XIV в. стал придаваться на А. каждой новооснованной обители. Это означало подчинение мон-рей непосредственной юрисдикции К-польского Патриарха, к-рый т. о. получал на Св. Горе права, каких у него не было ранее. Главным приобретением Патриарха было подчинение ему афонского прота, утвержденное имп. хрисовулом (1312). В нем определялось, что отныне прот должен получать поставление от К-польского Патриарха, прежний его статус без рукоположения признавался неканоничным. При этом титулу прота придавался ряд почетных привилегий (Actes du Prôtaton. P. 249-254). Подчинение К-польскому Патриарху не вызвало на А. противодействия, вероятно, потому, что в то время мн. епископы и Патриархи происходили из среды афонских монахов. Период с XIII по XV в. ознаменовался расцветом монашества на А., получив известность как эпоха исихазма . Известная уже с V-VI вв. практика исихии (от συχα - безмолвие, покой), углубленного молитвенного делания, призванного отсечь помыслы и соединить ум с сердцем, распространилась на А. со 2-й пол. XIII в. В это время прп. Никифор Уединенник (Исихаст; пам. на А. 4 мая) создал «Слово о трезвении и хранении сердца», где подробно описана сердечная молитва. Дальнейшая история афонского исихазма связана с именами прп. Григория Синаита и свт. Григория Паламы , а также их учеников и сподвижников. Традиционно считается, что главным инициатором исихастского возрождения на А. был прп. Григорий Синаит († 1346). Обучившись умной молитве на Крите под рук. старца Арсения, прп. Григорий прибыл в нач. XIV в. на А. В то время среди святогорцев было немало подвижников, достигших высоких степеней созерцательной жизни (напр., прп. Максим Кавсокаливит ), но все они приобретали духовный опыт без наставников. Прп. Григорий начал обучение афонских монахов практике умной молитвы. Его воспитанники предпочитали держаться в отдалении от больших обителей, в пустынных местах, келлиях и скитах; наибольшее число «безмолвствующих» обитало в окрестностях Вел. Лавры. Идеалом исихастов стало скитское житие, при к-ром братия, пребывающая в уединении в течение всей недели, по субботам и воскресеньям и во дни великих праздников собирается в храме для участия в богослужении и Причащения Св.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского , основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне. Подвизался вместе с наставником на о-ве Неон (ныне Айос-Эфстратиос) и на Афоне. После 866 г., когда монашеская община, возглавляемая прп. Евфимием, разделилась, И. К. поселился в местности Сидирокавсия, а затем основал мон-рь на перешейке, соединяющем п-ов Айон-Орос с материком. Эта обитель, освященная во имя св. Иоанна Предтечи, получила название монастыря Иоанна Колова или просто Колову (греч. Ιωννου το Κολοβο, Κολοβο). Имп. Василий I Македонянин передал в дар монастырю окрестности опустевшего после араб. набегов г. Аканта (ранее считалось, что Аполлонии), о чем известно из более позднего акта - 908 г. (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Еп. Порфирий (Успенский) отнес это событие к 869 г. ( Порфирий (Успенский). 2007. С. 354). Вскоре поселившиеся на монастырской земле с правом ее обработки беженцы с Лесбоса (гл. обр. из Эрисса (ныне Эресос)), покинувшие остров из-за араб. набегов, создали на этом месте городок Иерисс (ныне Иерисос) (Там же). В июне 883 г. афонские отшельники получили по ходатайству И. К. от Василия I сигиллий (ранее этот документ исследователи датировали 868 г.), защищавший от беспокойств, к-рые причиняли им миряне (Actes du Prôtaton. N 1). Император освободил живших на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые ими земли и запретил жителям окрестных селений пасти свой скот на территории Св. Горы. И. К. является автором Жития прп. Паисия Великого (BHG, N 1402; Помяловский И. В. Житие прп. Паисия Великого. СПб., 1900). В исследовательской лит-ре И. К. иногда ошибочно называется преподобным. Точное время его кончины неизвестно. Пока И. К. был жив, насельники его мон-ря не притесняли афонских отшельников, но после его смерти они предприняли попытку подчинить себе почти весь Афон, подав на подпись имп. Льву VI Мудрому в кон. 886 - нач. 887 г. вместо грамоты, подтверждавшей их прежние владения, сигиллий, признававший за монастырем не только владение Сидирокавсией, Хломутзой и др., но и обителями Мустакон, Кардиогноста, Афанасия, Луки и «древней кафедрой старцев» близ Иерисса - подворьем афонских подвижников, удобным для сбыта монашеского рукоделия и для покупки необходимых вещей (об этом сигиллии известно из более позднего акта - Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Это вызвало протест святогорцев, и после поездки прота Андрея в К-поль они получили имп. грамоту (февр. 908, устаревшие датировки - 887 или 893), подтверждавшую их независимость от мон-ря Иоанна Колова (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/471310.html

Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Монастырская печать с изображением Благовещения Пресв. Богородицы. 1600 г. Считается, что мон-рь изначально являлся киновией (по преданию, сам прп. Афанасий Афонский дал ему общежительное правило). В кон. Х в. был сооружен собор, посвященный Благовещению Пресв. Богородицы, и часовня на кладбище (на ее основе впосл. был построен параклис во имя св. Апостолов). Актовые материалы того времени фиксируют быстрый рост В. и расширение его земельных владений. Документы 998, 1001 и 1010 гг. свидетельствуют, что В. наряду с Великой Лаврой и Иверским мон-рем был способен ассимилировать малые монашеские учреждения, напр. владения мон-ря Филадельфа (Actes de Xéropotamou. N 2; Actes de Vatopédi. T. 1. N 2-3). В нач. XI в. прот передал В. подворье в местности Просфорион, а в 1018 г.- земли к юго-востоку от него, граничащие с владениями афонского мон-ря Зигу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 4). Из документа, датируемого ок. 1040 г., следует, что ватопедский игумен занимал 3-е место после игуменов Великой Лавры и Иверского мон-ря (Actes d " Esphigménou. 1973. N 3). В Типиконе Константина IX Мономаха 1045 г. было закреплено высокое место В. в иерархии афонских мон-рей (в этом документе он указан 2-м, сразу после Великой Лавры и перед Ивироном) (Actes du Prôtaton. N 8). Фактически статус 2-го по значению мон-ря был достигнут В. только в XIV в. По свидетельству источников, в сер. XI в. мон-рь уже был «многолюдным»; его быстрый рост, по мнению Н. Икономидиса, был связан с богатством Адрианополя и его аристократии. Предполагают, что число ватопедских монахов приблизительно составляло 100 чел., но насельников в В. было меньше, чем в Великой Лавре (где насчитывалось 700 чел.), т. к. Типикон Константина IX Мономаха 1045 г. позволял В. иметь только одну пару волов, в то время как Лавра обладала 4 парами волов. В XI в. в В. разворачивается активное строительство: были возведены притвор (лити) (сер. XI в.), сев. и юж. приделы кафоликона, освященные во имя вмч. Димитрия и свт. Николая (кон. XI в.).

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

Карея. Общий вид Если и существовал некий орган управления монахами вне Афона, то он достаточно быстро сменился собственно афонским. Первое свидетельство относится к 908 г., когда афонские монахи отправили с ходатайством к императору своего прота Андрея (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). О монашеском поселении в К. известно из Жития прп. Афанасия Афонского. В 958 г. архонт Фессалоники, искавший по приказу имп. Никифора II Фоки прп. Афанасия Афонского , обратился к проту Св. Горы как к представителю всех афонских монахов ( Svoronos. 1970. P. 32; Papachryssanthou. 1975. P. 115-116). Прот Стефан понял, что преподобный скрывается под чужим именем, и обещал судье, что Афанасий, за кого бы он себя ни выдавал, примет участие в ближайшем собрании и тогда будет обнаружен; далее поясняется, что собрания «старцев» проходили трижды в год «в лавре, называемой Карейской»: на Рождество Христово, Пасху и Успение Пресв. Богородицы ( Помяловский. 1895. С. 19-20; Noret. 1982. P. 23, 142). Изначально и вплоть до 972 г. все монахи Афона участвовали или по крайней мере обладали правом участвовать в собраниях. По Типикону имп. Иоанна I Цимисхия собрания должны были проводиться раз в год - 15 авг., в день Успения Пресв. Богородицы, число их участников было сокращено (Actes du Prôtaton. 1975. N 7). Тем не менее эта реформа не утвердилась на Афоне, и с нач. XI в. возродилась практика созыва 3 собраний в год. Постепенно сформировалась единая структура управления Св. Горой, включавшая общее собрание, Протат и совет игуменов при проте; она просуществовала без значительных изменений до конца визант. периода (см. подробнее в ст. Афон , разделы «Административное устройство» и «Образование монашеского сообщества»). В сер. X в. собрания монахов проходили в ц. Успения Пресв. Богородицы (храм Протата), в 1153 г. заседания уже переместились в др. помещение (Actes de Lavra. 1970. N 62). Древнейший храм Протата, возможно, возник в кон. IX в. Известно, что между 964 и 969 гг. стратигом Львом Фокой, братом имп. Никифора II Фоки, была воздвигнута новая церковь Протата, т. к. прежняя стала мала для монашеских собраний ( Помяловский. 1895. С. 24, 44; Noret. 1982. P. 28, 146).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

Никифор Фока, к-рый ввел запрет на основание новых храмов и мон-рей и одновременно поддерживал восстановление и обновление уже существовавших. Между 970 и 972 гг. И. Ц. утвердил Типикон Великой Лавры на Св. Горе Афон по ходатайству прп. Афанасия Афонского , к-рый в 970 г. посещал К-поль и встречался с императором. Типикон, известный под названием «Трагос», закрепляет права игумена в управлении общежительными монастырями на Афоне, в основном повторяет хрисовулы, выданные афонской обители имп. Никифором Фокой (Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. N 7. P. 202-215). В К-поле И. Ц. на свои средства перестроил купольный храм Христа Халкита при императорском дворце близ ворот Халки, ранее основанный имп. Романом I Лакапином. Храм играл важную роль в архитектурном ансамбле центра К-поля. В османскую эпоху он был известен как комплекс Арслан-хане, где располагались султанский зверинец и квартиры придворных художников. Храм постепенно ветшал и был окончательно разрушен, после того как сильно пострадал в пожаре в 1802 г. ( M ü ller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 81). И. Ц. продолжал энергичную внешнюю политику своих предшественников. В 970-971 гг. И. Ц. провел решительную кампанию против Руси и вел. кн. Святослава Игоревича , который в 968-969 гг. захватил столицу Болгарии Преслав, Филиппополь (ныне Пловдив) и ряд других городов на Балканах. Продолжая политику имп. Никифора, И. Ц. подтвердил союз Византии с болгарами. Весной 970 г. византийское войско доместика Варды Склира под Аркадиополем разгромило русов и часть вставших на их сторону болгар, остановив их продвижение на юг. Весной-летом 971 г. И. Ц. лично возглавил поход против Святослава; пост доместика схол при нем занял Иоанн Куркуас. 12-13 апр. византийцы разбили русов под Преславом и взяли город; с 23 апр. они заперли главные силы Святослава в крепости Доростол на Дунае. В кровопролитных боях во время вылазок русов из крепости погиб Иоанн Куркуас (18 июня), а также приближенные Святослава Сфенкел (25 апр.) и Икмор (19 июня).

http://pravenc.ru/text/Иоанн I ...

В кон. XVI в. с упразднением института Протата управление перешло к собранию игуменов 20 мон-рей, называемому «Великая средина» (Μεγλη Μση), исполнительным органом к-рого были 4 эпистата (представители мон-рей). Спустя полвека должность прота была временно восстановлена, но он уже не играл прежней роли. В 1661 г. «Великая средина» из-за необходимости уплаты долгов продала мон-рям все келлии, бывшие в ведении Протата. Хиландар приобрел 24 келлии, Великая Лавра - 14, Иверский мон-рь - 9, Дионисиат - 7, Ватопед - 6, Кутлумуш - 4, мон-рь прп. Павла - 4, мон-рь прп. Григория - 4, Зограф - 3, Каракал - 3, Симонопетра - 3, Эсфигмен - 3, вмч. Пантелеимона - 3, Дохиар - 2, Филофея мон-рь - 2, Ставроникита - 2, Пантократор - 1, Ксиропотам - 1, Ксенофонта мон-рь - 1, Кастамонит - 1 келлию. В XVII в. в К. постоянно пребывал ага с небольшим отрядом, направляемый бостанджибаши (начальником стражи султанского дворца) для защиты монахов от разбойничьих набегов и урегулирования отношений обремененной долгами монашеской республики с османскими чиновниками. К. являлась также ремесленным и торговым центром. Уже из Типикона имп. Константина IX Мономаха следует, что в 1045 г. в К. велась активная торговля (Actes du Prôtaton. 1975. N 8), но неясно, были ли это постоянные лавки или известный с визант. периода и действующий по наст. время еженедельный субботний базар для сбыта монашеских изделий и сельскохозяйственных продуктов. О мастерских и лавках в К. документально известно только с XVII в., тогда же стали возникать магазины, принадлежавшие мирянам. Согласно Типикону К-польского патриарха Гавриила IV (1783), восстанавливалась должность прота, к к-рому присоединялись 4 соуправителя - Свящ. Эпистасия (дословно - надзор или попечительство). Также было ограничено число мирян, имевших магазины в К., из-за их «неуместности и вреда, наносимого монашескому сообществу» ( Meyer. 1894. S. 243-248). Однако исследователи сомневаются, что эти санкции были приведены в действие. В 1810 г. был принят новый устав (Ibid. S. 603-604): органом управления монашеским сообществом стал Свящ. Кинот, органом надзора - Свящ. Эпистасия, должность прота была упразднена окончательно. 2-я пол. XIX в. стала наиболее благоприятным временем для карейского рынка, что связано с резким увеличением числа монашествующих (за счет рус. иноков), с приездом значительного количества паломников, мирских мастеров и рабочих.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

В 830–847 гг. арабы вновь опустошили Афон, но монашеская жизнь постепенно возродилась. В 883 г. император Василий I освободил афонских монахов от налогов на обрабатываемые им земли. Это послужило началом образования и развития крупных монастырей путем объединения малых обителей и отшельнических келлий. Наиболее значительным таким объединением стала Кафедра Старцев, названная древней уже в грамоте 934 г. В X в. были основаны монастыри Дохиар, Ксиропотам и Фессалоникийский монастырь во имя св. Пантелеимона, позднее в 1169 г. переданный «русским» (русам). Благодаря усилиям прп. Афанасия, основавшего в 963 г. Великую лавру и разработавшего для нее устав, преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежитие. Высшее управление Афоном принадлежало проту («первому» монаху; до XIV в. проты утверждались императорами, затем – патриархами Константинопольскими), представлявшему Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, и Совету прота (собранию игуменов), которое составляли, как правило, 14 игуменов крупнейших монастырей. Местом пребывания прота являлась лавра Великая Меса в центральной части Афона, где несколько раз в год собирались все монахи для решения возникающих вопросов; в настоящее время это административный центр Афона – Карея. В 971 г император Иоанн Цимисхий утвердил этот порядок управления в первом Уставе афонского монашеского сообщества (Actes du Prôtaton; [Texte/Album]/Ed. D. Papachryssanthou. Paris, 1975. (Archives d’Atyos). 7. P. 209–215). В конце X в. возникли грузинская Иверская лавра (в начале XI в. – в ней проживало около 300 иноков), Каракалл, Ксенофонт; в первой половине XI в. – «русский» (русов) монастырь Богородицы Ксилургу, Зограф. В это время, согласно житийным данным, на Афоне подвизалось около трех тысяч иноков. С 1028 г. афонские проты стали продавать участки земли мирянам; возникли мирские поселения. В 1046 г., в связи с целым рядом серьезных нарушений устава и церковных канонов, император Константин Мономах утвердил новый Устав Святой Горы (Ibid. 8. Р. 216–232), дополнивший Устав 971 г. и подтвердивший запрет жить на Святой Горе мирянам. Однако к началу царствования императора Алексея Комнина на Афоне поселилось около 300 семейств валахских овцеводов, общение с которыми наносило урон монашеской жизни. В 1097–1104 гг. по повелению императора Алексея Комнина состоялось третье и последнее выселение всех мирян со Святой Горы, которая отныне подчинялась только императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Св. Гора Афон, согласно Уставам 971/2 и 1045 гг., была подчинена непосредственно императору, минуя все проч. гражданские и церковные инстанции. Епископ Иерисса осуществлял лишь формальные архиерейские функции (рукоположения и проч.), не вмешиваясь во внутренние дела Св. Горы. Это, однако, противоречило церковным канонам, согласно к-рым все области и мон-ри должны были подчиняться тому или иному архиерею. Вскоре после взятия К-поля крестоносцами в 1204 г. и образования независимого гос-ва с центром в Фессалонике местные митрополиты через посредство подчиненной им Иерисской кафедры попытались установить свою юрисдикцию на Афоне. Следствием этого стало появление в титуле епископа Иерисса дополнения «и Святой Горы» (κα Αϒου Ορους), впервые встречающегося в акте 1240 г. Афонские монахи не признавали притязаний Иерисской кафедры (ссылаясь на древние привилегии и низкий статус «нищего» епископа). Этим они вызвали порицание К-польского патриарха Афанасия I , увещевавшего их подчиниться либо Иерисскому, либо Фессалоникийскому архиерею ( Laurent V. La chronologie des higoumènes de la Grande Laure athonite de 1283 à 1309//REB. 1970. T. 28. P. 109-110). Спор разрешился в 1312 г., когда Афон был передан в юрисдикцию К-польского патриарха. При этом за Иерисским епископом был сохранен титул «Святогорский», а имя его как канонического иерарха данной области должно было возглашаться за богослужением в афонских храмах (Actes de Prôtaton. 1975. N 11). Ок. 1344 г. еп. Иерисский Иаков был возведен в достоинство титулярного митрополита. Это возвышение было призвано уравновесить резкое усиление позиций серб. духовенства на Афоне, оказавшегося в то время в составе владений царя Стефана IV Душана ( Papachryssanthou. 1970). Митр. Иаков, активно участвуя в делах Св. Горы, вступил в конфликт с афонским протом - сербом Саввой. И хотя преемник Иакова, Давид, вновь был обычным епископом, его преимущество над протом было утверждено сигиллием патриарха Филофея Коккина (апр. 1368; RegPatr, N 2539). Однако афонские проты настаивали на соблюдении своих привилегий, и уже в марте 1391 г. К-польский патриарх Антоний IV издал постановление, подтверждающее древние права прота: епископу Иерисса было запрещено вмешиваться в афонские дела и даже появляться на Афоне без приглашения; более того, прот мог обращаться для осуществления рукоположений не только к нему, но и к любому др. епископу (RegPatr, N 2884). Наконец, в 1392 г. по просьбе прота Иеремии акт Филофея от 1368 г. был отменен как изданный временно, «в условиях господства на Афоне сербов» (RegPatr, N 2911). В 1622 г. К-польский патриарх Кирилл I Лукарис издал сигиллий, запрещавший Иерисскому епископу «рассматривать Св. Гору как свою епархию», поскольку ее мон-ри подчинены непосредственно Патриархату (Ελληνικ. 1930. Τ. 3. Σ. 51). Из архиерейских прав за Иерисским и Святогорским епископом на Афоне сохранялось лишь возглашение его имени за богослужением, но и оно не поминалось в храмах и мон-рях, получавших статус ставропигии.

http://pravenc.ru/text/293670.html

Горе: тяжбы монахов рассматривались в светских судах, светские судьи вмешивались даже в избрание игуменов. С целью восстановить нарушенный порядок император направил на А. Косму, игум. одного из к-польских мон-рей (1045). Он обнаружил серьезные нарушения устава и церковных канонов: собрания в Карее стали местом раздоров, зачинщиками их выступали сопровождавшие игуменов лица; монахи совершали незаконные имущественные сделки; мон-ри владели крупными грузовыми судами и вели морскую торговлю в К-поле; для возделывания полей использовался труд наемных рабочих и рабов; запрет доступа на Св. Гору евнухов не соблюдался, и они свободно торговали в мон-ре Протата, превратившемся «из лавры в торжище». Главной причиной ненормального положения вещей было значительное увеличение числа братии афонских мон-рей (только в Вел. Лавре жило 700 насельников). По итогам инспекции Космы в сент. 1045 г. был составлен новый афонский устав из 15 статей - Типикон Константина Мономаха (Actes du Prôtaton. N 8. P. 216-232). Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями. Вид св. Афонской горы. Литография. 1869 г. (ГМИИ) В кон. XI в. приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению имп. трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения А. и его места в визант. обществе. Имп. Алексей I Комнин издал 2 указа, к-рые подтверждали свободы и привилегии афонских обителей, а также независимость Св. Горы от юрисдикции еп. Иерисского, митр. Фессалоникийского и Патриарха К-польского ( D ö lger. Regesten. Bd. 2. N 1171. S. 41-42; N 1248. S. 52). Однако в начале правления Алексея I на А. произошли события, надолго нарушившие размеренную молитвенную жизнь святогорских иноков. Неск. сот семей пастухов-влахов поселились на А. в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли близ мон-рей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижников.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Точных сведений о времени возникновения на Афоне центрального органа управления не сохранилось. Существует мнение, что до К. некий орган управления афонских монахов находился за пределами Афона, в Кафедре старцев (καθδρα τν γερντων). Впервые упоминание о Кафедре старцев появляется в акте визант. имп. Льва VI Мудрого от 908 г., где она названа в числе владений, незаконно захваченных иноками мон-ря Иоанна Колова (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Очевидно, впосл. она была изъята у монахов обители Иоанна Колова, хотя в тексте данного акта не сказано ни об этом, ни о том, кому ее надлежало возвратить. Передача Кафедры старцев афонским монахам (без определения ее юридического статуса) подтверждается более поздним хрисовулом имп. Романа I Лакапина (от 934 г.) (Ibid. N 3). В последний раз Кафедра старцев упоминается в авг. 943 г. в акте, связанном с определением границ на Афоне стратигом Фессалоники Катакалоном (Ibid. N 6). Остается неизвестным, где именно находилась Кафедра старцев; согласно различным гипотезам, она располагалась к северу, к югу или к северо-востоку от Иерисса, или возле совр. Пиргудии, метоха (подворья) Иверского мон-ря , или близ перешейка, соединяющего Афон с материком ( Papachryssanthou. 1975. P. 112-113). Можно с определенной уверенностью утверждать, что она находилась достаточно далеко от Иерисса, поскольку в ней никогда не останавливались направлявшиеся туда монахи. Им предоставляла кров сначала обитель Иоанна Колова, а затем, по ее приобретении Иверским мон-рем, был выделен особый участок для этих целей. Предположение о том, что Кафедра старцев являлась адм. центром Афона, впервые высказал в нач. XIX в. мон. Филофеит в сочинении по истории Афона ( Порфирий (Успенский). 1877. С. 300). Впосл. это представление распространилось среди монахов Афона и историков. По мнению Д. Папахрисанфу, подобная гипотеза основывается на ошибочном толковании словосочетания «Кафедра старцев» как «местопребывание именитых монахов», «место собрания совета», «совет старцев», тогда как в действительности оно могло быть обычным обозначением небольшого сельского поселения, превратившегося затем в маленький мон-рь, что нередко происходило в Византии ( Papachryssanthou. 1975. P. 113-114).

http://pravenc.ru/text/1681041.html

  001     002