Католический ученый Шмитц, вполне сознавая весь вред подобных покаянных правил для нравственной жизни человека (Die Bussbucher. SS. 572, 605), пытается однако защищать римские пенитенциалы в тесном смысле слова. Выкупы, говорит он, специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных церквей, в пенитенциалах же римской вселенской церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие этим качествам канонические наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа. Напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключен из церковного общения и недостоин называться христианином (Poenit. Merseburgense a, cap. 44. S. 396. Poenit. Vindobonense, cap. 48. S. 420). Пенитенциалы Рабана Мавра и Галтигара не упоминают о выкупах (Die Bussbucher. SS. 223, 149). Но и в римских пенитенциалах есть задатки учения о выкупе (Merseburgense а, cap. 110. S. 402), а главное – они проникнуты тем же юридическим жизнепониманием, что и пенитенциалы англо-саксонские и германские, да и эти последние ведь только в более резкой форме выразили те идеи, которые усвоены были от Рима. Наконец, римская церковь освятила юридический взгляд на смысл покаяния и на значение епитимий тем, что ввела его в свою догматику и установила соответствующую покаянную практику. По католической догматике в исповеди кающийся освобождается только от вечного наказания за грех (culpa et poena aeterna), но в удовлетворение правды Божией должен понести временное наказание на земле или в чистилище (см. Ioannes Perrone. Praelectiones theologicae, vol. VI. Tractatus De poenitentia). Тридентский собор правилом 15 анафематствует тех, кто отрицает временное наказание за грех после того, как властью ключей снимается наказание. «Должны, постановил тот же собор, священники Господни налагать удовлетворения (satisfactones) по качеству преступлений и по способности кающихся...

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Script. rer. Germ.; 37); Jonas. Vita Columbani et discipulorum eius/Ed. M. Tosi. Piacenza, 1965; Jonas de Bobbio. Vie de Saint Colomban et de ses disciples/Éd. A. de Vogüé. Bégrolles-en-Mauges, 1988; Fredegarii Scholastici Chronicae. IV 36//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 134-138; Paul. Diac. Hist. Langobard. IV 41; Miracula S. Columbani/Ed. H. Bresslau//MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 993-1015; Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla, G. Buzzi. R., 1918. 3 vol. Лит.: Seebass O. Über Columba von Luxeuils Klosterregel und Bussbuch. Dresden, 1883; idem. Über die sogenannten Instructiones Columbani//ZKG. 1892. Bd. 13. S. 513-534; Vincent S. St. Colomban. P., 1887; Malnory A. Quid Luxovienses monachi discipuli S. Columbani ad regulam monasteriorum atque ad communem ecclesiae profectum contulerint. P., 1894; Beaumont H. Étude historique sur l " abbaye de Luxeuil. Luxeuil, 1895; Dedieu L. Colomban, législateur de la vie monastique. Cahors, 1901; Bonet-Maury G. S. Colomban et la fondation des monastères irlandais en Brie au VIIe siècle//RH. 1903. T. 83. P. 277-299; Martin E. St. Columban. P., 1905; Gougaud L. Gaelic Pioneers of Christianity/Transl. V. Collins. Dublin, 1923; Krusch B. Zur Mönchsregel Columbans//NA. 1926. Bd. 46. S. 148-157; Kenney. Sources. P. 187-209; Blanke F. Columban und Gallus. Zürich, 1940; Roussel J. St. Colomban et l " épopée colombanienne. Besançon, 1941-1942. 2 vol.; Kilger L. Die Quellen zum Leben der hl. Columban und Gallus//Zschr. f. schweizerische Kirchengeschichte. Fribourg, 1942. Bd. 36. S. 107-120; Grosjean P. La Controverse paschale chez les Celtes//AnBoll. 1946. T. 64. P. 200-245; Walker G. S. M. On the Use of Greek Words in the Writings of St. Columbanus of Luxeuil//Archivum Latinitatis Medii Aevi. Gen., 1949/1950. T. 21. P. 117-131; Mélanges Colombaniens: Actes du Congrès international de Luxeuil, 20-23 juillet 1950/Éd. M. M. Dubois. P., 1951; Laporte J. Étude d " authenticité des œuvres attribuées à S. Colomban//Revue Mabillon.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

Поэтому любое снисхождение недопустимо, так как, в противном случае, не получит пользы сам согрешивший. Для смягчения строгости неумолимого суда был найден выход так же юридического характера – выкуп епитимии: «Столь строгая покаянная дисциплина, какой она является в латинских пенитенциалах, была, конечно, мало удобна на практике, потому что налагала непосильное бремя наказания. Ясно чувствовалась необходимость смягчить покаянную дисциплину. Смягчение, как мы видели, было сделано и в Церкви в номоканонах Постниковского типа. Но совсем другого рода были смягчения покаянной дисциплины в католичестве именно в силу взгляда на покаяние как на акт юридического характера. Если каждый грех требует, так сказать, отмщения, то, очевидно, сложить или уменьшить епитимию нельзя – будет нарушена правда Божия. Поэтому в католичестве плодом смягчения покаянной дисциплины явилась система замены или выкупа (redemptio) епитимий. Иногда епитимии, налагаемые по латинским пенитенциалам, прямо и рассчитаны на то, что кающийся епитимии нести не будет. Иногда епитимии назначались столь продолжительные, что они были бы непонятны, если бы нельзя было их заменить: встречается епитимия продолжительностью в 50 лет (Can. Hibern. S. 142), а за симонию назначается даже столетняя епитимия (Негт. Ios. Schmitz. Die Bussbucher und die Bussdisciplin der Kirche. Mainz, 1883. S. 149. Anm. 3). Как можно нести епитимию, которую все равно окончить не удается? Латинские пенитенциалы и дают множество наставлений, как заменить ту или другую многолетнюю епитимию, как в один год исполнить семилетнюю епитимию. Хорошо, если кто может исполнить епитимию так, как положена она в пенитенциале; если же не может – а после в некоторых пенитенциалах добавлено было: если и не желает, – то может заменить ее более удобными для себя делами. На произволение кающегося было предоставлено нести епитимию согласно пенитенциалу или, по тому же пенитенциалу, заменить ее чем-нибудь другим (Schmitz. Die Bussbucher. S. 145). Продолжительный и изнурительный пост на хлебе и воде можно заменить милостыней, чтением или пением псалмов и молитв, поклонами, служением литургий, даже нанесением себе побоев – самобичеванием.

http://pravoslavie.ru/43727.html

Созомен – компилятор, списавший большую часть своей «Истории» с труда Сократа то дословно, то в переделке. См.: Там же. С. 168–192. Никаких следов личного знакомства с описываемым происшествием, помимо Сократа, Созомен не обнаруживает, и сам же сознается, что отступает от него только по своим домыслам: «Другие, может быть, рассказывают иначе, а я расскажу, как думаю». Разбор сказания Созомена см.: Batiffol Op. cit. P. 151–152. Стремление примирить рассказы обоих историков только затемняло дело, поэтому мы будем разбирать рассказ одного Сократа. Слова же Созомена помещаем под строкой: «Поскольку не грешить свойственно только природе выше человеческой и кающимся, хотя бы они часто согрешали, Бог повелел даровать прощение, а между тем для получения прощения, надлежало исповедать грех, что епископам с самого начала ( ξ ρχης) по справедливости должно было казаться тяжким, как в самом деле объявлять грехи будто на зрелище пред собранием всей церкви, то для сей цели они назначили пресвитера самой отличной жизни, молчаливого ( χεμΟον) и благоразумного, чтобы согрешившие, приходя к нему, исповедовали свои дела, а он, смотря по греху каждого, назначал, что кому надобно делать или какое понести наказание, и потом разрешал ( δ ярое κστου μαρταν, τι χρ ποιησαι κτσαι πιτμιον πλυε), предоставив всякому, согласно предписаниям, наказать самому себя» (Сократ, Церковная история. Кн. V, гл. 19. PG. Т. 67. Col. 613–616; рус. пер.: СПб., 1850. С. 418–419; Созомен. История церковная. Кн. VII, гл. 16. PG. Т. 67. Col. 1457–1460; рус. пер.: С. 506–508). 741 Новейшие исследователи признают, что в Риме IV и V вв. должность покаянного пресвитера существовала. См.: Batiffol Op. cit. P. 145 sqq.; Schmitz. Die Bussbucher und das kanonische Bussverfahren. Bd. II. 1898. S. 68. Однако это энергично опровергает аббат Vacandard (L " origine des pretres peni tenders//Revue du Clerg6 Frangais. 1905, 15 avril. P. 378–384). 742 Hott K. Op. cit. S. 246: H. C. Суворов, не оспаривая местного значения покаянного пресвитера, не согласен с К.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

1907. Т. 14. С. 399-442; D " Al è s A. L " édit de Calliste: Étude sur les origines de la pénitence chrétienne. P., 1914; Watkins O. D. A History of Penance. L., 1920. 2 vol.; Poschmann B. Die abendländische Kirchenbusse im Ausgang des christlichen Altertums. Münch., 1928; idem. Die abendländische Kirchenbusse im frühen Mittelalter. Breslau, 1930; idem. Paenitentia secunda: Die kirchliche Busse des im ältesten Christentum bis Cyprian und Origenes. Bonn, 1940; idem. Der Ablass im Licht der Bussgeschichte. Bonn, 1948; idem. Busse und letzte Ölung. Freiburg i. B., 1951. (Handbuch der Dogmengeschichte; Bd. 4, Fasc. 3); Finsterwalder P. W. Die Canones Theodori Cantuariensis und ihre Überlieferungsformen: Untersuch. zu den Bußbuchern des 7., 8. und 9. Jahrhunderts. Weimar, 1929; Pettazzoni R. La confessione dei peccati. Bologna, 1929-1936. 3 vol.; Jungmann J. A. Die lateinischen Bußriten in ihrer geschichtlichen Entwicklung. Innsbruck, 1932; Amman E. Pénitence//DTC. 1933. Vol. 12. Col. 722-948; Raith J. Die altenglische Version des Halitgar " schen Bussbuches: sog. Poenitentiale pseudo-Ecgberti. Hamburg, 1933; Spindler R. Das altenglische Bussbuch (sog. Confessionale pseudo-Egberti): Ein Beitrag zu den kirchlichen Gesetzen der Angelsachen: krit. Textausg. nebst Nachweis der mittellateinischen Quellen, sprachlicher Untersuch. und Glossar. Lpz., 1934; Николай (Еремин), архим. Таинство Покаяния перед причащением//ВРЗЕПЭ. 1950. 1. С. 39-47; Galtier P. Aux origines du sacrement de pénitence. R., 1951; Vogel C. La discipline pénitentielle en Gaule des origines à la fin du VIIe siècle. P., 1952; idem. Le pécheur et la pénitence dans l " Église ancienne, P., 1966; idem. Le pécheur et la pénitence au Moyen âge. P., 1969; idem. Le «Libri poenitentiales». Turnhout, 1978; Raes A. Les formulaires grecs du rite de la pénitence//Mélanges en l " honneur de Mgr M. Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 365-372; Dorries H. The Place of Confession in Ancient Monasticism//StPatr. 1962. Vol. 5. P. 284-311; Michaud-Quantin P.

http://pravenc.ru/text/675011.html

720 Ном. Котел., 69. Тексты, II, 21; Заметки § 5, з. Ср. Тексты, VII а , 64. Ср. Пенитенциал Беды: Et qui de psalmis hoc quod superius diximus implere non potest, elegat justum, qui pro illo impleat et de suo precio aut labore hoc redemat. Wasserschleben, Die Bussordnungen, S. 230. 721 Wasserschleben, Die Bussordnungen, 277–280, 673. Schmitz, Die Bussbucher, I, 563, 567, 572; II, 353, 601–602, 671, 698 и др. 725 Эти жесть неделъ расписаны в особом, худом номоканунце – Заповедь «Уставиша св. Отцы»: 1-я неделя по Крещеньи, 2-я по Вознесенья, 3-я пред 24 июля – праздником Бориса и Глеба, 4-я и 5-л пред Успеньевым, днем, 6-я пред Воздвиженьем. Тексты, XXIX; Заметки. § 32.–В исправление и дополнение к тому, что написано в § 32, б наших Заметок, считаем нужным, разъяснить здесъ, что выражение «к Боришу дни» с несомненностью говорить о празднике 24 июля в честь мучеников Бориса и Глеба, а следовательно, и о русском происхождении самой Заповеди: за это, прежде всего, вариант в Поучении духовника к исповедающемуся, изданном проф. Алмазовым, III, 244 ad fin.: «3-я к Борису и Глебу»; затем, выражение «Бориш день» употреблялось в древней Руси: «Деялось, господине, летос в Борише день осенней». А. Ю. стр. 47. Ср. Тексты, XXVIII; Заметки, § 31, а. Здесь полагается за год или два епитимий сухоядение в понедельник, среду и пяток четырех недель – вешней, летней, осенней и зимней (в марте, июне, сентябре и декабре). 730 Сборник Кирши Данилова, изд. И. Ак. Н., 72; Р. И. Б. VI, 120–21. В Стоглаве не раз упоминаются литургии за здравие, по изд. Субботина, стр. 133, 198, 200, 201. 731 Котел. Номок., 279, 323, 438. Номок. анонима, 28–30, 53, 54. Выписки из других греческих номоканонов см. у Дюканжа, Glossarium graecae medtatis под словом λειτονργιαк. Такой практики–назначать в епитимию на ряду с другими подвигами покаяния и совершение литургий держались сами вселенские патриархи , напр., Матфей около 1400 г. писал убийца, назначая ему епитимию: πρτον μευ χλαε, χα πρσπιπτε ,χα χλιπρει πρς ξιλωσιν, λειτονργας ργαζμενοζ χαεχλαιαa. Маклошич и Мюллер, Acta patriarchatus Constantinop., II, 319.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Это известно напр. о Феодоре Студите . В предисловии к начертанию устава, им оставленного Студийскому монастырю, говорит: „при множестве разных преданий, которыми исстари управляются разные монастыри, то, которое мы приняли от великого отца нашего и исповедника Феодора и которого держимся не только мы, но и большая часть добрых монахов, есть наилучшее и совершеннейшее, чуждое излишеств и недостатков». На Афоне, во время Афанасия Афонского (конец X в.), существовали, по его словам, „местные уставы как письменно изложенные, так и не письменно преданные, которые уложили святые и богоносные отцы, а мы недостойные из их писаний и предания по частям заимствовали и передали в руководство нашей лавре». Препод. Афанасий ввел на св. горе устав Студийский, но с дополнениями приноровленными к местным условиям, особенно в дисциплинарной части устава (Мансветов. Церковный устав. стр. 97, 223). Другим источником местных монастырских уставов кроме заповеди знаменитых подвижников была воля строителей монастырей, которым усвоялось право давать своим монастырям устав с местными видоизменениями. Только конечно эти видоизменения не должны были касаться основных правил монастырского порядка (Двукр. 1). 23. Покаянный номоканон Иоанна Постника Пособия: Павлов, Номоканон при Большем Требнике, Изд. 1. Одесса. 1872. Изд. 2. Москва. 1897. Горчаков, К истории епитимийных номоканонов. Спб. 1874. – Павлов, Замечания о грузинском номоканоне. Записки Имп. Акад. Наук. 1874. т. XXV. кн. 1. стр. 29–42. – Суворов, К вопросу о тайной исповеди. Ярославль. 1886. – Суворов, Следы западно-церковного права в памятниках древнего русского права. Ярославль. 1888. – Павлов, Мнимые следы католического влияния в древнейших памятниках югославянского и русского церковного права. 1891. – Wasserschleben, Die Bussordnungen der abendland. Kirche. Halle. 1851. – Schmitz., Die Bussbucher und die Bussdisciplin der Kirche Mainz. 1881. Сокольский, Влияние Кельтического и Германского права на систему кар в покаянии Западной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Был создан, по выражению Шмитца, тариф такс для оцененных покаянных подвигов (Die Bussbucher. S. 145). Вместо подвига можно просто заплатить деньги, и была создана особая такса – за какой пост сколько платить. Богатый платит дороже, бедный дешевле. Обычная же цена – динарий за день поста, за год 26 солидов. Оптом, так сказать, дешевле. Можно также и нанять кого-либо одного или нескольких лиц поститься за себя и вообще исполнить все то, что в качестве епитимий должен исполнить сам. Таким способом с епитимией можно разделаться легко и скоро. Нельзя думать, что все подобные наставления в пенитенциалах что-нибудь редкое или случайное. Нет, эти наставления – существенная черта, проходящая чрез большинство латинских пенитенциалов и характеризующая их принципиальные взгляды на смысл и сущность покаяния и назначение епитимий» . С описанной покаянной дисциплиной напрямую связано латинское учение о чистилище: «Наконец, Римская церковь освятила юридический взгляд на смысл покаяния и на значение епитимий тем, что ввела его в свою догматику и установила соответствующую покаянную практику. По католической догматике, в исповеди кающийся освобождается только от вечного наказания за грех (culpa et роепа aeterna), но в удовлетворение правды Божией должен понести временное наказание на земле или в чистилище» . Кроме того, юридический подход к епитимии, свойственный латинским пенитенциалам, подготовил почву для печально известной практики индульгенций. Из предложенного анализа священномученик Иларион делает следующий вывод: «Католичество юридическое представление покаяния внесло в свою догматику и практику. В Православной Церкви грешат юридическим пониманием покаяния отдельные лица. Церковь же пребывает свята и непорочна. В католичестве грешит все общество, и только отдельные лица возвышаются над церковными заблуждениями. В Православной Церкви покаяние – врачебница, из которой люди выходят со светлым, озаренным надеждой лицом, потому что в руках они несут лекарства для уврачевания их тяжелых и гнетущих совесть греховных недугов.

http://pravoslavie.ru/43727.html