Ист.: BHL, N 100-104; CPL, N 1231; Braulio. Vita S. Aemiliani Confessoris cognomento Cucullati//PL. 80. Col. 699-714; Gonzalo de Berceo. Estoria de San Millán/Hrsg. G. Koberstein. Münster, 1964; Gonzalo de Berceo. La Vida di San Millán de la Cogolla: Estudio y ed. crit./Ed. B. Dutton. L., 1967. Лит.: Minguella y Arnedo T. San Millán de la Cogolla: Estudio histórico-religioso acerca de la patria, estado y vida de San Millán. Madrid, 1883; Gárate Arriola J. San Millán de la Cogolla: Fue monje y abad benedictino//Príncipe de Viana. Pamplona, 1957. N 69. P. 519-532; Fernández de Bobadilla F. Recuerdo de San Millán en un obra dramática//Ibid. 1960. N 57. P. 490-496; Gómez I. M. Emilien//DHGE. T. 15. Col. 406-412; Sotomayor M., Raggi A. M. Emiliano//BiblSS. Vol. 4. Col. 1186-1189; Alonso Avila A. Visigodos y romanos de la provincia de La Rioja//Berceo. Logroño, 1985. N 108/109. P. 7-31; Olarte J. B. España en ciernes: O la vida de San Millán. Léon, 1998; Lomas Salmonte F. J. Analisis y funcionalidad de la «Vita Aemiliani» (BHL 100)//Studia historica: Historia antigua. Salamanca, 1998. N 16. P. 247-266; Castellanos S. Poder social, aristocracias y hombre en la España Visigoda: La «Vita Aemiliani» de Braulio de Zaragoza. Logroño, 1998; idem. Hagiografia y sociedad en la Hispania visigoda: La «Vita Aemiliani» y el actual territorio riojano. Logroño, 1999; Grande Quejigo F. J. Hagiografía y difusión en la Vida de San Millán de Gonzalo Berceo. Logroño, 2000. Монастыри прп. Емилиана т. н. Верхний (Сан-Мильян де Сусо) и Нижний (Сан-Мильян де Юсо), расположены близ сел. Сан-Мильян-де-ла-Коголья в адм. пров. Ла-Риоха в Испании. В 1997 г. оба монастыря включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Верхний мон-рь восходит к киновии подвижников, возникшей вокруг кельи и часовни с погребением Е. В VI в. в естественных скальных полостях размещались кельи отшельников. Сохранилось более 120 монашеских захоронений в каменных саркофагах. Свт. Евгений III , архиеп. Толетский († 657), посвятил стихотворение церкви, построенной во имя Е., где совершались чудесные исцеления ( Eugenius Toletanus. Carm. XI: De basilica S. Aemiliani//MGH. AA. T. 14. P. 241). В 714-759 гг. территория совр. пров. Ла-Риоха, где находится мон-рь, была захвачена арабами, но в 923 г. отвоевана кор. Памплоны Санчо I. В г. Нахера, расположенный недалеко от мон-ря, была перенесена столица королевства (925). В X в. обитель именовалась по названию хребта Дирцеций (ныне Сьерра-де-ла-Деманда), где находилась келья Е. С сер. X в. мон-рь обозначался по названию сел. Вергегий. Слово «Коголья» (куколь) в названии упоминается с 1192 г. (в 1180 так была обозначена одна из окрестных островерхих горных вершин - Gómez Moreno. 1919. P. 290). В 929 г. была освящена базилика, находившаяся, вероятно, в долине, на месте буд. Нижнего мон-ря (Ibid. Р. 293).

http://pravenc.ru/text/189935.html

Печать Саламанкского ун-та В XIII в. испан. культуре покровительствовали короли Кастилии Фернандо III и Альфонсо X, короли Арагона Хайме I и Хайме II. Придворные науки и искусства были ориентированы на национальные языки. По заказу кор. Фернандо III были переведены на кастильский язык «Этимологии» Исидора Гиспальского (Севильского) и вестгот. «Книга приговоров». При кор. Альфонсо X, одном из образованнейших европ. государей того времени, сложилась т. н. 2-я школа толедских переводчиков с арабского и иврита, переводили также сочинения Аристотеля и Аверроэса. Особый интерес был к научной лит-ре - книгам по астрономии и астрологии. При Альфонсо Х (предполагается, что и при его непосредственном участии) был составлен ряд текстов, оказавших заметное влияние каждый в своей сфере: «История Испании» (Estoria de España; 70-80-е гг. XIII в.) и «Всемирная история» (Grande e General Estoria; после 1272), трактат о минералах и об их лечебных и магических свойствах «Лапидарий» (Lapidario; между 1276 и 1279), астрономические таблицы, описывающие положение небесных тел, «Таблицы Альфонсо Х» (Tablas alfonsíes; между 1252 и 1270), «Книга игр» (Libro de los juegos; 1283), собрание песнопений на галисийском языке в честь Пресв. Богородицы «Песни о Деве Марии» (Cantigas de S. Maria; 70-80-е гг. XIII в.). По указанию короля и при его активном участии были составлены важнейшие в истории И. своды права - «Фуэро Кастилии» (Fuero Real de Castilla; 1255) и «Семь Партид» (Siete Partidas; 1256-1263), отразившие процесс рецепции рим. права в Леоно-Кастильском королевстве. Важной чертой большинства трактатов, составлявших т. н. альфонсинскую лит-ру, является то, что они были написаны на романсе, который, постепенно вытесняя латынь, приобрел статус языка политики, канцелярии и придворной культуры. По заказу Толедского архиеп. Родриго Хименеса де Рады был выполнен перевод Корана на лат. язык. Большую известность получили исторические сочинения архиепископа, прежде всего «История готов» (Historia gothica), написанная по заказу кор. Фернандо III.

http://pravenc.ru/text/674995.html

полемическими топосами. В интерпретации автора М. открывает галерею мусульм. правителей, незаконно правивших Испанией. Аналогичным образом и еп. Лука Туйский ( 1249) в «Хронике мира» (Chronicon Mundi; 1236) обращается к жизнеописанию М. в контексте военных конфликтов между мусульманами и христианами, пытаясь объяснить, почему Бог допустил завоевание Испании арабами. Хадиджа, которую М. очаровал своей красотой и красноречием, у еп. Луки оказывается королевой Хорасана; женившись на ней, М. становится правителем огромной области. Стремясь преодолеть анахронизм, связанный с отождествлением М. и диак. Николая, автор пишет, что М. восстановил созданную диаконом секту николаитов. Есть в хронике и новая тема о том, как еп. Исидор Севильский ( 636; во времена еп. Луки он уже почитался как св. покровитель Реконкисты) по возвращении из Римской курии приказал схватить М., публично отрицавшего божественную природу Христа. Свой рассказ хронист завершает традиц. описанием смерти М. с нек-рыми новыми подробностями. Альбимор, последователь М., решил проверить, правду ли сказал пророк, что в 3-й день воскреснет, и для этого отравил его. На смертном одре М. сообщил окружившим его ученикам, что если они крестятся водой, то им будут отпущены все грехи. В отличие от др. средневек. зап. писателей еп. Лука верно отмечает, что М. был похоронен в Медине, и называет ее в соответствии с мусульм. традицией «городом посланника» (civitas nuntii). С трудами архиеп. Родриго Хименеса де Рады и еп. Луки Туйского были знакомы испан. историки, по приказу кор. Альфонса Х работавшие над «Историей Испании» (Estoria de España; 1274-1284; по 1-му изд., предпринятому в 1906 Р. Менендесом Пидалем, известна как «Первая всеобщая хроника» (Primera Crónica General)). В хронике описаны 2 народа, законно правившие Испанией,- римляне и вестготы. Альфонс Х представлен как продолжатель этих традиций - одновременно и рим. император, и король готов. Подобно тому как в произведении прославляется начало царствования законных правителей Испании, начало правления арабов очерняется через фигуру их предводителя. В трактате «О магометанской секте» (Sobre la se(c)ta mahometana), приписываемом Педро Паскуалю, еп. Хаэна (проповедовал в Тоскане и Андалусии, казнен эмиром Гранады в 1299; вопрос об авторстве трактата остается дискуссионным), биография М. приводится дважды: сначала по мусульм. источникам, затем по христианским (мн. детали заимствованы из текста пизанской рукописи). Автор обнаруживает знание Корана, хадисов и др. ислам. текстов, которые он цитирует по-арабски, но в лат. транслитерации. При этом даже в «исламскую» версию епископ включает известные в христ. традиции рассказы, убеждая читателей, что эти сведения имеются и в мусульм. источниках.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

К этому времени относятся совершенные Е. чудеса, кратко описанные составителем Жития. Е. исцелял больных и одержимых демонами, был особенно милосерден к женщинам. По словам составителя Жития, однажды святому явился демон и предложил помериться силами. Однако Е. с помощью молитвы преодолел эти искушения. Преподобный не боялся оставаться наедине с бесноватыми, из-за чего не раз подвергался серьезной опасности. К помощи Е. прибегали и знатные люди (в Житии они именуются «сенаторами»). По просьбе «сенатора» Гонория Е. посетил его дом в Помпелоне (ныне Памплона), чтобы изгнать демона. Он предсказал захват Кантабрии (Сев. Испания) кор. Леовигильдом (574) и связанные с этим бедствия. По достижении 100-летнего возраста преподобный почувствовал приближение смерти. Е. призвал своего ученика, пресв. Азелла, и мирно скончался у него на руках. Тело Е. было погребено в построенной им часовне; на его могиле совершались чудеса. К Житию приложен составленный свт. Браулионом стихотворный гимн в честь Е., где он представлен как чудотворец и милостивый покровитель всех прибегающих к его молитвам. Память Е. значится в Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.) и средневек. мосарабских календарях, а также в ирл. месяцеслове Мариана Гормана (XII в.). В X в., при кор. Памплоны (Наварры) Гарсии Санчесе I (Гарсии III Санчесе; 925-970), было составлено 2 сборника с описаниями новых чудес Е. Поэт Гонсало де Берсео (кон. XII - 2-я пол. XIII в.) составил стихотворное Житие Е. на придворном испано-романском диалекте - «Историю господина св. Емилиана» (Estoria del Sennor S. Millán). Согласно преданию, изложенному Гонсало де Берсео, кор. Леона Рамиро II (931-951) и гр. Кастилии Фернан Гонсалес (930-970) почитали Е. как помощника в борьбе с маврами. По легенде, во время битвы при Асинасе (931 или 938) произошло чудесное явление преподобного с ап. Иаковом Зеведеевым . Жители Кастилии почитали Е. как св. покровителя, «противопоставляя» его ап. Иакову Зеведееву, объявленному офиц. покровителем Испании. В XVI в. имя преподобного было внесено кард. Цезарем Баронием в Римский Мартиролог. В XVII в. католич. церковные власти признали Е. св. заступником Кастилии и одновременно покровителем всей Испании (вместе с ап. Иаковом). Е. изображается в монашеском одеянии с куколем (капюшоном) или в облачении пресвитера.

http://pravenc.ru/text/189935.html