Г. как Житие (BHG, N 139b; Leone. 1983). Мученичество мч. Кодрата Коринфского и дружины представляет собой творческую переработку источников, сообщающих о неск. поколениях Коринфских мучеников (BHG, N 358; Leone. 1987/1989). Создавая новую версию Жития прп. Михаила Синкелла (BHG, N 1297; Шмит. 1906. С. 260-279), Н. Г., неудовлетворенный повествовательной структурой оригинального Жития IX в. (BHG, N 1296), в к-ром слишком много внимания уделялось братьям Феодору и Феофану Начертанным, почти полностью изъял фрагменты, в к-рых говорилось о них, при этом главного персонажа Жития прп. Михаила сделал центральной фигурой 2-го периода иконоборчества. Н. Г. уделял особое внимание внутреннему миру героев, одновременно наглядно представляя читателю их эмоции (характерны замена косвенной речи прямой и преобладание диалогов над монологами), и рассуждал на их примере об устройстве человеческого разума и души. В то же время он опускал рассказы о чудесах и неважные для основной сюжетной линии исторические детали ( Lukhovitskiy. 2014). Однако при необходимости Н. Г. обращался к редким историографическим источникам, дополняя их сведениями малоинформативные агиографические сочинения: для написания Похвального слова Константину Великому он использовал «Жизнь Константина» Евсевия, еп. Кесарии Палестинской, практически не замеченную ранней агиографической традицией ( Hinterberger. 2004. P. 293, 297-298). Н. Г. включал в Жития и похвальные слова, отвлеченные размышления и полемические выпады против оппонентов: так, в Житие св. имп. Феофано (BHG, N 1795; Kurtz. 1898. С. 25-45) было помещено теоретическое рассуждение о невозможности удостоиться божественного видения наяву. Однако попытка использовать агиографию как инструмент богословской полемики привела к тому, что сочинения Н. Г. оказались в опасности. В 24-й кн. «Ромейской истории» Н. Г. рассказывал, что в годы опалы его противники грозились предать их огню ( Niceph. Greg. Hist. Vol. 2. P. 1144-1145). К сочинениям Н. Г. философского характера относятся произведения разных жанров.

http://pravenc.ru/text/2565528.html

Мученичество Кодрата (BHG 358) 841 . Leone P. L. M. La «Passio Sancti Cordati» di Niceforo Gregora//EEBS 1987–1989. 47. 275–294. [Text. cod. Angel. gr. 82, XI saec., Vat. gr. 1085, XIV saec.]. Житие преп. о. н. Михаила Синкелла (BHG 1297) 842 . Jahnius A. Anecdota graeca theologica. Lipsiae 1893. 76 sq.; AASS Nov. 1894. 2. 323. [Фрагм.]. изд.: 843 . Schmit Th. N. Kahrie-Dzami//Изв. Рус. археол. ин-та в Константинополе. Одесса; София 1906. 11. 260–279. Житие муч. Василиссы (BHG 2059) 844 . Bezdéchi S.//Mel. hist. gn. 1927. 1. 78–85. Житие св. о. н. Иоанна архиепископа Понта Ираклийского 845 . Laurent V.//ArchPont 1934. 6. 29–63. Житие великомуч. Димитрия Мироточивого 846 . Laourdas В. В. Βυζαντιν και μεταβυζαντιν γκμια ες τν γιον Δημτριον//Maked 1955–1960. 4. 83–96. Житие Феофано, супруги Льва VI (BHG 1795) 847 . Kurtz Е. Zwei griechische Texte über die hl. Theophano, die Gemahlin Kaisers Leo VI//Mém. Ac. St.-Pétersbourg. Ser. VIII. 1898. 342. 25–45. Слово на великомуч. Меркурия 848 .//Binon S. Documents grecs inédits relatifs à s. Mercure de Césaréc. Louvain 1937. 67–91. [Парал. франц. пер.]. [BHG 1277].   Риторические соч. 849 . Leone P. L. М. L’encomio di Niceforo Gregora per il re di Cipro (Ugo IV di Lusignano)//Byz 1981. 51:1. 211–224. См. также: Сметанин Г. В. Энкомий Никифора Григоры королю Кипра Гуго IV Лузиньяну (из истории кипрско-византийских идеологических связей середины XIVb.)//АДСВ 1987. 23. 121–126. 850 . Leone P. L. М. La «Technologia» attribuita a Niceforo Gregora nel cod. Papiensis (Bibl. Univ.) gr. 363.//Orpheus. Rivista di umanità classica e cristiana. Catania. 1994. 15. 157–160. 851 . Sideras A. Zu den beiden anonymen Prosamonodien des Cod Laur. acquisti e doni 341//RSBN 1987. 24. 201–209. Множество соч. дан. жанра (напр., речи похвальные и речи на смерть Андроника II и III, некролог Феодору Метохиту, Оплакивание брата и др.) изданы. Похвала Гераклее Понтийской (неизд.). Завещание. Перечень см. в PLP. Поэтические соч. Epigramma sepulcrale//Арр. Anth. 2.774. [Cf. Anthologiae Graecae appendix (TLG 7052/2) (=TLG4145/X01)].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В 1249 г. папа Иннокентий IV , опасаясь союза И. Д. В. и Фридриха II, прислал к И. Д. В. посольство во главе с Иоанном Пармским. Были возобновлены переговоры об унии, но достичь соглашения не удалось. В 1253-1254 гг. И. Д. В. отправил посольство в Рим. Он предлагал папе Иннокентию IV отказаться от активной помощи латинянам в К-поле в обмен на уступки в деле объединения Церквей. Однако переговоры не дали результата и были прерваны в связи со смертью И. Д. В. и Иннокентия IV. И. Д. В. был похоронен в Сосандрском мон-ре близ Нимфея. Почитание И. Д. В. возникло сразу после его смерти, он именовался «милостивым» за широкую благотворительность и справедливость, память праздновалась 4 нояб. И. Д. В. были посвящены Житие, составленное Георгием, еп. Пелагонийским (BHG, N 933), анонимное Похвальное слово (BHG, N 934), Погребальная речь Георгия Акрополита (BHG, N 934b), Похвальное слово Константина Акрополита (BHG, N 934с), Похвальное слово имп. Феодора II Ласкаря (BHG, N 934d). Сохранился также канон неизвестного автора в рукописи XV в. Lesb. Leim. 124 (Ταμεον. Σ. 79. N 175). Служба, составленная в честь И. Д. В. прп. Никодимом Святогорцем , была издана в 1872 г. в К-поле митр. Агафангелом Эфесским ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 229). В ХХ в. служба этому императору была написана мон. Герасимом Микраяннанитом . По мнению Д. Констанделоса, причиной почитания И. Д. В. стала его социальная политика - земельная реформа и покровительство ремесленникам. В наст. время честная глава И. Д. В. хранится в мон-ре Дусику (Греция). Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 1; Heisenberg A. Analecta: Mitt. aus italienischer Handschriften byzantinischer Chronographen. Münch., 1901. S. 38-43; idem. Kaiser Johannes Batatzes der Barmherzige: Eine mittelgriechische Legende//BZ. 1905. Bd. 14. S. 160-233; Georg. Acrop. Chron.; Жаворонков П. И. Эпитафия Георгия Акрополита имп. Иоанну Дуке: Пер. с древнегреч. и коммент.//ВВ. 1987. Т. 48(73). С. 217-227 (То же// Георгий Акрополит. История. СПб., 2005. С. 140-152); Georg. Pachym. Hist. 1984. Vol. 1.

http://pravenc.ru/text/469756.html

авторам: впервые к нему обратился в «Хронографии» прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron. P. 169), сообщение которого о Н. м. повторяет Георгий Кедрин (XI-XII вв.; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 1. Р. 639); резюме Мученичества включил в «Церковную историю» и Никифор Каллист Ксанфопул (XIV в.; Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 6). Сохранились 4 позднейшие греч. переработки Мученичества: выполненная в кон. X в. Симеоном Метафрастом (BHG, N 167); анонимная (BHG, N 166y) в рукописи XI в. (Athos. Prot. 2); анонимная (BHG, N 166z) в рукописи XI в. (Paris. Coislin. gr. 110; изд.: Halkin. 1987); версия из манускрипта XIII в. (Ambros. gr. 350 (F 93)), автором которой считается Николай Месарит , митр. Эфесский (2-я пол. XII - нач. XIII в.). Переработка BHG, N 166y, носящая менее радикальный характер, чем у Симеона Метафраста, по мнению Детораки, послужила промежуточным звеном между древним Мученичеством и редакцией Симеона, который, возможно, использовал и другие, в наст. время утраченные варианты Мученичества. Версия BHG, N 166z, напротив, создана после редакции Симеона Метафраста и, возможно, является ее сокращением ( Detoraki. 2002). Мч. Арефа. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е гг. XI в. Мч. Арефа. Роспись кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция. 30-е гг. XI в. Известны также переводные редакции Мученичества на араб., эфиоп., груз. и арм. языках. Араб. перевод был выполнен предположительно в IX в. с использованием др. источников, благодаря чему содержит ряд деталей, отсутствующих в греч. традиции ( Binggeli. 2007. P. 170-175). Пространная араб. версия сохранилась в неск. вариантах (древнейшая и наиболее близкая к греч. оригиналу рукопись - Sinait. arab. 428, X в.). От нее (по всей вероятности, через посредство промежуточной несохранившейся редакции) происходит сокращенная версия (частичное издание по древнейшей ркп. Lond. Brit. Lib. Orient. 5019 (XI в.) с нем. переводом: Lenora. 2005; критическое издание с итал. переводом: Tradizioni orientali. 2006. P. 21-89; исследование по ркп.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР АТРОЙСКИЙ [Греч. Πτρος ν τ Ατρ] (кон. 773 - 1.01. 837), преподобноисп. (пам. 13 сент.), игум. Захариевой обители близ сел. Атроа (о нем подробнее см. в ст. Олимп , горный массив). Известно прозвище святого - Авукис (Αβοκις или Αβοκης; букв.- «Бесхлебный»), к-рое он получил за крайнюю строгость индивидуального поста - отказ от любой пищи, кроме овощей. Источники Сохранилось 2 версии Жития П. А.: BHG, N 2364 (изд.: Laurent V. La Vie merveilleuse de St. Pierre d " Atroa. Brux., 1956. P. 65-225. (SH; 29)) и BHG, N 2365 (изд.: Idem. La Vita retractata et les miracles posthumes de St. Pierre d " Atroa. Brux., 1958. (SH; 31)). Согласно издателю и исследователю этих текстов В. Лорану, обе версии были написаны известным агиографом, учеником П. А. мон. Саввой, автором, в частности, Жития прп. Иоанникия Великого (BHG, N 935). Первая версия Жития, по Лорану, создавалась в 847-850 гг., 2-я - между 850 и 865 гг. В версии BHG, N 2364 автор сообщает в основном факты биографии святого, а при составлении версии BHG, N 2365 он делает акцент на посмертных чудесах. Биография П. А. род. в г. Элее близ Пергама в семье предположительно военного чиновника Космы и был крещен с именем Феофилакт. Мать его, Анна, долго оставалась бездетной и обещала посвятить первенца Богу. Во исполнение обета, когда П. А. было 12 лет, мать привела его к епископу Элейскому, к-рый причислил мальчика к клиру. Затем П. А., наставленный явившейся ему Божией Матерью, стал учеником мон. Иакова, вместе с к-рым отправился на гору Олимп Вифинский (790/1). Там он в видении получил еще одно наставление, следуя к-рому ушел во фригийские горы, в район Дагуты, где в месте, называемом Крипта, встретил отшельника по имени Павел. Тот стал его учителем и ок. 794 г. постриг в монахи с именем Петр. Ок. 803 г. или несколько позже Павел решил, что П. А. пора рукополагать во пресвитера, и послал его с сопроводительным письмом к свт.

http://pravenc.ru/text/2580370.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ И ИУЛИАН [греч. Καισρειος (Καισριος) καì Ιουλιανς; лат. Caesarius et Julianus] (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.). Лат. Мученичество К. и И. известно в 4 редакциях. По мнению болландистов, ранняя редакция (BHL, N 1511) составлена до V в., другие исследователи считают, что она появилась между V и VI вв., отмечая легендарный характер и сомнительную историческую достоверность повествования. Редакция сохранилась в 55 рукописях и была впервые издана болландистом Г. ван Хофом в 1887 г. (ActaSS. Nov. T. 1. P. 106-117). Существует греч. перевод данной редакции (BHG, N 284-284а), сохранившийся в 2 вариантах, один из к-рых (BHG, N 284a) не издан. Др., более краткие лат. версии (BHL, N 1512-1513) представляют собой извлечения из 1-й редакции Мученичества. Пространный вариант Мученичества (BHL, N 1514) был написан в XI в. и содержит вставной рассказ о мц. Флавии Домицилле и 2 ее слугах - мучениках Нерее и Ахиллии, к-рые также пострадали в Таррацине (ныне Террачина, Италия) и были похоронены К. (см. ст. Нерей и Ахилий ). Кроме того, на лат. и греч. языках сохранилось сказание о чуде исцеления от мощей К. и И. и об их перенесении в Рим (BHL, N 1517-1518; BHG, N 285). В X в. Флодоард Реймсский посвятил К. главу в поэтическом произведении «О победах Христа в Италии» ( Flodoardus canonicus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. V 10//PL. 135. Col. 689-692). В кон. XIV в. повествование о К. и об И. было включено в «Перечень святых» Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. X 2). Существуют также эпитомы на лат. языке (BHL, N 1515-1516) и Похвальное слово (BHG, N 285а) и эпитомы на греч. языке (BHG, N 285d - 285e). Согласно 1-й лат. редакции Мученичества, во время правления имп. Клавдия диак. К. пришел в Кампанию, в Таррацину. В городе был обычай, заключавшийся в том, что в течение года один из жителей мог получать всевозможные удовольствия и вести роскошный образ жизни, но в 1-й день январских календ (1 янв.) он должен был добровольно броситься со скалы в море и т.

http://pravenc.ru/text/1684269.html

рукописях, самая ранняя - XIII в.) и Житие из рукописи Athen. 321 (XII в.; BHG, N 884a). Эта редакция, к-рая, возможно, вышла из круга Михаила Синкелла (1-я пол. IX в.; ), представляет собой мифический рассказ, изображающий И. Д. сыном мусульманина и изобилующий хронологическими неувязками (напр., папа Римский свт. Григорий I Великий (590-604) представлен современником имп. Траяна (98-117)). Особняком стоят краткое Житие, составленное в К-поле,- т. н. Vita Marciana (X в. (?); BHG, N 885b), к-рое издатель М. Гордилло считал древнейшим (это мнение отвергнуто др. исследователями), и анонимное Житие, повествующее лишь о конфликте И. Д. с имп. Львом III Исавром (717-741) (не ранее кон. XIV в.; BHG, N 885c). Краткие заметки об И. Д. есть в «Лексиконе Суды» (X в.; BHG, N 885g) и в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.; BHG, N 885e). Сказание об И. Д. имеется также в эфиоп. Синаксаре (рукопись XV в.) под 8 числом месяца тахсас, что соответствует дню его визант. памяти - 4 дек. (Le Synaxaire éthiopien/Éd., trad. S. Grébaut. P., 1927. P. 683-687. (PO; T. 15. Fasc. 5)). По всей видимости, оно происходит из арабо-мелькитского источника, поскольку в копто-араб. Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.), с к-рого был сделан эфиоп. перевод, оно отсутствует. Когда начались гонения на иконы при имп. Льве III, И. Д. составил послание против иконоборческой ереси, к-рое имело широкое хождение по всей Византийской империи (вероятно, речь идет о «Защитительных словах...»). По повелению имп. Льва, решившего оклеветать И. Д. перед халифом, писцы, подделав почерк И. Д., составили письмо от его имени, в к-ром он якобы призывает визант. императора напасть на Дамаск, в то время как между халифатом и Византией был подписан мирный договор. Подложное письмо Лев переслал халифу, прибавив к нему свое, содержащее заверения в следовании мирному договору. Халиф не поверил уверениям И. Д., что письмо - подделка, и повелел отсечь ему руку, к-рую повесили на рынке на всеобщее обозрение. Истекающий кровью И. Д.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 72-82; BHG, N 502) повествует об избавлении Фессалоники от эпидемии чумы, охватившей всю страну. Иоанн подробно описывает эпидемию, от к-рой умирали и младенцы, и воины, и правители. Уповая на помощь покровителя Фессалоники Д. С., люди усердно молились всю ночь в его храме, а наутро многие из них стали выздоравливать, те же, кто остались дома, умерли. Это событие относят к июлю 586 г. ( Lemerle. 1981. Т. 2. P. 79). Следующая группа чудес (4-7) в Собрании I относится к категории «духовного исцеления», или избавления от заблуждений. Чудо 4 «О демонах» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 82-86; BHG, N 503) рассказывает о воине, к-рым овладели демоны, и он не мог молиться. Товарищи отвели его в храм Д. С. и положили там, а наутро рассудок вернулся к нему. Чудо 5 «О востребовании мощей мученика» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 87-90; BHG, N 504-504b). Имп. Маврикий потребовал у архиеп. Фессалоникийского Евсевия прислать ему мощи Д. С. для помощи на войне. Евсевий отказал императору, напомнив, что еще имп. Юстиниан тщетно пытался получить мощи святого. Тогда служители церкви решили открыть мощи, производя раскопки в предполагаемом месте их нахождения, но были остановлены внезапно появившимся пламенем и голосом Д. С., запретившего им делать это. Чудо 6 «О серебряном троне» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 90-95; BHG, N 505). Во время пожара в храме Д. С. (см. Чудо 12) был разрушен серебряный киворий над гробницей Д. С.- главное украшение храма. Архиеп. Евсевий для возмещения серебра, недостающего на восстановление кивория, решил расплавить трон, находившийся в храме, но одному из священников во сне явился Д. С. и запретил делать это. Однако Евсевий не поверил ему, тогда Д. С. 2-й раз явился священнику, а через 18 месяцев - 3-й, на этот раз обещая позаботиться о кивории. Вскоре к Евсевию обратился некто по имени Мина, а затем и др. жертвователи серебра на восстановление кивория. Чудо 7 «О пономаре Онисифоре» ( Lemerle. 1979. Т. 1. P. 96-99; BHG, N 506) часто встречается в последующих собраниях. Некий юноша Онисифор, в обязанность которого входило зажигать свечи и оправлять лампады в храме Д. С., начал красть и продавать свечи, а деньги присваивать. Д. С. явился ему во сне, но Онисифор не внял предостережению святого. Однажды ночью он хотел похитить свечи из кивория, но был остановлен голосом Д. С. из гроба. Онисифор упал, как пораженный громом, а очнувшись, покаялся и оставил греховную страсть. Чудо имело место во времена Евсевия (предшественника Иоанна на церковном престоле Фессалоники), но до того, как он стал епископом, т. е. до 586 г.

http://pravenc.ru/text/178231.html

1445 . Aubineau М. Textes de Marc l’Hermite, Diadoque de Photicé, Jean de Carpathos et Maxime le Confesseur dans le cod. Harleianus 5688//OCP 1965. 30. 256–259. 1446 . De Nicola A.//Dictionnaire encyclopédique du christianisme ancien. P. 1990. 2. 1311. 1447 . Disdier M. Th. Jean de Carpathos: l’homme, l’oeuvre, la doctrine spirituelle//EO 1932. 31(167). 284–303; 1941–1942. 39(199–200). 290–311. 1448 . Krausmüller D. Dating John of Carpathus to the 6 th century: A textual parallel between his Capita hortatoria and the Pandectes of Antiochus of St. Sabas//Gouden Hoorn. Tijdschrift over Byzantium. 1999. 7:1. 7–13. [Статья не учтена в кн. А. Г. Дунаева 4 .1442), склоняющегося к более ранней датировке на осн. не отмечавшихся ранее параллелей с авторами IV-V вв. Сравнение обеих сотниц с Пандектами (CPG 7843) нач. VII в. позволяет Д. Краусмюллеру установить верхний предел жизни преп. Иоанна не позднее VI в. Вывод о нижней границе, базирующийся на полемике против учения о вечности мира (к-рая, будто бы, не могла возникнуть ранее 500 г.), вызывает сомнения]. 1449 . Niggl Th.//LTK 1960. 5. 1049. 1450 . Stiernon D. Jean de Karpathos, écrivain byzantin (5 е –7 e siècle). 1: Oeuvres; 2: Doctrine//DS 1974. 8. 589–592. Даниил Скитской (младший) BHO p. 56–7; CPGS 7363; BHG 2099z-2102d; DHGE 14, 70–72 VI в. Был трижды пленен варварами, избежал в последний раз плена, убив своего хозяина. Житийные материалы Агиография, материалы: Житие (BHG 2099z) и сборник «Рассказы аввы Даниила» в стиле apophthegmata patrum. Греч. текст, сирийская и коптская версии: 1451 . Βος το ββ Δανιλ το Σκητιτου. Vie (et récits) de l’abbé Daniel le Scétiote (VI е siècle). P. 1901.1: Texte grec/Publié par Clugnet. L; 2: Texte syriaque/Publié par Nau F.; 3: Texte copte/Publié par Guidi 1. (BHO. 1). [Греч. часть публиковалась ранее в: ROC. 1900. 5; 1901. 6, а также отдельно в сер. BHG (Р. 1901)]. 1452 . Brock S. P. A Syriac «Narratio» attributed to Abba Daniel of Sketis//AB 1995. 113. 269–280. [Варианты рассказов BHG 2102e и BHG 1438h].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Мученики были приведены на берег Евфрата и обезглавлены при большом стечении мусульман и христиан. Первым был умерщвлен патрикий Константин Вавуцик, родственник императора, занимавший самый высокий пост среди военачальников. Останки казненных бросили в реку, причем труп отступника сразу же утонул, а тела остальных, чудесным образом воссоединившись с головами, поплыли по течению и остановились в некоем затоне напротив одного мон-ря. Его игумен в течение 3 дней видел свет над этим местом, он и обнаружил мощи, к-рые были извлечены и положены в гробницы. Кроме патрикия Константина и спафария Каллиста известны имена следующих А. м.: нотарий Константин, Феофил, Васой, особо отличившийся в прениях с мусульманами, и протоспафарий евнух Феодор по прозванию Кратер (Сильный), оставивший службу священник. Когда халиф попытался сыграть на этом обстоятельстве, Феодор дал ему такую отповедь, что тот в ярости приказал жестоко избить Феодора и вырвать волосы. В XI-X вв. было создано неск. житий А. м. Древнейшими являются жития, написанные в сер. IX в. Еводием (BHG, N 1214) и Михаилом Синкеллом († ок. 845) (BHG, N 1213). Известны также житие, приписываемое Софронию Кипрскому (в ряде списков Софронию, архиеп. Иерусалимскому) (BHG, N 1209, 1210), житие в составе Императорского Минология (BHG, N 1211) и анонимное житие (BHG, N 1212). О мученической кончине А. м. повествуют визант. хроники Продолжателя Феофана, Продолжателя Георгия Монаха (Амартола) и др. Память А. м. указывается в Типиконе Великой ц . X в. на последнем (4-м или 5-м) месте после памятей др. святых, празднуемых в этот день ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 53; Mateos J. Typicon. T. 1. P. 244). Для редакций Студийского Устава - Студийско-Алексиевского Типикона 1034 г. (ГИМ. Син. 330) и Евергетидского Типикона 1-й пол. XII в. память А. м. является главным праздником. По Студийско-Алексиевскому Типикону А. м. усваивается определение «новые мученики», по Евергетидскому в этот день на службе полагалось чтение жития А. м., принадлежащее Еводию ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 424). Память А. м. как основной праздник внесена в Иерусалимский Типикон (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 41) и в совр. церковный календарь. Память А. м. зафиксирована в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 341-342), Императорском Минологии ( Laty š ev. Menol. T. 1. P. 190-197), Стишных синаксарях Христофора Митилинского XI в. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 427) и Феодора Продрома , нач. XII в. ( Teodoro Prodromo. Calendario. P. 116).

http://pravenc.ru/text/114568.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010