Igitur hunc Methodium venerabilem archiepiscopum vestrum interrogavimus, coram positis fratribus nostris episcopis, si orthodoxae fidei symbolum ita crederet, et inter sacra missarum sollempnia caneret, sicuti sanctam romanam ecclesiam tenere, et in sanctis 573 universalibus synodis a sanctis patribus secundum evangelicam Christi Dei nostri auctoritatem promulgatum atque traditum constat. Ille autem professus est, se , juxta evangelicam et apostolicam doctrinam, sicuti sancta romana ecclesia docet, et a patribus traditum est, tenere et psallere. Nos autem illum in omnibus ecclessiasticis doctrinis et utilitatibus 574 orthodoxum et proficuum esse reperientes, vobis iterum ad regendam commissam sibi ecclessiam dei remisimus; quem veluti pastorem proprium ut digno honore, et 575 reverentia, laetaque mente recipiatis, jubemus: quia nostrae apostolicae auctoritatis praecepto ejus 576 archiepiscopatus ei privilegium confirmavimus, et in perpetuum, Deo juvante, firmum manere statuimus sicuti antecessorum nostrorum auctoritate omnium ecclesiarum dei jura, et privilegia statuta, et firmata consistunt, ita sane, ut juxta canonicam traditionem omnium negotiorum ecclesiasticorum curam habeat ipse, et ea, velut Deo contemplante, dispenset. Nam populus Domini illi commissus est, et pro animabus eorum hic redditurus erit rationem. Ipsum quoque presbiterum, nomine Vichinum, quem nobis direxisti, electum episcopum consecravimus sanctae ecclesiae Nitriensis 577 quem suo archiepiscopo in omnibus obedientem, sicuti sancti canones docent, esse jubemus, et volumus, ut pariter cum ipsius archiepiscopi consensu et providentia et 578 alterum nobis apto tempore utilem presbiterum vel diaconum dirigas; quem similiter in alia ecclesia, in qua episcopalem cathedram 579 noveris esse necessariam, ordinemus episcopum: ut cum his duobus a nobis ordinatis episcopis praefatus archiepiscopus vester juxta decretum apostolicum per alia loca, in quibus episcopi honorifice debent, et possunt existere, postmodum valeat ordinare.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Indulgentia est rernissio poenae temporalis post deletam culparn Deo solvendae ab ecclesia extra sacra-mentum paenitentiae ex thesauro satisfactionum Christi et sanctorum auctoritate ex justa causa concessa. Итак, индульгенция не есть отпущение грехов, но только – временного наказания. Но в булле «Inter cunctas» Мартина V говорится, что... «папа всем христианам, истинно сокрушающимся и исповедавшимся, может по благочестивой и справедливой вине (основанию) даровать индульгенции in remissionem peccatorum». Здесь, однако, разрешаются индульгенции постольку, поскольку они морально составляют единое целое вместе с исповедью. Кроме того, словами «даруем индульгенцию во отпущение всех грехов» может обозначаться и власть разрешать от грехов оставшихся (reservatis – не отпущенных по забывчивости и т. п.), каковая власть иногда бывает придаваема индульгенциям (cum quibusdam indulgentiis clari solet)... Под временными наказаниями... особенно разумеются наказания Чистилища. Ибо наказания в сей жизни... по разным причинам могут быть Богом или совершенно отпущены (decreta) или, наоборот, совсем не прощаются... Смысл таков: например, если кому-либо наложено удовлетворение (satisfactio) на 100 дней, а он купит (приобретёт – lucrabatur) индульгенцию на 40 дней, то ему останется совершать удовлетворение уже лишь в течение 60 дней... Если же даруется полная индульгенция без прибавления (indulgentia plenaria sine addito), то разумеется оставление всех наказаний Чистилища. Подобным образом может быть уступлена индульгенция на 40 или на 100 дней от наказаний в Чистилище. Индульгенции даруют и за живых, и за умерших... Чтобы приобрести полную индульгенцию должно быть чистым даже от всех простительных (не смертных) грехов. (Compendium Theologiae Dogmaticae, Christia-nusPesch; т. 4,212–215) Далее идёт речь о «сокровищнице» сверхдолжных заслуг Христа, Девы Марии, Иоанна Крестителя, мучеников, святых, и т. д. Обычно. «Конечно, каждый верующий может достигнуть (получить) этого» и своими собственными добрыми делами и молитвами; «но это не препятствует» церковной власти даровать заслуги и публично, (ib. 216)

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В НЗ тема А. находит свое продолжение. Ап. Павел в Рим 13. 1-7 поднимает вопрос о послушании земным властям: существующая в мире власть происходит от Бога, следов., каждый христианин должен ей подчиняться в согласии со своей совестью (ср.: 1 Петр 2. 13-17). Христиане должны молиться о земных властях (1 Тим 2. 1-5). Однако любые авторитетные действия в общине должны ориентироваться на пример Господа Иисуса (Мк 10. 43-45; Ин 13. 13-15). Э. Н. П. В Вульгате блж. Иеронима термин «А.» не встречается, греч. же ρχηγς (служащий причиной, началом) трижды переведен как auctor (Деян 3. 15; Евр 2. 10; 12. 2); однако в аналогичном случае (Деян 5. 31) употребляется слово «princeps» (первый, главный). В лат. патристике впервые Тертуллиан , юрист по образованию, применил термин «А.» в связи с рим. представлениями о преемственности (традиции) во владении (actio auctoritatis): апостолы как auctores истинно передали народам воспринятое от Христа учение и, т. о., апостольское преемство епископов есть гарантия истинности веры (De praescriptione haereticorum. 6. 3; 30. 13-14; 32. 1). В отличие от свт. Киприана Карфагенского, для к-рого епископы по своему А. равны, папы IV-V вв. отстаивали со ссылкой на преемство от «князя апостолов», св. Петра, собственное верховенство в Церкви (apostolica auctoritas), трактовавшееся по аналогии с имп. А., превосходящим всякую власть (см. Папство ). В церковном словоупотреблении понятия auctoritas и potestas сделались почти синонимами, хотя potestas как юридически более четкий термин порой обозначал конкретные властные прерогативы епископа, основанные на его А., как, напр., у свт. Киприана Карфагенского (Ep. 3. 1; 59. 18; 72. 1; 73. 2). Наряду с экклезиологическим смыслом понятие А. приобрело также теологическое содержание, прежде всего в трудах блж. Августина . Уже появление в лат. патристике словосочетаний «Божественный А.» (auctoritas divina), «А. Бога» (auctoritas Dei), «А. Христа» (auctoritas Christi), «А. Свящ. Писания» (auctoritas Scripturae Sacrae) свидетельствовало о том, что описание верховенства Бога и богодухновенного Писания опиралось на рим. представления о полноте имп. власти. Блж. Августин указывал на потребность человека в А. в процессе познания, т. е. в добровольном принятии на веру множества утверждений, что является условием самостоятельного познания в дальнейшем (коммуникативность познания). Прежде всего Божественный А., проявляющий себя в А. Свящ. Писания и А. Церкви, позволяет человеку достичь истинного знания, поскольку слабость человеческой природы и разума требует постоянного благодатного воздействия Бога. Вера в Божественный А. не противопоставляется разуму: просветляя его, она расчищает путь к истинному познанию и ведет к спасению. Одновременно подчинение А. есть акт смирения, преодоления себялюбия и гордыни во имя любви к Богу (De ordine. 2. 26; De quantitate animae. VII 12; De vera religione. 1. 1). В древнерим. правовой и политической практике

http://pravenc.ru/text/81016.html

При отсутствии положительных свидетельств в пользу иконопочитания в древней христианской церкви, по словам Буддея, есть твердые доказательства противоположной истины. Таково 36 правило испанского Елиберитского (Eliberitani) собора (в 305 г.), которое гласит: placuit, picturas in ecclesiis esse non debere, ne quod colitur aut adoratur, in parietibus depingatur 575 . Канон этот представляет яснейшее доказательство того, что отцы собора почитание икон считали делом запрещенным. Правда, защитники иконопочитания, с целию отвратить от себя удар, наносимый указанным определением испанского собора, придумывают различные о нем мнения и толкования, именно: считают это правило или подложным, или обязательным только для частных церквей, относят не вообще к иконам, а только к стенной живописи и к изображениям Бога и Св. Троицы, а некоторые даже делают упрек отцам собора за ложное определение. Но все эти старания внести свой предвзятый смысл в определение Елиберитского собора, или ослабить его авторитет и достоинство, по мнению Буддея, не имеют успеха: указанный канон сохраняет всю свою силу против иконопочитания 576 . В доказательство своей мысли, что будто бы древняя христианская церковь держалась иконоборческих взглядов, Буддей указывает на письмо Епифания Кипрского к Иоанну, епископу Иерусалимскому, в котором, между прочим, говорится: contra auctoritatem Scripturarum esse hominis in ecclesia Christi pendere imaginem. Такой взгляд на иконы Епифаний подтвердил самим делом, когда разорвал висевшую в одной церкви завесу с изображением какого-то святого человека и приказал завернуть в эту завесу труп мертвого 577 . Даже от VI в., когда почитание святых изображений входит в большее и большее распространение между христианами, сохранилось письмо римского епископа Григория Великого к Серену, епископу марсельскому (Massiliensis), в котором римский святитель высказывает взгляд на иконы, совершенно согласный с протестантским, именно: Григорий Великий допускает историческое употребление икон (ad usum historicum), ради их религиозно-воспитательного значени (ad instruendas solummodo mentes fuit nescientium collocatum), но совершенно отрицает какое-либо почитание икон, как произведений рук человеческих (Zelum vos, ne quid manufactum adorari posset, habuisse laudavinus… adorari vero imagines, modis omnibus veta) 578 . Наконец, определение VII вселенского собора, по словам Буддея, не было принято едногласно всеми, как свидетельствуют об этом противоположное определение об иконопочитании франкфуртского собора (794 г.), бывшего при императоре Карле Великом, и книги самого императора Карла против иконопочитания 579 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Но пока ещё выпишу о том же из других источников. Объяснение индульгенций детям    «Это вот что такое: папа или епископ говорит нам: повторите такую-то или иную молитву... или сделайте паломничество... Если вы это исполните хорошо, то я дам вам часть заслуг святых, и после вашей смерти Бог будет весьма снисходителен (indulgent) к вам: ради этой молитвы или паломничества, Он вам даст освобождение (dispensera) от части наказаний в Чистилище. Это и называется приобрести (купить) индульгенцию (gagner les in-ces).»    Но что же это за «заслуги святых», [которые] продаются нам. Вот что: многие святые делали продолжительные молитвы и продолжительное покаяние, не будучи к тому вынужденными (sans у etre forces, car ils ne commettaient presque pas de peches. Dieu a conserve la plus grande partie de ces prieres et de ces penitences, que les saints n " ont point usees et II en donne un peu a ceux qui veulent gagner des indulgences. Les merites des saints, ce sont donc leurs prieres et leurs penitences. (забылся и не перевёл: смысл понятен.)    Отсюда проистекает, как мы должны любить святых: они трудились, молились и страдали за нас, и они же помогают нам совершать покаяние в наших грехах. Это и, разумеется, в словах: «верую в общение (communication) святых.» (Premiers notions, — Bouvet, Р.,1913, р. 120).    Итак, отпускаются наказания в будущем Чистилище, а не здесь на земле. Почему же о последнем не сказано детям? Богословие об индульгенциях    Вопрос об индульгенциях помещается в главе о таинстве покаяния, в качестве «прибавления» (appendix).    Quid est indulgentia?    Так как после отпущения грехов, часто остаются временные наказания, установленные Богом, то Церковь учит, что ей принадлежит власть отпускать эти наказания помимо таинства покаяния (extra s. р.) через дарование (commissionem) индульгенции.    Indulgentia est rernissio poenae temporalis post deletam culparn Deo solvendae ab ecclesia extra sacra-mentum paenitentiae ex thesauro satisfactionum Christi et sanctorum auctoritate ex justa causa concessa.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4091...

237 Греки постоянно обличали и Армян в том, что они при совершении Евхаристии употребляют опресноки. По разысканиям Наталиса Александра, в Арменскую Церковь такой обычай введён около VI вселенского Собора. Патриарх Армянский Иоанн тогда уже заставил Армян вместо квасного хлеба употреблять опресноки, когда они уклонились в Евтихианскую ересь. Clemens Galens, Libr. 1. с. XXVII. Natalis Alexandri Historia Ecclesiastica. Venetiis, 1761, T. VII. pag. 422. 238 1Кор. 11, 23–25 Более подробное изложение сего предмета, см. в книжице: «Краткие извлечения из писем к новокрещённым Евреям о правоте Церкви православной по отношению к употреблению ею квасного хлеба в таинстве Причащения, a не опресноков. Киев 1850.» 239 Ludov. Ant. Muratorii Liturgia Rom. vetus;... aceedunt Missale Gotticum. Venetiis. 1748 a. Dissert, præliminaris de rebus Liturgie. Cap. III. XVI. 242 Gelasius apud Gratianoin de concracr. distinct. II. Cap. 12. Leo serm. IV de quadrages. Maxima Bibliotheca Patrum. T. VII. pag. 1015. Cum (Manichei) ad tegendum infidelitatem suam nostris audeant interesse mysteriis, ita in sacramentorum communione se temperant, ut interdum tutius lateant: ore indigno corpus Christi accipiunt, sangvinem vero redemptionis nostræ haurire omnino declinant. Quod ideo vestram volumus sanctitatem, ut vobis bujus modi homines et his manifestentur indiciis, et quorum deprehensa fucrit sacrilega simulatio, notati et prohibiti a sanctorum societate, sacerdotati auctoritate pellautur. Ibidem, pag. 38. 247 Roczne Naboestwo wedug . Rzymskiego Katolick. Kocioa, Berlin, 1846 г. Cz IV, str. 241. 248 Apologia I. Operum S. Athanasii Tom I. pag. 303. Paris. 1698 ап. Христ. Чтение на 1844 г. Часть И, стр. 48. 49. 249 Что при рукоположении Священников в Римской Церкви употребляется так называемый елей оглашенных, очевидно из молитвы, коею Епископ освящает тот елей в великий четверток Она в Архиерейском Латинском [Pontificalis] служебнике читается так: «Deus incrementorum omnium et profectuum spirilualium Remuneraeemor, qui virtute S. Spiritus imbecillarum mentium rudmenta confirmas, Te oramus, Domine, ut emittere digneris tuam benedietionem super hoc oleum, et venturis ad beatæ regenerationis lavacrum tribuas per unctionem hujus creaturæ, et cet. Таким образом Латинская Церковь своих кандидатов Священства считает оглашенными!

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

Operetur igitur mors in nobis, ut operetur et uita, bona uita post mortem, hoc est bona uita post uictoriam, bona uita absoluto certamine, ut iam lex carnis legi mentis repugnare non nouerit, ut iam nobis nulla sit cum corpore mortis contentio, sed sit in corpore mortis uictoria. Atque haut scio ipse an maioris uirtutis mors ista quam uita sit. Certe apostoli moueor auctoritate dicentis: Ergo mors in nobis operatur; uita autem in uobis. Vnius mors quantorum populorum uitam aedificabat! Itaque docet et istam mortem in hac uita positis expetendam, ut mors Christi in corpore nostro eluceat, et illam beatam, qua conrumpitur exterior ut renouetur interior homo noster et terrestris domus nostra dissoluatur, ut habitaculum nobis caeleste reseretur. Imitatur igitur mortem qui se a communione carnis huius abducit atque illis uinculis soluit, de quibus dicit tibi dominus per Esaiam: Sed solue отпет conligationem iniustitiae, dissolue obligationes uiolentarum commutationum, dimitte confractos in remissionem et отпет circumscriptionem iniquam disrumpe. 10 . Imitatur ille qui se uoluptatibus exuit et a terrcnis 36 delectationibus adtollit atque adleuat et in illo caelesti habitaculo locat, in quo Paulus, cum adhuc uiueret, conuersabatur. Aliter autem non diceret: Nostra autem conuersatio in caelis est, quod pariter ad praesumptionem meriti potest meditationemque conferri. Illic enim erat eius meditatio, illic animae eius conuersatio, illic eius prudentia, quae utique intra angustias carnis huius haerere non solebat. Sapiens enim cum illud diuinum requirit, absoluit animam suam согроге et eius ablegat contubernium, cum illam ueri tractat scientiam, quam uelut nudam sibi et apertam desiderat demonstrari et ideo retibus quibusdam et nebulis huius corporis se quaerit exuere. Neque enim manibus istis aut oculis atque auribus conprehendere supernam illam possumus ueritatem, quoniam quae uidentur temporalia sunt, quae autem non uidentur aeterna. Denique saepe fallimur uisu et aliter pleraque quam sunt uidemus, fallimur etiam auditu, et ideo contemplemur non ilia quae uidentur sed quae non uidentur, si nolumus falli.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Verumtamen quia realem ex uno Deo generationem et processionem negabat, addebat τν α ντιφνην diversae naturae. Itaque quum unum tantum numero ac natura Deum praedicaret satisque constet ex sacris iiteris, Patrem, Verbum et Spiritum S. tres numero esse, consequenter Filium et Spiritum S. μοβσιος Patri esse infitiabatur eosque ex divinae naturae eonsortio impie excludebat. Quamobrem cupiens ego in hac mea confessione horum haeresiarcharum adversos scopulos tuto evitare et christianam pietatem sine fuco profiteri, sic cum Nicena Synodo in Spiritu S. congregata clara voce confiteor. «Credo in unum Deum», – non in trinomium illum Sabellii, quem jam pridem damnavit Ecclesia, nec in unum Deum trinum, tripersonatum seu ex tribus personis constitutum quem nemo ex patriarchis et prophetis, nec Christus patefecit, nec apostoli praedicarunt: sed «credo in unum Deum, Patrem omnipotentem, croatorem coeli et terrae, visibilium omnium et invisibilium». Credo, inquam, in hunc unum, verum, solum, simplicissimum et a seipso Deum, hac peculiari nota ab humanis commentis distinctum, quod est verus, proprius et naturalis pater domini nostri I. Christi, qui et eum patrem suum esse testatus est, et nobis colendum et in suo nomine invocandum proposuit. Quod si quis Christum ingeniti et interminati Dei naturalem filium neget, dicat saltem, cujus Dei erit filius, ut (juxta illud Ioannis) in eum credamus. «Haec, inquit, scripta sunt, ut credatis, quod Iesus est Christus ille, filius illius Dei, et ut credentes vitam habeatis per nomen ejus». Sed quispiam fortasse dicet, me, dum nimio studio Sabellium vito, ultro in Airii sententiam concedere ipsumque Christum cum Paracleto prorsus e divinitate excludere. Falleris, quisquis es. Nam scriptura non vocat Christi Patrem cum Arrio unum Deum ratione numeri et naturae (cum Pater, Filius et Spiritus S. tres sint numero, quorum quilibet est natura Deus); sed intelligit, Patrem esse unum praerogativa Deum ratione originis, auctoritatis α της αυτβσας.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Цит. соч. С.311-315. Он же устанавливает и более или менее древний вид толкования Германа, издавая отрывок из латинского перевода Анастасия Библиотекаря и славянский и греческие тексты, где сохранилась древняя редакция этого толкования (VII-X вв.). Там же. С.321-325. Мы не компетентны судить о том, насколько мнение проф. Красносельцева о сочинении, известном с именем патр. Софрония, соответствует действительности и все ли сделано для разрешения вопроса о первоначальном виде толкования на литургию патр. Германа. (Ср.: Отзыв проф. И.Д. Андреева. Герман и Тарасий, патриархи Константинопольские. Сергиев Посад, 1907. С.49-50.) Но должно заметить, что толкование Софрония не дает нам никакого материала для истории плащаницы. Толкование патриарха Германа, имевшее несколько последовательных редакций, есть как бы общецерковное литургическое достояние и потому весьма важно. При написании же истории плащаницы мы всегда будем иметь в виду более древние тексты - славянский и греческий, изданные проф. Красносельцевым. 7. Lib.1, epist.123. Творения святого Исидора Пелусиота. Ч.1. М., 1859. Творения св. отцов в русском переводе. Изд. при Московской духовной академии. Т.34. С.83-84. Греческий текст у Дюканжа под словом . Glossarium graecitatis. Col.39. 8. Прот. К. Никольский. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872. С.166. 9. Говоря это, разумеем письмо Епифания Кипрского к Иоанну, епископу Иерусалимскому. Inveni, пишет Епифаний, ibi velum pendens in foribus ejusdem ecclesiae tinctum atque depictum et habens imaginem quasi Christi, vel sancti cujusdam... Cum egro vidissem, et detestatus essem in ecclesia Christi contra auctoritatem Scripturarum hominis pendere imaginem, scidi illud, et magis dedi consilium custodibus ejusdem loci, ut pauperem mortuum eo obvolverent. PG. T.43. Col.390. 10. Ε от глагола ε (ε), также ε, аттич. ε (корень ε ср.: лат. volvere) Глагол ε значит " сгибать " , " обертывать " ; ε филологически, следовательно значит " обертка " , " сверток " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/229/...

Eine Darstellung seines Lebens und seiner Lehre” Bonn. 1841–1846. 2. Bde. 8 . 7  Ср. у Sieffert’a Theod. Mops. Vet. Testam. sobrie interpretandi vindex. Dissertat. 1827; p. 14: „Multi... allegoricum studium propterea potissimum tenentes, quod in controversiis theologicis omnes sententias Scripturae 5. auctoritate munire potuerunt”; pag. 40: „Duplici vitio laborarunt interpretes Scripturae 5 altenallegoricum iuterpretandi genus professi sunt, alteri literalem sensum solum tenucrunt”. 11  Socrates. Hist. eccl. VI, 3. Ср. A. Neander. Der heilige Joh. Chrysostomus und die Kirche, besonders des Orients, in dessen Leitaller. Berlin. Aufl. III 1858; Band I, 29. 12  Cp. Fr. Böhringer. Die Kirche Christi und ihre Lügen oder die Kirchengeschichte in Biographien. B. I, Abth 4; 5. 142. Zürich. 1846. 19  Hom. in cap. II, Senest, XV, 1, XVI, 3 (M. LIII, 119, 121, 129), interpretat. in Isaiam prophetam: cap. 1 (M. LXI, 13). 196  Выяснению этих причин Златоуст посвятил особый трактат под заглавием: ,, πδειξις το χρησμως τς περ Χριςτο κα θ νν κα τς κπτ σεως ουδαιων προφητεας σπφες ε ναι”; см. М. LVI, 168–175. 268  Ср. in psalm. VIII (LV, 106, 116); IX, 3 (LV, 125); X, 1 (М. LV, 140); XI, 2 (LV, 145); XLIII, 6 (LV, 177); CXXXI, 3 (LV, 382); CXXXV, l (LV, 400); CXXXVII, 1 (M. LV, 408–409) и др. 433  См. его dialog, cum Tryph 260; такое мнение высказывал и один африканский собор: ReJiquae Sacrae. Routh. Edit. Oxon. 1846 III; pag. 100. 443  In Matth. XV, 9 (M. LVII, 236); in Isa. LVIII, 8–10 (M. LVI, 429); fragm. inProverb. cap. I, 3. 6 (M. LXIII, 660–661). 488  In Genes. II, 2 (LIII, 27); cap. I; hom. III, 34; cap. I (M. LIII, 33); hom. IV, 2; cap. I (M. LIII, 41); hom. III, 34; cap. I (M. LIII, 34); ср. in Act. apost. XII, 1 (M. LX, 99 и др.). 587  Adver. iud. II, 2 (XLVIII, 860); cont. anom. X, 5 (XLVIII, 710); in Ioann. XXVI, 1 (M. LIX, 153). 655  Ср. например, цитаты из послания ап. Иакова 5:14–15 в sacerd. III, 6 (М. XLVIII, 644); из послания ап. Петра (4:8); in Act apost.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010