Самые ранние упоминания о миссии Л. сохранились в Житии св. Лиудгера, составленном Мюнстерским еп. Альтфридом (839-849) (BHL, N 4937). В сер. IX в. было создано краткое Древнее Житие Л., сохранившееся в 8 рукописях XV в. и впервые опубликованное нидерланд. ученым М. Я. А. Молцером (BHL, N 4810b; Moltzer. 1909. S. 221-235; MGH. SS. T. 30. P. 791-795). Датировка Древнего Жития была предметом дискуссии. По мнению Молцера, оно было составлено между 786 и 849 гг., позже появления Жития св. Григория, еп. Утрехтского (BHL, N 3680), но до создания Жития св. Лиудгера. Однако др. исследователи доказали, что при написании Древнего Жития использовалось Житие св. Лиудгера. Т. о., текст был создан после 839 г., когда Альтфрид был возведен на епископскую кафедру, но до кончины Хукбальда из Сент-Аманда († 930), автора 2-го Жития Л. (BHL, N 4812). По одной из версий, Древнее Житие было написано после разграбления норманнами в 882 г. Девентера, где покоились мощи святого (см.: Levison. 1912. S. 287-288; Lintzel. 1931. S. 87; Kronshage. 1964. S. 8-9). А. Хофмайстер предположил, что оно было составлено между 840 и 864 гг., т. к., по мнению исследователя, Древнее Житие Л. использовал автор 2-го Жития св. Лиудгера, созданного между 855 и 864 гг. в аббатстве Верден (BHL, N 4939-4943; см.: MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Наиск. Die Herkunft. 1964. S. 221-239; L ö we. 1965. S. 355-358). Этой т. зр. придерживаются совр. исследователи (напр.: Otten. 2006. S. 13-16). Местом составления Древнего Жития считали Девентер ( Levison. 1912. S. 288) или Утрехт ( Kronshage. 1964. S. 13-14), но более вероятно, что текст был написан в Вердене (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 790; Drogereit. 1951. S. 61-62; L ö we. 1965. S. 360). Среди источников Древнего Жития были не только агиографические сочинения (Жития Григория Утрехтского и Лиудгера), но и устные сказания, напр. о путешествии Л. к саксам (см.: Eis. 1936. S. 42-57; Genzmer. 1951. S. 161-171; Наиск. Die Herkunft. 1964. S. 743-745), а также «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного.

http://pravenc.ru/text/2463217.html

В IX в. Л. стал крупнейшим духовным и культурным центром Зап. Бретани. К этому времени относится создание цикла лит. произведений о св. Винвалоэ. По велению аббата Аэлама мон. Климент составил алфавитный гимн в честь Винвалоэ, в котором содержатся указания на основные вехи жизненного пути святого (гимн датируется по упоминанию бретон. правителя Саломона (857-874)). Сохранились также 2 анонимных гимна - для вечерни и утрени в дни памяти св. Винвалоэ (изд.: Morice. 2007. T. 2. P. 524-531; см.: Poulin. 2009. P. 401-405). Между 860 и 884 гг. мон. Урдистен (впосл. аббат Л.) составил пространное прозиметрическое Житие св. Винвалоэ в 3 книгах (BHL, N 8957-8958), возможно с использованием более раннего Жития, текст которого не сохранился. В 1-й книге повествуется о жизни Винвалоэ до основания Л., во 2-й - о деяниях святого как аббата основанного им мон-ря. Эти книги написаны прозой, но в них содержатся стихотворные вставки. В 3-й книге, метрической, пересказывается содержание 2 прозаических книг (см.: Poulin. 2009. P. 406-428). К Житию приложена гомилия, разделенная на 12 литургических чтений для ноктурн в дни памяти св. Винвалоэ (BHL, N 8959; см.: Poulin. 2009. P. 428-430). Житие Винвалоэ отличается вычурным, намеренно усложненным риторическим слогом; изложение прерывается нравоучительными отступлениями, в текст включено множество библейских цитат и аллюзий (см.: Morice. 2007. T. 1. P. 159-184). Напротив, в гомилии, адресованной мирянам, повествование о жизни святого отличается простотой и лаконичностью. Композиция агиографического корпуса мон. Урдистена, в к-рый вошли прозиметрическое Житие (opus geminatum) и гомилия для народа, по-видимому, сложилась с учетом таких произведений, как прозаическое и стихотворное Жития св. Кутберта, составленные Бедой Достопочтенным (BHL, N 2020-2021), и «двойное» Житие св. Виллиброрда с гомилией, написанное Алкуином (BHL, N 8935-8939), а также, вероятно, Мученичество св. Дионисия, созданное аббатом Хильдуином в 30-х гг. IX в. и состоявшее из прозаической и стихотворной частей (BHL, N 2172).

http://pravenc.ru/text/2463095.html

Наиболее раннее Мученичество Н. и К. (BHL, N 6039; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae sanctorum. P., 19102. Vol. 2. P. 326-334) не связано с BHL, N 3514, хотя в нем и упоминаются Г. и П. По мнению С. Ланери, Мученичество составлено в Медиолане между 422 и 450 гг. На место создания указывают слова из пролога, где говорится, что написание рассказа о жизни Н. является прерогативой медиоланцев; Мученичество не могло появиться ранее 422 г., т. к. в нем содержатся сведения о перенесении мощей, заимствованные из «Жития Амвросия» диак. Понтия, и позднее 450 г., когда оно было использовано в предисловии к тексту «Литургии Медиолана» ( Lan é ry. 2010. P. 243; Paredi A. I prefazi ambrosiani: Contributo alla storia della liturgia latina. Mil., 1937. P. 174). Савио считал, что Мученичество Н. и К. (BHL, N 6039) является оригиналом, а не его переработкой или ближе всего примыкает к нему по сравнению с др. редакциями. Мученичество было написано между 411 и 521 гг. анонимным автором африкан. происхождения, к-рый бежал в Медиолан, спасаясь от нашествия варваров ( Savio F. La leggenda dei SS. Nazario e Celso. 1897. P. 19-20). У. Дзанетти предложил датировать это Мученичество VI-VII вв., и отметил, что по своим лингвистическим особенностям оно соотносится с Мученичеством Перпетуи (BHL, N 6637), матери Н., следовательно - оба текста написаны одним автором ( Zanetti. 1979. P. 70. Not. 2. P. 71). Согласно Мученичеству (BHL, N 6039), Н. род. в Риме. Его отец, Африкан был иудеем из Африки, мать Перпетуя - христианкой из знатного рим. рода, крещенной самим ап. Петром. Уже в 9-летнем возрасте Н. начал задумываться, чьей религии последовать - отца или матери, и молился Богу, чтобы Тот наставил его на верный путь. Когда Н. достиг совершеннолетия и изучил различные науки, Африкан, видя, что сын превзошел др. рим. юношей знаниями, решил посвятить его в тайны иудаизма. Он попытался склонить сына принять его религию, обещая, что благодаря этому Н. займет высокое положение в Риме. Однако Н. пожелал, как и мать, стать христианином и крестился в Риме у еп.

http://pravenc.ru/text/2564630.html

Этот пролог включен в ряд произведений о мучениках, созданных в Риме, в т. ч. в Мученичества святых Анастасии (BHL, N 400-401), Пуденцианы (BHL, N 6991) и Фиделия, Эксанция и Карпофора (не изд.). Согласно Б. де Геффье, пролог был составлен в V-VI вв. для Мученичества Анастасии и направлен против т. н. Декрета Геласия (см.: Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. T. 1. P. 312-313; Gaiffier. 1964; Mimouni S. C. Les «Transitus Mariae» sont-ils vraiment des apocryphes?//StPatr. 1993. Vol. 25. [Pt. 4]. P. 125-127; Lizzi Testa. 2007. P. 287-288). В редакциях Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы, изданных болландистами и Мабильоном, заметно влияние рим. Мученичества св. Анастасии - пространного «агиографического романа», персонажами к-рого кроме св. Анастасии являются мученики Хрисогон (BHL, N 1795), Агапия, Хиония и Ирина (BHL, N 118) и Теодота (BHL, N 8093) (изд.: Delehaye. 1936. P. 221-249). Исследователи обычно относят составление Мученичества св. Анастасии к кон. V или к 1-й четв. VI в. ( Lizzi Testa. 2007. P. 288-289, 294), но П. Ф. Моретти датировала его примерно сер. V в. ( Moretti P. F. La Passio Anastasiae: Introd., testo crit., trad. R., 2006). Согласно Мученичеству св. Анастасии, Хрисогон, ее наставник, был схвачен гонителями в Аквилее, приговорен имп. Диоклетианом к смерти, казнен в «Ступенчатых водах» (ad locum qui dicitur Aquas Gradatas) и похоронен пресв. Зоилом. В др. частях Мученичества среди гонителей упоминаются презид Дульцитий и комит Сисинний. Эти и др. черты сходства текстов позволили исследователям предположить, что составитель болландистской редакции Мученичества Канция, Канциана и Канцианиллы использовал Мученичество св. Анастасии ( Dufourcq. 1907. P. 217-218; Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 868-870; Delehaye. 1936. P. 165). Связь между текстами Мученичеств подчеркивается также тем обстоятельством, что в болландистской редакции мученики представлены как члены знатного рим. рода Анициев. С покровительством, к-рое Аниции оказывали рим.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

Гробница св. Моники в ц. Сан-Агостино в Риме Гробница св. Моники в ц. Сан-Агостино в Риме После XII в. почитание М. нашло отражение в агиографической литературе и в искусстве. Сохранилось подложное послание блж. Августина о добродетелях М. (BHL, N 5999). О святой говорилось в сказании о блж. Августине в «Золотой легенде» Иакова из Варацце. Особое усердие в распространении почитания М. проявили итал. августинцы-эремиты. В 1356 г. было основано сестричество в честь М. при августинском мон-ре в Монте-Сан-Савино (пров. Ареццо). На генеральном капитуле в Имоле (1387) поминовение святой было внесено в орденский календарь. В 1399 г. был основан августинский Третий орден, посвященный М.; в 1439 г. августинцы получили право создавать братства и сестричества в честь Пресв. Девы Марии, блж. Августина и М. С XIV в. все чаще появлялись изображения святой, напр., среди рельефов на монументальной гробнице блж. Августина в Павии, сооруженной августинцами-эремитами (см.: Holgate. 2003). Почитание М. имело особое значение для женщин-христианок: образцовая жена и мать, она явила пример добродетельной жизни в миру ( Gill. 1999). Повторное обретение мощей М. в Остии было связано с попытками августинцнв-эремитов обосновать преимущественное право на духовное наследие блж. Августина в споре с регулярными канониками. По инициативе некой Джованны, жившей в Остии, эремиты испросили у папы Мартина V разрешение на поиски мощей. Гробницы М. и др. святых были обнаружены при раскопках в алтарной части ц. Сант-Ауреа; 9 апр. 1430 г. мощи святой были перенесены в Рим, в ц. Сан-Трифоне-ин-Постерула, принадлежавшую эремитам (см.: Mastrorilli. 2007. P. 362-364). Самое подробное описание обретения и перенесения мощей М. содержится в проповеди августинца Андреа Бильи († 1435), впосл. авторство было приписано папе Римскому Мартину V (BHL, N 6002-6003; см.: Casamassa. 1949). Об этих событиях говорится также в папском послании «Pia caritas» от 27 апр. 1430 г. (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489). На средства гуманиста Маффео Веджо (1407-1458) была построена капелла во имя М. и изготовлен серебряный реликварий для черепа святой. Веджо составил Житие М., стихотворное Похвальное слово в ее честь, 2 оффиция и сказание о перенесении мощей (BHL, N 6003b, 6003d, 6004c; см.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 491-492; Closa Farr é s. 1989; Frazier. 2005. P. 488-489). Августинец Паоло Ольми († 1484) составил сводное сочинение о М., в к-рое вошли Житие святой, сказания о перенесении ее мощей и о чудесах (BHL, N 6004-6004a; см.: Frazier. 2005. P. 243). Ок. 1500 г. регулярный каноник Агостино Нови из Павии написал пространное Житие святых Августина и М. (Ibid. P. 345-346).

http://pravenc.ru/text/2564116.html

В Житии святых Елены и Агриция, написанном в сер. XI в. каноником трирского собора или монахом связанного с архиепископом аббатства св. Евхария, строительство базилики, куда поместили принесенные из Фригии мощи П., впервые связывается с деятельностью еп. Феликса. Согласно Житию, Феликс освятил базилику в честь Пресв. Девы Марии и Треверских мучеников, убитых Рикциоваром, префектом имп. Максимиана Геркулия (Trierer Geschichtsquellen. 1889. S. 189-191). Упоминание о гонениях на христиан, предпринятых Рикциоваром в Треверах, автор Жития заимствовал из Мученичества Фусциана, Викторика и Гентиана (BHL, N 3224-3227, см. в ст. Квинтин ). Он также использовал сведения из Жития св. Хильдульфа (BHL, N 3945). В нач. 1072 г. каноники ц. Пресв. Девы Марии и П. с разрешения архиеп. Удона из Нелленбурга (1066-1078) переместили главный алтарь и открыли доступ в крипту, где обнаружили гробницу П. и 13 позднеантичных саркофагов. Согласно надписи на свинцовой пластине, якобы найденной в крипте (BHL, N 8283), в саркофагах находились мощи Тирса, одного из командиров (duces) Фиванского легиона (см. в ст. Маврикий ), а также 12 именитых граждан г. Треверы (консул Пальмаций, сенаторы Максенций, Констанций, Кресцентий, Юстин, Леандр, Александр, Сотер, «светлейшие мужи» (viri clarissimi) Хормизда, Папирий, Констант и Иовиан), казненных префектом Рикциоваром за отказ принести жертвы языческим богам. Сама пластина не сохранилась, но ее текст приводится в неск. сочинениях, в т. ч. в «Истории Треверских мучеников» (BHL, N 8284; ActaSS. Oct. T. 2. P. 373-382), написанной одним из каноников, вероятно, летом или осенью 1072 г. Рассказ о вскрытии крипты и найденных там мощах привел и архиеп. Удон в письме своему брату Бурхарду ( Holder-Egger. 1892). На основании стиля и содержания текста исследователи однозначно признают пластину подделкой, изготовленной канониками незадолго до вскрытия крипты. Представленная в ней история была сфабрикована на основании материала из Жития святых Агриция и Елены и Мученичества св. Маврикия. С помощью поддельной пластины каноники стремились утвердить статус ц. Пресв. Девы Марии и П. как главного места паломничества в Трире в противовес соседнему аббатству св. Максимина, к-рое в XI в. претендовало на обладание мощами св. Бонифация, еще одного мученика из Фиванского легиона (эти мощи в Трир из мон-ря Муайенмутье в Лотарингии якобы перенес в VII в. хореп. Хильдульф - см. в ст. Максимин ). Кроме того, пропаганда культа Трирских мучеников могла быть вызвана и соперничеством с Кёльном , где тоже почитались мощи мучеников из Фиванского легиона во главе со св. Гереоном .

http://pravenc.ru/text/2756885.html

Ценными источниками являются булла папы Григория IX от 27 мая 1235 г. о канонизации Е. и его письмо от 7 июня (BHL, N 2492а) кастильской кор. Елизавете (Беатрисе), дочери герм. кор. Филиппа Швабского, а также свод документов и протоколов канонизационного процесса «Processus et ordo canonizationis propter quorumdam detractionem et calumnias» (Процесс и чин канонизации, составленный из-за напраслин и клеветы некоторых - BHL, N 2493a), составителем к-рого был, вероятно, доминиканец Раймунд Пеньяфортский . Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) Реликварий св. Елизаветы Тюрингской. 1236-1249 гг. (ц. св. Елизаветы в Марбурге-ан-дер-Лан) После перенесения мощей Е., которое состоялось в 1236 г. в присутствии герм. имп. Фридриха II Гогенштауфена, по просьбе руководства Тевтонского ордена известный цистерцианский проповедник и писатель Цезарий Гейстербахский (Хайстербахский) составил новое Житие Е. (BHL, N 2494), сделав акцент на королевском происхождении святой. Он придал тексту особый драматизм за счет риторического противопоставления ее высокого социального статуса и христ. смирения. В контексте идеи «царской святости» в Житии упоминается и мать Е., Гертруда Андекс-Меранская, убийство к-рой восставшими венг. дворянами было представлено автором, очевидцем события, как мученическая кончина. Цезарию Гейстербахскому принадлежит и записанное в 1237 г. свидетельство о перенесении мощей Е. «Sermo de translatione S. Elisabethae» (BHL, N 2495). Перенесение мощей описано также в составленной неизвестным автором, вероятно близким к Тевтонскому ордену, компиляции «Narratio brevis de translatione St. Elisabethae» (Краткое повествование о перенесении мощей св. Елизаветы), где впервые упоминается факт обильного источения мира от мощей Е. Имп. Фридрих II в письме, направленном генералу францисканского ордена Илии, рассказывает о посещении Марбурга и об участии в торжественном событии, во время к-рого он стал свидетелем чудесного исцеления.

http://pravenc.ru/text/189793.html

Составленное Ионой Житие св. И. впосл. перерабатывалось и дополнялось. По мнению Круша, сообщение об И., к-рое содержится в нек-рых рукописях соч. Григория Турского «О славе исповедников», основано на первоначальной редакции Жития и, т. о., является поздней интерполяцией (MGH. Scr. Mer. T. 1. Pars 2. P. 803-804). С этим текстом Круш связывал также первую переработку Жития (редакция B - BHL, N 4425), вероятно, выполненную в IX в. Редактор изменил порядок изложения событий, вычеркнул нек-рые описания чудес и существенно переработал др. эпизоды, ссылаясь на рассказы диак. Лета, якобы современника И. (PL. 87. Col. 1083-1088). В IX в. была составлена 3-я редакция Жития И. (С - BHL, N 4426-4428), автор к-рой располагал как первоначальным Житием, так и редакцией В. О составлении редакции С в монастыре И. свидетельствует то, что агиограф называл св. Григория Лингонского «нашим епископом» (pontifex noster). В Житии сделана попытка уточнить хронологию жизни И.: святой родился при императорах Валентиниане III (425-455) и Маркиане (450-457), т. е. между 450 и 455 гг., и скончался в правление кор. Австразии Теодеберта I (533-548). При этом агиограф повторяет сведения Ионы о том, что И. прожил примерно 120 лет. Вероятно, эти расчеты неверны, т. к. агиограф плохо знал хронологию событий V-VI вв., в частности, полагал, что Хлодвиг «вторгся в Галлию» при имп. Юстиниане I (527-565). Тем не менее он утверждал, что является современником И. и его 1-м агиографом, заимствовав из редакции B описание чудес святого в форме диалога с диак. Летом. В IX в. было составлено также сказание о 2 перенесениях мощей И. (BHL, N 4429). Рассказ о 1-м перенесении мощей при аббате Леобардине в VI в. основан на соответствующей главе Жития, составленного Ионой. Второе перенесение состоялось при Лангрском еп. Беттоне (упом. между 791 и 817 - Duchesne. Fastes. T. 2. P. 189), однако, куда именно были перенесены мощи И., остается неясным (ab eo loco in alium cognoscitur esse translatum). В сказании описаны также чудеса, к-рые произошли в связи со 2-м перенесением мощей. В сказании о 3-м перенесении мощей И. (BHL, N 4430) описаны события, связанные с вторжением норманнов в Бургундию (888), когда мощи И. были укрыты от опасности в замке Семюр, а также ряд новых чудес святого.

http://pravenc.ru/text/469414.html

Впосл. т. н. текст из Фарфы был разбит на главы, повествующие о различных мучениках. Эти главы распространялись как отдельные произведения, тогда как первоначальный текст Мученичества И. был утрачен. Так, болландистами изданы 3 редакции Мученичества, к-рые основаны на т. н. тексте из Фарфы (BHL, N 4457, 4458, 4460; ActaSS. Iun. T. 6. P. 265-267). В одной из версий (BHL, N 4458) исправлены грамматические и орфографические погрешности оригинала, текст значительно сокращен, в т. ч. за счет риторических отступлений. В др. версии (BHL, N 4457), также сокращенной, гибель И. и др. мучеников связывается с победой имп. Септимия Севера над Клодием Альбином. Третья версия Мученичества святого (BHL, N 4460), которая может быть датирована по наименованию г. Везонцион Хризополем (засвидетельствовано источниками с 1-й пол. IX в.- Castan A. Origine du surnom de Chrysopolis donné à la ville de Besançon à partir du IXe siècle//Bibliothèque de l " École des Chartes. 1888. T. 49. P. 215-225), была составлена в Бургундии и является гомилией на день памяти святого. Со ссылкой на «Церковную историю» (sicut ecclesiastica refert historia) здесь исправлены фактические ошибки, содержащиеся в т. н. тексте из Фарфы, подчеркивается значение деятельности И. как «апостола бургундцев» (Burgundionum apostoli). Вероятно, из «Церковной истории» составитель Мученичества почерпнул сведения об учености И., о его познаниях «в философских, платоновских и пифагорейских науках». В тексте упомянуты все легендарные ученики И., известные средневековым агиографам: Феликс, Фортунат и Ахиллий, Ферреол и Ферруций, а также св. Бенигн и его соратники, о которых сообщается в т. н. тексте из Фарфы. Кроме опубликованных болландистами редакций В. Мейер обнаружил еще 2 версии Мученичества И., к-рые также восходят к т. н. тексту из Фарфы (см.: Straeten. 1961. P. 122-123). К IX в. относятся сказания об И. в «исторических» Мартирологах, которые основаны не только на агиографической традиции, но и на сочинениях блж. Иеронима Стридонского («О знаменитых мужах») и свт.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

F. Dolbeau//RBen. 1992. Vol. 102. P. 267-297). Три гомилии Августина посвящены дню памяти П. и Фелицитаты ( Aug. Serm. 280-282), еще 2 гомилии на день памяти мучениц ( Idem. Serm. 394, 394А) в наст. время считаются не принадлежащими ему. В трактате «О природе и происхождении души» (De natura et origine animae), составленном ок. 421 г., Августин оспаривает существующее в то время мнение о том, что дети, умершие без крещения, могут получить прощение первородного греха по молитвам святых и особенно мучеников. В качестве аргумента в пользу этого мнения в трактате приводятся 2-е и 3-е видения П. Однако, по мнению блж. Августина, П. могла испросить у Бога прощение своему брату лишь в том случае, если Динократ принял крещение, но затем под уговорами отца склонился к идолопоклонству, а потому и был осужден на наказание в загробном мире ( Idem. De anima et ejus orig. 1, 10, 12). «Страсти...» стали образцом для последующих агиографических текстов об африкан. святых, таких как «Страсти Мариана и Иакова» (BHL, N 131) и «Страсти Монтана, Луция (Лукия), Флавиана и других мучеников» (BHL, N 6009), а также повлияли на «Житие Киприана, еп. Карфагенского» (BHL, N 2041), написанное диак. Понтием. В нач. XX в. при раскопках в Карфагене были найдены различные надписи, свидетельствующие о почитании мучеников. Так, П. Делаттр обнаружил в базилике в Мсидфе (Basilica maiorum), к северу от Карфагена, 24 фрагмента мраморной плиты с надписью: «Hic] sunt marty[res] Saturus, Satu[r]n[inus], Rebocatus, S[e]c[undulus], Felicit(as), Per[pe]t(ua) pas(si) [non)as Mart(ias)] [...M]aiulu[s...» (CIL. T. 8. Pars. 4. N 25038; Duval. 1982. Vol. 1. P. 13-16; Ennabli L. Les inscriptions funéraires chrétiennes de Carthage. P., 1982. Vol. 2: La basilique de Mcidfa; Pass. Perp. P. 25-27) и предположил, что плита лежала на месте погребения мучеников. В качестве подтверждения этой теории может служить утверждение Виктора , еп. г. Вита (V в.), о том, что П. и пострадавшие с ней были похоронены в этой базилике ( Vict.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010