6. Духовное руководство – духовные советы «Можно стучать в закрытую дверь с молитвой, но с советами можно только войти в открытую» (23:41) «Не всякий подвиг, о котором слышится, надобно перенимать. Не всякий подвиг всякому полезен и удобен» (21:33) «Довольно дела, и довольно пользы, если потщимся исполнять заповеди, которые всем предписаны» (21:33) Раздел «Духовное руководство – духовные советы» есть прямое продолжение дальнейшего развития мыслей, изложенных в предшествующей главе – «Путь духовного делания». Выделяется предлагаемый материал в новый раздел, чтобы таким образом несколько облегчить восприятие читателем весьма важных разнообразных наставлений великого Московского святого Иерарха. Систематизируется то, что раньше не оглашалось – во всяком случае автор старается не повторять уже приведенных цитат, а тем паче дословно. Духовному человеку, ставшему на путь христианской жизни, прилично желать только славы на Небе, а не на земле. Посему все приземленное, даже молитва «об избавлении бедствующих для славы человека на земле, есть дело не в духовном направлении движущееся». Такая молитва не принесет «истинного плода. Молиться о бедствующих должно из человеколюбия. Просить милости Божией должно для славы Божией. Мечта – худой спутник на духовном пути» (21:51). Добрый спутник – духовный руководитель. Святитель свидетельствует, «что есть предметы, о коих по надобности можно писать, хотя они и неприятны; но есть другие, о коих речь бывает только между духовным отцом и сыном: о таких не должно писать, разве под общим наименованием тяжкого искушения или греха, ибо письмо подвержено разным нечаянностям и может обнаружить тайну совести ближнего» (7:67). В обителях для приходящих в нее должны быть духовники «определенные, а приглашаемые для сего по произволу – должны или обращать приглашающих к назначенным, или испрашивать особое разрешение» (8:316). На приходах же одобряется практика избрания духовника самими священниками благочиннического округа, которые и будут у него исповедоваться. «Здесь, кажется, нет причины пристрастия: каждый должен искать человека полезного для совести и для духовного совета» (14:246).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Archive Пн Patriarch Kirill meets with Council of Europe Commissioner for Human Rights 27 May 2019 year 21:51 On May 27, 2019, His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Russia met with the Council of Europe Commissioner for Human Rights Ms. Dunja Mijatovi.  Taking part in the meeting were also: from the Russian Orthodox Church – Metropolitan Hilarion of Volokolamsk, head of the Moscow Patriarchate department for external church relations (DECR); Archimandrite Philaret (Bulekov), DECR vice-chairman; Archimandrite Philip (Riabykh), Moscow Patriarchate representative to the Council of Europe and rector of the Parish of All Saints in Strasbourg; from the Russian Ministry of Foreign affairs –  Mr. I. Soltanovsky, permanent representative of the Russian Federation to the Council of Europe. The CE Commissariat for Human Rights was represented by Mr. Bojan Urumov, deputy director of the Commissioner for Human Rights secretariat; and Mr Furkat Tishaev, adviser to the Commissioner. Addressing Ms. Mijatovic, Patriarch Kirill noted the important role played by the Council of Europe as an organization that proclaimed human rights advocacy as its primary goal. “It is very important that the Council of Europe has a potential and specialists capable of helping people resolve concrete problems connected with human rights violations”, His Holiness said, “You certainly know better than I do that the problem of human rights violations exists on various levels, for instance, when the rights of whole large groups of people are violated on national, ethnic, religious, cultural grounds and when the rights of an individual are violated. There are various national structures, which should protect human rights, and I hope they are effective enough in their work, but it is important that there is also a super-national body – the Council of Europe, which deals with these problems”. As His Holiness pointed out, for already many years the Russian Orthodox Church has paid close attention to the problem of human rights. In particular, in the 90s, His Holiness Patriarch Kirill (then Metropolitan of Smolensk and Kaliningrad) wrote two articles setting forth his view of the problem of human rights. These thoughts were later laid in the basis of the document on “Basic Teaching of the Russian Orthodox Church on Human Dignity, Freedom and Rights”.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5443765...

Arhiva Preafericitul Patriarh Chiril a condus slujirea Dumnezeietii liturghii pe piaa din faa catedralei din Chiinu 8 septembrie 2013 17:51 La 8 septembrie 2013, de srbtoarea Întâmpinrii Icoanei Maicii Domnului de la Vladimir, Preafericitul Patriarh al Moscovei i al întregii Rusii Chiril a condus slujirea Dumnezeietii liturghii pe piaa din faa catedralei „Naterea Domnului” din Chiinu. Împreun cu Sanctitatea sa au slujit: mitropolitul Chiinului i al întregii Moldove Vladimir; mitropolitul de Volokolamsk Ilarion, preedintele Departamentului pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei; mitropolitul de Cernui i Bucovina Onufrii; Mitropolitul de Borispol Antonii, eful Direciei executive a Bisericii Ortodoxe din Ucraina; episcopul de Tiraspol i Dubsari Sava; episcopul de Cahul i Comrat Anatolie; episcopul de Ungheni i Nisporeni Petru; episcopul de Bli i Fleti Marchel; episcopul de Edine i Briceni Nicodim; episcopul de Solnecinogorsk Serghii, eful Secretariatului administrativ al Patriarhiei Moscovei; episcopul de Hotin Meletii, vicarul Eparhiei de Cernui; episcopul de Orsk i Gaisk Irinei; episcopul de Neftekamsk i Belebey Amvrosie; protoiereul Vsevolod Ceaplin, preedintele Departamentului Sinodal pentru relaiile între Biseric i societate; protoiereul Nicolai Balaov, vicepreedintele Departamentului pentru relaii externe bisericeti al Patriarhiei Moscovei; secretarul DREB pentru relaii interortodoxe protoiereul Igor Iakimciuk; ajutorul preedintelui DREB protodiaconul Vladimir Nazarkin. În timpul serviciului divin s-au rugat: Preedintele Republicii Moldova Nicolae Timofti; prim-ministrul Republicii Moldova Iu. Leanc; Preedintele Parlamentului Moldovei I. Corman; ambasadorul Rusiei în Moldova F.M. Muhametin. Pe piaa catedralei s-au adunat circa zece mii de credincioi. Emisia în direct a serviciului divin a efectuat-o postul de televiziune „Moldova-1”. Dup Liturghie Întâistttorul Bisericii Ortodoxe a fost salutat de mitropolitul Chiinului i al întregii Moldove Vladimir, care, în special, a spus: ”Astzi avem o mare srbtoare: noi marcm aniversarea a 200 de ani de la fondarea Eparhia Chiinului i Hotinului, care, pstrând pe parcursul veacurilor rdcinile sale, azi este Mitropolia Chiinului i a Moldovei sau Biserica Ortodox din Moldov”.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3223495...

Arhiva Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a condus cea de-a 31-a edin comun a Consiliilor de Observatori, Obtesc i de Tutel pentru editarea „Enciclopediei ortodoxe” 19 martie 2019 21:28 19 марта 2019 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве состоялись 31-е совместное заседание Наблюдательного, Общественного и Попечительского Советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация новых алфавитных томов энциклопедии (в 2018 году изданы 49 -й, 50 -й, 51 -й и 52 -й тома). Издание «Православной энциклопедии» осуществляется под общей редакцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и под патронатом Президента РФ В.В. Путина и председателя Правительства РФ Д.А. Медведева. Заседание Советов по изданию «Православной энциклопедии» было организовано в Белом зале Трапезных палат Храма Христа Спасителя. Места в президиуме собрания заняли: председатель Наблюдательного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл; председатель Общественного Совета, председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин; председатель Попечительского Совета, мэр Москвы С.С. Собянин. Из числа представителей Русской Православной Церкви в заседании приняли участие: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Издательского Совета митрополит Калужский и Боровский Климент ; первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Истринский Арсений ; ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Амвросий ; первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Дионисий . Также в заседании участвовали: заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ П.О. Толстой; министр культуры РФ В.Р.  Мединский; министр просвещения РФ О.Ю. Васильева; министр науки и высшего образования РФ М.М.  Котюков; губернатор Ханты-Мансийского округа — Югры Н.В. Комарова; заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ А.В. Логинов; руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В.  Сеславинский; руководитель Федерального архивного агентства А.Н.  Артизов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений С.А. Гаврилов; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Л.Л. Левин; заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А.Н. Горбенко; руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, ответственный секретарь Попечительского Совета В.И. Сучков; депутат Московской городской Думы, президент Московской торгово-промышленной палаты В.М. Платонов; ректор Московского государственного университета им.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5396877...

Atheism, Not God, is Odd Where Do Atheists Come From? Editorial: Time to accept that atheism, not God, is odd. HERE's a fact to flatter the unbelievers among you: the bright young things at the University of Oxford are among the most godless groups ever studied in the UK. Of 728 students surveyed in 2007, 48.9 per cent claimed not to believe in any god, with 49.6 per cent claiming no religious affiliation. And while a very small number of Britons typically label themselves as " atheist " or " agnostic " (most surveys put it at about 5 per cent), an astonishing 57.3 per cent of the Oxford sample did. This may come as no surprise. After all, atheism is the natural stance of the educated and the informed, is it not? It is only to be expected that Oxford students should be wise to what their own professor Richard Dawkins calls " self-indulgent, thought-denying skyhookery " - and others call " faith " . The old Enlightenment caricature, it seems, is true after all: where Reason reigns, God retires. Of course, things are never quite that simple. Within the sample, for instance, the postgraduates (that is, the even-better educated) were notably more religious than the undergraduates, in terms of both belief in God and self-description. Although the greater number of non-Europeans in the postgraduate population is almost certainly a significant factor here, evidence from elsewhere backs the idea that there is no straightforward relationship between atheism and education. Let's look at some results from the World Values Survey, an international attempt to assess the global state of socio-cultural, moral, religious and political values. The 2005 results show that while there is a clear positive correlation between education and lack of belief in God, the effect is slightly weaker, not stronger, among those with a university education (14.8 per cent were non-believers) compared with those whose highest attainment was secondary level (17.2 per cent). What is more, the survey shows a far stronger correlation between education and certain " irrational " beliefs: for example, only 29.6 per cent of those without even an elementary education believe in telepathy, compared with 51.8 per cent of people with degree-level education.

http://pravoslavie.ru/43456.html

Chapter VI. The Social Problem in the Eastern Orthodox Church Christianity is essentially a social religion. There is an old Latin saying: unus Christianas nullus Christianus. Nobody can be truly Christian as a solitary and isolated being. Christianity is not primarily a doctrine or a discipline that individuals might adopt for their personal use and guidance. Christianity is exactly a community, i.e., the church. In this respect there is an obvious continuity between the Old and the New dispensations. Christians are «the New Israel.» The whole phraseology of Scripture is highly instructive: the Covenant, the Kingdom, the Church, «a holy Nation, a peculiar People.» The abstract term «Christianity» is obviously of a late date. From the very beginning Christianity was socially minded. The whole fabric of Christian existence is social and corporate. All Christian sacraments are intrinsically «social sacraments,» i.e. sacraments of incorporation. Christian worship is also a corporate worship, «publica et communis oratio,» in the phrase of St. Cyprian. To build up the Church of Christ means, therefore, to build up a new society and, by implication, to re-build human society on a new basis. There was always a strong emphasis on unanimity and life in common. One of the earliest names for Christians was simply «Brethren.» The church was and was to be a creaturely image of the divine pattern. Three Persons, yet One God. Accordingly, in the church, many are to be integrated into one Body. All this is, of course, the common heritage of the whole church. Yet, probably, this corporate emphasis has been particularly strong in the Eastern tradition and does still constitute the distinctive ethos of the Eastern Orthodox church. It is not _________________ «The Social Problem in the Eastern Orthodox Church» appeared in The Journal of Religious Thought, Vol. VIII, No. 1 (Autumn/Winter, 1950 – 1951), pp. 41 – 51. Reprinted by permission. to suggest that all social aspirations of Christianity had been really actualized in the empirical life of the Christian East. Ideals are never fully realized; the church is still

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Craig S. Keener Modern sources Abecassis, «Miracle»   Abecassis, A. «The Jewish Miracle.» Sidic 21, no. 2 (1988): 4–8. Abegg, «Calendars»   Abegg, Martin G. Jr. «Calendars, Jewish.» Pages 180–83 in Dictionary of New Testament Background. Edited by Craig A. Evans and Stanley E. Porter. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 2000. Abegg, «Hope» Abegg, Martin G. «Messianic Hope and 4Q285: A Reassessment.» JBL 113 (1994): 81–91. Abegg, «Introduction to 4Q285» Abegg, Martin. Introduction to 4Q285. Pages 291–92 in The Dead Sea Scrolls: A New Translation, by Michael Wise, Martin Abegg Jr., and Edward Cook. San Francisco: Harper San Francisco, 1999. Abegg, «Introduction to 4Q369» Abegg, Martin. Introduction to 4Q369. Pages 328–29 in The Dead Sea Scrolls: A New Translation, by Michael Wise, Martin Abegg Jr., and Edward Cook. San Francisco: Harper San Francisco, 1999. Abegg, «Liturgy» Abegg, Martin G., Jr. «Liturgy: Qumran.» Pages 648–50 in Dictionary of New Testament Background. Edited by Craig A. Evans and Stanley E. Porter. Downers Grove, 111.: InterVarsity, 2000. Abegg, «Messiah» Abegg, Martin G. «The Messiah at Qumran: Are We Still Seeing Double?» DSD 2 (1995): 125–44. Abelson, Immanence Abelson, Joshua. The Immanence of God in Rabbinical Literature. 2d ed. New York: Hermon, 1969. Aberbach, «Hzqyhw» Aberbach, Moses. «Hzqyhw mlk yhwdh wrby yhwdh hšny 3 : hqšrym mšyhyym [Hezekiah King of Judah and Rabbi Judah the Patriarch–Messianic Aspects].» Tarbiz 53 (1984): 353–71. Aberle, «Zweck» Aberle, M. von. «Über den Zweck des Johannesevangelium.» Theologische Quartalschrift 42 (1861): 37–94. Abogunrin, «Debate» Abogunrin, Samuel O. «The Synoptic Gospel Debate: A Re-examination in the African Context.» African Journal of Biblical Studies2 (1987): 25–51. Abogunrin, «Search» Abogunrin, Samuel O. «The Modern Search of the Historical Jesus in Relation to Christianity in Africa.» Africa Theological Journal 9 (1980): 18–29. Abrahams, Studies 1 Abrahams, I. Studies in Pharisaism and the Gospels. 1st series. Prolegomenon by Morton S. Enslin. Library of Biblical Studies. 1917. Repr., New York: Ktav, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Craig S. Keener True Purification. 2:1–25 AT A WEDDING, JESUS sets aside the purificatory purpose of waterpots that embody traditional religious practices (for comment on Johns water motif, see also comment on 1:25–26, 31; 3:5). At the Gospels first Passover festival, Gods lamb then purifies the temple itself, starting the path of conflict with Judean leaders that leads to the passion of the Gospel " s final Passover. Relationship versus Ritual Purification (2:1–11) Signs-faith is less valuable than faith that merely responds to the Spirit " s witness (20:29); it is nevertheless a better place to begin than no faith at all (14:11). In 2:1–11, disciples who have already begun to believe Jesus (in 1:35–51) come to a new level of faith through Jesus» first sign. Outsiders to the establishment again receive deeper insight (2:9) than those closest to the heart of the social order. Perhaps most significantly, Jesus, who acts with divine authority, does not hesitate to suspend ritual law (again symbolized by water; cf. 1:33; 2:6; 3:5) in favor of a friend " s honor. The Jesus of this narrative prefigures the Jesus of the following narrative, who will act in judgment against the social and religious order represented by the temple. The following interpretive dialogue will reinforce the point that it is Jesus» gift of the Spirit, rather than ritual or heritage, that brings life (3:3–6). Thus this narrative also introduces Jesus» «hour» (2:4), beginning the conflict with the Judean religious and political establishment that in John must inevitably lead to the cross. 4354 1. Preliminary Questions Scholars have offered various proposals about this passagés role in the structure of 2:1–4:54, paralleling the two explicit Cana miracles as a deliberate inclusio. Although details vary, the intervening section moves from a Jewish to a non-Jewish (Samaritan) setting, with extensive christological discourse between. 4355 Some fail to identify a historical core to the account, hence doubt its basic historicity. 4356 Without privileging particular presuppositions about miracles, however, and given John " s consistent rewriting, and hence obscuring, of his sources, evidence for the historicity of the event could be argued in either direction. Royal banquets appear frequently in later Jewish parables, 4357 but one could use the observation about abundant banquet stories to argue for historical veracity as well as against it; the stories are frequent because banquets were frequent, and the Synoptic tradition indicates that the historical Jesus frequently attended banquets. 4358 The account is strictly Johannine in style but, though missing in Synoptic tradition, seems characteristic of Jesus 4359 and not objectionable on Christian presuppositions. 4360 John probably applies prior tradition here as in those cases where we can test his dependence on tradition; yet, as with his other narratives, he clearly reworks this one into his own unique framework and idiom as wel1.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gosp...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Отход от Православия по национальным мотивам. Отпадение Армении А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Споры ο Халкидонском соборе подготовили церковное отпадение армян. Β данном случае дело шло ο территории вне Византийской империи. Но более внимательная политика императоров к чужой национальности могла бы предупредить и эти религиозные отчуждения и отпадения. Армении политически приходилось ориентироваться на две стороны: на византийскую и персидскую. Смотря по моменту, приходилось угождать то одному, то другому из двух сильных соседей. Получая своего архиепископа от начала из Кесарии Каппадокийской, Армения имела своим представителем на I Вселенском соборе сына св. Григория Просветителя, архиепископа Аристакеса (по-армянски — Редакеса). Но со времени блестящего и често- любивого архиепископа Нерсеса I (ум. в 374 г.), (который стал прозываться, ссылаясь на происхождение армянской церкви от апостола Фомы) католикосом , была выдвинута при дворе мысль об автокефалии. И преемника Нерсеса, Иусика, армянский царь Пап уже не посылал посвящаться в Кесарию Каппадокийскую, a провозгласил архиепископом y себя дома. Так автокефалия армянской церкви была установлена самочинным порядком. Это произошло в момент дружбы с персами, в пику грекам. Кесария бессильно протестовала. На II Вселенский собор греки армян не пригласили, и вести ο постановлениях собора дошли до Армении лишь впоследствии. Национализация армянской церкви естественно возрастала и укреплялась. С 397 по 448 г. (51 год!) ею правил последний потомок св. Григория Просветителя, знаменитый Сахак (Исаак) Великий, реформатор своей церкви и переводчик Священного Писания на армянский язык. Β это время греки владели одной половиной армянского царства, a персы — другой. Затем греки сдали всю Армению персам. Император Феодосий II опять вернул греческую половину Армении под свою власть. Но за все это время греки раздражали армян, и симпатии армян склонились на персидскую сторону. Вскоре освободились от персидской власти и мечтали об освобождении и от греков. Исаак Великий временно оказался и светским правителем Армении. К грекам поэтому относился, как к национальным врагам.

http://sedmitza.ru/lib/text/435272/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Иннокентий Комельский и основанный им монастырь Статья И.Н. Шаминой посвящена житию преподобного Иннокентия Комельского и истории основанного им монастыря на берегу реки Еды в верховьях Нурмы, в 50 км к юго-востоку от Вологды. И. Н. Шамина, кандидат исторических наук, научный редактор журнала «Вестник церковной истории», литературный редактор журнала «Отечественная история». (Публикация Жития прп. Иннокентия Комельского выполнена при поддержке Агиографического совета при Патриархе Московском и всея Руси) Основатель Иннокентиева монастыря прп. Иннокентий Комельский был представителем княжеского рода Охлябининых (1). Прп. Иннокентий, скорее всего, принадлежал к первому поколению Охлябининых (2) - был одним из сыновей Федора Охлябина. Из сыновей Федора Охлябины в источниках упоминаются трое: Петр, Василий и Иван (3). Петра и Василия с прп. Иннокентием отождествить невозможно, поскольку Петр в последний раз упоминается в источниках под 1538 г., а Василий - под 1550/51 г., когда прп. Иннокентия уже не было в живых. Иван Федорович Охлябинин упоминается единственный раз - в разрядной книге под 1515 г. (4), однако прп. Иннокетий, будучи в это время монахом (5), не мог находиться на государевой службе. Таким образом, прп. Иннокентий под своим светским именем в источниках не упоминается. Наиболее ранние сведения о прп. Иннокентии относятся ко времени его путешествия в Константинополь, Палестину и на Афон, которое он предпринял, сопровождая своего учителя прп. Нила Сорского (+ 1508 г.). Эти известия, сохранившиеся в сочинениях, посвященных прп. Нилу (6), позволяют предположить, что прп. Иннокентий, так же как и его учитель, был пострижеником Кирилло-Белозерского монастыря. Паломничество состоялось между 1475 г., которым датируется последняя грамота Кирилло-Белозерского монастыря, где упомянут прп.

http://sedmitza.ru/lib/text/578655/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010