Ок. 1218 г. И. Т. оставил преподавательскую карьеру и уехал из Болоньи в Хальберштадт (вероятно, его родной город). Став каноником коллегиальной ц. Девы Марии, он занимал должности схоластика (1220), настоятеля ц. святых Симеона и Иуды (1223) и декана кафедрального капитула (1235). С 1241 г. настоятель кафедрального собора св. Стефана. Городская традиция приписывает И. Т. участие в строительстве нового готического собора в городе. Если идентификация И. Т. с Иоанном Цемекой верна, то, за исключением упомянутого выше канонического заключения (между 1223 и 1232), его сочинений от этого периода жизни не сохранилось. Соч.: Constitutiones concilii quarti Lateranensis una cum commentariis glossatorum/Ed. A. García y García. Vat., 1981. P. 187-270; Apparatus glossarum in Compilationem tertiam/Ed. K. Pennington. Vat., 1981. Vol. 1; García y García A. Glosas de Juan Teutónico, Vicente Hispano y Dámaso Húngaro a los Arbores Consanguinitatis et Affinitatis//ZSRG.K. 1982. T. 68. P. 153-175; Fransen G. À propos des Questions de Jean le Teutonique//Bull. of Medieval Canon Law. R., 1983. Vol. 13. P. 39-47; Pennington K. A «Consilium» of Johannes Teutonicus//Traditio. 1970. Vol. 26. P. 435-440. Библиогр.: Will E. Decreti Gratiani Incunabula//Studia Gratiana. Mainz, 1959. T. 6. P. 116-280; Adversi A. Saggio di un Catalogo delle edizioni del «Decretum Gratiani» posteriori al sec. XV//Ibid. P. 281-376, 428; Kuttner S. Repertorium der Kanonistik (1140-1234). Vat., 1937, 1981r. Vol. 1: Prodromus Corporis Glossarum. P. 93-99. Лит.: Schulte J. F., von. Johannes Teutonicus (Semeca, Zemeke)//Zschr. f. Kirchenrecht. 1881. Bd. 16. S. 107-132; Gillmann F. Die Entstehungszeit der Glossa ordinaria zum Gratianischen Dekret// Idem. Zur Lehre der Scholastik vom Spender der Firmung und des Weihesakraments. Paderborn, 1920. S. 184-220; idem. Wer ist der Verfasser der Compilatio IV?//Archiv für katholisches Kirchenrecht. Mainz, 1936. Bd. 116. S. 127-157; idem. Hat Johannes Teutonikus zu den Konstitutionen des 4.

http://pravenc.ru/text/471513.html

Дальнейшее развитие церковной музыки в И. определяла деятельность Фелипе Педреля (1841-1922), подготовившего к изданию обширный корпус старинной испан. музыки и заложившего основы ее исследования. В молодые годы Педрель стремился к карьере композитора, сочинив, в частности, множество произведений на лат. литургические тексты. Однако болезненно переживавшееся отсутствие успеха на этом поприще побудило его сконцентрировать усилия в научной сфере. С 1882 г. Педрель издавал ж. «Священная испанская Псалтирь» (Salterio sacro-hispano), в к-ром публиковались сочинения старинных мастеров, в 1894-1898 гг. увидела свет антология «Испанская школа духовной музыки» (Hispaniae Schola Musica Sacra), наконец, в 1902-1913 гг. под его редакцией выходит 1-е полное собрание сочинений Виктории и утверждается слава этого композитора как гения испан. церковной музыки. Деятельность Педреля была частью процесса возрождения испан. национального самосознания (ренасимьенто), важным импульсом для к-рого послужила испано-амер. война (1898). Знаменитые композиторы Исаак Альбенис (1860-1909), Энрике Гранадос (1867-1916), Мануэль де Фалья (1876-1946) и Хоакин Турина (1882-1949) высоко чтили Педреля и называли его своим учителем; однако, работая в области светской музыки, они претворяли в жизнь те его заветы, к-рые относились к изучению и использованию фольклора различных регионов И. Единичные сочинения этих авторов на духовные тексты написаны по случаю; в нек-рых из них косвенное выражение находят национальные чувства (примером может служить хоровая композиция «в григорианском стиле» Гранадоса «L " herba de amor» (1914) - молитвы, обращенные к национальной святыне Каталонии, «Черной Деве» из монастыря Санта-Мария-де-Монсеррат). В то же время значительное число композиторов «второго ряда», состоявших на церковной службе, с нач. XX в. посвящают свое творчество созданию новой литургической музыки, развивающей традиции старинного, истинно испан. искусства. В историографии этих музыкантов, работавших в различных храмах по всей территории И., принято именовать «поколение Motu proprio», в связи с той выдающейся ролью в истории испан. музыки, к-рую сыграло послание «Tra le Sollecitudine» папы Пия X, изданное 22 нояб. 1903 г. В нем папа резко критиковал излишне театральную манеру церковного искусства того времени и указывал 3 основные составляющие музыки, допустимой в католич. храме: григорианское пение как основу богослужения, классическую ренессансную полифонию, представленную прежде всего творчеством Палестрины, и те сочинения в совр. стиле, в к-рых нет ничего мирского и театрального.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Madrid, 1990. Vol. 13. P. 12-32; Ripoll L ó pez G. La ocupación visigoda en época romana a través de sus necrópolis: Diss. Barcelona, 1991; Barbero de Aguilera A. La sociedad visigoda y su entorno histórico. Madrid, 1992; Cazier P. Isidore de Séville et la naissance de l " Espagne catholique. P., 1994; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Iberia. Logroño, 1999. Vol. 2. P. 133-149; The Visigoths: Studies in Culture and Society/Ed. A. Ferreiro. Leiden; Boston, 1999; Diaz [Mart í nez] P. C., Valverde M. R. The Theoretical Strength and Practical Weakness of the Visigothic Monarchy of Toledo//Rituals of Power from Late Antiquity to the Early Middle Ages/Ed. F. Theuws, J. L. Nelson. Leiden; Boston, 2000. P. 59-93; Stocking R. L. Bishops, Councils, and Consensus in the Visigothic Kingdom, 589-633. Ann Arbor, 2000; Клауде Д. История вестготов. СПб., 2002; Martin C. Le géographie du pouvoir dans l " Espagne Visigothique. Lille, 2003; Collins R. Visigothic Spain, 409-711. Oxf., 2004; Попова Г. А. Клятвы в законах вестготских королей//Право в средневековом мире, 2009/Под ред. И. И. Варьяш, Г. А. Поповой. М., 2009. С. 209-223; C ó rcoles Olaitz E. Las Formulae Wisigothicae: Aproximacion a la prática jurídica visigoda. Lecce, 2010; Koch M. Ethnische Identität im Entstehungsprozess des spanischen Westgotenreiches. B.; N. Y., 2011; Ward A. History and Chronicles in Late Medieval Iberia: Representations of Wamba in Late Medieval Narrative Histories. Leiden; Boston, 2011. Г. А. Попова, Д. В. Зайцев, А. А. Ткаченко VIII-XIII вв. Мусульманская И. В 711-714 гг. арабы распространили власть практически на весь Пиренейский п-ов (за исключением обл. Астурия на севере И.). В 1-й пол. VIII в. они предприняли неск. военных походов к северу от Пиренеев. Власть арабов признала бывш. вестгот. пров. Септимания. В 725 г. арабы захватили Каркасон и Немаус (ныне Ним), осадили Августодун (ныне Отён).

http://pravenc.ru/text/674995.html

Córdoba, 1973; Chaves Trist á n F. La Córdoba hispano-romana y sus monedas. Sevilla, 1977; Nieto Cumplido M. Catálogo del Archivo del Seminario de S. Pelagio de Córdoba. Córdoba, 1977; idem. Historia de la Iglesia en Córdoba. Córdoba, 1991. T. 2: Reconquista y Restauración (1146-1326); Sotomayor y Muro M. Los testimonios históricos mas antiguos del cristianismo hispano//Historia de la Iglesia en España/Ed. R. García-Villoslada. Madrid, 1979. Vol. 1. P. 35-80; Rodr í guez Lia ñ ez L. Real monasterio de Santa Clara de Córdoba: Documentación y studio histórico (1260-1499). Sevilla, 1983; Mu ñ oz Due ñ as M. D. El diezmo en el obispado de Córdoba, 1750-1845. Córdoba, 1988; Rodriguez Neila J. F. Historia de Córdoba. Córdoba, 1988. Vol. 1: Del amanecer prehistórico al ocaso visigodo; M á rquez Moreno C. Talleres locales de capiteles corinizantes en Colonia Patricia Corduba durante el período adrianeo//Archivo español de arqueología. Madrid, 1990. Vol. 63. N 161/162. P. 161-182; Morena L ó pez J. A. Nuevas aportaciones sobre el Aqua Vetus Augusta y la necropolis occidental de Colonia Patricia Corduba//Anales de arqueología cordobesa. 1994. N 5. P. 155-179; Garc í a-Cuevas Ventura J. El cabildo catedralicio cordobés ante la crisis del Antiguo Régimen (1808-1833)//Revista de historia contemporánea. 1995. N 6. P. 33-60; Sanz Sancho I. Geografía del Obispado de Córdoba en la Baja Edad Media. Madrid, 1995; idem. El Cabildo catedralicio de Córdoba en la Edad Media//En la España medieval. Madrid, 2000. N 23. P. 189-264; idem. Episcopologio medieval cordobés: Siglos XIII-XIV//Hispania Sacra. Madrid, 2002. Vol. 54. P. 23-68; Hidalgo R. Análisis arquitectónico del complejo monumental de Cercadilla//Colonia Patricia Corduba/Ed. P. León Alonso. Sevilla, 1996. P. 235-248; Jordano Barbudo M. A. Arquitectura medieval cristiana en Córdoba. Córdoba, 1996; Arjona Castro A. Urbanismo de la Córdoba califal: Tras las huellas de la Córdoba califal. Córdoba, 1997; El Convento de Dominicas del Corpus Christi de Córdoba (1609-1992)/Ed.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

A. G. Kollamparampil. R., 1997. P. 237-275. (BEL.S; 93); idem. Liturgia Hispánica. Barcelona, 1998; Janini J., Gonz á lves R. Catálogo de los manuscritos litúrgicos de la Catedral de Toledo. Toledo, 1977; Kleinheyer B. Studien zur nichtrömisch-westlichen Ordinationsliturgie//AfLW. 1980. Bd. 22. S. 93-107; 1981. Bd. 23. S. 313-366; Pijuan J. La Liturgia Bautismal en la España romano-visigoda. Toledo, 1981; Reynolds R. E. The Ordination Rite in Medieval Spain: Hispanic, Roman and Hybrid//Santiago, Saint-Denis, and Saint Peter: The Reception of the Roman Liturgy in León-Castile in 1080/Ed. B. F. Reilly. N. Y., 1985. P. 131-155; Ferreiro A. The Visigoths in Gaul and Spain, A. D. 418-711: A Bibliography. Leiden; N. Y., 1988. P. 225-263; idem.The Visigoths in Gaul and Iberia: A Suppl. Bibliography, 1984-2003. Leiden; Boston, 2006. P. 177-195; idem. The Visigoths in Gaul and Iberia (update): A Suppl. Bibliography, 2004-2006. Leiden; Boston, 2008. P. 63-70; Curso de liturgia hispano-mozárabe/Ed. J.-M. Ferrer Grenesche. Salamanca, 1995; Janeras S. Elements orientals en la litúrgia visigòtica//Miscel•lània Litúrgica Catalana. Barcelona, 1995. Vol. 6. P. 93-127; Zapke S. El antifonario de San Juan de la Peña (siglos X-XI): Estudio litúrgico-musical del rito hispano. Zaragoza, 1995; СДЛ. 1999р. Ч. 4. С. 115-158; Woolfenden G. Daily Prayer in Christian Spain. L., 2000; Ramis Miquel G. La iniciación cristiana en la liturgia hispánica. Baracaldo, 2001; Rubio Sadia J. P. Las órdenes religiosas y la introducción del rito romano en la Iglesia de Toledo. Toledo, 2004; McConnell Chr. D. Baptism in Visigothic Spain: Origins, Development and Interpretation: Diss. Notre Dame (Ind.), 2005; Vivancos G ó mez M. C. El oracional visigótico de Verona: Notas codicológicas y paleográficas//Cuadernos de Filología Clásica: Estudios Latinos. Madrid, 2006. Vol. 26. N 2. P. 121-144; Hispania Vetus: Musical-Liturgical Manuscripts: From Visigothic Origins to the Franco-Roman Transition (10-12th Cent.)/Ed.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Валериана (254-259) (BHL, 3196). Из поэмы «О венцах» (Peristephanon) христ. поэта Пруденция (рубеж IV и V вв.), а также из житийной литературы вестгот. и мосарабского периодов известно об испан. мучениках, пострадавших во время гонений имп. Диоклетиана (303-305),- св. Кукуфате (BHL, 1997) и св. Евлалии (BHL, 2693) в Барциноне (ныне Барселона), мц. Евлалии в Эмерите Августе (BHL, 2700), сщмч. диак. Викентии (BHL, 8630) и многочисленных (innumerabiles) мучениках в Цезаравгусте (BHL, 1503), мучениках Еметерии и Хелидонии в Калагуррисе (ныне Калаорра) (BHL, 2532), мч. Феликсе в Герунде (ныне Жирона) (BHL, 2864), мучениках Викентии, Сабине и Кристете в Абуле (BHL, 8619), мучениках Иусте и Пасторе в Комплуте (ныне Алькала-де-Энарес) (BHL, 4595), мучениках Ацискле и Виктории в Кордубе (BHL, 26), мученицах Иусте и Руфине в Гиспалисе (ныне Севилья) (BHL, 4566), св. Леокадии в Толете (BHL, 4848). Составители агиографических памятников, в основе своей, по-видимому, достоверных, опирались на местную, в т. ч. гимнографическую, традицию (еп. Исидору Гиспальскому приписывают гимны в честь мучениц Иусты и Руфины, еп. Евгению II Толетскому - в честь св. Леокадии). Некоторые агиографические произведения создавались позднее - напр., Мученичество Евлалии Барцинонской было составлено в сер. VII в. по образцу Мученичества Евлалии Эмеритской (сер. VI в.). Христианская Церковь в Испании в IV в. Христианская Церковь в Испании в IV в. Важным источником по ранней истории христианства в И. долгое время считались каноны Эльвирского Собора (см., напр.: PL. 84. Col. 301-310; Concilios visigóticos e hispano-romanos/Ed. J. Vives e. a. Barcelona; Madrid, 1963; Suberbiola Martinez J. Nuevos concilios hispano-romanos de los siglos III y IV: La colección de Elvira. Malaga, 1987; большинство исследователей датировали Собор между 295 и 314 гг. (чаще всего - между 300 и 303)). В Соборе, судя по подписям, принимали участие 19 епископов и 24 пресвитера (в некоторых рукописях указывается др. количество участников), представлявшие 37 христ. общин со всего Пиренейского п-ова. В 70-х гг. XX в. нек-рые ученые стали высказывать сомнение в подлинности канонов Собора. Детальное сравнение с решениями др. Соборов IV-V вв. на Западе показало, что большая часть канонов Эльвирского Собора вторична ( Meigne M. Concile ou collection d " Elvire?//RHE. 1975. Vol. 70. P. 361-387). Заставляет усомниться в подлинности соборных канонов и их число, в 4 раза превосходящее любое из собраний канонов 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

B. M. Peebles, The poet Prudencius, Nueva York, 1951. G. Rizza, Paolino di Ñola, Catania, 1947. H. Spitzmuller, Poésie latine chrétienne du Moyen Age. III-IV, París, 1971. C. Vidal Manzanares, «Prudencio: los judíos en la obra de un padre hispano» en En torno a Sefarad: encuentro internacional de historiadores, Toledo, 16–19 diciembre, 1991. 4. Los mártires: C. Bernard Ruffin, The days ofthe martyrs, Huntington, 1985. H. v. Campenhausen, Die Idee des Martyriums in der alten Kir-che, Gotinga, 1936. W. H. C. Friend, Martyrdom and Persecution in the Early Church, Londres, 1965. Z. García Villada, Rosas de martirio, Madrid, 1925. P. Hanozin, La geste de martyrs, París, 1935. B. Luis Ruiz, Actas selectas de mártires, 2 vol., Madrid, 1943–4. E. Rome, Premiers témoins du Christ, París, 1966. D. Ruiz Bueno, Actas de los mártires, Madrid, 1951. 5. Los apologistas: H. Chadwick, Early Christian Thought and the Classical tradition. Studies in Justin, Clement and Origen, Londres, 1966. J. Donaldson, The Apologists, Londres, 1866. I. Giordani, La prima polémica cristiana, Turín, 1930. J. Laguier, La méthode apologétique des Peres dans les trois premiers siécies, París, 1905. V. A. S. Little, The Christology of the Apologists, Londres, 1934. D. Ruiz Bueno, Padres apologistas griegos del s. II, Madrid, 1979. W. A. Shotwell, The Biblical Exegesis of Justin Martyr, Londres, 1965. 6. Los herejes : E. C. Blackman, Marcion and his inftuence, Londres, 1948. F. C. Burkitt, The Religión ofthe Manichees, Cambridge, 1925. P. T. Camelot, Efesoy Calcedonia, Vitoria, 1971. P. W. Evans, Some lessonsfrom Marcion, Birmingham, 1950. W. C. H. Frend, The Donatist Church, Oxford, 1971. G. Gigli, L " ortodossia, l " arianesimo e la política di Constanzo II, Roma, 1950. R. M. Grant, Gnosticism and Early Chrisúanity, Nueva York, 1959 – Gnosticism, Nueva York, 1961. – La Gnose et les origines chrétiennes, París, 1964. G. Handler, Wulfila und Ambrosius, Sttutgart, 1961. J. N. D. Kelly, The Athanasian Creed, Londres, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/diccio...

Е.С. Марей Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice Le royaume de Tolède (567–711/713) est un royaume unique dans l’histoire de l’Europe latine. II n’a existé que 150 ans environ, mais sa culture qui continue la tradition culturelle des provinces hispaniques de l’Empire romain, est tres grande. L’épanouissement culturel est sans doute lié à Isidore de Séville († 636), dont l’héritage est l’objet de ce travail. Toutes les oeuvres isidoriennes sont écrites en général dans le but de systématiser les connaissances thésaurisées et de les adapter à la réalité visigothique, y compris les sciences sur le droit, qui est la partie imprescriptible de la culture. Bien qu’Isidore se soit formé dans le cadre de la culture de l’Antiquité tardive, ses idées sur le droit et la justice expriment le développement de la conception médiévale de la justice. Les notions isidoriennes du droit et de la justice avaient été étudiées par les his- toriens et les juristes, parmi lesquels on peut nommer G. Martínez Díez, M.C. Díaz y Díaz, J. De Churruca, A. García Gallo, P. Séjourné, J. Fontaine, P. Cazier et d’autres. Pourtant, malgré ces travaux qui sont très importanté, on n’a jamais particulièrement examiné la figure d’Isidore-juriste. Pour l’étudier correctement, il faut examiner non seulement les relations des idées isidoriennes et du droit canonique, mais aussi l’influence du droit romain sur Isidore. Parmi les nombreuses oeuvres d’Isidore, j’ai choisi six traités qui sont très importants pour la reconstuction de la pensée juridique d’Isidore. Ce sont les “Differences”, les “Sentences”, les “Synonymes”, le traité “Des offices ecclésiastiques”, la “Règle monastique” et bien sûr son impressionante encyclo- pédie, les “Étymologies”, dans laquelle les notions juridiques du Sévillan sont reflétées en détail. Isidore est né c. 560 dans une famille hispano-romaine riche et filustre. II a été bien élévé par son frère aÎné Léandre, l’évéque de Séville et sa soeur Florentine, qui était abbesse. Les maÎtres d’Isidore le préparaient à l’épiscopat ou au monachisme, et, comme on peut voir à travers ses oeuvres, il connaissait bien les Saintes Écritures et les traités des Pères de l’Église. Par ailleurs Léandre et Isidore ont réuni à Séville une grande bibliothéque, où beaucoup de textes religieux voisinaient avec les livres séculiers. Bien sûr, la plupart des textes remains existait sous forme d’anthologies, néanmoins on peut affirmer que le Sévillan possédait quelques traités de Cicéron et aussi des sources juridiques, comme le “Bréviaire d’Alaric”, les “Institutions” de Gaius, certains travaux de Paul et peut-être d’Ulpien.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

По инициативе кард. Марсело Гонсалеса Мартина ( 2004) в 1982 г. была создана Комиссия по ревизии литургических книг И.-м. о. Новый чин мессы был утвержден епископской конференцией в 1985 г., а пробный вариант новых Миссала и Лекционария - в 1988 г. В 1991-1995 гг. новые Миссал и Лекционарий (Liber commicus) были официально изданы (Missale Hispano-Mozarabicum. Barcelona, 1991-1995. 4 t.). От изданий Ортиса новые книги отличаются тем, что представляют значительно сокращенный и тщательно отобранный материал и соответствуют предписаниям и духу литургической реформы II Ватиканского Собора (напр., в отличие от древней традиции новый Лекционарий содержит 2 альтернативных годовых цикла чтений; месса может совершаться лицом к народу, и т. д.). Папа Иоанн Павел II дважды совершал богослужение по этим книгам (в 1992 и 2000). В наст. время во мн. храмах Испании хотя бы раз в год проходит богослужение по новому чину (прежде всего в дни памяти древних испан. святых). Более широкому распространению И.-м. о. препятствуют лат. язык и существенные отличия в структуре литургического года. Несмотря на обилие изданных в XX в. рукописей, официально утвержденных нового Бревиария И.-м. о. и чинов таинств до сих пор нет. На практике вводятся разного рода новации и элементы, заимствованные из других, преимущественно восточных, традиций для придания богослужению внешней архаики. Литургические книги Литургические книги И.-м. о. носят оригинальные наименования, хотя их содержание традиционно для большинства обрядов Запада и Востока. Долгое время считалось, что все рукописи представляют единую традицию на разных этапах ее существования. Однако после работ Х. Пинеля стало очевидным, что весь корпус рукописей распадается на 2 группы, к-рые Пинель назвал «традиция А» и «традиция В». К 1-й принадлежит большинство известных рукописей, 2-я же представлена изданиями Ортиса и неск. рукописями XII-XIV вв., обнаруженными в Толедо. По мнению Пинеля, традиция B более архаична, но при этом не является исконной для Толедо.

http://pravenc.ru/text/674997.html

   001    002    003   004     005    006    007