19-20; ср. Исх 24). О роли Христа как Первосвященника, совершающего жертвоприношение и одновременно являющегося Жертвой, говорится в Послании к Евреям (Евр 9. 11, 12, 24). В раннехрист. источниках Евхаристия характеризуется как Жертвоприношение (напр., Didach. 14. 2; Iust. Martyr. Dial. 41). Особенно детально В. б. переосмысливается с христ. т. зр. в Варнавы апостола Послании . Лит.: Титов Г. , свящ. История священства и левитства в Ветхозаветной Церкви. Тифлис, 1878; Смирнов А. П. Вефильский культ//ЧОЛДП. 1878. 5. C. 591-624; Елеонский Ф. Г. О ветхозаветном священстве//ХЧ. 1879. 11-12. C. 606-638; он же. Происхождение юбилея//ХЧ. 1885. 3-4. C. 380-414; Добронравов Н. П. , прот. Ветхозаветный праздник пятидесятницы//ЧОЛДП. 1884. 5-6; Иоанн (Митропольский), еп. Жертва истинному Богу по указаниям Слова Божия. М., 1885-1886. Ч. 1-4; Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Каз., 1888; Терновский С. Праздник кущей у евреев//ПС. 1890. Т. 3. C. 334-360; Добросмыслов Д. Мнения отцов и учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея. Каз., 1892; Дебольский Г. С. , прот. Установления ветхозаветной Церкви и христианской, для к-рых первые служили образами. СПб., 1893; Ключарев Г. История ветхозаветного священства до заключения священного канона. Ставрополь, 1902; он же. Значение ветхозаветного священства//ТКДА. 1904. 2. С. 202-207; Кобрин М. День очищения в ВЗ. Холм, 1902; Яворский В. Отношение ветхозаветных институтов - пророчества и священства. Х., 1903; Экземплярский В. Библейское и святоотеческое учение о священстве. К., 1904; Попович Г. Значение иерусалимского храма в ветхозаветной теократии//ТКДА. 1913. 12. C. 613-629; Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913; Богоявленский Н. Я. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории евр. народа. СПб., 1915; Vaux R. , de. Les Institutions de l " Ancien Testament. P., 1958-1960. Vol. 1-2; Kraus H. -J. Gottesdienst in Israel. Münch., 1962; Rowley H. H. Worship in Ancient Israel: Its Forms and Meaning. L., 1967; Stolz F. Strukturen und Figuren im Kult von Jerusalem: Stud. z. altorientalischen, vor- und frühisraelitischen Religion. B., 1970. (BZAW; 118); Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel: An Inquiry Into the Character of Cult Phenomena and the Historical Setting of the Priestly School. Oxf., 1978; Barker M. The Older Testament: The Survival of Themes from the Ancient Royal Cult in Sectarian Judaism and Early Christianity. L., 1987; Levine B. A. Leviticus: the Traditional Hebrew Text with the New JPS Translation. Phil., 1989; Loretz O. Ugarit und die Bibel: Kanaanäische Götter und Religion im Alten Testament. Darmstadt, 1990; Anderson G. A. , Olyan S. M. Priesthood and Cult in Ancient Israel. Sheffield, 1991. (JSOT, Suppl. Ser.; 125); Willi-Plein I. Opfer und Kult im alttestamentlichen Israel: Textbefragungen und Zwischenergebnisse. Stuttg., 1993. (SBS; 153).

http://pravenc.ru/text/158292.html

B., 1968. S. 117-133; Jeremias J. Zum Logos-Problem//ZNW. 1968. Bd. 59. N 1/2. S. 82-85; Clark G. H. The Johannine Logos. Nutley (N. J.), 1972; Hamerton-Kelly R. G. Pre-existence, Wisdom, and the Son of Man: A Study of the Idea of Pre-existence in the New Testament. N. Y., 1973; Epp E. J. Wisdom, Torah, Word: The Johannine Prologue and the Purpose of the Fourth Gospel//Current Issues in Biblical and Patristic Interpretation: Studies in Honor of M. C. Tenney/Ed. G. F. Hawthorne. Grand Rapids, 1975. P. 128-146; Jendorff B. Der Logosbegriff: Seine philosophische Grundlegung bei Heraklit von Ephesos und seine theologische Indienstnahme durch Johannes den Evangelisten. Fr./M.; Bern, 1976; Barrett C. K. The Gospel according to St. John: An Introduction with Commentary and Notes on the Greek Text. L., 19782; Haenchen E. e. a. John: A Commentary on the Gospel of John. Phil., 1984. Vol. 1. (Hermeneia: A Crit. and Hist. Comment. on the Bible; 131); Theobald M. Die Fleischwerdung des Logos: Studien zum Verhältnis des Johannesprologs zum Corpus des Evangeliums und zu 1 Joh. Münster, 1988; idem. Das Evangelium nach Johannes: Kapitel 1-12. Regensburg, 2009; idem. «Der älteste Kommentar zum Johannesevangelium» (R. F. Collins)?: Zwanzig Jahre Prolog-Forschung// Idem. «Studien zum Corpus Iohanneum. Tüb., 2010. S. 41-75; Tobin T. H. «The Prologue of John and Hellenistic Jewish Speculation//CBQ. 1990. Vol. 52. N 2. P. 252-269; Moingt J. La recéption du Prologue de Jean au II e siècle//ReshSR. 1995. T. 83. P. 249-282; Klappert B. «Im Anfang war das Wort und das Wort wurde j ü discher Mensch»//«Er ist unser Friede»: Festgabe zum 80. Geburtstag von H.-J. Kraus. Wuppertal, 1998. S. 93-112; Beasley-Murray G. R. John. Nashville, 19992. (WBC; 36); Nagel T. Die Rezeption des Johannesevangeliums im 2. Jh.: Studien zur vorirenäischen Aneignung und Auslegung des vierten Evangeliums in christlicher und christlich-gnostischer Literatur. Lpz., 2000; Denzey N. F. Genesis Traditions in Conflict?: The Use of Some Exegetical Traditions in the «Trimorphic Protennoia» and the Johannine Prologue//VChr.

http://pravenc.ru/text/2110648.html

2280 В политических делах играл видную роль Феодор Рштуни. Назначенный Константином главнокомандующим армянских войск, он содействовал планам императора к соединению церквей, и на соборе в Девине (648 или 649 г.) с Нерзесом провели признание халкидонских определений. Позднее Феодор вошел в соглашение с арабами, находя более целесообразным подчинить Армению халифату на выгодных условиях, чем оставлять ее в зависимости от Византии. Отсюда возникла борьба с Констансом. (Ghazarian. 169 flg.). 2285 «До получения патриаршего достоинства Захария не имел ни диаконского, ни иерейского сана, но жил жизнью беспорочною; он удостоился получить все степени в один день». Асохик, 80. 2286 Письмо к Захарии – Angelo Mai. Spicilegium romanum. t. X. Romae 1844. p. 449–459.–Migne P. G CII, p. 703–714. – Православный Палестинский Сборник. Вып. 31 (том XI, вып. I, 1892). Фотия, свят. патр. к-польского, о гробе Господа нашего И. Христа и другие малые его творения на греческом и армянском языках, изданные с предисловием А. П. Пападопуло-Керамевсом и переведенные Г. С. Дестунисом и Н. Марром, стр. 227–245. Сокращенное изложение некоторых отделов письма сохранилось у армянского историка XIII века Вардана. См. Всеобщая история Вардана Великого. Перевел Н. Эмин. Москва, 1861, стр. 505–108. Письмо Ашоду – Mai 460–462; P. G. (41. 713–711; Палест. Сборник 261–264; Der Brief des Photics an Aschot und dessen Antwort. Uebersetzt von Agnes Finck und Esnik Gjandschezian. Zeitschrift für armenische Philologie. 1904 (II) 1–4. Письмо Ашода, писанное армянским ученым Сааком, – Палест. Сборник 265–279; Zeitschr. f. arm. Phil. 4–17 . 2293 «Многочестный... господин наш Захария, достигший апостольской степени, получивший... первонаместничество... ап. Фаддея и престол... св. Григория, святой хранитель и законодатель Араратской земли, блюститель северного народа» и т. д. (стр. 227). 2294 Особенно это нужно сказать относительно хронологических цифровых сведений, которые первым издателем, Mai, исправлялись во многих случаях как неисправности текста.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

25 In epistulam II ad Thessalonicenses (“Беседы на 2-е Послание к Фессалоникийцам”), V//PG 62, 499–500 (ПСТЗ. Т. 11. Кн. 2. С. 616). 29 Jean Chrysostome. Sur la vaine gloire et l’educamion des enfants/Introduction, texte critique, traduction et notes par Anne-Marie Malingrey//Sources chremiennes. 188. Paris, 1972. Подробнее о судьбе данной работы святителя Иоанна см. D’Alton J. F. Selections from St. John Chrysostom. London, 1940. P. 104–105. 30 Heidegger M. Platons Lehre von der Wahrheit. Bern, 1947; Русский перевод этого издания: Хайдеггер М. Учение Платона об истине//Васильева Т. В. Семь встреч с М. Хайдеггером. C. 24. 31 De inani gloria et de educandis liberis (“О тщеславии и о воспитании детей”), 288–290//SC 188. P. 104–105. 33 In epistulam ad Philippenses (“Беседы на Послание к Филиппийцам”, далее — In ep. ad Phil.), VII//PG 62, 231 (ПСТЗ. Т. 11. Кн. 1. С. 279). 34 In epistulam I ad Corinthios (“Беседы на 1-е Послание к Коринфянам”), XIII//PG 61, 110 (ПСТЗ. Т. 10. Кн. 1. С. 126). 41 In epistulam I ad Thessalonicenses (“Беседы на 1-е Послание к Фессалоникийцам”), XI//PG 62, 463 (ПСТЗ. Т. 11. Кн. 2. С. 566). 48 Вероятнее всего здесь имеется в виду обычай налагать крестное знамение на уста как во время молитвы, так и в повседневной жизни. Эта практика сохранилась в католической церкви, в которой утреннее и вечернее молитвенное правило начинается с перекрещивания губ. 56 См. Скурат К. Е. Золотой век святоотеческой письменности (IV–V вв.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003. С. 168–172. 59 Следует отметить, что сама категория красоты имеет ключевое значение как для антропологии святителя Иоанна, так и для всей христианской культуры. Так, сборники христианских аскетических творений издавна назывались Filokal…a, что означает “любовь к красоте”, поскольку конечным аскетическим идеалом является не добрый человек, но прекрасный. Первый известный подобный сборник был составлен Отцами-каппадокийцами, Василием Великим и Григорием Богословом, из различных фрагментов произведений Оригена, см. Саврей В. Я. Александрийская школа в истории философско-богословской мысли. М., 2006. С. 421.

http://pravmir.ru/arch-kak-antropologich...

1836 . Rackl М. Demetrios Kydones als Verteidiger und Übersetzer des hl. Thomas von Aquin//Der Katholik. 1915. 95(1). 21–40. 1915. 14. 182. 1837 . Rackl M. Eine griechische Abbreviatio der Prima Secundae des hl. Thomas von Aquin//Divus Thomas. 1922. 9. 50–59. 1838 . Rackl M. Thomas von Aquin im Werturteil eines byzantischen Theologen//Aus d. Geist des Mittelalters/Festschrift Grabmann M. Münster 1935. 1361–1372. (Beitr. z. Gesch. d. Phil. u. Theol. des Mittealt. Suppl. 3). 1839 . Sandulescu-Godeni C. Quantum Platonis atque Thomae Aquinatis doctrina apud Demetrium Cydonium valeat. Roma 1933. 1840 . Tyn Th. Prochoros und Demetrios Kydones. Der byzantinische Thomismus des 14. Jahrhunderts//Thomas von Aquino. Interpretation und Rezeption. Studien und Texte/Ed. Eckert W. P. Mainz 1974. 837–912. (Walberger Studien, Philosophische Reihe. 5.). См. также: Papadopoulos 6 .527). Других авторов Donatio Constantini. Крит. изд.: 1841 . Fuhrmann H. Zur These einer ursprünglich griechischen Version des Dispositio Teils... 1968. Григорий Великий . 16 глав 26-й гомилии (неизд.). 1842 . Письмо папы [ Uoahha VIII ] к трем царям. Изд.: Monumenta Germaniae Hismoricae Ер. VII, р. 166. Фульгенций Руспийский. К Петру о вере (неизд.). Петр Пиктавийский. Родословие Господа Иисуса Христа от Адама (неизд.). 1843 . Ricardo Pennini da Montecroce († 1360). Improbatio Alcorani. Ed. princeps 1543=PG 154. 1035–1170. Бернард Гвидонский. О жизни и сочинениях Фомы Аквинского (неизд.). 1844 . Исповедание веры Иоанна V Палеолога (10 окт. 1369 г.). Ed princeps://Allatius, 1648=PG 154, 1297–1308. 1845 . Литургия Амвросия Медиоланского . Изд.://Baumstark А.//ОС 1904. 4. 9–27. Приписываемые сочинения, письма и переводы См. PG 154 (2001), μ – μβ (14 названий). Исследования (кроме посвященных отд. Соч.) 1846 . Димитрий Кидоний//ПБЭ 1903. 4. 1031–1032. 1847 . Поляковская М. А. Димитрий Кидонис и Запад (60-е гг. XIV в.)//Социальное развитие Византии: Межвуз. темат. сб-к. Свердловск 1979. 46–57. 1848 . Поляковская М. А. Димитрий Кидонис и Иоанн Кантакузин (К вопросу о политической концепции середины XIV в.)//ВВ 1980. 41. 173–182.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

PetrArg K.Th.Kyriakopulos, Αγου Πτρου πισκπου Αργους βος κα λγοι. Athen 1976. [s.X] PetrChart Chrysostomos Lauriotes, Πτρου Χαρτοφλακος ργον. EkklAl 27 (1907) 135–137.236–237.431–432.459–460.512. [s.XI] PetridRom S.Pétridès, Office inédit de Saint Romain le Mélode. BZ 11 (1902) 358–369. [s.IX] PetrLaod Des Petrus von Laodicea Erklärung des Matthäusevangeliums, hrsg. v. G.Heinrici. Leipzig 1908 (Wörterverz. 349–352). [s.VII] PetrStich A.Papadopulos-Kerameus, Ες κα μνος Θεδωρος Πρδρομος. Letopis’ ist.-fil. obš. pri imp. novoross. univ. VII, viz.otd.IV. Odessa 1898,385–402 (darin στχοι πιτφιοι auf Prod. von Petros Monachos). [s.XII] PHeidIV Griechische Texte der Heidelberger Papyrussammlung (P.Heid.IV). Hrsg. B.Kramer – D.Hagedorn. Heidelberg 1986. PhilagI Filagato da Cerami, Omelie, ed. G.Rossi Taibbi, I. Palermo 1969. [s.XII] PhilagII Philagathos [fälschl. Theophanes Kerameus], Homilien. PG 132, 344–849.1069–1077. [s.XII] PhilagPalm S.Caruso, Le tre omelie inedite „Per la Domenica delle Palme“ di Filagato da Cerami. ΕΕΒΣ 41 (1974) 109–127. [s.XII] Philellen ΦΙΛΕΛΛΗΝ. Studies in Honour of Robert Browning. Ed. by C.N.Constantinides [et al.]. Venedig 1996. Philes Manuelis Philae Carmina, ed. E.Miller. 2 Bde. Paris 1855. [s.XIV] PhilesDüb Phile de animalibus, elephante, plantis etc., ed. F.Dübner, in: Poetae bucolici et didactici. Paris 1862. [s.XIV] PhilesGed M.Gedeon, Μανουλ το Φιλ στορικ ποιματα. EkklAl 3 (1882/83) 215–220.244–250.652–659. [s.XIV] PhilesMa Manuelis Philae carmina inedita, ed. Ae.Martini. Napoli 1900 (Index 149–221). [s.XIV] K.Th.Kyriakopulos, Αγου Πτρου πισκπου Αργους βος κα λγοι. Athen 1976. [s.X] PhilesPsalm G.Stickler, Manuel Philes und seine Psalmenmetaphrase. Wien 1992. [s.XIV] PhilMon [Philippos Monotropos,] Η Διπτρα. θως, γιορειτικν περιοδικν κδ. π Σπυρδωνος Λαυριτου, τος Α´, Τεχος Α´. Athen 1920. [s.XI] PhilMonKl Les Pleurs de Philippe. Poème en vers politiques de Philippe le Solitaire, publ. par E.Auvray. Bibl. de l’École des Hautes Études. Sciences Phil. et hist., 22. Paris 1875, 1–108 (Index S.108). [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Phys Physiologus, ed. F.Sbordone. Milano 1936 (Index 327–332). PI F.Dölger, Sechs byzantinische Praktika des 14. Jhs für das Athoskloster Iberon. Abh. Bayer. AW, phil.-hist. Kl., N.F. 28 (1949). München 1949. Piccolos N.Piccolos, Supplément à l’anthologie grecque. Paris 1853. Pisid Giorgio di Pisidia, Poemi, I. Panegirici epici, ed. A.Pertusi. Ettal 1959 (Index 308–322). [s.VII] PisidHex Georgios Pisides, Hexaemeron, ed. R.Hercher, Claudius Aelianus II. Leipzig 1866, 603–662. [s.VII] PisidSt L.Sternbach, Georgii Pisidae carmina inedita. WSt 13 (1891) 1–62; 14 (1892) 51–68. [s.VII] PisidVit F.Gonnelli, Il De vita humana di Giorgio Pisida. Boll. dei Classici, ser.3,12 (1991) 118–136. [s.VII] PitAn I.II.III J.Pitra, Analecta sacra spicilegio solesmensi parata I. Paris 1876; II. Paris 1884; III. Venedig 1883. PitHym J.B.Pitra, Hymnographie de l’église grecque.Roma 1867. PitParal J.B.Pitra, Analecta sacra et classica Spicilegio Solesmensi parata, VI. Juris ecclesiastici Graecorum Celesta paralipomena. Paris 1891 (vgl. auch DemChom). [s.XII/XIII] PitraSpic J.B.Pitra, Spicilegium Solesmense I–IV. Paris 1852–1858. PK Th.Tzannetatos, τ πρακτικν τς Κεφαλληνας. Athen 1965 (Index 131–137). [a.1264] PKar P.Lemerle, Un praktikon inédit des archives de Karakala, in: Χαριστριον ες .Ορλνδον Ι. Athen 1965, 278–298. [a.1342] PKell K.A.Worp, Greek Papyri from Kellis, I. Exeter 1995. [s.IV] PKöln Kölner Papyri. 1–. Köln 1976ff. PlanAnecd C.Gallavotti, Planudea VII. Boll. dei Classici, ser.3,8 (1987) 96–128: Anecdota Planudea. [ca 1300] PlanBoeth Boëce, De la consolation de la philosophie. Trad. grecque de Maxime Planude publ. par E.-A.Bétant. Genève 1871. [ca 1300] PlanCat Maximus Planudes, Disticha Catonis in Graecum translata, ed. V.Ortoleva. Roma 1992. [ca 1300, Paraphr. s.XIV/XV] PlanCic Maximus Planudes, M.Tullii Ciceronis Somnium Scipionis in Graecum translatum, ed. A.Pavano. Roma 1992 (Index 41–60). [ca 1300] PlanEpig Sp.Lampros, πιγρμματα Μαξμου Πλανοδη. ΝΕ 13 (1916) 414–421. [ca 1300]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

В Мартирологе, составленном мон. Узуардом († 877), под той датой помещены сведения, утверждающие, что О. поставил во епископа Эфеса ап. Павел, затем О. был арестован и послан в Рим, где был побит камнями за веру Христову, а его тело перенесено обратно в Эфес (MartUsuard. 1965. P. 181-182). Это сказание вошло в поминовение О. в Римском Мартирологе под этой же датой, с добавлением, что он наследовал епископскую кафедру после Тимофея (MartRom. Comment. P. 66; ср.: ActaSS. Febr. T. 2. P. 855-859). На основании сведений из «Жития Ксантиппы и Поликсены» в XVII в. возникло предание о проповеди О. в Испании, содержащее большое количество вымышленных подробностей и вошедшее в «Испанский Мартиролог» Х. Тамайо де Саласара (1651-1655) и Хронику Псевдо-Декстра, составленную испанским иезуитом Херонимо Романом де ла Игуэрой (1538-1611). Цель этих источников - связать начало христианства в Испании не только с ап. Павлом, но и с его учениками. Лит.: Димитрий (Самбикин), архиеп. Собор св. 70 Апостолов. Каз., 19072. С. 59-63; Spadafora F. Onesimo//BiblSS. 1967. Vol. 9. Col. 1180-1181; Lohse E. Colossians and Philemon: A Comment. Phil., 1971; O " Brien P. T. Colossians, Philemon. Dallas, 1982; Nordling J. Onesimus Fugitivus: A Defense of the Runaway Slave Hypothesis in Philemon//JSNT. 1991. Vol. 41. P. 97-119; Lampe P. Onesimus//ABD. 1992. Vol. 5. P. 21; Callahan A. D. Embassy of Onesimus: The Letter of Paul to Philemon. Valley Forge, 1997; Watson N. Paul, Philemon and Onesimus: Feeling One " s Way into a Bible Story//Pacifica. L., 1999. Vol. 12. P. 333-340; Arzt-Grabner P. How to Deal with Onesimus?: Paul " s Solution within the Frame of Ancient Legal and Documentary Sources//Philemon in Perspective: Interpreting a Pauline Letter/Ed. D. F. Tolmie. B.; N. Y., 2010. P. 113-142; Johnson M. V., Noel J. A. Williams D. K. Onesimus our Brother: Reading Religion, Race, and Slavery in Philemon. Minneapolis, 2012. А. Е. Петров Гимнография Память О. отмечается в Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., под 15 февр.

http://pravenc.ru/text/2578413.html

   Иосиф. Просветитель (1896). Гл. 16. С. 547. Целостное представление о мировоззрении Иосифа дает новая работа: Holzwarth Irene. Der Prosvetitel des Josif von Volokolamsk (Berl. Phil. Diss. 1944. Машинопись); об употреблении Иосифом разных титулов при наименовании Московского великого князя см.: там же. S. 250 и след.    Феодосий был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря; в 1531 г. он был настоятелем Хутынского монастыря в Новгороде и находился в тесных отношениях с архиепископом Макарием, позже митрополитом Московским, который сам был ревностным иосифлянином; когда Макарий стал Московским митрополитом, Феодосий, по рекомендации Макария, получил Новгородскую епархию (1542).    Послание 154546 г. написано по поводу похода великого князя на казанских татар; Феодосий сравнивает великого князя с императором Константином и подчеркивает религиозное значение этого похода против «врагов Христовых», «безбожных татар», в: ДАИ. 1. 37; через год (1547) Феодосий снова пишет юному царю, на этот раз по поводу различных преступлений, совершаемых в Новгороде: «О сих тебе пишу, богоутвержденный владыко, не яко уча и наказуя твое остроумие и благородную премудрость, не бо лепо нам забыть своея меры и на таковая дерзати, но яко ученик учителю, яко раб государю, воспоминаю тебе и молю ныне беспрестанно: занеже тобе, государю, по подобию небесныя власти дал ти есть Небесный Царь скипетр земнаго царствия силы, да человекы научиши правду хранити… подобает же ти, благочестивый царю, всяко тщание о благочестии иметь и сущих под тобою от треволнения спасати душевнаго и телеснаго», в: ДАИ. 1. 41. С. 55. Ранее, будучи настоятелем Хутынского монастыря, Феодосий писал боярину Ивану Шигоне (1534) сразу после кончины великого князя Василия IIÏ «…Постиже нас нощь глубока и темна, лишихомся твердаго и крепкаго столпа, пастыря и учителя, праведнаго царя… и наставляющего, и окормляющего все свое стадо к спасению духовному» (АИ. 1. 294. С. 537).    Голубинский. 2. 1. С. 744.    Макарий. 2-е изд. 6. С. 211. О митрополите Макарии см.: Лебедев Н. Макарий, митрополит Московский (1880); Заусцинский К. Макарий, митрополит всея Руси, в: ЖМНП. 1881. 10—11; Андреев Н. Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства, в: Seminarium Kondakovianum. 7 (1935); Макарий. 6—7; Голубинский. 2. 1. С. 744—875; кроме того: Ключевский. Древнерусские жития (1871). С. 221—297; Кадлубовский А. Ук. соч. С. 219—284; Голубинский. История канонизации (1903); Васильев. История канонизации (1893).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

25 3 Kgd 19:9 ff. 26 Probably an echo of both the chariot in which Elijah ascends into heaven in 4 Kgd 2:11, and of the chariot of the soul in Plato’s Phaedrus (246A-C). 27 Cf. 4 Kgd 2:1ff. 28 Probably commenting on 4 Kgd 1:9–12, but alluding also to 4 Kgd 6:15–17. 29 Cf. 1 Kgd 1:9–20. 30 Cf. Lev. 14:33–42 . 31 Cf. 3 Kgd 17:8–24. 32 Cf. Matt. 17:1–8, Mark 9:2–8 , Luke 9:28–36. 33 Cf. Isa. 53:2. 34 Cf. Psa. 44:3. 35 Cf. John 1:1 . 36 Apophasis: Maximus introduces here the technical terms of apophatic and cataphatic theology. 37 Cf. John 1:14 . 38 This section develops the theme just introduced in the dual interpretation of the radiant garments of the Transfigured Christ as both Scriptures and creation. 39 The Evagrian triad of ascetic struggle (praktike), natural contemplation (physike), and theology was related by Origen to a very similar classification of the categories of philosophy in the prologue to his Commentary on the Song of Songs: see Louth (1981), 57–8. 40 Cf. Denys the Areopagite, Ep. 9.1 (1105D). 41 Literally: in a Greek way. It is in contrast with the later ‘in a Jewish way’: cf. St Paul’s contrast between Greeks/Gentiles and Jews, especially in Rom. 1–3 . 42 Cf. Phil. 3.19 . 43 A metaphor for the Incarnation used by Gregory Nazianzen in Sermon 38.2 (PG 36:313B). Maximus devotes a Difficulty to Gregory’s use of the term (suspected of Origenism?): Amb. 33:1285C-1288A, where the Word’s expressing itself in letters and words is one of the interpretations offered of the metaphor. 44 Cf. Gen. 39:11–12 . 45 This is an important section in which Maximus reworks a fundamental Evagrian theme. For Evagrius, the five modes of contemplation are: 1. contemplation of the adorable and holy Trinity, 2. and 3. contemplation of incorporeal and incorporeal beings, 4. and 5. contemplation of judgment and providence (Centuries on Spiritual Knowledge I.27, in Guillaumont 1958 ). Maximus’ understanding is quite different. See Thunberg (1965), 69–75 and Gersh (1978), 226–7. 46 I do not know where Maximus gets these five secret meanings (or hidden logoi) from. They recall Plato’s ‘five greatest kinds’ (being, rest, motion, sameness and difference: see Sophist 254D-255C), but are evidently not the same.

http://azbyka.ru/otechnik/Endryu-Laut/ma...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010