Основные теологические работы Беза: Recueil en sommaire des signes sacres (1561); Du droit des Magistrats sur leurs sujets, ecrit monarchomaque dans lequel il justifie le droit des huguenots a resister a la tyrannic (1574); Histoire ecclesiastique des Eglises Reformees de France dans laquelle il propose l’idee de loi fondamentale (1580); Chrestiennes Medimamions, Medimamions sur les psaumes penitentiels, ecrites sur le mode de la paraphrase, genre litteraire tres developpe au XVI е siecle (1581). Переписка Беза с 1539 по 1582 г. издана в серии « Travaux d’humanisme et Renaissance» ( Correspondence. T. 1–23. Geneve, 1960–2001). 754 Основные труды Нокса: An Epistle to the Congregation of the Castle of St Andrews; with a Brief Summary of Balnaves on Justification by Faith (1548); A Vindication of the Doctrine that the Sacrifice of the Mass is Idolatry (1550); A Godly Letter of Warning or Admonition to the Faithful in London, Newcastle, and Berwick (1554); Certain Questions Concerning Obedience to Lawful Magistrates with Answers by Henry Bullinger (1554); A Faithful Admonition to the Professors of God’s Truth in England (1554); A Narrative of the Proceedings and Troubles of the English Congregation at Frankfurt on the Maine (1554–1555); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland (1556); A Letter of Wholesome Counsel Addressed to his Brethren in Scotland (1556); The Form of Prayers and Ministration of the Sacraments Used in the English Congregation at Geneva (1556); The First Blast of the Trumpet Against the Monstrous Regiment of Women (1558); A Letter to the Queen Dowager, Regent of Scotland: Augmented and Explained by the Author (1558); The Appellation from the Sentence Pronounced by the Bishops and Clergy: Addressed to the Nobility and Estates of Scotland (1558); A Letter Addressed to the Commonalty of Scotland (1558); On Predestination in Answer to the Cavillations by an Anabaptist (1560); The History of the Reformation in Scotland. 5 vols. (1559–1566). 755 Как пишет M. Вебер, «Готхайн с полным основанием называет кальвинистскую диаспору «рассадником капиталистического хозяйства»», каковой вывод подтверждается историей Франции, Шотландии, Нидерландов, США и т.д.; «поразительна, – пишет Вебер, – связь между религиозной регламентацией жизни и интенсивным развитием деловых способностей у целого ряда сект, чье «неприятие мира» в такой же степени вошло в поговорку, как и богатство» (см.: Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. С. 68–69). «В результате мы приходим к удивительному выводу: зародыши современного капитализма надо искать... как раз в тех странах, где официально господствовали явно враждебные ему теории» (Вебер М. История хозяйства; Биржа и ее значение. М., 2007. С. 322).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

620 О. Pfleiderer: Der Paulinismus, S. 22–23. 13. 78. 144–145; Das Urchristenthum, S. 164 flg.; The Influence of the Apostle Paul, p. 60–61. 621 Cp. к сему F. Weber, Die Lehren des Talmud: S. 46 (восполнение недостатка знания Торы); 49 (усиление своей молитвы заслугами предков); 50. 292 (капитал добродетелей, выплачиваемый в будущей жизни, и проценты, коими человек пользуется здесь – на земле); 53. 280. 313. 318 (святость праотцев – необходимое восполнение для слабых и [S. 56. 265] сообщает всему Израилю характер непорочности, поскольку [S. 282] это национальное достояние); 224 (смерть невинных детей избавляет грешных родителей); 352 (умершие вне Палестины будут воскрешены ради заслуг Моисея, погребенного за ее пределами именно с этой целью). 622 Pfleiderer, Das Urchistenthum, S, 170; см. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 284=Jüdische Theologie, Lpzg 1897 (cp. стрн. 186, прим. 17), S. 296. 623 В своем Essai de critique littéraire et théologique под заглавием «Les apocalypses juives» (Paris 1892) Eugène de Faye не без основания полагает (p. 112 et not.), что вся раввинская теория оправдания и умилостивления имела национально-этический интерес – обеспечить спасение для всех членов дома Израилева. 624 Cp. Liber Esdrae quartus 8:29, где Салафиил просит Бога о помиловании по вниманию к тем, qui legem, tuam splendide docuerunt у O. Fritzsche, Libri V. T. pseudepigraphi, p. 48, и у Ad. Hilgenfeld Messias Judaeorum, libris eorum paulo ante et paulo post Christum natum conscriptis illustratus, Lipsiae 1869, p. 148. 628 F. Weber ibid., S. 299. 334=Jüdische Theologie, S. 312. 348. Ср. Fz. Delitzsch, Brief an die Römer, S. 81–82 (к 5:10). 629 F. Weber ibid., S. 252=Jüdische Theologie, S. 261–262. 409. Cp. A. Edersheim, The Life and Times of Jesus the Messiah, vol. I (London 1884: second edition), p. 509. 631 Достойно внимания, как понимали и высшие и низшие в Израиле свое избавление, если они говорили, что Христос должен спасти Себя сошествием со креста (Мф. 28:40 сл.). 632 Ср. Prof. Ernest D. Burton, Saul’s Experience on the way to Damascus в «The Biblical Worlds 1893 (Chigago), I, p. 14–15. Spiritual Development of St. Paul by the Rev. George Matheson, Edinburg and London 1892 (third edition), p. 34. Geschichie des jüdischen Volkes Zeitalter Jesu Christi von Prof. Emil Schürer, Bnd II (Lpzg 1886), S. 466. The Jewish and the Christian Messiah: A Study in the Earliest History of Christianity. By Vincent Henry Stanton. Edinburgh 1886. P. 122–125.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1886//РГБ ОР Ф. 172. К. 216. Ед. 12; [ Dale A. W.]. Origenistic Controversies//DCB. 1887. Vol. 4. P. 142-156; Барсов Н. Представители практически-ораторского типа проповеди в IV веке в Церкви Восточной//ВиР. 1895. Т. 1. Ч. 1. С. 536-548; Condamin A. St. Épiphane a-t-il admis la légitimité du divorce pour adultère?//BLE. 1900. Vol. 32. P. 16-21; Hackett J. A History of the Orthodox Church of Cyprus from the Coming of the Apostles Paul and Barnabas to the Commencement of the British Occupation (A. D. 45 - A. D. 1878). L., 1901; Schermann T. Die Gottheit des Heiligen Geistes nach den griechischen Vätern des 4. Jh. Freiburg. i. Br., 1901. S. 233-242; Епифаний, еп. Кипрский//ПБЭ. 1904. Т. 5. С. 479-481; Martin J. Saint Épiphane//Annales de philosophie chrétienne. 1907/1908. T. 155. P. 113-150, 604-618; 1908. T. 156. P. 32-49; Holl K. Die handschriftliche Überlieferung des Epiphanius (Ancoratus und Panarion). Lpz., 1910. (TU; 36/2); idem. Die Zeitfolge des ersten origenistischen Streits//SPAW. Phil.-hist. Kl. B., 1916. Bd. 9. S. 226-255 (repr.: Holl K. Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte. Tüb., 1928. Bd. 2. [Tl.] 2. S. 310-335); idem. Ein Bruchstück aus einem bisher unbekannten Brief des Epiphanius// idem. Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte. Tüb., 1928. Bd. 2. [Tl.] 2. S. 204-224; Viedebantt O. Quaestiones Epiphanianae, metrologicae et criticae. Lpz., 1911; Wilamowitz-M ö llendorff U., von. Ein Stück aus dem Ancoratus des Epiphanius//SPAW. Phil.-hist. Kl. B., 1911. Bd. 2. S. 759-772; Schiwietz S. Das morgenlandische Monchtum. Mödling bei W., 1913. S. 103-126; Koch H. Die altchristliche Bilderfrage nach den literarischen Quellen. Gött., 1917. S. 58-64; Wilpert J. Drei unbekannten bilderfeindlichen Schriften des hl. Epiphanius//Historisches Jb. im Aufrag d. Görres-Gesellschaft. Münch., 1917. Bd. 38. S. 532-535; Cavallera F. Saint Jérôme, sa vie et son œuvre. Louvain; P., 1922. T. 1. P. 203-227; Schwartz E. Das Nicaenum und das Constantinopolitanum auf der Synode von Chalcedon//ZNW.

http://pravenc.ru/text/Епифаний ...

St. Tikhon’s Choirs Perform Russian Orthodox Sacred Music at Eastern University      On Sunday, November 6th, a combined choir — led by Benedict Sheehan of St. Tikhon’s Monastery and Seminary — including St. Tikhon’s Seminary Mission Choir and members of the St. Tikhon Monastery Choir, offered a concert of Russian Orthodox sacred music exploring the biblical foundations of Orthodox Christian Liturgy. The concert was co-hosted by St. Tikhon’s Seminary and the Center for Orthodox Thought and Culture at Eastern University Christian College. The choir made a dramatic entrance into the McInnis Auditorium by singing the Opening Psalm (103/104) of Vespers from memory as they took the stage. The program included a variety of settings of the Psalms and hymns from Vespers, Matins, and the Divine Liturgy. The program of Psalms and Hymns was augmented by a brief series of comments by both Archpriest Steven Voytovich, Seminary Dean, and Seraphim Danckaert, Director of Mission Advancement. Fr. Steven quoted from the journal of the 4th century pilgrim, Egeria, as she witnessed liturgical services at the Holy Resurrection Church in Jerusalem: “What I found most impressive about all this was that the psalms and antiphons they used are always appropriate, whether at night or in the early morning, at the day prayers at the sixth and ninth hours, or at vespers. Everything is suitable, appropriate, and relevant to what is being done.” Seraphim Danckaert, Director of Mission Advancement, reflected that the Psalms are shared both in the church and at home as part of the earliest texts that form one’s spiritual life in the Orthodox Faith. Dr. Cyril Gary Jenkins, a member of St. Paul Antiochian Church in Emmaus, PA who has taught history at Eastern University for 20 years, was instrumental in developing and launching the Center for Orthodox Thought and Culture at the Univesity. He oversees a minor, by the same name, offered at the school. Dr. Jenkins was present for the concert and shared in the fellowship and conversation after the concert, as was Dr. Timothy Becker, also from Eastern University, who offered one of the evening lecture series presentations at St. Tikhon’s in October. The concert benefitted St. Tikhon’s Seminary. The seminary, in turn, is grateful for the many sponsors who made this performance possible, including The Philadelphia Trust Company, and Renovation Angel as presenting sponsors! Orthodox Christian Network 17 ноября 2016 г. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Смотри также Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/98699.html

551 В.Ч. Самуэль утверждает, будто бы в системе Севира термин «лицо» употребляется в значении лица описательного (см.: The Understanding of the Christological Definitions of both Traditions in the Light of Post- Chalcedonian Theology//WuW. Supplementary Issue 2. Wien, 1974. P. 23; The Christology of Severus of Antioch... 136; The Council of Chalcedon Re-examined. Р. 222). С этим мнением трудно согласиться. Если бы это действительно было так, перед Севиром неизбежно встал бы вопрос: как можно отрицать личный характер человечества Христа, если оно обладает всей полнотой человеческих ипостасных идиом? Севиром этот вопрос даже не ставится, хотя он и обсуждался некоторыми его современниками (Иоанн Грамматик, Леонтий Иерусалимский ). Последние задавались вопросом о том, как личные свойства воспринятого человечества относятся к Лицу воплотившегося Сына Божия (см.: Iohannes Caesariensis. Apologia concilii Chalcedonensis... P. 55; Leontius Hierosalymitanus. Contra Nestorianos V. 25–26//PG 86. I. Col. 1748АВ). 553 Христология сирийского монофизитства... С. 19. Р. В. Зеллерс также говорит о тождественности в севирианской системе Лица Сына Божия до воплощения с Лицом Христа (см.: The Council of Chalcedon. P. 270). 554 По В.Ч. Самуэлю, Ипостась и Лицо Христа исторически представляют собой продолжение Ипостаси и Лица Сына Божия (см.: A brief history of efforts. P. 59). Ср.: «Слово было названо Еммануилом, когда ипостасно соединилось с плотью,.. таким образом написанное означает одну ипостась из двух природ. Если Он – одна ипостась, то Он – и одно лицо, и единая природа Бога Слова воплощенная» (Sévère d’Antioche. Homilia 24//PO. Vol. 37. Fasc. 1. P. 136–137). 555 Contra impium Grammaticum. Oratio 3. 2. 33. P. 135. Я. Метью утверждает, что, по Севиру, божественный Логос сделал воспринятое одушевленное тело Своим собственным (см.: Christology of Severus of Antioch... P. 40). 558 Ibid. П. Т. Фаррингтон разъясняет, что сочетание самобытной божественной Ипостаси с несамобытной человеческой ипостасью следует понимать так, что после воплощения Лицо Слова продолжает естественно существовать в Своей божественной Ипостаси, в порядке же домостроительства начинает существовать и в ипостаси человеческой, которая стала его собственной. Таким образом, самобытная Ипостась Слова становится сложной, т.е. соединившей с собой несамобытную человеческую ипостась (см.: Ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Gunzig E., Maartens R., Nesteruk A., Inflation and Thermodynamics, в Classical and Quantum Gravity 15, 1998, 923–932. Gunzig E., Nesteruk A., Stokley M., Inflationary Cosmology with Two-Component Fluid and Thermodynamics, в General Relativity and Gravitation 32, 2000, 329–346. Hanson N. R., Patterns of Discovery: An Inquiry into the Conceptual Foundations of Science. Cambridge: Cambridge University Press, 1958. Hartle J. B., Hawking S. W., Wave Function of the Universe, в Physical Review D 28, 1983, 2960–2975. Haught J., God after Darwin: A Theology of Evolution. Boulder, Colo.: Westview, 2000. Hawking S., A Brief History of Time: From the Big Bang to Black Holes. L.: Bantam Books, 1988. Is the End of Theoretical Physics in Sight? в Physics Bulletin, January 1981, 15–17. Hawking S., Penrose R., The Nature of Space and Time. Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1996. Heisenberg H., Scientific and Religious Truth, в Across the Frontiers, trans. Peter Heath. N. Y.: Harper & Row, 1974, 213–229 (русский перевод – В. Гейзенберг, Естественно-научная и религиозная истина, в Шаги за горизонт. М.: Прогресс, 1987, 328–342). Hooykaas R., Religion and the Rise of Modern Science. Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1972. Horgan J., The End of Science. L.: Little, Brown, 1996. Isham C. J., Creation of the Universe as a Quantum Process, в Physics, Philosophy and Theology: A Common Quest for Understanding, eds. R. J. Russell et al. Vatican City State: Vatican Observatory, 1988, 375–408. Quantum Theories of the Creation of the Universe, в Quantum Cosmology and the Laws of Nature, eds. R. J. Russell, N. Murphy, C. J. Isham. Berkeley, Calif.: Center for Theology and the Natural Sciences, 1996, 51–89. Isham C. J., Polkinghorne J. C., The Debate over the Block Universe, в Quantum Cosmology and the Laws of Nature, eds. R. J. Russell, N. Murphy, C. J. Isham. Berkeley, Calif.: Center for Theology and the Natural Sciences, 1996, 139–147. Jaki S. L., Christology and the Birth of Modern Science, в Ausbury Theological Journal 45/2, 1990,61–72.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

567       Chabot J.-B. Littérature syriaque. P., 1934 (в серии Bibliothèque catholique des sciences religieuses). 568       Bickell G. Conspectus rei Syrorum litterariae. Münster, 1871; Idem. Schriften und Gedichte syrischer Kirchenväter (Kempten «Sammlung der Kirchenväten»: Bd. 71–72); Wright W. A Short History of Syriac Literature. L., 1894 (pyc. пер.: Райт B. Краткий очерк истории сирийской литературы/Пер. К.А. Тураевой; под ред. и с доп. проф. П.К. Коковцева. СПб., 1902); Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluß der christlich-palästinensischen Texte. Bonn, 1922 (переизд. – 1968); Idem. Die christlichen Literaturen des Orients. Lpz., 1911; Chabot J.B. Mélanges épigraphiques//Journal Asiatique. 1921. Ser. XI. Τ. XVII; Idem. Recueil des inscriptions libyques. Fasc. 1. P., 1940; Kutsch W. Zur Geschichte der syrisch-arabischen Übersetzungsliteratur//Orientalia. 1937. 6; Brock S.P. Syriac Studies: A Classified Bibliography (1960–1990). Kaslik, 1996; Idem. A Brief Outline of Syriac Literature (Moran ‘Etho series 9). Kottayam, 1997; Idem. From Ephrem to Romanos: Interactions between Syriac and Greek in Late Antiquity. Aldershot, 1999; Idem. An Introduction to Syriac Studies//Horizons in Semitic Studies: Articles for the Student/J.H. Eaton (ed.). Birmingham, 1980 (Semitics Study Aids, 8). 569       Gardiner F. The principles of textual criticism: with a list of all the known Greek uncials, and a table representing graphically the parts of the text of the New Test, contained in each. Andover, 1876; Devreesse R. Introduction à l’étude des manuscrits grecs. P., 1954; Griechische Kodikologie und Textüberlieferung/Hrsg. von Dieter Harlfinger. Darmstadt, 1980; Diller A. Studies in Greek manuscript tradition. Amsterdam, 1983; Hunger H. Schreiben und Lesen in Byzanz: die byzantinische Buchkultur. München, 1989 (Beck’s archäologische Bibliothek). 571       Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im byzantinischen Reich. München, 1959. Отметим также его исследования справочного характера Byzantinistik heute (Β., 1977) и Das byzantinische Jahrtausend (München, 1978). См. также его: Geschichte der byzantinischen Volksliteratur. München, 1971; Byzantinisches Lesebuch. München, 1982; Der Vater der deutschen Byzantinistik: Das Lebendes Hieronymus Wolf von ihm selbst erzählt. München, 1984; Byzantinisches Erotikon: Orthodoxie, Literatur, Gesellschaft/Erweiterte Ausg. München, 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Materialy z sesji popularnonaukowej z okazji 400-lecia Unii Brzeskiej zorganizowanej przez parafic bizantyjsko-ukrainska greckokatolicka w Zielonej Gorze. Zielona Gora, 1996. S. 5–62; Siwicki P. Przygotowanie i zawarcie Unii Brzeskiej//Ibid. S. 63–76; Paszko A. Dazenia do poloczenia Kosciola prawoslawnego z Kosciolem katolickim i rokowania poprzedzajace zawarcie unii koscielnej w Rzeczypospolitej Obojga Narodow (1595–1596). Zarys problematyki//Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 4. Przemysl, 1998. S. 143–152. 583 В «Антиризисе» декларация датирована 24 июня 1591 г. (Антиризис, Стб. 521, 622). Датировку документа пересмотрел П.Н. Жукович (Жукович 1901. С. 95. Прим. 201) и его точка зрения была поддержана последующей историографией. 586 «...Papieza za Pasterza naszego wyznawac i onego za glowc nasza miec i onemu podlegac i sluchac zawzdy». 587 «Wymawiajac to tylko sobie, aby nam od najs. Papieza rzymskiego ceremonije i wszystkie sprawy, to jest sluzba i porzadek cerkiewny wszystek jako zdawna cerkiew nasza s. wschodnia trzyma, nie byly odmienione i w tym porzadku nienaryszenie zostawaly; od J.K.Msci Pana naszego milosciwego wolnosci nasze przywilejami aby byly warowane, i artykulami, ktore od nas podane beda, utwierdzone» (DUB. P. 8). 588 Стоит вслед за Б.Н. Флорей обратить внимание на то, что епископы обращались не к папе или его нунцию, а к польскому королю, которого рассматривали как гаранта соблюдения предложенных условий. Это отражало их спонтанные убеждения (ментальность), сформированные специфическими институтами и традициями Речи Посполитой. Как справедливо пишут Б.Н. Флоря и С.Г. Яковенко, «выражая готовность признать папу единственным главой церкви и наместником апостола Петра, епископы были далеки от понимания того смысла, который вкладывался в эти определения в католическом мире. Выросшие в обстановке феодального парламентаризма с характерными для него постоянными поисками компромиссов и соглашений, епископы явно представляли себе унию церквей по образцу Люблинской унии 1569 г., когда включение украинских земель в состав Польского королевства сопровождалось выдачей привилеев, гарантировавших соблюдение прав местного дворянства» (Дмитриев, Флоря, Яковенко 1996. Ч. 1. С. 133). 592 «That brief declaration...did not touch any doctrinal questions, since the unreserved recognition of the Pope " s authority seemed sufficient in that respect» (Halecki 1968. P. 240). 593 Gudziak 1998. P. 213–214; Halecki. 1968. P. 236. («the month of June of this year must be considered the decisive turning point in the history of the immediate preparations for the Union of Brest... No similar initiative had been taken since 1500»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Соч.: CPG, N 2800-2806; Eusebius Werke. Lpz., 1906. Bd. 4: Gegen Marcell. Über die Kirchliche Theologie. Die Fragmente Marcells/Hrsg. E. Klostermann; Markell von Ankyra. Die Fragmente. Der Brief an Julius von Rom/Hrsg. M. Vinzent. Leiden, 1997. Лит.: Zahn T. Marcellus von Ancyra: Ein Beitrag z. Geschichte d. Theologie. Gotha, 1867; Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 1914; Gericke W. Marcell von Ancyra: Der Logos-Christologie und Biblizist: Sein Verhältnis z. antiochenischen Theologie und z. NT. Halle, 1940; Richard M. Un opuscule méconnu de Marcel évêque d " Ancyre//MSR. 1949. Vol. 6. P. 5-28; Scheidweiler F. Wer ist der Verfasser des sog. Sermo Maior De Fide?//BZ. 1954. Bd. 47. N 2. S. 333-357; Tetz M. Zur Theologie des Markell von Ankyra I-III//ZKG. 1964. Bd. 75. S. 217-270; 1968. Bd. 79. S. 3-42; 1972. Bd. 83. S. 145-194; idem. Markellianer und Athanasios von Alexandrien: Die markellianische Expositio fidei ad Athanasium d. Diakons Eugenios v. Ankyra//ZNW. 1973. Bd. 64. N 1/2. S. 75-121; idem. Zum altromischen Bekenntnis: Ein Beitrag d. Marcellus v. Ancyra//Ibid. 1984. Bd. 75. N 1/2. S. 107-121; idem. Athanasiana: Zu Leben und Lehre d. Athanasius. B.; N. Y., 1995; Simonetti M. Studi sull " arianesimo. R., 1965; idem. Su alcune opere attribuite di recente a Marcello di Ancira//RSLR. 1973. Vol. 9. P. 313-329; idem. La crisi ariana nel IV secolo. R., 1975; Barnard L. W. Pope Julius, Marcellus of Ancyra and the Council of Sardica//RTAM. 1971. Vol. 38. P. 69-79; Grillmeier A. Christ in Christian Tradition. L., 19752. Vol. 1: From the Apostolic Age to Chalcedon (451); Pi é tri Ch. Roma Christiana: Rech. sur l " Église de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311-440). R., 1976. 2 vol.; Kelly J. N. D. Early Christian Creeds. Harlow, 1981r; Lienhard J. T. Marcellus of Ancyra in Modern Research//ThSt. 1982. Vol. 43. N 3. P. 486-503; idem. Basil of Caesarea, Marcellus of Ancyra, and «Sabellius»//Church History.

http://pravenc.ru/text/2562306.html

Соч.: Записки о войне 1812 г. L.; Brux., 1863; Записки. М., 1865. Ч. 1; 1898. Ч. 2; Записки, 1798-1826/Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент.: В. А. Федоров. М., 1991; Письма к Р. И. Ховену. 1816-1852//РС. 1876. 9. С. 225-250; А. П. Ермолов в его письмах к кн. М. С. Воронцову, 1816-1852//Там же. 1885. Т. 48. С. 523-550; Письма к А. А. Захаревскому, 1812-1828//СбРИО. 1890. Т. 73. С. 188-459; Журнал посольства в Персию, 1817//ЧОИДР. 1863. Кн. 2. Отд. 5. С. 121-184; Письма к кн. В. О. Бебутову, 1835-1857 гг.//РС. 1872. Т. 5. С. 431-456; Письма. Махачкала, 1926; Характеристика полководцев 1812 г.//Родина. 1994. 1. С. 56-60. Ист.: Ker-Porter R. Travels in Georgia, Armenia, Ancient Babylonia, etc. During the Years 1817, 1818, 1819 and 1820. L., 1821. Vol. 1; Cameron G. P. Personal Adventures and Excursions in Georgia, Circassia and Russia. L., 18452; Moser L. The Caucasus and Its People, with a Brief History of Their Wars and a Sketch of the Achievements of the Renowned Chief Schamyl. L., 1856; Цылов Н. И. Воспоминание об Алексее Петровиче Ермолове. СПб., 1861; он же. Эпизоды из боевой жизни А. П. Ермолова на Кавказе в 1818, 1819 и 1820 гг. СПб., 1878; Александр I, имп. Письма, предписания и распоряжения к А. П. Ермолову//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 189-210; Николай I, имп. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 3. С. 119-133; Аракчеев А. А. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 4. С. 216-220; Погодин М. Н. Алексей Петрович Ермолов: Мат-лы для его биографии. М., 1863; Ермолов, Дибич и Паскевич на Кавказе в 1826-1827 гг.: Донесения и письма//РС. 1872. Т. 5. С. 706-726; Т. 6. С. 39-69, 243-280; 1880. Т. 29. С. 617-626; АКавАК. Т. 6. 1874-1875. Ч. 1-2; Воронцов М. С. Письма к А. П. Ермолову//РА. 1890. Т. 1(2). С. 161-214; Т. 3. С. 329-365; Т. 4. С. 441-442; Время А. П. Ермолова (1816-1826)//Утверждение рус. владычества на Кавказе: К 100-летию присоединения Грузии к России (1801-1901). Тифлис, 1904. Т. 3. Ч. 1; Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX в.: Сб. док-тов. Махачкала, 1959; Цебриков Н. Р. Ермолов//Мемуары декабристов: Северное об-во. М., 1981. С. 274-276; «Признать удобность запретить на время…»: (Имп. Александр I и ген. А. П. Ермолов о мусульм. паломничестве)/Публ. Д. Ю. Арапова//Кавказский сб. М., 2005. Т. 2(34). С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/190211.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010