Sheffield, 2005. P. 1–15; vardon P. Sens et enjeux d’un conflit textuel: Le texte occidental et le texte alexandrin des Actes des Apôtres. P., 1999; Ауни Д. Новый Завет и его лит. окружение/Пер. с англ.: В. В. Полосин. СПб., 2000; Левинская И. А. Апостолов на фоне евр. диаспоры. СПб., 2000; Bonz M. P. The Past as Legacy: Luke-Acts and Ancient Epic. Minneapolis, 2000; Кассиан (Безобразов), архим.Христос и первое христ. поколение. М., 2001; Gregory A. F. The Reception of Luke and Acts in the Period before Irenaeus: Diss. Oxf., 2001; Hur Ju. A Dynamic Reading ofthe Holy Spirit in Luke-Acts. Sheffield, 2001; Woods E. J. The Finger of God and Pneumatology in Luke-Acts. Sheffield, 2001; Avemarie F. Die Tauferzählung der Apostelgeschichte: Theologie und Geschichte. Tüb., 2002. (WUNT; 139); Reimer A. M. Miracle and Magic: A Study in the Acts of the Apostles and the Life of Apollonius of Tyana. L., 2002; Wedderburn A. J. M. The «We»- Passages in Acts: On the Horns of Dilemma//ZNW. 2002. Bd. 93. H. 1/2. S. 78–98; Hurtado L. W. Lord Jesus Christ: Devotion to Jesus in Earliest Christianity. Grand Rapids; Camb., 2003; MacDonald D. R. Does the New Testament Imitate Homer?: Four Cases from the Acts of the Apostles. New Haven, 2003; Weissenrieder A.Images of Illness in the Gospel of Luke: Insights of Ancient Medical Texts. Tüb., 2003. (WUNT. R. 2; 164); Salmeier M. A. Ordainer of Times and Seasons: the Portrayal of God in the Book of the Acts of the Apostles: Diss. Oxf., 2005; Cissolah A. K. M. Jusqu’aux extrémités de la terre: la référence aux chap. 2 et 12 des Actes des Apôtres. P., 2006. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова: БРАК общественный, и в частности правовой, институт, заключающийся в продолжительном союзе лиц муж. и жен. пола, составляющем основу семьи БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения ВЕЛИКАЯ СУББОТА суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР АПОСТОЛОВ встреча апостолов Павла, Петра, Иакова, брата Господня, и Иоанна для обсуждения вопросов, связанных с признанием миссии ап. Павла среди язычников АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа ВЕЛИЧИТ ДУША МОЯ ГОСПОДА евангельская песнь Богородицы (Лк 1. 46-55), к-рая в богослужебных книгах включается в число библейских песней

http://pravenc.ru/text/171799.html

Ряд исследователей пытались сравнивать Е. с образцами античного романа, такими как «Херей и Каллироя» Харитона (I-II вв.), «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского (II в.), «Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (кон. II в.), «Дафнис и Хлоя» Лонга (II-III вв.), «Эфиопика» Гелиодора (III в.) и др. Среди наиболее характерных признаков жанра античного романа - популярный, а не ученый характер повествования, наличие драматических моментов и сюжетных поворотов, связанных с заговорами, заключением под стражу, штормом и т. п., использование сарказма и иронии. М. Райзер отметил стилистическую близость Евангелий к роману об Александре ( Reiser. 1984). Но, судя по замечанию Плутарха, различие между биографией и романом заключалось не в формальных признаках, а в содержании. Др. популярное в совр. литературе направление - сопоставление Е. с античными эпическими произведениями, прежде всего «Илиадой» и «Одиссей» Гомера, «Энеидой» Вергилия и «Фарсалией» Лукана ( McDonald. 2000; Bonz. 2000). По мнению сторонников теории зависимости Евангелий от античной эпики, в Евангелиях прослеживается «единство действия» (все описываемые события связаны с крестной смертью Спасителя), что нехарактерно для исторических повествований. Еще Аристотель отмечал, что сюжет эпического произведения складывается «вокруг одного цельного и законченного действия, имеющего начало, середину и конец» ( Arist. Poet. 23. 1459a 19-20), тогда как в исторических повествованиях описывается некий период и все происходившие тогда события, многие из к-рых могут быть не связаны друг с другом (Ibid. 23. 1459a 23-24). В эпических произведениях все описываемые события логичны и в конечном счете объяснимы (напр., через ссылку на вмешательство богов), а в исторических повествованиях они часто предстают необъяснимыми (иногда историки ссылаются на судьбу или удачу). Хотя приводимые сторонниками теории зависимости примеры зависимости Евангелий от произведений Гомера были отвергнуты др. учеными (см.: Mitchell. 2003), предполагаемое влияние эпоса на стиль евангелистов вполне объяснимо, учитывая то значение, какое имели произведения Гомера в греко-рим. культуре (на их изучении строилось образование, они считались образцами поэзии, языка и стиля).

http://pravenc.ru/text/347622.html

1995. Vol. 37. Fasc. 3. P. 209-231; Frickenschmidt D. Evangelium als Biographie. Tüb., 1997; Inch M. Exhortations of Jesus According to Matthew and Up from the Dephts: Mark as Tragedy. Lanham etc., 1997. P. 69-170; Wills L. M. The Quest for the Historical Gospel: Mark, John, and the Origins of the Gospel Genre. N. Y.; L., 1997; Bonz M. P. The Past as Legacy: Luke-Acts and Ancient Epic. Minneapolis, 2000; Burridge R. A. Gospel Genre: Christological Controversy and the Absence of Rabbinic Biography//Christology, Controversy, and Community: NT essays in honour of D. R. Catchpole/Ed. G. Horrell, C. M. Tuckett. Leiden, 2000. P. 137-156; idem. What are the Gospels?: A Comparison with Greco-roman Biography: Grand Rapids, 20042; McDonald D. R. The Homeric Epics and the Gospel of Mark. New Haven; L., 2000; Reiser M. Sprache und literarische Formen des NT. Paderborn, 2001; Vines M. E. The Problem of Markan Genre. Atlanta, 2002; W ö rdermann D. Das Charakterbild im Bios nach Plutarch und das Christusbild im Evangelium nach Markus. Paderborn etc., 2002; Mitchell M. Review: Homer in the NT//J. of Religion. 2003. Vol. 83. N. 2. P. 244-260. Евангелие как исторический источник. Westcott B. F. The Gospel according to St. John. L., 1882, 19082, 1980r; Weiss B. Das Matthaus-Evangelium. Gött., 18989; Strachan R. H. The Fourth Evangelist: Dramatist or Historian? L., 1925; Turner C. Marcan Usage: Notes, Critical and Exegetical on the Second Gospel//JThSt. 1925/1926. Vol. 27. P. 58-62; Clark K. W. The Gentile Bias in Matthew//JBL. 1947. Vol. 66. N 2. P. 165-172; Riesenfeld H. The Gospel Tradition and its Beginnings: A Study in the limits of «Formgeschichte»//Studia Evangelica. B., 1959. Bd. 1. S. 43-75. (TU; 73); Higgins A. J. B. The Historicity of the Fourth Gospel. L., 1960; Gerhardsson B. Memory and Manuscript: Oral Tradition and Written Tradition in Rabbinic Judaism and Early Christianity: Diss. Uppsala, 1961; idem. The Parable of the Sower and Its Interpretation//NTS. 1967/1968. Vol. 14.

http://pravenc.ru/text/347622.html

Bondi, «Abraham» Bondi, Richard A. « John 8:39–47 : Children of Abraham or of the Devil?» Journal of Ecumenical Studies 34 (1997): 473–98. Bonnard, «Épître» Bonnard, Pierre. «La première épître de Jean est-elle johannique?» Pages 301–5 in L " évangile de Jean: Sources, rédaction, théologie. Edited by Marinus de Jonge. BETL 45. Gembloux: J. Duculot; Leuven: Leuven University Press, 1977. Bonneau, «Woman» Bonneau, Norman R. «The Woman at the Well– John 4 and Genesis 24 .» The Bible Today 67 (October 1973): 1252–59. Bons, «Psaume 2» Bons, Eberhard. «Psaume 2: Bilan de recherche et essai de réinterprétation.» RevScRel 69 (1995): 147–71. Bonsirven, Judaism Bonsirven, Joseph. Palestinian Judaism in the Time of Jesus Christ. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1964. Bonz, «Approaches» Bonz, Marianne Palmer. «Differing Approaches to Religious Benefaction: The Late Third-century Acquisition of the Sardis Synagogue.» HTR 86 (1993): 139–54. Boomershine and Bartholomew, «Technique» Boomershine, Thomas E., and Gilbert L. Bartholomew. «The Narrative Technique of Mark 16:8 .» JBL 100 (1981): 213–23. Borchert, «Gnosticism» Borchert, Gerald L. «Is Bultmann " s Theology a New Gnosticism?» EvQ 36 (1964): 22–28. Borchert, John Borchert, Gerald L. John 1–11 . New American Commentary 25A. N.p.: Broadman & Holman, 1996. Borchert, «Passover» Borchert, Gerald L. «The Passover and the Narrative Cycles in John.» Pages 303–16 in Perspectives on John: Method and Interpretation in the Fourth Gospe1. National Association of the Baptist Professors of Religion Special Studies Series 11. Edited by Robert B. Sloan and Mikeal C. Parsons. Lewiston, N.Y.: Mellen, 1993. Borg, Conflict Borg, Marcus J. Conflict, Holiness, and Politics in the Teachings of Jesus. Studies in the Bible and Early Christianity 5. New York: Mellen, 1984. Borg, Vision Borg, Marcus J. Jesus: A New Vision (Spirit, Culture, and the Life of Discipleship). San Francisco: Harper & Row, 1987. Borgeaud, «Death» Borgeaud, Philippe. «The Death of the Great Pan: The Problem of Interpretation.» History of Religions 22 (1983): 254–83.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

1442 Barrett, John, 40; Meeks, «Agent,» 60; Martens, «Prologue,» 172. Gunther, «Gospel,» uses Philonic and Hermetic parallels to argue for an Alexandrian provenance for John; cf. Bergmeier, «Frühdatierung.» Osborn, Justin, 73–74, does not even think that Justin used Philo (Chadwick, «Defense,» 296–97, is uncertain on this point). 1443         John, 1:LVIII. Robinson, «Destination,» 130, sees it as the difference between «commending Judaism to Greek-speaking paganism» and «commending Christianity to Greek-speaking Judaism.» 1444 On which see, e.g., CIJ 2:16, §§750–751; Josephus Ant. 14.235, 259; Mitten, «Sardis,» 65; Kraabel, «Judaism,» 198–240; Hanfmann, Sardis, 168–90; idem, «Campaign»; Bonz, «Approaches»; for some questions, see Botermann, «Die Synagoge.» 1445 See, e.g., Van der Horst, «Aphrodisias.» The meaning of the «God-fearing» benefactors has generated much discussion (e.g., Levinskaya, Diaspora Setting, 51–82; Feldman, «Sympathizers»). 1447 Although most scholars will agree that the earliest disciples, such as the first users of Q, saw themselves as part of Judaism (Tuckett, «Logia»), many suggest that by later in the first century a rift had occurred, some rooting its origins even in Jesus» teaching (cf. Mealand, «Test»). Passages like Rom 14 indeed suggest tension in some parts of the empire, but I argue that Matthew " s audience still saw itself as part of Judaism (Keener, Matthew, 45–51, esp. 48–50) and believe the same for John. I think that only a later Gentile Christian could imagine Jewish Christians feeling the need to discard their Jewish heritage because they affirmed Jesus to be the Jewish Messiah! 1448 Cullmann, Circle, 33,52,96; idem, «Approach,» 8–12, 39–43; idem, «Qumran Texts,» 220–24; Aune, Eschatology, 65–66; cf. Smalley, John, 66–67; Smith, Johannine Christianity, 26–27, 34; idem, «Christianity» (following Martyn but finding heterodoxy); Strachan, «Odes,» op. cit. (although others have found gnosticizing elements there); Braun, «Arrière-fond» (Qumran). For wisdom motifs, see Brown, John, 1:CXXII-CXXV.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...