Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИТУРЕЯ [греч. Ιτουραα], историческая область, охватывавшая долину Бекаа (Массий - Strabo. Geogr. XVI 2. 18) и соседние горные массивы Ливан и Антиливан (Ibid. 10). Основные сведения об И. и о ее жителях содержатся в сочинениях евр., греч. и рим. авторов, прежде всего Иосифа Флавия ( Ios. Flav. De bell. I 20. 4; II 18. 6; Idem. Antiq. XIII-XV, XIX-XX). Хотя традиционно территорией итуреев считалась именно долина Бекаа с центрами в Халкиде и Гелиополе ( Баальбеке ) ( Strabo. Geogr. XVI 2. 10), в разные исторические периоды в сфере интересов итуреев оказывались Дамаск на востоке ( Ios. Flav. Antiq. XIII 16. 3-4), Галилея , гора Хермон (см. Ермон ), Гавланитида, Авранитида, Батанея и Трахонитида на юге и юго-востоке (Ibid. XV 10. 1-3; XX 7. 1), Берит и Библ на западе ( Strabo. Geogr. XVI 2. 18), Арка (Кесария Ливанская) на севере ( Ios. Flav. De bell. II 12. 8; VII 5. 1; Tac. Ann. XII 23). Вопрос о границах расселения итуреев не прояснили и археологические исследования. В долине Бекаа частично было исследовано только 3 поселения: Маджаль-Анджар, Камид-эль-Лоз (оба места отождествлялись с Халкидой) и Баальбек, но ни в одном из них не было обнаружено ничего специфически «итурейского», были найдены лишь поселения и культовые сооружения эллинистического и рим. периодов с элементами, присущими семит. культуре в целом ( Myers. 2010. P. 82-101). Не принесли очевидных результатов и раскопки на севере Израиля (гора Хермон, Сев. Галилея). Археологи обнаружили неск. поселений, идентифицированных как «итурейские» (Хирбет-Земель, Тель-Дан, Тель-Анафа, Хар-Сенаим), даже был выделен особый, «итурейский», тип керамики ( Dar. 1993; Hartal. 2002). Однако в ходе анализа материалов некоторые исследователи пришли к заключению, что предложенные идентификации не имеют основания. Материальная культура этих поселений не подтверждает итурейского присутствия ( Myers. 2010. P. 81-82). На основании свидетельств античных авторов и совр. археологических данных можно лишь предположить, что эти территории входили в сферу экономических интересов итуреев, но не были местами их расселения.

http://pravenc.ru/text/1237731.html

Сохранились также следы большого числа городских и хозяйственных сооружений, гробницы, а также постройки крестоносцев, в т. ч. крепость Нимрод. Лит.: Leclercq H. Paneas//DACL. T. 13. Pt. 1. Col. 1014-1015; Beausobre M., de. Dissertation sur la Statue du Paneade//Bibliothèque Germanique. Amst., 1727. T. 13. P. 1-91; Waddington W. H. Inscriptions greques et latines de la Syria. P., 1870; Guerin V. Description géographique, historique et archéologique de la Palestine. P., 1880. [T. 6. Pt. 3]: Galilée. Vol. 1. P. 308-327; Conder C. R., Kitchener H. H. The Survey of Western Palestine: Memoirs of the Topography, Hydrography, and Archaeology. L., 1881. Vol. 1. P. 109-114; Thompson W. M. The Land and the Book. L. etc., 1883. Vol. 2: Central Palestine and Phoenicia; Dussaud R. Histoire et réligion des Nosairis. P., 1900; Br ü now R. E., Domaszewski A., von. Die Provincia Arabia. Strassburg, 1905. Bd. 2; Guidi M. Un Bος di Constantino. R., 1908; Devreesse R. Le Patriarcat d " Antioche depuis la Paix de l " Église jusqu " а la Conquête Arabe. P., 1945; Liebermann S. Palestine in the III and IV Cent.//JQR. N. S. 1946. Vol. 36. N 4. P. 329-370; Negev A. The Inscription of the Emperor Julian at Ma " ayan Barukh//IEJ. 1969. Vol. 19. N 3. P. 170-173; Benvenisti M. The Crusaders in the Holy Land. Jerusalem, 1970. P. 147-154; Bernand A. Le Paneion d " El-Kanaïs: Les Inscriptions Grecques. Leiden, 1972; Bowersock G. W. Julian the Apostate. Camb., 1978; Russell K. W. The Earthquake of May 19, AD. 363//BASOR. 1980. N 238. P. 47-64; Nickelsburg G. W. E. Enoch, Levi, and Peter: Recipients of Revelation in Upper Galilee//JBL. 1981. Vol. 100. N 4. P. 575-600; idem. I Enoch: A Comment. on the Book of I Enoch: Chap. 1-36, 81-108. Minneapolis, 2001; Hartal M. Banias Survey//Excavations and Surveys in Israel. Jerusalem, 1985. Vol. 4. P. 7-9, 26; idem. Namrud Fortress//Ibid. 1997. Vol. 16. P. 1-5; Lackenbacher S. Une nouvelle attestation d " Istar Hurri dans un contrat trouvé à Baniyas (Syrie)//Miscellanea Babylonica: Mélanges offerts à M.

http://pravenc.ru/text/1684277.html

Лит.: Hugeburc (Huneberc) von Heidenheim. Vita Wynnebaldi Abbatis Heidenheimensis/Ed. O. Holder-Egger//MGH. SS. 1887. Bd. 15. Tl. 1. S. 80-117; Vlaminck B. A Report of the Recent Excavations and Explorations conducted at the Sanctuary of Nazaret. Wash., 1900; Дмитриевский А. А. Праздник Благовещения Пресв. Богородицы в Назарете и паломнические хождения по Галилее в марте месяце. СПб., 1909; Viaud P. Nazareth et ses deux églises de l " Annunciation et de Sant-Joseph d " après les fuilles récentes. P., 1910; Bagatti B. Excavations in Nazareth. Jerus., 1969. Vol. 1: From the Beginning till the XII Cent.; Bagatti B., Alliata E. Gli scavi di Nazaret. Jerus., 1984. Vol. 2: Dal secolo XII ad oggi; Corbo V. C. La Chiesa-sinagoga dell " Annunciata a Nazaret//LA. 1987. Vol. 37. P. 333-348; Bauckham R. Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church. Edinb., 1990. P. 45-133; Testa E. The Faith of the Mother Church. Jerus., 1992; Taylor J. E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxf., 1993; Alliata E. Nazareth. Jerus., 1995; Reed J. L. Archaeology and the Galilean Jesus: A Re-Examination of the Evidence. Harrisburg (Penn.), 2000; Беляев Л. А. Христ. древности: Введение в сравнительное изучение. СПб. 20002; Crossan J. D., Reed J. L. Excavating Jesus Beneath the Stones, Behind the Texts. L., 2001; Porat L. En Zippori: Final Report//Hadashot Arkheologiyot: Excavations and Surveys in Israel. 2005. Vol. 117 [электр. ресурс]; Hartal M., Edna A. Nazerat Illit, Har Nadav (East): Final Report//Ibid. 2006. Vol. 118; Pfann S., Voss R., Rapuano Y. Surveys and Excavations at Nazareth Village Farm (1997-2002): Final Report//BAIAS. 2007. Vol. 25. P. 19-79; Strange J. F. Archaeological Evidence of Jewish Believers?//Jewish Believers in Jesus: The Early Centuries/Ed. O. Skarsaune, R. Hvalvik. Peabody, 2007. P. 710-741; Dark K. The Roman-Period and Byzantine Landscape between Sepphoris and Nazareth//PEQ. 2008. Vol. 140. N 2. P. 87-102; idem. The Byzantine Church of the Nutrition in Nazareth Rediscovered//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2564616.html

с использованием современных археологических методов позволили лучше понять ее значение. В ходе археологических работ получены свидетельства о жизни на участке мон-ря Сестер Назарета в I в.; обнаружены хорошо сохранившаяся структура, связанная с ней керамика рим. периода и др. артефакты, вероятно, датируемые временем не ранее нач. I в.; к югу от нее раскрыта гробница-кохим, типологически также относящаяся к I в. Датируемая т. о. структура находится рядом с 2 др. объектами - ц. Благовещения и Международным центром Девы Марии, где также были получены материалы I в. Эти открытия подтверждают, что Н. I в. состоял из жилых построек, подобных известным из др. мест Галилеи. Более широкое использование в Н. блоков, вырезанных из горных пород, для строительства зданий и подземных хранилищ определено особенностью его расположения и геологией (о Н. времени Иисуса см.: Reed. 2000. P. 131-132; Crossan, Reed. 2001. P. 15-50; Dark. 2013; о находках под Церковью Благовещения: Bagatti. 1969; Taylor. 1993. P. 221-267; Strange. 2007. P. 723-727, 732-735; о находке остатков жилой постройки I в. до Р. Х. в 2009 г. см. сообщение на сайте Управления древностей Израиля: «For the Very First Time: A Residenrial Building from the Time of Jesus was Exposed in the Heart of Nazareth»: Alexandre e. a. 2012; Dark. Early Roman Period. 2012; о сельских окрестностях Н. см.: Pfann, Voss, Rapuano. 2007; об окрестностях Сепфориса и Н. см.: Dark. 2008; др. вопросы: Hartal, Edna. 2006; Porat. 2005; Tepper. 2009). Христианская археология Изучив часть большой (75×85 м) «пещеры Благовещения», Багатти пришел к выводу, что сначала здесь располагалась винодавильня, но уже в III в. пещера стала святилищем и тогда же к ней пристроили «церковь-синагогу». Однако пещера почиталась, по его мнению, и раньше, начиная с I в., будучи частью иудеохристианского богослужебного комплекса (что могло бы подтвердить достоверность связи ее с событием Благовещения). Материал, однако, не полностью уложился в реконструкцию Багатти, поэтому В.

http://pravenc.ru/text/2564616.html