В статье «О мистическом познании и вселенском чувстве» Лапшин уподобляет мистические экстазы, истолковывая их как единение с Богом, таким опытам, в которых субъект осознает себя существом, слившимся с природой и с миром как целым. Описывая различные виды «вселенского чувства», Лапшин попытался доказать, что эти опыты должны быть истолкованы в духе критической философии, как нечто, про­исходящее просто внутри субъекта, т. е. как совокупность субъективных представлений, проникнутых особенно глубо­кими и сильными эмоциями. Эти представления мистики ошибочно принимают за интуицию, охватывающую весь мир. Последующие работы (особенно пражского периода) по­свящаются главным образом вопросам творчества в области философии, науки и особенно искусства. Исследование этих вопросов является в то же время исследованием в области духовной жизни других людей. Согласно критической теории знание внешнего мира ограничивается только суммированием событий в нашем уме. Следовательно, ясно, что вопрос о существовании других я, других психических жизней неразрешим. Как Лапшин, так и я учились философии у проф. Введенского– кантианца, написавшего замечательный трактат «О пределах и признаках одушевления». В своем трактате Введенский наглядно показывет, что кантовская теория познания не может научно доказать наличие психической жизни в других. Он также приходит к выводу о том, что признание этого акта является актом веры, требуемым нашим нравственным сознанием. Нетрудно понять, что вопрос о нашем познании других психических жизней должен был стать для Лапшина источником серьезных затруднений. В 1910 г. Лапшин написал книгу «Проблема «чужого я» в новейшей философии», излагающую историю этой проблемы, а в 1924 г. в статье «Опровержение солипсизма» дал ее разрешение. Сущность теории Лапшина вкратце состоит в следующем. Человеческое лицо выражает ряд чувственных качеств, а также другое более важное переживание – всю сумму этих качеств – Gestaltqualitat (EhrenfelsЭрен-фельс). Вызванное переживаниями прошлого, это общее выражение невольно ассоциируется у нас с душевным состоянием наблюдаемого индивидуума. Общее выражение лица так тесно переплетается с телесными проявлениями, что мы переносим этот дополнительный психический процесс на другого человека. Нам кажется, будто человек печально или радостно улыбается, будто его глаза выражаютнежность, озлобление и т. д. Мы придаем цельному выражению лица объективность (на самом деле оно вызывается субъектив­ными причинами) (52). Таким образом, указывает Лапшин, у нас возникает иллюзорное представление о том, будто возможно непосредственное интуитивное схватывание душевной жизни других людей. В действительности же доказа­тельство трансцендентальной реальности другого я представляется невозможным, хотя мы имеем право говорить об имманентной реальности:субъект говорит так, как будто он чем-то возбужден; я отделяю его слова от проявлений нереального возбуждения, источник которого приписывается мною кукле, дереву и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

  В статье «О мистическом познании и вселенском чувстве» Лапшин уподобляет мистические экстазы, истолковывая их как единение с Богом, таким опытам, в которых субъект осознает себя существом, слившимся с природой и с миром как целым. Описывая различные виды «вселенского чувства», Лапшин попытался доказать, что эти опыты должны быть истолкованы в духе критической философии, как нечто, происходящее просто внутри субъекта, т. е. как совокупность субъективных представлений, проникнутых особенно глубокими и сильными эмоциями. Эти представления мистики ошибочно принимают за интуицию, охватывающую весь мир.   Последующие работы (особенно пражского периода) посвящаются главным образом вопросам творчества в области философии, науки и особенно искусства. Исследование этих вопросов является в то же время исследованием в области духовной жизни других людей.   Согласно критической теории знание внешнего мира ограничивается только суммированием событий в нашем уме. Следовательно, ясно, что вопрос о существовании других я, других психических жизней неразрешим. Как Лапшин, так и я учились философии у проф. Введенского— кантианца, написавшего замечательный трактат «О пределах и признаках одушевления». В своем трактате Введенский наглядно показывет, что кантовская теория познания не может научно доказать наличие психической жизни в других. Он также приходит к выводу о том, что признание этого акта является актом веры, требуемым нашим нравственным сознанием.   Нетрудно понять, что вопрос о нашем познании других психических жизней должен был стать для Лапшина источником серьезных затруднений.   В 1910 г. Лапшин написал книгу «Проблема «чужого я» в новейшей философии», излагающую историю этой проблемы, а в 1924 г. в статье «Опровержение солипсизма» дал ее разрешение. Сущность теории Лапшина вкратце состоит в следующем. Человеческое лицо выражает ряд чувственных качеств, а также другое более важное переживание — всю сумму этих качеств — Gestaltqualitat (EhrenfelsЭрен-фельс). Вызванное переживаниями прошлого, это общее выражение невольно ассоциируется у нас с душевным состоянием наблюдаемого индивидуума. Общее выражение лица так тесно переплетается с телесными проявлениями, что мы переносим этот дополнительный психический процесс на другого человека. Нам кажется, будто человек печально или радостно улыбается, будто его глаза выражают нежность, озлобление и т. д. Мы придаем цельному выражению лица объективность (на самом деле оно вызывается субъективными причинами) (52). Таким образом, указывает Лапшин, у нас возникает иллюзорное представление о том, будто возможно непосредственное интуитивное схватывание душевной жизни других людей. В действительности же доказательство трансцендентальной реальности другого я представляется невозможным, хотя мы имеем право говорить об имманентной реальности: субъект говорит так, как будто он чем-то возбужден; я отделяю его слова от проявлений нереального возбуждения, источник которого приписывается мною кукле, дереву и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

Родственна с этой теорией теория личного идеализма (personal idealism), сторонники которого выпустили в 1902 г. сборник этого имени: Personal idealism. Philosophical essays by eight members of the University of Oxford. (Однако еще в 1901 г. Howison издал книгу The limits of evolution and other essays, illustrating the metaphysical theory of personal idealism). Также PringlePattison (Hegelianism and personality, – Man " s place in the cosmos), Gibson (А philosophical introduction to ethics. An advocacy of the spiritual principle in ethics from the point of view of personal idealism). Чрез Шиллера (F. C. S. Schiller), одного из участников сборника Personal idealism (ст. Axioms as postulates), с теорией личного идеализма поставлен в связь прагматизм Джемса (W. James Pragmatism. А new name for some old ways of thinking. Popular lectures on philosophy, его же The will to believe, and other essays in popular philosophy; здесь же можно назвать и его главный труд The varieties of religious experience. А study in human nature), которому Шиллер придал более этический уклон, соответственно с чем и назвал его гуманизмом (Humanism. Philosophical essays, – Studies in humanism, – также в Intern. journal of ethics 1903: The ethicabasis of metaphysics). Принцип личности полагается в основу этики у опирающегося частью на Платона и еще более на Аристотеля Паульсена, что он назвал энергетизмом (System der Ethik mit einem Umriss der Staats – und Gesellschaftslehre, – также статья в Systematische Philosophie) и Липиса (Die ethischen Grundfragen). Сюда нужно причислить и специальную литературу по теории ценности: Ehrenfels System der Wert theorie (1897), Krüger Der Begriff des absolut Wertvollen als Grundbegriff der Moralphilosophie (1898), Kraus Zur Theorie des Wertes (1901), Kreibig Psychologische Grundlegung eines Systems der Wert-theorie (1902), Meinong Psychologisch-ethische Untersuchungen zur Wert theorie (1894), Ritscht Ueber Werturteile (1895), Scheibe Eine Bedeutung, der Werturteile etc.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Эренфельс, страстно борющийся против перенесения ценности в объект, почувствовал эту возможность в рассуждениях Мейнонга и потому настаивает на устранении слов «способность (Fähigkeit) объекта» из данного им определения. (Ehrenfels, 1 т., стр. 65.) Спустя двадцать пять лет Мейнонг написал книгу «Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie», в которой «личные ценности (persönliche Werte), т.е. ценности для кого-нибудь, служат уже только исходным пунктом исследования. Говоря даже об этих ценностях, он называет свое положение в споре между субъективистами и объективистами примирительным и дает следующее определение: «Личная ценность есть пригодность (Eignung) объекта служить благодаря своему свойству и положению предметом переживаний ценности» (143) или, иными словами, это есть значение его бытия для субъекта (Seinsbedeutung für ein Subject, стр. 145). Кроме того, теперь он признает, что наряду с личными ценностями существуют еще ценности неличные (unpersönliche), например истина, красота, нравственное добро (145). Чтобы признать их ценностями, не требуется переживание чувства ценности. Это ценности абсолютные, хотя, конечно, и здесь к абсолютной ценности присоединяется еще и относительная: можно говорить не только о «неличной ценности данного О», но еще и о «правомерном значении этого О» для такого-то субъекта (163). Абсолютная неличная ценность «по справедливости (berechtigterweise) должна бы быть ценностью для всякого субъекта» (165). Очень близка к Мейнонгу в этой последней стадии его развития теория Гейде, последователя Ремке. Согласно Гейде, «ценность есть особое отношение, именно «приуроченность» (Zugeordnetheit), существующая между объектом ценности и чувством ценности (особым состоянием субъекта ценности); при этом, так как ценность есть отношение, то члены отношения, объект или субъект ценности и состояние субъекта имеются в виду просто лишь как данное (т.е. независимо от того, действительны ли они)» 4 . Из определения видно, что наличность ценности предполагает сочетание субъекта и объекта, однако свойства объекта суть не ценность, а только основание ценности, также и чувство ценности, переживаемое субъектом, не есть ценность; строго и определенно Гейде отстаивает мысль, что ценность есть отношение объекта к состоянию субъекта (стр.

http://azbyka.ru/cennost-i-bytie-bog-i-c...

Опознание объективности ценностей и наличия абсолютных ценностей, вследствие пронизанности всех переживаний ценности сложными, разнообразными и противоречивыми в условиях нашей жизни чувствами, еще более затруднено, чем защита объективности и абсолютности истины в гносеологии. Но для того чтобы твердо держать линию поведения в направлении на Царство Божие с Богом во главе Его, защита абсолютизма и объективизма в аксиологии не менее необходима, чем защита абсолютизма и объективизма в гносеологии. Примечания: 1 Chr.v.Ehrenfels. System der Werttheorie, 2 тт. 1897, см. 1 т., стр. 65. 2 I.C. Kreibig. Psychologische Grundlegung eines Systems der Werttheorie. Wien, 1902, стр. 12. 3 Meinong. Psych. eth. Untersuch., стр. 14; Zur grundleg, стр. 33. 4 I.E. Heyde. Wert, 1926, стр. 153. 5 M. Scheler. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, стр. 248, 10. 6 N. Hartmann. Ethik, 1926, стр. 106. 7 Милль. Утилитаризм, рус. перев., стр. 17. 8 В дальнейшем часто придется различать первоначальные ценности и вторичные; условимся обозначать первые термином самоценность, вторые – служебная ценность (Dienstwert, по В. Штерну). 9 Согласно Шелеру и Н. Гартману, такое усмотрение есть знание а priori. Согласно системе логики, развитой в моей книге «Логика» (гл. «Непосредственное оправдание суждений», §73–78), это есть случай интуиции, непосредственно устанавливающий общее положение. 10 См. также мою книгу «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», гл. VI. 11 Principia ethica, 1. изд., стр. 94, 213. 12 См. соображения против теории Эренфельса и против выведения ценности из потребностей у Мейнонга в «Psych.-eth. Untersuchungen», стр. 15 и 70 и его же «Zur Grundlegung der allgemeinen Werttheorie», стр. 37–42; см. также Heyde «Wert», стр. 109; см. о потребностях и ценности: М. Scheler «Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik», стр. 364. 13 Münsterberg. Philosophie der Werte, стр. 51–57. 14 Heyde. Wert, 71 cc. 15 M.Scheler. Der Formalismus in der Ethik und die materiale Wertethik, стр. 15, 9 с. Буквально так же говорит Moore о добре, как самоценности: good – простое, неопределимое качество, good is good – так же, как желтое желто. Princ. eth., 1 изд., стр. 6–9.

http://azbyka.ru/cennost-i-bytie-bog-i-c...

Таким образом, психологический детерминизм, представителями коего являются Brentano, Hofier, Ehrenfels, Meinong, Ebbingliaus, не противоречит относительному индетерминизму, который находит все более сторонников среди современных исследователей. К ним относятся французские авторы: Mercier, Fonsegrive, Conallhac, Sully Prudome, Paul Jan et Dauriac, Renouviere, Boutrout, Bergson и др., a из немецких: N. Hartmann, Muller, Fresnfels и др. Индетерминизм имеет свои пределы в земной природе человека, а психологический детерминизм его преодолевается в проявлениях латентной интеллигибельности человека. Научно-философский детерминизм (отрицание свободы) исходит из антирелигиозной и антихристианской тенденции – снять с человека всякую ответственность и перенести ее на Бога, с низведением человека на ступень простого члена на зоологической лестнице. Многие из современных мыслителей освободились от гипноза причинности и необходимости, охватившего Запад со времен Баруха Спинозы, но и сам этот геометрически мысливший детерминист принужден был допустить свободу в Боге. Необходимость – не в Бытии, а в знании (Кирхманн), есть апостериорное понятие (М. Штерн), механизм находится на службе целесообразности организма (Иодль). Закон причинности перестал быть кумиром научного мышления со времен Макса Планка, он имеет свои границы, за которыми следует царство свободы. Да и сама причинность требует свободы для своей активности. Нет противоречия между свободой и необходимостью (Б.Рессель). Проблема свободы перерастает рамки свободы воли, свобода человека есть господство духа (Паульсен), действует все мое Я, вся моя личность (Фуллье). Речь идет не о свободе воли, а о свободе водящего субъекта (Ремке). Иоддь говорит, что воля сама не может решить, что свобода не в воле, а в интеллекте. Тем самым сфера свободы расширяется и современная научно-философская мысль приближается к древнецерковной точке зрения. Свобода в религиозной концепции отличается от научно-философского понимания свободы. Религиозная свобода есть прежде всего свобода от греха, зла и смерти. Тем самым свобода первична и первозданна и всякого рода несвобода пришла позже, после грехопадения, есть вторичный факт. Иустин Философ говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

В 2005 г. вышла сокращенная редакция «Катехизиса Католической Церкви» под названием «Компендиум Катехизиса Католической Церкви». Издание сопровождено motu proprio папы Бенедикта XVI от 28 июня 2005 г. Работа над ним была начата в 2003 г. по инициативе папы Иоанна Павла II, назначившего комиссию по его подготовке под рук. председателя Конгрегации вероучения кард. Йозефа Ратцингера. По содержанию и структуре «Компендиум» полностью соответствует «Катехизису Католической Церкви» и снабжен подробным указателем на его разделы. Материал излагается в форме диалога в 598 вопросах и ответах. К. для молодежи «Юкэт» (YOUCAT deutsch: Jugendkatechismus der Katholischen Kirche. Münch., 2011), в котором в форме вопросов и ответов разъясняется христ. вероучение на понятном для молодых людей языке, был издан в 2011 г. К. написан на основе «Катехизиса Католической Церкви» и «Компендиума» и содержит 527 вопросов и ответов, распределенных по 4 частям: «Вера», «Таинства», «Христианская жизнь» и «Молитва». Работа над созданием этого К. была начата и велась с 2005 г. по инициативе и под рук. кард. Кристофа Шёнборна. В подготовке нем. текста принимали участие теологи, педагоги и священнослужители, проводившие постоянные опросы и консультации с представителями целевой аудитории буд. К. Предисловие к «Юкэт» было написано папой Римским Бенедиктом XVI. Первые 700 тыс. экземпляров на 22 языках были распространены на Международном дне молодежи в Мадриде в 2011 г. К наст. времени помимо самого К. и его многочисленных переводов в серии «Юкэт» были выпущены: «Юкэт молодежный молитвенник» (YOUCAT deutsch: Jugendgebetbuch. Münch., 2011); пособия для проходящих курс К. перед конфирмацией и их наставников «YOUCAT deutsch: Firmbuch» (Augsburg, 2012) и «Der YOUCAT Firmkurs: Handbuch» (Augsburg, 2012). В рамках проекта действует также интернет-сайт youcat.org и ряд связанных с ним онлайн ресурсов и групп в социальных сетях. Ист.: Ehrenfeuchter F., Hrsg. Zur Geschichte des Katechismus mit besonderer Berücksichtigung der Hannoverschen Landeskirche: Nebst einem Anhange, ältere katechetische Denkmale der evangelischen Kirche, namentlich M. Walthers Katechismus enthaltend. Gött., 1857; Vormbaum R., Hrsg. Evangelische Schulordnungen. Gütersloh, 1860-1864. 3 Bde; Bonar H., ed. Catechisms of the Scottish Reformation. L., 1866; Moufang C., Hrsg. Katholische Katechismen des 16. Jh. in deutsche Sprache. Mainz, 1881; Mitchell A. F., ed. Catechisms of the Second Reformation. L., 1886; Bondurand Ed., ed. et trad. L " éducation carolingienne: Le Manuel de Dhuoda. P., 1887; Reu J. M. Quellen zur Geschichte des kirchlichen Unterrichts in der evangelischen Kirche Deutschlands zwischen 1530 und 1600. Gütersloh, 1904-1927. 2 Tl. in 8 Bde; Тышкевич C., свящ. Католический катехизис. П., 1929; Kohls E. W. Evangelische Katechismen der Reformationszeit vor Luthers kleinem Katechismus. Gütersloh, 1971. (Texte zur Kirchen- und Theologiegeschichte; 16).

http://pravenc.ru/text/1683893.html

657 Напр., Wangemann, 50. 55. 87. 93. 108. 139. 148. 152; Schütze 246; Grube 54. Но обыкновенно, картина, как и в предметной форме, идет после рассказа для усиления впечатления, лучшего усвоения рассказа, аналитической работы над ним, наконец, для вывода из истории теоретических материалов, Guth 27; Kehr, Praxis 91; Schumann 2, 191; тот же Wangemann 57. 63. 72. 85. 96. 110. 136 163 ff.; 48. 90. 161. 659 См. Wangemann, 55. 59. 73 f. 87. 113–16 f. 22 f. 30. 42. 47. 52. 58 (не говорю уже о 2-ой ступени того же элементарного класса); или Michaelis, D. Christliche Religion f. Kinder auf Grund biblischer Erzählungen pp. 10. 32. 38. 40. 49 и дал. 2 Aufl. Hermanstadt, 1871. 660 Напр., Materne 22. 25. 29; Michaelis особ. р. 14. В первую голову следовало бы цитир. Вангеманна, но боюсь, что в таком случае, пожалуй, получится не должное впечатление о его труде, поистине почтеннейшем. 664 Грубе, у которого в цит. соч., начиная с 1-ой стр. решительнее и лучше всех проведена мысль о необходимости впечатления. 665 Körner цит. на стр. 13 соч. р. 168. Rhein. Blttr. 25, 349 f. Fr. Vormbaum 120 f. Jab. 19, 108. 666 Об этом говорится уже у Фенелона в цит. ниже соч. р. 57. А что до рассказывания во второй раз,то отчего бы не попробовать передать некоторые хотя истории в народной переделке. 669 См., напр., «Русские народные картинки собрал и описал Д. Ровинский» Спб. 1881. кн. 3, стр. 38 сл.; особ. 145 сл.; 173 сл. 670 См.( классическое соч.) D. Bilderkatehismus d. fünfzehnten Jahrhunderts... v. I. Geffcken. Leipz. 1855 pp. 49 ff. 57 f. 62 f. 68. 72 f. 77. 79 f. 86 f. 95. 102 f.; а также и 12 картин, приложенных в конце. 671 Löschke, p. 49. Ehrenfeuchter, zur Geschichte d. Katechismus... p. 26. Güttengen. 1857 (это – также солидное и уважаемое сочинение). 672 Dr. M. Luthers klein. Katechismus f. d. Pfarrherren, Sch. meister Hausvätter, Jugend u. Kinder. 2 Aufl. Hamb. 1849. 673 Helfert 1, 515. 524 f.; ср. цит. (на стр. 42) и по Гельферту, принадлежащая достопочтенному Фельбигеру Methodenbuch 100 f.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Кельне планируется возвести самую большую мечеть в Германии: жители города протестуют 04.04.2008 В Кельне планируется возвести самую большую мечеть в Германии , сообщает агентство Bloomberg. Инвестиции в проект Ehrenfeld Central Mosque оцениваются в 23 миллиона долларов. Новая мечеть площадью около 5 тыс. квадратных метров сможет вместить 1200 молящихся. Она будет построена на месте складского здания, где с 1984 года уже располагалась мечеть, рассчитанная на 600 человек. Согласно проекту, минареты новой мечети будут 55-метровой высоты. Кроме того, в здании также будут размещаться офисы, рестораны и магазины. Работы планируется завершить в течение двух лет. Между тем, жители Кельна протестуют против строительства мечети, считая ее еще одним символом " исламизации " Европы и свидетельством того, что мусульмане города, больше половины которых - турецкие эмигранты, отказываются интегрироваться в кельнскую общину. Около 60 % горожан являются противниками проекта, согласно результатам исследования, проведенного в июле 2007 года крупнейшей городской газетой Koelner Stadt-Anzeiger. Lenta.ru/Седмица.Ru Редакция текста от: 04.04.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4743.html