26 Армянский историк нач. XX в. архиеп. Магакия Орманян писал, что католикос Петрос после того, как греки взяли его престольный город Ани (1046 г.), находился в Константинополе около трех лет, т. е. приблизительно с 1047 по 1050 г. (см.: Магакия Орманян, архиеп. 2006. С. 58–59). Г. Аввакумов указывал диапазон с 1049 по 1051 г. (Avvakumov G. Die Entstehung des Unionsgedankens. München, 2002. S. 84. См.: Бармин 2006. С. 146). Из древних армянских историков трехлетний срок пребывания Петроса в Константинополе указывал Аристакес (Yuzbachian 1963. P. 63), а четырехлетний – Матфей Эдесский (Mattheus. Chronographia I, 93//Dostourian 1993. P. 78). 28 Mattheus. Chronographia I, 93//Dostourian 1993. P. 77–78. См.: Grousset 1984. P. 592–594; Рансимен С. Восточная схизма. М., 1998. С. 122 (примеч. 24). 31 Aristakés. Narratio 14 (1001–1072)//Yuzbachian 1963. P. 87. Согласно свидетельству Матфея Эдесского католикос Петрос умер в 507 г. армянской эры, т. е. в 1058–1059 г. (Mattheus. Chronographia P. II, 7//Dostourian 1993. P. 91). 32 Католикос Петрос «находился в самом центре греков» (he was in the midst of the Greeks). Mattheus. Chronographia P. I, 93//Dostourian 1993. P. 78. 33 Богословская полемика проходила на фоне сильного политического противостояния. В 1051 г. против Византии попыталась восстать провинция Пагин, входившая в состав Четвертой Армении, однако безуспешно (Mattheus. Chronographia I, 96//Dostourian 1993. P. 80. Bartikian 1971 [ r 2007]. P. 369). 34 «Слово против диофизитов» Анании Санахнеци издавалось в первых номерах журнала «Гандзасар» (), а потом было переиздано отдельно в сборнике, состоящем из 6 слов Анании, как слово 5-е: «Анании вардапета армянского слово возражения против диофизитов, которое он написал по поручению господина Петроса армянского епископа» ( , )// . . , 2000. 192–337. , [Киосян Х. Анания Санахнецы. Ереван, 2000. Богословские тексты, исследования I]). В статье, посвященной истории праздников Рождества и Крещения, будут перечислены дополнительные главы, помещенные в приложении к «Слову» Анании Санахнеци, которые наиболее соответствуют тематике антиармянских слов прп. Никиты Стифата , а также будет предложен перевод наиболее оригинального отрывка из главы «О праздниках». См. в следующем номере журнала «Богословский вестник» (БВ 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

1987. P. 166–175;  Winkler G.  Die Licht-Erscheinung bei der Taufe Jesu und der Ursprung des Epiphaniefestes. Eine Untersuchung griechischer, syrischer, armenischer und lateinischer Quellen//OrC 78. 1994. S. 177–227;  Roll S. K.  Towards the Origins of Christmas. Kampen, 1995 (Liturgia condenda 5). 3  См.: Roll 1998. P. 4–11. 4  Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883. 5   Скабалланович  1916. 6   Кекелидзе  1905. 7  Одна из основных идей М. Меррас заключается в том, чтобы доказать будто бы существующую связь между праздником Кущей и праздником Богоявления-Крещения ( Merras 1995 ). P. 56. Ср.:  Selwyn E. C . The Feast of Tabernacles, Epiphany and Baptism//JTS 13. 1912. P. 225–249. 8  См.:  Дионисий (Шленов) , иг. 2008 . С. 62–91 (греч. и груз. текст), С. 92–104 (рус. пер.). 9  См.: Tinnerfeld F. Nicetas Stethatos//TRE 24. 1994. S. 463. 10  Mattheus. Chronographia I, 93 (Dostourian 1993. P. 77–78). 11  «Анании вардапета армянского слово возражения против диофизитов, которое он написал по повелению владыки Петра епископа армянского» (             ,              )//  2000.  .  192–337. 12   Merras  1995. P. 4–5. 13   Just . Apol. 1, 61. PG 6, 421B. Ср. рус. пер.:  Св . Иустин, философ и мученик . Творения. М., 1995. C. 93. 14  Древнейшее упоминание о празднике Крещения на Западе содержится в послании папы Сирикия (384–399) еп. Химерию Таррагонскому (Испания). Однако у последующих пап – ни у св.  Льва Великого , ни у св.  Григория Великого  – данный праздник не упоминается. Позднее в римских сакраментариях VIII и IX вв. праздновалось Рождество Христово и поклонение волхвов, но не Крещение ( Förster 2000 . S. 130). 15  По достоверному свидетельству Анании Ширакаци (VII в.), см. ниже. 16  См.:  Merras  1995. P. 13. 17   Sozom.  Hist. eccl. 7, 18 (ed.  J. Bidez, G. C. Hansen.  Berlin, 1960. P. 12:1–14:7. TLG 2048/1). 18   Sozom . Hist. eccl. 7, 18 (P. 14:2). 19  Quae passio Chrismi intra tempora LXX ebdomadarum perfecta est sub Tiberio caesare, consulibus Rubellio Gemino et Fufio Gemino, mense martio temporibus Paschae, die octava Kalendarum Aprilium, die prima azymorum, qua agnum occiderunt ad vesperam, sicuti a Moyse fuerat praeceptum.  Tert.  Adv. Jud. 8, 18:137 ( Kroymann E.  1954).

http://bogoslov.ru/article/6172043

Смирнов Ф. Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883. Beck 1959 – Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/Herausgegeben von E. Beck. Louvain, 1959 (CSCO 186. Scriptores Syri 82). Beck – Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/bers. von E. Beck. Louvain, 1959 (CSCO 187. Scriptores Syri 83). Conybeare 1896 – Conybeare F. C. Ananias of Shirak upon Chrismas//Expositor Ser. 5. Vol. 4. 1896. Dostourian 1993 – The Chronicle of Matthew of Edessa/Transl., comm., intr. by A. E. Dostourian. N.-Y., London, 1993. Dunlop 2004 – Dunlop B. E. Earliest Greek patristic orations on the Nativity: a Study including translations. Boston Colledge, 2004 (diss.) Esbroeck 1968 – Esbroeck M., van. La lettre de l’empereur Justinien sur l’Annonciation et la Noël en 561//AB 86. 1968. P. 351–371. Esbroeck M., van. Encore la lettre de Justinien. Sa date: 560 et non 561//AB 87. 1969. P. 442–444. Esbroeck 1987 – Esbroeck M., van. Un court traité pseudo-Basilien de mouvance aaronite consent en arménien//Museon 100. 1987. P. 385–395. Esbroeck M., van. La lettre de Justinien pour la fête de l’Hypapante en 562//AB 112. 1994. P. 65–84. Förster 2000 – Förster H. Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beiträge zur Erforschung der Anfänge des Epiphanie- und Weihnachtsfests. Tübingen, 2000. Halleux 1992 – Halleux A., de. Un discours héortologique de Justinien?//AB 112. 1992. P. 311–328. Higgins 1952 – Higgins M. Note on the Purification (and Date of Nativity) in Constantinople in 602//ALW Archiv für Liturgiewissenschaft 2. 1952. P. 81–83. Lamy 1887 – Sancti Ephraem Syri hymni et sermones, quos e codicibus Londinensibus, Parisiensibus et Oxoniensibus descriptos edidit, latinitati donavit, variis lectionibus instruxit, notis et prolegomenis illustravit. T. I. Mechliniae, 1887. Merras 1995 – Merras M. The Origins of the Celebration of the Christian Feast of Epiphany. An Ideological, Cultural and Historical Study. Joensuu, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Смирнов Ф.  Происхождение и значение праздника Рождества Христова. Киев, 1883. Beck 1959  – Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/Herausgegeben von  E. Beck . Louvain, 1959 (CSCO 186. Scriptores Syri 82). Beck  – Des heiligen Ephraem des Syrers Hymnen de Nativitate (Epiphania)/bers. von E. Beck. Louvain, 1959 (CSCO 187. Scriptores Syri 83). Conybeare 1896 – Conybeare F. C . Ananias of Shirak upon Chrismas//Expositor Ser. 5. Vol. 4. 1896. Dostourian 1993  – The Chronicle of Matthew of Edessa/Transl., comm., intr. by A. E. Dostourian. N.-Y., London, 1993. Dunlop 2004 – Dunlop B. E.  Earliest Greek patristic orations on the Nativity: a Study including translations. Boston Colledge, 2004 (diss.) Esbroeck 1968 – Esbroeck M., van.  La lettre de l’empereur Justinien sur l’Annonciation et la Noël en 561//AB 86. 1968. P. 351–371. Esbroeck M., van.  Encore la lettre de Justinien. Sa date: 560 et non 561//AB 87. 1969. P. 442–444. Esbroeck 1987 – Esbroeck M., van.  Un court traité pseudo-Basilien de mouvance aaronite consent en arménien//Museon 100. 1987. P. 385–395. Esbroeck M., van.  La lettre de Justinien pour la fête de l’Hypapante en 562//AB 112. 1994. P. 65–84. Förster 2000 – Förster H.  Die Feier der Geburt Christi in der Alten Kirche: Beiträge zur Erforschung der Anfänge des Epiphanie- und Weihnachtsfests. Tübingen, 2000. Halleux 1992 – Halleux A. , de. Un discours héortologique de Justinien?//AB 112. 1992. P. 311–328. Higgins 1952 – Higgins M.  Note on the Purification (and Date of Nativity) in Constantinople in 602//ALW Archiv für Liturgiewissenschaft 2. 1952. P. 81–83. Lamy 1887  – Sancti Ephraem Syri hymni et sermones, quos e codicibus Londinensibus, Parisiensibus et Oxoniensibus descriptos edidit, latinitati donavit, variis lectionibus instruxit, notis et prolegomenis illustravit. T. I. Mechliniae, 1887. Merras 1995 – Merras M.  The Origins of the Celebration of the Christian Feast of Epiphany. An Ideological, Cultural and Historical Study. Joensuu, 1995.

http://bogoslov.ru/article/6172078

13 См.: Бармин 2006. С. 145–148, где автор датирует пятое слово временем до 1054 г. на основании сравнения пятого слова с антилатинскими трактатами Стифата. В дополнение к рассуждениям А. В. Бармина можно упомянуть о случае редакции некорректного утверждения Стифата в его последующих антилатинских трактатах: в то время как в 5-м слове полемист называет евхаристический хлеб «вместообразным» (νττυπoν) после преложения Святых Даров («хлеб, который мы вкушаем, – это вместообразное тела Христова, а не опреснок». [Слово 5, 2. Hergenröther 1869. P. 140]), в «Диалексисе» и «Антидиалоге» данное определение встречается только применительно к опреснокам, но не к квасному хлебу (Dialexis, Antidialogus 2, 3; 4, 2 [Michel A. Humbert und Kerullarios, Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2. Padeborn, 1930. S. 322–342. Указанные места S. 323:19, 326:13]). 18 См.: Bartikian 1971 [ r 2007]; Ζακυνθηνς Δ. Α. Βυζαντιν στορα 324–1071. Αθνα, Γιννινα, 1989. Σ. 387–393. 19 О формировании вероучения армянской Церкви в первом тысячелетии см. пока что неизданную на языке оригинала статью: Larche J.-C. Les fondements historiques de l’antichalcédonisme et du monophysisme de l’Église arménienne (V e –VIIIe siècle) (Ларше Ж.–К. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитства армянской Церкви (V–VIII вв.)), русский перевод которой опубликован ниже на страницах «Богословского вестника» (БВ 7. 2008. С. 144–199). О богословских дискуссиях между византийцами и армянами в IX–XI в. см. обзорную статью Bartikian 1986 [ r 2007]. 20 Mattheus. Chronographia I, 22//Dostourian 1993. P. 33–34. Здесь и далее ссылки на «Хронологию» Матфея Эдесского даются по английскому переводу. 21 В 455 г. армянской эры (1006–1007 гг.) Mattheus. Chronographia I, 44//Dostourian 1993. P. 42–43. 23 См.: Darrouzès 1990. P. 93; Grousset 1984. Paris, 1984. P. 618–620. См.: Mattheus. Chronographia II, 31–41//Dostourian 1993. P. 111–120. 24 В начале византийского правления в Ани катепан Ясит воздавал католикосу Петросу Гетадарцу славу и почести, однако его преемник Катаклон Кекавмен «нашел католикоса Петроса и заставил его покинуть город, говоря: император приказал тебе пребывать в селении Ардзн провинции Карин». Yuzbachian 1963. P. 63.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Осенью 975 г. на обратном пути в К-поль И. Ц. заболел и вскоре после возвращения умер; возможно, был отравлен по приказу одного из своих противников, Василия Нофа. Был похоронен в храме Христа Халкита. После смерти И. Ц., гражданской войны (976-989) и политической нестабильности византийцы надолго отказались от завоеваний на Востоке, удерживая лишь Киликию и Сев. Сирию с Антиохией. С 976 г. на Балканах начался мятеж болг. знати под предводительством братьев Комитопулов, к-рый привел к возрождению Болгарского царства и длительному противостоянию Византии и Болгарии в кон. X - нач. XI в. Ист.: Leo Diac. Hist.; Cedrenus G. Comp. hist. 1839. Vol. 2. P. 413; Zonara. Epit. hist. 1869. Vol. 2. P. 494-497, 501, 518-538; Кучук-Иоаннесов Х. Письмо императора Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III//ВВ. 1903. Т. 10. С. 93-101; Yahya-ibn-Sa " ï d d " Antioche. Histoire/Ed. I. Kratchkovsky, A. Vasiliev. P., 1957. P. 827-833. (PO; T. 18. Fasc. 5); Idem. Turnhout, 1988. P. 350-351, 353-358, 368-369. (PO; T. 23. Fasc. 3); Scyl. Hist.; Armenia and the Crusades: 10th to 12th Cent.: The Chronicle of Matthew of Edessa/Ed. E. Dostourian. Lanham, 1993. P. 20-34; ПВЛ. 1999. C. 33-35. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии. СПб., 1902; Анастасиевич Д. Лев Диакон о годе отвоевания Цимисхием Болгарии от русских//SK. 1929. T. 3. C. 1-4; D ö lger F. Die Chronologie des grossen Feldzuges des Kaisers Johannes Tzimiskes gegen die Russen//BZ. 1932. Bd. 32. S. 275-292; idem. Wer war Theophano?//Hist. Jb. 1942/1949. Bd. 62/69. S. 646-658; Gr é goire H. La dernière campagne de Jean Tzimiskès contre les Russes//Byz. 1937. Vol. 12. P. 267-276; Ostrogorsky G. Quelques problèmes d " histoire de la paysannerie byzantine. Brux., 1956. P. 11-19; idem. Geschichte. S. 243-247; Mango C. A. The Brazen House: A Study of the Vestibule of the Imperial Palace. Kopenhagen, 1959. P. 149-169; RegImp, N 725-754; Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries: A.

http://pravenc.ru/text/Иоанн I ...

(Дионисий), патриарх Антиохийский (после авг. 1056 - до сер. авг. 1057). Историческая достоверность существования И. вызывает сомнения. Он упоминается лишь в груз. Житии прп. Георгия Святогорца , составленном его учеником Георгием Мцире в 1066-1068 гг., причем в нек-рых рукописях вместо И. говорится о патриархе Петре III . По мнению Е. Метревели , поддержанному Б. Мартен-Изар, имя И. было вставлено в Житие вместо имени Петр по ошибке переписчика. Согласно Житию, этот патриарх почитал преподобного, к-рый некоторое время подвизался в сир. монастырях, и приглашал его к себе для духовных бесед. Прп. Георгий оказал патриарху большую поддержку, после того как в Антиохии сгорел подожженный злоумышленниками кафедральный собор ап. Петра. Из текста Жития следует, что патриарх скончался некоторое время спустя. О пожаре в соборе ап. Петра сообщают также восточно-христ. хронисты XII в. Матфей Эдесский (Armenia and the Crusades, 10th to 12th Centuries: The Cronicle of Matthew of Edessa/Transl. A. E. Dostourian. Lanham; N. Y.; L., 1993. P. 84-85) и Михаил Сириец ( Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 161). Они считают пожар наказанием за преследование яковитов православными во главе с Антиохийским патриархом, к-рого не называют по имени. Матфей Эдесский относит событие к 1053/54 г. и сообщает о землетрясении в Антиохии, вслед за к-рым «огонь с неба» сжег до основания собор и 4 правосл. церкви, а патриарх с паствой были поглощены землей (в общих чертах этот рассказ повторяет Вардан Великий , XIII в.; крупное землетрясение на Востоке в 1052/53 г. зафиксировано мусульм. историком Ибн аль-Асиром). Согласно Михаилу Сирийцу, землетрясение было в 1045/46 г. и «в ту же эпоху» молния ударила в собор во время воскресного богослужения; патриарх и все находившиеся в храме сгорели. Рассказы историков-монофизитов, возможно, отражают бытовавший в Антиохии фольклорный сюжет о наказании правосл. Церкви за преследование яковитов; на повествование Михаила Сирийца могли повлиять схожие обстоятельства смерти Антиохийского патриарха Афанасия I в 1171 г.

http://pravenc.ru/text/469624.html

Darrouzès 1990 – Darrouzès J. Trois documents de la controverse GrécoArménienne//REB 48. 1990. P. 89–153. Dostourian 1993 – The Chronicle of Matthew of Edessa/Transl., comm., intr. by A. E. Dostourian. N.-Y., London, 1993. Esbroeck 1968 – Esbroeck M. van. La lettre de l’empereur Justinien sur l’Annonciation et la Noël en 561//AB 86. 1968. P. 351–371. Grousset 1984 – Grousset R. Histoire d " Arménie. Paris, 1984. Hergenröther 1869 – Monumenta graeca ad Photium… pertinentia/Ed. by J. Hergenröther. Ratisbonae, 1869. Kotter 1973 – Die Schriften des Johannes von Damaskos. Vol. 2. Expositio fi dei/Ed. B. Kotter. Berlin, 1973 (Patristische Texte und Studien 12). Moreschini, Gallay 1990 – Grégoire de Nazianze. Discours 38–41/Introd., texte critique et notes par C. Moreschini, traduction par P. Gallay. Paris, 1990 (SC 358). Yuzbachian 1963 – Aristakès de Lastiver. Histoire/Ed. K. N. Yuz bachian. Érévan, 1963. Νκτα ετελος μοναχο κα πρεσβυτρου μονς τν Στουδων, το Στηθτου· λγος στηλιτευτικς πρτος κατ τς βλασφμου τν ρμενων αρσεως 1. Τν συγχυτικν τν δο φσεων το Χριστο δξαν τς βλασφμου τν ρμενων αρσεως οα δ γγγραιναν νσον βουληθες στηλιτεσαι, δεν γνων εκτως συμπν συνηγρ το λγου χρσασθαι, κα τ ν θεολγοις μεγστ κα βεβοημν Γρηγορ ες κατδρυμμα τς τοιατης θου αρσεως. Φανονται γρ κα τν θεον νδρα τοτον σπερ ποδεχμενοι, κα τος πανσφοις τοτου λγοις προσχοντες ο ρμνιοι, καθ λγεται. 2. Δι κα τς δο το Χριστο πανηγρεις τς τε γεννσεως φημ κα τν θεων φτων· σπερ τς δο φσεις ατο, οτω δ κα τατας συγχοντες ς μαν οσας κα μηδν τ τρπ τς διαφορς μσον χοσας ν αυτας ες ν νοτως μα τελοσι πανηγυρζοντες, πανηγυριστ χρμενοι τ θεολγ πατρ, κα οον ς γε οονται συμφνως τς νοας τοτων κα πανηγρεως. να ον δεξωμεν ατος κακς τε δοξζοντας τν νσαρκον το Θεο Λγου οκονομαν κα κακς περ τν μυστηρων τοτων πανηγυρζοντας ο μν λλ κα πολυσχεδ ς ες πολλς αρσεις μεριζομνην τν αρεσιν χοντας, φρε κα τν ρχν ντεθεν τς τοτων στλης, μεθ ψηλο ποισωμεν το κηργματος.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

К фактам, изложенным в «Хронографии», обращаются византинисты и арабисты. Данные, касающиеся событий 1098 г., когда в Эдессе было основано Эдесское графство крестоносцев, высоко оценили специалисты, занимающиеся историей крестовых походов. «Хронографиию» в XII в. продолжил Григор Ерец, изложив события 1137-1163 гг. Сочинение использовал в своей летописи Смбат Спарапет (XIII в). Изд.: Маттэос Урхаеци. Хронография ( (?)). Иерус., 1869; То же. Вагаршапат, 1898; Armenia and the Crusades, Xth to XIIth Cent.: the Chronicle of Matthew of Edessa/Transl. A. E. Dostourian; Forew. K. H. Maksoudian. Lanham (Maryland); L., 1993; Изд. в рус. пер.: Письмо имп. Иоанна Цимисхия к армянскому царю Ашоту III/Пер.: Х. Кучук-Иоаннесова//ВВ. 1903. Т. 10. Вып. 1/2. С. 91-101; Заборов М. А. История Крестовых походов в документах и материалах. М., 1977. С. 73, 83-86, 108-110, 118-119; Бартикян Р. М. «Хронография» Матфея Эдесского о Грузии и грузинах//Византиноведческие этюды: Сб. ст. Тб., 1978. С. 142-145. Лит.: Зарбаналян Г. История древней армянской литературы. Венеция, 1894 (на арм. яз.); Алишан Г. Айапатум. Венеция, 1901 (на арм. яз.); Газикян А. Новая армянская библиография и энциклопедия армянской жизни. Венеция, 1909. Т. 1 (на арм. яз.); Бартикян P. M. О некоторых византийских терминах в «Хронографии» Матфея Эдесского//ВОН. 1969. 3. С. 72-77 (на арм. яз.); он же. Об имени «Марцэ» в «Хронографии» Матфея Эдесского//ИФЖ. 1973. 2. С. 163-168 (на арм. яз.); он же. «Хронография» Матфея Эдесского и политика Византии в Армении//Античные, византийские и местные традиции в странах Восточного Черноморья: Тез. докл. Всесоюзной конф. Тб., 1975; Хачикян Л. С. Акоб Санаинеци - хронист XI века//Вестн. Ереванского ун-та. 1971. 1. С. 22-48 (на арм. яз.); Абегян М. Х. История древнеармянской литературы. Ер., 1975; Ачарян Р. А. Филологические исследования. Ер., 1976 (на арм. яз.); Арутюнова-Фиданян В. А. Армянские средневековые историки об экспансии Византийской империи на Восток в X-XI вв.//ИФЖ. 1978. 2. С. 191-206; Видные деятели армянской культуры, V-XVIII вв.: Сб. ст. Ер., 1982; ODB. Vol. 2. P. 1316-1317; Thomson R. W. The Crusaders through Armenian Eyes//The Crusades from the Perspective of Byzantium and Muslim World/Ed. A. E. Laiou, R. P. Mottahedeh. Wash., 2001. P. 71-82; Тер-Саркисянц А. История и культура армянского народа: С древнейших времен до нач. XIX в. М., 20082. С. 259, 263-264.

http://pravenc.ru/text/2562624.html