26 Под этим термином может подразумеваться епископ (см.: Isidori De eccl. off. II. 5), но я сознательно использую более общее слово «священник», чтобы избежать слишком узкой трактовки. 27 Greg. Ep. IV.26: «Из донесения брата нашего и соепископа Феликса и аббата Кириака мы узнали, что на острове Сардиния наместники-миряне угнетают священников, а их прислужники тебя, брат наш, ни во что не ставят» (Fratris et coepiscopi nostri Felicis et Cyriaci abbatis relatione cognouimus eo quod in insula Sardinia sacerdotes a laicis iudicibus opprimantur et fraternitatem tuam ministri sui despiciant). 29 См. письмо IV.25, адресованное наместнику Сардинии Забарде (Gregorius Zabardae duci Sardiniae). 30 Greg. Ep. IV.24: «Монахи и клирики пусть избегают собраний и покровительства мирян. Пусть они всецело находятся в твоей юрисдикции, согласно канонам, дабы из-за твоей слабости, брат мой, не нарушилась дисциплина той Церкви, предстоятелем которой ты являешься» (Religiosi uel clerici conuentus patrociniaque laicorum caueant. Qui tuae modis omnibus secundum canones iurisdictioni subdanur, ne remissione fraternitatis tuae eius cui praees disciplina dissoluatur ecclesiae). 31 См., например, Conc. Chalcid. can.9: Quod non oporteat clericos praetermisso episcopo ad saecularia iudicia commeare; Conc. III Carthag. can.9: Vt clerici publica iudicia non appellent (цит по: Martínez Díez G., Rodríguez F. La colección canónica hispana. Vol. III: Concilios griegosy africanos. Madrid, 1982). 32 Greg. Ep. IV.26: «Из донесения брата нашего и соепископа Феликса и аббата Кириака мы узнали, что на острове Сардиния наместники-миряне угнетают священников, а их прислужники тебя, брат наш, ни во что не ставят. И пока ты только предаешься простой жизни, дисциплиной, как мы видим, ты пренебрегаешь. Потому я умоляю тебя, чтобы ты, не ссылаясь ни на какие обстоятельства, правил Церковью , которая вручена тебе Богом, поддерживал бы дисциплину клириков и постарался бы не бояться ничьих слов» (Fratris et coepiscopi nostri Felicis et Cyriaci abbatis relatione cognouimus eo quod in insula Sardinia sacerdotes a laicis iudicibus opprimantur et fraternitatem tuam ministri sui despiciant. Dumque solum simplicitati a uobis studetur, quantum uidemus, disciplina neglegitur. Vnde hortor ut, omni excusatione postposita, ecclesiam quam suscepisti auctore Deo regas, disciplinam clericis tenere, nullius uerba metuere studeas).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Между тем, прежде чем окончилось печатание Вульгаты, замечено было много погрешностей, которые старались исправить через выскабливание, подклеивание и исправление пером. В 1592 г. явилось новое издание, начатое Григорием 14-м, продолженное Иннокентием 9 и оконченное Климентом 8. Это издание Климента, хотя по надписанию значится составленным по приказанию Сикста V, тем не менее приблизительно в 3000 случаях разнится от издания самого Сикста. При этом Клименте 8 Вульгата была издаваема в 1593 и в 1598 г. Последнее издание объявлено папой как подлинное на вечное время. Поэтому все последующие издания со всею точностью перепечатывают текст этого издания со всеми его ошибками. – Перед нами здесь один из актов свойственного папству насилия над мыслью и совестью христиан. Постановление Тридентского собора, не смотря на кажущееся согласие с ним католических ученых, служит несомненно тяжелым ярмом для их совести и ума. Счастливы мы, сыны Церкви Православной, что возникавшая и у нас когда-то среди светских лиц мысль сделать нечто подобное и у нас в России не осуществилась благодаря настойчивому протесту нашей духовной власти. Если текст св. книги сохранялся и сохраняется при обычных и естественных исторических условиях, но не чудесным каким-либо образом, то и очищение текста от вкравшихся в него, не имеющих никакого догматического значения, погрешностей должно быть делом научного исторического исследования, которое опять таки некогда не может прийти к точным и несомненным результатам, какие могли бы быть раз навсегда канонизованы церковью. Охраняя неприкосновенно догматическое значение текста, т. е. постольку, поскольку в нем выражается догмат, истинная церковь держится в стороне от исследований над буквой текста, ни запрещая их, не санкционируя…. В заключении мы посоветовали бы переводчику в качестве приложения ко 2-му еще не напечатанному тому присоединить два параграфа о славянском на русском переводах Библии, о которых в Руководстве Вигуру или совсем не сказано, или сказано, но худо. Этих параграфов в праве ждать всякий русский читатель от полного курса св. Писания. 1 Sunt autem canonicae Scripturae· Genesis. Exodus . Solomonis libri quinque (т. e. притчи, песнь и екклезиаст, премудрость Соломона и премудрость И. С. Сираха) .. Tobias. Judith . Maccabaeoium Liluiduo. orcil- Hipponens can 36 y Mansi III, 924; cp. concil Caithag;. III. can 47 y Mansi III, 891: conc. Carthag. 419 r can 24. Читать далее Источник: Мышцын В.Н. [Рец. на:] Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии. Общедоступный и изложенный в связи с новейшими изысканиями курс Священного Писания: Ветхий Завет. Т. 1. Общее введение – Пятикнижие…//Богословский вестник. 1897. Т. 4. 11. С. 328-333. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

522 Именно – протестантов, которые не признают, чтобы Христос учредил в Церкви особое священноначалие или иерархию, а утверждают, что все верующие, по силе таинства крещения, суть равно священники Бога вышнего; но так как всем невозможно отправлять обязанностей священства: то верующие и избирают сами из среды себя особых мужей, как своих представителей, которых и облекают правами священноначалия. 523 To же, что здесь говорится о Павле и Варнаве, древние учители Церкви передают и о прочих св. апостолах. См. слова Иринея и Климента алекс. у Евсевия церк. истор. кн. III, гл. 23; также Tertull. de praescr. haeret, c. 35 et Hieron. de viris illustr. c. 9. 526 «Должно повиноваться пресвитерам, находящимся в Церкви, и происходящим преемственно от апостолов, и, по благоволению Отца, вместе с преемством епископства, получившим истинные дары; прочих же, кои получили пресвитерство не по такому преемству и собираются во всяком месте, тех считать людьми подозрительными, еретиками и злонамеренными, отступниками, горделивыми, самолюбивыми, лицемерами, делающими это ради прибытка или суетной славы» (Adv. haeres. IV, 26, в Хр. Чт. 1838, 1, 137–138). 535 Epist. ad Ephes. n. 3, в Хр. Чт. 1821, 1, 32. Снес. его же посл. к Филадельфийцам. Хр. Чт. 1828, XXXI, 3. 4. 537 Apostolis nos successimus, eadem potestate ecclesiam Domini gubernantes (vid. in Act. concil. Carthag.). И в другом месте: potestas ergo peccatorum remittendorum apostolis data est et ecclesiis, quas illi a Deo missi constituerunt, et episcopis, qui eis ordinatione vicaria successerunt (Epist. XXV). 539 Apud nos apostolorum locum episcopi tenent apud eos (Montanistos) episcopus tertius est (Epist. XXVII ad Marcellum). 540 Последние слова: аминь глаголю вам: елика… прямо свидетельствуют, что под церковию Спаситель разумел именно лица, облеченные Им властию вязать и решить, – точно так, как и у Иудеев в подобном случае, когда дело шло об исправлении или наказании кого-либо, церковию (kahal – εκκλησα) назывался собственно верховный совет или синедрион. Посему-то св. Златоуст в объяснении на это место, после слов: повеждь церкви, прибавдяет: т. е. ее предстоятелям, и далее слова: елика аще свяжете принимает за продолжение той же мысли, и равно относит к предстоятелям Церкви. Бесед. на еванг. Матфея в русск. перев. ч. III, отр. 32. Согласно с св. Златоустом объясняют это место Киприан, Августин, Феофилакт и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

6 Бл. Августин говорит: «мы не можем и не должны допускать, еретиков к обвинениям на православных священнослужителей», ер. 10. Гражданские законы и вообще не допускали еретиков к судебным свидетельствам против православных. Cod. Justin. de haereticis. cf. Basilic. lib. 21. tit.1.cap.44. 9 Это также согласно с гражданскими законами. Cod. lib. 4. tit. 20. const. 9. Basilic. lib. 21. tit. 1. cap. 36. 10 О двенадцати епископах говорит собственно карфагенское правило: но оно было принято и в других Церквах. Balsamon. ad can. 12 carthag. 11 Некоторые церковные правила (африканские) давали подсудимым срок, для защищения своего дела, один год, в продолжении которого, однако-ж, они были вне церковного общения; если они не воспользовались этим сроком для очищения своего дела, то уже оправдания от них не принимались (карф. 90). 12 Гражданские законы назначали трехмесячный срок для рассмотрения обвинений; если в продолжении этого времени доноситель скрывался, или не успевал доказать своих обвинений, то подвергался гражданскому наказанию, а обвиненный освобождался от суда. Justin. nov. 123. cap. 2. 17 Ibidem et cod. The od. lib. 10. cap. de calumniatoribus; et Basilic. lib. 60. tit. 26. cap. 6 22 Ориген о церковном покаянии говорит: «у нас никого не извергают из церкви, если грех не очевиден, дабы исторгая плевелы, не исторгнуть вместе с ними и пшеницы». hom. 21. in Jes. Nav. opp. t. 1. pag. 203. Par. 1604. Бл. Августин: «мы никого не можем отлучать от общения, разве кто сам добровольно во грехе сознается, или судом духовным, или мирским обвинен будет». De poenit. 50. opp. t. 10. pag. 207. 24 «Один человек, говорит бл. Августин, кто бы он ни был, не может быть и обвинителем и судиею». cf. cod. lib. 4. tit. 20. Consm. 9. et Basilic. lib. 21. tit. 1. cap. 36: «unius testis testimonium minine est adinittendum in quovis judicio, etiamsi sit senatorii ordinis». cf. Photii Loco cit. cap. 2. 26 Тертулл. de poenit. cap. 9. 11. св. Амвросий: ad Lapsam. cap. 8 et al. cf. Евсеев. ист. 5, 28.Созом. 8, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

cf. Celestini papae ep. ad episcopos Narbonensis provinciae: . «nullus invilus detur episcopus; cleri plebis et ordinis consensus reauirator» cf. Leonis M. Ep. 39. Synesii. Ер. 76. 21 Так напр. по единогласному желанию народа избран был св. Афанасий во епископа александрийского, св. Амвросий во епископа медиоланского. V. d. Athanasii apolog.2 Gregorii Nazianz. Orat in laudem Athanasii. Socrat. Histor. Ecclesiast. 4. 30. Theodoret, 4.6. 22 Из истории церковной видно еще, что назначение на важнейшие епископские кафедры требовало соизволения и утверждения государей. Euseb. de vita Const. 3, 61. Socrat. 4, 21. 30. 6, 2. Sozom. 6, 16, 7, 8. 23 Изложенный здесь порядок избрания епископов в древние времена был общий, как на востоке, так и на юге, и на западе. На востоке он существовал до VIII века, как видно из правила VII всел. собора (прав. 3), а на западе до XIII столетия, как говорит: Petrus de Marca: de consencu sacerdotii et imperii lib. 6, cap.2 24 Послание см. в актах Собора карфагенского 419 г. и в книге правил. Подобным образом еще св. Киприан писал к папе Корнелию Ер. 55. Древность и всеобщность этого правила можно видеть из свидетельств первых веков. Dionys. Alexandr. Ep ad Fabium. (ap. Euseb. H.E. 6, 44). Epist. cleri romani ad S. Cyprianum; inter epistolas hujus 3. 31. Concil Arelat I. can. 14. Aurelian 2. can. 3. 12. Toled I can. 18 cæt. Item concil Carthag. 4.can 77. Впрочем св. Киприан требовал, чтобы падшие и отлученные представляли при смерти свидетельства за себя православных исповедников, и только по их ходатайству были сподобляемы св. таин. S. Cyprian. Ep.13, 14, 15. В некоторых также Церквах западных за некоторые грехи (напр, за отпадение от веры, за вторичное грехопадение после покаяния, и пр.) не было прощения даже при смерти (Concil. Eliber. can. 1. 2.3. 8). Но папа Иннокентий 1 († 412) писал: «был у нас вопрос: как поступать с теми, которые всю жизнь проведши в пороках, при смерти приносят покаяние и просят о разрешении и причащении св. тайн? Прежде о таких были строгие правила, но потом смягчены.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

10 Сократ: 1, 6. Для этого же, между прочим, всякому из верных, отправляющемуся в область другой церкви, давались от епископов представительные грамоты, в которых они отмечались, как достойные церковного общения. Без этих грамот не дозволялось епископам принимать в общение незнаемых людей, особенно чужих клириков (ад. 12. 33. IV всел. 11. 13). 13 Так как в древней Церкви не было обычно, чтобы лица, имеющие священный сан, оставались без места службы, то и отрешение от места редко определялось в наказание виновным; а – или временное только запрещение, или уже совершенное извержение из сана (Кирил. алекс. прав. 1–3). 14 Justin. по. 123, 20. Запрещение священнодействия называется в правилах также отлучением духовных лиц; тождество этих наказаний видно из того, что а) отлучение начинается за легкие преступления (ап. 43. 55) и б) оно отличается от извержения из сана, которое полагается уже после того отлучения и за важнейшие преступления (ап. пр. 6. 30). cf. Balsamon. ad can. 79 carthag. et ’Zonar. ad can. 16 nicaen. 15 Так поступлено было с Новатом, (S. Cypriani ер. 49. ad Cornel.), с Арием (Socrat. 1, 6), Несторием (act. concil. ephes.), и др. 16 Cod. Theodos. lib. 16. de episc. Иногда, по лишении сана, виновные заключались в монастыри. Nov. 123. cap. 20. cf. Photii nomoc. tit. 9. cap. 10. schol. Balsamon. 21 На этом-то основании Киприан доказывал, что крещение от еретиков не имеет благодатной силы: ибо они не имеют власти отпускать грехи, – и потому после еретиков снова должно крестить. «Так как, говорит он, в крещении всем отпускаются грехи, то Господь в Евангелии дает нам видеть, что только чрез тех они отпускаются, которые имеют Св. Духа. Ибо, по воскресении, посылая учеников на проповедь , Господь сказал им: приимите Дух Свят… и пр. Следовательно тот только может крестить, кто имеет дар Св. Духа». Ер. 69. 76. ad Magnum, idem in ep. 73 ad Jubajanum. 22 Особенно против поспешных разрешений восставал св, Киприан, доказывая, что такие разрешения не дают грешникам мира с Богом, а разрушают его и вредят их спасению (ер. 10 ad clerum. 15 ad marlyr., de lapsis et alibi). Св. Амвросий, также обличая поспешное допущение кающихся к св. тайнам, говорит: «некоторые только для того идут на покаяние, чтобы приобщиться. Они не столько разрешают себя, сколько связывают священника: ибо не слагают со своей совести вины, а только возлагают вину на совесть священников, которым сказано: не дадите святая псом, не пометайте бисер…» (de poenit. lib. 2. cap. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Но изучающий донатистскую эпиграфику наталкивается на одно, очень серьезное затруднение. Из других исторических источников, по которым реконструируется история донатизма, мы знаем, что в IV и V-м веке донатизм был широко распространен в Африке. В Нумидии напр., донатистская община, как свидетельствуют даже ее противники, превосходила православных по числу своих членов (Aug. Ер. 129, 6. Collat. Carthag. 1:165). Это естественно заставляет предполагать, что, может быть, добрая половина христианских надписей указанного периода, открытых в Нумидии и смежных округах, принадлежала расколь- —115— никам. Но раскольники африканские сохранили традиции древней церкви: формы церковной организации и управления, чин древней литургии и даже традиционные формулы надгробных надписей. Одним словом, африканский раскол, всегда остававшийся расколом, не переходя в ересь, оставил в неизменности многие черты общехристианской и местной традиции. По этим причинам в большинстве случаев у исследователя буквально нет никаких средств отличить всевозможные посвятительные памятники, могильные монументы и базилики донатистов от православных. Только по исключению надписи на этих археологических памятниках выдают свое происхождение. К счастью эти исключения не редки и мы, в известных размерах, можем реконструировать область донатистской эпиграфики, установивши ее характерные черты и особенности. Monceanx, широко начитанный в области и литературных памятников латинской Африки и эпиграфических документов, прекрасно справляется с этой задачей реконструирования, делая иногда очень интересные выводы и сопоставления. Он разбивает всю совокупность донатистских эпиграфических документов на четыре группы. К первой группе принадлежат те надписи, в которых фигурирует характерная для донатистов формула, игравшая у них роль лозунга. Во вторую группу Monceaux объединяет те монументальные надписи, где ярко выражены чувства и притязания раскольников, которые они высказывали обыкновенно при своей полемике с православными. Этот ряд донатистских документов сопоставляется с параллельной серией православных документов, содержащих ответ на притязания раскольников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14. Alexandriae Ecclesia quartus episcopus ordinatur nomine Primus (Chron. ad. an. 110). 15. Anianum Alexandriae episcopum, quem primum Marcus evangelista ordinavit…. huic successisse Abilium a Luca evangelista ordinatum (Constit. Apostol. lib. 7, cap. 47). 16. Siquidem complures ex illius concilii coetu populi fuerunt, qui episcopis sibiment ipsis praepositis, mirificam de Filio professionem fidei prae se ferunt (Sancti Epiph. haeres. LXXIII, n. 28). 17. Cato presbyter continuo a clericis de episcopatu laudes accepit, et omnem rem Ecclesiae, tamquam si esset jam episcopus, in suam redigit potestatem. Ordinatores removet, ministros respuit, cuncta per se ordinat… Igitur cum consensus clericorum ad episcopatum electus, cum adhuc non ordinates cunctis ille praeesset… Episcopi tamen, qui advenerunt S. Gallum sepeliendum, postquam cum sepelierunt, dixerunt Catoni presbytero: videmus, qui ate elegit maxima pars populorum: veni, consenti nobis, nos quoque in tantum fideliter crede, ut spondeamus pro te, et benedicentes consecremus te ad episcopatum… At ille cothurno vanae inflatus gloriae ait: nostis fama currente, me ab initio aetatis meae semper religiose vixisse, vacasse jejuniis. Nec me Dominus Deus patietur hac ordinatione privari, cui tantum famulatium exhibui: Vos igitur revertimini ad civitates vestras, et si quid utilitatis vestrae competit exercete… (Gregor. Turon. hist. lib. 4, cap. 5–6). 18. Presbyter cum ordinatur, episcopo cum benedicente et manum super caput ejus tenente, etiam omnes presbyteri, qui praesentes sunt, manus suas juxta manum episcopi super caput illius teneant (Concil. Carthag. 4. an. 398. can. 3). 19. Diaconus cum ordinatur, solus episcopus, qui eum benedicit, manum super caput illius ponat, quia non ad sacerdotium, sed ad ministerium consecrator (ibid. cap. 4). 20. И так почему же Есхирь пресвитер? Кто его поставлял? Не Келлюф ли? Ибо остается предположить одно это. Но известно и никто не сомневается в том, что Келлюф умер пресвитером, что всякое его рукоположение недействительно, что все, поставленные им во время раскола, суть миряне, и сходятся на богослужение как миряне (Св. Афан. В. Защит. слов. против ариан. Твор. Св. От. том. 17 стр. 207 изд. Москов. д. акад. 1851 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/o...

III, pag. 798). 118 Mansi, t. VIII. pag. 644. Баллерины приписывают этому же собору еще 28 канон Мелевитского собора Испанского собрания, который у Ферранда цитуется под числом 50: Concil. Cartbag. tit. 2. Этот канон определяет, что донатистам, обращающимся к церкви, должно быть назначаемо время покаяния или примирения по усмотрению епископа (juditio episcopi). Приписывая эти каноны рассматриваемому собору, Баллерины поясняют, что так как после издания императорских указов в феврале и марте 405 г. донатисты стали возвращаться в лоно православной церкви, то представляется весьма вероятным (probability quidem videtur), что на этом соборе, бывшем X kal. semptembris, постановлен тот канон, которым устанавливалось покаяние для донатистов, при принятии их в церковь (Baller, pag. 145. n. 5). Ферранд прилагает это правило исключительно к донатистам, тогда как Испанское собрание вообще к еретикам. Баллерины замечают, что эту перемену чтения в Испанском собрании следует приписать автору того сборника, которым пользовался Исидор. В книге правил нет и следа подобных постановлений. 119 Так 95 канон Дионнисия помещен въ 9 испанского собрания, между тем как в 16 соединены последняя часть 96 и весь канон 97 Дионисия; 98–101 канонов Дионисия нет у Исидора; 102-й же канон помещен 17; 103–12; 104–19; 105–18; 106-й же канон Дионнисия разделен на три канона 10, 11 и 20, но так, что 20 содержит первую часть 106 канона, 11 вторую, а 10 последнюю. (Ballerin. pag. п. 115. VI. Maassen, pag. 165). 120 Так Ферранд цитует 98 кан. Дионнисия под числом 11. Concil Carthag. In Basilicatit. 5; 102 подъ числомъ 163. Concil, Carthag. tit. 7i 104 под числом 43. Concil. Carthag. tit. 9. 123 Так 96 канон Дионнисия, заключающий в себе три отдельные под особыми заглавиями постановления: 1) о неперенесении дела от избранных судей, 2) о посольствах от различных провинций Африки и 3) об учреждении должности церковных исполнителей, в книге правил разделены на два: 107 и 108, так что первый содержит первое из означенных постановлений второй – третье, среднее опущено.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

11 Бл. Августин в своё время говорил о ереси пелагиан: «необходимо ли созывать собор, чтобы обличить столь явное зло? Как будто никакая ересь не могла быть осуждена без особого собора, а между тем известно, что такая необходимость настояла только для немногих ересей; многие же ин них, и даже большая часть, где появлялись, там и подвергались суду, и уже оттуда решения о них сообщаемы были для сведения другим Церквам. Ep. ad Bonifac. contra duas epistolas pelagiane. сар. 12. 12 C. Concil. II. can. 1. Concil. III. act. 5. 6. Ep. synod. ad. imper. act. 7; Concil. IV. act. 2. 4.; Concil. VI. act. 18. 13 Собор константинопольский (всел. II. 381) обозначает свои постановления следующим образом: «сие определили и постановили епископы, милостию Божиею собравшиеся в Константинополе, быв созваны Феодосием благочестивейшим». Во главе правил антиохийского собора (341) находим положение, ограждающее их важность и силу, именно тем, что эти правила постановлены и обнародованы епископами. «Церковные правила, определенные нижеподписавшимися епископами». 15 Так подписаны одними епископами постановления соборов анкирского (314), антиохийского (314), II, III, IV и V карфагенских (398), толедского (400), африканского (424), константинопольского (459), соборов римских (502 и след ),. карфагенского (525), константинопольского (550), латеранского 649), трулльского (692), и многих других, как напр. соборов галльских (511–615), испанских (380–619) и пр. В деяниях всех этих соборов видим подписи одних епископов. Они писали: υρισας υπεγαψα . Соборы, которых акты подписаны, кроме епископов, и другими лицами, бывшими на соборах, но только теми, которые на них представляли лицо своих епископов и от имени их действовали, след: никейский (325), ефесский (431), турский (459), толедский (589), другие толедские (633–657), константинопольский (680), и некоторые другие испанские и галльские соборы. 16 Concil. carthag. II. can. 13: «qui contra suam subscriptione venerit, ipse se abhop coetu separavit. Gennadius ep. dixit: quae ab omnibus dicta sunt, propria debemus subscriptione confirmare. Ab universis episcopes dictum est: fiat, et subscripserunt». Concil. carthag. III. can. 5: «universi episcopi dixerunt: omnibus haec placuerunt et haee nostra subscriptione firmamus, et subscriperunt episcope omnes, quadraginta quatior numaro».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

  001     002