В. К. выступил на защиту правосл. догмы в полемике с представителями Рима. Общепризнано, что окончательный ответ легатам папы, лат. архиеп. Боспора Франческо да Камерино и еп. Херсона Риккардо, дал Никифор Григора ( van Dieten. 1978). Однако существует предположение, что, хотя трактат Григоры и оказал определенное влияние на В. К., основную дискуссию с латинянами вел именно калабрийский философ, к-рый имел достаточно времени, чтобы подготовить свои «греч. речи» - «К Собору» (Ad Synodum) и «О согласии» (De concordia). Р. Синкевич отверг, вслед за Ж. Даррузесом, датировку этих текстов 1339 г. и предложил датировать их зимой 1334 или весной 1335 г. ( Sinkewicz. 1980; контраргументы: Fyrigos. 1993). Главным доводом следует считать то, что к 1339 г. В. К. кардинально изменил линию аргументации. Если в антилатинских трактатах он пытается обосновать тезис свт. Фотия об исхождении Св. Духа только (μνου) от Отца (хотя и отмечает, что это невозможно доказать аподейктическими силлогизмами), то в речах 1339 г. он призывает вернуться к формуле Никейского Символа веры об исхождении Св. Духа от Отца, отвергнув как фотианское «только», так и лат. Filioque ( Gianneli. 1963. P. 185-188) как ненужные добавления (προσθκαι). В своих трактатах В. К. утверждал непознаваемость Божественной тайны в вопросе об исхождении Св. Духа. В свете этого распространенный взгляд на В. К. как на злоупотребляющего диалектикой рационального схоластика (ср.: ODB. Vol. 3. P. 1561) едва ли возможно признать обоснованным. Маловероятно, чтобы В. К. успел написать свои подробные антилат. сочинения за короткое время. Кроме того, его 2-м оппонентом в трактатах выступает не еп. Риккардо, а Николай, архиеп. Чембало ( Байер. 1995). В. К. полемизирует против сопоставления Св. Духа с волей (θλησις), а Сына с мышлением (νησις): «Святые отцы и не утверждают, что возможно как-то познать, что единое делится на три, и не обещают, что способы исхождений познаваемы кем-то» (Opere contro i Latini. P. 430). Между тем именно такая аргументация Filioque была характерна для доминиканцев Перы, в частности Бартоломея и Симона К-польских , к-рых опровергал в 1300 г.

http://pravenc.ru/text/154245.html

ProdPoesies E.Miller, Poésies inédites de Théodore Prodrome. Annuaire Assoc. ét. gr. 17 (1883) 18–64. [s.XII] ProdRhod Theodori Prodromi Rhodanthes et Dosiclis amorum libri IX, ed. M.Marcovich. Stuttgart – Leipzig 1991. [s.XII] Prodrom Theodorus Prodromus. PG 133, 1101–1422. [s.XII] ProdSat G.Podestà, Le satire lucianesche di Teodoro Prodromo. Aevum 19 (1945) 239–252; 21 (1947) 3–25. [s.XII] ProdSkyl L.Petit, Monodie de Théodore Prodrome sur Étienne Skylitzès métropolitain de Trèbizonde. IRAIK 8 (1903) 1–14. [s.XII] ProdTetr C.Giannelli, Tetrastici di Teodoro Prodromo sulle feste fisse e sui santi del calendario bizantino. SBN 10 (1963) 255–289. [s.XII] ProdTetrast Theodoros Prodromos, Jambische und hexametrische Tetrasticha auf die Haupterzählungen des Alten und Neuen Testaments, besorgt von G.Papagiannis. Wiesbaden 1997 (Index 318–378). [s.XII] ProdTheil F.J.G.La Porte – du Theil, Notice d’un manuscrit de la Bibliothèque du Vatican, coté CCCV parmi les Manuscrits Grecs. IIIe Partie. Notices et Extraits 8 (1810) 78–253. [s.XII] ProdTreat I.D.Polemis, An unknown treatise of Theodore Prodromos. Byz 62 (1992) 414–423. [s.XII] ProkopBarth G.Makres, Προκπιος Δικονος. Βυζαντιν 22 (2001) 75–93 (86–93: γκμιον ες τν γιον πστολον Βαρθολομαον). [s.IX] ProlSyl Prolegomenon Sylloge, ed. H.Rabe. Leipzig 1931 (Index 456–491). PRoss Georg Papyri russischer und georgischer Sammlungen, hrsg. v. G.Zereteli. 5 Bde. Tiflis 1925–1935. Prosuch 1–6 Eustathii Macrembolitae quae feruntur aenigmata, ed. M.Treu. Progr. Friedrichs-Gymn. Breslau 1893. Breslau 1893,36–47. [s.XII] ProtJac E. de Strycker, La forme la plus ancienne du protévangile de Jacques. Bruxelles 1961. [s.IV] PsalmKat E.Mühlenberg, Psalmenkommentare aus der Katenenüberlieferung. 3 Bde. Berlin 1975–1978. PsAmph Amphilochios von Ikonion, Rede über die unfruchtbaren Bäume. Hrsg. v B.Z. Jurjew 1901. [inter s.VII et XI] PsArPlant Aristotelis quae feruntur De Plantis, De Mirabilibus Auscultationibus, ..., ed. O.Apelt. Leipzig 1888. [ca 1300?]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Διατριβ π φηγεσ. Πετροπολις; Αλεξνδρεια, 1911; Соколов И. И. Святой Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский, его труды и учение об исихии: По поводу исслед. Г. Х. Папамихаила Ο γιος Γρηγριος Παλαμς...//ЖМНП. 1913. 4. С. 378-393; 5. С. 159-186; 6. С. 409-429; 7. С. 114-139; Сонни А. Михаил Акоминат, автор «Олицетворения», приписываемого Григорию Паламе//Визант. обозр. Юрьев, 1915. Т. 1. С. 104-116; Jugie M. Palamas Grégoire//DTC. 1932. T. 11(2). Col. 1735-1776; idem. Palamite (controverse)//Ibid. Col. 1777-1818; Stniloae D. Viaa i învttura sfântului Grigorie Palama. Sibiu, 1938. (Ser. teologic; 10); Candal M. El «Teófanes» de Gregorio Palamas//OCP. 1946. Vol. 12. P. 238-261; idem. Fuentes palamíticas: diálogo de Jorge Facrasí sobre el contradictorio de Pálamas con Nicéforo Grégoras//Ibid. 1950. Vol. 16. P. 303-357; idem. La confesión de fe antipalamítica de Gregorio Acindino//Ibid. 1959. Vol. 25. P. 216-226; Giannelli C. Un progetto di Barlaam Calabro per unione delle Chiese//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 3: Letteratura e storia bizantina. P. 157-208. (ST; 123); Горянов Б. Т. Первая гомилия Григория Паламы как источник к истории восстания зилотов//ВВ. 1947. Т. 1(26). С. 261-266; Киприан (Керн), архим. «Олицетворение» Михаила Акомината: (К истории учения о человеке в Византии)//ПМ. 1949. Вып. 7. С. 85-104; Καρμρης Ι. Ν. Τ δογματικ κα συμβολικ μνημεα τς Ορθοδξου Καθολικς Εκκλησας. Αθναι, 1960. Τ. 1; Meyendorff J. Le Tome synodal de 1347//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227; Weiss G. Joannes Kantakuzenos - Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Mönch//Der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969; Paparozzi M. Gli Antirrhetici posteriores de Niceforo Gregoras: Diss.//Univ. Cattolica del Sacro Cuore. Mil., 1970-1971; idem. Collecmed studies. L., 1974; Θανουργκης Β. Αγνωστα ντιπαλαμικ συγγρμματα το Γρηγορου Ακινδνου//Κληρονομα. 1972. Τ. 4. N 2. Σ. 285-302; idem. Α περιπτειαι κα δραστηριτης το Γρηγορου Παλαμ κατ τ τος τς αχμαλοσας ατο ες τν Ασαν (1354-1355)//Ibid.

http://pravenc.ru/text/168057.html

Diekamp, F. (ed.), Doctrina patrum de incarnatione verbi, 2nd edition with revisions by B. Phanourgakis and E. Chrysos (Münster, 1981). Disypatos, D. – see Tsames. Dodds, E. R. (ed.), Proclus, The Elements of Theology, 2nd edition (Oxford, 1963). Dragas, G. D., «La doctrine de la creation d " après l’Hexäémeron de saint Basile le Grand,» Istina 28 (1983) 282–308. Ehrhard, A., Überlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der griechischen Kirche von den Anfangen bis zum Ende des 16. Jh., 3 vols. (tu 50–52; Leipzig, 1937–1952). Eustratiades, S., «Νικδημος γιορετης.» Μακεδονικ 1 (1940) 38–57. Fyrigos, A., «La produzione letteraria antilatina de Barlaam Calabro,» ocp 45 (1979) 114–144. Giannelli, C., «Un progetto di Barlaam Calabro per 1 " unione delle Chiese,» Miscellanea Giovanni Mercati (Studi e testi 123; Vatican City, 1946) 3:157–208. Giet, S. (ed.), Basile de Césarée, Homélies sur l’Hexäémeron, 2nd edition (sc 26bis; Paris, 1968). Glabinas, A., «ν γνωστον ν πολλος χειργραφον ργων Γρηγορου το Παλαμ. κδιξ 138 τς . Μονς γας Τριδος Χλκης» (Thessalonica, 1976) 296–305. Gouillard, J., «Le Synodikon de l " Orthodoxie, Édition et Commentaire,» Travaux et mémoires 2 (1967) 1–316. -------, Petite philocalie de la prière du cœur (Paris, 1953). -------, «L " interprétation de Genèse 1,1–3 a l " époque byzantine» in In principio: Interprétations des premiers versets de la Genèse (Paris, 1973). Goulet, R., Cléomède, Théorie élémentaire (Histoire des doctrines de l’antiquité classique 3; Paris, 1980). Gregoras, N. – see Beyer, Leone. Gregory the Sinaite – see Balfour. Harlfinger, D., and J. Wiesner, «Die griechischen Handschriften des Aristoteles und seiner Kommentatoren,» Scriptorium 18 (1964) 238–257. Heiberg, J. L. (ed.), Anonymi logica et quadriuium cum scholiis antiquis (Det Kgl. Danske Videnskabernes Selskab. Historisk-filologiske Meddelelser 15.1; Copenhagen, 1919). Hero, A. C., Letters of Gregory Akindynos (cfhb 21 (Series Washingtonensis-Dumbarton Oaks Texts 7); Washington, D.C., 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

ProdArist M.Cacouros, Nouvelles recherches sur le Commentaire du Second livre des Analytiques Posterieurs d’Aristote par Théodore Prodrome. Mémoire de D.E.A. Paris 1988. [s.XII] ProdBasel Cyri Theodori Prodromi epigrammata ut vetustissima, ita piissima ... [ed. H.Guntius]. Basel 1536. [s.XII] ProdCal A.Acconcia Longo, Il calendario giambico in monostici di Teodoro Prodromo. Roma 1983. [s.XII] ProdCom Theodori Prodromi Commentarios in carmina Cosmae Hierosolymitani et Ioannis Damasceni ed. H.Stevenson. Roma 1888. [s.XII] ProdCor R.Browning, Unpublished Correspondence between Michael Italicus and Theodore Prodromos. Byzantinobulgarica 1 (1962) 279–297. [s.XII] ProdEpig C.Giannelli, Epigrammi di Teodoro Prodromo in onore dei santi megalomartiri Teodoro, Giorgo e Demetrio. SBN 10 (1963) 349–378. [s.XII] ProdEpithal I C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Teodora Comnena e Giovanni Contostefano. Venezia 1888. [s.XII] ProdEpithal II C.Castellani, Epitalamio di Teodoro Prodromo per le nozze di Giovanni Comneno e ... Taronita. Venezia 1890. [s.XII] ProdGed W.Hörandner, Theodoros Prodromos, Historische Gedichte. Wien 1974 (Index 588–604). [s.XII] ProdGreg Verse des Theodoros Prodromos auf Greg.Naz., ed. I.Sajdak, Historia critica ... (=SajdHist) 259–265. [s.XII] ProdKat H.Hunger, Der byzantinische Katz-Mäuse-Krieg. Theodoros Prodromos, Katomyomachia. Wien 1968 (Index 127–132). [s.XII] ProdLaz Theodori Prodromi epistulae, ed. P.Lazeri, Miscellanea ex mss. libris bibliothecae Collegii Romani Societatis Jesu, II. Roma 1754, 562–568. [s.XII] ProdLogos K.Manaphes, Θεοδρου Προδρμου λγος ες ωννην Θ´ γαπητν. ΕΕΒΣ 41 (1974) 223–242. [s.XII] ProdMeg Théodore Prodrome, Sur le grand et le petit (à Italicos). Texte grec inédit et notice par P.Tannery. Annuaire Assoc. ét. gr. 21 (1887) 104–119. [s.XII] ProdPapadim S.Papadimitriu, Feodor Prodrom. Odessa 1905. [s.XII] ProdPoemes E.Miller, Poèmes historiques de Théodore Prodrome. Revue archéologique, n.s. 25 (1873) 251–255. 344–348. 415–419; 26 (1873) 23–24. 153–157. [s.XII]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   Важность Деян. 12для понимания служения Петра хорошо показана в книге: Cullmann, О. Peter: Disciple, Apostle, Martyr. Philadelphia, 1962; о значении этого текста для понимания раннехристианской экклезиологии см. мою книгу Orthodoxy and Catholicity. New York: Sheed and Ward, 1966, p. 8—10; ср. также ZizioulasJ. The Development of Conciliar Structures to the Time of the First Ecumenical Council//Councils and the Ecumenical Movement. World Council of Churches Studies 5, Geneva, 1968, p. 36—37.    См. Meyendorf» J. et al. The Primacy of Peter in the Orthodox Church. London: Faith Press, 1963, p. 14—29.    ZizioulasJ. Op. cit., p. 41.    Евсевий Памфил. Церковная история. Москва: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. С. 362.    См.: MeyendorffJ. Justinian, the Empire and the Church//Dumbarton Oaks Papers, vol. 22 (1968), p. 50—51.    См. прекрасный обзор этой проблемы в: Anastasiou, J. What is the Meaning of the Word «Ecumenical» in Relation to the Councils?//Councils and the Ecumenical Movement. World Council of Churches Studies 5, Geneva, 1968, p. 27—31.    Dvornik, F. The Photian Schism. History and Legend. Cambridge, 1948, p. 184—185.    См.: Giannelli, С. Un progetto di Barlaam per Iunione delle Chiese//Miscellanea G. Mercati. III. Studi e testi, 123. Citta del Vaticano, 1946, p. 185—201.    См.: Meyendorff,J. Projects de concile oecumenique en 1367: un dialogue inedit entre Jean Cantacuzene et le legal Paul//Dumbarton Oaks Papers, 14. 1960, p. 173. Рим и православие: проблема авторитета...    Православная Церковь всегда занимала в экуменическом движении нашего века специфическое положение, что было неизбежно, так как основные предпосылки и задачи этого движения обусловлены историческими чертами западного христианства — римско-католического и протестантского. Теперь, однако, это положение постепенно меняется в силу того, что понятия «Восток» и «Запад», сохраняя свой смысл в богословской традиции, потеряли большую часть своего географического и культурного значения. Православная Церковь, хотя и оставаясь «религиозным меньшинством», в наши дни живет и действует в западных странах, в особенности в США. С другой стороны, такие традиционно православные регионы, как Греция, Балканы и Россия, также сегодня считаются «Западом», в противовес развивающимся странам Азии и Африки.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3292...

Дмитрий 14 ноября 2011, 23:46 Различия между геномами видов должны соответствовать не только экспериментально наблюдаемым типам мутаций, но и филогенетическому дереву, и палеонтологической летописи. Подобно тому, как анализ ДНК позволяет установить степень родства между двумя людьми, тот же самый анализ ДНК (сравнение отдельных генов или целых геномов) позволяет выяснить степень родства между видами, а зная количество накопленных различий, исследователи определяют время расхождения двух видов, то есть время, когда жил их последний общий предок. Сегодня у людей скорость мутаций составляет 10-50 изменений на каждый миллиард нуклеотидов за одно поколение (Giannelli, F., Anagnostopoulos, T., Green, P. M. Mutation rates in humans. II. Sporadic mutation-specific rates and rate of detrimental human mutations inferred from hemophilia B., Genetic rates of change из архива TalkOrigins.org.) Для того, чтобы построить филогенетическое дерево, достаточно рассмотреть несколько генов, присутствующих у всех организмов, которые мы хотим включить в это дерево (обычно чем больше генов, тем статистически достовернее получаются элементы дерева - порядок ветвления и длины ветвей). Дмитрий 14 ноября 2011, 23:44 Дарвин опубликовал «Происхождение видов» почти за 100 лет до расшифровки структуры ДНК. Новые знания, полученные с тех пор, могли бы однозначно опровергнуть эволюционное учение, если бы оно было ложно. Вместо этого анализ ДНК дает нам убедительнейшие доказательства теории эволюции. ДНК постоянно мутирует, порождая генетическое разнообразие, которое служит материалом для отбора. При этом обычно чем больше генетических различий между организмами, тем сильнее различается и их строение. Например, отличия генома человека от генома шимпанзе включают 35 миллионов замен отдельных нуклеотидов, 5 миллионов удалений и вставок, слияние двух хромосом и девять хромосомных инверсий. Это очень небольшая степень различия (порядка 1-2%), учитывая, что размер генома человека и шимпанзе - свыше 3 миллиардов пар нуклеотидов.

http://pravoslavie.ru/49770.html

Corpus des Actes grecs d " ltalie du sud et de Sicilië 1: Saint-Nicolas de Donnoso (1030–1060/61)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1967. – 2: Saint-Nicodème de Kellarana (1023/24–1232)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1968. – 3: La Théotokos de Hagia-Agathè (Oppido) (1050–1064/1065)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1972. – 4: Le brébion de la métropole byzantine de Règion (vers 1050)/Ed. A. Guillou. Città del Vaticano, 1974. – 5: Saint-Jean Théristès (1054–1264)/Ed. S.G. Mercati, С Giannelli, A. Guillou. Città del Vaticano, 1980. Акты Афонские/Изд. В. Регель и др. СПб., 1903–1915. 6 т. (репр.: Amsterdam, 1964–1975). Акты Русского на Святом Афоне монастыря св. Пантелеймона. Киев, 1873. Своды и подборки Беневич Г.И. и др . Антология восточно-христианской богословской мысли: Ортодоксия и гетеродоксия. М.; СПб., 2009. 2 т. Бибиков М.В. Byzantinorossicä Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004–2009. 2 т. Buзahmujcku извори за ucmopujy народа Jyrocлabuje. Београд, 1955–1971. 4 т. Гръцки извори за българската история. София, 1954–1980.10 т. Лидов А.М. (ред.) Реликвии в Византии и Древней Руси: Письменные источники. М., 2006. Максимов Ю.В. Византийские сочинения об исламе. М, 2006. Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. Памятники византийской литературы IX-XIV веков. М., 1969. Памятники позднего античного ораторского и эпистолярного искусства. М.; Л., 1964. Памятники средневековой латинской литературы IV-IX веков. М., 1970. Поздняя греческая проза. М., 1960. Полякова С.В. Византийские легенды. М., 1972 (репр.: М., 1994; СПб., 2004). Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. Свод древнейших письменных известий о славянах [до IX в.]. М., 1994–1995. 2 т. Beck H.-G. Byzantinisches Lesebuch. Munchen, 1982. Βυζαντιν γγραφα της Μονς Πτμου. Τ. Α: Ατοκρατορικ κδ. Ε. Λ. Βρανοση. Τ. Β: Δημοσων Λειτουργν κδ. Μ. Νυσταζοπολου– Πελεκδου. Αθναι, 1980. Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Translation of the Surviving Founders» Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A.C. Hero e.a. Washington, 1998–2000. 5 vol.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

862 Ср. гл. 4–5 фундаментального труда: Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamisation from Eleventh Through the Fifteenth Century. Berkeley, 1971. 863 Неплохой обзор источников: Nicol D.M. Byzantine requests for an Oecumenical Council in the Fourteenth Century//Annuarium Historiae Conciliorum. 1969. Vol. 1. P. 69–95; более обобщенно: Vries W., de. Die Papaste von Avignon und der christliche Osten//OCP 30 (1964). P. 85–128; Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirchen im byzantinischen Reich. Gottingen, 1980. S. 226–230; Un Temps d’Epreuves (1274–1449)/Mollat du Jurdin M., ed. Vol. 6: Histoire du Christianisme des origines a nos jours. Paris, 1990. P. 304–309. 864 Beck H. – G. Geschichte der orthodoxen Kirchen… S. 206–207; Nicol D.M. Byzantine requests for an Oecumenical Council in the Fourteenth Century. P. 76–81; Vries W., de. Die Papste von Avignon und der christliche Osten. S. 106–107. 865 PG, 151, col. 1331–1342 (col. 1332)·, Geanakoplos D.J. The Council of Florence (1438–1439) and the Problem of union between the Byzantine and the Latin Churches//Byzantine East and Latin West. New York, 1966. P. 90–92. [см. в: Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности; История крестовых походов. М., 2001. С. 236, 237]. 866 См. тексты, изданные С. Giannelli: Un progetto di Barlaam Calabro per Punione delle chiese//Studi e Testi. 1946. Vol. 123. P. 157–208; обсуждение вопроса: Meyendorff J. Un mauvais theologien de 1’unite: Barlaam le Calabrais//L’Eglise et les iglises: Etudes et travaux offerts a Dom Lambert de Beaduin. Chevetogne, 1955. Vol. 2. P. 47–64 [переизд.: Meyendorff J. Byzantine Hesychasm: Historical, Theological and Social Problems]. 869 Ibid. P. 53–62; Loenertz R.J. Ambassadeurs grecs aupres du pape Clement VI (1348)//OCP 19 (1953) P. 178–196; Gay J. Le pape Cldment VI et les affaires d’Orient. Paris, 1904. P. 4–118; Dolger F. 2942, 2957. 871 Meyendorff J. Projets de concile oecumeriique en 1367. P. 174:ναγκαστη πστκ οκ στιν. Предложение сделать собор действительно репрезентативным было сделано в 1273 г. патриархом Иосифом I и повторено его тезкой Иосифом II в 1422 г. См.: Laurent V. Les priliminaires du concile de Florence: Les Neuf Articles du Pape Martin V et la reponse inedite du patriarche de Constantinople Joseph II (Octobre 1422)//REB 20 (1962). P. 54. Об идее считать Вселенским такой собор, на котором присутствуют все пятеро патриархов, см.: Darrouzis J. Une conference sur la primaute du pape a Constantinople en 1357//REB 19 (1961). P. 107.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Его персонажи приземистые, с большими головами, широкими тяжелыми лицами, с крупными, словно застывшими чертами, обведенными темным контуром, огромными, широко раскрытыми глазами. Он активно использует пластическую моделировку, энергичную и интенсивную в ликах старцев и более мягкую в ликах юных святых. Близость миниатюр мастеров Георгия и Симеона Влахернита к новым тенденциям визант. живописи 2-й четв. XI в. делает более вероятной позднюю датировку В. М.- 1001-1016 гг. Изд.: Albani A. Menologium graecorum iussu Basilii imperatoris graece olim editum, munificentia et liberalitate sanctissimi D. N. Benedicti XIII in tres partes divisum nunc primum graece et latine prodit studio et opera Annibalis tit. S. Clementis presb. Card. Albani. Urbinum, 1727; PG. 117; MenolBas. Vol. 1-2. (факсим.). Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876. С. 207-211; Delehaye H. Le Synaxaire de Sirmond//AnBoll. 1895. T. 14. P. 396-434, 406-407; idem. SynCP; Giannelli С. Codices Vaticani Graeci: Codices 1485-1683. Vat., 1950. P. 276-278; Frolow A. L " origine des miniatures du Ménologe du Vatican//ЗРВИ. 1960. T. 6. С. 29-42; Frolow A. , Š evcenko I. Illuminators of Menologium of Basil II//Bsl. 1965. T. 26. P. 404-408; Š ev enko I. Illuminators of Menologium of Basil II//DOP. 1962. Vol. 16. P. 245-276; idem. On Pantoleon the Painter//JÖB. 1972. Bd. 21. S. 241-249; Canart P. , Peri V. Sussidi bibliografici per i manoscritti greci della Biblioteca Vaticana//ST. 1970. Vol. 261. P. 617-618; Weitzmann K. Illustrations in Roll and Codex: A Study of Origin and Method of Text Illustration. Princeton, 19702. P. 200-205; Дер Нерсесян С. Московский менологий//Византия: Сб. ст. в честь В. Н. Лазарева. С. 94-111; Der Nersessian S. Remarks on the Date of the Menologium and the Psalter Written for Basil II// idem. Byzantine and Armenian Studies. Louvain, 1973. P. 113-128; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. Т. 1. С. 70; Т. 2. Илл. 107-110; Buonocore M. Bibliografia dei fondi manoscritti della Biblioteca Vaticana (1968-1980)//ST. 1986. Vol. 319. Il N 18.265-18.360; Ceresa M. Bibliografia dei fondi manoscritti della Biblioteca Vaticana (1981-1985)//Ibid. 1991. Vol. 342. P. 388-389; 1998. Vol. 379. P. 449; Rohmann J. Die Miniaturen des Vatikanischen Menologions: Zur Problematik ihrer Namensbeischriften//JÖB. 1999. Bd. 49. S. 249-265; Zakharova A. Gli otto artisti del Menologio di Basilio II//Miscellanea Bibliothecae Apostolicae Vaticanae. R., 2003. Vol. 10 (416). Р. 379-432.

http://pravenc.ru/text/149805.html

  001     002    003