Преподобный Викентий Лиринский пишет: «Как поступать христианину кафолику, когда какая-нибудь частица церкви отсечётся от общения со всеобщею верою? Как иначе; если предпочесть заражённому и повреждённому члену здоровье всего тела? А если вновь явившаяся какая-нибудь зараза покусится пятнать не частичку уже церкви, но всю вместе церковь? И тогда он должен позаботиться пристать к древности, которая не может уже быть обольщена никаким коварством новизны» («Памятн. записк.» гл. 3). Видите, вся церковь может быть заражена язвой ереси. В чём же тогда останется церковь? Слушайте. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Пришедши во страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого? Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, и иные за Иеремию, или одного из пророков. Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Пётр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И я говорю тебе: ты Пётр, и на сём камне Я создам Церковь Мою, и врата адова не одолеют её» ( Мф.16:13–18 ). На чём же Господь обещается создать Свою Церковь? На правом исповедании, и это то «правое и спасённое исповедание веры, – говорит пр. Максим Исповедник , – Господь «и нарече кафолическою церковию быти» (Чет. Минея 21 генв.). Тут ясно всем, что Церковь Христова может быть только из одного исповедания. А о епископах я вот что вам прочитаю. «Аз зажегох свет сердца вашего, говорит бл. Феофилакт от лица Господа, и на высоте поставить (вы) светити всем: а еже не угаснути благодати сущей в вас, на вашем подвизе будет се» (Благ. Матф, зач. 11, л. 38 об.). На что нам искать яснейшего свидетельства? Прямо и ясно говорится, что, хотя Господь и дал епископам благодать, а светить или не светить этой благодатью, зависит уже от них самих. А мы и видим, что при патриархе Никоне они перестали светить, впали в заблуждение...

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Притч.20:9 ; Сир.31:11 ). Эту истину признаёт и страдалец Иов. Он восклицает: «нечист и растлен человек, пьющий беззаконие, как воду» ( Иов.15:16 ). А пр. Иеремия так описывает развращённость своих современников: «Каждый обманывает своего друга, и правды не говорят: приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости» ( Иер.9:5 ). Отсюда он заключает: «лукаво сердце человеческое и крайне испорчено; кто узнает его?» ( Иер.17:9 ср. Дан.9:5,20 ). В Новом Завете греховность человеческой природы изображается в чертах ещё более ярких. Господь проповедь Свою начал призывом людей к покаянию ( Мф.4:17 ; Мк.1:5 ). Раньше И. Христа, о покаянии же во грехах учил Иоанн Предтеча ( Мф.3:5–10 ). Он говорил людям, что все «неверующие в Сына» уже осуждены и «гнев Божий» пребывает на них ( Ин.3:36 ср. Еф.2:3 ; Рим.2:5 ). Почему это? – Потому что люди «все согрешили и лишены славы Божией» ( Рим.3:9–23 ), все под клятвою закона ( Гал.3:10 ). Они «проданы греху» и делают лишь то, к чему влечёт их порочное сердце ( Рим.7:14,19,20,23 ). По этой причине Апостолы, ходя в мире, прежде всего благовестили всем народам покаяние и прощение грехов ради крестных заслуг Сына Божия ( Лк.24:47 ; Ин.20:23 ср. Деян.2:38 ; Рим.6:6 ; Гал.5:24 и др.). Нам скажут, что после смерти Христовой мы – уже не рабы греха ( Рим.6:19 ; Тит.3:3 ) и живём под благодатью ( Рим.6:14 ). –Верно. Однако послушайте, что пишут Апостолы облагодатствованным христианам. «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что... все мы много согрешаем» ( Иак.3:1–2 ), Ап. Иоанн ещё сильнее выражает ту же мысль: «если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляет Его (Христа) лживым, и Слова Его нет в нас» ( 1Ин.1:8,10 ). – Смотрите: кто настаивает на своей непорочности перед Богом, тот забывает «слово» самого Господа. А «слово» это гласит, что «никто не благ, как только один Бог» ( Мк.10:18 ). И в Откровении написано: «кто не убоится тебя, Господи, и не прославит Имени Твоею? Ибо Ты един Свят» ( Откр.15:4 ср. Мф.27:24 ; Ин.8:46 ; 2Кор.5:21 ; Евр.4:15 ; 1Петр.2:22 ). Если же Господь «един свят», значит – люди все с недостатками и пороками (Ср. Иов.9:30,31,15:14–16 ). Но откуда же в нас эта страшная сила греха, которая, по учению Ап. Павла, постоянно противится добрым желаниям нашим и делает необлагодатствованных людей «пленниками закона греховного?» ( Рим.7:15–23 ). Слово Божие отвечает нам, что порочные склонности мы получаем наследственно, путём плотского рождения от Адама. «Как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, – пишет апостол, – так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» ( Рим.5:12 ср. 1Кор.15:21,22,48,49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прочитай 10 стих, где ясно говорится: «если говорим, что мы не согрешаем, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас». Да, возлюбленный, я убедился, что в наших проповедниках не Его слова, а слова Его врага, который сказал Еве: «Бог за то запретил вам вкушать плоды с этого древа, что, как только вы вкусите его, будете сами как боги и будете знать добро и зло». Припомни, как слова змея понравились праматери нашей Еве: она сейчас же послушалась льстивого совета змея и сорвала плод с запрещённого дерева, вкусила его и подала Адаму. Не подобны ли сему искусителю и наши проповедники, указывающие нам на плод одной только личной веры, через которую так легко достигнуть пребывания со Христом и мнимого спасения, так что многие прельщаются лёгким, чисто фантастическим, путём спасения, – уверяя себя, что они привяли Господа, а в сущности они только отступили от православия и вступили в секту пашковцев. Не таже ли и здесь повторяется с нами, по действию диавола, необдуманность, как и в Эдеме с праматерью Евой! Брат Василий потерял всякое терпение, слушая доводы Ивана, опровергавшего мудрования пашковских учителей, которым первый верил безотчётно и безусловно. Василий недоумевал, откуда дадеся такая премудрость Ивану, всегда на собраниях и на частных беседах молчавшему и вздыхавшему. Не имея что возразить, Василий просто начал сердиться и браниться, назвав Ивана «валаамовой ослицей». Отвечая на оскорбления, Иван напомнил собеседнику слова Апостола: «гневаясь не согрешайте». – Гневаться, брат, можешь, как и сказал Апостол, но оскорблять другого грешно; «солнце да не зайдёт во гневе вашем», сказал Апостол, а оно уже начинает восходить, посмотри на небо и поспеши успокоиться, я же тебя прощаю за оскорбления твои. Напоминаю тебе, брат, по любви наставления апостола Павла к Колоссянам гл. 2, ст. 8: «смотрите, братия, чтобы кто не прельстил вас философией и пустыми обольщениями, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу», а также и Петра во втором послании его гл.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам Господь наш Иисус Христос предупреждал нас о появлении лже-христов и лжепророков, подобных хлыстовским, когда говорил, что «многие лжепророки восстанут и прельстят многих» ( Мф.24:11 ). «Берегитесь лжепророков, говорил он» ( Мф.7:15 ). О них предсказал и св. ап Пётр: «были лжепророки в народе, говорит он христианам, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» ( 2Пет.2:1–3 ). Слова Спасителя Христа и Его св. Апостола вполне сбываются в наше время, когда появилось так много людей, выдающих себя за пророков, – людей, которые «от истины отвратили слух и обратились к басням» ( 2Тим.4:4 ), и которых поэтому нам нужно особенно остерегаться. «Берегитесь, учит Христос, лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде? а внутри суть волки хищные... Многие скажут мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающии беззаконие ( Мф.7:15, 22–23 )! Оканчивая рассказ свой о посещении мной радения николаевских хлыстов, я не могу не выразить чувства крайнего удивления и глубокого сожаления о том поразительном невежестве и дикости, до каких могут дойти люди. Стыдно и больно за русского человека, способного увлечься самыми нелепыми, самыми бессмысленными учениями. Да, одно только истинное просвещение всего русского народа, просвещение в духе веры и Церкви Христовой может избавить его от всевозможных, позорящих имя человека и христианина, сект. Но когда же, добрый читатель, это будет?! М. Кальнев Из миссионерских летописей, дневников и записок Ивановский Н.Ив. Мои письма к бегунской наставнице (игуменьи) в Казани.//Миссионерское обозрение. 1899. 2. С. 493–498

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сам Господь, посылая учеников Своих на проповедь , сказал им: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:19,20 ). Установив таинство причащения, Господь повелел апостолам, а в лице их и их преемникам, совершать сие таинство в Его воспоминание «доколе Он приидет» ( Лк.22:19 . 1Кор.11:26 ). Что сие таинство будет совершаться всегда, до самого второго Христова на землю пришествия, а следовательно, и истинные пастыри будут в церкви Христовой всегда, до второго Христова пришествия, поучает блаженный Августин , говоря: « Церковь (Христова) от времён самих апостолов через известнейшие преемства епископов, продолжающиеся даже до наших дней, и имеющие продолжаться на все последующие времена, сохраняет и приносить Богу жертву хвалы в таинстве тела Христова» (Против противн. Зак. и Прор. гл. 1, числ. 39). Из прочитанных слов видно, что сам Господь обещался быть здесь на земле с поставленными им для совершения таинств пастырями во все дни, даже до кончины этого мира, а Господь верен во всех словах Своих, ибо «небо и земля (скорее) прейдут, а словеса Мои не прейдут» (Марк. зач. 61), сказал Он. И блаженный Августин учит, что истинные епископы через преемство от самих апостолов будут «на все последующие времена». Далее Перетрухин заявляет: «мы веруем, что все епископы могут впасть в ересь», но своей веры ничем не подтвердил. Да и какая это вера? Истинные христиане веруют во св. соборную и апостольскую церковь , непобедимую от врат адовых, т. е. от всех гонителей и еретиков, а старообрядцы веруют «в уклонение епископов в ересь». «Верующие тогда могут спастись и без них», т. е. без епископов, но опять ничем этого не подтвердил, тогда как святые отцы поучают, что без епископов не может быть не только спасения, но даже и самого христианства. После этого Перетрухин читал слова апостола Павла: вы есте тело Христово и уди от части и толкование на эти слова из книги «О вере».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самым распространённым толкованием слов св. Апостола в печатной миссионерской литературе служит толкование, приведённое, между прочим, в статье: «Библейские изречения, относящиеся к учению о крещении детей», помещённой во 2-й книжке Миссион. Обозр. за декабрь 1897 г. Святость и чистота детей, рождённых от христианских родителей, здесь понимается как «предызбрание детей для Христа». В основание такого понимания принимается, контекст речи, причём слова: «иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы», принимаются автором за параллельные предыдущим: «неверующий муж освящается женою верующей и жена неверующая мужем верующим», и этими последними словами выясняется смысл первых. «Как муж христианки», говорит автор, «хотя был еще язычником, уже через само супружество с верующей женой предызбирался для Христа и Церкви, точно также и дитя, рождённое от жены, облагодатствованной Духом Святым, предызбирается для просвещения верой и таинственного обновления (стр. 737)». Признавая за таким толкованием слов св. Апостола свою долю справедливости и известную степень доказательности против сектантов, мы не только в интересах апологетики против сектантов, но и в интересах вообще экзегетических, считаем не бесполезным восполнить это толкование новым. Действительно, обе части 14-го стиха 7-ой гл. 1 посл. к Коринф, являются параллельными между собой, но не по содержанию своему, так чтобы смыслом одной части можно было выяснять смысл другой, а по логическому строю и по отношению к предыдущей главной мысли св. Апостола о нежелательности развода. «Если какой брат, говорит Апостол, имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять её; и жена, которая имеет мужа неверующего и он согласен жить с нею, не должна оставлять его». Почему? Какие основания для такого, по-видимому, опасного сохранения брачного сожития между разноверующими супругами? Св. Апостол указывает следующие для этого основания: «ибо» говорит он непосредственно далее, «неверующий муж освящается женою верующей и жена неверующая мужем верующим»; это во-первых; во-вторых: «иначе (т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Св. Писание очень часто указывает на божественное происхождение христианства, как на самое главное основное доказательство его истинности. Сам Спаситель истину Своего учения основывал, прежде всего, на Своём божественном достоинстве и посланничестве, на авторитете Своего Лица, как Единородного Сына Божия. Так, находясь у сокровищницы храма, Иисус Христос стал говорить народу о Себе, как истинном свете жизни: «Я свет миру, кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни»... (Ев. Ин.8:12 ). Здесь, как везде и всегда, выступили против него фарисеи, говоря: «Ты сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твоё не истинно» ( Ин.8:13 ). Чтобы убедить одних и поразить других, Спасителю нужно было указать, вне всякого сомнения, на какое-нибудь особенно важное, неоспоримое доказательство истинности Своих слов. И Господь прямо и решительно говорит: «Вы судите по плоти, Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно ( Втор.19:15 ). Я сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня» ( Втор.19:15–18 ; ср. 7:16–18,28–29,8:25–30 и др.). Апостолы, больше всего и прежде всего, каждому и всякому старались доказать, «что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы (иудеи) распяли» ( Деян.2:36 ), и потом уже раскрывали ту или другую истину. Что касается, наконец, святоотеческих творений, то в них также главным основным доказательством истинности христианства считалось его божественное, сверхъестественное происхождение. Об этом со всей рельефностью говорит уже тот факт, что всё, более подходящее к истине, все лучшие религиозные понятия греков и других народов древности, апологеты первых веков христианства, начиная с Иустина мученика , ничем иным не объясняли и не могли объяснить, как заимствованием этих элементов из сокровищницы ветхозаветного богооткровенного учения 194 . На чём же утверждается, чем доказывается незыблемость того основного положения – о божественном достоинстве христианства, – на котором (положении) зиждется весь modus demonstrandi супранатуралистического метода? Главными доказательствами истинности упомянутого основного положения признаются в супранатуралистическом методе ветхозаветные пророчества, с точностью исполнившиеся на Лице Спасителя, и чудеса Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священники ухватились за это слово, они только этого и ждали. И так, Ты Сын Божий, спросили они у Иисуса; на это Иисус ответил: вы говорите, что я. На что нам ещё свидетелей, когда он Сам обвиняет себя, закричали они, взяли и повели его к Пилату, предавая Его как злодея. Если бы он не был злодей, говорили они Пилату, мы не привели бы Его к тебе. Но какое же Он сделал зло? спрашивает их Пилат. Он называет себя Сыном Божиим, а по их закону каждый, называющий себя чадом Божиим, должен быть предан смерти. Они требуют от Пилата, чтобы он непременно осудил Иисуса на смерть. Этот человек, говорят они Пилату, развращает народ, он не велит давать подать Кесарю. Но Пилат, допросив Иисуса, говорит им: я не нахожу никакой вины в этом человеке. Как нет вины? закричали они, Он возмущает народ, учит чему-то новому, (на этом слове проповедник как-то особенно сделал ударение и стукнул рукой по лежавшему на столе Евангелию; на мрачном его лице появилась улыбка, глаза сверкнули насмешливо-лихорадочным огоньком). По всей Иудеи, начиная от Галилеи до сего места народ слушает Его и идёт за Ним, продолжал проповедник всё с той же улыбкой, ударяя рукой по Евангелию, и подчёркивая каждое слово. Если мы не уничтожим Его, говорили они, Он может возмутить весь народ. (Его злобная насмешливая улыбка как бы говорила: и нас преследуют за то). Пилат, узнав, что Он Галилеянин из области Ирода, продолжал проповедник, послал Иисуса к Ироду. Ирод обрадовался, увидя Иисуса, он давно хотел Его видеть, так как много слышал о Нём. Ирод надеялся услышать от Него что-нибудь интересное, даже ожидал, что Иисус совершить какое-нибудь чудо, но ошибся: на все его вопросы Иисус отвечал молчанием. Ирод, видя, что он ничего не добьётся от Иисуса, оскорблённый Его молчанием, надругавшись и насмеявшись над Ним с своими воинами, отослал Его обратно к Пилату. Пилат собрал священников и начальников народных, и говорит им: Вы обвиняете этого человека, как развращающего народ, но я не нахожу Его виновным. Ирод также не нашёл в Нём вины, достойной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слова ответа Господа взяты из того места ( Втор.8:3 ), где пророк Моисей, прототип Мессии, внушает Израильтянам исполнять заповеди Божии и помнить испытания, коим подвергал их Господь, как томление голодом и питание манною, дабы показать им, что не о хлебе одном будет (должен) жить человек, но о всяком глаголе исходящем чрез уста Бога 819 будет (должен) жить человек. Спаситель утверждает законность стремления человека к освобождению от назойливых нужд питания тела и к совершенно беспрепятственному служению высшим призваниям духа, по средство к достижению этого не должно быть таким, какое предлагает искуситель и какого желали фарисеи, т.е. внешне-чудесным, подобным манне небесной. Самая эта манна научала грубо-чувственных Иудеев тому, что не из-за хлеба одного должен жить человек, но из-за всего исходящего из уст Иеговы: одежда твоя не ветшала на тебе и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет; и знай в сердца твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына сво- его, – итак храни заповеди Господа Бога твоего, ходя путями Его и боясь Его. Чудесное и беззаботное питание плоти все же есть чувственно-эгоистичное и плотяное вожделение, принижающее и оплотеняющее дух ( Мф.6:21 ). Не хлеб плоти, а Слово Божие, как совершеннейшее и божественное выражение и откровение истинного нравственно-религиозного идеала христианской или богоподобной природы человеческого духа – вот цель, задача и условие, для, при и из-за коих должен жить человек. Не из-за хлеба, не для питания, не при еде и питье только будет жить человек, но из-за Слова Божия, для достижения идеала богоуподобления, при условии нравственного самоусовершения. Искание царства Божия должно стоять на первом месте и нравственно-религиозный идеал должен владычествовать над человеческим сердцем, а хлеб и все чувственно-телесное должно быть в качестве прибавления, только как печальная необходимость следствий греха ( Мф.6:33 ; ср. ст. 19–34; ср. Ин.6:26–27 ). При общем и искреннем увлечении идеалом царства Божия вопрос о хлебе устраняется сам собою: где нет безумцев, собирающих себе, а не в Бога богатеющих, там нет и жизни из-за хлеба одного ( Лк.12:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

служившего внешним прообразом истинного и живого храма Божия, в коем обитает вся полнота божества телесно, т.е. тела Христа – Богочеловека. Неверие выражается пока еще только в совопросничестве, непонимании и косности, не переходя в открытую вражду ко Христу. Также и вера есть пока безотчетное влечение к свету сынов света. Эта вера может потом перейти и в неверие (Иуда Предатель и соблазнившиеся беседою о хлебе жизни ученики), как и косность неверия может потом обратиться в истинную веру (Никодим). Поэтому евангелист выразительно замечает, что многие, видя чудеса Его на празднике, хотя и уверовали во имя Его, но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех, и не имея нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке (2:23–25), – знал Он цену этой вере, могшей потом перейти и во вражду к Нему, даже в предательство Его на смерть. Выразителями такого отношения к откровению света служат: с одной стороны, первые ученики Христа – Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп и Нафанаил, коему Господь прикровенно открыл единение в Своем Лице неба и земли, божества и человечества, – а с другой – вопрошавшие Христа о знамении Иудеи, коим Господь также прикровенно открыл их неверие и смертоубийственную вражду к Нему. Но наиболее полным выражением первоначальной веры и неверия служат Никодим и Самарянка. Беседа с Никодимом происходит ночью и в Иерусалиме. Никодим – старец, князь иудейский, книжник с головою, заваленною всевозможным хламом бесплодной раввинской учености, софизмов и схоластики, – строгий праведник в лучшем фарисейском духе. Господь говорит Никодиму весьма прикровенно о тайнах Своего лица, учения и царства, – укоряет ученого книжника и учителя Израилева в непонимании слова Божия и истинного нравственно-религиозного идеала, – прямо говорит ему, как представителю раввинско-фарисейской косности и неверия: «Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном». По всему видно, что во время беседы Никодим принадлежал еще к тем, коим Гос-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010