Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Хрисовул имп. Андроника II. 1301 г. Пирг подворья Просфорион в Урануполи. 1344 г. Трудные времена закончились с приходом к власти Андроника II (1282-1328), к-рый оказывал В. особое покровительство. Не позднее 1287 г. В. получил статус «императорского мон-ря» (Ιερ Βασιλικ Μον - Actes de Kutlumus. 1945. N 3). В хрисовуле 1301 г., данном Андроником II В., подтверждаются земельные владения мон-ря: подворье во имя Пресв. Богородицы в Фессалонике, участки земли в области г. Серры и р. Стримон (Заверникия, Семалто, Водица, Хотоливос, подворье св. Бессребреников), а также на п-ове Халкидики: с. Кримота, местность Рафалион, подворья св. Феодоров в Кассандре, вмч. Георгия в с. Агиос-Мамас, мон-рь Пресв. Богородицы Спилиотиссы в местности Сидирокавсия, участок на о-ве Амулиани, подворья в Провлаке (Еладиава) и Просфорион с виноградниками и оливковыми рощами, местность Кали-Аммос и др. (Actes de Vatopédi. T. 1. N 31). Этот василевс был одним из заказчиков росписи монастырского собора; он подарил мон-рю нек-рые реликвии и иллюминированные рукописи. В нач. XIV в. В. серьезно пострадал от пиратских набегов и от нападения каталанцев ( Regel. 1898. N 2). Мон-рь потерял большую часть своих владений, т. к. гос-во нуждалось в средствах для ведения военных действий. На протяжении XIV в. для защиты от нападений с моря сооружались укрепления в ватопедских подворьях Ормилия (пирг, 1330), Просфорион (пирг, 1344), Агиос-Мамас (пирг, 1329; крепость в 1357/58). В дальнейшем мон-рь продолжал увеличивать свои земельные владения. Сохранились известия о хозяйственной деятельности В.: претензии на земли соседних мон-рей Верриоту и Эсфигмена (1312, 1315-1316), приобретение нового участка в Ормилии (до 1307) и подворья вмч. Георгия в Каламици (1305), аренда полей близ Ксанти, принадлежавших Феодоре Комнине Синахирине (1308), дарение вельможи Феодора Сарантина богатого мон-ря Иоанна Предтечи Петры в Веррии (1324-1325) (Actes de Vatopédi. T. 1. N 38, 45-47, 62; Regel. 1898. N 2; Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. Appendice II; Actes d " Esphigménou. 1973. N 11-13; Actes de Docheiariou. N 10) и др. В 1336 г. император освободил от налога монастырский корабль ( Regel. 1898. N 7).

http://pravenc.ru/text/149927.html

Не исключено, что упомянутый выше брат Лазарь, принесший с собой в обитель Ксилургу такое богатство, происходил из окружения Андрея Боголюбского. Но нельзя не отметить, что щедрым вкладом благодарность князя Андрея не ограничилась. Как и в Киеве, в Святогорском русском монастыре произошли статусные изменения: он приобрел обитель, имевшую «в старину первенство между второстепенными». И можно поддержать мысль отца Владимира Мошина, что за готовностью, с какой протат пошел навстречу просьбе русского игумена, кроется в том числе и стремление удовлетворить русского союзника императора Мануила I. Только в союзнике этом надо видеть не удалившегося к себе на Волынь Мстислава Изяславича, а нового хозяина Киева — владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского. Примечания 1 Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI–XII вв.//Byzantinoslavica. 1947/1948. Ro. 9. С. 55–85; 1950. Ro. 11. С. 32–60 (перепечатано в кн.: Из истории русской культуры. М., 2002. Т. 2, кн. 1: Киевская и Московская Русь/Сост. А.Ф. Литвина, Ф.Б. Успенский. С. 309–357; цит. по этому изд.). 2 Actes de Saint-Pantéléèmon/Ed. par P.Lemerle, G.Dagron, S.irkovi. Paris, 1982. Nr. 8 (Archives de l " Athos, 12); Русский монастырь Св. великомученика и целителя Пантелеимона на Святой горе Афонской/Изд. 7-е, испр. и значит. дополн. М., 1886 (репр.: М., 1995). С. 7–13. 3 Если держаться естественной гипотезы, что «монастырь Роса» («μον το ς»), упоминаемый в акте святогорского протата от февраля 1016 г. (Actes de Laura / Ed. par P. Lemerle, N. Svoronos, A. Gouillou, D. Papachrysanthou. Paris, 1970. T. 1. Nr. 19 [Archives de l " Athos, 5]), тождествен русскому монастырю Ксилургу. 4 Actes de Saint-Pantéléèmon. Nr. 7. 5 Мошин В.А. Русские на Афоне... С. 345–355. 6 Древнейшая редакция Сказания об иконе Владимирской Богоматери/Вступ. ст. и публ. В.А. Кучкина, Т.А. Сумниковой//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 501. О празднике Святого Спаса 1 августа см. в последнее время: Конявская Е.Л. К истории сложения проложной статьи на 1 августа//Древняя Русь: вопросы медиевистики. М., 2012. (47). С. 5–14.

http://e-vestnik.ru/analytics/russkiy_af...

  Передача И. м. грекам Решающую роль в истории И. м. сыграли 2 акта К-польского патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363). В акте 1351 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 92) в соответствии с хрисовулом имп. Иоанна VI Кантакузина, выданным в 1351 г. (Ibid. N 91), были подтверждены права И. м. на все его имущество. В 1353 г. (ранее апр.) прот Арсений прибыл по просьбе греч. монахов в И. м., чтобы выяснить, есть ли у груз. стороны реальная возможность управлять мон-рем. Прот передал управление и все должности греч. монахам, однако грузины этому не подчинились, аргументировав свою позицию тем, что название мон-ря - Иверский, т. е. Грузинский (Lefort. 1995. Vol. 4. P. 6). Когда И. м. посетил прот Феодосий, стороны достигли следующего компромисса: представители греч. насельников занимают должности настоятеля И. м. и экклисиарха, грузинские насельники - все остальные (Ibidem). Это положение было закреплено сигиллием патриарха Каллиста 1355/56 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 93). Полагают, что на решение повлияла и личность Каллиста. В 30-х гг. XIV в. он подвизался в скиту Магула вблизи И. м. и безуспешно пытался устроить иером. Григория Акиндина в Великую Лавру, мон-ри Филофея, Симонопетра и в И. м. (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 5). В 1342-1350 гг. Каллист был насельником И. м. и, вероятно, знал об антигрузинских настроениях братии обители. Сигиллием 1355/56 г. ввиду малочисленности груз. братии и «их невежества и незнания дела управления монастырем» греческим насельникам, «по числу и по духовным достоинствам превосходящим иверийцев», было дано право на владение кафоликоном (Ibid. P. 6), с чем груз. сторона была категорически не согласна, мотивируя это тем, что в течение 5 веков И. м. под управлением грузин процветал, имения монастыря увеличивались и его доходы возрастали (Ibid. Примеч. 5). Во владении грузин была оставлена ц. Пресв. Богородицы Портаитиссы. Тогда же Каллист упразднил название мон-ря Иверский как «никчемное и суетное». Тем не менее вплоть до 90-х гг. XV в. игуменами в И. м. были как греки, так и грузины. Первый известный груз. игумен И. м. этого периода - Иоанн, подписавший в апр. 1363 г. по-грузински один из актов мон-ря вмч. Пантелеимона (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. Vol. 1. N 13; Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 4). В 1392-1394 гг. должность игумена занимал митр. Макарий, по-грузински подписавший акт мон-ря Пантократор (Actes du Pantocrator. 1991. Vol. 1. N 14). В 1404 г. из-за волнений, возникших в мон-ре, он покинул обитель (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 4). Настоятель-грузин Евфимий упоминался в 1423 г. (Actes d " Iviron. 1995. Vol. 4. N 95). На основании этого и согласно источникам связи И. м. с Грузией в это время не прерывались (Lefort. 1995. Vol. 4. Р. 5).

http://isihazm.ru/1/?id=748

С. 164, 170-171, 174, 181-183, 191, 193, 199-200; Мошин В. Русские на Афоне и русско-византийские отношения в XI-XII вв.//Bsl. 1947. Vol. 9. S. 55-85; 1950. Vol. 11. S. 32-60; он же. О периодизации русско-южнославянских литературных связей X-XV вв.//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 28-106; То же: Русь и южные славяне: Сб. ст. СПб., 1998. С. 7-114; Μυλωνκος Ν. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος κα ο Σλαοι. Αθναι, 1960; Smolitsch I. Le Mont Athos et la Russie//Le Millénaire du Mont Athos (963-1963): Etudes et Mélanges. Chevetogne, 1963. Vol. 1. P. 279-318; Duj ev I. Le Mont Athos et les Slaves au Moyen Âge//Ibid. 1964. Vol. 2. P. 121-143; Kampfer Fr. Ivan Groznyj und Hilandar//JGO. 1971. Vol. 19. N 4. S. 499-519; idem. Die russische Urkunden im Archiv des Kloster Hilandar//Хиландарски зб. Београд, 1986. Т. 6. С. 271-296; Μαμαλκης Ι. Π. Τ λδβλθυοτεΑγιον ρδβλθυοτεΟρος (ρδβλθυοτεΑθως) δι μσου τν ανων. Θεσσαλονκη, 1971; Дуйчев И. Русский Пантелеимоновский мон-рь на Афоне как центр русско-болг. связей в период средневековья//АДСВ. 1973. 10. С. 95-98; Питирим (Нечаев), архиеп. Братские визиты предстоятеля Русской Церкви: Паломничество на Святую гору//ЖМП. 1973. 4. С. 10-18; Просвирнин А. , свящ. Афон и Русская Церковь//Там же. 1974. 3. С. 2-25; 4. С. 5-15; 5. С. 8-12; 6. С. 12-28; То же: Библиогр.//БТ. 1976. Т. 15. С. 185-256; Tachiaos A. -E. Mount Athos and the Slavic Litteratures//Cyrillomethodianum. Thessal., 1977. T. 4. P. 1-35; Dagron G. Chronologie de Saint-Pantéléèmôn des origines à 1500//Actes de Saint-Pantéléèmôn. P., 1982. P. 3-19; Tché ré missinoff K. Les archives slaves médiévales du monastère de Zographou au Mont-Athos//BZ. 1983. Bd. 76. S. 15-24; В. Света гора и Хиландар до шеснаестог века. Београд, 1985; Nastase D. Les débuts de la communauté oecuménique du Mont Athos//Σμμεικτα. 1985. T. 6. σ. 251-319; Nikolaou T. Der heilige Berg Athos und die orthodoxe Kirche in Russland//Orthodoxes Forum. 1988. T. 2. S. 209-226; Todorovich S. The Chilandarians: Serbian Monks on the Green Mountain.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Об истории К. в XII-XIII вв. сохранились лишь отрывочные известия в актах др. мон-рей, тем не менее они свидетельствуют, что монашеское житие, несмотря на бедствия и опустошения, в этот период в нем не прекращалось. Ок. 1105 г. К. управлял игум. Симеон, имевший значительный авторитет на Афоне, судя по тому, что он был послан в числе 3 избранных святогорских игуменов к имп. Алексею I Комнину по вопросу о незаконном вторжении на Афон пастухов-влахов; им подписан и документ прота Иоанна Тарханиота в 1108 г. ( Meyer. 1894. S. 165; Actes de Lavra. 1970. N 57). Его дело продолжил в К-поле игум. Василий, упоминаемый в 1110 г. ( Meyer. 1894. S. 177). Под 1142 г. в документах фигурируют имена 2 каракальских игуменов: в янв.- Варфоломея, а в сент.- Никифора (Actes du Pantocrator. 1991. N 3; Actes d " Iviron. 1994. N 55b), хотя не исключена возможность ошибки, поскольку упомянутые документы сохранились в копиях XVI и XIII вв. Акт 1169 г. об объединении обителей Ксилургу и Фессалоникийца подписан каракальским проэстом мон. Митрофаном (Actes de Saint-Pantéléèmôn. 1982. N 8). После падения К-поля (1204) для афонских обителей наступил период нестабильности, поскольку помимо политического давления крестоносцев монастыри подвергались частым нападениям пиратов и разбойников. Согласно Житиям свт. Саввы Сербского, лат. пираты разграбили и опустошили К., взяв в плен игумена и братию. Спасая их от верной гибели, Великая Лавра согласилась внести за них выкуп при условии, что К. вместе со всеми своими подворьями становился зависимым от Лавры. Свт. Савва вернул потраченные на выкуп деньги, чтобы избавить К. от обязательств перед Лаврой, в обмен на вечное поминание себя и своих родителей, а также позаботился о восстановлении разрушенных строений ( М. Света Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. Т. 17. С. 81-82; Она же. Света Гора око 1204 године//950 година од Великог раскола (1054) и 800 година од пада Цариграда у руке крсташа (1204). Београд, 2005. С. 91; Radi R. Η πειρατεα στους σερβικος μεσαιωνικος βους των αγων//Πειρατς και κουρσροι Μονεμβασιτικος Ομιλος, Ι Συμπσιο Ιστορας και Τχνης, 20-22 Ιουλου 1997/Επιμ. Χ. Καλλιγ, Α. Μλλιαρης. Αθνα, 2003. Σ. 49; Б. Жumuja светог Саве као извори за ucmopujy уметности. Београд, 2008. С. 106-107).

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТЛУМУШ [греч. Ιερ Μον Κουτλουμουσου], монастырь, занимающий 6-е место в иерархии афонских обителей. Расположен в центре п-ова Айон-Орос, рядом с Кареей . Монастырский собор (кафоликон) освящен в честь Преображения Господня. История монастыря Мон-рь Кутлумуш Мон-рь Кутлумуш Ранее считалось, что К. возник в Х или XI в., но эти сведения оказались недостоверными: подпись кутлумушского игум. Гавриила на акте Зографского монастыря 980 г. была сделана позднее для подтверждения его подлинности, а хрисовул визант. имп. Алексея I Комнина 1082 г. об основании им К. исследователи признали поддельным. Видимо, К. был построен не ранее XII в.: впервые он упоминается в акте прота Иоанна 1169 г. (Actes de Saint-Pantéléèmôn/Éd. P. Lemerle, G. Dagron, S. irkovi. P., 1982. Vol. 1. N 8. (ArAth; 12)). Затем об этом мон-ре сведения отсутствуют до 1257 г., когда акт прота Феодора подписал представитель К. (Actes de Kutlumus. 1988. N 2). Название мон-ря тюрк. происхождения и вызывало дискуссии. Наиболее вероятно, что К. был основан принявшим христианство потомком сельджукского правителя Кутлумуша († 1063) или уроженцем земель, находившихся под его правлением. Келлия Кутлумуша, к-рого акты XIV в. называют преподобным, по преданию, находилась на 4-м этаже башни мон-ря (Ibid. N 15). В 1263 и 1267 гг. прот Косма передал мон-рю обители прор. Илии и Скамандрину, а прот Иоанн в 1287 г.- запустевший мон-рь Ставроникита (Ibid. N 3; Actes de Kastamonitou/Éd. N. Oikonomidès. P., 1978. N 2. (ArAth; 9)). В 1275 г. К. пострадал от сторонников Лионской унии (1274), в нач. XIV в.- от каталанских наемников. До XIV в. источники представляют К. как небольшой и бедный мон-рь (в акте 1316 г. подпись кутлумушского игумена стоит на 20-м месте - Actes de Vatopédi/Éd. J. Bompaire, J. Lefort, V. Kravari, Ch. Giros. P., 2001. Vol. 1. N 46. (ArAth; 21)). Но на протяжении этого столетия количество его насельников и владения постепенно увеличивались.

http://pravenc.ru/text/2462351.html

74 Following common practice in Byzantine studies, Slavic bibliography will be given transliterated with the Latin alphabet, while Greek titles will remain written with Greek letters. In our transliteration of the Cyrillic alphabet y stands for ы, j for й, for ъ, for for ч, š for ш, and for ж. 75 Actes d’Iviron I, p. 122. Cf. also P. Schreiner, ‘Slavisches in den griechischen Athosurkunden’, Tgoli chole Mêstro, Gedenkschrift für Reinhold Olesch (Köln-Wien, 1990), p. 309; K. Pavlikianov, Σλβοι μοναχο στ ‘γιον ’ρος π τν Ι´ ς τν ΙΖ´ ανα (Thessaloniki, 2002), pp. 1–2. 76 F. Dölger, ‘Ein Fall slavischer Einsiedlung im Hinterland von Thessalonike im 10. Jahrhundert’, Sitzungsberichten der Bayerischen Academie der Wissenschaften, Philosophisch-historische Klasse, 1952/1 (München, 1952), pp. 1–28. 77 G. Soulis, ‘On the Slavic Settlement in Ierissos in the Tenth Century’, Byzantion, 23 (1953), 67–72. 78 V. Tpkova-Zaimova, ‘Svedenija za blgari v itieto na sv. Atanasij’, Izsledvanija v est na akad. Dimitr Deev po sluaj 80-godishninata mu (Sofia, 1958), pp. 759–62. 79 I. Dujev, ‘Le Mont Athos et les Slaves au Moyen Âge’, Le Millénaire du Mont Athos 963–1963, Études et Mélanges II (Venezia-Chevetogne, 1964), pp. 125–7. 82 Cf. Actes d’Iviron I, pp. 117–29, no. 4, l. 1–18; I. Sreznevskij, ‘Iz obozrenija glagolieskih pamjatnikov’, Izvestija imperatorskago arheologieskago obšestva, 3 (1861), 1–8; P. Uspenskij, ‘Sudenie ob Afono-iverskom akte 982 goda i o glagolieskoj podpisi na nem popa Giorgija’, Izvestija imperatorskago arheologieskago obshchestva, 5 (1865), 13–18; J. Ivanov, Blgarski starini iz Makedonija (Sofia, 1931; repr. 1970), pp. 21–3. 83 Akty russkago na svjatom Afone monastyrja svjatago velikomuenika i celitelja Panteleimona, ed. F. Ternovskij (Kiev, 1873), pp. 50–4, no. 6; Archives de l’Athos XII, Actes de Saint-Pantéléèmôn, ed. P. Lemerle, G. Dagron, and S. irkovi (Paris, 1982), pp. 3–12, 65–76, no. 7, l. 25–7. Cf. also V. Mošin, ‘Russkie na Afone i russko-vizantijskie otnošenija v XI–XII vv.’, Byzantinoslavica, 9 (1947–8), 55–85; I. Smolitsch, ‘Le Mont Athos et la Russie’, Le Millénaire du Mont Athos 963–1963. Études et Mélanges I (Chevetogne, 1963), pp. 279–318; D. Nastase, ‘Les débuts de la communauté œcuménique du Mont Athos’, Σμμεικτα, 6 (Athens, 1985), 284–99.

http://azbyka.ru/otechnik/world/mount-at...

1998. Vol. 52. Р. 305-321; Орецкая И. А. Еще неск. замечаний по поводу визант. псалтирей IX в.//ВВ. 2002. Т. 61. С. 151-171; Быкова Г. З., Добрынина Э. Н. О времени создания миниатюр Хлудовской Псалтири//Монфокон: Исслед. по палеографии, кодикологии и дипломатике. М., 2017. Вып. 4. С. 76-77). Принадлежавшая П. м. к-польская лицевая пергаменная рукопись Евангелия с Псалтирью 1084 г. находится в музее Дамбартон-Окс (Вашингтон, о. К.; Dumb. Oaks. MS 3), за исключением неск. листов, напр., следующего за л. 187, к-рый хранится в ГТГ и украшен миниатюрным оплечным изображением Христа в стиле Комниновского возрождения ( Лазарев. 1986. Ил. 239-243). Сходными по типу инициалами и заставками неовизант. стиля украшено также Евангелие XII в. (Ath. Pantokr. 10). Наследие очередного периода увлечения классикой в визант. искусстве XIII в. нашло отражение в живописи полностраничных миниатюр Четвероевангелия 1301 г. (Ath. Pantokr. 47); образ ап. Иоанна Богослова, в частности (Fol. 267v), во многом напоминает фрески Протата. Среди лицевых рукописей есть и музыкальные, главным украшением их служат крупные инициалы, составленные из цветов в вост. стиле (Музыка Екклесиаста, Ath. Pantokr. 211, XV в.). О том, что насельники П. м. занимались переписыванием книг, свидетельствуют записи на Четвероевангелии 3-й четв. XIV в. с текстом среднеболг. извода о его покупке в 1430 г. «Афанасием русином» на Афоне в монастыре «Пантократору нарицаемои Лавре» и о вкладе в тверскую ц. Пресв. Богородицы «на Перемеру» (ГИМ. Воскр. 1-бум. Л. 22 об.). Библиогр.: Doens I. Bibliographie de la Sainte Montagne de l " Athos=Βιβλιογραφα του Αγου Ορους Αθω. Mont Athos, 2001. Ист.: Actes du Pantocrator/Ed. L. Petit. 1903. (BB; T. 10. Вып. 2. Прил.); Idem/Éd. diplomatique par V. Kravari. P., 1991. 2 vol. (ArAth; 17); Actes de Saint-Pantéléèmon/Éd. P. Lemerle e. a. P., 1982. 2 vol. (ArAth; 12); D ö lger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Berges: 115 Urkunden u. 50 Urkundensiegel aus 10 Jh. Münch., 1948. 2 Bde; Byzantine Monastic Foundation Documents/Ed.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Алексеем I Комнином (1081-1118), к-рый якобы был погребен в П. м. Легенда отражена в ряде публикаций Нового времени, в т. ч. в «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701). В. Г. Григорович-Барский также некритически принимал эти сведения. Предание подверг критике архим. Порфирий (Успенский) , справедливо полагавший, что основателями П. м. были вел. стратопедарх Алексей и его брат, вел. примикирий Иоанн, которые жили в XIV в. Порфирий в подтверждение своей т. зр. ссылался на акты Св. Горы Афон (Там же. C. 120-127); эту идентификацию принимают и совр. исследователи. Т. о., П. м. был основан высокопоставленными чиновниками, военная и адм. карьера которых достаточно отражена в источниках: Алексей († между 1368 и 1373) занимал в то время (1357) должность вел. примикирия, а год спустя стал вел. стратопедархом в Македонии (PLP, N 91128); его младший брат - Иоанн († до 1394; возможно, в 1386/87) был протосевастом (1357), затем - также вел. примикирием (с 1357) (Ibid. N 92154). Возможно, они принадлежали к числу родственников имп. Иоанна V Палеолога (1341-1391), хотя неизвестно точно, носили ли они ту же фамилию. Предложенное Г. А. Острогорским отождествление одного из братьев с Иоанном Палеологом, занимавшим должность вел. примикирия в 1373 г. (PLP, N 21484; см.: Острогорски Г. Сабрана дела. Београд, 1970. Кн. 4: Buзahmuja и Словени. С. 615-624), в наст. время окончательно отвергнуто ( Talbot, Cutler. 1991). Время создания мон-ря определяется на основании дарственной записи пинкерниссы Анны Торникины (Actes de Saint-Pantéléèmon. 1982. P. 100-105. N 12; рус. пер.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 122-125); датирована авг. 6866 г. от Сотворения мира, т. е. 1358 г. по Р. Х. Еп. Порфирий, указывая на то, что последняя цифра в обозначении года может быть прочитана и как «6» (ς), и как «1» (α), считал более обоснованным последний вариант, к-рый соответствует 1353 г. В совр. литературе принимается датировка 1358 г. ( Kravari. 1991. P. 7-9; Talbot, Cutler. 1991; Pavlikianov. 2001. P. 113-114; PLP, N 29135).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

(фрагменты)//Источники по истории русского языка. Μ., 1976. С. 109–130 (изд.: с. 114–130); о славянском Житии Феодора Студита см.: Выголексинский сборник/Изд. подг. Н.Ф. Дубровина, Р.В. Бахтурина, В.С. Голышенко; под ред. С.И. Коткова. Μ., 1977. С. 134–409 (слав, перевод по рукописи XII в.); Латышев В. Житие преп. Феодора Студита в мюнхенской рукописи 1914. Т. 21. С. 225 (о греческом оригинале). О реформе Феодора Студита см.: Leroy J. La réforme studíte//II monachesimo orientale. (OChA. 153). Roma, 1958. P. 181–214. См. также: Petras D.M. The Typicon of the Patriarch Alexis the Studíte·. Novgorod – St. Sophia 1136. Rome, 1982 (машиноп. дисс.); Ищенко Д.С. Малоизвестное поучение Феодора Студита в древнерусском переводе//История русского языка: Исследования и тексты. Μ., 1982. С. 308–319. [Речь идет о так называемой Алексеевской редакции Студийского устава, составленной константинопольским патриархом Алексеем ок. 1034 г. и введенной в практику Киево-Печерской лавры преп. Феодосием Печерским в 1051–1062 гг., см.: Скабалланович Μ. Толковый Типикон·. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением. Киев, 1910. Вып. 1. С.399 и сл.; Лисицын Μ. Первоначальный славяно-русский Типикон. СПб., 1911. С. 163–209. – Прим, изд. (К.А.)]. 282 Акты русского на св. Афоне монастыря св. великомученика и целителя Пантелеймона. Киев, 1873 [современное дипломатическое издание: Actes de Saint-Pantéléèmón/Ed. P. Lemerle, G.Dagron, S.Cirkovié. (Archives de l’Athos. XII). Paris, 1982. – Прим. изд. (К.А.)]; Успенский П. История Афона. Т.Ш/2: Афон монашеский. СПб., 1892. С.6–12; Приселков М.Д. Афон в начальной истории Киево-Печерского монастыря//ИОРЯС. 1912. Т. 17. С. 186–197; Соловьев А.В. История русского монашества на Афоне//Зап. РНИБ. 1932. Вып.7. С. 137–156; Soloviev А. Histoire du monastère russe au Mont Athos//Byz. 1933. T.8. P.213–238; Мошин В. Русские на Афоне и русско–византийские отношения в XI–XII вв.//ByzSlav. 1947/48. Т.9. Р.55–85; 1950. Т.Н. Р.32–60; Casey R.P. (прим. 279).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003