Пребывание И. в Москве в 1588-1589 гг. засвидетельствовано еще в неск. источниках. К ним относится запись митр. Арсения Элассонского в греч. Триоди митр. Фотия (ГИМ. Син. греч. 462), а также пометы самого И. в рукописи, позднее вошедшей в состав сборника из б-ки Иерусалимского Патриархата (Hieros. Patr. 111). В 1588 г. он переписал часть рукописи: «В лето 7097-е (1588), сентября 17-го, во вторник. Митрополит Иерофей, в Москве». Покидая Москву в мае 1589 г., он увез рукопись с собой и, остановившись в Валахии, уже в 1591 г. дополнил ее текстами Иосифа Вриенния и др. сочинений. На л. 396 об. он записал: «Иерофей митрополит Монемвасии, в лето 7099-е (1591), июня 10-го, в Валахии, на пути из России». Из Валахии в К-поль И. не вернулся и, т. о., не мог подписать синодальное постановление 1590 г. об учреждении Патриаршества в России. Подпись на синодальной грамоте сделана не его рукой, что подтверждается и палеографическим анализом. Офиц. посланником вост. Церквей в России с актом об утверждении Московского Патриаршества стал митр. Дионисий Тырновский. По-видимому, в 1590 г. И. был вынужден оставить Монемвасийскую кафедру, к-рую в 1592 г. занимал уже его преемник Геннадий. Т. о., с нач. 90-х гг. XVI в. И. не участвовал в делах вселенской Патриархии. Синодальный акт 1593 г., подтверждающий статус Русской Патриаршей кафедры, подписал Монемвасийский митр. Лаврентий. Возможно, И. оставался в Дунайских княжествах, откуда и приехал вторично в Москву в сер. 90-х гг. XVI в. Здесь он переписал ок. 250 листов сборника сочинений блж. Августина для иерусалимского иером. Дамаскина (CPolit. Bibl. Patr. 147, кон. XVI в.), оставив собственноручную запись: «В лето 7105-е (1596), индикт 10-го, сентября 11-го. В Москве. Иерофей Монемвасийский кир Дамаскину иеромонаху святого града Иерусалима». Это единственное свидетельство о 2-м пребывании И. в России. Рус. источники того времени, к-рые могли бы дополнить краткую информацию рукописных помет И., утрачены. Рукопись 1588 г. (ныне хранящаяся в Иерусалиме), с к-рой И. вернулся в Россию, была оставлена им Арсению Элассонскому для последующей отправки в К-поль в качестве вклада на помин души. Поручение И. косвенно подтверждает тот факт, что контакты бывш. Монемвасийского митрополита с К-полем прервались. В 1603 г., после кончины И., рукопись была отослана Арсением Элассонским в К-польскую Патриархию.

http://pravenc.ru/text/293758.html

С 1763 г. сочинения П. П. появляются в рукописях. В 1764 г. он уже являлся 2-м доместиком (помощником левого псалта, т. е. Даниила , впосл. протопсалта) и, согласно рукописи CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 5, назывался «экзархом» мон-ря св. Иоанна Предтечи в дер. Трипи (Лакония), что давало ему соответствующие права и позволяло увеличить доходы. С должности 2-го доместика П. П. был повышен вопреки установленному порядку до должности лампадария (1770-1778), очевидно, по той причине, что пользовался благосклонностью К-польского патриарха Самуила I Ханджери (1763-1768, 1773-1775) и репутацией, к-рую он уже приобрел при османском дворе, вызвав негодование как буд. протопсалта Иакова, к-рый должен был стать лампадарием, так и протопсалта Даниила. П. П. также был значимой фигурой и в светской муз. жизни К-поля XVIII в., поскольку обладал выдающимися муз. восприятием и талантами. Играл на тамбуре и плагиавлосе (разновидность нея), а также имел прекрасный голос, за что протопсалт Иаков называл его «сладкоголосым соловьем» и «поющей цикадой». При султанах Абдул-Хамиде I (1774-1789) и Селиме III (1789-1807) П. П., по-видимому, играл важную роль в муз. жизни двора и в среде дервишей К-поля, к-рые провозгласили его начальником и называли «великим» (kebir) и «вором» (hisriz), т. к. он «крал» (т. е. записывал) мелодии с помощью нотации. Новейшие исследования показали, что П. П.- одно лицо с Петракисом, или Tiryaki в тур. источниках, где ему приписывается не менее 10 произведений. Имя Петракис Великий (Petraki i kebir) без уточнения времени жизни присутствует и в собрании Hakki Bey и Hambarsun (Petraki Lampadarikes, согласно ркп. Istanbul. Arel Univ. 210). Имя Петракис и характеристика «Великий учитель» соответствуют и греч. источникам. Ф. Зульцер писал ( Sulzer. 1781), что греки из Молдовлахии с восхищением упоминают способности «некоего Лампадария, который придумал 14 новых макамов». Музыкальное творчество Вклад П. П. в церковную музыку считается наиболее значительным по объему и качеству и составляет основу репертуара греч. церковной музыки вплоть до наст. времени. П. П. обладал исключительным чувством меры, особого «ифоса» (этоса) каждой муз. формы и мелодичности. П. П. составил 3 певч. книги: Анастасиматарий и Доксастарий , к-рые стали первыми печатными греч. певч. книгами (Бухарест, 1820), а также Ирмологий - и мн. др. песнопения для различных служб. Его медленный славник «Господи, яже во многия грехи…» считается одним из лучших произведений этого жанра во всем визант. и поствизант. певч. искусстве. П. П. приспособил мелодии Анастасиматария Хрисафа Нового (XVII в.) к церковнослав. тексту. Преподавал музыку в Патриаршем музыкальном уч-ще с 1776 г. Значителен его вклад в «экзегезис» древней стенографической нотации, т. е. ее перевод в более аналитическую форму, предваряющую нотацию Нового метода . В его автографах сохранилось много примечаний с «экзегезисами» муз. фраз, а также «экзегезис» «Большого исона» прп. Иоанна Кукузеля .

http://pravenc.ru/text/2580422.html

Св. преподобномуч. и исповедника Феодора начертанного, брата преп. Феофана. Инок обители св. Саввы. За иконопочитание терпел со своим братом раны и изгнание от Льва Армянина и Феофила, по приказанию коего на лицах их начертаны были стихи о мнимой их лести и буйстве. Скончался в Анамее Вифинской, около 840 года. Чет. Минея от Метафраста и иных. См. 11 окт. о преп. Феофане. (Surius 26 dec. Combefisii Manip. rerum CPolit. Paris.. 1664. р. 191). Мес. Вас. 28 дек. Март. Р. Канон Феофана с акростихом: «Твоя, брате, ближняя плету хвалы». Св. Феодора, архиепископа Константина града. До патриаршества синкелл и сосудохранитель Великой Церкви. Правил церковью два года и три месяца при Константине Погонате. Скончался ок. 686 года. Пролог. (Or. Chr. I. col. 232. Morcelli Kalend. CPlit. I. р. 296). Мес. В. 28 дек. 28 Свв. мучч. 20000, иже в Никомидии, в церкви сожженных, и прочих, тамо же вне церкви различно пострадавших. Когда Максимиан Геркулий приносил в Никомидии торжественное благодарение богам за победы, христиане начали расходиться, не дождавшись окончания жертвоприношения, чтоб не быть окропленными кровью идоложертвенных. Царь вознегодовал, и, когда Христиане собрались в церковь для празднования Рождества Христова, приказал сжечь их с храмом. Около того же времени (302) пострадали: пресвитер Гликерий, ответствовавший с дерзновением на угрозу Максимиана истребить имя христианское; Зинон воевода, обличивший его всенародно в суетности идолослужения; диакон Феофил, приносивший христианским узникам утешительные послания от св. Анфима, еп. Никомидийского; Дорофей, наместник Италийский, Мардоний, Мигдоний, Индис евнух, Горгоний и Петр постельничий, слуги и придворные Максимиана. Три святые девы: Агафия, настоятельница отшельниц, Домна, до крещения жрица Цереры, после крещения чтительница святых мучеников, и Феофила, и, наконец, Евфимий, усекнуты. Чет. Минея от Метафраста вкратце. Сн. Страдание священномуч. Анфима 3 сент. (Act. SS. 12 martii.). Мес. В. Март. Р. о многих тысячах мучч. 25 дек., о Мардонии и Мигдонии 23 дек., о Дорофее и Горгонии 9 сент., о Петре 12 марта, о Евфимии 24 дек., о Гликерии 21 дек., о Зиноне 22 дек., о Индисе, Домне, Агафии и Феофиле 28 дек. В службе канон Иосифа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...