Горе: тяжбы монахов рассматривались в светских судах, светские судьи вмешивались даже в избрание игуменов. С целью восстановить нарушенный порядок император направил на А. Косму, игум. одного из к-польских мон-рей (1045). Он обнаружил серьезные нарушения устава и церковных канонов: собрания в Карее стали местом раздоров, зачинщиками их выступали сопровождавшие игуменов лица; монахи совершали незаконные имущественные сделки; мон-ри владели крупными грузовыми судами и вели морскую торговлю в К-поле; для возделывания полей использовался труд наемных рабочих и рабов; запрет доступа на Св. Гору евнухов не соблюдался, и они свободно торговали в мон-ре Протата, превратившемся «из лавры в торжище». Главной причиной ненормального положения вещей было значительное увеличение числа братии афонских мон-рей (только в Вел. Лавре жило 700 насельников). По итогам инспекции Космы в сент. 1045 г. был составлен новый афонский устав из 15 статей - Типикон Константина Мономаха (Actes du Prôtaton. N 8. P. 216-232). Он был призван не столько заменить собой Типикон Иоанна Цимисхия, сколько дополнить его положения в соответствии с изменившимися условиями. Вид св. Афонской горы. Литография. 1869 г. (ГМИИ) В кон. XI в. приход к власти в Византии династии Комнинов, стремившейся к сближению имп. трона и Церкви, привел к дальнейшему укреплению положения А. и его места в визант. обществе. Имп. Алексей I Комнин издал 2 указа, к-рые подтверждали свободы и привилегии афонских обителей, а также независимость Св. Горы от юрисдикции еп. Иерисского, митр. Фессалоникийского и Патриарха К-польского ( D ö lger. Regesten. Bd. 2. N 1171. S. 41-42; N 1248. S. 52). Однако в начале правления Алексея I на А. произошли события, надолго нарушившие размеренную молитвенную жизнь святогорских иноков. Неск. сот семей пастухов-влахов поселились на А. в нарушение всех обычаев и уставов. Соседство мирян, особенно валашских женщин, к-рые в муж. одежде пасли близ мон-рей свои стада, привнесло нестроения в жизнь монахов и вызвало негодование строгих подвижников.

http://pravenc.ru/text/77102.html

В 830–847 гг. арабы вновь опустошили Афон, но монашеская жизнь постепенно возродилась. В 883 г. император Василий I освободил афонских монахов от налогов на обрабатываемые им земли. Это послужило началом образования и развития крупных монастырей путем объединения малых обителей и отшельнических келлий. Наиболее значительным таким объединением стала Кафедра Старцев, названная древней уже в грамоте 934 г. В X в. были основаны монастыри Дохиар, Ксиропотам и Фессалоникийский монастырь во имя св. Пантелеимона, позднее в 1169 г. переданный «русским» (русам). Благодаря усилиям прп. Афанасия, основавшего в 963 г. Великую лавру и разработавшего для нее устав, преобладающей формой монашеской жизни на Афоне стало общежитие. Высшее управление Афоном принадлежало проту («первому» монаху; до XIV в. проты утверждались императорами, затем – патриархами Константинопольскими), представлявшему Афон перед гражданскими и церковными властями Византии, и Совету прота (собранию игуменов), которое составляли, как правило, 14 игуменов крупнейших монастырей. Местом пребывания прота являлась лавра Великая Меса в центральной части Афона, где несколько раз в год собирались все монахи для решения возникающих вопросов; в настоящее время это административный центр Афона – Карея. В 971 г император Иоанн Цимисхий утвердил этот порядок управления в первом Уставе афонского монашеского сообщества (Actes du Prôtaton; [Texte/Album]/Ed. D. Papachryssanthou. Paris, 1975. (Archives d’Atyos). 7. P. 209–215). В конце X в. возникли грузинская Иверская лавра (в начале XI в. – в ней проживало около 300 иноков), Каракалл, Ксенофонт; в первой половине XI в. – «русский» (русов) монастырь Богородицы Ксилургу, Зограф. В это время, согласно житийным данным, на Афоне подвизалось около трех тысяч иноков. С 1028 г. афонские проты стали продавать участки земли мирянам; возникли мирские поселения. В 1046 г., в связи с целым рядом серьезных нарушений устава и церковных канонов, император Константин Мономах утвердил новый Устав Святой Горы (Ibid. 8. Р. 216–232), дополнивший Устав 971 г. и подтвердивший запрет жить на Святой Горе мирянам. Однако к началу царствования императора Алексея Комнина на Афоне поселилось около 300 семейств валахских овцеводов, общение с которыми наносило урон монашеской жизни. В 1097–1104 гг. по повелению императора Алексея Комнина состоялось третье и последнее выселение всех мирян со Святой Горы, которая отныне подчинялась только императору.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985; T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. 1990; T. 3: De 1204 à 1328. 1994; T. 4: De 1328 au début du XVIe siècle. 1995. (AA; 14, 16, 18, 19); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (AA; 9); Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (AA; 2); Actes de Lavra: 897-1178/Ed. G. Rouillard, P. Collomp. P., 1937. (AA; 1); Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970; Pt. 2: De 1204 à 1328: [Texte. Album]. 1977; Pt. 3: De 1329 à 1500: [Texte. Album]. 1979; Pt. 4: Études historiques. Actes serbes: [Texte et planches]/Avec la collab. de S. irkovi. 1982. (AA; 5, 8, 10, 11); Actes du Pantocrator/Ed. L. Petit//ВВ. 1906. Т. 12. Прилож.; Actes du Pantocrator: [Texte. Album]/Ed. V. Kravari. P., 1991. (AA; 17); Actes de Philothée/Ed. W. Regel, E. Kurtz, B. Korablev//ВВ. 1914. T. 20. Прилож.; Actes du Prôtaton: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (AA; 7); Actes de Saint-Pantéléèmôn: [Texte. Album]/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi, 1982. (AA; 12); Actes de Xénophon/Ed. L. Petit//ВВ. 1903. Т. 10; То же. Amst., 1964; Actes de Xénophon: [Texte. Album]/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (AA; 15); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (AA; 3); Actes de Zographou/Ed. L. Petit, W. Regel//ВВ. 1911. T. 17. Прилож.; Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 1998 (=http://www.doaks.org/typ000.html [Электр. ресурс]). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты. К., 1877. Ч. 1-2; он же. Второе путешествие по Святой Горе Афонской. М., 1880; он же. История Афона. К., 1877. Ч. 1-3/1; СПб., 1892. Ч. 3/2; Γεδεν Μ. Ο ρδβλθυοτεΑθως. Αναμνσεις, γγραφα, σημεισιες. Κωνσταντινοπολις , 1885; Петрушевский П. Святые места и святыни на Востоке и в России. СПб., 1902; Вышний покров над Афоном.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Ист.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1; 1860. Ч. 2; Ипполит (Вишенский), иером. Пелгримация или путешественник... в Святой град Иерусалим. М., 1877; Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеймонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ. архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. (ПДП; Т. 30); Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. Ανκδοτα σιγλλια//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1892/1893. T. 12; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Три древних сказания о Св. горе Афонской и краткое описание Св. Горы, составленное в первое посещение оной Василием Барским (1725-1726). М., 18952; Афонский патерик. М., 1897, 2002р. Ч. 1. С. 25, 52, 168-179, 259-260; Ч. 2. С. 83, 152, 167-168, 212-218, 242, 397, 458, 461-465; Regel W. Χρυσβουλα κα γρμματα τς ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερς κα Σεβασμας Μεγστης Μονς το Βατοπεδου. СПб., 1898; Actes de Chilandar/Publ. par L. Petit et B. Korablev//ВВ. 1911. Т. 17. Прил. I-III; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου ρδβλθυοτεΟρους//Νος Ελληνομννων. 1912. T. 9. Σ. 209-244; Γοδας Μ. Βυζαντιακ γγραφα τς ν ρδβλθυοτεΑθ Ιερς Μονς το Βατοπεδου//ΕΕΒΣ. 1926. T. 3; 1927. T. 4; Laskaris M. Actes serbes de Vatopédi//Bsl. 1935/1936. T. 6; Αλξανδρος Λαυριτης (Λαζαρδης), μον. ρδβλθυοτεΕγγραφα το Αγου ρδβλθυοτεΟρους τς Μεγλης Ελληνικς Επαναστσεως, 1821-1832. Αθναι, 1966. Τ. 1; Actes de Kutlumus/Ed. P. Lemerle. P., 1945, 19882. (ArAth; 2); Actes de Xéropotamou/Ed. J. Bompaire. P., 1964. (ArAth; 3); Синицына Н. В. Послание Максима Грека Василию III об устройстве афонских мон-рей (1518-1519 гг.)//ВВ. 1965. Т. 26. С. 128-136; Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle, A. Guillou, N. Svoronos, D. Papachryssanthou. P., 1970. (ArAth; 5); Actes d " Esphigménou/Ed. J. Lefort. Р., 1973. (ArAth; 6); Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (ArAth; 7); Actes de Kastamonitou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. (ArAth; 9); Actes de Saint-Pantéléèmôn/Ed. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. Р., 1982. (ArAth; 12); Actes de Docheiariou/Ed. N. Oikonomidès. P., 1984. (ArAth; 13); Κομνηνς Ι. Προσκυνητριον το Αγου ρδβλθυοτεΟρους το ρδβλθυοτεΑθωνος. Καρυς, 19842; Actes d " Iviron. T. 1: Des origines au milieu du XIe siècle/Ed. J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachryssanthou, avec la collab. d " H. Métrévéli. P., 1985. T. 2: Du milieu du XIe siècle à 1204. P., 1990 (ArAth; 14, 16); Actes de Xénophon/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1986. (ArAth; 15); Actes du Pantocrator/Ed. V. Kravari. P., 1991. (ArAth; 17); Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам моск. архива коллегии иностр. дел. М., 2001; Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21); Россия и греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/149927.html

261 . Mount Athos in the 14 th –16 th centuries. Athens 1997. 200, ill. [Сб-к статей на англ., франц. и греч. яз.]. 262 . Mund О. Athos Berg der Begegnung: zum 100. Gcburtstag von P. Kilian Kirchhoff//Wissenschaft und Weisheit: Zs. für augustinisch-franziskanische Theologie und Philosophie in der Gegenwart. 1992. 55:2–3. 200–211. 263 . Murphy В. Greek monasteries of Mt. Athos//Catholic World. 1881 (Apr/.Sept.). 33:193/198. 163. 264 . Mylonas P. M. Athos and its monastic institutions: through old engravings and other works of art/Foreword by Rice D. T. Dedicated to Mount Athos for its millennium: 963–1963. Athens 1963. 208. 265 . Nastase D. Le Mont Athos et la politique du patriarcat de Constantinople, de 1355 à 1375// Σμμεικτα. 1980. 3. 121–177. 266 . Nicol D. M. The Millenary of Mount Athos 963–1963//Historical Studies. 1965. 5. 59. 267 . Nikiphoros Mikrayannanitis, hieromonachos. A­ θως, ρος το γιον. A­ γιον ρος: Μικρ αγα A­ ννα 1999. 268 . Nikitin A. The baptism of Kievan Russia and the manuscript heritage of Mount Athos//GOTR 1988. 33:2. 201–220. 269 . Oikonomides N. Patronage in Palaiologan Mt Athos//MABM 8 .258). 99–111. 270 . Oosterse monnik. De oosterse monnik. Door een archimandriet van de Athos//Benediktijns Tijdschrift. Egmond 1971. 32. 9–14. 271 . Pabel R. Athos der heilige Berg: Begegnung mit den christlichen Osten/Geleitwort von Lortz J, mit 32 Bildtafeln und einer Karte des heiligen Berges. Münster XVI, 191. [Bibl. XIII-XVI.]. 1941. 66. 152. 272 . Papachryssanthou D. Le monachisme athonite des origines jusqu’au Typikon de Tzimiskès//AEHE, IVe section. 1971. 4:103. 903–905. 273 . Papachryssanthou D. Athonite monasticism. Origins and organisation. Athens 1992. [Пересмотр. и расшир. вариант предисловия к Actes du Prôtaton 8 .59)]. 461. [Библ.]. 274 . Papastathis Ch. К. The nationality of the Mount Athos monks of non-Greek origin//BS 1967. 8:1. 75–86. 275 . Papazôtos A. Recherches topographiques au Mont Athos//Geographic historique du monde méditerranéen/Éd. Ahrweiller II. P. 1988. 149–178. (Série Byzantina Sorbonensia. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

95 A. Papazôtos, ‘Recherches topographiques au Mont Athos’, Géographie historique du monde méditerranéen (Paris, 1988), pp. 154–5, 162–3 (fig. 2). 96 Archives de l’Athos VII, Actes du Prôtaton, ed. D. Papachrysanthou (Paris, 1975), p. 167, no. 7; Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς, pp. 240–1 (notes 276–7); K. Pavlikianov, ‘Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου’, Σμμεικτα, 12 (Athens, 1998), 109; idem, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 32–7; idem, Istorija na blgarskija svetogorski manastir Zograf ot 980 do 1804 g. (Sofia, 2005), pp. 17–23. 97 Actes de l’Athos IV, Actes de Zographou, ed. W. Regel, E. Kurtz, and B. Korablev, Vizantijskij Vremennik, 13 (1907), Priloenie (Appendix) 1 to vol. 13 (repr. Amsterdam, 1969), no. 1; Ivanov, Blgarski starini, pp. 526–35, no. 63. 101 Archives de l’Athos IX, Actes de Kastamonitou, ed. N. Oikonomidès (Paris, 1978), p. 3 (note 14). See also Actes du Prôtaton, 93 (note 336); Archives de l’Athos II2, Actes de Kutlumus, ed. P. Lemerle (Paris, 19882), p. 4. 102 Cf. Ivanov, Blgarski starini, pp. 527, 533–5; Boilov, Blgarite vv Vizantijskata imperija, p. 82. 103 See also Pavlikianov, Σλβοι μοναχο στ γιον ρος, pp. 32–3; idem, Istorija na blgarskija svetogorski manastir Zograf, pp. 17–18. 104 Actes du Prôtaton, no. 7, l. 167; Papachrysanthou, θωνικς μοναχισμς, pp. 240–1 (notes 276–7); Pavlikianov, Ο Σλβοι στν θωνικ μον Ζωγρφου, 109; idem, ‘ νταξη τν Βουλγρων στν μοναστηριακ κοιντητα το γου ρους – ο περιπτσεις τν μονν Ζωγρφου κα Ζελινου’, Göttinger Beiträge zur byzantinischen und neugriechischen Philologie, 2 (2002), 64. 105 Actes de Zographou, pp. 150–7, no. 66, 169–74, Slavic act no. 5; See also A. Stoilov, ‘Svoden hrisovul za istorijata na Zografskija manastir’, Sbornik v est na V. Zlatarski (Sofia, 1925), pp. 452–4; Ivanov, Blgarski starini, pp. 537–40. 106 This act is preserved in a Greek and Slavic version. For the Greek text cf. Actes de Zographou, no. 67, l. 27–8; F. Dölger, Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges (Munich, 1948), no. 48, l. 21–2; idem, Regesten der Kaiserurkunden des oströmischen Reiches von 565–1453. 4. Teil: Regesten von 1282–1341 (Munich-Berlin, 1960), no. 2119. For the Slavic text see Actes de Zographou, pp. 163–5, Slavic act no. 2, l. 24–5; K. Tchérémissinoff, ‘Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont-Athos’, Byzantinische Zeitschrift, 76 (1983), 18, no. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

57 . Actes de Pantocrator/Publiés par le R. P. Petit L.//BB 1903. 10. Приложение 2. Amsterdam 1964. XIX, 77. (Actes de l’Athos. 2). [Bibl. 1. [XIII]-XVI]. 58 . Actes de Philothée/Publiés par Regel W., Kurtz E., Korablev В.//BB 1913. 20. Приложение 1. Amsterdam 1975. IV, 50. (Actes de l’Athos. 6). 59 . Actes de Prôtaton/Éd. Papachryssanthou D. 1–2. P. 1975. XIII, 320. XL pl. 1: Texte. 2: Album. Grosdidier de Matons J.//REG 1976 (Janv/.Déc.). 89:424/427. 181. (Archives de l’Athos. 7AB). [Bibl.: 1. [IX]-XIII]. 60 . Actes de Xénophon/Publiés par Petit L.//BB 1903. 10. Приложение 1. Amsterdam 1964. 113. (Actes de l’Athos. 1). изд.: Actes de Xénophon/Éd. diplomatique par Papachryssanthou D. 1–2. P. 1986. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 15). [Bibl.: 1. XIII-XV]. 61 . Actes de Xéropotamou/Éd. diplomatique par Bompaire J. P. 1964. XIV, 298., atlas (54 facsims.) 28 cm. 1: Texte; 2: Album. (Archives de l’Athos. 3). [Bibl.: [XI]-XIV]. 62 . Bompaire J. Quelques problèmes de la paléographie des actes d’archives d’époque byzantine d’après les dossiers du Mont Athos//La paléographie grecque et byzantine. Actes du Colloque international organisé dans le cadre des Colloques internationaux du CNRS à Paris du 21 au 25 octobre 1974 par Glénisson J., Bompaire J. et Irigoin J. P. 1977. 417–422. (Colloques internationaux du CNRS 559). 63 . Dujev I. S. Observations méthodologiques sur l’édition des actes de l’Athos: déchiffrement et transcription des anthroponymes, des toponymes et des termes slaves//La paléographie grecque et byzantine. Actes du Colloque international organisé dans le cadre des Colloques internationaux du CNRS à Paris du 21 au 25 octobre 1974 par Glénisson J., Bompaire J. et Irigoin J. P. 1977. 475–483. (Colloques internationaux du CNRS. 559). 64 . Duiev I. S. Slavica dans les Acta Athoa I//Byzantinobulgarica. 1978. 5. 289–296. 65 . Fonki B. L. Les «Archives de l’Athos» et l’étude comparative des écritures personnelles des scribes de livres et de documents grecs//Philadelphie et autres études. P. 1984. 127–132.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕРРИОТУ [греч. Βεοιτου; Веррийца (от назв. Веррия)], одна из древнейших афонских обителей. Впервые упоминается в акте прота Иоанна (996), подписанном игум. В. Симеоном (Actes de Lavra. Pt. 1. N 12). В Типиконе Константина IX Мономаха (1045) имя верриотского игум. Никифора указано 18-м по счету в перечне 32 имен настоятелей афонских обителей (Actes du Prôtaton. N 8). Исследователи предполагают, что с сер. XI в. на Афоне существовало 2 мон-ря с этим названием, один был посвящен св. Стефану ( Παπαχρυσνθου. Σ. 237). Считается, что они находились недалеко от рус. обители Ксилургу и в XIV в. были поглощены соседним Ватопедом ( Σμυρνκης. Σ. 56, 674-675, 678; Χρστου. Σ. 58). Последние упоминания о В. относятся к 1312-1316 гг. (Actes de Vatopédi. T. 1. N 45-46). В этом мон-ре подвизались слав. монахи: в акте прота Исаака (1316) стоит подпись славянина иером. Симеона из В., к-рый был духовником в «обители Росов», т. е. в Ксилургу (Actes de Vatopédi. T. 1. N 46). Ист.: Actes de Lavra. Pt. 1: Des origines à 1204/Ed. P. Lemerle e. a. P., 1970. (ArAth; 5); Actes du Prôtaton/Ed. D. Papachryssanthou. P., 1975. (ArAth; 7); Actes de Vatopédi/Ed. J. Bompaire e. a. P., 2001. T. 1. (ArAth; 21). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. История Афона. СПб., 1892. Ч. 3/2. С. 186; Σμυρνκης Γ. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθναι, 1903. Καρυα, 19882; Χρστου Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος. Αθωνικ πολιτεα - στορα, τχνη, ζω. Αθνα, 1987; Παπαχρυσνθου Δ. Ο θωνικς μοναχισμς: Αρχς κα οργνωση. Αθνα, 1992; Παυλικινωφ Κ. Σλβοι μοναχο στ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος π τν ι ς τν ιζ ανα. Θεσσαλονκη, 2002. Σ. 12-13. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца общежительный муж. мон-рь, расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон ДИОНИСИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Дионисиат], в честь Рождества св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, общежительный, мужской; расположен на юго-зап. побережье п-ова Афон (Айон-Орос)

http://pravenc.ru/text/158186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КОЛОВ (кон. IX в.), подвижник, ученик прп. Евфимия Нового Фессалоникийского , основатель мон-ря Иоанна Колова на Афоне. Подвизался вместе с наставником на о-ве Неон (ныне Айос-Эфстратиос) и на Афоне. После 866 г., когда монашеская община, возглавляемая прп. Евфимием, разделилась, И. К. поселился в местности Сидирокавсия, а затем основал мон-рь на перешейке, соединяющем п-ов Айон-Орос с материком. Эта обитель, освященная во имя св. Иоанна Предтечи, получила название монастыря Иоанна Колова или просто Колову (греч. Ιωννου το Κολοβο, Κολοβο). Имп. Василий I Македонянин передал в дар монастырю окрестности опустевшего после араб. набегов г. Аканта (ранее считалось, что Аполлонии), о чем известно из более позднего акта - 908 г. (Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Еп. Порфирий (Успенский) отнес это событие к 869 г. ( Порфирий (Успенский). 2007. С. 354). Вскоре поселившиеся на монастырской земле с правом ее обработки беженцы с Лесбоса (гл. обр. из Эрисса (ныне Эресос)), покинувшие остров из-за араб. набегов, создали на этом месте городок Иерисс (ныне Иерисос) (Там же). В июне 883 г. афонские отшельники получили по ходатайству И. К. от Василия I сигиллий (ранее этот документ исследователи датировали 868 г.), защищавший от беспокойств, к-рые причиняли им миряне (Actes du Prôtaton. N 1). Император освободил живших на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые ими земли и запретил жителям окрестных селений пасти свой скот на территории Св. Горы. И. К. является автором Жития прп. Паисия Великого (BHG, N 1402; Помяловский И. В. Житие прп. Паисия Великого. СПб., 1900). В исследовательской лит-ре И. К. иногда ошибочно называется преподобным. Точное время его кончины неизвестно. Пока И. К. был жив, насельники его мон-ря не притесняли афонских отшельников, но после его смерти они предприняли попытку подчинить себе почти весь Афон, подав на подпись имп. Льву VI Мудрому в кон. 886 - нач. 887 г. вместо грамоты, подтверждавшей их прежние владения, сигиллий, признававший за монастырем не только владение Сидирокавсией, Хломутзой и др., но и обителями Мустакон, Кардиогноста, Афанасия, Луки и «древней кафедрой старцев» близ Иерисса - подворьем афонских подвижников, удобным для сбыта монашеского рукоделия и для покупки необходимых вещей (об этом сигиллии известно из более позднего акта - Actes du Prôtaton. 1975. N 2). Это вызвало протест святогорцев, и после поездки прота Андрея в К-поль они получили имп. грамоту (февр. 908, устаревшие датировки - 887 или 893), подтверждавшую их независимость от мон-ря Иоанна Колова (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/471310.html

Первое упоминание о городке-крепости (κστρον) Иерисс на месте древнего Аканта содержится (в форме Ερισς) в акте 883 г., регулирующем земельные отношения между мон-рем Иоанна Колова, жителями города и монахами Афона (Actes de Prôtaton. 1975. N 1). В актах X в. город уже называется Иерисс. Город Эркулы (Ερκολων, Ερκουλων), позднее известный как Ардамерий (Αρδαμερου, Αρδαμρεως), упоминается в одной из редакций т. н. нотиции патриарха Николая I (X в.), в более поздних списках к-рой фигурирует и Иерисс ( Darrouzès. Notitiae. P. 68-69, 278-279). Первый известный еп. Эркульский Иоанн в 943 г. присутствовал вместе с архиеп. Фессалоники Григорием при межевании границы между Афоном и Иериссом (Actes de Prôtaton. 1975. N 6). Эта запись свидетельствует о том, что отдельная Иерисская кафедра в то время еще не существовала. Однако в акте 982 г., когда жители Иерисса признали права Иверского монастыря на владения близлежащей обители Иоанна Колова, уже стоит подпись еп. Иерисса Феодота (Actes d " Ivirôn. 1985. Vol. 1. P. 128). Данный акт примечателен тем, что среди имен подписавших его жителей Иерисса много славянских, а один автограф выполнен глаголицей ( Порфирий (Успенский). Суждение об Афоно-Иверском акте 982 г. и о глаголической подписи на нем попа Георгия//ИИАО. 1865. Т. 5. Вып. 1. С. 14-20; Он же. Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 311-316; ср.: Срезневский И. И. Глаголические буквы на Иверской грамоте 982 г.//ИОРЯС. 1861. Т. 10. Вып. 1. Стб. 78-80). Еп. Порфирий, впервые обнаруживший в 1845 г. этот древнейший датированный памятник глаголического письма, сопоставил его с упоминанием в хрисовуле 959/60 г. осевших в округе Иерисса «славян болгар» (см.: Actes d " Ivirôn. 1990. Vol. 2. P. 85); приведя сообщение игумена Зографского мон-ря Анфима о том, что еще в нач. XIX в. в Иериссе имелись слав. богослужебные книги, еп. Порфирий предположил многовековую традицию слав. богослужения в данной области ( Порфирий (Успенский). Первое путешествие. Ч. 1. Отд. 2. С. 315). Возведение Иерисса в ранг епископии связывают с ростом значения этого города в эпоху бурного развития афонских мон-рей ( 1973; Papachryssanthou. 1981).

http://pravenc.ru/text/293670.html

  001     002    003    004