Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИР И ИОАНН [греч. Κρος (ββ Κρος, Αββακρος) κα Ιωννης; лат. Cyrus (Abbacyrus) et Ioannes; араб.    ; груз. , ] († 311), мученики-бессребреники вместе с мученицами Феодотией (Феодотой), Феоктистой, Евдоксией и Афанасией (пам. 31 янв.; 28 июня - перенесение мощей К. и И.). Основные сведения о К. и И. сохранились на греч., лат., араб. и груз. языках. Греческая традиция Мученичество Кира и Иоана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 360) Мученичество Кира и Иоана. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 360) В рукописи Vat. gr. 1607, датируемой ее первым издателем А. Маи XIII в. (Spicilegium Romanum. 1840. T. 3. P. VII), а др. исследователями - X в. ( Duffy. 1984. P. 77; Gascou. Les origines. P. 5), содержится свод текстов, практически полностью посвященный К. и И. В него входят 2 анонимных Жития, 3 кратких Слова (Oratiunculae) под именем свт. Кирилла Александрийского (412-444) (BHG, N 472-474) и корпус мон. Софрония (впосл. Иерусалимский патриарх свт. Софроний I ), включающий Вступление, Панегирик и Чудеса (BHG, N 475-479; CPG, N 7645-7646). Первое греч. Житие (BHG, N 470; CPG, N 7674), сохранившееся в рукописи Vat. gr. 1607, не имеет начала, полный текст содержится в рукописях Ath. Kutlum. 37, Ath. Laur. 327 и Ambros. gr. 144. Исследователь Ж. Гаску считает, что Житие было составлено в последние десятилетия VI в. или в нач. VII в., поскольку в рукописи Ath. Kutlum. 37 (X в.) к нему примыкает описание 5 чудес К. и И. (BHG, N 479b), датируемое 24-м годом правления имп. Ираклия (т. е. 634/35). Второе греч. Житие (BHG, N 469; CPG, N 7673) в рукописи Vat. gr. 1607 имеет лакуны; целиком текст содержится в рукописи ГИМ. Син. греч. 162 (380), 1022 г. ( Владимир (Филантропов). Описание. С. 572) и в Минологии X/XI в. (Glasgow. Gen. 1112). Оба Жития были изданы Ж. П. Минем под именем свт. Софрония I, однако, по всей видимости, ему не принадлежат. Существуют также редакция Жития К. и И., составленная в X в. Симеоном Метафрастом (BHG, N 471) и переведенная на лат. язык в XVI в. Лаврентием Сурием, и еще одна более поздняя редакция в Минологии XII в. (Berolin. SB. gr. 220), начало которой было опубликовано Т. Ниссеном, отметившим имеющиеся в ней заимствования из Метафрастовой редакции ( Nissen. 1939. P. 68-71). Ниссен установил, что лат. перевод данной версии был выполнен в 1643 г. болландистом Отто ван Зейлом по рукописи Berolin. SB. gr. 220 или по ее копии. Кроме того, ван Зейл перевел 15 описаний чудес из корпуса мон. Софрония (BHG, N 479а; ActaSS. Ian. T. 2. P. 1084-1095).

http://pravenc.ru/text/1840131.html

Jesus» tears (11:35) would be considered pious as well as compassionate. 7642 As noted above, Jewish people considered sharing in others» lamentation a religious duty. But showing lavish emotion at the appropriate time, especially grief over bereavement, was considered praiseworthy behavior throughout the ancient Mediterranean world 7643 and could move an audience. 7644 Ancient writers would describe a herós tears for others» pain as part of his praiseworthy behavior, 7645 or the tears of those who loved and sacrificed themselves for others. 7646 (Many philosophers and moralists, who counseled against the value of grief, proved to be the exception; 7647 some others shared their perspective, 7648 though this was probably more often a stereotypical counsel than a genuine expectation. 7649 Brave heroes might also hold out against tears, refusing to be deterred from a mission.) 7650 One might weep out of sympathy for others» grief, though not grieving for the situation itself (e.g., Ps.-Callisthenes Alex. 2.21); thus Moses, initially not mourning over his own imminent death, was said to have been moved to tears by his people weeping so much over it (Josephus Ant. 4.321). 7651 That this tradition about Moses was widely known is not likely; that it reflects broader feelings in the milieu about the heroic protagonist " s tears is virtually certain. It is thus not surprising that those who have come to mourn with Mary recognize that Jesus cared deeply for Lazarus (11:36; cf. 11:5). That John contrasts some «others» (11:37) with those who praised his love (11:38) suggests that the latter group, while perhaps recognizing his love, doubted his power to have changed the situation. Some scholars suspect that this is the reason for Jesus» possible «anger» in 11(see comment on 11:33). 6. The Miracle (11:38–44) Lazarus " s rescucitation prefigures Jesus» resurrection for the Fourth Gospel, and parallels of language between the two are more than fortuitous, such as the stone (11:38; 20:1), the essential role of a woman close to the deceased (11:39; 20:1–18), and the wrappings (11:44; 20:6–7). Nevertheless, the primary purpose of the parallels may be to draw attention to the equally explicit contrasts between the two. In Lazarus " s case, people must remove the stone (11:39), but Jesus» resurrection produces an immortal body following a different order of existence (cf. 1Cor 15:42–44 ; Phil 3:21 ); his resurrection may leave the grave clothes untouched (20:5, 7) and allows him to enter closed rooms (20:19, 26). 7652

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

7633. ИЛАРИОН (АЛФЕЕВ) , иером. Письма Апостола Павла. Общедоступный православный университет, основанный протоиереем А.Менем. М., 1998. – 1998, 10, 78. 7634. “ПРАВОСЛАВИЕ”. (Библиографический указатель книг на русском и церковнославянском языках за 1918–1993 годы). Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института. – 1999, 7, 37. 7635. “БОГОСЛОВСКИЙ сборник”. Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института. – 1999, 12, 75. 7636. РОЗАНОВ В. Богослужебный устав Православной Церкви. Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского института. –2000, 7, 80. 7637. ВЫЖАНОВ И. Новый студенческий журнал “Ступени”. Минские Духовные академия и семинария, 2000. –2000, 12, 81. Другие издания 7638. ПОЛИЩУК Е. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. “Паломник”, М., 1992. Флоровский Г.В. Восточные отцы V-VIII веков. “Паломник”, М., 1992. – 1993, 3, 107. 7639. БАРСКАЯ Н. Чугреева Н. Преподобный Сергий Радонежский. Панорама, М., 1992. – 1993, 5, 111. 7640. Б.С. ЗЕЛЕНЦОВ А., ИСАКОВА Л. Христианская семья и брак. Воскресенье, М., 1992, 80 с. – 1993, 8, 111. 7641. А.Т. Иеромонах Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. (Жизнеописание и материалы к ним). кн.1. Тверь, “Булат”, 1992, 237 с. – 1993, 8, 111. 7642. Б.С. Митрополит Вениамин (Федченков) . Божии люди. Современник, М., 1991. – 1993, 8, 112. 7643. Б.С. Митрополит Вениамин (Федченков) . О вере, неверии и сомнении. “Нева-Ладога-Онега”. М., 1992. – 1993, 12, 116. 7644. Б.С. Иоанн, митр. Митрополит Мануил (Лемешевский) : Биографический очерк. СПб., 1993, 302 с. – 1994, 3, 140. Западноевропейский Экзархат 7645. МУМРИКОВ А., диак. Архиепископ Василий (Кривошеин) . Преподобный Симеон Новый Богослов . Жизнь, духовность, учение. Париж, 1980, 360 с. (на рус. яз.). – 1986, 4, 77. 7646. КЫРЛЕЖЕВ А. Архимандрит Софроний (Сахаров) . Видеть Бога, как Он есть. Ставропигиальный монастырь св. Иоанна Крестителя. Эссекс, 1985, 253 с. – 1989, 5, 80. 7647. Э.Б. Церковные праздники и жизнь Иисуса Христа. Воскресение. Париж: Серф, 1989, 318 с. – 1990, 7, 80.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Тазики с дождевой водой 2 мин., 12.10.2016 Спасибо, сбор закрыт! «На тридцатитрехлетие нашей свадьбы никто меня не поздравил… … Родились мы с Сережей в одном роддоме в Казани, с разницей в 3 дня. Самое интересное, что мы оба были Морозовы – при замужестве даже фамилию не пришлось менять.» Ирина Морозова - дизайнер, архитектор, ее муж Сережа инженер-строитель, после роддома встретились на первом курсе. Учились в одном институте. Она – избалованная кокетливая девочка из княжеских кровей, он – голубоглазый блондин. Влюбились сразу. Ирина попробовала как советовали подруги «помучать» поклонника, но услышав обрывок разговора «… я ее люблю, а она…» - почему-то поняла, что игры тут не нужны. Тем не менее пришлось на полтора года покинуть влюбленного парня – встретились после долгой переписки в Мурманске (где у девушки была практика), у Большого Театра. Сережа встал на колено и достал кольцо. Ирина засмеялась: тут как раз ЗАГС за углом. Так и поженились. Тридцать один год вместе. Одно из последних воспоминаний. Едут на машине, муж все время пытается поцеловать, на каждом светофоре. «Что ты, вокруг камеры! – шутливо возмущается Ирина. Так нас и запечатлеют: два стареньких целуются!..» Чемодан писем в Мурманск от Сергея до сих пор не открыт. Пока рано, слишком больно. 23 августа 2014 года, два года назад, Сережа разбился на машине ночью, в командировке. Погиб сразу, на месте. Одна секунда – от полного счастья до полного горя. Работы у Ирины пока почти нет. Сначала был сплошной туман, потом – болезни: организм не выдержал горя, упало зрение, операция на щитовидной железе, слабость, слезы, бессонные ночи. Загородный дом, где живет Ирина, построили с мужем своими руками, уезжать из него нет сил. Но родовое гнездышко в упадке, денег на ремонт нет совсем. «Откуда этот звук льющейся воды?» - спрашиваю я по телефону во время разговора. «Это тазики с дождевой водой, я выношу их, потому что дождик, а крыша вся потекла…» Мало человеку, думаю я, еще эти тазики, эта крыша, и скоро зима… Надо помочь вдове Ирине починить крышу их с Сережей дома… Давайте поможем – из наших теплых домов и квартир, где у нас конечно есть проблемы – но есть и крыша над головой! Если вы хотите помочь, свяжитесь с Ириной – 8 927 441 53 75, либо ее близкой подругой – (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ). Реквизиты: Атабегова (Морозова) Ирина Евгеньевна карты сбербанка:  5469 6200 1580 7645 Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/taziki-s-dozhdevoy-vodoy....

294 «Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности». Изд. 1790, 1795.Спб. Он же писал чин исповедания отроком. М. 1769, 1798. Приготовление к смерти, Спб. 1793. В псковской епархии доселе пользуются наставлениями его о разделе доходов и пр. Надпись Державина на гробе Иннокентия – достойная Иннокентия «Вития о тебе не возгласил похвал: Глас красноречия для праведника мал». 295 Собр. Зак. ук. 1743 (8844). Указ 1765 авг. 9, подвергал светскому суду духовные лица, коль скоро уличены бы были в торговле вином. 299 Указом 1723 г. (4277) предписывалось доносить об исполнении указа о кошельке и богадельне. Указзом 1739 сент. 9 (7893) требовалось донесение, где исполнен, и где не исполнен указ, так как по справке оказалось, что донесений о том не было. 300 Собр. Зак. ук. 1742 (8287. 8291. 8303), 1747 февр. 4 (9370; последним отменено и требование доносить Синоду. 302 Дух. Регл. 2. дела Еписк. п. 8 Прибавл. к Регл. о монаш. п. 1 – 10. Указом 1723 г. 4190 п. 11) предписано не постригать без Синода мужа и жену, разлученных за болезнями; указ 1725 4672) предписывал не постригать никого, кроме вдовых священников, без разрешения Синода. По отношению к Малоруссии указы 1737 г. 7634. 7645. 7671) постановили то же о всех без исключения. Указами 1767 и 1771 г. распространено это и на всю Россию. 306 Указы 1764 г. (12,060. 13,006) дозволяют людям обоего пола по желанию постригаться в монашество. Указы 1766 и 1770 г. подтверждают не постригать в монашество не уволенных из податного состояния, а чиновников – без увольнения от начальства (Собр. Зак. 12,573. 13,459. 13,752). 307 Прибавл. к Регл. п. 45. В 1755 г. В псковской епархии было определено, по малому числу иеромонахов, посылать в монастыри вдовых священников для священнослужения, с предоставлением им свободы поступать опять на священнические вакансии. 308 Ист. Иер. 2, 81 – 149. 3, 1 55. В 1786 г. определены были штаты и для малорусских монастырей: тогда было положено 20 штатных и 20 заштатных обителей. В 1793 г. введены в штаты белорусские монастыри, впрочем оставленные тогда с прежними средствами (9 штатных и 35 заштатных). По Статистике Зябловского, в 1815 г. мужских монастырей считается 387 с 4900 иноков, женских – 91 с 1696 девственниц. По Статистике Арсеньева, в 1818 г. полагается мужеских и женских обителей круглым числом 500 с 7000 монахов и монахинь.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

7645 E.g., Appian R.H. 8.19.132; on Alexander of Macedon, Diodorus Siculus 17.69.4 (it was meant to praise him; cf. 17.69.9); Arrian Alex. 7.11.5; 7.12.3. 7647 Seneca Dia1. 11.4.1; Ep. Luci1. 116.1; Socratics Ep. 21; Plutarch Apol1. 33, Mor. 118E; Iamblichus V.P. 32.226; 33.234; Let. Aris. 268; T. Zeh. 10:1–2. Virtue supposedly protected from this malady (Epictetus Dmfr. 1.9.7; Let. Aris. 232). More reasonably, on limits, cf. Plutarch Conso1. 2, Mor. 608C; 4, Mor. 608F-609A; Pliny Ep. 2.1.10–11; 3.21.1–6; Syr. Men. 463–469; perhaps 1 Thess 4:13. 7649 On stereotypes in condolence letters, see, e.g., Theon Progymn. 8.53; Dio Chrysostom Or. 30, On Charidemus passim; Lewis, Life, 89–81; Stowers, Letter Writing, 142–46. Funerary inscriptions and rhetoric contain stereotypical expressions of mourning (Demosthenes Or. 60, Funeral Speech 1–37; Greek Anth. 7.339–340, 389); time is sorrow " s best healer in Diodorus Siculus 34/35.17.1. 7650 Apollonius of Rhodes 1.292–305; Acts 21:13; cf. also the Roman attachment to duty (Ovid Fasti 4.845–848, though cf. 849–852; Dionysius of Halicarnassus R.A. 5.8.6; Appian R.H. 8.12.81–82,86). 7651 Likewise of the archangel Michael, provoked by Abraham " s tears (T. Ab. 3:9–10A; 3:9–10B); and of Abraham, provoked by Isaac " s tears over his impending death (T. Ab. 5:9–10A); tears were apparently contagious (Josephus Ant. 7.202–203; Josephus himself is moved by others» tears in Life 205–210). Not weeping over a matter not requiring mourning (cf. 11:25–26) differs from mourning only when others are looking, hence seeking praise but meriting ridicule (Martial Epigr. 1.33). 7653 Brown, John, 1:426; Barrett, John, 401. For more detail on tombs of this period, see Meyers and Strange, Archeology, 94–103. 7655 Meyers and Strange, Archaeology, 97–98; for spices at funerals, see, e.g., Josephus Ant. 17.199; War 1.673; m. Ber. 8:6; Herodian 4.2.8. 7656 Many felt the soul departed after three days and decomposition started (m. Yebam. 16:3); the fourth day thus underlines the miracle (Barkhuizen, «Lazarus»; cf. Whitacre, John, 283–84).

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Судя по тому благоговению , какое имели в Новгороде к храму св. Софии, и по тому, что он был усыпальницею князей, святителей и других знаменитых лиц, должно предполагать, что сей храм, подобно Киевскому собору, 245 с самого начала своего существования пользовался ругою и некоторыми другими привилегиями. Действительно, руга Соф. собора известна была издавна под именем десятинной дани, вносимой сначала кунами, а потом серебром из доходов преимущественно судных, торговых пошлин и из общественных прибытков. Но древние грамоты об этих окладах и привилегиях собора не дошли до нас. Сохранился только в списке устава новгород. князя Святослава Ольговича, данный при архиепископе Нифонте в 1137 году новг. Соф. собору 246 . Из этого устава видно, что новг. Софийский собор пользовался до 1137 года десятиною или частью от дани, от вир и продаж по распоряжению бывших прежде Святослава князей: «Нужа же бяше пископу, сказано в уставе, нужа же князю в том, в десятой части Божии. Того деля уставил есмь святой Софии, атьимлет Пискуп за десятину от вир и продаж 247 , 100 гривен, новых кун, иже выдаваить Домажиричь из Онега». В уставе росписано, сколько именно сорочков (всякого рода мехов), вместо десятины, следует платить для св. Софии в Онеге на погостах, сколько гривен в Обонежском ряду и сколько гривен и кун в Бежицком ряду. О ненарушимости устава Святославова в последующие времена сказано между прочим в нем: «В лето 7645 (1137) индикта 15. Ожели кто в которое время а то рюшит, или отымет, что я урядил князь Никола Святослав с владыкою Нифонтом; князь ли или ин кто сильных Новгородец, а будет Богу противен и святей Софии.» Вообще же из устава Святослава видно, что новг. софийская казна в XII веке получала из княжеской казны, в замен десятины, по 100 гривен, из которых каждая ценилась тогда в 96 золотников серебром, а сверх того данью с областей и доходами от соловарен, что в сложности составляло около 250 гривен годового дохода 248 . В последствии времени к этим доходам присоединены судная пошлина из Псковской области, т. е. десятая часть из судебных казенных доходов 249 , и третья часть различными продуктами и хлебом из Ржевской дани 250 . Все эти пошлины для Соф. собора, как платимые по старине, были подтверждены в конце XIV века настольной грамотой московского митрополита Киприана, 251 а в XV веке грамотой московского же митрополита Феодосия 252 . Собираемая казна эта находилась под главным распоряжением новг. владык и хранилась на полатях Софийского собора 253 . Не зная о количестве сумм, собираемых в Софийском соборе, знаем только, что новг. владыки довольствовали ею не только причт церковный, но уделяли из нее не малую сумму и на общественные потребности в новг. и псковской областях в XIV 254 и XV веках 255 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Потом папа опять собрал епископов, после него еретик Елевсий был осужден и сослан в Испанию, а святой Григорий с почестями отпущен в Акрагант, но сначала он направился в Константинополь, где был принят подобающим образом императором и патриархом, и тогда уже только возвратился в Сицилию. Жители Акраганта устроили ему торжественную встречу, но святой отказался войти в оскверненную еретиками церковь и в епископский дом, и выстроил новый прекрасный храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, а для себя устроил новый епископский дом, в котором долго жил, доблестно пася стадо Христово. Много поучительных слов написал святой Григорий и сотворил чудес; и в глубокой старости оставил земную жизнь 7650 и получил – вечную небесную вместе с Христом Господом, Которому слава во веки. Аминь. Кондак, глас 4: Светолучными сиянии церковь Святаго Духа световодит, светлое совершающыя твое успение, преподобне отче всеблаженне Григорие. 7635 Остров Сицилия лежит в Средиземном море у южной оконечности Аппенинского полуострова, от коего он отделяется проливом Мессинским. 7637 Слово архидиакон от греческого означает, начальник диаконов, т. е. старший, или высший служитель. В настоящее время этим именем называются первенствующее в служении диаконы из монашествующих (первенствующие же диаконы из белого духовенства именуются протодиаконами). Но в древней церкви архидиаконы стояли в непосредственной близости к епископу и помогали ему в управлении церковью; иногда как например, на соборах, они являлись даже его представителями. 7642 К востоку от Иерусалима чрез долину, называемую Кедронскою. Здесь Господь предрек кончину мира, Иерусалима и храма и отсюда же вознесся на небо. Гора Елеонская на 2600 футов выше уровня Средиземного моря. 7643 Внутренняя пустыня находится между Иерусалимом и Иерихоном; это – скалистое, дикое и бесплодное место. 7645 Лаодикийский (во Фригии) собор был в конце IV века, незадолго до II Вселенского собора. Правила его (60) касаются различных подробностей чина богослужебного, дисциплины клира, семейной жизни и нравов мирян, пороков и заблуждений того времени и еретических учений, и в этом смысле представляют немало характеристических указаний на церковную обрядность и жизнь тогдашних христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...