Выбор был весьма удачный, трудно было найти наиболее подготовленного для решения серьезных государственных и военных задач человека. Роман Диоген приносил с собой на престол сознание высокой ответственности и любовь к военному делу, которое так долго находилось в пренебрежении. Он ни минуты не колебался дать истребованные у него обязательства соблюдать права наследников престола и управлять совместно с царевичами Михаилом, Андроником и Константином, имена коих ставились во всех законодательных актах. Но он должен был скоро почувствовать, что против него организуется враждебная партия с кесарем Иоанном Дукой и его сыновьями Андроником и Константином во главе. Не мог простить ему быстрого возвышения и Михаил Пселл , ставший на сторону врагов Диогена и объяснявший дурными намерениями самые лучшие действия царя. Известнейшие военные генералы Никифоры Палеолог и Вотаниат также оказались на стороне противников Романа Диогена. Непродолжительное царствование его, проведенное в походах и в войнах с неприятелями, в высшей степени трагическое по своим последствиям, служит прекрасным свидетельством исключительно трудных условий, в каких пришлось действовать этому рыцарственному государю, но вместе с тем беспримерного падения доблестей и добрых нравов в занимающий нас критический период. Заниматься изложением событий, происходивших на границах империи, мы предполагаем в другом месте, теперь же наметим лишь рамки, в которых проходит жизнь быстро следующих один за другим императоров. Роман Диоген не мог не понимать затруднительности своего положения, но он до некоторой степени пренебрег своими врагами и решился немедленно выступить против внешних врагов, наносивших большой вред в особенности восточным владениям. Может быть, в целях собственной защиты он взял в первый поход своего пасынка Андроника, чтобы на всякий случай иметь в нем заложника, равно и впоследствии, оставляя столицу, имел обыкновение брать с собой Пселла, как наиболее опасного интригана, которого лучше было постоянно держать на глазах. В марте 1068 г. предпринят им первый поход против турок-сельджуков; в апреле следующего года снова был совершен поход; весной 1071 г. Роман, несмотря на тревожные симптомы и предупреждения, вновь пошел походом в Азию. На этот раз в битве под Манцикертом (у озера Ван) ему изменил подчиненный ему вождь Андроник Дука, чем приведено было в расстройство царское войско и последствием чего был плен самого царя (1071). Хотя счастливый победитель, знаменитый своими победами Альп-Арслан, отнесся к пленнику великодушно и через неделю отпустил его на свободу, но обязал его по договору уплатить огромный выкуп.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Падение Бари знаменовало собой конец византийской власти в Южной Италии. В завоеванном городе Роберт приобретал в Апулии наиважнейший опорный пункт для быстрого и окончательного подчинения уже небольших остатков византийского владычества внутри страны. Подчинение Южной Италии развязало Роберту руки для завоевания Сицилии у мусульман. Завоевание Южной Италии не имело своим последствием уничтожение в стране всяких византийских влияний. Преклонение перед Восточной империей, ее традициями и блеском ощущалось весьма сильно на всем Западе. Западная империя, будь то империя Карла Великого или Оттона Германского, являлась во многих отношениях отражением устоев, идей и внешних жизненных условий освященной многими веками Восточной империи. Норманнские завоеватели Южной Италии в лице Роберта Гуискара должны были еще в большей степени подчиниться обаянию Византии. Роберт, герцог Апулии, рассматривая себя законным наследником византийских василевсов, сохранил в покоренной стране византийскую администрацию. В норманнских документах встречается название фемы Калабрии, во главе городов стоят стратиги или экзархи; норманны гордятся византийскими титулами. Греческий язык в богослужении также сохранился; в некоторых местах греческий язык при норманнах считался даже языком официальным. Вообще говоря, завоеватели и покоренные жили рядом друг с другом, не сливаясь, сохраняя свой язык, свои обычаи и нравы. Честолюбивые планы Роберта Гуискара шли гораздо дальше скромных пределов Южной Италии. Учитывая внутреннюю слабость Византии и ее внешние затруднения, норманнский завоеватель стал мечтать об императорской короне восточного василевса. Падение Бари весной 1071 года и фатальная битва при Манцикерте в августе того же года показывают, что 1071 год является одним из самых важных на всем протяжении византийской истории. В этом году Византия потеряла Южную Италию на Западе и подписала смертный приговор своему владычеству в Малой Азии на Востоке. Уменьшенная в своих размерах, лишенная источника своих главных жизненных сил в Малой Азии, Восточная империя значительно ослабла со второй половины XI века. Несмотря на некоторый подъем при Комнинах, она стала постепенно уступать как в политическом, так и в экономическом значении государствам Западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Владимир, говорит летопись, просветил Русь крещением: Ярослав насеял книжными словесами сердца верных людей 12 . Доказательством успехов книжного учения во время Ярославово служит явление Илариона, первого Киевского Митрополита из Русских: в 1051 году Ярослав, охлажденный к Византии недавнею распрею, захотел видеть Русского в челе церкви 13 . С этою целию собранные в Киеве Епископы посвятили Илариона, пресвитера и монаха; выбор был удачен, ибо никто, кроме Илариона, не может дать более выгодного понятия о своем веке. У современников он был известен за мужа благого, книжного и постника 14 : мы видим в нем замечательного писателя церкви. По смерти Ярослава Христианство распространялось неослабно, но, вместе с тем, встречало себе сильные препятствия в язычестве, глубоко еще вкорененном в народе, в нравах того времени. Язычество еще не отказалось от своего господства, и высылало из северных пустынь и лесов фанатиков для прельщения народа, не окрепшего в новой религии. Так, в 1071 году явился в Киев Волхв, или языческий жрец древних Славян и Финнов; он разглашал, что пять богов внушили ему следующее: поведай людям, что через четыре года Днепр потечет назад, и страны переменят свое положение, что Греческая земля очутится на месте Русской, а Русская на месте Греческой. Невежды слушали его, прибавляет летописец, но верные смеялись, и в одну ночь волхв пропал без вести 15 : быть может, насмешники нашли средство от него отделаться. В Киеве, где уже давно было распространено Христианство , и где, вследствие частых сношений с Грецией, было больше просвещения, волхвы находили верных, которые смеялись над их лесными вдохновениями. Не так было на Севере, куда Христианство едва проникло, и где финское язычество было еще в силе. В том же 1071 году, в Ростовской области произошел голод. Волхвы явились на сцену, разгласили в народе, что женщины виноваты в бедствии, и убивали несчастных; потом с огромною толпою фанатики пробрались на Белоозеро, распространяя всюду те же самые нелепости и преследуя женщин; здесь на Белоозере воевода В.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для борьбы с внутренними врагами Роман Диоген имел на своей стороне патриотов, сочувственно встретивших его кандидатуру на престол и много содействовавших его успеху. К сожалению, влияние их при дворе по силе не могло сравниться с влиянием их противников, основывавшемся на родственных и других прочных связях с лицами царствующего дома. Кроме патриотов, Диоген мог еще рассчитывать на поддержку родов, соединенных с ним фамильными узами, каков, например, был дом Комнинов, с которым он породнился, женив сына Константина на Феодоре Комниной. 853 Мать Феодоры, Анна Комнина, действовала в пользу Диогена; по этому поводу над ней потом был снаряжен суд Михаилом Парапинаком, она признана виновной и, вместе с сыновьями, сослана на остров Принца. 854 Наконец, Диоген вправе был ожидать поддержки от той части войска, которая еще не подверглась деморализующему влиянию порядков, утвердившихся при Константине Дуке. Между представителями военного сословия, помогавшими Диогену, мы почему-то видим много армян, каковы: Филарет, Качатур, Абукаб, Алиат. 855 Диоген недаром благоволил к ним и возвышал их; в трудных обстоятельствах они вспомнили о своем благодетеле и доказали признательность не только словом, но и делом, особенно Филарет и Качатур. Роман Диоген большую часть своего царствования провел в походах против турок: в марте 1068 г. он предпринял первый поход, с которого возвратился в январе 1069 г.; в апреле 1069 г. отправился во второй поход, с которого возвратился осенью того же года; весной 1071 г. двинулся в третий поход, с которого ему уже не суждено было возвратиться царем. Каждый из этих походов вызывал неудовольствие среди партии противников, с особенной силой возражавших против третьего похода. Когда Диоген не принял во внимание их возражений, они решились его погубить – с этой целью посеяли в его армии измену, которая, впрочем, и в прежних походах давала себя чувствовать. Как только с наступлением весны, в неделю Православия 1071 г., Диоген отплыл из столицы, он стал замечать какие-то подозрительные симптомы: то палатка, в которой он находился, обрушивалась, то дома, в которых он, не доверяя более палатке, располагался, воспламенялись и сгорали, то возмутился против него отряд немцев, то отряд варваров переходил на сторону неприятелей, то военачальник (Иосиф Тарханиот) покидал его на произвол судьбы и не давал подкреплений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Именно таких мирных, дружественных отношений между Норманнами и византийским двором не было в царствование Диогена. Пред вступлением Романа IV на престол, в конце правления Константина Дуки, южно-итальянские Норманны, уже захватившие большую часть греческих владений в Апулии и Калабрии, угрожали теперь Бриндизи и Бари и делали попытки перенести борьбу на Далматинский берег Адриатики. Летописи Барийские, история Амата и другие источники дают нам очень подробные сведения о борьбе Византии с Норманнами за это время. Особенно любопытны известия, сообщаемые Бенцо Альбийским, о сношениях Константина Дуки с Гейнрихом IV или, точнее, его опекунами, для заключения общего наступательного союза против Норманнов. Бенцо, выдающий себя главным посредником при этих сношениях, приводит якобы в подлиннике послания византийского императора к германскому. рассказы, а равно и документы Бенцо, конечно, в высшей степени подозрительны, но, по нашему мнению, основной Факт вполне достоверен 10 . В такой крайности, в какой находилась тогда Восточная империя, действительно могла зародиться мысль о том союзе, который после, несомненно, существовал между Гейнрихом IV, врагом папы и Норманнов, и Алексеем Комниным. Но переговоры между двумя империями не остановили ни норманнского оружия, ни норманнских успехов. В самом начале 1068 года Роман Диоген сделался правителем Восточной империи, а в августе или сентябре того же года Роберт Гвискар осадил главный центральный пункт греческой власти в южной Италии, многолюдный и богатый город Бари. Обладая значительным торговым флотом и хорошею пристанью, окруженной с трех сторон морем, Бари, в котором наиболее сильна была греческая партия и многочисленно греческое население, мог долго и с успехом защищаться. Роман Диоген, несмотря на свои турецкие походы, употреблял всяческие усилия поддержать дух осажденных, посылал им припасы, отправлял морские эскадры на помощь. Осада затянулась, и только на третий год, 15-го апреля 1071 года, Бари, последняя византийская твердыня и опора, был взят Норманнами, при помощи пизанского Флота, а на другой день Роберт Гвискар вступил в город 11 . В это время Роман Диоген открыл уже свою последнюю несчастную кампанию против Турок и 26-го августа 1071 года был в турецком плену. Уже отсюда видно, что во все время правления Романа Диогена не могло быть никаких брачных союзов или договоров у Византии с Норманнами, у Роберта с Диогеном. Византийские источники, Скилиций и следующие ему Кедрин и Зонара, прямо говорят, что при Романе не было мира с Норманнами, и что только Михаил VII Дука заключил с ними союз, отказавшись от своих прав на принадлежавшие Византии владения в Апулии и Калабрии и женив своего сына на дочери Роберта Гвискара 12 . Это было в 1076 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

1741 Omnes significationes pro suae cujusque societatis consensione animos movent, et quia diversa consensio est, diverse movent; nee ideo consenserunt in eas homines, quia jam valebant ad significationem, sed ideo valent, quia consenserunt in eas [Все знаки воздействуют на души по соглашению человеческого общества, и поскольку это соглашение каждом различно, то и знаки воздействуют на души различно, но не потому люди условились относительно них, что они уже были до того пригодны для обозначения, а потому они пригодны, что люди условились относительно них] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana II, 37, PL 34, 53). 1742 Quid est integritas locutionis, nisi alienate consuetudinis conservatio, loquentium veterum auctoritate firmatae [Что же такое чистота речи, как не сохранение чужого обычая установленного авторитетом древних?] (Augustinus Hipponensis. De doctrina Christiana II, 19, PL 34, 44). Cp.: De musica III, 2, PL 32, 1115. 1744 Illa res cui nomen impositum est, utique alio quoque nomine, non enim aliter poterat enuntiare [… та вещь, которой назначено имя, не могла быть выражена иначе, хотя, конечно, она могла быть названа другим именем] (Augustinus Hipponensis. Liber imperfectus de Gencsi ad litteram, 26, PL 34, 230). 1745 Omne quippe vocabulum ad distinetionem valet. Unde etiam nomen, quod rem notet, appellatum est, quasi notamen. Notet autem, id est distinguat et doctitanter ad discernendum adjuvet [Всякое слово способно к различению Отсюда и слово «имя», которое обозначает вещь, произошло как бы от слова «notamen» есть от notare – «Обозначает» значит разделяет и помогает ученому различению] (Augustinus Hipponensis. Liber imperfectus de Genesi ad litteram, 26, PL 34, 230). 1746 Aliter enim dicuntur verba quae spatia temporum syllabis tenent, sive pronuntientur, sive cogitentur [Иначе говорят слова, которые благодаря своим слогам требуют себя времени, произносят ли их или мыслят…] (Augustinus Hipponensis. De Trinitate IX, 15, PL 42, 968). Perveniendum est ergo ad illud verbum hominis… quod neque prolativum est in sonum, neque cogitativum in similitudine soni, quod alicujus linguae esse necesse sit [Теперь следует обратиться к тому слову человека… которое не обратилось в звук и которое не мыслили, как звук, наподобие того как это бывает со словом какого-нибудь языка] (Ibid. XV, 20, PL 42, 1071). Ср.: Ibid. XV, 19, PL 42, 1071.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Файл : Храм Тихона Калужского Aлekceebka2.jpg Материал из Азбука паломники История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 1453 × 1071 (610 Кб) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующие 2 страницы используют этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon PowerShot G5 Время экспозиции 1/640 с (0,0015625) Число диафрагмы f/4 Оригинальные дата и время 08:35, 29 июня 2006 Фокусное расстояние 7,1875 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 180 точек на дюйм Вертикальное разрешение 180 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS4 Windows Дата и время изменения файла 00:15, 12 августа 2010 Порядок размещения компонент Y и C Центрированный Версия Exif 2.2 Дата и время оцифровки 08:35, 29 июня 2006 Конфигурация цветовых компонентов Глубина цвета после сжатия 5 Выдержка в APEX 9,3125 Диафрагма в APEX 4 Компенсация экспозиции Минимальное число диафрагмы 2 APEX (f/2) Режим замера экспозиции Матричный Статус вспышки Вспышка не срабатывала, автоматический режим Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 5653,7102473498 Разрешение по Y в фокальной плоскости 5660,3773584906 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Тип сенсора Однокристальный матричный цветной сенсор Источник файла Цифровой фотоаппарат Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Коэффициент цифрового увеличения (цифровой зум) 1 Тип сцены при съёмке Стандартный Поддерживаемая версия FlashPix 1 Ширина изображения 1453 пикс. Высота изображения 1071 пикс. Дата последнего изменения метаданных 11:15, 12 августа 2010 Уникальный идентификатор исходного документа Версия IIM 2 Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Храм_Тихо...

Роман IV Диоген (1067-1071) – 4 года Михаил VII Дука (1071-1078) – 7 лет Никифор III Вотаниат (1078-1081) – 3 года Итого двенадцать императоров за пятьдесят шесть лет. Произведя нехитрую калькуляцию, мы обнаружим, что в среднем за этот период получается по 4,6 года на каждого императора, и уж явно никак не тринадцать лет. То бишь, никакого «ляпа» в утверждении автора фильма нет. Чтобы ляп возник, рецензенту понадобилось обрубить фразу, исказить её, и приписать автору мысль, которой он на самом деле не высказывал. Спрашивается: зачем это было делать? Что двигало при этом рецензентом? Какие установки заставляли его опуститься до столь примитивного подлога? Эти вопросы встают тем более остро, что подобная подтасовка в коротенькой рецензии далеко не единственная. Смотрим другой пример, где С.А. Иванов с иронией пишет: «Цитирую слова ведущего: «Появилось невиданное прежде изобилие товаров». Вот те на! А раньше, значит, перебои наблюдались в богатейшей из империй? Так, может, с этим и надо разобраться поподробнее?» Давайте разберёмся поподробнее. Здесь рецензент убеждает нас, что будто бы, по словам автора фильма, только после предоставления Алексеем I европейским купцам права беспошлинной торговли, в Византии появилось «изобилие товаров». Любых товаров. Так сказать, товаров вообще. А теперь обратим внимание на то, как в фильме звучит целиком процитированная фраза: «Появилось невиданное прежде изобилие европейских и азиатских товаров». И снова мы видим, как тут виртуозно потрудились ножницы рецензента, чтобы превратить вполне адекватное высказывание в очередной «ляп». В полном виде фраза говорит о том, что после усиления присутствия в Византии европейских купцов, появилось изобилие европейских же товаров. А также и тех азиатских, которые входили в сферу торгового оборота тех же венецианцев, генуэзцев и т.п. Нетрудно догадаться, что до этого Византия довольствовалась товарами внутреннего рынка; присутствовали, разумеется, и зарубежные, как с запада, так и с востока, но не в изобилии. Никакого противоречия тут нет.

http://pravoslavie.ru/36384.html

10 Ср.: Kazhdan А., Constable G. People and Power in Byzantium: An Introduction to Modern Byzantine Studies. Washington (DC), 1982. P. 149. 11 Тема «отвоевания и консолидации» давно стала общепринятой при описании данного периода в работах по византийской истории: Jenkins R. Byzantium: The Imperial Centuries A.D. 610–1071. London, 1966; Kazhdan A. Age of Recovery and Consolidation (ca. 800/850–1000)//ODB. Vol. 1. P. 352–353. 12 Gelzer H. Ungedruckte und ungenugend veroffentlichte Texte der Notitiae Episcopatum//Abhandiungen der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. 1901. Bd. 21. S. 576–579; полезная сводка: Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor… P. 34–35. 14 Grumet V. Les pa triarches grecs d’Antioche sous la seconde domination byzantine//EO 33 (1939). P. 130–147. 15 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe 500–1453. London, 1971; Idem. Six Byzantine Portraits. Oxford, 1988 [Оболенский Д. Византийское Содружество наций; Шесть византийских портретов. М., 1998]. 16 Vita Nilii//PG, 120, col. 15–165;Hamilton В. The City of Rome and the Eastern Churches in the Tenth Century//OCP 27 (1961). P. 5–26. 17 Lossky V. The Vision of God. London, 1963. P. 123,126 [Лосский B.H. Боговидение. М., 1995. С. 110–116]. См. обзор истории Афона в XIV веке: Meyendorff J. Mount Athos in the Fourteenth Century: Spiritual and Intellectual Legacy//DOP 42 (1988). P. 157–165. 19 Meyendorff J. Les causes directes du schisme//Le Messager Orthodoxe 7 (1959). P. 4–5; ср.: Nicol D.M. Byzantium and the Papacy in the Eleventh Century//JEH 13 (1962). P. 6–7. 20 Kazhdan A.P., Epstein A.W. Change in Byzantine culture in the eleventh and twelfth centuries. Berkeley, 1985. P. 73. 21 См. специально: Lemerle P. Byzance et la croisade//Relazioni del X Congresso Internazionale di Scienze Storiche. Florence, 1955. Vol. 3. P. 598. 23 Tellenbach G. Die Bedeutung des Reformpapsttums fur die Einigung des Abendlandes//Studii Gregoriani 1 (1947). P. 125–149. 25 Christian UnityCouncil of Ferrara–Horence l438/39–1989/Alberigo G., ed. Louvain, 1991. P. 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Петропавл.-Соломен., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Старчицкий, Мин. г., I, 359. Петропавл.-Серектин, Сереткин или Сироткин, Пск. г., I, 358. Печенгская-Спасск., Волог. г., II, 1053. Печенгский-Новый-Кольский, II, 1284. Печеницкий-Стародубский, II, 1326. Печенский-Спасо-Преображ., Волог. г., II, 1054. Печерская-Киевская, II, 871. Печерский-Вознес.-Нижегор., II, 1055. Печерский – Молчанский – Путивльский, II, 934. Печерский-Успен.-Псковский, I, 398. Печеры Новые Успен. – Посолотин, С.-Петерб. г., II, 1078. Пивский-Городищенский, Киевской г., II, 1056. Пинский-Богоявл.-Братский, I, 71. Пирогова, Новг. г., II, 1213. Пичерская – Казан.-Богород.-Жадовск., Симб. г., I, 240. Пищугова или Пищеговская, Влад. г., II, 961. Плескова или Плесская-Никол., Пск. г., II, 962. над Плесом Спасо-Преобр., Костр. г., II, 1165. Плесская-Ильин., Туль. г., II, 823. Плотинский – Евфимиев – Новгородский, I, 188. Площанская-Богор., Орл. г., II, 1057. Подгородная-Геронтиева-Влад., Каз. г., I, 459. Подгородный-Богосл.-Хлынов., Вят. г., II, 661. Подгорский – Пушкаровский – Ладинский, Полт. г., II, 1071. Подлесская-Николаев., Смоленской г., II, 1100. в Подлесье Николаев. – Сендегская, Костр. г., II, 963. Подлютовский, Новг. г., II, 741. Подольный-Успен.-Николаев., Волог. г., II, 1058. Подольский-Петропавл.-Киевск., I, 357. Покров.-Авраамиев-Чухлом., II, 597. Покров.-Аграфенинск., Ряз. г., I, 3. Покров.-Балахнинский, II, 1061. Покров.-Болдинский-Астрах., II, 1068. Покров.-Васильевск., Нижег. г., I, 371. Покров.-Верхотурский, I, 372. Покров.-Воронежский, II, 1060. Покров.-Высоцкий-Боровский, II, 754. Покров.-Глушицкий, Волог. г., II, 766. Покров.-Данковский, II, 1063. Покров.-Добрый, Калуж. г., II, 784. Покров.-Зверин-Новгородск., II, 806. Покров.-Краснослободский, II, 1062. Покров.-Кукарский, Вят. г., II, 1069. Покров.-Кукоцкий, Влад. г., II, 1070. Покров.-Ладинский, Полт. г., II, 1071. Покров.-Макошинск., Черн. г., II, 1073. Покров.-Нерлинский, Влад. г., II, 1072. Покров.-Озерский или Озеретцкий, С.– Петерб. г., II, 1067.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010