Ист.: [Fragmente]// Wi niewski. 1970. S. 15-91 [=CFrW]; Karneades von Kyrene: [Fragmente]// Mette. 1985. S. 55-109 [=CFrM]. Лит.: Mutschmann H. Die Stufen der Wahrscheinlichkeit bei Karneades//Rheinisches Museum für Philologie. N. F. Bonn, 1911. Bd. 66. S. 190-198; Arnim H., von. Karneades// Pauly, Wissowa. 1919. Bd. 10. Hbd. 20. Col. 1964-1985; Pistelli E. Rittrato di Carneade//Pègaso. Firenze, 1929. Vol. 1. P. 3-13; Couissin P. Carnéade et Descartes//Travaux du 9 Congrès International de Philosophie: Congrès Descartes. P., 1937. T. 3. P. 9-16; idem. Les sorites de Carnéade contre le polythéisme//REG. 1941. T. 54. P. 43-57; Croissant J. La morale de Carnéade//Revue internationale de philosophie. Brux., 1939. T. 1. N 3. P. 545-570; Amand D. Fatalisme et liberté dans l " antiquité grecque: Recherches sur la survivance de l " argumentation morale antifataliste de Carnéade chez les philosophes grecs et les théologiens chrétiens des quatre premiers siècles. Louvain; P., 1945. Amst., 1973r; Minar E. L. The Positive Beliefs of the Sceptic Carneades//The Classical Weekly. N. Y., 1949. Vol. 43. N 5. P. 67-71; Long A. A. Carneades and the Stoic Telos//Phronesis. Leiden, 1967. Vol. 12. N 1. P. 59-90; Wi niewski B. Karneades Fragmente: Text und Kommentar. Wrocaw, 1970. (Archiwum Filologiczne; 24); Ferrary J.-L. Le discours de Philus (Cicéron, De re publica, III, 8-31) et la philosophie de Carnéade//REL. 1977. T. 55. P. 128-156; Nonvel Pieri S. Carneade. Padova, 1978; L é vy C. Opinion et certitude dans la philosophie de Carnéade//Revue Belge de Philologie et d " Histoire. Brux., 1980. T. 58. N 1. P. 30-46; Striker G. Sceptical Strategies//Doubt and Dogmatism: Studies in Hellenistic Epistemology/Ed. M. Schofield, M. Burnyeat, J. Barnes. Oxf., 1980. P. 54-83; eadem. Following Nature: A Study in Stoic Ethics//Oxford Studies in Ancient Philosophy. 1991. Vol. 9. P. 1-73; Burnyeat M. F. Gods and Heaps//Language and Logos: Studies in Ancient Greek Philosophy Presented to G. E. L. Owen.

http://pravenc.ru/text/1681111.html

2210 . Marcon S. La miniatura nei manoscritti latini commissionati dal cardinal Bessarione//Bessarione 6 .2105). 171–195. 2211 . Mavromatis L. O Καρδινλιος Βησσαρων κα ο εκσυγχρονισμς της Πελοποννσου// Σμμεικτα. 1994. 9. 41–50. 2212 . Meuthen E. Zum Itinerar der deutschen Legation Bessarions (1460–1461)//Quellen und Forschungen aus italienischen Archiven und Bibliotheken. 1957. 37. 328–333. 2213 . Michel A. L " esthétique de Bessarion. Platon et Cicéron dans la rhétorique humaniste//Res publica litterarum. Studies in the classical tradition (Lawrence). 1982. 5(1). 183–190. (Studi umanistici Piceni. 2). 2214 . Minnich Ν. H. Alexios Celadenus: a disciple of Bessarion in Renaissance Italy//Historical Reflections/Réflexions historiques. 1988. 15:1. 47–64. 2215 . Mioni E. Bessarione bibliofilo e filologo//RSBN 1968. 5. 61–83. 2216 . Mioni E. Note sull " Homerus Venetus A (=Marc. Gr. 454)//Ann. Facoltà Lett. Padova. 1976. 1. 185–193. 2217 . Mioni E. Bessarione scriba e alcuni suoi collaboratori//MiscMarc 6 .2219). 263–318. 2218 . Mioni E. La formazione della biblioteca greca di Bessarione//Bessarione 6 .2105). 229–240. 2219 . Miscellanea Marciana di studi Bessarionei (a coronamento del V Centenario della donazione nicena) (Medioevo & Umanesimo. 24)/Ed. Bernardinello S. Padua 1976. XX, 548. Garin//Annali della Scuola Normale Superiore di Pisa, Cl. di Lettere e Filosofia [Pisa, Scuola normale superiore di Pisa]. 1977. 7. 1721–1727; Sottili A.//AHC 1977. 9:1. 222; Wilson N. G.//StudMed 1978. 3:19:1. 298. [MiscMarc]. 2220 . Mohler L. Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann. Paderborn: [s.n.], 1920. 65. [Inaugural-Dissertation, Freiburg i. Br.]. 2221 . Mohler L. Bessarions Instruktion für die Kreuzzugspredigt in Venedig (1463)//Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und für Kirchengeschichte. 1927. 35:3/4. 337–350. 2222 . Mohler L. Kardinal Bessarions kritische Untersuchung der Vulgatastellë Sic eum volo manere, quid ad te?//Römische Quartalschrift für christliche Altertumskunde und Kirchengeschichte 1933. 41:3–4. 189–206.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1-й работе анализируется религ. политика рим. императоров, создателей системы принципата, стремившихся восстановить значение традиц. рим. культов, авторитет к-рых во II-I вв. до Р. Х. в Римской республике был сильно подорван развившимся религ. индифферентизмом общества и наступлением вост. культов. Чтобы показать закономерность этих усилий рим. имп. власти, равно как и неизбежность общей их неудачи, Б. прослеживает формирование старинных языческих культов у римлян, показывает их связь с патриархальными началами рим. общественной жизни (культы предков и домашнего очага), подчеркивает их роль как гарантов традиц. гражданской морали. По мысли ученого, существенная ограниченность патриархального рим. язычества, его внимание к внешней, обрядовой стороне, его гипертрофированный формализм обусловили кризис религ. сознания в Риме на рубеже старой и новой эры и подготовили вытеснение язычества пришедшим с Востока христианством. Целенаправленные усилия гос-ва в первые века Римской империи лишь приостановили на нек-рое время этот кризис, к-рый с большей силой разразился в IV в. Эта заключительная фаза в религ. истории античного мира рассмотрена во 2-й книге, где главное внимание уделено ключевым событиям и фигурам века Константина Великого . Б. охватывает все явления религ. жизни: и уходящего язычества, и торжествующего христианства. Характеристики защитников язычества Квинта Аврелия Симмаха и имп. Юлиана Отступника соседствуют с обзором проповеднической и лит. деятельности свт. Амвросия Медиоланского и блж. Августина . В обеих работах дан подробный анализ рим. религ. истории от первых установлений легендарных царей Ромула и Нумы Помпилия до краха язычества, нашедшего выражение в удалении по настоянию св. Амвросия алтаря Победы из зала заседаний сената и закрытии древних храмов. Соч.: Собр. соч.: В 10 т./Под ред. Э. Д. Фролова. СПб., Т. 1, 2, 5; Cicéron et ses amis: Étude sur la société romaine du temps de César. P., 1865 (рус. пер.: Цицерон и его друзья//Собр. соч. СПб., 1993. т. 2); La religion romaine d " Auguste aux Antonins. P., 1874 (рус. пер.: Римская религия от времени Августа до Антонинов. М., 1914); L " opposition sous les Césars. P., 1875 (рус. пер.: Оппозиция при Цезарях//Собр. соч. т. 5); De l " authenticité de la lettre de Pline au sujet des Chrétiens. P., 1876; Promenades archéologiques: Rome et Pompéi. P., 1880 (рус. пер.: Археологические прогулки по Риму. М., 1915); Nouvelles promenades archéologiques: Horace et Virgile. P.,1886; La fin du paganisme: Étude sur les dernières luttes religieuses en Occident au IVe siècle. P., 1891.

http://pravenc.ru/text/153539.html

1583 «Post haec laeti hilaresque discessimus, Caecilius quod crediderit, Octavius gaudere [ad gaudendum] quod vicerit, ego [Minuc. FeL] et quod hic crediderit et hic vicerit». 1585 Кейм предполагает, что его намерением было опровергнуть Цельса (который, однако, нигде не упоминается), Де Фелис – что труд нацелен на Фронтона (упоминаемого дважды), Кун выдвигает лучшую версию: автора интересовало общественное мнение, он боролся с невежественным предубеждением высших классов общества против христианства. 1586 С. 40: «Etiam nunc tamen aliqua consubsidunt non obstrepentia veritati, sed perfectae institutioni necessaria, de quibus crastino, quod iam sol occasui declivis est, ut de toto (или et die toto) congruentius, promptius requiremus». 1587 Ренан (p. 402) придерживается иного мнения, а именно, что Минуций был либеральным христианином деистического образца, человеком мира, «qui n " empêche ni la gaité, ni le talent, ni le goût aimable de la vie, ni la recherche de l " élégance du style. Que nous sommes loin de l " ébionite ou même du jiuf de Galilée! Octavius, c " est Cicéron, ou mieux Fronton, devenu chrétien. En réalité, c " est par la culture intellectuelle qúil arrive au déisme. Il aime la nature, il se plaît a la conversation des gens bien élevés. Des hommes faits sur ce modèle n " auraient créé ni l " Évangile ni l " Apocalypse; mais, réciproquement, sans de tels adhérents, l " Évangile, l " Apocalypse, les épîtres de Paul fussent restés les écrits secrets d " une secte fermée, qui, comme les esséniens ou les thérapeutes, eut finalement disparu» (который не против веселья, таланта, радостного вкуса к жизни, поиска изящества стиля. Как он далек от евионита или даже от иудея из Галилеи! Октавий – это Цицерон или, скорее, Фронтон, ставший христианином. Он любит природу, ему нравится беседовать с образованными людьми. Такие люди не создают ни евангелий, ни апокалипсисов, но в то же время без таких приверженцев Евангелие, Апокалипсис, послания Павла остались бы тайными письменами закрытой секты, которая, подобно ессеям и терапевтам, со временем распалась бы). Кюн также представляет Минуция скорее как философа, чем как христианина, и, похоже, объясняет его молчание о некоторых христианских учениях незнанием. Но ни один образованный христианин не мог не знать о Христе и Его деяниях, а также о пророках и апостолах, произведения которых регулярно читали на публичных богослужениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

филос. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2015. Кривушин 1998 – Кривушин И. В. Ранневизантийская церковная историография. СПб.: Алетейя, 1998. Марей 2014 – Марей Е. С. Энциклопедист, богослов, юрист: Исидор Севильский и его представление о праве и правосудии. М.: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014. Покровский 1998 – Покровский И. А. История римского права. СПб.: Летний сад, 1998. Уколова 2010 – Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья: Конец V – середина VII века. 2-е изд. М.: Издательство ЛКИ, 2010. Шкаренков 2009 – Шкаренков П. П. Латинская риторическая традиция на рубеже античности и средневековья: проблемы источниковедческого изучения//Вестник РГГУ. Сер. Исторические науки. Историография, источниковедение, методы исторических исследований. 2009. 4 (9). С. 146–161. Штаерман 1981 – Штаерман Е. М. «Сентенции» Публилия Сира и «Моральные дистихи» Дионисия Катона//Вестник древней истории. 1981. 4. С. 219–227. Aurell, de la Borbolla 2004 – La imagen del obispo hispano en la Edad Media/Ed. por M. Aurell, Á. C. de la Borbolla. Pamplona: EUNSA, 2004. Aurov 2006 – Aurov O. Artifex Legum: el ideal del rey-legislador en la España visigoda de mediados del siglo VII (RI §405546)//e-Legal History Review. No. 6. 2006. URL: Baraz 1998 – Baraz D. Seneca, ethics, and the body: The treatment of cruelty in medieval thought//Journal of the History of Ideas. Vol. 59. No. 2. 1998. P. 195–215. Baraz 2008 – Baraz Y. From vice to virtue: the denigration and rehabilitation of superbia in Ancient Rome//KAKOS, badness and anti-value in classical antiquity/Ed. by I. Sluiter, R. M. Rosen. Leiden: Brill, 2008. P. 380–383. Béranger 1975 – Béranger J. Tyrannus. Notes sur la notion de tyrannie chez les Romains, particulièrement à l’époque de César et de Cicéron//Béranger J. Principatus. Études de notions et d’histoire politiques dans l’Antiquité gréco-romaine. Genève: Librairie Droz, 1975. P. 51–60. Berger 1953 – Berger A. Encyclopedic dictionary of Roman law. Philadelphia: American Philosophical Society, 1953.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

 См., в частности, работы: Barion J. Plotin und Augustinus: Untersuchungen zum Gottesproblem. Berlin, 1935; Dahl A. Augustinus und Plotin: Philosophische Untersuchung zum Trinitätsproblem und der Nuslehre. Lund, 1945. 467  См.: Drewniok P. De Augustini contra Academicos libris III. Breslau, 1913; специально полемике Августина со скептиками посвящена статья: Гаджикурбанов А. А. Августин и академический скептицизм. - Из истории западноевропейской культуры. М.: Изд. МГУ, 1979, с. 53-67. 468 См.: Бычков В. В. Византийская эстетика, с. 14-64. 469  Как убедительно показал А. Ф. Лосев, вся греческая философия теснейшим образом связана с эстетикой и без последней не может быть понята (см.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, т. 1, с. 84 и далее). 470  Один из русских исследователей творчества Августина писал: «Вся философия Бл. Августина носит на себе печать эстетического направления его духа. На мир, на все явления природы и истории он смотрит преимущественно с точки зрения красоты» (Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина, т. I, ч. 1, с. 22). О платоновских и неоплатонических корнях августиновской притчи о филокалии и философии см.: Svoboda К. Op. cit., p. 17-19. 471  Ср.: Svoboda К. Op. cit., p. 185. 472  Ср.: Gercken J. Inhalt und Aufgabe der Philosophie in den Jugendschriften Augustins. Münster, 1939. 473  О влиянии на мировоззрение Августина античных традиций см., в частности: Edlhofer R. Die Erkenntnislehre des Aurelius Augustinus und ihr wesentlicher Zusammenhang mit der Lehre Platos. Wien, 1938; Leder H. Untersuchung über Augustins Erkenntnistheorie in ihren Beziehungen zur antiken Skepsis, zu Plotin und Descartes. Marburg, 1901; Testard M. Saint Augustin et Cicéron. Paris, 1958, vol. 1-2; Hagendahl H. Augustine and the Latin Classics. Göteborg, 1967, vol. 1-2. 474  См.: Hessen J. Die Begründung der Erkenntnis nach dem heiligen Augustins. Münster in. W., 1916, S. 23-26. 475 См.: Schöpf A. Wahrheit und Wissen: Die Begründung der Erkenntnis bei Augustin. München, 1965, S. 47-48. О единстве веры и знания у Августина см.: Thonnard F. J, La Philosophie et sa méthode rationelle en augustinisme. - Revue des éitudes augustiniennes. Paris, 1960, vol. VI/4. p. 27; Майоров Г. Г. Указ. соч., с, 224-229. 476

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

1948. N 1. P. 218-239; L " être et l " essence. P., 1948 (рус. пер.: Бытие и сущность/Пер. с франц.: Г. В. Вдовина//Избранное: Христ. философия. М., 2004. С. 321-582); L " existence de Dieu selon Duns Scot//Mediaeval Studies. 1949. Vol. 11. P. 23-61; Les métamorphoses de la cité de Dieu. Louvain, 1952; Jean Duns Scot: Introd. à ses positions fondamentales. P., 1952; Eloquence et sagesse selon Cicéron//Phoenix. 1953. Vol. 7. P. 1-19; Boèce de Dacie et la double vérité//AHDLMA. 1955. T. 22. P. 81-99; Painting and Reality. N. Y., 1957 (франц. пер.: Peinture et Réalité. P., 1958; рус. пер. с франц.: Живопись и реальность. М., 2004); La possibilité philosophique de la philosophie chrétienne//RSR. 1958. T. 32. P. 168-196; God and Philosophy. New Hawen, 1960 (рус. пер.: Бог и философия/Пер. с англ.: А. П. Шурбелев//Избранное: Христ. философия. М., 2004. С. 583-654); Le philosophe et la théologie. P., 1960 (рус. пер.: Философ и теология. М., 1995); Introduction à la philosophie chrétienne. P., 1960; Autour de Pomponazzi: Problématique de l " immortalité de l " âme en Italie au début du XVIe siècle//AHDLMA. 1961. T. 28. P. 163-279; Trois leçons sur le problème de l " existence de Dieu//Divinitas. 1961. Vol. 5. P. 23-87; Introduction au arts du beau. P., 1963; Matières et formes: Poétiques particulières des arts majeurs. P., 1964; Sur la problématique thomiste de la vision béatifique//AHDLMA. 1964. T. 31. P. 67-88; The Spirit of Thomism. N. Y., 1964; Trois leçons sur le thomisme et sa situation présente//Seminarium. 1965. Vol. 17. P. 682-737; Les arts ou les lettres. P., 1966; Saint Thomas et nous. Montreal, 1966; La société de masse et sa culture. P., 1967; Hommage public à Henri Bergson. P., 1967; Avicenne en occident au moyen âge//AHDLMA. 1969. T. 36. P. 89-121; Linguistique et philosophie: Essai sur les constantes phil. du langage. P., 1969; Éléments d " une métaphysique thomiste de l " être//AHDLMA. 1973. T. 40. P. 7-36; Dante et Béatrice: Études dantesques. P., 1974; Lettres de M.

http://pravenc.ru/text/182305.html

У Иннокентия встречаются многочисленные анафоры и антистрофы. В слове на Крещение каждый период кончается текстом: «сей есть Сын мой возлюбленный!» и каждый раз текст звучит по-новому 1165 . В проповеди на Рождество девять раз в разных контекстах повторяется «славьте», индивидуализируемое различными обращениями, завершаясь возгласом «Да славит и величает Его вся тварь» и вновь преображаясь и превращаясь 1166 . Нельзя не упомянуть здесь и повторения слов Христовых «Потерпи Мене!» в проповеди на второй день Пасхи. На протяжении всей проповеди семь раз повторяются они с все бльшей настойчивостью и в все новых контекстах 1167 . Вообще анафоры и антистрофы Иннокентия часто седмеричны 1168 , порою превращаясь в своего рода рефрены 1169 . Быть может здесь отчасти сказалось влияние Массильона, о котором еще Лагарп писал: «Massillon ne retoume pas sa pensée avec une recherche pénible, comme Sénèque; il la développe, comme Cicéron, sous toutes les faces, de manière à en multiplier des effets: c’est la lumière d’un diamant dont le mouvement multiplie les rayons» [«Массильон излагает свою мысль не как Сенека, требующий усилий к пониманию его, а разрабатывает ее как Цицерон со всех сторон так, чтобы увеличить воздействие его мысли подобно тому, как вращение бриллианта умножает испускаемые им лучи».] 1170 . Как известно, в бытность свою студентом Иннокентий с особенной любовью занимался изучением Массильона 1171 . «Из новейших проповедников наш незабвенный Архипастырь предпочитал всем Массильона», – свидетельствует И. И. Давыдов 1172 . Проповеди Иннокентия – импровизации, вариации на заданную тему. Общий план их зачастую дается риторическими правилами диспозиции и оригинальность их в деталях разработки. Анафоры разнообразятся синонимическими союзами: «молились, потому что... молились, ибо... молились, поскольку...» 1173 Иногда они усложняются до круга. Таким κκλος’οм в сущности является следующий отрывок: «Молитва предшествовала сошествию Святого Духа, в молитве сошел Он, молитву и привел с Собою. Как же после сего свята и сильна молитва!» 1174

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

103 Orat., 42. О Татиане см.: Elze M. Tatian und seine Theologie. Göttingen, 1960 (там же библиография). 105 Irénée. Adv. haer., IV, 30, 3. См., что писали по этому поводу языческие авторы – современники рассматриваемых событий: Pline. Hist, nat., 14, 2; Epictète. Dissert., III, 13, 9; Aristide de Smyrne. Eis Basileia, éd. Gebb, p. 66; Tertullien. De anima, 30. Галикарнасскую надпись см.: Gausse A. Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 28. 109 О римских дорогах см.: Forbes R. J. Notes of the History of Ancient roads. Amsterdam, 1934; Chapot V. Via//Dictionnaire des Antiquités, V, pp. 777–817. 118 Saussure de H. De la marine antique à la marine moderne//Revue archéologique, 10, 1937, p. 9. 120 По этому вопросу см.: Saussure de H. De la marine antique à la marine moderne//Revue archéologique, 10, 1937, p. 95. 131 Cicéron. Pro Milone, 10, 28; 20, 54. См. также: Saglio E. Rheda//Dictionnaire des Antiquités, IV, p. 862. 137 CIG, 6233 5774; Strabon. Géographie IV, I, 5; Phüostrate. Vita Apoll., VIII, 15; Quintillien. Declam., 333. 139 Так поступил во II в. некий египтянин, совершивший путешествие к истокам Нила. Его письмо хранится в Британском музее: Greek Papyri in the British Museum, III, London, 1907, p. 206, n. 854. 149 По этому вопросу см.: Kleberg T. Hôtels, restaurants et cabarets dans l " Antiquité romaine. Upsala, 1957. 172 См., в частности, относящиеся к рассматриваемой эпохе: Hermas. Similitude, 9, 27; Préc., 8, 10; Ps. Clem. Нот., 9. 190 См., например: Cumont F. Les Religions orientales dans le paganisme romain. Paris, 1929, pp. 96–101. 194 Тессера, хранящаяся в музее во Вьенне, несет на себе имена двух странников, а другая, найденная в Трасакко, в Италии, снабжена двумя именами, соединенными словом «hospes » («странник»). См. репродукцию в: Lécrivain Ch. Hospitium//Dictionnaire des Antiquités, III, 298. 204 См.: Leclercq H. Ostrakon; Papyrus//DACL, XIII, 70–112; 1370–1520 (библиография); Deissmann A. Licht vom Osten. Tübingen, 1923, S. 116–213; Schneider J. Brief//RAC, II, pp. 564–585 (библиография до 1954 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/povs...

Confessiones IV, 2, PL 32, 693). Neutrum enim nostrum, si quod est conjugate decus in officio regendi matrimonii et suscipiendorum liberorum, ducebat, nisi tenuiter. Magna autem ex parte atque vehementer consuetudo satiandae insatiabilis concupiscentiae me captum excruciabat illum autem admiratio capiendum trahebat [... Никого из нас не вдохновляла супружеская честь и добродетель в благоустройстве брака и воспитании детей, разве что совсем чуть-чуть. Меня держала в мучительном плену главным образом привычка к насыщению ненасытимой похоти, а его влекло в плен чувство удивления] (Ibid. VI, 22, PL 32, 730). 249 Zeller Ε. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwicklung. 3 Aufl. Leipzig, 1879. Tl. 2. Abt. 2. S. 63; Tl. 3. Abt. 1. S. 651; Diels H. Zu Aristoteles " s Protreptikos und Cicero " s Hortensius//Archiv für Geschichte der Philosophie I (1888). S. 477. 250 Bardenhewer O. Patrologie 3 Aufl. Freiburg im Breisgau, 1910. S. 541–544; Müller G.Α. Die Trostschrift des Boehius. Beitrag zu einer literarhistorischen Quellenuntersuchung. Berlin, 1912. S. 9–11. 253 Cicero, Marcus Tullius. Oeuvres complètes de Cicéron: avec la traduction en français/Publiées sous la direction de M. Nisard. Paris: J.J. Dubochet, 1840–1841. T. 4. P. 62–63 255 Содержание «Гортензия» см.: Plasberg O. De Μ. Tullii Ciceronis Hortensio dialogo. Lipsiae, 1892. 256 Augustinus Hipponensis. Confessiones III, 7, PL 32, 685. Рус. пер. Ч. 1. С 50. Prorsus mihi unus Ciceronis liber facillime persuasit, nullo modo appetendas esse divitias, sed si provenerint, sapientissime atque cautissime administrandas [Легче всего только одна книга Цицерона совершенно убедила меня в том, что никоим образом не стоит стремиться к богатству, а если оно придет, то управлять им самым мудрым и осторожным способом] (Idem. Soliloquia I, 17, PL 32, 878). 257 Сам блж. Августин характеризует задачу, которую поставили для себя он и его друзья, как искание блаженной жизни: Augustinus Hipponensis. Confessiones VI, 17, 19, PL 32, 728, 729.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

  001     002