VIII 1839. p. 418. 38 Melchior de l’Hermit Aperqus sur la Chronol Sacree. L’Univer Cath T. IV. p. 228. 1837. Observations sur la fixation de l’epoque de l’ancienne annee Egyphenne. L’Univ. Cath. T. V p. 394 1838. 42 Tableau Chronologique de l’Histoire Universelle par P. I Ferrand. Очень одобряемое произведение на западе L’Univ Cath. T. V p. 160. 44 Πε τν О … Вιβλ. Г. Кε. IE. Прекрасная статья, в которой собрано вкратце все, что говорили западные ученые в защиту восточной хронологии. 45 Constantia erroris nec rasum redolet, sed industriam, говорит бл. Августин. De civit. Dei. L. XV. c. 15. 46 Святой Епифаний говорит, что одних начальников фамилий при столпотворении было 72. Тоже читаем у Евтихия патриарха александрийского, который собрал в своих летописях многие предания древних, и, между прочим, предания о строении вавилонской башни (Annales Evt. Alex. T. I p 51, 52). 47 Гликас говорит, что собравшиеся 72 начальника напрасно трудились 40 лет (Annal 2. p 128). Блаженный Иероним дает этой башне 4000 футов и говорит, что знаменитая бывшая цитадель вавилонская есть именно эта башня. Адон архиепископ Вьенский дает ей 5.144 ф. (in chronico aetate prima). 48 Summa seu paliodus quam a creatione mundi ad diluvium en Hebraico textu suae aetatis quem in Perside, ubi seripsit (Ismael Schainschan), centum annis ab illa disceditur, quam nostra nune exhibent in Oceidente exemplaria. Ille lamen non seinel testalur, non solum se plura evolvisse ejusmodi Hebraica exemplaria, sed etiani, Rahbinos et gentis doctors adhibuisse, quemadmodum lecit in suo chronico conficiendo Hamadaddinus Ismael, pruiceps Hemat Ex quo plane colligere est, exemplaria, quibus usus est uterque Ismael, differe ad us, quae legunt nune in Evropa ludaei et caet Ab Ecchelens. Histor Arabum in chronic. Oriental pag. 172, 173. 49 Берут еще доказательство в подтверждение неверности хронологических показаний еврейского текста из того отношения, в каком находятся лета до развития способности деторождения в человеке вообще к целой жизни человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

1503 . Prokhorov G. M. La litterature vieux-russe et l’hésychasme//Mille ans du christianisme russe (988–1988). Actes du Colloque Int. de l’Univ. Paris-X (Nanterre), 20–23.01.1988/Ed. Struve N. P. 1989. 89–101. 1504 . Rodionov O. A. The byzantine lives of the saints hesychasts and old Russian hagiography of the 14 th –15 th c.: Character and sources of a parallelism//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 124. 1505 . Rouet de Joumel M. J. Monachisme et monastères russes. P. 1952. 1506 . Rouet de Joumel M. J. Le père spirituel aux premiers temps de la Russie chrétienne//La vie spirituelle. 1955. 15. 277–288. 1507 . Rouet de Joumel M. J. La direction spirituelle dans la Russie ancienne//Revue des Études Slaves. 1961. 38. 173–179. 1508 . Schultze B. Die Bedeutung des Palamismus in der russischen Theologie der Gegenwart//Scholastik. 1951. 36. 390–412. 1509 . Senyk Sophia. L’hésychasme dans le monachisme ukrainien//Irénikon. 1989. 62. 172–212. 1510 . Senyk Sophia. L’esicasmo nel mondo ucraino prima di Paisij Velichkovskij: le testimonianze della letteratura monastica//AdB 7 .174). 279–290. 1511 . Sinitsyna N. V. Les types monastères en Russie et l’idéal ascétique russe (XV е -XVI е siècles)//Moines et monastères dans les sociétés de rite grec et latin/Ed. Lemaitre J.-L., Dmitriev М., Gonneau P. Geneve 1996. 11–35. 1512 . Smolitsch I. Leben und Lehre der Starzen. Wien 1936. пер.: Moines de la Sainte Russie. P. 1967. пер.: Santità e preghiera. Vita e insegnamenti degli «Starets» della Santa Russia/Trad., note a cura di D’Este R. Torino s. a. 188. пер.: 9 .1444. 1513 . Smolitsch I. Das Alt-Russische Mönchtum (11.–16. Jahrhundert). Gestalter und Gestalten. Würzburg 1940. 1514 . Smolitsch I. Russisches Mönchtum. Entstehung, Entwicklung und Wesen 988–1917. Würzburg 1953. 556. Ильин В. H. К истории русского многострадального монашества//ВРСХД 1956. 42. 9–15; 1957. 45. 8–13. пер.: 9 .1445. 1515 . Špidlik Т. L’autorità del libro spirituale presso i monaci russi//Il monachesimo Orientale. Atti del Convegno di studi orientali che sul predetto tema si tenne a Roma, sotto la direzione del Pontifico Istituto Orientale, nei giorni 9, 10, 11 e 12 aprile 1958. Roma 1958. 159–180.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Thouars, Impr. Nouv.; Istanbul, Socii Assumptionistae Chalcedonenses, 1936. XXIII, 267 p. (Le patriarcat byzantin. Recherches de diplomatique, d’histoire et de géographie ecclésiastiques publ. par l’Inst. D’Et. byzantines des Augustins de FAssomption. Série I). Zayam, H. Documents inedits pour servir à l’histoire des patriarcats melkites. VI. La croix dans lIslam. Harissa (Liban), de Saint Paul, 1935. Dölger, F. Die Urkunden des Johannes-Prodromos-Klosters bei Serrai. München, Bayer. Akad. d. Wiss., 1935. 52 S. D. А. Le Chrysobulle d’Alexis III Comnène, empereur de Trébizonde, en faveur des Vénitiens. Paris, Belles-Lettres, 1932. VIII, 102 p. (Coll, de lInstitut néohellenique de l’Univ. Paris, fasc. 12). Византийски текстове. Подбрал и наредил П. Мутафчиев. София. Придворна печатница, 1934. IV, 200 стр. (Университет, биб-ка 152). Авторы Athanasius Alexandrinus. Werke. Hrsg. im Auftr. d. Kirchenväter-Komm. d. Preuss. Akad. d. Wiss. von H. G. Opitz. Berlin, de Gruyter, 1934–1940. Bd. 2. Tl. I. Die Apologien: De Sententia Dionysii. 3. Apologia de fuga sua. Lfg. 4. 1936. 40 S. 4. Apologia secunda. Lfg. 6. 1938. 40 S. Apologia secunda (Schluss). Epistula encyclica. De morte Arii. Epistula ad monachos. Historia Arianorum. Lfg. 7. Historia Arianorum (Schluss). De synodis. Lfg. 8. 1940. Bd. 3. Tl. 1. Urkunden zur Geschichte d. arian. Streites 318–328. Lfg. I. 1934. 40 S. Athanasius. Briefe an Serapion. Erläutert von G. Crone. Steyl, Miss.-Druckerei, 1939. XXIV, 119 S. Sanctus Athanasius. Cristo-Dio (Contro Arianos), ed. E. Sala. Siena, Cantagalle, 1937. 300 p. (I classici cristiani LXIV). Athanasius. Die Menschwerdung Gottes. Ausgewählt und übertragen. von. L. Winterswyl. Leipzig, Hegner, 1937. 97 S. Günthör, A. Die sieben pseudoathanasianischen Dialoge, ein Werk Didymus des Blinden von Alexandrien. Roma, 1941. VIII, 140 S. (Studia Anselmiana, II). Didymus. Der HI. Geist. Erläutert von G. Crone. Steyl, 1939. XVI, 103 S. St. Basilio. Commento al profeta Isaia. Testo, introduzione, versione e note di P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме отмеченных, в Revue не было помещено отдельных статей о творении, но было сделано много библиографических отзывов об отдельных изданиях, примиряющих кн. бытия с наукою, и о толкованиях на кн. бытия. Эти отзывы знакомят со всеми существующими гипотезами, примиряющими учение откровения с данными естествознания, каковы гипотезы соглашения, восстановления и др. В семидесятых годах в католическом мире возродилась старая теория о преадамитах, возродилась, впрочем, в новом виде. Обстоятельства, вызвавшие ее возникновение, были следующие. Во Франции, Португалии, а затем и в Бельгии в древнейших отложениях (третичных) были найдены камни и другие предметы, носящие будто бы на себе следы руки человека. Но потомки Адама, по-видимому, не могли жить в столь глубокой древности. Вследствие этого была построена такая теория, что еще до Адама и может быть очень задолго на земле жили люди, но что все они —21— затем погибли, и что все современное человечество произошло от непосредственно созданного Богом Адама. Догматы творения, падения и искупления, таким образом, сохранялись в их неприкосновенности. Теория эта, прежде всего, была развита Фальрожером. К чести Revue нужно сказать, что в числе его сотрудников, несколько раз касавшихся новой теории (Sur la question de l’homme tertiaire. T. 2. Com. s’est formé l’univ.), теория эта не нашла себе сторонников. Она или решительно отрицалась, или о ней замечали, что в ней нет нужды. Большинство учёных, помещающих свои статьи в Revue, решительно оспаривали, чтобы действительно на предложенных для обсуждения французских, португальских и бельгийских камнях и других предметах можно было видеть следы рук человека, более склонялись к мнению, что это – следы действия природы или хищных животных (вопросу этому в Revue посвящено несколько статей, наиболее полной и обстоятельной из которых является статья Гамарда L’homme tertiaire T. 5). Несмотря, однако, на то, что достаточных оснований для признания существования третичного человека не имеется, некоторые и из сотрудников Revue (Буржуа, Надайяк) допускают его существование, видя в нем только потомка Адама, а не преадамита. Они говорят, что в Библии нет хронологии, и что древность человека может быть простирается на 100 и более тысяч лет. К последнему мнению присоединяется и большинство сотрудников Revue, хотя заметно стремящихся сократить цифры, которыми обозначают ученые древность человечества. Мы не можем указать ни одного из сотрудников журнала, который стоял бы за традиционную библейскую цифру возраста человечества, можем указать только двух, которые вопрос о ней оставляют открытым – это Гамард и Вигуру, прочие же прямо признают ее неверной. Они говорят, что в Библии потомки Адама до Авраама перечисляются не подряд, а с пропусками, перечисляются только знаменитые, и неизвестно, число опущенных может быть очень велико 1697 . Вопрос о хронологии, которая построилась через сложение

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1492 . Obolensky D. Italy, Mount Athos, and Muscovy: the three worlds of Maximos the Greek (c. 1470–1556). (Raleigh Lecture): Read 1 June 1981//Proc. of British Academy. 1981. 67. 143–161. Shepard J.//JEH 1984. 35. 308. 1493 . Piovano A. La vie quotidienne au monastère des Grottes à Kiev//Irénikon. 1989. 62. 486–530. 1494 . Piovano A. Santità e monachesimo in Russia. Milano 1990. 1495 . Piovano A. La paternità spirituale nell’antico monachesimo russo (secoli XI-XV)//NS 9 .308). 171–203. 1496 . Piovano A. «Fuga mundi» e missione nel mondo. Il dibattito sul monachesimo russo all’inizio del secolo XX//GV 9 .670). 73–119. 1497 . Piovano A. La vita cenobitica come fattore di rinnovamento nel monachesimo russo//VM 9 .1525). 113–170. 1498 . Piovesana G. K. (SJ) Russian Hesychasm//Diakonia. [USA] 1973. 8(3). 258–265. 1499 . Podskalsky G. Das Gebet in der Kiever Rus’ – seine Formen, seine Rolle, seine Aussagen//Gattung und Genealogie der slavisch-orthodoxen Literaturen des Mittelalters (Dritte Berliner Fachtagung 1988)/Hrsg. Seemann K.-D. Wiesbaden 1992. 139–154. (Veröffentlichung der Abteilung für slavische Sprachen und Literaturen des Osteuropa-Instituts [Slavisches Seminar] an der Freien Universität Berlin. 73). пер.: La prière dans la Russie de Kiev: ses formes, son rôle, ses affirmations//Mille ans du christianisme russe (988–1988). Actes du Colloque Int. de l’Univ. Paris-X (Nanterre), 20–23.01.1988/Ed. Struve N. P. 1989. 59–78. 1500 . Podskalsky G. Der Metropolit Kiprian von Kiev/Moskau, Schüler des Gregorios Sinaites und erster Überbringer des Hesychasmus in Ru βland//OS 1995. 44. 41–48. пер.: Il metropolita Cipriano di Kiev/Mosca e la comparsa dell’esicasmo in Russia//NS 9 .308). 205–215. 1501 . Podskalsky G. Теология киевских митрополитов Киприана и Григория Цамблака и некоторые замечания о современной (нео-)паламитской теологии//Verbum 3 9 .1524). 540–544. 1502 . Prokhorov G. М. L’hésychasme et la pensée sociale en Europe orientale au XIV е siècle//Contacts. 1979. 31(105). 25–63.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мейендорф И. Ф. Учение о Христе и Церкви у Св. Игнатия Антиохийского . – Вестник РХД, IV-1956, 43, 17–23. Франц. текст: Le Christ, l’évêque et 1’unité de l’Église chez St. Ignace d’Antioche. – Le Messager Orthodoxe 9, 1960, 24–30. Tanner R.G. Πνεμα in Saint Ignatius. – Studia Patristica 12 (TU 115), 1975, 265–270. Bommes K. Weizen Gottes. Untersuchungen zur Theologie des Martyriums bei Ignatius von Antiochien. Köln; Bonn, 1976 (Theophaneia. Beiträge zur Religions- und Kirchengeschichte des Altertums 27). 284 S. Zañartu S. El concepto de zoè en Ignacio de Antioquía. Publ. de la Univ. Pontif. Comillas Ser. 1, Estudios (Teol. 7). Madrid: Ed. Eapsa, 1977. 294 p. Paulsen H. Studien zur Theologie des Ignatius von Antiochien. Gottingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1978 (Forsch. zur Kirchen- und Dogmengesch. 29). 226 S. Joly R. Le dossier d’Ignace d’Antioche. Bruxelles: Éd. de l’Univ., 1979 (Publ. Fac. de Philos, et Lettres 69). 141 p. Meinhold P. Studien zu Ignatius von Antiochien. Wiesbaden: Steiner, 1979 (Veröffentl. des Inst. für Europ. Gesch. Mainz 97). XII, 86 S. Rius-Camps J. The four authentic letters of Ignatius, the martyr. A critical study based on the anomalies contained in the textus receptus. Roma: Pont. Institutum Stud. Oriental., 1979 (Χριστιανισμς 2). 413 p. Staats R. Die katholische Kirche des Ignatius von Antiochien und das Problem ihrer Normativität im zweiten Jahrhundert. – ZNTW 77, 1986, 126–145, 242–254. Wehr (Lothar). Arznei der Unsterblichkeit. Die Eucharistie bei Ignatius von Antiochien und im Johannesevangelium. Münster: Aschendorff, 1987 (Neutestamentl. Abh. N.F. 18). 399 S. Trevett Ch. A Study of Ignatius of Antioch in Syria and Asia. Lewiston/N.Y., 1992 (Studies in the Bible and Early Christianity 29). Munier Ch. Où en est la question d’Ignace d’Antioche? Bilan d’un siècle de recherches 1870–1988. – ANRW II.27.1, 359–484. Schoedel W.R. Polycarp of Smyrna and Ignatius of Antioch. – ANRW II.27.1, 272–358. Hübner R.M. Thesen zur Echtheit und Datierung der sieben Briefe des Ignatius von Antiochien. – Zeitschrift für Antikes Christentum 1, 1997, 44–72.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Dvornik . Les Slaves. Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au IX е siècle. Paris, 1926. Dvornik . Photian Schism. Dvornik F. The Photian Schism. History and Legend. Cambridge, 1948. Échos d " Orient. Kadiköy; Bucarest, 1897–1943. Fuchs . Höhere Schulen. Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig; Berlin, 1926. (Byz. Archiv; 8). Gardner . The Lascarids Gardner A. The Lascarids of Nicaea, the Story of an Empire in Exile. London, 1912. Gay . Clément VI. Gay J. Le pape Clément VI et les affaires d " Orient (1342–1352). Paris, 1904. Gay . Italie. Gay J. L’Italie méridionale et l’Empire byzantin depuis l’avènement de Basile I jusqúà la prise de Bari par les Normands (867–1071). Paris, 1909. Geanakoplos . Michael Palaeologus. Geanakoplos D.J. Emperor Michael Palaeologus and the West. Cambridge (Mass.), 1959. Gelzer . Themenverfassung. Gelzer H. Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. Leipzig, 1899. (Abb. d. Kgl. Sachs. Ges. d. Wiss., Phil.-hist. Kl. 18,Nr.5). Gerland . Lat. Kaiserreich. Gerland E. Geschichte des lateinischen Kaiserreiches von Konstantinopel, Ï Geschichte der Kaiser Balduin I. und Heinrich, 1204–1216. Homburg v. d. Hohe, 1905 Gibbon-Bury . Gibbon E. The History of the Decline and Fall of the Roman Empire/Ed. in 7 vol. with introd., notes, appendices, and index by J.B. Bury. London, 1923. Glykatzi-Ahrweiler . Recherches. Glykatzi-Ahrweiler H. Recherches sur l’administration de l’Empire byzantin aux IX e -XI e siècles//Bull. de correspondance hell. 84 (1960). P. 1–111. Grabar . Empereur. Grabar A. L’empereur dans l’art byzantin. Recherches sur l’art officiel de l’Empire de l’Orient. Paris, 1936. (Publications de la Faculté des Lettres de l’Univ. de Strasbourg; 75). Grabar . Iconoclasme. Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archéologique. Paris, 1957. Grafenauer . Nekaj vprašanj. Grafenauer B. Nekaj vprašanj iz dobe naseljevanja junih Slovanov//Zgodovinski asopis 4 (1950). S. 23–126. Grégoire. Épopée byzantine. Grégoire H. Études sur l’épopée byzantine//Revues des études grecques 46 (1933). P. 29–69.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1–3. Paris, Plon, 1934–1938. LXII, 681 p.; IV, 920 p. XXIV, 834 p. Cahen, C. La Syrie du nord à l’époque des croisades et la principauté franque d’Antioche. Paris, Geuthner, 1940. (Institut frangais de Damas, Bibliotheque orientale, t. I). Nicholson, R. L. Tancred: a study of his career and work in their relation to the First Crusade or the establishment of the Latin states in Syria and Palestine. [Diss.] Chicago, 1940. 240 p. Papadopulos, A. Th. Versuch einer Genealogie der Palaiologen 1259–1453. [Diss.] München, 1938. XVI, 107 S., I Stammtaf. Halecki, O. Un empereur de Byzance à Rome. Vingt ans de travail pour l’union des églises et pour la défense de l’empire d’Orient, 1355–1375. Warszawa, 1930. 416 p. (Tow. Nauk. Warsz., 8). Gaudfroi-Demombynes, J. Le monde musulman et byzantin jusqu’aux croisades. Paris, Boccard, 1931. 591 p. (Histoire du monde). Bussi, Е. Ricerche intorno alle relazioni fra retratto bizantino e musulmano. Milano, Vita e Pensiero, 1933. 95 p., 6 lit. (PubbL dell Univ. Cattol. del S. Cuore. S. 2. Sci. giurid., vol. 41). Heisenberg, A. Zu den armeniscb-byzant. Beziehungen am Anfang des 13 Jahr. München, Bayer. Akad. d. Wiss., 1929. 201 S. Heisenberg, A. Ungarn und Byzanz. Debrecen, Dunàntuliny, 1928. 19 p. Мутафчиев, П. Маджарит и болгаро-византийскит отношения пред третята четвърть на X в. София, Придворна печатница, 1935. 35 стр. (Годишник на Софийск. унив. ист.-филолог. фак-т,. кн. 31, 8). Galanme, А. Les juifs de Constantinople sous Byzance. London, Luzac, 1940. 68 p. Starr, J. The Jews in the Byzantine empire, 641–1204. Athens, 1939. VII, 266 p. Macri Christo, M. Des byzantins et des étrangers dans Constantinople au moyen-âge. Paris, Guillon, 1928. 120 p. Vasiliev, A. A. The Goths in the Crimea. Cambridge, Mass., 1936. X, 292 p. (Monographs of the Mediaeval Academy of America, 11). Zakymhinos, D. A. Le despotat grec de Morée. T. I. Histoire politique. Paris, Belles-Lettres, 1932. 334 p. (Coll, de l’Inst. neo- hellenique de l’Univ. de Paris.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По этому когда говорится, что поживе Адам лет сто тридесят и роди Сифа, и что Сиф поживе лет сто пять и роди Еноса, не следует, чтобы Енос родился в год мира 235-й; он мог родиться в 234-й год, потому что, так как сто тридцатый год Адама мог сходиться с первым годом Сифа, то, если не отсечется 130-й год, можем считать его два раза. Итак, предполагая, что эти два года сходились, должно восходить к 129 году Адама и сказать, что 129 и 105 дают 234-й, который мог таким образом быть годом рождения Еноса. Тоже самое и в следующих родах. Таким образом от 10 родов можно отсечь 6 лет» 154 . Можно ли в самом деле принять эту аксиому в библейскую хронология? В некоторых местах не только можно, но и должно, как на пр. в период царей, где, без этой аксиомы, мы не избегнем противоречия писания самому себе, или, лучше, без нее нейдем мы в нем противоречие; ее можно допустить и в периоде судей, как увидим после. Однако мы не имеем прав, без всякого другого основания, а из уважения к одному только этому правилу, отсекать несколько лет от патриархального периода. Напротив, если в священном Писании говорится: поживе Адам лет двести тридесят и роди сына (Сифа) Быт. 5:3 , то можем еще думать, что Адам родил его на 231 году своей жизни, а не на 229. Тоже можем сказать и о других патриархах 155 . 2 Вот сравнительные таблицы хронологических показаний по тому и другому тексту. Присовокупляем показания и по Самаританскому тексту, на которых в своем исследовании будем иметь случай не однократно ссылаться. 20 Appendice a la lettre de M de Maistre pai M Paravey 1851, 12 Decembie Paris L’Universite Catholique. Favrier 1852. 30 Charles Hayes Dissertation of the Chronology of the Septuagint withan Appendix etc Lond 1741. 36 Cunighame. A syropsis of the Chronology London 1837. The Septuagint and Hebrew Chronologies Tried. Lond. 1838. The Fulress of the Times. Lond. 1839, и A Chart of Sacred Chronology. Lond. 1842. 37 Desdouits Cours Astronomie L’Univ. Cathol. T. IV. 1837 p. 349 T. VII 1839. p. 194. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...