Помимо консультаций с епископами и специалистами комиссия должна была учитывать многочисленные изменения канонических норм, которые вносились папой Павлом VI для реализации решений II Ватиканского Собора. К 1977 г. комиссия подготовила рабочий проект C. i. c., направив его для изучения епископским конференциям, генеральным настоятелям монашеских орденов и конгрегаций, в учреждения Римской курии, папские ун-ты, ин-ты и на богословские фак-ты. 29 июня 1980 г. комиссия представила доработанный проект C. i. c., в к-ром весь материал был сведен в единый корпус. Для его изучения папа Иоанн Павел II расширил состав комиссии, включив в нее представителей епископских конференций. 16 июля 1981 г. комиссия выпустила заключение по проекту C. i. c., указав на необходимость внести изменения в отдельные каноны. В окт. того же года комиссия одобрила вариант с внесенными изменениями и 22 апр. 1982 г. представила его папе Иоанну Павлу II, пожелавшему лично изучить окончательный проект C. i. c. совместно со специальной кардинальской комиссией, в состав к-рой вошли кард. Йозеф Ратцингер (в 2005-2013 папа Римский Бенедикт XVI) и госсекретарь Папского престола кард. Агостино Казароли . После внесения некоторых изменений в проект C. i. c. папа назначил датой его офиц. опубликования 25 янв. 1983 г.- в день 24-летней годовщины объявления папой Иоанном XXIII о созыве II Ватиканского Собора. Структура C. i. c. состоит из 7 книг (вместо 5 в C. i. c. 1917 г.), которые включают 1752 канона (вместо 2414 в C. i. c. 1917 г.). В кн. I «Общие нормы» (De normis generalibus; каноны 1-203) 11 титулов, в ней изложены общие принципы и понятия канонического права, его источники (церковные законы, обычаи, генеральные декреты и инструкции, отдельные адм. акты, уставы и регламенты), определения субъектов (юридические и физические лица), рассмотрены отдельные институты (власть управления, церковные должности, юридические акты, срок давности, подсчет времени). Кн. II «Народ Божий» (De populo Dei; каноны 204-746) разделена на 3 части.

http://pravenc.ru/text/1841634.html

европ. кодексов гражданского права. Источниками для абстрактно сформулированных канонов стали нормы «Corpus iuris canonici», декреты Тридентского Собора, папские булларии и др. своды новейшего папского законодательства, сборники документов конгрегаций и трибуналов Римской курии. Черновой вариант Кодекса канонического права был готов к нач. 1912 г. В марте того же года первые 2 книги проекта направили для согласования и рецензирования католич. епископам, генеральным настоятелям монашеских орденов и конгрегаций и др. ординариям. В 1913-1914 гг. были завершены проекты остальных 3 книг Кодекса, к-рые также направили ординариям. Работа над поправками замедлилась из-за начала первой мировой войны и смерти папы Пия Х, но к дек. 1916 г. работа над текстом нового Кодекса канонического права была завершена. 27 мая 1917 г. папа Бенедикт XV апостольской конституцией «Providentissima mater Ecclesia» обнародовал Кодекс канонического права, объявил его обязательным и высшим источником К. п. для всей Римско-католической Церкви и установил дату вступления нового Кодекса в силу (19 мая 1918). Кодекс канонического права 1917 г. включает 2414 канонов, разделенных на 5 книг. Кн. I «Общие нормы» (De normis generalibus - CIC (1917). 1-86) состоит из 6 титулов; кн. II «Лица» (De personis - CIC (1917). 87-725) посвящена клирикам (Ч. 1), монашествующим (Ч. 2) и мирянам (Ч. 3); кн. III «Вещи» (De rebus) содержит 6 частей: о Таинствах (CIC (1917). 731-1153), священном времени и священных местах (CIC (1917). 1154-1254), богослужениях (CIC (1917). 1255-1321), церковном учительстве (CIC (1917). 1322-1408), бенефициях (CIC (1917). 1409-1494), церковном имуществе (CIC (1917). 1495-1551); кн. IV «Процессы» (De processibus) устанавливает нормы церковного судопроизводства (CIC (1917). 1552-1998), беатификации и канонизации святых (CIC (1917). 1999-2141); в кн. V «О преступлениях и наказаниях» (De delictis et poenis - CIC (1917). 2195-2414) рассматриваются вопросы канонических преступлений и санкций. По инициативе кард.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

В связи с этим поднят был вопрос о новой кодификации. Папа Иоанн XXIII, объявив в 1959 г. о предстоящем созыве Вселенского Собора, поставил также вопрос о пересмотре «Кодекса». В 1963 г. во время деяний 2 Ватиканского Собора работа по пересмотру «Кодекса» началась. Велась она в рамках специально учрежденной папской комиссии по пересмотру «Кодекса канонического права» («Pontificia comissio Codici juris canonici recognescendo») под председательством генерального секретаря 2 Ватиканского собора кардинала П. Феличе. Основными источниками для новой кодификации послужили Кодекс 1917 г., документы 2 Ватиканского Собора и послесоборные акты папского законодательства. Работа комиссии была завершена уже после Собора, в 1983 г., при папе Иоанне-Павле II, изданием нового Кодекса. Новый Кодекс короче прежнего. Он содержит 1752 канона. Кодекс состоит из 7 книг, которые, в свою очередь в соответствии со своей тематикой делятся на части, разделы, титулы, главы и статьи. Некоторые из канонов разделены на краткие параграфы. Книги, на которые делится «Кодекс», озаглавлены следующим образом: 1-я – «Общие положения» («De normis generalibus»)каноны 1–203; 2-я – «О народе Божием» («De populi Dei»)каноны 204–746; 3-я – «Об учительском служении» («De Ecclesiae munera docendi») – каноны 747–843; 4-я – «Об освящающем служении Церкви» («De Ecclesiae munera sanctificandi») – каноны 843–1253; 5-я – «О церковном имуществе» («De bonis ecclesiae temporabilis») – каноны 1250–1310; 6-я – «О церковных наказаниях» («De sanctionibus in ecclesiae») – каноны 1311–1399; 7-я – «О процессах» («De processibus») – каноны 1400–1752. Новый Кодекс отличается от предыдущего с формальной стороны более современной и логически обоснованной систематизацией. В содержательном отношении он отличается тем, что отразил основные экклезиологические идеи 2 Ватиканского собора. Как пишет современный итальянский канонист Л. Джероза, «в материальном аспекте Кодекс 1983 г. … представляет, в сравнении с Кодексом 1917 г., два важнейших новшества… Первое новшество заключается в том факте, что новую кодификацию церковных законов направляет в первую очередь уже не стремление к рациональной формулировке и систематизации канонических норм, а скорее стремление развить эти нормы в их связи с содержанием веры. Таким образом, принцип теологической точности превалирует над принципом точности юридической. Второе новшество – изменение идентичности основного субъекта всей церковно-правовой структуры. Отныне уже не духовное лицо, но Christefidelis, то есть верующий, становится главной фигурой, стоящей за фигурами мирянина, священника и монашествующего» 502 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Из девяти вводных канонов раздела о таинствах канон 842 утверждает принятие крещения в качестве общего принципа, на основании которого дается допуск ко всем остальным таинствам. Канон 844 трактует вопрос о таинствах в отношении к экуменизму и communicatio in sacris (общению в таинствах), – иначе говоря, в связи с проблемой принятия таинств Католической Церкви христианами, принадлежащими к другим, некатолическим христианским конфессиям, в неполном общении с Католической Церковью. Оба канона будут подробно рассмотрены в других параграфах данной главы. Сейчас, в порядке введения в кодексное законодательство о таинствах, важнее кратко проанализировать канон 843, в том числе из-за его значения для пастырской деятельности. 10.3 Право на принятие таинств и церковное общение Первый параграф канона 843 гласит: «Священнослужители не могут отказать в преподании таинств тем, кто просит о них в надлежащем порядке (opportunamente) и должным образом подготовлен, если только принимать их им не запрещено законом». Эта норма вдохновлена соборным учением о праве всех верующих «в изобилии принимать от священных пастырей духовные блага Церкви, особенно помощь Слова и таинств». Она введена церковным законодателем с намерением исключить любой произвол в вопросе о допущении к таинствам. Что касается возможности отказа в таинствах (sacramenta denegare), она строго подчинена действующим нормам Кодекса (на что указывает выражение attentis normis, – с учетом норм, – из второго параграфа того же канона). Однако действенность рассматриваемой нормы была бы выше, если бы законодатель, с одной стороны, употребил действительный залог, а с другой стороны, дал бы прямую ссылку на канон 213, которым право на принятие таинств, или ius recipiendi spiritualia bona (право принимать духовные блага) распростра няется на всех верующих. (Канон 682 Кодекса канонического права 1917 г. предусматривал его только для верующих-мирян). Действительно, это право неотъемлемо связано с той причастностью верующего трем служениям Иисуса Христа, которая дается крещением. Поэтому надлежит считать, что оно возвещено божествен- ным правом 316 и потому имеет первостепенное значение для реализации церковного общения. Следовательно, те нормы Кодекса, которые ограничивают осуществление этого права, должны толковаться в узком смысле (кан. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1971 г. кардиналы, достигшие к началу К. 80 лет, утрачивали право участвовать в выборах папы (AAS. 1970. Р. 810-813). Апостольской конституцией «Romano Pontifici eligendo» от 1 окт. 1975 г. папа Павел VI подтвердил право кардиналов быть единственными выборщиками Римского папы, а также установил, что число участвующих в К. кардиналов не должно превышать 120 чел. В наст. время порядок проведения К. и избрания папы Римского регулируется особыми нормами, установленными апостольской конституцией папы Римского Иоанна Павла II «Universi Dominici gregis» от 22 февр. 1996 г., к-рая была дополнена папой Римским Бенедиктом XVI (motu proprio «De aliquibus mutationibus in normis de electione Romani Pontificis» от 11 июня 2007 и motu proprio «De nonnullis mutationibus in normis ad electionem Romani Pontificis attinentibus» от 22 февр. 2013). Кардиналы собираются в Ватикане не ранее 15-го и не позднее 20-го дня после смерти или отставки папы. Во время К. они живут изолированно от внешнего мира в гостинице на территории Ватикана (Дом св. Марфы); т. о., в наст. время полной изоляции кардиналов в помещении, где заседает К., на весь его период не практикуется. Местом проведения К. является Сикстинская капелла. Голосования проходят 4 раза в день (по 2 утром и вечером). После голосований поданные бюллетени сжигают с добавлением особых материалов, в результате чего из трубы над капеллой идет черный или белый дым. Белый дым и звон колоколов собора св. Петра возвещают об избрании нового папы, после чего кардинал-перводиакон объявляет его имя на пл. Сан-Пьетро с использованием формулы «Habemus Papam!» (лат.- «У нас есть папа!»). Теоретически папой Римским может быть избран любой взрослый мужчина-католик, но на практике с 1389 г. понтифика неизменно избирают из числа кардиналов. Для избрания папой необходимо набрать 2/3 голосов. Если в течение 12 дней никто не получит необходимого большинства голосов, папа может быть избран простым большинством. Кардиналы, равно как и участвующий в К. обслуживающий персонал, дают обет молчания: не распространять информацию о том, что происходит на К.; от обета их может освободить лишь папа Римский.

http://pravenc.ru/text/1841930.html

В настоящее время порядок sede vacante, погребения прежнего, избрания и начала служения нового папы определяется апостольской конституцией папы Иоанна Павла II Universi Dominici gregis от 22 февраля 1996 r., заменившей апостольскую конституцию папы Павла VI Romano Pontifici eligendo. В период sede vacante кардиналы не имеют никакой власти в делах, которые относятся к папе в период его жизни или его служения; такие вопросы относятся к компетенции будущего папы. Конклав должен быть собран между 15-м и 20-м днями с даты смерти папы или его отречения. Кардиналы-участники конклава не должны быть старше восьмидесяти лет на день перед смертью или отставкой папы. Местопребыванием им определен Domus Sanctae Marthae (Дом св. Марты) – здание в черте Ватикана с помещениями типа дормиториев. Голосовать могут не более 120 кардиналов. Папа должен быть избран голосованием двух третей участников конклава, пока общее количество голосований не имело место 33 или 34 раза (при этом ежедневно можно проводить не более четырех голосований: по два утром и вечером). Когда общее количество баллотировок достигнет 33 или 34 (в зависимости от того, имела ли место баллотировка в полдень первого дня), коллегия кардиналов абсолютным большинством может изменить правила избрания; однако вне зависимости от содержания этих изменений неизменным остается правило, что избрание имеет силу, если оно произведено по меньшей мере абсолютным большинством голосов. Папа Бенедикт XVI в motu proprio от 11 июня 2007 г. Constitutione Apostoiica (De aliquibus mutationibus in normis de electione romani pontificis) восстановил традиционные нормы касательно большинства, требуемого для законного избрания папы: теперь требуется большинство в две трети независимо от числа баллотировок. Папа считается избранным и правомочным немедленно после оглашения итогов выборов. Бенедикт XVI отделил евхаристические богослужения от ритуалов, связанных с папской интронизацией. Он установил, что церемонии начала понтификата и интронизации нового папы в кафедральном соборе Рима – Латеранской базилике Сан Джованни – должны проходить отдельно, перед мессами (ранее они сочетались с мессами). «Акт послушания» кардиналов новому понтифику теперь должен проходить публично, и участвовать в нем должны все кардиналы (ранее в нем принимали участие только участники конклава, а сам акт проходил в Сикстинской капелле, оставаясь скрытым от публики). Изменены также правила посещения новым понтификом римских базилик Санта Мария Маджоре и Сан Паоло фуори ле Мура: ранее папа должен был побывать в них непосредственно по вступлении на Святой престол; отныне он может сделать это «когда сочтет уместным». § 5. Клюнийское движение и григорианская реформа

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...