Соф.1:7 ; Зах.2:17 ) и сам обличаемый враг мнимо-всемощный! Посрамятся и не защитят все идолы его, когда взглянет на них Иегова (сн. Иер.51:47 ; Ис.46:1 ). Под храмом разумеется здесь или небо ( Втор.26:15 ; Пс.10:4 ) или (что ближе к духу всей речи и контексту ст. 17) храм Иерусалимский (сн. Ис.66:6 ; Иоил.4:16 ; Ам.1:2 ; Ион.2:18 ). «Идолы немы и лишены всякой силы; а Владыке нашему как бы некиим храмом служит небо, и на земле в Иерусалиме есть у Него посвященное Ему место» 165 . XI. Евангельский смысл доселе-сообщенных откровений В книге Деяний Апостольских о пророках и временах апостолов говорится, что вси пророцы от Самуила и иже по сих, елицы глаголаша, предвозвестиша дни сия ( Деян.3:24 ). Посему и в откровениях пророков, кроме обстоятельств ветхозаветного домостроительства, более или менее близких и важных для первых слушателей, предуказывались еще некоторые дни и события новой благодати. 1. Св. апостол Павел начальные слова первого Божественного ответа прилагает к своим современникам, предостерегая их, чтобы не сбылось над ними сказанное у пророков: блюдите убо, да не приидет на вас реченное во пророцех: видите нерадивии и чудитеся, узрите и исчезнете: яко дело Аз соделаю во дни ваша, емуже не имате веровати, аще кто повеет вам ( Деян.13:40,41 ). Апостол угрожает бедствиями римской войны. Итак в бедствиях от нашествия халдеев предуказывались бедствия римского нашествия, пророчество о первых касалось вместе и последних. У пророка речь обращена к презорливым – к Иудеям, которые не имели страха Божия и не радели о законе Божием: речь апостола также обращена к Иудеям, которые уже слышали от него доказательства божественности Мессии ( Деян.13:16 и дал.) и которые, не приняв их, очевидно ничем не отличались бы от прочих единоверцев, присно противившихся Св. Духу, презревших Иисуса Христа с его чудесами и знамениями, не узнавших Его, хотя они имели глаза и уши и читали о Нем каждую субботу ( Деян.13:27 ), – убивших Святого и Праведного, гнавших Его учеников и Веру...

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Потом, когда чтец перестанет, Предстоятель посредством слова делает наставление, и увещавает последовать тем прекрасным правилам. После того все вообще встаем и возсылаем молитвы. Когда же окончим молитву, тогда, как сказали мы выше, приносится хлеб, вино и вода; и Предстоятель также возсылает молитвы и благодарения, сколько он может. Народ возглашает Аминь; и бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над коими совершено благодарение; а к небывшим посылаются они чрез Диаконов». Подобным образом говорит о порядке Литургии и на Западе Тертуллиан . Предметы указаны и в Апостольских описаниях собраний Церкви при Апостолах ( Деян.2:42 . Кор.1:11:14). Все священнодействие воспоминается сперва на Проскомидии пред Литургией втайине, как бы пророчественно, при уготовлении самого вещества или вещественных видов для Евхаристии. Пророчественно: священнодействующий произносит теперь слова Пророков ( Ис.53:7. 8 . Деян.8:32 . Пс.44:10 . сн. Евр.1:8. 9 . Пс.92:1 . Зах.12:10 . сн. Иоан.19:34. 37 ). В Проскомидии из одной просфоры (приноса), – (так называемой потому, что прежде Христиане приносили в Церковь не только свечи, денежное подаяние как ныне, но и хлебы для Богослужения нужные), самая средина 180 в воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и полагается на священном блюде. Часть сия именуется Агнцем, и над ней с произношением пророческих слои совершается крестообразное заколение, распятие и прободение, при чем тотчас вливается в чашу вино, растворенное водой, в образ истечения из ребра Христова крови и воды 181 . Хлебов приносимых было прежде множество: они приносимы были в честь Святых, в память усопших и о спасении живущих Христиан. Всех их нельзя было помещать на жертвеннике, особливо на дискосе, где возлежит часть Господня, Агнец, как следует быть и прочим просфорам, для чести приношения и для освящения их, столько наипаче для того, чтобы изобразить различные отношения к Спасителю, Святых Христиан живущих и усопших. По сему стали выниматься из приносимых тех хлебов частицы, с воспомпнанием, за кого принесены хлебы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

е., всякой человек (под. Пс. 65:2 ; Иоил. 2:28 ), – все люди; ибо Господь восстал теперь, как бы, от сна, подвигся на спасение всех людей из облак 29 святых своих. «Облаками же святыми, – поясняет бл. Феодорит, – (пророк) справедливо называет пророков не свое вещающих, но в Духе благодати, как в некоем море, почерпающих пророческий дождь. Сказует же пророк, что из облак восстает и приходит Господь; потому что, чрез них предвозвестив Свое пришествие, и, приведя в исполнение предвозвещенное, самой действительностью, доказал божественность пророчества. Что это пророчество исполнилось действительно и непререкаемо, по вочеловечении Бога и Спасителя нашего, – это можно дознать из самого события; потому что, по сем вочеловечении, тысячи язычников, оставив прежнюю прелесть, прибегли к Богу всяческих, и наименованы людьми Божиими; по сем вочеловечении стал обитать в Иерусалиме благочестивый сонм, собранный из язычников, по сем вочеловечении всякая плоть и первое пришествие Спасителя приемлет, и с трепетом ожидает Его второго пришествия». (Бл. Феодорит). Глава 3 Ст. 1. И показа ми Господь Иисуса, иереа великаго, стояща пред лицем ангела Господня, и диаволъ стояше одесную его, еже противитися ему. С евр.: И показал Он мне Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. Три первые видения, показанные св. прор. Захарии, изображали судьбу церкви Божией на земле, вообще, четвертое же, и следующие видения, изображают эту судьбу – в частности, в подробностях. Пророк Божий видит иерея великого, т. е. первосвященника Иисуса, надобно полагать, сына Иоседекова, того самого, которого св. Захария и св. Аггей побуждали строить храм ( Агг. 1:1 ; Сн. Зах. 6:11 ). Первосвященник, в видении, стоял пред лицем Ангела Господня, – пред Ангелом Иеговы, а так называется Сам Сын Божий, Ангел завета; по правую руку Ангела, как обвинитель (см. Пс. 108:6 ), стоял сатана, который, как враг церкви Божией, явился на суд Божий для того, дабы воспрепятствовать 30 первосвященнику построить храм Божий, восстановить Богослужение, жертвоприношения и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Что сказано в 17 стихе вообще о вступлении Евреев в свои прежние владения и во владения окрестных Палестине народов, по возвращении из плена, то здесь и в следующем стихе раскрывается подробнее. Именно, те, «иже во Нагеве» 29 , т. е. которые поселятся на южной стороне Иерусалима или Иудеи, те займут «гору Исавову», – овладеют Идумеею (ст. 18), а поселившиеся «в раздолии» 30 , т. е. на равнинах и местах низменных, те наследят «иноплеменники», те покорят Филистимлян и завладеют их землями. Это пророчество о завладении Филистимскими землями большею частью исполнилось при Маккавеях. Один из них Ионафан овладел лучшими городами Филистимлян – Иамниею (Иавни, Зания), которую отнял у Сирийского военачальника Аполлония , Аккароном (Екрон), получив его в дар от Сирийского царя Александра Валы, Азотом и Аскалоном, после победы над Аполлонием. Газа была взята Симоном Маккавеем (см. 1Мак. 5:65, 5:68 ; 2Мак. 10:16, 10:32 . Сн. Зах. 9:5–7 ). Пророчество св. Авдия исполнилось. «И возмут гору 31 Ефремову, и поле Самарийско». Часть берется вместо целого; «гора Ефремова» означает царство Израильское, коего представителем и главным виновником его отделения от Иудейского было колено Ефремово; «поле Самарийско» означает Самарию или страну Самарийскую. Т. е. возвратившиеся Израильтяне займут места в бывшем царстве Израильском и Самарию 32 . Последняя была покорена сыном Симона Иоанном Гирканом (т. е. разорителем), который разрушил при сем и храм Самарийский, а, по завладении Сириею и Палестиною Римлянами, подарена была Римским императором Августом Ироду Аскалонитянину. " Вениамина 33 и Галаадитиду» 34 . Т. е. Евреи, по возвращении, «будут владеть жребием Вениамина и всею Галаадитидою» (бл. Феодорит). Вообще св. пророк дает разуметь здесь, что настанет время, когда Господь Бог помилует народ Свой, возвратит его из плена, и он займет свои прежние владения в земле обетованной, конечно, не вдруг, а постепенно 35 . Авд. 1:20 . И преселения начало сие сыном Израилевым, земля Хананейска до Сарепты: преселение же Иерусалимле до Ефрафа: и наследят грады Нагевовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Затем отцы Стоглавного Собора говорят: «не писано ли в законе, не постризайте брад своих ( Лев. 19:27 ), се бо женам лепо, мужем же не подобно; создавый Бог судил есть; (и) Моисеом рече: постризало да не внидет на браду вашу, се бо есть мерзость пред Богом ( Числ. 6:5 ); вы же се творяще, человеческаго ради угождения, противящеся законом, ненавидими будете от Бога, создавшаго нас по образу; аще бо хощете Богу угодити, отступите от зла». Эти слова мы находим и в так называемых, книгах постановлений апостольских 166 : но должно заметить, что а) данное в книге Левит повеление евреям не брить брады, – не было каким-либо существенным постановлением религии и закона, по особенному уважению к браде, как хочет понимать это Стоглав, а было направлено против обычаев языческих, по которым брадобритие выражало скорбь, например о умершем, ближнем человеке, при чем скорбящие люди налагали и раны на своем теле (сн. ст. 28): б) в книге Числ Собор неправильно читает: «постризало да не взыдет на браду вашу»: должно читать: на главу вашу, и притом это правило закона касается назореев, имевших обычай посвящать свои волосы Богу, а не всех вообще евреев. После сего Собор излагает увещание к пастырям Церкви, заклиная их важностию их сана, обетованием будущих благ, чтобы они своею духовною властию запрещали своим детям духовным брадобритие (гл. 40). 4) «Христиане, замечал еще царь, клянутся именем Божиим во лжу, и всякими клятвами, лаются (поносят друг друга) всякими укоризненными и непристойными словами (вопр. 27 и 28 из первых); в народе особенно усилилось нецеломудрие, гордость, зависть, неправда: пастырям духовным должно обратить на это все свое внимание, поскольку за грехи такие гнев Божий приходит на землю нашу и чем Господь не наказа нас ныне»? (вопр. 29 из первых). «Всего хуже, отвечал собор, преступать крестное целование, целовать на криве св. крест или иконы святыя; пророк Захария, видев серп огнен, сходящий с небеси на землю, вопросил, что значит Господи серп сей? И было сказано: гнев Божий есть, серп сей, и посылается от руки Божия на тех, которые на криве роте ходят (ложно клянутся)» ( Зах. 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

2) Некоторые довольно ясные свидетельства о том самих священных книг. Сюда относятся, во-первых, все те места, где говорится, что сам Бог – а) повелел тому или другому посланнику своему написать что-либо, например, Моисею: рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесный ( Исх. 17, 14 ; сн. 31, 18; 32, 15–16; 34, 1 и 27–28; Втор. 9, 10–11; 10, 1 и 2; 31, 19); или – Исайи: приими себе свиток нов велик, и напиши в нём писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо (8, 1); б) повелел именно написать словеса или откровения свои, например, Моисею: напиши себе словеса сия: в словесех бо сих положих тебе завет, и Израилю ( Исх. 34, 27 ); Иеремии: впиши вся словеса в книги, яже глаголах к тебе ( Иер. 30, 2 ); Иезекиилю: сыне человеч, напиши себе имя дне этого, от негоже укрепися царь Вавилонский на Иерусалим, от этого дне, иже днесь: и рцы притчу к дому прогневляющему, и речеши к дому прогневляющему, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь (24, 2–3); Аввакуму: впиши видение, и яве на доске, яко да постигнет читаяй я (2, 2),– и замечается, что в) посланники Божьи, действительно, и писали книги по словеси Господню ( Числ. 33, 2 ), и изложили в них словеса Господня ( Исх. 24, 4 ). Во-вторых – все те места, где священные писатели, начиная излагать учение, или речь пророческую, или истории, или что-либо другое, восклицают: слышите слово Господне ( Иез. 6, 3 ; Осии 4, 1 ), слышите слово Господа Адоная ( Иез. 25, 3 и др.); или: и бысть слово Господне ко мне... ( Иез. 21, 1 и 8; Захар. 6, 9; 8, 18 и др.), бысть слово Господне к Захарии Варахиину ( Зах. 1,1 ), слово Господне, еже бысть ко Иоилю ( Иоил. 1, 1 ); или: тако глаголет Адонаи Господь ( Иез. 2, 4. 11 ; Ис. 50, 1 и др.), сия глаголет Адонаи Господь ( Иез. 23, 32 и др.), сице глаголет Господь Вседержитель ( Агг. 1, 2 ; Мал. 1, 4 ); или: пророчество словесе Господня на Израиля рукою ангела его ( Мал. 1, 1 ), слово Господне рукою Аггея пророка глаголя... ( Агг. 1. 3 ). Таких мест бесчисленное множество в священном Писании, и Иудеи не могли не верить им, зная, что так свидетельствовали о себе истинные посланники Божьи, которые подтвердили своё божественное посольство чудесами и пророчествами. Наконец, в-третьих, относятся все те места, где –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Пророки, изобразив всю земную жизнь Иисуса Христа, не преминули сказать и о Его вознесении на небо. Так, говорит пророк Давид: Вознесися на небеса Боже, и по всей земли слава Твоя ( Пс.56:6 )! Возмите врата князя ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы ( Пс.23:7 ). Замечательно, что евреи и до днесь с особой торжественностью воспевают в Синагоге чудесное вознесение Мессии, говоря: «ингоре мале» – Он вознесется на небо, – «весиато дишмае – и будет достигать высочайших небес», и, как-бы видя самое восхождение Мессии на небо, восклицают: «писхи-ли шаре цедек» – отверзетися врата небесная; да внидет Царь славы. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне ( Пс.46:6 ), – Сн. Дан.7:13 и 14. Зах.13 и 14). О сем и сам И. Христос предсказал: узрите Сына человеческаго восходяща, идеже бе прежде ( Ин.6:62 ), и, согласно предсказании, Он, в сороковой день по воскресении Своем, вознесся на небо, и сел, по словам пророка Давида, одесную Отца: Седи одесную Меня, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих ( Пс.109:1 ). Или, как о сем говорится в Новом Завете: Господь же, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк.16:19 ). И Апостол Павел говорит о Христе: Он едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога ( Евр.10:12 ). После вознесения Христова св. Апостолы, исполненные Духа Божия, нисшедшего на них в Пятидесятницу в виде огненных языков, продолжали проповедывать Божественность своего учителя, что Он есть истинный Мессия, обещанный человеческому роду. Бесчисленные чудеса сопровождали проповедь их, подтверждая то, что Апостолы возвещали. Так, хромой от рождения, имевший более 40 лет, исцелен во имя Иисуса Христа в виду всего народа. Одна тень Апостола Петра возвращала здоровье многим больным, которых полагали при пути, где ему должно было проходить. В две проповеди этого Апостола, восемь тысяч иудеев, как в Иерусалиме живших, так и пришедших туда из всех стран света, обратились ко Христу, и, оплакивая страшный свой грех – Христоубийство, возродились в спасительных водах крещения, веруя во имя Того, Которого они распяли пред этим за два месяца. На одном этом не остановилось дело Христово. Число исповедников Христа умножалось с каждым днем. Сам Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви ( Деян.2:47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

2:8. раи в Едом (едем Л. Гр. и др., кроме Лоб. Зах.) на встоцъ (-цхъ Гр. Перф.) Gl. и кир.; παρδεισον ν δμ κατ νατολς; paradisum voluptatis à principio. 2:10. исходит от Едома. и напает раи Gl.; сходить (исхожаше Перф. 49) Едемл (вст. на пладне Гр.) напатъ (и напаеть Оф. Лоб. Рум. 304. Гр.; и напоше Перф. Стеф. 170) ра (раи Гр. в все др.) Л. и др.; κπορεεται (πορεετο 72.) ξ δμ ποτζειν τν παρδεισον; eggrediebatur de loco voluptatis ad irrigandum paradisum. 2:11 (и 13), сн обходещи (-щи) Gl. и кир.; οτος κυκλν (т.е. ποταμς); qui circuit; ibid. ест лато Gl. и кир.; στιν τ χρυσον nascitur aurum. 2:12. т ест антракос (анътрасъ Гр.; мфраксъ Л. и др.). и камен елени Gl. и кир.; κε στιν νθραξ κα λθος πρσινος; ibi inventor bdellium et lapis onychinus. 2:14. сн текщи (-щи Л. Оф. 50. 63) Gl. и кир.; οτος πορευμενος (т.е. ποταμς); ipse vadit. 2:16. от всакого (всего Зах. Л. Оф. Перф. 49. 50. 63.) дрва сщаго (же сть Зах. Стеф. 50. 170; проп. Лоб.) в раи Gl. и кир.; π παντς ξλου το ν τ παραδεσ; ex omni ligno paradisi. 2:20. 104 нарее в истин (проп. Гр. и все др.) Адам имена всм скотом Gl. к кир.; κλεσεν δμ νματα (νομα 106. 107. 12У.) πσι τος κτενσις L.; appellavit Adam nominibus suis cuncta animantia (и далее). 3:1. и рее ми Gl. и кир.; κα επεν φις: qui dixit. 3:2. рее жена кь мии от плода (проп. Гр. и все др.) вського (всего Гр. и др.) дрва еже ест (проп. еже ест Гр.; сущаго Л. и др., кроме Зах. Стеф. 170) в раи Gl. и кир.; επεν γυν τ φει· π καρπο (проп. 134; παντς L. A. Compl. 15. 18–20. 32. 37. 38. 56. 59. 61. 72. 74. 76. 82. 106–108.128.135; παντς καρπο 14. 16. 25. 57. 73. 78. 79. 130. 131; вст. παντς X) το ξλου το παραδεσου (το ν τ παραδεσ 38. 56. 59. 72. 74. 76. 79. 106.127. 129; ν τ παραδεσ 107) Vat. и др.; cui respondit mulier: de fructu lignorum, quae sunt in paradiso. 3:6. год (годно Л Ляп.) оима видти красно же (и кр. Гр. и др.; вст. сть Стеф. Лоб. Ляп. 170) рамти (рти Оф.; виднимь Зах.) Gl. и кир.; ρεστν τος φθαλμος δεν, κα ραν στι (проп. Ин. Злат.) το κατανοσαι L. и др.; pulchrum oculis, aspectuque delectabile.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

§ 194. Человек деятельно участвует в том, что совершает в нём и чрез него благодать Божия    1. В св. Писании очень раздельно изображается, что все дело освящения человека от начала до конца есть дело благодати Божией и вместе самого человека. Так говорится: а) об обращения человека: обрати мя, и обращуся (Иер. 31:18), а с другой стороны: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам (Зах. 1:3); или: приближитеся Богу, и приближится сам (Иак. 4:8); примиритеся с Богом (2 Кор. 5:20); б) о последовании Христу: никтоже может приити ко мне, аще не Отец, пославый мя, привлечет его (Иоан. 6:44), а с другой стороны: иже не приимет креста своего, и в след мене грядет, несть мене достоин (Матф. 10:38; сн. 19, 21); в) о возрождении: аще кто не родится водою и Духом, не может внити во царствие Божие (Иоан. 3:5), и вместе: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимете дар Святаго Духа (Деян. 2:38); г) об обновлении; и дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедех моих ходят, и оправдания моя сохранят и сотворят я (Ез. 11, 19. 20), и вместе: отвержите от себе вся нечестия ваша, имиже нечествовасте ко мне: и сотворите себе сердце ново, и дух нов, и сотворите вся заповеди моя (Ез. 18, 31; снес. Иак. 4:8); д) о соединении со Христом: будите во мне и аз в вас (Иоан. 15:4), и далее: иже будет во мне, и аз в нам, той сотворит плод мног (- 5).    2. Ту же истину выражает св. Писание, когда свидетельствует, что от свободы человека зависит: а) быть добрым или злым: аще хощете, и послушаете мене, благая земли снесте; аще же не хощете, ниже послушаете мене, мечь вы пояст(Ис. 1:19. 20); б) последовать Христу: аще кто хощет по мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по мне грядет (Матф. 16:24); в) стремиться к высшему совершенству: аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди в след мене (Матф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

Книга пророка Захарии    Пророк Захария называется серповидцем по причине виденного им свитка, изогнутого в форме серпа (см. Зах. 5:1-4). Происходил Захария из священнического рода и был сыном Варахии и внуком Аддая. К пророческому служению он был призван в раннем возрасте и начал свое служение во второй год Дария I (520 г. до Р.Х.), будучи современником пророка Аггея. Захария, как и Аггей, побуждал народ к завершению постройки храма. Он закончил свою пророческую книгу уже после освящения храма в 516 году до Р.Х. Книга пророка Захарии отличается, подобно Книге пророка Иезекииля, обилием символических видений и, сверх того, подробными предсказаниями о последних днях жизни Спасителя и о таких частностях Его жизни, каких нельзя найти ни у одного из пророков, например: о входе Господа во Иерусалим на ослице, о предании Его за 30 сребреников, о прободении Его ребра на кресте, о бегстве апостолов из Гефсиманского сада. Устами Захарии Бог призывал евреев к искреннему благочестию, говоря: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф» (Зах. 1:3). «Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбив судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:16-17).    Содержание Книги пророка Захарии:    призыв к покаянию (Зах. 1:1-6);    видение Ангела среди мирт (Зах. 1:7-17);    видение четырех всадников (Зах. 1:18-21);    видение Ангела с землемерной веревкой (Зах. 2 гл.);    видение Первосвященника Иисуса как Мессии (Зах. 3 гл.);    видение золотого светильника (Зах. 4 гл.);    видение летающего свитка и ефы (Зах. 5 гл.);    видение четырех колесниц и Мессии в образе Первосвященника (Зах. 6 гл.);    пророческие речи Захарии о новозаветных временах (Зах. 7-8 гл.);    мессианские предсказания (Зах. 9-11);    о благодатных дарах, подаваемых верующим (Зах. 12 гл.);    пророчества о Мессии и об искуплении Иерусалима (Зах. 13-14 гл.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010