Возможно, история слегка приукрашена. Афу отказался от приглашения остаться в Александрии и возвратился в пустыню. Три года спустя, когда скончался пемджеский епископ, Феофил назначил на это место Афу, хотя община выдвигала другого кандидата. Здесь нет ничего невероятного. Уже во времена святителя Афанасия Великого епископами часто становились монахи. И Феофил не в первый раз назначал монаха на кафедру. Самый известный пример - Диоскор, один из Длинных Братьев, ставший по назначению Феофила епископом Гермополя. " Житие блаженного Афу " пришло к нам, вероятнее всего, из коптских кругов. Сведения об антропоморфитском споре, приводимые в греческих и латинских источниках, грешат односторонностью и тенденциозностью. Особенно это относится к Иоанну Кассиану, " благочестивому журналисту " , как метко охарактеризовал его Рене Драге [ 6 ]. В споре Кассиан занимает оригенистскую позицию. В своих сочинениях он излагает точку зрения Евагрия: " Noi in Cassiano rileggiamo Evagrio " [У Кассианамы перечитываем Евагрия], - справедливо замечает современный исследователь [ 7 ]. Картина египетского монашества в " Historia Lausiaca " также представлена с греческих позиций, " в духе Евагрия " , по словам Драге [ 8 ]. С тех пор учение " антропоморфитов " подается в искаженном виде, а антропоморфитский спор изображается, как столкновение simpliciores [простецов] с людьми учеными. Да, был и такой аспект. Но в целом спор гораздо серьезней и глубже: он является столкновением богословских концепций и духовных традиций. " Житие " Афу раскрывает нам богословскую перспективу спора, и в этом - историческая ценность данного замечательного агиологического документа. Дополнения Ценная книга Антуана Гийомона (Antoine Guillaumont) " Les " Kephalaia gnostica " d " Evagre le Pontique et l " histoire de Torigenisme chez les grecs et les syriens " ( " Patristica Sorbonen-sia " , 5, Editions du Seuil, Paris, 1962) вышла уже после того, как настоящая статья была отдана в печать. Антропоморфитскому спору Гийомон посвящает один небольшой абзац (pp.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1437...

817 »...As rational beings were dispersed in various ways, God envisaged the creation of this corporeal world». 820 См. уже у Филона Александрийского, Quaestiones in Genesim 1.53. В другом месте (Fug 110) Филон говорит о чувственном мире как одежде, в которую «облекается» Логос. Активная форма ( Ενδυσαι) глагола «облекать» (употребленного здесь Филоном в медиальном залоге) во времена св. Максима отличалась на слух от употребленной им формы глагола «связывать» ( νδσαι), вероятно, только ударением. 821 Отрывок сохранился благодаря Ямвлиху, который приводит его в своем Протрептике 8 (47.21–48.9, ed. Pistelli); авторство Аристотеля установлено на основании пересказа того же места Цицероном в отрывке, который приводит бл. Августин (см., например: Bos Л. P. Aristotle on the Etruscan Robbers: a Core Text of «Aristotelian Dualism "http://Journal of the History of Philosophy. 41, 2003. P. 289–306). До Ямвлиха уже св. Климент Александрийский в своем Протрептике, 7.4–6 использует тот же образ как метафору страстной привязанности к тленному. 822 Именно так определяет характер текстов, предложенных ему для толкования (PG 91 1065В), сам св. Максим: Трудности ( πορα, не ποραι) великого Григория (ТР 1 (645–646 гг.); PG 91 33А); подробнее см.: Петров В. О трудностях... С. 148–149. 823 Ирония, содержащаяся в этом упреке, очевиднее в более дословном переводе: «убегают [sc. от трудности (то ujtooov); ср. выше прим. 14]... к легкости (то ευκολον)». 825 См. фрагменты соборного постановления: DeclerckJ. Theophile d " Alexandrie contre Origenë nouveaux fragments de l " Epistula synodalis prima (CPG, 2595)//Byzantion. 1984, 54. P. 495–507, 504,506. 828 De Princ 2.1.1 (пер. Н. Петрова с лат. пер. Руфина [Ориген. О началах. Казань, 1899]). Выделенная часть соответствует цитате из флорилегия, включенного св. имп. Юстинианом в послание 543 г. константинопольскому патриарху Мине (PG 86а 985С; ed. Schwartz, АСО. Т. 3 (1940), 211.14–16). Курсив наш. – А. Ш. 830 Эта «эзотерическая» часть учения Евагрия, изложеннная им в прикровенной и фрагментарной форме, реконструирована как целое А. Гийомоном на основании обнаруженной им редакции сирийского перевода Евагриевых Гностических глав: Guillaumont A. Les Kephalaia Gnostica... P. 37–39. О личной близости Евагрия к Каппадокийцам, особенно Григорию Богослову , см., напр.: Ibid. Р. 48–50.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

74, p. 181–189; Idem. Le martyre de saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste, 1976, t. 26, p. 410–414; Dalmais I.H. La vie de Saint Maxime le Confesseur reconsiderée?//Studia Patristica, 1982, vol. 17, pt. 1, p. 26–30; Idem. Maxime le Confesseur//Dictionnaire de Spiritualité. Fase. LXVI-LXVII. P., 1978, p. 836–838. 117 См.: Devreesse R. La vie de S. Maxime le Confesseur et ses recensions//Analecta Bollandiana, 1928, t. 46, p. 5–49. 118 См.: Lackner W. Zu Quellen und Datierung der Maximosvita//Analecta Bollandiana, 1967, t. 85 S. 285–316. 119 Эти выражения в «Житии» органично вписываются в общую традицию православного исихазма, ярким представителем которого был и преп. Максим. См.: Hausherr I. Hesychasme et priere. Roma, 1966, p. 163–237. 120 О нем см.: Иеромонах Феодосий (Олтаржевский). Палестинское монашество с IV до VI века. СПб., 1896, с. 24–47. 121 См.: Lackner W. Der Amstitel Maximos des Bekenners//Jahrbuch der Österreichischen Byzantinistik, 1971, Bd. 20, S. 63–65. 123 Gamgues J. M. La Personne composée du Christ, p. 183–184; Idem. Maxime le Confesseur. La charite, avpnir divin de íhomme. P., 1976, p. 35–36. 125 П. Шервуд предполагает, что в 624/625 г. преп. Максим перебрался из Хрисопольского монастыря в эту обитель. См.: Scherwood Р. An Annotated Date-List of the Works of Maximus Confessor. Roma, 1952, p. 2–3. 127 См.: Guillaumont A. Les «Kephalaia Gnostica» d’Evagre le Pontique et l " histoire de l’origenisme chez les grecs et chez les syriens. P., 1962, p. 176–182. 128 Сагарда Н. И. Древне-церковная богословская наука на греческом Востоке в период ее расцвета (IV-V вв.) – ее главнейшие направления и характерные особенности. СПб., 1910, с. 14. 129 Карсавин А. П. Святые отцы и учители Церкви. Раскрытие Православия в их творениях. Париж, 1927, с. 110. 130 См.: Bunge J. G. Origenismus – Gnostizismus. Zum geistgeschichtlichen Standort des Evagrios Pontikos//Vigiliae Christianae, 1986, vol. 40, p. 24–54. 131 См.: Gendle N. Cappadocian Elements in the Mystical Theology of Evagrius Ponticus//Studia Patristica, 1987, vol. XVI, pt. 2, p. 373–384. 132 См.: Refoule F. La christologie d " Evagre et origenisme//Orientalia Christiana Periodica, 1961, vol. 27, p. 221–266. 135 См: Meyer R. Т. Palladius and Early Christian Spirituality//Studia Patristica, 1970, vol. 10, pt. 1, p. 379–390.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Beda Venerabilis, de locis sanctis (c. 720). Sanctimonialis Heydenheimensis Hodoeporicon s. Willibaldi (723–726). Commemoratorium de casis Dei vel monasteriis (c. 808). Itinerarium Bernardi monachi Franci (c. 870). Qualiter sita est civitas Ierusalem (Ante I Bellum sacrum?). He так часто приходилось обращаться к другому изданию того же Общества: Itinéraires a Iérusalem et descriptions de la terre sainte, rédigés en français aux XI, XII et XIII siècles publiés par Henri Michelant et Gaston Raynaud. Genève. 1882. Здесь некоторые указания, более полезные в смысле подтверждения или разъяснения древнейших свидетельств, дают Ernoul. L’estat de la cité de Iherusalem (v. 1231). Les Pelerinages por aler en Iherusalem (v. 1231). Philippa Mousket. Description rimée des Saints Lieux (v. 1241). Le continuateur anonyme de Guillaume de Tyr (dit de Rothelin). La Sainte cité de Iherusalem, les Saints Lieux et le Pelerinage de la Terre (1261). Les Chemins et les Pelerinages de la Toerre Sainte (avant 1265). Pelrinages et Pardouns de Acre (v. 1280). Наше Православное Палестинское Общество, несмотря на небольшое, сравнительно, время своего существования (с 21 мая 1882 года), успело уже принести весьма существенную пользу делу палестиноведения. Его трудам мы обязаны тем, что имели возможность пользоваться изданными с русским переводом и, нередко, с обширными комментариями следующими памятниками. Бордоский путник 333 г. Изд. В. Н. Хитрово (Православный Палестинский Сборник, вып. 2). Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis. Изд. перев. и объясн. И. В. Помяловским (Ibid. вып. 20). Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест, первой половины IX века. Изд., перев. и объясн. В. Г. Васильевским (ibid. вып. 11). Обширные комментарии ко всем, большею частью весьма неясным и запутанным, указаниям Епифания делают книгу В. Г. Васильевского очень ценным ученым вкладом в палестинскую литературу. Путешествие Зевульфа в святую землю 1102–1103 гг. Изд. П. Безобразов (Правосл. Палест. Сборн., вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/arheolo...

Наряду с этим Понтификалом широкое распространение получил Понтификал Гийома Дюрана (Вильгельма Дуранда; 1293-1295). Совершение К. отмечено в чине Крещения на Пасху ( Durand. Pontificale. III 4. 19//Le Pontifical romain au Moyen Âge. Vat., 1940. Vol. 3: Le Pontifical de Guillaume Durand. P. 591. (ST; 88)), но само чинопоследование выписано в начале 1-й книги и подразумевает визитацию епископом приходов своего диоцеза (Ibid. I 1. 1-8//Ibid. P. 333-335). Детально описывается облачение епископа и его действия. Говорится, что он омывает пальцы рук и после начальных молитв вытягивает руки в сторону конфирмируемых и читает молитву о семиобразном Духе. Затем совершается помазание с формулой «Signo te signo crucis». После этого епископ легко ударяет конфирмованного по щеке со словами «Мир тебе» (алапа). Совершавшееся в раннее средневековье в этот момент чинопоследования лобзание мира Дюран заменил алапой, которую, вероятно, заимствовал из обрядов рыцарского посвящения (militaris alapa, la colée), поскольку после К., по мнению Дюрана, верующий становится новым воином Христовым (см.: Durand. Rationale. VI 84). Далее Дюран описывает, как епископ должен омыть и отереть пальцы от хризмы с помощью кусочка хлеба, к-рый потом погружается в купель или др. источник воды в храме. На 3-й день с принявшего К. снимается головная повязка, место помазания омывается. Повязку следует использовать для лампад, горящих на алтаре. О К. Дюран подробно пишет и в своем «Учебнике божественных служб» (Ibid.). По мнению Дюрана, между крещением и К. должно пройти не менее 7 дней - по числу даров Духа, поэтому К. совершается на октаву Пасхи. Он подробно цитирует Лжеисидоровы декреталии и труд Рабана Мавра. Алапу Дюран объясняет тем, что конфирмованный должен быть готов к исповеданию веры во Христа. Этот удар символизирует возложение рук апостолов, а также прогоняет нечистых духов, подобно тому, как произошло в Житии св. Бенедикта ( Greg. Magn. Dial. 2. 32). К. может совершаться в любом месте (in campo), но лучше в церкви. Наиболее подходящий возраст - 12-15 лет. Головные повязки снимаются на 7-й день. Их можно сохранить и использовать повторно при К. других. Неконфирмованный не может быть восприемником при крещении (см.: Durand. Rationale. VI 84).

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Кох считает " Ареопагитики " подделкой, относящейся к концу V века. Н. Koch. Pseudo-Dionisius Areopagita in seinen Beziehungen zum Neoplatonismus und Misterienwesen. Forsch. z. christl. Litter, a. Dogmengeschichte, t. 86, Bd. 1. Hefle 1, 2. Meinz, 1900. Эту же дату принимает и Bardenhewer в " Patrologie " [Автор пользуется франц. пер.: " Les Peres de l " Eglise " . Paris, 1905.] P. J, Stigimayr старается отождествить " псевдоДионисия " с Севером Антиохийским, монофизитом VI в.: " Der sogennante Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien " . Scholastik, III (1928). Критикуя это мнение, R. Devreesse относит составление дионисиевских творений к более раннему времени-до 440 года: " Denys l " Areopagite et Severe d " Anlioche " . Archives d " histoire doctrinale et litteralre du moyen age, IV, 1930. М, H.-Ch. Puech настаивает на отнесении " Ареопагитик " к концу V в.: " Liberatus de Carthage et la date de l " apparition des ecrits dionysiens " . Annaaire de l " Ecole des Hautes Etudes, section des sciences religieuses, 1930-1931. Преосвящ. Афинагор считает Дионисия " псевдо-Ареопагита " учеником св. Климента Александрийского и отождествляет его с Дионисием Великим, епископом Александрийским (середины III в.); наконец, P. Ceslas Рера в своей статье Denys ie Mystique et la Qeomacia. Revue des sciences philosophiqaes et theologiqaes, XXV, 1936, находит в дионисиевских писаниях влияние каппадокийской школы и пытается приписать их неизвестному ученику св. Василия Великого. PG, t. 3, col. 1065. Quaestiones disputatae, qu. VII, a. 5. Трактат " О мистическом богословии " опубликован у Migne, PG, t. 3, col. 997-1048. Французский перевод (очень неточный), сделанный монсиньором Darcoy, Paris, 1.845, переиздан в 1938 г. Мы цитируем Дионисия в новом переводе М. de Gandillac; O " Euvres completes du pseudo-Denys l " Areopagite, в " Bibliotheque philosophique " , Aubier, 1943. PG, t. 3, col. 1000. Там же, col. 1000-1001. Там же, col. 1048 В. Enn. VI, IX, 3. Collection Guillaume Bude, VI " , p. 174-175. Мы цитируем Плотина в переводе М. Emile Brehier.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1897...

Philoponus the Christian Theologian//Philoponus and the Rejection of Aristotelian Science . Ithaca; N. Y., 1987. P. 41-56; Wildberg C. John Philoponus " Criticism of Aristotle " s Theory of Aether. B.; N. Y., 1988; idem. Impetus Theory and the Hermeneutics of Science in Simplicius and Philoponus//Hyperboreus. Petropoli, 1999. Vol. 5. Fasc. 1. P. 107-124; Сидоров А. И. Логика и диалектика Иоанна Филопона: о характере переходной эпохи в развитии философской мысли от античности к средневековью//Историко-философский ежегодник " 89. М., 1989. С. 179-194; Bataillon L. J. Quelques utilisateurs des textes rares de Moerbeke (Philopon, Tria opuscula) et particulièrement Jacques de Viterbe//Guillaume de Moerbeke: Recueil d " études à l " occasion du 700e anniversaire de sa mort/Ed. J. Brams, W. Vanhamel. Leuven, 1989. P. 107-111; Hainthaler T. Johannes Philoponus, Philosoph und Theologe in Alexandria// Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br.; Basel; W., 1990. Bd. 2/4: Die Kirche von Alexandrien mit Nubien und Äthiopien (nach 451). S. 109-149; Lloyd A. C. The Anatomy of Neoplatonism. Oxf., 1990; Schrenk L. P. John Philoponus on the Immortal Soul//Proc. of the American Catholic Philos. Assoc. Wash., 1990. Vol. 64. P. 151-160; Verrycken K. The Development of Philoponus " Thought and Its Chronology//Aristotle Transformed: The Ancient Commentators and Their Influence/Ed. R. Sorabji. L., 1990. P. 233-274; idem. De vroegere Philoponus: Een studie van het Alexandrijnse Neoplatonisme. Brussel, 1994. P. 260-272. (Verhandelingen van de Koninklijke Academie voor Wetenschappen. Klasse de Letteren; 153); idem. Johannes Philoponos//RAC. 1996. Bd. 18. Sp. 534-553; idem. Philoponus " Interpretation of Plato " s Cosmogony//Documenti e Studi sulla Tradizione Filosofica Medievale. 1997. T. 8. P. 269-318; Charlton W. Introduction// Philoponus. On Aristotle on the Intellect (de Anima 3. 4-8)/Transl. by W. Charlton. L., 1991; Lautner P. Philoponus, in De Anima III: Quest for an Author //CQ.

http://pravenc.ru/text/471531.html

Приложение. Описание изобретенной А.С. Хомяковым машины на Английском языке, с двумя чертежами Description of the «Moskovka» 96 . A new rotator steam engine, invented and patented by Alexis Khomiakoff of Moscow. London I. I. Guillaume. Chester Square. 1851. Preface The general application the Steam Engine to every purpose connected with the Arts. Manufactures, and Locomotion in all its varieties, renders any improvement tending to the simplification of its construction, a matter of the greatest interest to society at large: and although economy of first cost be undoubtedly a desideratum, the more important economy of working is much more interesting to those who depend upon its assistance in the wide spread competition of the present day, when all resort to mechanical means as the only resource by which the great demands on production can be met. The Steam Engine has during the last few years been in great request for agricultural purposes, in order that the farmer might avail himself of the many facilities which it offers for superseding the more expensive part of manual labor, and thus place himself in the same advantageous position with the manufacturer. This demand has originated a great variety of useful appliances, and a general improvement in the character of the machinery of this class. The reciprocating engine has received a large share of attention at the hands of the mechanic, and little remains to be effected, in the way of further improvement. The inventor and patentee of the «Moskovka» Rotatory Engine has turned his attention to that particular construction of engine, as possessing those distinctive characteristics which ought, under the hands of able mechanics, to develop two prominent features of excellence, viz. – economy of construction and economy of working, which are the great desiderata. The minor advantages, such as portability, compactness. &c., naturally accompany them. The Inventor, after much reflection, flatters himself that he has succeeded in effecting these objects, and submits his labors to the world, in the hope that his Engine will be found to possess those qualities which will claim for it a favorable introduction.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

253. С. 191/Ep. 256. 69-70). В учении о числе и порядке страстей В. В. отчасти следует Оригену и Евагрию. Так, сравнение страстей с народами - «бодрствуй над собой впредь неослабно, чтобы истребить восемь иноплеменных народов» (Отв. 44. С. 31/Ep. 44. 39-40) - заимствовано у Оригена ( Orig. Hom. in Iesu Nave. 20// Origenes " Werke. Lpz., 1921. Bd. 7. S. 397-398), а указание числа 8 появилось под несомненным влиянием известного перечня помыслов-страстей, составленного Евагрием («Всех важнейших помыслов, в к-рых содержится всякий помысел, восемь. Первый чревоугодия, затем блуда, третий сребролюбия, четвертый печали, пятый гнева, шестой уныния, седьмой тщеславия, восьмой гордости» - Evagr. Pract. 6. 1-5/Ed. A. et C. Guillaumont. P., 1971). При этом в отличие от Оригена, к-рый в русле философской традиции считал страсти противоестественные гораздо более опасными, чем естественные ( Orig. De orat. 29. 15-17// Origenes " Werke. Lpz., 1899. Bd. 2), В. В. учил о том, что страсти и желания, от к-рых подвижник должен отречься, прежде всего естественны: «Как отрекается от себя человек? Лишь тем, что оставляет свои естественные желания (τ θελματα ατο τ φυσικ)… Если кто оставит неестественное, то он не оставил еще ничего из своего собственного… Если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть» (Отв. 59. С. 45/Ep. 124. 53-65; ср. о противоестественном гневе: Отв. 242/Ep. 245). В др. ответах В. В. никогда не настаивает на числе 8, это видно из более пространного перечня страстей в не переведенном на рус. язык «Рассуждении о букве «ита»»: «Бог укрепляет (дословно: творит силу, ср.: Пс 117. 16) подвизающихся, особенно тех, кто пребывает под покровом Его десницы, и тех, кто бодрствует и пристально всегда внимает себе, чтобы не отпасть от такого покрова через чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, уныние, раздражение, гнев, злословие, ненависть, тщеславие, гордость или просто через то, что оставили что-нибудь из семени Амалика на умопостигаемой земле обетованной» (Ep.

http://pravenc.ru/text/376982.html

Bd. 43. S. 242-255; Downey G. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople//DOP. 1951. Vol. 6. P. 53-80; Williams G. H. Christology and Church-State Relations in the IVth Cent.//Church History. Chicago, 1951. Vol. 20. N 3. P. 3-33; N 4. P. 3-25; Karayannopulos J. Der frühbyzantinische Kaiser//BZ. 1956. Bd. 49. S. 369-384; Stein E., Palanque J.-R. Histoire du Bas-Empire. P., 1959. T. 1: 294-476; Nordberg H. Athanasius and the Emperor. Helsinki, 1963; Momigliano A. The Conflict between Paganism and Christianity in the IVth Cent. [Oxf.], 1963; Dvornik F. Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966. 2 vol. (DOS; 9); PLRE. Vol. 1. P. 226; Blockley R. C. Constantius Gallus and Julian as Caesars of Constantius II//Latomus. Brux., 1972. T. 31. P. 433-468; Lucien-Brun X. Constance II et le massacre des princes//Bull. de l " Assoc. Guillaume Budé. Ser. 4. P., 1973. T. 32. P. 585-602; Dagron G. Naissance d " une capitale: Constantinople et ses institutions de 330 à 451. P., 1974; он же (Дагрон Ж.) Император и священник: Этюд о визант. «цезарепапизме». СПб., 2010; Politique et théologie chez Athanase d " Alexandrie/Ed. Ch. Kannegiesser. P., 1974; Simonetti M. La crisi ariana nel IV sec. R., 1975; Luibh é id C. The Arianism of Eusebius of Nicomedia//The Irish Theol. Quarterly. 1976. Vol. 43. P. 3-23; DiMaio M. Zonaras " Account of the Neo-Flavian Emperors: Diss./Univ. of Mussouri. Columbia, 1977; idem. The Antiochene Connection: Zonaras, Ammianus Marcellinus, and John of Antioch on the Reigns of the Emperors Constantius II and Julian//Byz. 1980. Vol. 50. P. 158-185; Klein R. Constantius II und die Christliche Kirche. Darmstadt, 1977; Barnes T. D. Emperors and Bishops, A. D. 324-344: Some Problems//AJAH. 1978. Vol. 3. P. 53-75; idem. Athanasius and Constantius: Theology and Politics in the Constantinian Empire. Camb. (Mass.), 1993; idem. Constantine: Dynasty, Religion and Power in the Later Roman Empire. Malden, 2011; Brown P.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010