В лит-ре И. отождествляли также с ессеями , религ. группой, существовавшей во время служения Христа, к-рой, по сообщению Иосифа Флавия, Ирод Великий оказывал покровительство ( Daniel. «Hérodieus» 1967; Idem. 1970). Эта позиция, однако, не нашла поддержки у большинства исследователей (см.: Hoehner. 1972. P. 339-342; Braun. 1989). В И. видели также близкую к саддукеям группу т. н. сынов Боэта, известную из раввинистических источников ( Hoehner. 1972. P. 339-342). По мнению Х. Хёнера, сближение И. с саддукеями можно видеть в параллельных текстах Мк 8. 15 (где помимо основной традиции - «закваска Иродова» есть вариантное чтение - «закваска иродианская») и Мф 16. 6 (где говорится о «закваске саддукейской»). В период служения Христа большинство первосвященников принадлежали к саддукейскому семейству Анны, но прежде (при Ироде Великом) и после него (с 41, когда к власти пришел Агриппа I) первосвященников назначали не из числа саддукеев, а преимущественно из рода Боэта, или боэтусеев. На этом основании Хёнер допускает, что И. были именно члены рода Боэта, поставленные прежде сторонники Ирода. В нек-рых раввинистических источниках боэтусеи отождествляются с саддукеями (Мишна. Менахот. 10. 3; Тосефта. Суккот. 3. 16 и 48б). Однако в таком случае непонятно, почему евангелист Марк назвал эту группу именно И. ( Guelich. 1989. P. 130-141). Лит.: Bacon B. W. Pharisees and Herodians in Mark//JBL. 1920. Vol. 39. P. 102-112; Bickermann E. J. Les Hérodiens//RB. 1938. Vol. 47. P. 184-197; Rowley H. H. The Herodians in the Gospels//JThSt. 1940. Vol. 41. P. 14-27; Daniel C. Les «Hérodiens» du Nouveau Testament sont-ils des Esséniens?//RevQ. 1967. Vol. 6. N 1. P. 31-53; idem. Les Esséniens et «Ceux qui sont dans les maisons des rois» (Matthieu 11, 7-8 et Luc 7, 24-25)//Ibid. N 2. P. 261-277; idem. Nouveaux arguments en faveur de l " identification des Herodiens et des Esséniens//Ibid. 1970. Vol. 7. N 3. P. 397-402; Schalit A. König Herodes: Der Mann und Sein Werk. B., 1969. S. 479-480; Hoehner H.

http://pravenc.ru/text/674093.html