des Canonischen Rechts im Mittelalter. W., 1859; Schulte J. F., von. Die Geschichte der Quellen und Literatur des Canonischen Rechts von Gratian bis auf die Gegenwart. Stuttg., 1875. New Jersey, 2000r. Bd. 1: Einleitung: Die Geschichte der Quellen und Literatur von Gratian bis auf Papst Gregor IX; Mocci А. Documenti inediti sul canonista Paucapalea//Atti della R. Accademia delle scienze di Torino. 1904/1905. Vol. 40. P. 316-327; Gillmann F. Paucapalea und Paleae bei Huguccio//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1908. Bd. 88. S. 466-479; idem. Rührt die Distinktioneneinteilung des ersten und dritten Dekretteils von Gratian selbst her?//Ibid. 1932. Bd. 112. S. 504-533; Juncker J. Summen und Glossen: Beitr. z. Literaturgeschichte des kanonischen Rechts im 12. Jh.//ZSRG.K. 1925. Bd. 14. S. 384-474; Vetulani A. Über die Distinktioneneinteilung und die Paleae im Dekret Gratians//Ibid. 1933. Bd. 23. S. 346-370; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromus Corporis Glossarum. Vat., 1937. S. 125-127; McLaughlin T. P. Paucapalea//NCE. 1967. Vol. 7. P. 111; Noonan J. T. The true Paucapalea?//Proc. of the 5th Intern. Congress of Medieval Canon Law, Salamanca, 21-25 Sept. 1976/Ed. S. Kuttner, K. Pennington. Vat., 1980. P. 157-186; Weigand R. Paucapalea und die frühe Kanonistik//Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1981. Bd.

http://pravenc.ru/text/2579792.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf LATIN RITE LATIN RITE. The use of the term “rite” here is of Roman Catholic (q.v.) provenance. It means not merely the ceremonies, but the piety, Canon Law (qq.v.), and theological self-expression of a given Christian community. “Latin rite” thus signifies all these things as applied to the Christians of the Latin tradition, i.e., Western Europe (less, of course, the Protestant nations and the Romanians). In fact the “rite” of the Western Church was not uniform in its earlier days. Right up until the Second Vatican Council it counted several local variations in terms of liturgical use, for example the Ambrosian (Milan), Mozarabic (parts of Spain), Dominican, and-much earlier-Celtic and Gallican “rites.” This century has also seen attempts on the part of local Orthodox churches to establish “Latin” or “Western rite” communities in communion with the Orthodox oikoumene, most notably by the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of New York and all North America (qq.v.). In general, the Latin rite (meaning in particular the liturgy of Rome) is characterized by a great sobriety and, in its pre-Vatican II days, by a markedly scriptural orientation. This is especially noticeable in the monastic offices, which, unlike the Byzantine rite’s (q.v.) love for elaborate theological poetry, are built largely on the chanting of the Psalter. Later developments, particularly the long struggles over the Trinity and Christology (qq.v.), had vastly more influence on Eastern worship than on Western. Certain changes that came into the Latin rite in the early and later medieval periods caused considerable opposition in the East when they became known, for example the use of unleavened bread in the Eucharist (q.v.), the withholding of confirmation until later in childhood accompanied by the withdrawal of the Eucharist from infants, and the withholding of the consecrated wine from the laity. Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Лит.: Schnith K. Otto IV. und Gervasius von Tilbury: Gedanken zu den Otia imperialia//Historisches Jb. Münch., 1963. Bd. 82. S. 50-69; Kronenberg K. Kaiser Otto IV. im Werk Walthers von der Vogelweide//Braunschweigische Heimat. 1986. Bd. 72. S. 9-14; Ahlers J. Die Welfen und die englischen Könige, 1165-1235. Hildesheim, 1987; Schaller H.-M. Das geistige Leben am Hofe Kaiser Ottos IV. von Braunschweig//DA. 1989. Bd. 45. S. 54-82; Дюби Ж. Битва при Бувине (27 июля 1214 г., воскресенье). М., 1999; Huffman J. P. The Social Politics of Medieval Diplomacy: Anglo-German Relations (1066-1307). Ann Arbor, 2000; Krieb S. Vermitteln und Versöhnen: Konfliktregelung im deutschen Thronstreit, 1198-1208. Köln, 2000; Hucker B.-U. Otto IV.: Der wiederentdeckte Kaiser: Eine Biographie. Fr./M., 2003; Oldfield P. Otto IV and Southern Italy//Archivio Normanno-Svevo. R., 2008. Vol. 1. P. 9-30; Althoff G. Otto IV.: Woran scheiterte der welfische Traum vom Kaisertum?//FMSt. 2009. Bd. 43. S. 199-214; Otto IV.- Kaiser und Landesherr: Burgen und Kirchenbauten, 1198-1218: Vorträge vom 6. und 7. März 2009 auf Burg Lichtenberg in Salzgitter/Hrsg. B.-U. Hucker. Salzgitter, 2009; Otto IV.: Traum vom welfischen Kaisertum. Petersberg, 2009; Seibert H. Fidelis et dilectus noster: Kaiser Otto IV. und der Südosten des Reiches (1198-1212)//MIÖG. 2010. Bd. 118. S. 82-102; Peters E. M. Another Canonist Heard From: Gervase of Tilbury " s «Kaiserspiegel» for Otto IV//Canon Law, Religion, and Politics: «Liber amicorum» Robert Somerville. Wash., 2012. P. 215-227; Lyon J. R. Princely Brothers and Sisters: The Sibling Bond in German Politics, 1100-1250. Ithaca, 2013; Renzi F. The Crisis of Power: Emperor Otto IV, Kings of León, the Cistercian Order//Life and Religion in Middle Ages/Ed. F. Sabaté Curull. Camb., 2015. P. 103-124; Weller T. «In prima fronte belli»: Philipp II. u. Otto IV. auf dem Schlachtfeld von Bouvines//Der König als Krieger: Zum Verhältnis von Känigtum und Krieg im Mittelalter: Beiträge d. Tagung d. Zentrums f. Mittelalterstudien der Otto-Friedrich-Universität Bamberg (13.-15. März 2013). Bamberg, 2015. P. 185-222.

http://pravenc.ru/text/2581745.html

León, 1983. Vol. 24. P. 9-79; Keefe S. A. Carolingian Baptismal Expositions: A Handlist of Tracts and Manuscripts//Carolingian Essays/Ed. U. R. Blumenthal. Wash., 1983. P. 169-237; eadem. Water and the Word: Baptism and the Education of the Clergy in the Carolingian Empire. Notre Dame (Ind.), 2002. 2 vol.; Feiss H. B. Bernardus Scholasticus: The Correspondence of Bernard of Clairvaux and Hugh of St. Victor on Baptism//Bernardus Magister/Ed. J. R. Sommerfeldt. Kalamazoo, 1992. P. 349-378; Scheffczyk L. Taufe I: Christliche und heterodoxe Lehre//LexMA. 1997. Bd. 8. Sp. 495-498; Byer G. C. J. Charlemagne and Baptism: A Study of Responses to the Circular Letter of 811/812. Lanham etc., 1999; Ulrich J. Taufe IV: Mittelalter//TRE. 2001. Bd. 32. S. 697-701; Kim O. E. Medieval Canon Law and Sacramental Theology: The Case of Baptism// Eadem. Law and Criminality in the Middle Ages: Academic Essays. Cheltenham, 2006. P. 77-130; Phelan O. M. Textual Transmission and Authorship in Carolingian Europe: «Primo Paganus», Baptism, and Alcuin of York//RBen. 2008. T. 118. N 2. P. 262-288; idem. The Formation of Christian Europe: The Carolingians, Baptism, and the Imperium Christianum. Oxf., 2014; Stofferahn S. A. Staying the Royal Sword: Alcuin and the Conversion Dilemma in Early Medieval Europe//The Historian. Malden (Mass.) etc., 2009. Vol. 71. N 3. P. 461-480; Evans Chr. P., ed. Radulphus Ardens: The Questions on the Sacraments. Toronto, 2010; Giraud C. Per verba magistri: Anselme de Laon et son école au XIIe siècle. Turnhout, 2010; Hall J. A. The Sacraments in the «Compilatio Questionum Theologie» of Magister Martinus: Crit. Ed. with Comment.: Diss. Notre Dame (Ind.), 2010; Rolker Chr. Canon Law and the Letters of Ivo of Chartres. Camb.; N. Y., 2010; Signori G. «Baptismus est ianua omnium et fundamentum»: Die Taufe in Dogmatik, Liturgie, Tafelmalerei und Kleinarchitektur in der zweiten Hälfte des 15. und zu Beginn des 16. Jh.//Die Pfarrei im späten Mittelalter/Hrsg. E. Bunz, G. Fouquet.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010