В сел. Гаудиан (ныне Гоццано) святые основали 99-ю церковь, предназначенную для их погребения. Иулиан остался в Гаудиане для сооружения церкви, а Иулий отправился на поиски места для основания 100-го храма. Выбрав для этой цели о-в на совр. оз. Орта (ныне о-в Сан-Джулио), он переправился туда, расстелив на воде свой плащ. Изгнав с острова обитавших там змей, Иулий начал строительство церкви во имя апостолов Петра и Павла. Впосл. Иулий посетил Гаудиан, где стал свидетелем кончины брата и похоронил его в построенной им церкви. Незадолго до смерти Иулия на остров прибыл сенатор Ауденций, наместник императора, который предложил святому помощь. Иулий предсказал сенатору скорую смерть и погребение на острове. Возражая ему, Ауденций сказал, что приготовил себе гробницу в Медиолане. Вскоре после отъезда сенатора Иулий преставился (31 янв.). Его преемником стал пресв. Илия. Не достигнув Медиолана, Ауденций скончался в возрасте 32 лет. Из-за трудностей при доставке тела в город слуги вернули его на остров и Илия захоронил его близ могилы Иулия (26 нояб. или 7 дек.). В завершающей Житие похвале святым упоминается о чудесных исцелениях, происходивших у могилы Иулия. Архелогические исследования церквей на острове Сан-Джулио и в Гоццано Церковь прп. Иулия на о-ве Сан-Джулио. XI–XVIII вв. Церковь прп. Иулия на о-ве Сан-Джулио. XI–XVIII вв. Данные раскопок позволили уточнить историю церквей, основанных Иулием и Иулианом. На о-ве Сан-Джулио были обнаружены следы оборонительных сооружений V-VII вв., которые можно отождествить с укреплением, построенным в кон. V в. Новарским еп. Гоноратом ( Bertani. 2003. P. 249-250). Вероятно, на острове находилась резиденция Новарских епископов. Это подтверждается находкой эпитафии еп. Филагрия, погребенного на острове в 553 г. ( Savio. 1898. P. 251-252; Bertani. 2003. P. 250-251). Внутри укрепления находилась церковь, фрагменты к-рой были повреждены при раскопках в 1697 г. с целью обретения мощей Иулия. Сооружение церкви относится к кон. V или к 1-й пол.

http://pravenc.ru/text/1237871.html

Лит.: Savio. Piemonte. T., 1898. P. 248; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 188; Т. 3. С. 229; Fusi C. I greci apostoli del lago d " Orta: S. Giulio Prete e S. Giuliano Diacono. Novara, 1901; Lanzoni. Diocesi. Vol. ?. P. 1032-1033; Amore A. Giulio e Giuliano//BiblSS. 1965. T. 6. Col. 1237-1238; Rossetti G. Contributo allo studio dell " origine e della diffusione del culto dei santi in territorio milanese: S. Giuliano martire, i santi confessori Giulio prete e Giuliano diacono: «Concilium sanctorum»//Contributi dell " Istituto di storia medioevale dell " Università Cattolica des Sacro Cuore. Mil., 1972. T. 2: Raccolta di studi in memoria di S. Mochi Onory. P. 573-604; Frigerio P., Pisioni P. G. I ss. Giulio e Giuliano e l " evangellizzazione delle terri verbanese e cusiane: Una sconosciuta «recensio» della «legenda» (Biblioteca capitolare di Intra, cod. 12)//Verbanus. 1988. T. 9. P. 215-277; Pirotti M. La legenda dei santi Giulio e Giuliano e gli inizi del cristianesimo nel territorio novarese//Novarien. 1989. T. 19. P. 171-199; Pejrani Baricco L. Isola d " Orta: Basilica di S. Giulio//Milano capitale dell " Impero Romano 286-402 d. C. Mil., 1990. P. 297-298; eadem. Edifici paleocristiani nella diocesi di Novara: Un aggiornamento//Il Cristianesimo a Novara e sul territorio: Le origini. Novara, 1999. P. 71-135; San Giulio e la sua isola nel XVI centenario di San Giulio. Novara, 2000; Duemila anni di santità in Piemonte e Valle d " Aosta: I Santi, i beati, i venerabili, i Servi di Dio, le personalità distinte: Guida completa dalle origini ai nostri giorni/A cura di A. Ponso. Cantalupa, 2001. P. 92-94; Pantò G., Pejrani Boricco L. Chiese nelle campagne del Piemonte in età tardolangobarda//Le chiese rurali tra VII e VIII secolo in Italia settentrionale/Ed. G. P. Brogiolo. Mantova, 2001. P. 17-54; Bertani A. Il «castrum» dell " isola di San Giulio d " Orta in età longobarda//Fonti archeologiche e iconografiche per la storia e la cultura degli insediamenti nell " altomedioevo/Ed. S. Lusuardi Siena. Mil., 2003. P. 258-259; Rimoldi A. Jules//DHGE. 2003. T. 28. Col. 474-477.

http://pravenc.ru/text/1237871.html

Православная церковь признает св. Льва папою, которому принадлежало первенство чести во вселенской церкви, но она не признает его вождем церкви в ультрамонтанском смысле. Главным же образом она видит в нем святого и могущественного борца против евтихианства. Его борьба против этой ереси настолько была благотворна для церкви, что поставила его в ряду вселенских учителей церкви и усвоила ему название: «Великого». И. Дроздов 1 При написании сочинения автор имел под руками: Творения св. Льва по изданию Migne, Patrologiae cursus completus ser. lat. LIV–LVI. Paris 1846. Du-Pin, Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques и пр. Mons M. D. CLXXXXI (1691) T. IV. Ceillier, Histoire génerale des auteurs sacrès et ecclesiastiques. Paris M. D. CCLVII (1747) T. XIV. Tillemont, Memoires pour servir a l’histoire ecclesiastique de VI premiers siècles, т. XV. Paris. 1710. Arendt, Leo der Grosse und seine Zeit. Mainz. 1835. Perthel, Papst Leo’s I Leben und Lehren. Iena. 1843. Böhringer, Die Väter des Pabsthums. Leo I und Gregor I. Stuttgart 1879 (составляет XII том его Die Kirche Christi und ihre Zeugen). Bowers, Unpartheische Historie der Romischen Päpste. Magdeburg und Leipzig. 1752. Th. II. Langen, Geschichte der Romischen Kirche von Leo I bis Nicolaus I. Bonn. 1885. Saint-Cheron, Histoire du pontificat de Saint Leon-le-Grand et de son siècle. Paris. 1846. 2 fol. Bertani Vita di S. Leone Magno. Monza 1881 (труд не научный). Gore, Leo the Great. London (год не назван, труд тоже не научный). Hefele, Conciliengeschichte (первое издание). Walch, Entwurf einer Historie der Ketzereien, Spaltungen und Religionstr. bis auf die Zeiten d. Reform. Leipzig 1762–85. Thyery, Nestorius et Eutiches, Paris. 1872. Деяния святых вселенских соборов (издание Казанской Духовной Академии). Лебедев. Вселенские соборы IV и V века. Делицин, св. Лев Великий . Москва. 1847 г. Певницкий, св. Лев Великий , как проповедник. (Труды Киевской Духовной Академии 1870, I). Системы церковной истории: Schröckh (1768 и дал.), Neander (1866), Gieseler (1831), Kurtz (1853) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...