Божьи заповеди Amand D., L " ascèse monastique de saint Basile, Maredsous 1948. Aubert J. M., Loi, in Catholicisme 7 (1975) 995–1015. Bourgeault G., Décalogue et morale chrétienne. Enquête patristique sur Vutilisation et l " interprétation chrétienne du décalogue de c. 60 à c. 220, Paris 1971. Dodd C. H., “Gospel and Law”. The Relation of Faith and Ethics in the Early Christianity, New York 1951. Grelot C, Loi, VTB (1970) 667–679. Hasler V. E., Gesetz und Evangelium in der alten Kirche bis Origenes. Eine auslegungsgeschichtliche Untersuchung, Zürich 1953. Schnackenburg R., Gebote Gottes, LThK 2 4 (1960) 558–560. Восточное монашество Aa.vv., Monachisme, DS 10 (1980) 1524–1617. Aa.vv., Théologie de la vie monastique.., Paris 1961. Amand D., Ascèse monastique de Saint Basile, op. cit. Evdokimov C., Le monachisme intériorisé, in Le Millénaire du Mont Athos, vol. I, Chevetogne 1963, cc. 331–352. Harnack A., Das Mönchtum, seine Ideale und seine Geschichte, Leipzig 1906. Heussi K., Der Ursprung des Mönchtums, Tübingen 1936. Il monachesimo orientale. Atti del convegno di studi orientali a Roma 9–12 Aprile 1958, ОСА 153 (1958). Koch H., Quellen zur Geschichte der Askese und des Mönchtums in der alten Kirche, Tübingen 1933. Labriolle C. de, Gli inizi del monachesimo, in A. Fliehe – V. Martin (ed.), Storia délia Chiesa, t. III/2, Torino 1977, cc. 457–554. Mennessier A. J., Conseils évangéliques, DS 2 (1953) 1592–1609. Panaghiotis K. Christou, The Monastic Life in the Eastern Orthodox Church, in A. J. Philippou (ed.), The Orthodox Ethos, Oxford 1964, cc. 249–258. Sophrony, archim., Principles of Orthodox Ascetism, Там же, cc. 259–286. Turbessi G., Ascetismo e Monachesimo prebenedettino, Roma 1961 (cc. 189–217, библиогр.). Turbessi G., Monachesimo, in E. Ancilli (ed.), Dizionario enciclopedico di spiritualità, Roma 1975, vol. II, cc. 1231–1238. Tzogas Ch. S., Monachismos, in Thresteutikè kai ethikè enkyklopaideia 9 (1966) 18–35 (библиогр., на греч. яз.). èpidlik Т., Das östliche Mönchtum und das östliche Frömmigkeitsleben, in Handbuch der Ostkirchenkunde, cc. 543–568.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Solignac A., «Nous» et «Mens», DS 11 (1982) 459–469. Богословие Battifol C., Theologia, Théologie, in Ephemerides theologicae lovanienses 5 (1928) 205–220. Congar J. M., Théologie, DThC 16,1 (1946) 341–502. Festugière A. J., La Révélation d " Hermès Trismégiste, vol. II, Paris 1949, cc. 598–605 (прилож. III). Goldschmidt V., Théologia, in Revue des Études Grecques 63 (1950) 20–40. Grégoire de Nazianze, cc. 134 слл. Jaeger W, Die Theologie der frühen griechischen Denker, Stuttgart 1953. Jaeger W, The Theology of Early Greek Philosophers, Oxford 1947. Plagnieux J., Saint Grégoire de Nazianze Théologien, Paris 1952, cc. 168 слл. Roques R., Notes sur la notion de «Théologia» chez le Pseudo-Denys VAréopagite, RAM 25 (1949) 200–212. Rothenhäusler M., La doctrine de la «Théologia» chez Diadoque de Photiké, in Irénikon 14 (1937) 536–553. Szymusiak J. M., Éléments de théologie de l " homme selon Grégoire de Nazianze, Roma 1963, cc. 7 слл. Szymusiak J. M., Grzegorz Teolog, Poznan, 1965, cc. 212 слл. Мистическое познание Aa.vv., Extase, DS 4,2 (1961) 2045–2189; в частности J. Kirchmeyer, Extase chez les Pères de l " Église, 2087–2113. Aa.vv, Mystique, DS 10 (1980) 1889–1984. Arseniew N. von, Ostkirche und Mystik, München 1925 и 1943. Crouzel H, Grégoire de Nysse est-il fondateur de la théologie mystique? Une controverse récente, RAM 33 (1957) 189–202. Crouzel H, Origène et la «connaissance mystique», op. cit. Daniélou J, La colombe et les ténèbres, Paris 1954. Daniélou J, Mystique de la ténèbre chez Grégoire de Nysse, DS 2 (1953) 1872–85. Gandillac M. de, Docte ignorance, DS 3 (1957) 1497–1501. Greeley A. M, Ecstasy: A Way of Knowing, Englewood Cliffs, N.Y. 1974. Hausherr I, Hésychasme et prière, OCA 176 (1966) 38–49. Hausherr I, Ignorance infinie, OCP 2 (1936) 351–362. Lemaître J. (Hausherr I), Contemplation chez les orientaux chrétiens: Mystique extatique, DS 2 (1953) 1862–1872. Lewy H, Sobria ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik (Beihefte zur Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft und die Kunde der älterer Kirche, ZNW 9), Giessen 1929.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Рис.3а Род образуется из видов при помощи процесса обобщения, и, наоборот, виды образуются из родов при помощи процесса ограничения. Эти процессы мы можем изобразить при помощи следующей схемы: Рис.4 Предположим, что у нас есть понятие A (наука). Из него при помощи видового различия a мы можем образовать вид Aa (математика); прибавив к понятию Aa видовое различие b (определение пространственных отношений), получим геометрию Aab. Прибавив к этому виду признак c (определение пространственных отношений на плоскости), получим планиметрию Aabc. Обратный процесс – получение более общих понятий путём отбрасывания отдельных признаков – будет называться обобщением. И тот и другой процесс можно изобразить при помощи следующей схемы, в которой стрелки показывают или нисхождение от более общих понятий к менее общим или, наоборот, восхождение от менее общих к более общим понятиям. Отношение между объёмом и содержанием понятия . Для того чтобы ответить на вопрос, какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия, возьмём какой-нибудь пример. Объём понятия «человек» обширнее, чем, например, объём понятия «негр». Употребляя понятие «человек», мы думаем обо всех людях, мы думаем о людях, живущих во всех пяти частях света, между прочим и в Африке. Употребляя понятие «негр», мы думаем только о тех людях, которые живут в Африке. Но о содержании этих двух понятий следует сказать как раз наоборот: содержание понятия «негр» будет обширнее содержания понятия «человек». Когда мы говорим о негре, то мы можем найти в нём все признаки понятия «человек» плюс ещё некоторые особенные признаки, как-то: чёрный цвет кожи, курчавые волосы, приплюснутый нос, толстые губы и т.п. Итак, по мере увеличения содержания понятия уменьшается его объём, и наоборот. Вопросы для повторения Что такое признаки понятий? Какие признаки понятий мы отличаем? Что такое родовой признак? Что такое видовое различие? Что такое вид? Что такое собственный признак? Что такое несобственный признак? Что такое содержание понятия? Что такое объём понятия? Что такое summum genus? Что такое infima species? Что такое обобщение? Что такое ограничение? Какое существует отношение между объёмом и содержанием понятия?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Тот факт, что в Кодексе канонического права 1983 г. перечень прав и обязанностей всех верующих находится в начале главы «О Народе Божием», несомненно представляет собой шаг вперед в сравнении с систематикой Догматической конституции Lumen Gentium. По правде говоря, отцам собора, справедливо озабоченным в первую очередь укреплением статуса мирян, не всегда удается «отделить в доктринальном отношении фигуру верующего, как такового, от трех жизненных статусов» 414 . Порой они накладываются друг на друга. Тем не менее, все пункты этого первого перечня, сформулированного церковным законодателем 1983 г., явным образом опираются на различные соборные документы, а иногда буквально их повторяют. Так, право и обязанность высказывать собственное мнение о том, что касается блага Церкви (кан. 212), сформулировано в LG 37, 1. В том же соборном тексте говорится о праве принимать Слово Божье и таинства от пастырей Церкви (кодифицированном в каноне 213). Право и обязанность участвовать в богослужении по собственному обряду и в соответствии с собственной духовностью (кан. 214) опирается на UR 4, 5 и на LG 4, 1. Свобода собраний и право на свободное создание ассоциаций, гарантированные каноном 215, утверждаются в AA 19, 4. Право и обязанность выдвигать и поддерживать апостольские инициативы устанавливается для мирян в AA 3, 2, а каноном 216 распространяется на всех верующих. Право на христианское воспитание и образование (кан. 217) есть очевидная предпосылка провозглашенной Собором обязанности «судить обо всех вещах и интерпретировать их во всецело христианском духе» (LG 62, 7). Свобода исследований в области теологии, гарантированная каноном 218, признается «законной свободой» в LG 62, 8. Право на свободный выбор жизненного статуса (кан. 219) утверждается Собором в отношении каждого из трех жизненных статусов-призваний: брачного (GS 49, 1), статуса клирика (ОТ 6) и монашествующего (РС 24). Наконец, право христианина на охрану своего доброго имени и частной жизни (кан. 220), а также право законным образом отстаивать все названные права в правомочной церковной инстанции (кан. 221) прямо подразумеваются принципом религиозной свободы, решительно провозглашенным Вторым Ватиканским собором в п. 10 декларации Dignitatis humanae.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Kovalevskij E., Technique de la Prière, Paris 1961. Muyser J., Un premier essai d " étude sur les vraies valeurs de la prière du moine copte et de celle de son église d " après ce que nous possédons comme sources coptes les plus authentiques, Cairo 1950. Nasrallah J., La prière dans l " Êglise orthodoxe, in Etudes Franciscaines 12 (1962) 8–18. Papadopoulos N. G., Молитва по Оригену (на греч. яз.), in Gregorios Palamas 45 (1962) 46–51, 124–129. Philippidis L. J., Prayer of Religious and Psychological Point of View, in The Greek Orthodox Theological Review 1 (1963) 29–49. Plé A. (ed.), La prière, Paris 1965. Solignac A., Pater noster, DS 12,1 (1984) 388–413. èpidlik T., Ignatian Meditation and the Prayer of the oriental Church, in Aa.vv., Ignatian Spirituality. Four Essays, Roma 1979, 9–24. èpidlik T., La prière en l’Église d " Orient, in Tarnowskie studia teologiczne, Tarnôw 1981, cc. 115–128. Vagaggini C. (ed.), La preghiera nella Bibbia e nella tradizione patristica e monastica, Roma 1964. Vedernikov A., Der heilige Johannes Klimakos als Lehrer des Gebetes, in Stimme der Orthodoxie 4 (1964) 43–49; 5 (1964) 46–52. Псалмы Ряд святоотеческих толкований на псалмы см.: W. Werbeck, Psalmen im Alten Testament, in Religion in Geschichte und Gegenwart, Tübingen 1961, 684 слл. Colombas G., Paradis et vie angélique, op. cit., cc. 203 слл. Langhe R., Le Psautier. Ses origines, ses problèmes littéraires, son influence, Louvain 1962. Psaumes, DThC, Tables générales 3 (1972) 3820–3825. Литургическая молитва Aa.vv., Liturgie et vie spirituelle, DS 9 (1979) 873–939. Arsenev N. S., Traits majeurs de la vie liturgique, contemplative et sacramentale, in Contacts 14 (1962) 38–39, 135–158. Bulgakov S., Le ciel sur la terre, München 1928. Bulgakov S., The Orthodox Church, London 1935, cc. 149–160. Castellano J., Liturgia, DESp 2 (1975) 1086–1104. Dalmais I. H., Les liturgies d " Orient. «Rites et Simboles», Paris 1980. Raes A., Introductio in liturgiam orientalem, Roma 1947. Sauget J. M., Bibliographie des Liturgies orientales (1900–1960), Roma 1962.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Ист.: BHL, N 2678-2681; Victor Vitensis. Historia persecutionis Africanae provinciae. II 6-8, 18, 38, 40-44, 47-55; III 34, 43-44//MGH. AA. T. 3. Fasc. 1 (рус. пер.: Виктор Витенский. История гонений в Африканской провинции/Пер.: В. А. Дорофеева//Церковные историки IV-V вв./Сост.: М. Ф. Высокий, М. А. Тимофеев. М., 2007. С. 97-169); ActaSS. Iul. T. 3. P. 487-509; T. 4. P. 180-181; Greg. Turon. Glor. martyr. 58//PL. 71. Col. 758-759; Gennad. Massil. De script. eccl. 97//PL. 97. Col. 1116-1117; Victor Tunnunensis. Chronicon//MGH. AA. T. 11. P. 190, 193-194; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 302-303; Usuardus Sangermanensis. Martyrologium//PL. 124. Col. 253-254; Gelasius I. Epistulae et decreta. 3//PL. 59. Col. 23-24; MartRom. Comment. P. 284-285; Calendarium Carthaginense//PL. 13. Col. 1219. Лит.:; Leclercq H. L " Afrique Chrétienne. P., 19042. Vol. 2; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 2. P. 930, 999 Duchesne L. Histoire ancienne de l " Église. P., 19116. Vol. 3. P. 635-644; Lanzoni. Diocesi. P. 692-699; Marrou H. Diadoque de Photike et Victor de Vita//REA. 1943. Vol. 45. P. 227-229; Dejardins V. Les saints d " Afrique dans le martyrologe romain. Oran, 1952; Courtois Ch. Victor de Vita et son œuvre. Algiers, 1954; idem. Les vandales et l " Afrique. P., 1955; Constanza S. Vandali-Arriani e Romani-Catholici nella «Historia persecutionis Africanae provinciae» di Vittore di Vita//Oikoumene: Studi paleocristiani in onore del Concilio Vaticano II. Catania, 1964. P. 223-241; Lucchiesi G. Eugenio di Cartagine//BiblSS. Vol. 5. Col. 186-189; Maier J.-L. L " épiscopat de l " Afrique romaine, vandale et byzantine. R.; Neuchâtel, 1973; Saxer V. Saints anciens d " Afrique du Nord. Vat., 1979. P. 194-199; Нафанаил (Львов), еп. Страдания свв. мучеников Африканских, от ариан пострадавших//Беседы о Св. Писании и о вере. Baldwin Place (N. Y.), 1991. Т. 1. С. 226-236; Диснер Г.-И. Королевство вандалов: Взлет и падение: Пер. с нем. СПб., 2002. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/186921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОРИЕНЦИЙ [Лат. Orientius] (V в.), св. (пам. зап. 1 мая), еп. г. Августа Авсков (ныне Ош), лат. богослов и поэт. Источники Известны 3 источника, в к-рых упоминается О. Первый - найденное в XVII в. иезуитом историком Иоганнесом Гамансом Житие, созданное в VI-VII вв. (Brux. 207-208 (3132), XIII в.; Tandoi. 1984. P. 209; Gillet. 2003. P. 142). Второй - Житие в составе Буржского бревиария XV в. ( Orlandi. 1722. P. 304). Третий - группа памятников, в к-рых имеется ряд косвенных отсылок к О.: «Хроника» Проспера Аквитанского (MGH. SS. AA. T. 9. P. 476), «Трехчастная церковная история» (PL. 69. Col. 1125), «История готов» Кассиодора (MGH. SS. AA. T. 11. P. 277-278) и Житие св. Мартина Венанция Фортуната (Ibid. T. 4. Pars. 1. P. 293-370). Главный труд О.- «Commonitorium fidelium» (Увещание верных, или Наставление верующих) (ок. 430), дидактическая поэма в 1036 строк о морали в назидание верующим. Написана элегическим дистихом в подражание Седулию Скоту и Пруденцию (Orientius. 1945. P. XIV, 4, 13, 122). В поэме описаны эпизоды неск. вторжений вандалов в Галлию в нач. V в. Сохранились 2 молитвы, составленные О. Единственной рукописью, содержащей произведения святого, является Paris. Nouv. acq. lat. 457, созданная в X или XI в. ( Manitius. 1891. S. 192). Ряд творений О. издан Р. Эллисом в 1888 г. (CSEL. 16. P. 205-243, последнее изд.: Orientii Commonitorium. Carmina/Cur. C. Rapisarda. Catania, 1958). Жизнь О. род. в г. Оска (ныне Уэска, Испания) или в г. Ургелл (ныне Ла-Сеу-д " Уржель) в христ. семье (ActaSS. Mai. T. 1. P. 62). Его отец был дуксом Ургелла и рим. наместником в испан. Каталонии. Святой получил великолепное религ. образование в Бурдигале (ныне Бордо), Толосе (ныне Тулуза) и Тарраконе (ныне Таррагона). Унаследовав пост наместника от ушедших друг за другом из жизни отца и старшего брата, О. понял, что управление огромной провинцией не соответствует его идеалам христ. жизни. Раздав имущество бедным, он стал отшельником и подвизался в местности Левитания (ныне Лавдан), построил скит и мельницу у р. Изаврий (ныне Изаби). Когда проживавшие неподалеку крестьяне узнали о его убежище, к нему потянулись паломники. Желая избежать общения с ними, О. удалился в грот близ совр. Вильлонга. Там он строго постился и молился.

http://pravenc.ru/text/2581529.html

В этом контексте еще одно получившее широкую известность положение К. из предисловия ко 2-му изд. «Критики чистого разума»: «Мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере» (Ich mußte also das Wissen aufheben, um zum Glauben Platz zu bekommen - AA. Bd. 3. S. 19; Соч. 1964. Т. 3. С. 95), с одной стороны, свидетельствует против рационализма К., поскольку он ограничил знание и расширил область философии специальным исследованием религии (в этом смысле именно К. является создателем новой традиции - философии религии); с др. стороны, оно может толковаться вполне в рационалистическом смысле, поскольку «место», к-рое К. дал вере, оказалось в «пределах только разума». Важнейшей темой всей кантовской философии была задача найти объективное, т. е. истинное, основание для субъективного принципа в вопросе об обусловленности вещей человеческим познанием. Эта задача направляла развитие К. в докритический период его философского творчества и была решена в его теоретической и практической философии критического периода. Возможность решения открылась для К. в результате формирования у него представления о «скрыто заложенной в нас идее» разума (Соч. 1964. Т. 3. С. 681; AA. Bd. 3. S. 540), учение о к-рой разрабатывалось им впосл. в рамках сложной системы категорий и априорных основоположений, применительно к 3 познающим способностям: чувственности, рассудку и разуму, а также соответствующим им предметам теоретического и практического познания. Идея единства разума, получившая свое выражение в понятиях «мыслящее я», «сознание», «познающий субъект», «субъект свободы», «человек ноуменальный» (homo noumenon), «человек феноменальный» (homo phaenomenon), была связующей основой разделения мира на феноменальный и умопостигаемый. Парадоксы, обусловленные принадлежностью человека к миру феноменальному и миру умопостигаемому, К. сводил к непониманию различий между феноменами (явлениями) и ноуменами (вещами в себе). В предисловии к «Критике практического разума» К. писал, что «серьезные возражения... вертятся главным образом вокруг этих двух пунктов, а именно: с одной стороны, в теоретической философии отрицаемая, а в практической утверждаемая объективная реальность применяемых к ноуменам категорий, а с другой - парадоксальное требование считать себя как субъект свободы ноуменом и вместе тем - в своем собственном эмпирическом сознании - феноменом по отношению к природе» (Там же. 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 317; Ibid. Bd. 5. S. 6). Теоретическая философия К.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

AA, Inland I-D, 4794. [xix] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144 (личное дело прот. Алексия Крыжко), л. 3, 23; Полчанинов Р. Русский православный приход в Сараево//Православная Русь. 2002. 20. С. 5-7. [xx] Архив Санкт-Петербургской епархии, ф. 1, оп. 3 (2), д. 144, л. 23, 38; Полчанинов Р. Указ. соч. С. 6-7. [xxvi] Архив Института за boehhyjy ucmopujy Cpбuje Београд, ф. Независна Држава Хрватска, кут. 313, папка 1, док. 14-4. [xxix] Шардт-Купчевский М.А. Архиепископ Гермоген Екатеринославский и Новомосковский//Православная Русь. 2002. 6. С. 6-7. [xxx] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 121/1942, 790/1942, 891/1942. [xxxiv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 136. [xxxvi] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137-138. [xxxviii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 105/1942, 106/1942. [xl] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 380/1942. [xliii] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. б/н; В. Указ. соч. С. 194. [xlix] Krišto Ju. Katolicka crkva i Nezavisna Drava Hrvatska 1941-1945. Dokumenti. Knjiga druga. Zagreb, 1998. S. 272; Djuri V. Ustaše i pravoslavlje. Hrvatska pravoslavna crkva. Beograd, 1989; В. Указ. соч. С. 209-220. [l] Церковное обозрение. 1943. 8. С. 4; Das Evangelische Deutschland. 1.08.1943. S. 121; Za Dom (Kroatische Korrespondenz, Zagreb). 2.09.1943. S. 8. [liv] Косик В.И. К портрету предстоятеля Хорватской православной церкви митрополита Гермогена. С. 137. [lvi] Myзej Српске Православне Цркве Београд, ф. Mumponoлuja Загребачска – Хрватска Православна Црква, док. 1108/1943, 1109/1943; Glas pravoslavlja. 1. Zagreb. 15.04.1944. S. 16. [lix] ВА, R 901/69670. Bl. 15, 20, 40; AA, Inland I-D, 4740, 4781; Paveli A. Указ. соч. S. 97-98; Pozar P. Указ. соч. S. 199.

http://bogoslov.ru/article/2875423

«Только что (1 октября) в США закончился 2023 финансовый год. Американское казначейство сообщило, что дефицит бюджета по итогам года составил 1,7 трлн долл., что эквивалентно 6,3% ВВП США. За счёт дефицита бюджета было покрыто примерно 28% бюджетных расходов. Нет ничего удивительного в том, что американский государственный долг так стремительно растёт. Ведь он складывается из дефицитов государственного бюджета. В 1981 году государственный долг США по отношению к ВВП равнялся 40,4% ВВП. А в 2022 году он уже превысил 121%. На начало нового финансового года (с 1 октября 2023 г.) величина государственного долга США достигла 33,4 трлн долл. Это уже более 130% ВВП. По оценкам МВФ, это примерно треть суммарного государственного долга всех стран мира. И это притом, что доля США в населении планеты составляет 4,2%. А доля в мировом ВВП – 15,6% (по итогам 2022 года; расчет по паритету покупательной способности валют). Очень удивительно, что до последнего времени большая тройка рейтинговых агентств присваивала Соединенным Штатам высшие инвестиционные и кредитные рейтинги. Правда, в начале августа международное рейтинговое агентство Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента США до " AA+ " с " ААА " из-за ухудшения бюджетных показателей и растущего госдолга», - пишет экономист. «Нельзя не обратить внимания на Китай, который на протяжении длительного времени рассматривался как эталон образцовой экономики, демонстрирующей стабильно высокие темпы роста. А ведь, между прочим, уже с середины 1980-х годов у Поднебесной бюджет регулярно сводился с дефицитом. Исключение составили лишь два года в середине нулевых. А вот картинка по бюджетному дефициту Китая за последние годы (% ВВП): 2015 г. – 3,43; 2016 г. – 3,77; 2017 г. – 3,66; 2018 г. – 4,08; 2019 г. – 4,91; 2020 г. – 6,20; 2021 г. – 3,80; 2022 г. – 4,70. Также очень впечатляющие цифры, хотя несколько скромнее, чем у США. По итогам 2023 года ожидается, что дефицит составил 600 млрд долл., или примерно 3% ВВП. За счёт дефицита будет покрыто около 15% расходов. Хронические дефициты бюджета увеличивают каждый год государственный долг Китая. По итогам прошлого года его величина составила 77% ВВП. МВФ прогнозирует, что через 4 года величина китайского государственного долга достигнет планки в 100% ВВП», - сказано в публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/26/do...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010